Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / МИГРАЦИОННЫЙ ПОТОК / ДЕПОПУЛЯЦИЯ / ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бескровная (Акулич) О.В.

Экономическая безопасность являет собой такое состояние устойчивого экономического роста, удовлетворения общественных потребностей, высокое качество управления и защиту экономических интересов населения. Обеспечение экономической безопасности имеет поуровневую структуру: мегауровень, макроуровень, мезоуровень и микроуровень. Экономическая безопасность региона - мезоуровень - это такая совокупность условий и факторов, которая приводит к положительным результатам экономической политики региона; мезоуровень экономической безопасности является относительно слабо изученным. Проблемными аспектами экономической безопасности региона могут быть: ухудшение демографических показателей региона рост техногенной нагрузки на регион, высокий уровень безработицы, рост миграционных потоков, ухудшение состояния объектов инфраструктуры, повышение зависимости экономики от импорта. Магаданская область имеет лидирующие или высокие позиции по ряду основных показателей уровня жизни населения: среднедушевой доход - выше среднероссийского в 1,6 раза, имеется существенное превышение по среднему размеру назначенных пенсий, низкий уровень безработицы и низкая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Экономическое развитие региона находится под существенным влиянием горнодобывающей и рыбной промышленности; однако, проводится диверсификация сфер производства. При прочих положительных явлениях в поле экономической безопасности Магаданской области отмечается два фактора риска: проблемы в жилищном секторе и депопуляция. Жилье не соответствует нормативным параметрам качества, относительно привлекательным население считает только жилищный рынок г. Магадана. Схемы инвестирования в жилищный рынок не учитывают специфику системы расселения регионов Севера и дифференциацию населения по платежеспособности. Жилищный аспект экономической безопасности Магаданской области тесно связан с популяционным: население стремится переехать в более благоприятные с климатической точки зрения регионы, дополнительными факторами являются низкое качество жилья, износ жилья на вторичном рынке, износ инфраструктуры, высокие расходы на ЖКУ, низкая покупательная способность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC RESILIENCE AT A REGIONAL LEVEL (CASE OF THE MAGADAN REGION)

Economic resilience (economic security) is such a state of sustainable economic growth, which is characterized by fulfillment of public needs, high quality state administration and protection of the economic interests of the population. Ensuring economic security is a tiered phenomenon: it is implemented at mega-level, macro-level, meso-level and micro-level. The economic security of a region (i.e. mesolevel) is such a combination of conditions and factors that leads to positive results of the economic policy of the region; the meso-level of economic security is relatively poorly studied. The problematic aspects of the economic security of a region can be: the deterioration of the demographic indicators of the region, the growth of technogenic pressure on the region, high unemployment, the growth of migration flows, the deterioration of infrastructure facilities, and the increased dependence of the economy on imports. The Magadan region has a leading or high position in a number of key indicators of the standard of living of the population: the average per capita income is 1.6 times higher than the national average, there is a significant excess in the average size of pensions, low unemployment and a low proportion of the population with incomes below the subsistence level. The economic development of the region is significantly influenced by the mining and fishing industries; however, the spheres of production are being diversified. With other positive developments in the field of economic resilience of the Magadan region, there are two risk factors: problems in the housing sector and depopulation. Housing does not meet the standard quality parameters, the population considers only the housing market of Magadan to be relatively attractive. Schemes for investing in the housing market do not take into account the specifics of the settlement system of the regions of the Russian North and the differentiation of the population in terms of solvency. The housing aspect of the economic resilience of the Magadan Region is closely related to the population one: the population tends to move to regions that are more favorable from a climatic point of view, additional factors are the low quality of housing, deterioration of housing on the secondary market, deterioration of infrastructure, high costs for housing and communal services, low purchasing power.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Экономическая безопасность региона (на примере Магаданской области)

сч сч о сч

о ш т

X

3

<

т О X X

Бескровная (Акулич) Оксана Владимировна,

д.э.н., доцент, кафедра экономики, Северо-Восточный государственный университет, oksanaakulich@rambler.com

