Научная статья на тему 'Эколого-ориентированное управление как аспект реализации концепции устойчивого развития'

Эколого-ориентированное управление как аспект реализации концепции устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / CONCEPTION OF STABLE DEVELOPMENT / ECOLOGY-ORIENTED MANAGEMENT / INFLUENCE ON ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Ирина Юрьевна

Содержание концепции устойчивого развития должно строиться на идее равноправия представителей нынешнего поколения в лице отдельных регионов или государств, на отношении поколений и требовании их равноправия в деле развития, обеспечиваемого совокупным природным и экономическим капиталом, который должен быть сохранен и преумножен в результате деятельности настоящего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the stable development conception must be based on the idea of an equality of nowadays generation`s representatives in different regions or states, on the relations between generations and a demand of their equality in the affair of the development, which is supplied with a natural and economic capital which must be saved and increased as a result of modern generation`s activity.

Текст научной работы на тему «Эколого-ориентированное управление как аспект реализации концепции устойчивого развития»

Ирина ЯКОВЛЕВА

ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК АСПЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Содержание концепции устойчивого развития должно строиться на идее равноправия представителей нынешнего поколения в лице отдельных регионов или государств, на отношении поколений и требовании их равноправия в деле развития, обеспечиваемого совокупным природным и экономическим капиталом, который должен быть сохранен и преумножен в результате деятельности настоящего поколения.

The content of the stable development conception must be based on the idea of an equality of nowadays generation's representatives in different regions or states, on the relations between generations and a demand of their equality in the affair of the development, which is supplied with a natural and economic capital which must be saved and increased as a result of modern generation's activity.

Ключевые слова:

концепция устойчивого развития, экопого-ориентированное управление, воздействие на окружающую среду; conception of stable development, ecology-oriented management, influence on environment.

Термин «устойчивое развитие» вошел в научный обиход и в международную политическую и экономическую лексику более тридцати лет назад. В 1996 г. в нашей стране была принята Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию1, а также создаются проекты систем показателей для отдельных субъектов РФ, регионов, городов и предприятий.

Под устойчивым развитием понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности ныне живущего поколения и при этом не ставит под угрозу возможность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Однако содержание концепции строится не только на отношении поколений и требовании их равноправия в деле развития, обеспечиваемого совокупным природным и экономическим капиталом, который должен быть сохранен и преумножен в результате деятельности настоящего поколения. Важнейшей идеей концепции выступает идея равноправия представителей нынешнего поколения в лице отдельных регионов или государств. Неравномерное распределение указанного капитала в настоящем, обогащение богатых стран и регионов в сочетании с обнищанием бедных регионов не может служить базой для устойчивого развития, т.к. содержит и постоянно порождает критические точки, угрожающие целостности и преемственности всей конструкции устойчивого развития2.

Устойчивое развитие — это новый тип функционирования цивилизации, основанный на оптимальном управлении всей совокупностью природного, социального и культурного богатства, которым человечество располагает на конкретном этапе всемирного развития. Устойчивое развитие можно также представить как оптимизацию экономической деятельности в отношении биосферы, учет социально-экологических последствий при расчете возможного экономического эффекта.

Концепция устойчивого развития при ее разработке и реализации

1 Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Утверждена Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. // Российская газета, 1996, 9 апр.

2 Гриден Т.Е., Алленби Б.Р. Промышленная экология : учебное пособие для вузов / пер. с англ.; под ред. проф. Э.В. Гирусова — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

ЯКОВЛЕВА

Ирина

Юрьевна —

к.хим.н., доцент,

заведующий

кафедрой

социального

менеджмента

Дедовского филиала

РГСУ

1.уы.уакоу1еуа@

mail.ru

в последующие годы неоднократно подвергалась критике. Контраргументы были в основном двух родов: теоретические и практические. Теоретические опирались на семантический анализ самих терминов «устойчивость» и «развитие». Дело в том, что термин «развитие», определяемый как процесс перехода от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, от низшего к высшему, ассоциируется с радикальностью и быстротой изменений. Устойчивость же, т.е. способность сложной системы в изменяющихся условиях сохранять свои свойства и функции, ассоциируется с консервативностью и даже со стагнацией.

