Научная статья на тему 'Экомузей "Тазгол": проектные перспективы и современная реальность'

Экомузей "Тазгол": проектные перспективы и современная реальность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНАЯ ШОРИЯ / ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИОНЕРЫ / KHAKASSIA ORTHODOX MISSIONARIES / МУЗЕИ / MUSEUMS / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ШОРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / SHORSKY NATIONAL PARK / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кимеев В.М.

Сопоставляются проектные предложения по созданию в Горной Шории экомузея «Тазгол» и Шорского национального парка в 1990-х гг и современная реальная действительность. Анализируется деятельность православных миссионеров Алтайской духовной миссии и священников Новокузнецкой митрополии Кемеровской епархии Русской православной церкви по созданию и реконструкции Мрасского стана миссии в экомузее «Тазгол». Показаны проблемы экологии и традиционного природопользования шорского населения пос. Усть-Анзас и Шорского национального парка. Главной проблемой в реализации «Проекта зон охраны» и генерального плана экомузея «Тазгол» остается недальновидность местных властей и меркантильность клириков Новокузнецкой и Таштагольской метрополии. Местные шорцы всех поколений видят будущее в сохранении и возрождении своих традиций и создании условий для восстановления системы их традиционного природопользования и сохранении памятников историко-культурного и природного наследия и использования их для развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOMUSEUM "TAZGOL": DESIGN PERSPECTIVES AND REALITIES

Project proposals are compared to establish in the Shoria mountains of “Tazgol” ecomuseum and the Shoria National Park in the 1990s and modern reality. Analysis is given to the activities of the Orthodox missionaries from Altai Spiritual Mission and the priests of the Novokuznetskaya Metropole of the Kemerovo Eparchy of the Russian Orthodox Church on the establishment and reconstruction of the Mrasskiy Stan mission in the “Tazgol” ecomuseum. The article shows the problems of ecology and traditional nature use of the Shoria population of the Ust-Anzas settlement and Shoria National Park. The main problem to implement “The Project of the Conservation Zones” and the general plan of the “Tazgol” ecomuseum is short-sightedness of local authorities and commercialism of the clerics from Novokuznetskaya and Tashtagolskaya Archdiocese. Local people of all generations see their future in the preservation, revival of their traditions, creating conditions to restore their traditional nature use and preserve historical, cultural and natural heritage to develop tourism in the region.

Текст научной работы на тему «Экомузей "Тазгол": проектные перспективы и современная реальность»

A.I. Bobrova, A.A. Tishkin

Tomsk Regional Museum of Local History, Tomsk, Russia;

Altai State University, Barnaul, Russia

ORIGINAL FIND FROM THE KET RIVER AREA

The use of modem instruments allows obtaining objective information on the chemical composition of archaeological finds made of non-ferrous metals. The article examines the results of research of a metal bowl, which was found in the territory of the Narimsk Ob river area in the mound of the 17th century Yeltyrevskiy Burial Ground II. The elemental composition of the product's base and its coating is established with the help of an X-ray fluorescence spectrometer. Special study was made of the vessel's handle. Testing was carried out before and after the restoration. Unfortunately, the presence of superficial oxides and the lack of opportunities for their maximum removal from the museum exhibit in different places did not allow full implementing of the necessary program. However, the recorded indicators make it possible to draw a number of important conclusions, in particular, that the bowl is made not of silver, as it had been originally assumed, but of other metals using spatula technology. The archaeological context of the find, the search for analogies and the carried out reconstruction of the anthropological appearance testify to the high status of the buried woman.

Key words: Narimsk Od region area, mound, metal bowl, X-ray fluorescence analysis.

УДК 069.02:574.24

В.М. Кимеев

Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

ЭКОМУЗЕЙ «ТАЗГОЛ»: ПРОЕКТНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ И СОВРЕМЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта РФФИ

№17-11-42003/17-ОГОН «Этнокультурное наследие коренных малочисленных народов и русских старожилов Притомья: трансформация в современной социокультурной среде и подходы к актуализации»

Сопоставляются проектные предложения по созданию в Горной Шории экомузея «Тазгол» и Шорского национального парка в 1990-х гг. и современная реальная действительность. Анализируется деятельность православных миссионеров Алтайской духовной миссии и священников Новокузнецкой митрополии Кемеровской епархии Русской православной церкви по созданию и реконструкции Мрасского стана миссии в экомузее «Тазгол». Показаны проблемы экологии и традиционного природопользования шорского населения пос. Усть-Анзас и Шорского национального парка. Главной проблемой в реализации «Проекта зон охраны» и генерального плана экомузея «Тазгол» остается недальновидность местных властей и меркантильность клириков Новокузнецкой и Таштагольской метрополии. Местные шорцы всех поколений видят будущее в сохранении и возрождении своих традиций и создании

условий для восстановления системы их традиционного природопользования и сохранении памятников историко-культурного и природного наследия и использования их для развития туризма.

