Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
178
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / СТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каприян Ю.В., Корниевская Е.В., Толмачева И.В.

В статье отражены основные аспекты значения и обеспечения экономической безопасности для функционирования государства. Приведены взгляды ученых относительно структурности системы экономической безопасности государства, заключением является авторское определение экономической безопасности государства. Также авторы рассматривают систему экономической безопасности государства, включающей несколько видов безопасности, в частности, финансовую, и являющейся ее основой банковскую систему. Авторы рассматривают сущность банковского надзора как инструмента обеспечения безопасности банковской системы, финансовой, а значит и экономической системы государства, приводят нормативные акты двух государств относительно осуществления банковского надзора, его определения и сущности учеными. В заключение сформулированы основные выводы по взаимосвязи экономической безопасности государства и банковского надзора, осуществляемого банковской системой государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SECURITY OF THE STATE AND BANKING SUPERVISION

The article reflects the main aspects of the importance and provision of economic security for the functioning of the state. The views of scientists regarding the structure of the system of economic security of the state are given, the conclusion is the author's definition of the economic security of the state. The authors also consider the system of economic security of the state, which includes several types of security, in particular, financial security, and the banking system that is its basis. The authors consider the essence of banking supervision as a tool to ensure the security of the banking system, the financial, and hence the economic system of the state, cite the regulations of the two states regarding the implementation of banking supervision, its definition and essence by scientists. In conclusion, the main conclusions are formulated on the relationship between the economic security of the state and banking supervision carried out by the banking system of the state.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР»

EDN: LHQRMK

Ю.В. Каприян - аспирант экономического факультета, Молдавский государственный университет, Кишинев, Республика Молдова,

Yu. V. Caprian - postgraduate student of the faculty of economics, Moldovan State University, Chisinau, Republic of Moldova;

Е.В. Корниевская - к.э.н., доцент, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин и экономики строительства, Бендерский филиал, Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко, Бендеры, Приднестровье, stolicastolic2022@mail.ru,

E.V. Kornievskaya - candidate of economics, associate professor, head of the department of social and economic disciplines and economics of construction, Bendery Branch, Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko, Bender, Pridnestrovie;

И.В. Толмачева - к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Московский международный университет, Российский университет кооперации, Москва, Россия, stolicastolic2022@mail.ru,

I.V. Tolmacheva - mndidate of economics, associate professor, department of management, Moscow International University, Russian University of Cooperation, Moscow, Russia.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР ECONOMIC SECURITY OF THE STATE AND BANKING SUPERVISION

Аннотация. В статье отражены основные аспекты значения и обеспечения экономической безопасности для функционирования государства. Приведены взгляды ученых относительно структурности системы экономической безопасности государства, заключением является авторское определение экономической безопасности государства. Также авторы рассматривают систему экономической безопасности государства, включающей несколько видов безопасности, в частности, финансовую, и являющейся ее основой банковскую систему. Авторы рассматривают сущность банковского надзора как инструмента обеспечения безопасности банковской системы, финансовой, а значит и экономической системы государства, приводят нормативные акты двух государств относительно осуществления банковского надзора, его определения и сущности учеными. В заключение сформулированы основные выводы по взаимосвязи экономической безопасности государства и банковского надзора, осуществляемого банковской системой государства.

Abstract. The article reflects the main aspects of the importance and provision of economic security for the functioning of the state. The views of scientists regarding the structure of the system of economic security of the state are given, the conclusion is the author's definition of the economic security of the state. The authors also consider the system of economic security of the state, which includes several types of security, in particular, financial security, and the banking system that is its basis. The authors consider the essence of banking supervision as a tool to ensure the security of the banking system, the financial, and hence the economic system of the state, cite the regulations of the two states regarding the implementation of banking supervision, its definition and essence by scientists. In conclusion, the main conclusions are formulated on the relationship between the economic security of the state and banking supervision carried out by the banking system of the state.

Ключевые слова: экономическая безопасность, банковский надзор, стабильность.

Keywords: economic security, banking supervision, stability.