Практический аспект критики концепции проявляется в том, что в большинстве своем ни развитые, ни развивающиеся страны не пошли по пути самоограничения, борьба за природные ресурсы и бесконтрольное их использование приобретает все более сложные формы; нет ни одного общего органа для воплощения в жизнь идей устойчивого развития1.

Тем не менее ничего взамен этой концепции предложено не было, отсутствуют альтернативные концептуальные модели, которые хотя бы теоретически представляли позитивное конструктивное развитие цивилизации в будущем. Таким образом, критические соображения в основном касаются отдельных положений концепции или способов ее реализации, но, как правило, не затрагивают сущностных направлений глобальной или локальной стратегии устойчивого развития.

Для обеспечения устойчивого развития предлагаются следующие целесообразные методы: контроль за экологической обстановкой и экологической чистотой производства; внедрение безотходных и малоотходных технологий; создание замкнутых производств; исследование возобновляемых источников энергии; отказ от ресурсоемких технологий; использование энергосберегающих технологий; применение методики охраны окружающей среды, «встроенной» в производство (экологоориентированное производство).

Среди целей обеспечения устойчивого развития выделим, во-первых, комплекс целей, обеспечивающих безопасность человека и окружающей его среды, как

1 Материалы международной конференции «Устойчивое развитие: природа — общество — человек». - М., 2006, с. 49.

социально-экономической, так и природной: укрепление здоровья гражданина и нации в целом, защиту окружающей природной среды, гуманизацию социальноэкономической среды. Во-вторых, устойчивое развитие предусматривает улучшение качества жизни, конечно при условии решения хотя бы ряда задач первой группы. Цели, связанные с качеством жизни, предполагают существенные достижения в организации экономики, развитии образования и соблюдении прав человека.

Глобальный уровень перехода к устойчивому развитию предполагает установление и принятие принципов осуществления деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Эти принципы закреплены в международных документах, многосторонних договорах и конвенциях, например в Конвенции об изменении климата, Конвенции об экологическом разнообразии и т.д.

В Российской Федерации был разработан ряд государственных документов, касающихся устойчивого развития. В их числе такие, как «Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1994 г.), Указ Президента РФ от 01.04.1996 г. № 440 о «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (2000 г.), «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия» (2001 г.), «Экологическая доктрина РФ» (2002 г.), «Обзор национальных приоритетов охраны живой природы России» (2003 г.), одобренный МПР России и его территориальными органами, и др.

В указанных документах сформулированы следующие направления и задачи перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: во-первых, коренное улучшение состояния окружающей среды при условии экологизации экономической деятельности, включающей структурные и институциональные изменения, призванные обеспечить становление экологически ориентированной модели хозяйствования и внедрение эколого-ориентированных методов управления; во-вторых, учет пределов емкости экосистем при ведении хозяйственной деятельности, массовое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий при целенаправленном изме-

нении структуры личного и общественного потребления. Необходимо отметить, однако, что содержание этих документов носит рекомендательный характер, что, несомненно, ослабляет в целом долгосрочный процесс перехода к устойчивому развитию.

Важнейшим аспектом устойчивого развития, с нашей точки зрения, является социально-управленческий подход. Он исходит из того, что устойчивое развитие — это новый уровень регулирования развития социоприродных систем, которые включают эколого-экономические системы — интегративные образования, представляющие собой функционирование общественного производства во взаимосвязи и взаимообусловленности с протеканием естественных процессов в природе. В свою очередь, экологоэкономическая система включается в систему более высокого порядка — социально-экономическую, содержащую, кроме эколого-экономических образований, также собственно социальные, политические, культурные, ментальные и другие образования. Социально-управленческий подход позволяет обеспечивать принятие решений, влекущих за собой баланс экономических, экологических и социальных требований. Этот подход исторически складывался в отечественных и зарубежных теориях и системах менеджмента — от «научного менеджмента» У. Тейлора и М. Вебера до «системы стратегий, инноваций и лидерства» Р. Ансофора, А. Аганбегяна. Современная теория устойчивого развития, оптимального функционирования экономики и глобального менеджмента «без границ» (М. Портер, С. Шаталин, Д. Львов и др.) анализирует баланс между социально-экономическим развитием и сохранением окружающей среды, развитие ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, эффективное управление инновациями и инвестициями, управление структурными преобразованиями.