Экономическая безопасность являет собой такое состояние устойчивого экономического роста, удовлетворения общественных потребностей, высокое качество управления и защиту экономических интересов населения. Обеспечение экономической безопасности имеет поуровневую структуру: мегауро-вень, макроуровень, мезоуровень и микроуровень. Экономическая безопасность региона - мезоуровень - это такая совокупность условий и факторов, которая приводит к положительным результатам экономической политики региона; мезоуровень экономической безопасности является относительно слабо изученным. Проблемными аспектами экономической безопасности региона могут быть: ухудшение демографических показателей региона рост техногенной нагрузки на регион, высокий уровень безработицы, рост миграционных потоков, ухудшение состояния объектов инфраструктуры, повышение зависимости экономики от импорта. Магаданская область имеет лидирующие или высокие позиции по ряду основных показателей уровня жизни населения: среднедушевой доход - выше среднероссийского в 1,6 раза, имеется существенное превышение по среднему размеру назначенных пенсий, низкий уровень безработицы и низкая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Экономическое развитие региона находится под существенным влиянием горнодобывающей и рыбной промышленности; однако, проводится диверсификация сфер производства. При прочих положительных явлениях в поле экономической безопасности Магаданской области отмечается два фактора риска: проблемы в жилищном секторе и депопуляция. Жилье не соответствует нормативным параметрам качества, относительно привлекательным население считает только жилищный рынок г. Магадана. Схемы инвестирования в жилищный рынок не учитывают специфику системы расселения регионов Севера и дифференциацию населения по платежеспособности. Жилищный аспект экономической безопасности Магаданской области тесно связан с популяционным: население стремится переехать в более благоприятные с климатической точки зрения регионы, дополнительными факторами являются низкое качество жилья, износ жилья на вторичном рынке, износ инфраструктуры, высокие расходы на ЖКУ, низкая покупательная способность.

Ключевые слова: экономическая безопасность региона, магаданская область, устойчивое развитие, диверсификация, благосостояние, миграционный поток, депопуляция, жилищная сфера

Категория экономической безопасности представляет собой многоуровневое комплексное образование и включает в себя ряд «уровней»: экономическую безопасность государства, региона, социальной группы и человека. Существующие в экономике подходы к интерпретации категории «экономическая безопасность» можно условно разделить на личностно-ориентирован-ные и институциональные. В рамках так называемого личностно-ориентированного подхода экономическую безопасность человека можно понимать как гарантированную защиту его ключевых интересов в различных жизнедеятельности [3, с. 62]. Экономист С. В. Казанцев также интерпретирует экономическую безопасность через категорию личностного блага, через понятие защищенности; целью обеспечения экономической безопасности является именно защищенность [6, с. 48-49]; аналогичный подход представлен в работах К. Х. Ипполи-това [5]. Институциональный подход к дефинированию экономической безопасности исходит из экономического статуса государства в контексте разных уровней государственного управления.

В случае Российской Федерации, которая представляет собой федеративное государство, государственное управление реализуется на нескольких уровнях, которые, в свою очередь, коррелируют с уровнями обеспечения экономической безопасности страны. Данный подход представлен и в федеральном законодательстве (закон «О безопасности» № 390-Ф3), положения которого указывают, что обеспечение экономической безопасности входит в сферу ответственности президента, Совета безопасности, правительства, федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления [9]. М. Н. Руденко также акцентирует поуровневую структуру обеспечения экономической безопасности: мегауровень (макрорегио-нальная - европейская, азиатская, и т.п.); макроуровень (национальная); мезоуровень (отраслевая и региональная); микроуровень (на уровне предприятий и личности) [11,с. 24]. Экономическую безопасность можно описать как особое состояние властных институтов власти, при котором обеспечивается защита национальных интересов в плане экономического и оборонного потенциала.