Ключевые слова: Горная Шория, православные миссионеры, музеи, экология, традиционное природопользование, Шорский национальный парк.

Этноэкологический музей-заповедник (экомузей), получивший название «Тазгол» в память о бывшем одноименном шорском улусе, начал создаваться в центре пос. Усть-Анзас Таштагольского района по просьбе городских властей и решению Кемеровского облисполкома №85 от 16 марта 1990 г. вначале как филиал историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская писаница». После разработки по заказу начальника управления культуры Кемеровского облисполкома В.И. Бедина творческой группой известных московских архитекторов под руководством А.Г. Афанасьева и принятия в этом же году «Проекта зон охраны» и генерального плана экомузей становится самостоятельным муниципальным образованием [Кимеев, Афанасьев, 1996, с. 117] (рис. 1). Затем он был включен как филиал в состав муниципального музея-заповедника «Трехречье» в пос. Усть-Кабырза, созданного в 2011 г.

Рис. 1. Эскиз генплана экомузея «Тазгол» (архитектор А.Г. Афанасьев) (по: [Кимеев, Афанасьев, 1996, с. 117])

Проектом, кроме восстановления памятников историко-культурного и природного наследия по р. Мрассу, а также их музеефикации под открытым небом, предусматривалось восстановление инфраструкту-

ры самого жилого поселка - строительство школы и нового магазина, установка пилорамы по переработке древесины, прокладка грунтовой дороги и ЛЭП из пос. Шерегеш, а также экологическое оздоровление окрестностей: очистка берегов Анзаса и прилегающих ручьев от бытовых отходов и горюче-смазочных материалов местной дизельной подстанции. Проект прошел требуемую экспертизу и был одобрен всеми местными жителями, получившими рабочие места в экомузее.

Одновременно были развернуты масштабные комплексные архео-лого-этнографические и биологические исследования с последующими публикациями результатов. Рабочими из местных жителей-шорцев началась реставрация «Усадьбы плотника Иванова», «Дома псаломщика», «Дома торговца Пай-Степана» с двухъярусным амбаром (начало XX в.), произведены заливка фундамента под реконструкцию деревянного Троицкого храма (конца XIX в.), реконструкции комплекса охотничье-про-мыслового стана и поселения древних литейщиков и кузнецов, могилы «кыргызского воина», каменной оградки с изваянием предка. Сейчас все эти объекты часто посещаются туристами и православными паломниками. На территории экомузея ежегодно стали проводиться праздники, в чем большую помощь оказывает шорский фольклорный ансамбль «Чылтыс» из Таштагола, так как собственной фольклорной группы здесь никогда не было. В поселке было построено новое здание для начальной школы и проживания учителей, служебное здание с рацией и залом ожидания пассажиров у вертолетной площадки. Местные жители впервые за два последних десятилетия начали активно строить себе новые жилые дома с хозпостройками и огородами [Кимеев, Ширин, 2011, с. 211-224].

Кемеровская епархия направила по благословлению епископа Со-фрония настоятелем прихода иерея Игоря Кропочева для завершения реконструкции Троицкого храма и реставрации Дома миссионера -единственного сохранившегося памятника конца XIX в., связанного с деятельностью Алтайской духовной миссии на юге Сибири. Новокузнецкие архитекторы (В.Н. Усольцев и А.В. Топчиев) еще в начале 1990-х гг. разработали проекты реставрации Дома миссионера и реконструкции прежнего Троицкого храма (рис. 4). Однако воссоздать храм и реставрировать Дом миссионера по разным причинам так до сих пор и не удалось. Первая молельная комната, оборудованная о. Игорем в кинобудке бывшего клуба, сгорела вместе с клубом, вторая, оборудованная клириками из Таштагола в помещении бывшей школы имени учителя М.Л. Судочакова, используется только при паломнических поездках священнослужителей епархии и по христианским праздникам.