Введение

Экономическая безопасность государства является важнейшим приоритетным его направлением, от уровня реализации которого зависит само существование государственности, его конкурентоспособности на международной арене, в том числе и качество протекания экономических процессов внутри государства. Экономическое развитие государства, его возможности формируют условия для общества в целом, для каждого отдельного индивидуума, непосредственно, для отраслей народного хозяйства страны в части расширения производственных возможностей, открытия новых бизне-сов и другое. Это в свою очередь приводит к занятости населения, развитию общества, повышению отчислений в различного уровня бюджетные и внебюджетные фонды, выполнение государством достойной социальной политики. Достижение целей государством и обеспечение его дальнейшего развития возможно при стабильных сбалансированных экономических процессах [1].

Основная часть

Экономическую безопасность государства можно определить, как совокупность мер и механизмов, которые реализуются, обеспечивая развитие экономики в целом, общества, удовлетворение потребностей индивидуума, при этом формируется необходимый потенциал дальнейшего развития и недопущения реализации рисков и угроз. При решении задачи, касающейся формирования экономи-

ческой безопасности государства, необходимо сформировать систему, которая будет постоянно проводить мониторинг состояния микро- и макроуровня, а также по результатам анализа разрабатывать меры, оптимизирующего характера относительно возможных и реальных угроз и рисков. Таким образом, необходимо детально рассмотреть структурность экономической безопасности государства, так как именно от определения элементов, их содержания и зависит выстраивание эффективной системы и разработка мер по требуемым направлениям.

Среди ученых на сегодняшний день отсутствует единое мнение относительно структурности и состава экономической безопасности государства.

По мнению ученых А.Н. Литвиненко, И.А. Громова экономическая безопасность государства зависит от целей и задач, перед ней стоящих, предмета и объекта, в отношении которых будут реализованы определенные меры и действия, направленные на сохранение экономической безопасности, методов защитного характера от возможных угроз и рисков.

По мнению исследователя Е.А. Олейникова система экономической безопасности государства включает нормативно-правовую базу, законодательные и исполнительные органы власти, кроме этого средства обеспечения уровня экономической безопасности, методы, способы и направления действий с целью недопущения реализации рисков и угроз.

Ученый В.К. Сенчагов рассматривает экономическую безопасность как систему, состоящую из нескольких блоков - концепция национальной безопасности, государственные интересы в экономическом аспекте, угрозы, индикаторы, с помощью которых определяется уровень экономической безопасности, пороговые значения индикаторов, структурность системы, нормативно-правовое обеспечение.

По мнению Е.В. Прудиус, система экономической безопасности состоит из трех уровней:

- материальные ресурсы страны (природные, производственные, трудовые, финансовые и другие, использование которых влияет на уровень экономической безопасности страны);

- организационно-правовая основа, включающая государственные органы власти и управления и реализация правовых норм относительно защиты слоев населения, государства в целом;

- система мониторинга угроз и рисков, включающая их оценку, потенциальную возможность реализации и разработку мер и действий по предотвращению и противодействию негативным ситуациям и явлениям.

По мнению. Л.К. Самойловой, система экономической безопасности состоит из взаимосвязанных элементов таких как функциональное назначение (цель, задачи, функции, принципы), субъ-ектно-объектный состав (субъект, объект. предмет), информационно-правовая база (правовые акты, нормативы или государственные стандарты развития отраслей экономики, абсолютные и относительные величины, аналитическая информация), инструментальное обеспечение (методы и способы) и комплекс мероприятий (мониторинг факторов угроз, оценка степени защищенности экономики от факторов-угроз, выработка мер по противодействию негативным активностям, реализация мер по предотвращению, устранению кризисных явлений) [2].

Таким образом, экономическая безопасность государства для обеспечения стабильной экономики и развития общества должна быть надежной и эффективной, что переопределяет недопущение реализации рисков и нанесение ущерба, при этом данная система включает ряд элементов, которые с точки зрения организационных основ, представляют собой цель, задачи, нормативную базу, законодательные и исполнительные органы власти и управления, ресурсы, методы обеспечения, показатели (пороговые или нормативные) определения качества экономической безопасности, мероприятия по укреплению данной системы.

Экономическая безопасность государства может быть также рассмотрена и с точки зрения функциональных составляющих (направлений) таких как финансовая, энергетическая, интеллектуальная, оборонная, продовольственная, промышленная, минерально-сырьевая, экологическая безопасность [3]. Таким образом, экономическая безопасность государства - это общее понятие, так как устойчивость экономической системы государства зависит от перечисленных направлений, которые влияют на экономические процессы в государстве, а значит, и на уровень экономической безопасности [4].