В публикации Л. И. Абалкина представлена следующая дефиниция экономической безопасности: состояние экономики, характеризующееся устойчивым экономическим ростом, удовлетворением общественных потребностей, высоким качеством управления, защитой экономических интересов [1, с. 8]. Подход В. К. Сенча-гова в целом схож с вышепредставленными; в ряд показателей высокого уровня экономической безопасности он включает также социально-политическую стабильность в обществе [14, с. 65]. Экономическая безопас-

ность - способность противостоять форс-мажорным ситуациям, угрожающим работе органов власти, нейтрализация внешних угроз, устойчивая дееспособность хозяйствующих субъектов, эффективное производство экономических ресурсов в расчете на душу населения.

Вопрос о дефинировании региональной экономической безопасности не столь тщательно рассмотрен в современной науке. Как очевидно, региональная экономическая безопасность обеспечивается за счет работы региональных органов власти, в ряде случаев - в сотрудничестве с федеральными и местными органами. Региональная экономическая безопасность тесно взаимосвязана с национальным и микроуровнем экономической безопасности; следовательно, достижение региональной экономической безопасности — комплексная задача, которую невозможно решить изолированно, лишь на уровне региональных властей. Таким образом, региональная экономическая безопасность - часть национальной экономической безопасности. В общем виде определить региональную экономическую безопасность можно как высокую степень защищенности экономики конкретного региона.

Таким образом, мезоуровень экономической безопасности является относительно слабо изученным. Экономическую безопасность региона мы будем понимать как совокупность условий и факторов, которая приводит к положительным результатам экономической политики региона, устойчивость регионального развития.

Определение экономической безопасности региона можно рассматривать одновременно с позиций связи с экономикой федерации и изолированно, воспринимая экономику региона в контексте относительной региональной независимости. М. Н. Руденко также говорит о том, что представление об уровне экономической безопасности региона можно отследить посредством анализа степени реализованности прогнозов, зафиксированных в региональной стратегии и концепции обеспечения экономической безопасности региона [11 с 24].

Нарушение эконмической безопасности региона, как правило, происходит в наиболее «болевых» точках, проблемных полях. Перечень подобных слабых мест экономической безопасности региона представили, помимо прочих, И. А. Киселева и Н. Е. Симонович:

1. ухудшение демографических показателей региона (речь идет о показателях рождаемости, смертности, естественного прироста);

2. рост техногенной нагрузки на регион, техногенные катастрофы, экологические проблемы;

3. высокий уровень безработицы, системные отклонения в структуре занятости, связанные с нарушением работы градообразующих или крупнейших производствах, стратегически важных для региона;

4. рост миграционных потоков извне, рост межэтнических конфликтов, уровня этнической преступности;

5. ухудшение состояния объектов инфраструктуры, средств коммуникации, культурных объектов;

6. повышение зависимости экономики от импорта;

7. рост объемов неплатежей, в том числе коммуни-кальных, снижение собираемости налогов [7].

В публикации М. В. Кунцман подобные кризисные аспекты регионального социально-экономического развития описаны следующим образом: количественные и качественные ухудшения демографии, наличие объектов, ухудшающих локальную экологию, падение ВРП более чем на 50-60%, уровень безработицы, превышающий

15%, реструктуризация промышленного профиля региона, приводящая к структурной безработице [8, с. 4]. М. В. Кунцман в целях оценки уровня региональной безопасности предлагает применять систему «индикаторов устойчивости региона»: бюджетных, финансовых, макроэкономических, социальных, денежно-кредитных, экологических и индикаторов реальной экономики [8, с. 3].

Уровень экономической безопасности регионов России зачастую снижается за счет несформированности рыночной инфраструктуры и отсутствия возможностей для ее формирования. Российские регионы сталкиваются с проблемами утраты стратегически значимых хозяйственных и межрегиональных связей.