Летом 2017 г. в третий раз был освящен бетонный фундамент Троицкого храма митрополитом Новокузнецким и Таштагольским Владимиром Агибаловым в присутствии клириков митрополии, главы района В.Н. Макута и местных жителей. Бывший настоятель Троицкого прихода, протоиерей Игорь Кропочев, был благословлен вернуться

в пос. Усть-Анзас, поселиться, как и прежде, в музейном «Доме Пай-Степана» и продолжить восстановление объектов Мрасского отделения Алтайской православной духовной миссии. Однако вместо использования для этого архитектурных проектов реставрации о. Игорь решил на месте имеющегося фундамента обустроить небольшую деревянную церковь. Реставрация разрушающегося подлинного памятника архитектуры конца XIX в. - Дома мрасского миссионера - вообще не планируется в ближайшее время. То, что все это может привести к искажению исторической среды Мрасского стана Алтайской духовной миссии и нарушит прежний проект экомузея, никого не волнует.

Удивляет голословное утверждение, что бывшая Троицкая церковь якобы стояла на другом месте и проектировщиками экомузея изначально была нарушена историческая достоверность. Хотя все местные жители старшего поколения помнят, что фундамент храма заливали в 1992 г. на месте сгоревшей в 1970-х гг. деревянной школы на основании из каменных плит, извлеченных из прежнего Троицкого храма. Причем при демонтаже в 1970-х гг. фундамента храма местными жителями по углам основания были обнаружены свинцовые пластины с православными текстами. Свинец пошел на пули, а вот сфотографировать эти пластины из-за отсутствия фотоаппарата не пришлось.

Почему-то игнорируются неоднократно опубликованные старые фотографии надпойменной террасы Мрасского стана с разных ракурсов: 1913 г. - барнаульского землемера Г.И. Иванова со стороны р. Мрас-су и 1926 г. - ленинградского этнографа Н.П. Дыренковой со стороны горы Кабакташ, на которых четко фиксируется местоположение Троицкого храма и Дома миссионера (рис. 2, 3). Да и сами старейшие местные жители (Анастасия Атконова и Надежда Бельчегешева) в начале 1980-х гг. лично показывали этнографу В.М. Кимееву место расположения храма на береговой террасе и холм могилы последнего миссионера Павла Кадымаева на краю поселкового кладбища.

Непонятно также, почему до реконструкции по проекту Троицкого храма нельзя использовать для молений пустующий Дом псаломщика, который реставрирован в 1995 г. на площадке экомузея в 50 м от фундамента храма и в котором в середине 1990-х гг. первоначально жил сам настоятель прихода о. Игорь Кропочев? Можно также, по примеру первого мрасского миссионера иеромонаха Тихона, построить на свободной площадке экомузея походный берестяной храм, о котором упоминается в миссионерских отчетах того времени [Записки..., 2008, с. 154-155]. Более того, на проекты реставрации Дома миссионера и Троицкого храма, на заливку фундамента храма, изготовление для него дверных коробов и окон из бюджета Таштагольского района в 1990-е гг. потрачены немалые финансовые средства. Благоразумней будет привлечь для завершения реставрационно-строительных работ по проектам народные средства православных жителей России, как это сделал в XIX в. выдаю-

щийся миссионер Василий Вербицкий - отец-основатель Мрасского отделения Алтайской православной духовной миссии и его последователи. Спасение памятников историко-культурного, духовного и природного наследия - это благородная миссия как священнослужителей, так и всех россиян, включая местных православных шорцев!

Рис. 2. Миссионерский стан в улусе Усть-Анзас. 1927 г.

