Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 8 (262).
Экономика. Вып. 36. С. 104-108.
В. Н. Артамонов
эконометрическая оценка функционирования рынка туристических услуг
НА южном УРАЛЕ
Исследуется рынок туристических услуг Челябинской области, оценивается влияние различных факторов на показатели деятельности туристических фирм. Построена эконометрическая модель спроса и предложения на туристические услуги. Статистический анализ с помощью данной модели выявляет резервы для роста туристического бизнеса на Южном Урале.
Ключевые слова: рынок туристических услуг, взаимосвязь спроса и предложения, потенциал роста туристического бизнеса, объем забронированных путевок.
Туризм — одна из ведущих и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В последнее время наблюдается рост рынка туристических услуг в Челябинской области. Чиновники разного уровня говорят о перспективах развития данного бизнеса и необходимости повышения качества туристических услуг до мировых и европейских стандартов.
В Челябинской области, по данным Челябинской ассоциации туристических организаций, зарегистрировано свыше 350 туристических агентств и 23 туроператора. Участники рынка отмечают, что ежегодно в преддверии летнего сезона открывается порядка 20-40 турфирм, но к концу сезона из их числа остается менее половины. Профессиональный уровень сотрудников некоторых турагентств — новичков достаточно низок: они не обладают ни опытом работы, ни соответствующими знаниями в туристической сфере.
Проанализировав рынок туристических услуг и проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка, можно сформулировать цель исследования: определение влияния основных факторов на развитие данного рынка.
Туризм считается одним из прибыльных видов бизнеса: для открытия туристического агентства не требуется большого стартового капитала, срок окупаемости инвестиций в большинство направлений туризма достаточно быстрый, да и спрос на туристические услуги ежегодно растет. С начала 2007 г. отменено обязательное лицензирование деятельности турагентств, что способствовало появлению большого количества новых игроков, в том числе и фирм-однодневок. Однако новые игроки не всегда отвечают профессиональным требованиям рынка. По статистике, именно у таких фирм больше всего недовольных клиентов. Часто, чтобы хоть как-то конкурировать с круп-
ными компаниями, у которых уже сформирована солидная база клиентов, новички делают ставку на демпинг цен. Скидочная политика действительно работает, но привлекает в основном неопытных туристов, заядлые путешественники, как правило, являются постоянными клиентами известных туристических фирм, репутация которых проверена годами.
Эксперты отмечают, что с приходом на челябинский рынок крупных федеральных игроков местным туроператорам стало сложно конкурировать в популярных зарубежных направлениях: многие челябинские туроператоры стали совмещать функции оператора и агента, выступая оператором лишь по немассовым направлениям и внутреннему туризму.
Среди местных туристических фирм наиболее крупных и активно работающих на рынке туристических услуг не так уж много — порядка 20-30, практически все из них являются членами Челябинской ассоциации туристических организаций.
Сегодня большинство турфирм работает по зарубежным направлениям, менее развиты внутренний и въездной туризм. Из 23 туроператоров, представленных в регионе, только 7 занимаются въездным туризмом. Вместе с тем спрос на внутренний и въездной туризм ежегодно растет.
В числе основных причин слабой развитости сегмента въездного туризма эксперты называют нестабильный уральский климат, сложность разработки местных маршрутов, отсутствие профессиональных инструкторов и гидов, низкий уровень обслуживания — притом, что цены на отдых в Челябинской области сопоставимы со стоимостью путевок в зарубежные курорты. Главный сдерживающий фактор в развитии местного туризма — ограниченный номерной фонд гостиниц, баз отдыха и санаториев: Челябинская об-
ласть может принять единовременно не более 20 тысяч человек, тогда как в одном небольшом зарубежном горнолыжном центре — как минимум 40 тысяч мест размещения. Очевидно, что для решения этой проблемы, нужно строить новые гостиницы, туристические центры, развивать инфраструктуру и совершенствовать обслуживание. Но привлечь инвесторов в эту сферу сложно: въездной туризм считается достаточно затратным видом бизнеса, сроки окупаемости объектов слишком велики — около 5-8 лет.