Неэффективность региональной хозяйственной системы регионах обусловлена как недостаточной финансовой базой, так и неэффективностью работы региональных органов власти, проявляющейся, к примеру, в несвоевременности исполнения законодательных решений в области экономического развития. Кроме того, на экономической безопасности регионов негативно сказывается колоссальная разница в условиях существования различных регионов России: речь идет о разнице в природных, климатических различиях, традициях ведения хозяйственной деятельности, демографических профилях регионов. М. В. Кунцман указывает на то, что для удаленных от европейской части регионов общераспространенной тенденцией является «катастрофическая степень износа основных производственных фондов и инфраструктуры» [8, с. 4]. Кроме того, налицо дисбаланс в уровне развития промышленности и сельского хозяйства в разных регионах. В ряде регионов России существует неравенство доходов населения региона, тогда как в других - доходы населения демонстрируют меньшую вариабельность.

Уровень развития страновой экономики, по сущности, представляет собой совокупность уровней развития регионов. Следует признать, что невозможно признать высокий уровень государственной экономической безопасности при наличии регионов, где данный уровень будет низок, даже при усреднённых нормативных показателях по стране. Практически невозможно учесть все региональные особенности субъектов РФ в федеральных законодательных стратегиях. По этой причине актуальными становятся именно региональные инициативы по увеличению уровня экономической безопасности.

X X

о

го А с.

X

го т

о

Рисунок 1. Риск-факторы экономической безопасности региона РФ

м о м м

сч сч о сч

о ш т

X

3

<

т О X X

В науке было предпринято несколько попыток систематизации показателей региональной экономической безопасности. Одной из наиболее удачных представляется методология М.Н. Руденко, разработанная для регионов Российской Федерации (Рисунок 1).

Рассмотрим Магаданскую область на предмет уровня и показателей экономической безопасности. Магаданская область относится к региону Крайнего Севера и включена в состав Дальневосточного федерального округа. площадь территории Магаданской области составляет 462,5 тыс. кв. км., численность населения на 1 января 2021 г. - 139 тыс. человек [12, с. 23].

Регион традиционно имеет налаженную партнерскую связь с соседними областями - Хабаровским краем, Чукотским автономным округом, Якутией и Камчаткой. Согласно статистическому сборнику «Регионы России. Социально-экономические показатели» за 2021 г., среднегодовая численность занятого населения -88,8 тыс человек, показатель ежемесячных среднедушевых денежных доходов составляет 70 864 руб. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций - 102 843 руб. Уровень ежемесячных потребительских расходов на душу населения - 35 638 руб. Валовый региональный продукт в 2019 г. составил 213,5 млрд. руб.; инвестиции в основной капитал - 44,4 млрд. руб. Объем основных фондов по экономике на конец 2021 г. - 497,8 млрд. руб. [12 с 23]. Отмечается положительная динамика номинальной заработной платы и благосостояния населения.

Магаданская область имеет лидирующие или высокие позиции по ряду основных показателей уровня жизни населения: среднедушевой доход в регионе -выше среднероссийского в 1,6 раза, отмечается превышение по среднему размеру назначенных пенсий, низкий уровень безработицы и низкая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Экономическое развитие региона обусловлено результативностью горнодобывающей и рыбной промышленности. Рыболовство сконцентрировано в центре области - г. Магадане. Сусуманский и Омсукчанский районы являются лидерами по добыче золота, серебра, олова, вольфрама и угля; в целом горнодобывающая отрасль создает 31,9% ВРП области. На текущий момент осуществляется освоение 14 месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции [8, с. 5]; кроме того, ведется разработка Южного Омолонского узла месторождений золота, угля, серебра, меди, железа, цинка. Согласно прогнозным показателям, к 2025 г. освоение данных месторождений обеспечит 2,5 тысяч рабочих мест, поступление в ВРП в объеме 9,6 млрд руб., налоговых поступлений в объеме 1 млрд руб. Перспективными проектами также считаются освоение Шаманихо-Столбоского рудно-россыпного района и Ороекской ме-таллогенической зоны, которые будут способны обеспечить 3 тыс. новых рабочих мест, 34,9 млрд руб. в ВРП, налоговые поступления в объеме 5,7 млрд. руб. [8]. Увеличение объемов производства в реальном секторе экономики положительно влияет на рост ВРП. Таким образом, системообразующим фактором в обеспечении экономической безопасности Магаданской области является эффективность функционирования горнодобывающей отрасли (и, в несколько меньшей степени, рыболовства).