(фотоснимок Н.П. Дыренковой) [МАЭ РАН (Музей антропологии и этнографии РАН). Колл. №3646]

Рис. 3. Миссионерский стан в улусе Усть-Анзас. 1913 г. (фотоснимок Г.И. Иванова) [АГКМ (Алтайский государственный краеведческий музей). Инв. №15866. 38, 1913]

% ¥

Власти Таштаголь-ского района и руководство национального парка предполагали «развитие экономики территории посредством создания кооперативов, родовых общин и пр., а также расширения традиционных для данной местности промыслов шорского населения поселков, примыкающих к зонам парка». Однако радужным перспективам не суждено было сбыться. Местные шорцы вынуждены заниматься, по сути, браконьерством, рассматривая его как один из немногих источников формирования семейного бюджета в условиях тотальной безработицы после закрытия учреждений ВД (колоний-поселений уголовно осужденных) по заготовкам

и сплаву леса, а также после распада системы госпромхозов. И как результат - на территории Национального парка продолжается сокращение популяции промыслового зверя, а в реке Мрассу - рыб ценных пород по причине браконьерского и варварского лова туристами. Население вынуждено ориентироваться в основном на подсобное хозяйство, которое не способно полностью удовлетворить даже собственные потребности, несмотря на призывы районных властей продавать излишки сельхозпродукции. В то же время в пределах создаваемых территорий традиционного природопользования шорцами используется менее 50% видового многообразия и около 6,6% допустимых к изъятию запасов недревесных растительных ресурсов (черемши, папоротника и др.). Экономическая прибыль шорских хозяйств составляет сейчас около 1,5% от возможного использования этой группы ресурсов. Согласно

Рис.

4. Троицкий храм. Реконструкция (архитектор В.Н. Усольцев)

последнему Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. «Об особо охраняемых территориях» за посещение территории национального парка (за исключением участков, расположенных в границах населенных пунктов) в целях туризма и отдыха взимается плата. Даже местные жители шорцы становятся чужими на территории национального парка - им запрещена заготовка древесины на постройку домов, хозпостроек и оград своих усадеб, введены ограничения на лов рыбы и ведение других видов таежных промыслов, вплоть до сбора грибов и ягод, не говоря уже о сезонной охоте. Примечательно, что до сих пор нет четких разграничений территории парка и населенных пунктов, которые не имеют топографических планов усадеб, а пастбища и сенокосные угодья оказались в границах Национального парка [Кимеев, 2017, с. 55-60].

В населенных пунктах парка у населения все более ощущается безразличие к окружающей среде. Продолжаются (несмотря на запреты) бесконтрольные вырубки леса и расширяются многолетние свалки бытового мусора на окраинах поселков, нередко в пойме притоков Мрассу - являющихся единственным источником питьевой воды.

Комплексной программой социально-экономического развития шорского населения Таштагольского района в начале 1990-х гг. предусматривалось сохранение и развитие национальных традиций, однако коснулось это в основном жителей Таштагола и Шерегеша, где созданы фольклорные ансамбли, проводятся реконструированные праздники (Ольгудек-Пайрам, Малтык, Чыл-Пажи и др.). Спорадические наезды и краеведческие экспедиции представителей шорской национально-политической элиты и ансамбля «Чылтыс» для реконструкции обрядов и установки культовых знаков не затронули глубоко душу сельских шорцев. С уходом из жизни последнего шорского народного мастера Якова Пепелова из пос. Усть-Кабырза полностью утрачена традиция в изготовлении предметов быта и культа, не говоря уже о национальной одежде и украшениях. Старинные предметы быта и древних культов полностью вывезены в различные музеи, которые вряд ли посещают сельские шорцы.

Руководству парка в ближайшее время целесообразно проверить свои кадастровые планы и усадеб поселков, оказавшихся в границах выделенных зон парка. Так в пос. Усть-Анзас в границы парка попала часть ул. Мира с домами, построенными за последние годы местными жителями на месте прежних усадеб, существовавших, по крайней мере, с начала XX в. (о чем свидетельствуют старые фотографии). Даже столетнее поселковое кладбище оказалось в кадастровом плане Национального парка и по положению требуется разрешение на погребение усопших. Появившиеся на левом берегу Мрассу у пос. За-Мрасс частные турбазы и летние автостоянки стали привлекать туристов и рыбаков

из Шерегеша и Таштагола. После них на берегу остаются кучи мусора, регулярные уборка и вывоз которого не организованы сотрудниками парка, а сами туристы не стремятся его увозить с собой.

Продолжает расширяться неорганизованная свалка твердых бытовых отходов на краю пос. Усть-Анзас в отвалах бывшего золотоприиска по ручью Шимтилыгол. Весеннее половодье смывает часть отходов, и они вместе с талыми водами попадают в р. Анзас, откуда местные жители круглый год берут воду для питья. Более того, до сих пор не произведена обваловка вокруг цистерн с горюче-смазочными материалами и сарая с дизельным агрегатом, отчего весной часть отходов дизтопли-ва попадает в Анзас, впадающую в свою очередь в Мрассу. В усадьбах местных жителей туалеты расположены вблизи берега Анзаса и через почву фекалии попадают в реку. Каменные запруды с ящиком для традиционной ловли мелкой рыбы на Анзасе превратили реку в своеобразный отстойник.