Потенциал роста у Южного Урала огромен: в сезон «высокого» спроса наполняемость местных курортов — 100 %. Особенно большой популярностью пользуются южноуральские горнолыжные центры. На развитие туризма на Южном Урале возлагают большие надежды, как правительство Челябинской области, так и участники рынка туристических услуг.
Оценку перспектив развития туризма проведем с помощью моделей спроса и предложения. Данные модели помогают оценить потребность экономики в определенном товаре с учетом имеющегося потенциала и ресурсных ограничений. В экономических исследованиях важное место занимает проблема описания структуры связей между переменными системой так называемых одновременных уравнений. Таким образом, если
изучается модель спроса как соотношение цены и количества потребляемых товаров, то одновременно для прогнозирования спроса необходимо рассмотреть модель предложения товаров, в которой рассматривается связь между ценой и количеством предлагаемых товаров. Это позволяет достичь равновесия на рынке.
Экспертный анализ позволил выделить основные факторы для проведения исследования. В работе использовались данные по базам отдыха эконом-класса (приемлемый уровень цен на путевки) Челябинской области. В таблице представлены названия переменных, которые были использованы при построении регрессионной модели.
Эконометрический анализ был проведен по ежемесячным данным за период с января 2009 по декабрь 2011 г. Анализ осуществлен с использованием пакета Eviews 5.1. Источниками данных являются данные туристической фирмы «Главтур» и данные Росстата (gks.ru).
График временного ряда спроса на путевки эконом-класса представлен на рис. 1. Средний объем продаж за анализируемый период составил 4 430,69 путевки. Наблюдается тенденция уменьшения объема продаж, следовательно, можно предположить наличии убывающего тренда. Минимальный спрос находится на уровне 2 859,5 шт., а максимальный — 6 324 шт.
Взаимосвязь показателей рынка и их обозначений в модели
Показатель Обозначение временных рядов
Спрос (шт.) spros
Цена (р. /шт.) сепа
Забронированные путевки (шт.) Ьгоп
Доход населения (млрд р.) dohod
Рис. 1. Спрос на путевки эконом-класса в 2009-2011 гг., шт.
График временного ряда цены на путевки эконом-класса представлен на рис. 2. Средняя цена за анализируемый период составила 601,86 р./шт. Минимальная цена находится на уровне 457,86 р./шт., а максимальная — 710,84 р./шт. Амплитуда колебания однообразна. Наблюдается изменение цены, но уравнение тренда, описывающего рост, подобрать сложно.
На спрос туристических путевок кроме цены также влияют доходы населения. На рис. 3 представлен график зависимости спроса на туристические путевки эконом-класса (шт.) и доходов населения (млрд р.).
Динамика доходов населения представлена на рис. 4.
Для получения стационарного ряда проведем разностное дифференцирование исследуемого ряда первого порядка.
Анализ результатов показал, что предложение туристических путевок во многом зависит от объема заранее забронированных путевок. Проведем анализ объема забронированных путевок с целью их дальнейшего включения в систему одновременных уравнений. Объем продаж по статистике превышает объем забронированных путевок.
Можно предположить наличие убывающего тренда (рис. 5).
Спрос представляет собой количество туристических путевок, которые готовы приобрести потребители по определенной цене. Предложение — это то, количество путевок, которое готова продать фирма по установленной цене.
Рассмотрим спрос на туристические путевки. Пусть ОВХ — спрос на путевки эконом-класса в момент времени t, QSt — предложение путевок в момент t. Обозначим Pt — цена продажи путе-
Рис. 2. Изменение цены на путевки в 2009-2011 гг., р.
Рис 3. График зависимости временных рядов spros и dohod
вок (р./шт.); Dt — среднемесячный доход населения (млрд р.); Vt — объем забронированных путевок в момент времени t.