Как очевидно, достижение устойчивости экономики как гаранта экономической безопасности региона априори не может происходить за счет одной-двух отраслей

ресурсных производств. Важное значение для обеспечения экономической безопасности в любом регионе России и других стран мира имеет корректная стратегия диверсификации производства. В данной связи региональные власти предпринимают меры по развитию прочих производственных сфер. В Магаданской области таковыми являются крестьянско-фермерские хозяйства, всесезонные спортивно-туристические комплексы.

Стратегия социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года указывает, что обеспечение региональной экономической безопасности возможно при экономическом развитии стратегически важных секторов экономики: добыча полезных ископаемых; электроэнергетика; агропромышленный комплекс; транспортно-логистический комплекс; рыбная отрасль; машиностроение и туризм [10].

Среди положительных аспектов, благотворно влияющих на экономическую безопасность Магаданской области, можно отметить следующие: совершенство региональной нормативно-правовой базы, развитая инфраструктура поддержки бизнеса (включая Фонд поддержки предпринимательства), активные меры по улучшению инвестиционного климата [8, с. 8].

Исследователи экономики и социального развития регионов, входящих в Дальневосточный округ, сходятся в том, что слабыми местами, снижающими экономическую безопасность Магаданской области, являются недостаточное инвестирование в основной капитал, отсталая транспортная инфраструктура и издержки сурового климата и сезонности, проблемы в жилищной сфере -качестве жилого фонда и ЖКХ, эмиграция.

Мы, в свою очередь, отметим, что ключевыми в данном перечне являются проблемы в жилищной сфере и миграционные процессы, фактически и буквально опустошающие область. Рассмотрим первую из выделенных проблем - проблему жилищно-коммунального хозяйства, а также количества и качества жилья. Согласимся с А. А. Давыдовой: «для людей, проживающих в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера, система жизнеобеспечения имеет первостепенное значение» [3, с. 62]. Два фактора - климатические условия и недофинансирование жилищной сферы - приводят к износу конструкций и внутридомовых инженерных сетей (котельных, тепловой и водопроводной сети, трансформаторным подстанциям, электрическим сетям).

Жилищно-коммунальный комплекс Магаданской области за последнее десятилетие практически преодолел проблему низкой обеспеченности жильем (А. А. Давыдова в публикации от 2008 г. отмечала показатель в 20,5 м2/чел [3 62]; официальные статистические порталы заявляют о 29,5 м2/чел на 2019 г. [13]). Данную тенденцию можно было бы включить в разряд позитивных с точки зрения экономической безопасности региона, если бы не то обстоятельство, что фактором роста показателя обеспеченности жильем стало не строительная политика, а сокращение численности населения области. Помимо прочего, сохраняются проблемы недостаточного уровня благоустройства жилых помещений, низкого качества жилищно-коммунальных услуг, высокой доля аварийного жилья и несоразмерных с реальными доходами населения ставов ипотечного кредитования.

Текст Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года содержит указание на социологические исследования Се-

веро-Восточного комплексного научно-исследовательского института им. Н.А. Шило, которые обозначили сущностные препятствия обеспечения экономической безопасности в жилищном секторе. Выводы данных исследуемых в целом совпадают с представленными нами тезисами. Во-первых, жилье в городских округах области не соответствует нормативным параметрам качества, по этой причине население относительно привлекательным считает только жилищный рынок г. Магадана. Во-вторых, схемы инвестирования в жилищный рынок не учитывают специфику системы расселения северных регионов и дифференциацию населения по платежеспособности [10].