Предусмотренные почти 30 лет назад экологические мероприятия в «Проекте зон охраны» и генеральном плане экомузея до сих пор не реализуются. Только за последние годы сотрудники экомузея стали собирать и вывозить мусор с территории экомузея в яму, оборудованную для туристов у беседки, рядом с культовым деревом с подвязанными лентами на перевале священной для шорцев горы Айган, что противоречит их традиционному мировоззрению. Нужно организовать регулярный сбор и вывоз накопившихся бытовых отходов на официальную свалку в пос. Шерегеш, а в самих поселках обустроить контейнеры для сбора мусора. Для сохранения историко-культурного наследия территории парка необходимо решить экологические и экономические проблемы совместно с властями поселков Шерегеш и Усть-Анзас, сотрудниками экомузея «Тазгол».

Библиографический список

Записки миссионера Кузнецкого отделения Алтайской духовной миссии священника Василия Вербицкого / сост. прот. Игорь Кропочев. Новокузнецк, 2008. 372 с.

Кимеев В.М. Проблемы охраны и музеефикации историко-культурного наследия территории Шорского национального парка // Человек и природа - взаимодействие на особо охраняемых природных территориях: мат. докл. Всерос. науч.-практ. конф, посвящ. Году особо охраняемых природных территорий и Году экологии. Новокузнецк, 2017. С. 55-60.

Кимеев В.М., Афанасьев А.Г. Экомузеология. Национальные эко-музеи Кузбасса: учеб. пособие. Кемерово, 1996. 135 с.

Кимеев В.М., Ширин Ю.Ф. Тайны Кабырзинской принцессы. Кемерово, 2011. 272 с.

V.M. Kimeev

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

ECOMUSEUM "TAZGOL": DESIGN PERSPECTIVES AND REALITIES

Project proposals are compared to establish in the Shoria mountains of "Tazgol" ecomuseum and the Shoria National Park in the 1990s and modern reality. Analysis is given to the activities of the Orthodox missionaries from Altai Spiritual Mission and the priests of the Novokuznetskaya Metropole of the Kemerovo Eparchy of the Russian Orthodox Church on the establishment and reconstruction of the Mrasskiy Stan mission in the "Tazgol" ecomuseum. The article shows the problems of ecology and traditional nature use of the Shoria population of the Ust-Anzas settlement and Shoria National Park. The main problem to implement "The Project of the Conservation Zones" and the general plan of the "Tazgol" ecomuseum is short-sightedness of local authorities and commercialism of the clerics from Novokuznetskaya and Tashtagolskaya Archdiocese. Local people of all generations see their future in the preservation, revival of their traditions, creating conditions to restore their traditional nature use and preserve historical, cultural and natural heritage to develop tourism in the region.

Key words: Khakassia Orthodox missionaries, museums, ecology, traditions, Shorsky National Park.

УДК 903.211.3(571.150)

А.Л. Кунгуров

Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

КАМЕННЫЙ ТОПОР ИЗ БАРНАУЛА (Алтайский край)

Статья посвящена находке на территории Барнаула каменного топора с частичной подшлифовкой поверхности и рабочей кромки. Топор был обнаружен на правом берегу Пивоварки в 1984 г. и более 30 лет хранился в фондах Алтайского государственного краеведческого музея. Условия находки позволяют предполагать наличие в данном месте некрополя неолитического времени, впоследствии застроенного частным сектором города. Публикация изделия и характеристики места его нахождения расширяют количество источников по неолиту Барнаульского Приобья.

Ключевые слова: некрополь, находка, орудие, неолит, обработка, оббивка, шлифовка, памятники, Барнаульское Приобье.

В Алтайском государственном краеведческом музее хранится крупный каменный топор (колл. 14540), найденный в 1984 г. Григорием Кирилловичем Жировым. Находка была сделана при земляных работах на глубине 2,5 м в усадьбе по ул. 2-я Речная, 7 Барнаула (рис. 1). Данное место расположено на северо-восточной окраине парка Юбилейного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.