Ряд этих направлений разрабатывается применительно к организации устойчивого развития предприятия. Под экономически устойчивым развитием предприятия понимается его стабильное социальноэкономическое развитие в условиях результативного управления всеми системами предприятия, представляющими собой источники и факторы воздействия

на окружающую природную среду. При этом результативное управление включает в себя: во-первых, адаптационную функцию, т.е. способность восстанавливать структуру после внешних воздействий путем организационных изменений под воздействием внешней среды; во-вторых, превентивную функцию, заключающуюся в организационных изменениях до начала воздействия внешней среды; в-третьих, активационную функцию, предусматривающую активацию потенциала внутренних систем предприятия для оказания влияния на внешнюю среду и проведение организационных изменений для обеспечения этого влияния. Практическое воплощение идеи устойчивого развития подразумевает обязательность учета экологического фактора в процессе принятия управленческих решений как при формировании стратегических задач, так и в повседневной практике. Важнейший элемент осуществления всех функций — это управленческое решение, включающее планирование и выбор альтернативы. Ключевым моментом реализации концепции устойчивого развития является экологизация управленческих решений1.

При этом существуют методологические особенности принятия экологоориентированных решений. Специфика подготовки эколого-ориентированного управленческого решения выражается в следующих процедурах: анализ экологических аспектов, определение критериев экологической значимости, формулировка альтернативы по этим критериям, выбор из альтернативных вариантов, разработка эколого-ориентированных показателей, позволяющих оценить эффективность принятого решения.

Для реализации идеологии устойчивого развития во многих странах требуется государственное регулирование действий предприятия в области природопользования и охраны окружающей среды; особенно актуальным оно представляется для России, где частнособственнический менталитет зачастую приходит в противоречие с общенациональными интересами. Именно государство располагает правовой, организационной и информационной инфраструктурой и возможностью использовать ее для технического регу-

1 Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия. — М., 2006.

лирования, стандартизации, метрологии, сертификации, государственного контроля и надзора на различных уровнях управления.

Принятие эколого-ориентированного управленческого решения возможно на уровне предприятия, на региональном, национальном и глобальном уровнях. Во всех случаях центральное место занимает, во-первых, создание системы критериев экологической значимости решения и, во-вторых, разработка системы показателей, позволяющих контролировать достижение конкретных целей устойчивого развития. В процессе формирования управленческих решений могут использоваться принципы и подходы, разделенные на ряд групп в зависимости от целей, которые должны быть достигнуты в результате их реализации. Среди этих групп выделяются: снижение вероятности события, вызывающего экологический ущерб; снижение величины этого ущерба; компенсация ущерба. Каждый из этих подходов действует в рамках системы мер, регулирующих управленческую деятельность (нормативно-правовых, административных, экономических и технических).

При использовании административных мер управления на основе нормативноправовых актов принимаются во внимание экономические результаты. Экономические меры ориентированы на наиболее эффективные направления деятельности методами установления дифференцированной платы за использование

природных ресурсов, установления норм компенсации ущерба, применения налогового стимулирования и льготного кредитования.

Подготовка управленческих решений, связанных с экономическими потерями, вызванными снижением качества окружающей среды, осуществляется согласно нормативно-правовым, административным и экономическим требованиям и согласно достигнутому уровню научнотехнического развития. Применение этих мер может дать результаты, коррелирующие с принципами устойчивого развития, из которых особую значимость имеют принципы социальной и экономической эффективности управленческой деятельности.

Обеспечение гарантированного уровня эколого-ориентированной деятельности, соответствующего требованиям международных правовых норм и российского законодательства, вызывает необходимость построения структурированных систем управления охраной окружаю -щей среды, интегрированных в целостную деятельность по административному управлению, которые способны обеспечивать конкурентоспособность продукции, финансовую стабильность и резервы экономического роста предприятий в условиях рыночной экономики и открытого общества. Именно такая системная деятельность может гарантировать устойчивое развитие предприятия в гармонии с окружающей средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.