Как отмечено выше, жилищный аспект экономической безопасности Магаданской области тесно связан с популяционным. Отрицательное миграционное сальдо - проблема всех регионов Дальневосточного федерального округа. На фоне высоких значений доходов жителей региона отток населения из Магаданской области выглядит как парадоксальная тенденция. Несмотря на высокие показатели экономического развития исследуемого нами региона, следует отметить, что угрозу экономической безопасности области представляет драматическая депопуляция. Скачок в индустриальном развитии российского Севера, произошедший в XX в., привел к массовому переселению квалифицированных работников на территорию окрестностей Магадана.

В современных условиях низкого уровня безработицы и отсутствия кадрового голода, Магаданская область, напротив, сталкивается с убылью населения. И. А. Ефремов справедливо отмечает: «с 1990-х гг. исчезла как необходимость масштабного привлечения трудовых ресурсов на Север, так и былая привлекательность северных рабочих мест»; «система северных льгот перестала быть стимулом для мигрантов» [4].

Массовая депопуляция имеет ряд причин: низкая покупательная способность доходов, невысокий уровень обеспеченности благоустроенным жильем и его высокая стоимость. Население трудоспособного возраста, взвешивая плюсы и минусы проживания в Магаданской области, видимо, приходит к выводу о преобладании недостатков. Высокий уровень доходов населения, привлекательность «северных надбавок» Магаданской области более не способны компенсировать неблагоприятные условия жизнедеятельности [2, с. 25]. Высокие денежные доходы не дают преимуществ населению области и не являются сдерживающим механизмом отрицательных миграционных потоков.

Анализ структуры расходов населения региона обнаруживает также проблему, связанную с территориальным расположением Магаданской области: повышенные расходы на оплату услуг ЖКХ, отложенные по времени покупки и шоппинг-туризм в другие регионы России и за рубеж по причине ограниченного ассортимента товарной продукции «на месте», аккумулирование средств на переезд в более благополучные в природно-климатическом аспекте области.

Взяв за основу методологию М.Н. Руденко, разработанную для регионов Российской Федерации (Рисунок 1), приведем сведения об уровне экономической безопасности по основным факторам риска в сопоставительном аспекте: в сравнении с тремя другими регионами России (Таблица 1):

Таким образом, экономическая безопасность Магаданской области демонстрирует наличие нескольких проблемных аспектов. Несмотря на высокие показатели

благосостояния населения, развитую промышленность и относительно успешную диверсификационную стратегию, налицо определенная экономическая неустойчивость. Ключевыми ее причинами являются, по нашему мнению, несовершенство жилищной и миграционной региональной политики. Высокой степенью риска отличаются такие показатели экономической безопасности как: экономические - устаревание технологий или основных производственных фондов региона, рыночные диспропорции в регионе; социальные - отрицательная демографическая динамика, наличие моногородов. Для повышения устойчивости развития рассматриваемого выше региона требуется создать необходимые финансовые условия инновационного развития реального сектора, более глубинно диверсифицировать экономику области, изменить подход к осмыслению сущности благосостояния населения: высокий уровень доходов населения, надбавки, отсутствие безработицы, обеспеченность жильем не способны компенсировать другие, неблагоприятные, условия жизнедеятельности.

Таблица 1

Факторы риска экономической безопасности Магаданской области

Фактор риска Степень риска

Внешние угрозы

Внешнеполитические угрозы: региональный сепаратизм Низкая

Внешнеполитические угрозы: противостояние с федеральной властью Низкая

Внешнеэкономические угрозы: валютно-финансо-вые риски Средняя

Внешнеэкономические угрозы: отток инвестиций Средняя

Внешнеэкономические угрозы: рост внешнего долга Средняя

Внутренние угрозы

Финансовые угрозы: снижение объемов инвестирования предприятий Средняя

Финансовые угрозы: дефицит бюджета региона Низкая

Финансовые угрозы: долги муниципалитетов Средняя

Экономические угрозы: спад производства Низкая

Экономические угрозы: снижение экспорта или вывоза в другие регионы Низкая

Экономические угрозы: устаревание технологий или основных производственных фондов региона Высокая