Наибольший интерес для исследования экономической безопасности государства представляет финансовая безопасность, которая непосредственно связана с финансовыми отношениями, возникающими внутри государства между субъектами. В основе обеспечения финансовой безопасности государства лежит вопрос функционирования банковской системы государства. Основу банковской системы государства составляет центральный банк и финансовые институты различных видов деятельности. Основными функциями центрального банка государства являются обеспечение макроэкономической стабильности и стабильности национальной валюты, то есть стабильность экономиче-

ской системы государства зависит от выполнения центральным банком, банковской системой своих функций. Возможно, подчеркнуть, что банковская система напрямую влияет на уровень экономической безопасности государства [5]. Банковская система государства в сегодняшних условиях играет важнейшую роль в отношении стабильного функционирования экономической системы, так как именно она выступает посредником между собственниками денежных средств и нуждающихся в них потребителями, проводит расчеты и платежи, тем самым реализует контрольную функцию относительно юридических лиц. Центральный банк в любом государстве выполняет функции макрорегулятора, то есть органа, который формирует макроэкономическую политику, а значит прямо влияет на уровень экономической безопасности государства, хотя является также основой и финансовой безопасности государства.

Если банковская система по каким-либо причинам перестанет выполнять свои функции, то это незамедлительно приведет к началу кризисных явлений, то есть реализации рисков и нанесения ущерба как на микро-, так и макроуровне. В такой ситуации экономическая безопасность государства будет снижена, что подтверждает прямую и тесную взаимосвязь между состоянием банковской системы государства и уровнем его защищенности в экономическом аспекте, экономической безопасности. В свою очередь, для предотвращения угроз со стороны банковской системы в отношении всего государства, она должна быть защищена от различных угроз и рисков, при этом обеспечивая определенный уровень безопасности. В данной ситуации главную роль в обеспечении банковской безопасности будет играть центральный банк государства. Ранее было упомянуто, что банковская система государства также включает и различного рода финансовые институт. Центральный банк проводит лицензирование этих финансовых институтов относительно правовой базы государства. Для обеспечения уровня безопасности банковской системы центральный банк в соответствии с нормами законодательства проводит и осуществляет регулирование и банковский надзор, который направлен на обеспечение эффективного функционирования банковской системы государства.

Рассмотрев банковское законодательство Российской Федерации и Республики Молдова, можно сделать вывод о том, что не указано точное определение понятия «банковский надзор». В законодательстве о центральных банках этих государств указываются статьи о проведении банковского регулирования и надзора, их функциях, но не приведено точное понятие.

Так, в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в главе Х «Банковское регулирование и банковский контроль» статье 56 отражаются главные цели проведения банковского надзора - обеспечение стабильной банковской системы и защита вкладчиков и кредиторов [6].

В федеральном законе «О банках и банковской деятельности» в статье 46 «Надзор за деятельностью кредитной организации» указывается, что банковский надзор реализуется Центральным банком в соответствии с нормами федеральных законов [8].

В Законе Республики Молдова «О Национальном банке Молдовы» главе VI «Отношения с банками-юридическими лицами Республики Молдова и отделениями банков других государств» статье 44 отражается механизм действий Национального банка в процессе осуществления банковского надзора [7]. Национальный банк указывает, что банковский надзор направлен как функция на бесперебойное функционирование финансовой системы государства, создание сильного банковского сектора и предотвращение различных рисков [9].

В законе о деятельности банков Республики Молдова в главе 2 «Надзор на консолидированной основе» отражается механизм реализации надзора в отношении кредитной организации [10].

Таким образом, в законодательстве государств в основных законах, касающихся функционирования центральных банков имеют место статьи, отражающие проведение банковского надзора, его функции и механизм осуществления.

Исследовав также и научные труды ученых можно сделать вывод о неоднозначном определении банковского надзора.

По мнению О.И. Лаврушина, банковский надзор это комплекс мер, реализация которых направлена на обеспечение законной деятельности кредитных организаций, при этом, банковский надзор входит в состав контрольной функции и отдельно не рассматривается.

По мнению Алиева Б.Х., банковский надзор представляет собой также совокупность мер, которые использует государство для стабильной и безопасной деятельности кредитных организаций, предотвращая негативные тенденции в банковской системе.