Предполагается, что на рынке существует равновесие, т. е. QDt = QSt = Qt. Тогда система одновременных уравнений, отражающая зависимость спроса и предложения на туристические путевки. имеет вид
Qt = а0 + а1 Pt + а2 Dt +
Qt = р0 + рт + Р2 V + хй,
где еt и и — случайные величины;
а0, а1, а2, Р0, Р1, Р2 — параметры системы. Рассмотрим структурную форму модели без свободных коэффициентов:
Qt = а1 Pt + а2 Dt + еР.
Qt = Р1 Pt + р2 Vt + Ш.
Приведенная форма модели представляет собой систему линейных функций эндогенных переменных от экзогенных:
Qt = 51 V + 52 Юг + а>1;
где
Рг = 53 Иг + 54 Юг + ю2;
§ _ ~а1в ^ _ —вг
а1 Р1
а1 Р1
а1 Р1
а1 Р1
а1 Р1
а1 Р1
Оба уравнения точно идентифицируемы, т. е. число эндогенных переменных равно числу уравнений (порядковое условие выполняется со знаком равенства). Также для обоих уравнений выполнено ранговое условие идентифицируемости.
Оценка данной системы осуществляется двухшаговым методом наименьших квадратов
Рис. 4. Реальные доходы населения по Челябинской области в 2009-2011 гг., млрд р.
Рис. 5. Динамика объема продаж и объема забронированных путевок, шт.
(2SLS) с использованием программного пакета EViews.
В качестве эндогенных и экзогенных переменных войдут в систему:
— временной ряд объемов продаж туристических путевок Spros, который является стационарным после взятия первой разности;
— временной ряд цены на туристические путевки Сепа, который является стационарным, но для дальнейшей интерпретации результатов в систему войдет в виде первой разности. Цена является одним из основных факторов, влияющих на спрос-предложение путевок.
К экзогенным переменным относятся:
— временной ряд объемов забронированных путевок Вгоп;
— временной ряд доходов населения по Челябинской области Dohod.
Система одновременных уравнений спроса-предложения туристических путевок, где спрос зависит от цены и доходов населения на территории Челябинской области, имеет вид:
D(Spros) = С(1) + С(2^(Сепа) + С(3^(Вгоп) + еt. D(Spros) = С(4) + С(5^(Сепа) + C(6)D(Dohod) + М, где С(/) — коэффициенты системы;
D(j) — разностное дифференцирование первого порядка.
В итоге получаем следующую систему уравнений:
D(Spros) = 2 174,506 - 3,6679 х D(Cena) +
+ 1,1629 х D(Bron);
D(Spros) = 2260,372 - 3,7708 х D(Cena) +
+ 28,044 х D(Dohod).
Все коэффициенты системы значимы, коэффициент детерминации для первого уравнения равняется 0,45, для второго уравнения — 0,4. Критерий Дарбина—Уотсона близок к 2.
Экономический анализ туристического бизнеса в Челябинской области, проведенный с помощью данной системы уравнений, позволил сделать следующие выводы:
1. Значительное влияние на предложение туристических путевок оказывает цена реализации. Увеличение прироста цены на 100 р./шт. приводит к уменьшению прироста предложения на 3,6679 путевки (шт.).
2. Увеличение прироста количества забронированных путевок на 1 штуку приводит к увеличению прироста предложения на 1,1629 путевки (шт.).
3. Ценовой фактор на спрос оказывает большее влияние, чем на предложение: увеличение прироста цены на 100 р./шт. приводит к снижению прироста спроса на 3,7708 путевки (шт.).
4. Доходы населения на территории Челябинской области оказывают значительное влияние на спрос туристических путевок: увеличение прироста доходов населения на 1 млрд р. (300 р. на одного жителя области) приводит к увеличению прироста спроса на 28,044 путевки (шт.).
Список литературы
1. Артамонов, В. Н. Факторный анализ себестоимости продукции предприятия / В. Н. Артамонов, В. А. Малеев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2004. Т. 8, № 1. С. 106-112.