Экономические угрозы: рыночные диспропорции в регионе Высокая

Социальные угрозы: рост безработицы Низкая

Социальные угрозы: снижение уровня жизни Низкая

Социальные угрозы: отрицательная демографическая динамика Высокая

Социальные угрозы: наличие моногородов Высокая

Литература

1. Абалкин, Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение / Л. И. Абалкин // Вопросы экономики. - 1994. - № 12. - С. 4-13.

2. Гальцева, Н. В. Социально-экономические факторы миграционных процессов в Магаданской области / Н. В. Гальцева, О. С. Фавстрицкая, О. А. Шарыпова // Региональные проблемы. - 2015. - №3. - С. 23-34.

3. Давыдова, А. А. Экономическая безопасность социальной сферы региона (по материалам ЖКХ Магаданской области) / А. А. Давыдова // Экономика и управление. - 2008. - №4. - С.62-64.

4. Ефремов, И. А. Современные миграционные процессы на Крайнем Севере России / И. А. Ефремов // Ре-гионология. - 2019. - №4 (97). - С. 10-159.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м м

сч сч о сч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ш Ш X

5. Ипполитов, К. Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России: сб. / К. Х. Ипполитов. -М. : Рос. союз предприятий безопасности, 1996. - 263 с.

6. Казанцев, С. В. Экономическая безопасность. Определение понятий / С. В. Казанцев // Мир новой экономики. - 2014. - № 2. - С. 48-53.

7. Киселева, И. А. Экономическая и социально-психологическая безопасность регионов Российской Федерации / И. А. Киселева, Н. Е. Симонович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 8. - С. 40-44.

8. Кунцман, М. В. Особенности обеспечения экономической безопасности в регионах РФ (на примере Магаданской области и республики Саха (Якутия) / М. В. Кунцман // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. -2018. - № 1(15). - 15 с.

9. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base. garant.ru/12181538/. - Дата доступа 17.04.2022.

10. Постановление правительства Магаданской области от 5 марта 2020 года Ж46-пп «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Магаданской области на период до 2030 года» (с изменениями на 19 июля 2021 года)(в ред. Постановлений Правительства Магаданской области от 07.09.2020 N 616-пп, от 19.07.2021 N 539-пп). - 2022 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561763699. - Дата доступа 17.04.2022.

11. Руденко, М. Н. Теоретические основы понятия «экономическая безопасность региона» / М. Н. Руденко // Экономика и управление. - 2018. - №2(148). - С. 2228.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021 // Р32 Стат. сб. / Росстат. - М. : Росстат, 2021. - 1112 с.

13. Рейтинг регионов России по вводу жилья // Риа-рейтинг - 2022 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://riarating.ru/infografika/20191015/630137516.html. -Дата доступа 17.04.2022.

14. Сенчагов, В. К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России / В. К. Сенчагов // Вопросы экономики. - 2001. - № 8. - С. 64-79.

Economic resilience at a regional level (case of the Magadan region) Beskrovnaya (Akulich) O.V.

North-Eastern State University

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10, Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32_

Economic resilience (economic security) is such a state of sustainable economic growth, which is characterized by fulfillment of public needs, high quality state administration and protection of the economic interests of the population. Ensuring economic security is a tiered phenomenon: it is implemented at mega-level, macro-level, meso-level and micro-level. The economic security of a region (i.e. mesolevel) is such a combination of conditions and factors that leads to positive results of the economic policy of the region; the meso-level of economic security is relatively poorly studied. The problematic aspects of the economic security of a region can be: the deterioration of the demographic indicators of the region, the growth of technogenic pressure on the region, high