По мнению Пономарева А.А., банковский надзор это разновидность государственного финансового контроля, который входит как обязательный элемент в государственную систему управления

государственными финансами.

Рождественская Т.Э. и Ермакова С.Л. также придерживаются мнения, что банковский надзор необходим для обеспечения стабильности банковской системы, защиты вкладчиков и кредиторов, но не указывается, что является функцией или элементом государственной финансовой системы. Защитная функция в отношении вкладчиков и кредиторов отражается непосредственно в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [11].

Таким образом, банковский надзор - это обязательная функция, выполняемая центральным банком государства, направленная на обеспечение стабильности функционирования банковской системы как части финансовой системы государства. Банковский надзор, действительно, является необходимой функцией по обеспечению стабильной работы финансовой системы государства, которая формирует уровень финансовой безопасности, а значит и уровень экономической безопасности государства. Заключение

В заключение вышеизложенного следует сформулировать основные аспекты:

- государство для обеспечения своего функционирования, выполнения полного объема функций и конкурентоспособности на международной арене формирует систему своей экономической безопасности, что в последние периоды, сопровождающиеся кризисами (2007-2009, 2020, 2022 ...), становится необходимым механизмом в его управлении;

- ученые-исследователи не имеют единого мнения относительно структурности системы экономической безопасности государства, но мы считаем, что экономическая безопасность государства для обеспечения стабильной экономики и развития общества должна быть надежной и эффективной, что переопределяет недопущение реализации рисков и нанесение ущерба, при этом данная система включает ряд элементов, которые с точки зрения организационных основ, представляют собой цель, задачи, нормативную базу, законодательные и исполнительные органы власти и управления, ресурсы, методы обеспечения, показатели (пороговые или нормативные) определения качества экономической безопасности, мероприятия по укреплению данной системы;

- по функциональности система экономической безопасности государства включает несколько видов безопасности, среди которых основное место принадлежит финансовой безопасности, которая, в свою очередь, обеспечивается одним из основных звеньев это центральным банком государства и непосредственно, проведение им банковского надзора, направленного на обеспечение стабильности банковской системы государства, функционирования финансовой системы государства;

- в законодательной базе двух государств отражены механизм реализации и функции банковского надзора, но не приведено определение банковского надзора; ученые-исследователи в своих научных трудах приводят различные определения банковского надзора, исходя из нашего мнения, банковской надзор - это обязательная функция, выполняемая центральным банком государства, направленная на обеспечение стабильности функционирования банковской системы как части финансовой системы государства;

- исходя из приведенного материала, можно сделать вывод о взаимосвязи и влиянии банковского надзора на финансовую и экономическую безопасность государства.

Источники:

1. Толмачева И.В. Обеспечение финансовой стабильности государства: теоретические подходы: Научная монография / Толмачева Ирина. Национальный институт экономических исследований. - Кишинев: Национальный институт экономических исследований. 2019. - 170 с.

2. Самойлова Л.К. Структурные элементы системы обеспечения экономической безопасности государства // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. №1 (45). С. 211-214.

3. Ештокин С.В. Экономическая безопасность России - фундаментальная основа формирования устойчивой банковской системы страны // Экономическая безопасность. 2021. Том 4. №4. - С. 943-958.

4. Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в глобальной динамике интеграции // Экономическая безопасность. 2021. №3. - С. 657-670.

5. Переверзева Е.С., Погребенко Ю.Н. Банковская безопасность как одна из составляющих экономической безопасности государства // Фундаментальные исследования. 2015. №11. - С. 810-814.

6. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 (ред. от 30.12.2021).

7. Закон РМ «О Национальном банке Молдовы» №548 - XIII от 21.07.1995.

8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 (ред. от 14.07.2022).

9. Банковское регулирование и надзор. [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.bnm.md/ru/content/bankovskoe-regulirovanie-i-nadzor (дата обращения 17.12.2022)

10. Закон РМ «О деятельности банков» №202 от 06.10.2017.

11. Ермоленко О.М. Теоретические подходы к определению сущности банковской системы и банковского надзора // Вестник Академии знаний. 2019. №31 (2). - С. 285-288.

References:

1. Tolmacheva I.V. Ensuring the financial stability of the state: theoretical approaches: Scientific monograph / Tolmacheva Irina. National Institute for Economic Research. - Chisinau: National Institute for Economic Research. 2019. - 170 p.

2. Samoilova L.K. Structural elements of the system for ensuring the economic security of the state // Proceedings of the Orenburg State Agrarian University. 2014. No. 1 (45). pp. 211-214.

3. Eshtokin S.V. Economic security of Russia - a fundamental basis for the formation of a sustainable banking system in the country // Economic security. 2021. Volume 4. No. 4. - S. 943-958.

4. Leshchenko Yu.G. Economic security of Russia in the global dynamics of integration // Economic security. 2021. №3. - S. 657-670.

5. Pereverzeva E.S., Pogrebenko Yu.N. Banking security as one of the components of the economic security of the state // Fundamental research. 2015. No. 11. - S. 810-814.

6. Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" No. 86-FZ dated July 10, 2002 (as amended on December 30, 2021).

7. Law of the Republic of Moldova "On the National Bank of Moldova" No. 548 - XIII of 21.07.1995.

8. Federal Law "On Banks and Banking Activities" No. 395-1 dated December 2, 1990 (as amended on July 14, 2022).

9. Banking regulation and supervision. [Electronic resource] - Electron. Dan. - Access mode: https://www.bnm.md/ru/ con-tent/bankovskoe-regulirovanie-i-nadzor (accessed 17.07.2022).

10. Law of the Republic of Moldova "On the activities of banks" No. 202 dated 06.10.2017.

11. Ermolenko O.M. Theoretical approaches to determining the essence of the banking system and banking supervision // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 31 (2). - S. 285-288.

EDN: CWEUJM

А.А. Караваева - аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС, Ростов-на-Дону, Россия, karavaeva111 @icloud. com,

A.A. Karavaeva - postgraduate of the department of economic theory and entrepreneur-ship South-Russian institute of management - branch of RANEPA, Rostov-on-Don, Russia.

МИРОВЫЕ ТРЕНДЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО РЫНКА ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА WORLD TRENDS IN THE INFRASTRUCTURE MARKET OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS

Аннотация. Статья посвящена выявлению основных трендов рынка проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) ведущих европейских стран в современных условиях развития мировой хозяйственной системы. В данной работе представлен страновой разрез европейского рынка ГЧП-проектов в стоимостном и количественном выражении. Автор акцентирует внимание на отраслевой принадлежности реализуемых на принципах ГЧП проектов в странах Европейского Союза. Сделан вывод о корреляции между уровнем развития государства и инфраструктурным сектором, наиболее привлекательным для инвестирования на принципах ГЧП. Систематизируется зарубежный опыт партнерского взаимодействия государства и бизнеса, обозначаются наиболее эффективные инструменты ГЧП. Рассматривается возможность их импле-ментации в отечественную систему хозяйствования. Исключается возможность «слепого» копирования модели, успешно реализованной в одной или нескольких европейских странах.

Abstract. The article is devoted to identifying the main trends in the market of public-private partnership (PPP) projects of leading European countries in the modern conditions of the development of the world economic system. This paper presents a country profile of the European PPP project market in terms of value and quantity. The author focuses on the industry affiliation of projects implemented on the principles of PPP in the countries of the European Union. The conclusion is made about the correlation between the level of development of the state and the infrastructure sector, the most attractive for investment on the principles of PPP. The foreign experience of partnership between the state and business is systematized, the most effective PPP tools are identified. The possibility of their implementation in the domestic management system is being considered. The possibility of «blind» copying of a model successfully implemented in one or more European countries is excluded.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, частная финансовая инициатива, инфраструктурные отрасли, рынок проектов ГЧП, бонды.

Keywords: public-private partnership, private financial initiative, industry sectors, PPP project market, bonds.

Новая эпоха неопределенностей в мировой экономике и политике - разрушение архитектуры мировой торговли, дестабилизация мирового энергетического рынка, восьмой пакет антироссийских ограничений, конфликт на Украине, социально-экономические последствия пандемии коронавируса -актуализируют необходимость диверсификации национальной экономики в условиях изменения мирохозяйственных связей. Одним из антикризисных инструментов, позволяющих экономике противостоять сложившимся негативным трендам, а также обеспечить и укрепить свой суверенитет, является государственно-частное партнерство. В современной России потенциал ГЧП недооценен и имеет недостаточное и ограниченное применение. Однако мировая теория и практика свидетельствуют о том,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.