unemployment, the growth of migration flows, the deterioration of infrastructure facilities, and the increased dependence of the economy on imports. The Magadan region has a leading or high position in a number of key indicators of the standard of living of the population: the average per capita income is 1.6 times higher than the national average, there is a significant excess in the average size of pensions, low unemployment and a low proportion of the population with incomes below the subsistence level. The economic development of the region is significantly influenced by the mining and fishing industries; however, the spheres of production are being diversified. With other positive developments in the field of economic resilience of the Magadan region, there are two risk factors: problems in the housing sector and depopulation. Housing does not meet the standard quality parameters, the population considers only the housing market of Magadan to be relatively attractive. Schemes for investing in the housing market do not take into account the specifics of the settlement system of the regions of the Russian North and the differentiation of the population in terms of solvency. The housing aspect of the economic resilience of the Magadan Region is closely related to the population one: the population tends to move to regions that are more favorable from a climatic point of view, additional factors are the low quality of housing, deterioration of housing on the secondary market, deterioration of infrastructure, high costs for housing and communal services, low purchasing power. Keywords: economic resilience of a region, magadan region, sustainable development, diversification, welfare, migration flow, depopulation, housing sector References

1. Abalkin, L. I. Economic security of Russia: threats and their reflection / L. I.

Abalkin // Questions of Economics. - 1994. - No. 12. - P. 4-13.

2. Galtseva, N. V. Socio-economic factors of migration processes in the

Magadan region / N. V. Galtseva, O. S. Favstritskaya, O. A. Sharypova // Regional problems. - 2015. - No. 3. - S. 23-34.

3. Davydova, A. A. Economic security of the social sphere of the region

(based on the housing and communal services of the Magadan region) / A. A. Davydova // Economics and management. - 2008. - No. 4. - P.62-64.

4. Efremov, I. A. Modern migration processes in the Far North of Russia / I.

A. Efremov // Regionology. - 2019. - No. 4 (97). - P. 10-159.

5. Ippolitov, K. Kh. Economic security: a strategy for the revival of Russia: Sat.

/ K. Kh. Ippolitov. - M. : Ros. union of security enterprises, 1996. - 263 p.

6. Kazantsev, SV Economic security. Definition of concepts / S. V. Kazantsev

// The world of the new economy. - 2014. - No. 2. - P. 48-53.

7. Kiseleva, I. A. Economic and socio-psychological security of the regions of

the Russian Federation / I. A. Kiseleva, N. E. Simonovich // National interests: priorities and security. - 2014. - No. 8. - P. 40-44.

8. Kuntsman, M. V. Features of ensuring economic security in the regions of

the Russian Federation (on the example of the Magadan region and the Republic of Sakha (Yakutia) / M. V. Kuntsman // Automobile. Road. Infrastructure. - 2018. - No. 1 (15). - 15 s.

9. On Security: Federal Law of December 28, 2010 No. 390-FZ (as amended)

[Electronic resource]. - Access mode: http://base. garant.ru/12181538/.

- Access date 04/17/2022.

10. Decree of the Government of the Magadan Region dated March 5, 2020 N146-pp "On approval of the Strategy for the socio-economic development of the Magadan Region for the period until 2030" (as amended on July 19, 2021) (as amended by the Decrees of the Government of the Magadan Region dated 07.09. 2020 N 616-pp, dated 07/19/2021 N 539-pp). - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://docs.cntd.ru/document/561763699. - Access date 04/17/2022.

11. Rudenko, M. N. Theoretical foundations of the concept of "economic security of the region" / M. N. Rudenko // Economics and management.

- 2018. - No. 2 (148). - S. 22-28.

12. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021 // R32 Stat. Sat. / Rosstat. □ M. : Rosstat, 2021. □ 1112 p.

13. Rating of Russian regions by housing commissioning // Riareiting - 2022 [Electronic resource]. - Access mode: https://riarating.ru/infografika/20191015/630137516.html. - Access date 04/17/2022.

14. Senchagov, VK Economic security as a basis for ensuring the national security of Russia / VK Senchagov // Questions of Economics. - 2001. -No. 8. - P. 64-79.

3

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.