Summary. Drinking water calcium and magnesium levels were examined for impact on morbidity in a model rural area of a West Siberian region.
It was ascertained that there were negative correlations between the water levels of the above elements and the incidence of respiratory, gastrointestinal, and locomotor diseases and positive correlations between the concentrations of calcium and magnesium and the incidence of nervous, urogenital, and
eye diseases.
It is concluded that by adjusting the findings, the medical care availability factor should be taken into account in the investigations using the health indices calculated on the data from official medical accounts.
This investigation has shown the estimation of the drinking water levels of calcium and magnesium as a significant hygienic problem for a model region.
С Ж. М. БЕКШИН, Ж. Ж. ГУМЛРОВА, 2006 УДК 614.78:628.41(974-25)
Ж. М. Бекшин, Ж. Ж. Гумарова
ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ В АСТАНЕ
Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Астана; ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва
В настоящее время Астана (столица Республики Казахстан с 1998 г.) и Акмолинская область — один из наиболее динамично развивающихся регионов Казахстана, и в этом процессе основными факторами должны стать эколого-градостроительные принципы устойчивого развития, базирующиеся на достижениях в области планирования городского пространства.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологиче-ской и экологической безопасности в столичном регионе необходимо проведение комплекса инженерно-технологических, гигиенических и планировочных мероприятий, способствующих минимизации выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от производственных, коммунальных, транспортных и иных объектов, загрязнения водных объектов производственными и хозяйственно-бытовыми стоками, образования производственных и твердых бытовых отходов (ТБО). Это должно осуществляться путем совершенствования системы санитарной очистки города и использования экологически безопасного обезвреживания и захоронения отходов.
За последние 5 лет население столицы возросло на 62% (средний прирост 12,8% в год). Объем образования ТБО в Астане в 2005 г. составил в 364 500 м3 (80% от норматива сбора) при расчетном нормативе 1,4 м3 на человека. Ожидается увеличение нормы сбора ТБО с 1,4м3 на душу населения в 2005 г. до 1,5 м3 в 2010 г., 1,7 м3 в 2020 г., 1,9 м3 в 2030 г. Количественный прогноз образования ТБО в среднесрочном плане развития Астаны представлен в табл. 1.
Планово-регулярной очисткой к 2005г. охвачено 99,88% жилых домов города (табл. 2).
Несмотря на увеличение охвата очисткой частного сектора, часть жилищ частного домовладения пока остается вне планово-регулярной санитарной
Таблица I
Количественный прогноз образования ТБО в Астане в среднесрочном плане
Район города 2 ООО г. 2010 г. 2020 г. 2030 г.
Центральный 245 700 287 700 362 780 416 860
Северный 22 834 13 551 15 358 17 165
Юго-восточный 129 370 323 135 471 925 580 857
Южный 22 417 66 972 185 564 330 543
Северо-западный 42 966 46 035 139 431 180 914
Всего по Астане 463 287 737 393 1 175 058 1 526 339
очистки, что приводит к образованию несанкционированных свалок ТБО, которые ликвидируются в ходе санитарных месячников. Жидкие отходы (нечистоты) неканализированной части города обезвреживаются на 2 сливных станциях, что недостаточно, вследствие чего отмечаются сливы на прилегающие к городу территории.
Количество твердых промышленных отходов (ТПО) составляет 44 005 м3 в год, их объем по сравнению с 2000 г. возрастет к 2010 г. на 158%, к 2020 г. на 221% и к 2030 г. на 233%. Доля неопасных ТПО на полигоне ТБО составляет 20% от общего объема и представлена главным образом строительным мусором. На городской полигон транспортируется 370 000 м3 твердых отходов, часть их (в основном строительные) поступает на подсыпку заболоченных участков в ходе строительства. В границах города снос старых зданий будет произведен на территориях в 349, 350 и 108 га в 2010, 2020 и 2030 г. соответственно.
В Астане сбор и транспортировка ТБО координируются районными акиматами. Сбор мусора производится в металлические контейнеры, мусо-роприемные камеры в многоэтажных зданиях и различные емкости в индивидуальных домовладениях. Вывоз ТБО осуществляется мусоровозами испанского и российского производства без замены контейнеров и грузовиками для крупногабаритных бытовых отходов по заявкам домоуправлений. Система утилизации включает сбор металлолома, авторезины и древесных отходов для переработки и вторичного использования и захоронение ТБО на полигоне. Действующий полигон расположен в 10 км к северо-востоку от города и представляет собой выработанный карьер открытого типа, не оборудованный сооружениями для контроля за инфильтрацией образующихся щелочных растворов в под-
Таблица 2
Характеристика санитарной очистки Астаны
Гол Численность населения Астаны Процент охвата очисткой жилых домов
планово-регулярная по заявочной системе вне охвата
2000 323 500 75 24,58 0,42
2002 493 600 76,4 23,44 0,16
2004 508 400 92 7,91 0,09
2005 524 700 95 4,88 0,12
земные воды. На полигоне не проводится засыпка мусора изолирующим слоем фунта.
Фракционный анализ ТБО Астаны показал, что в их состав входит 3 главных компонента — пищевые отходы (30—35%), бумага (20—25%), полимерные материалы (до 20%), остальные 15—20% приходятся в совокупности на текстиль, стекло, уличный смет, золу. Влагосодержание ТБО колеблется в пределах 30—58%, а объемная плотность варьирует от 0,18 до 0,30%. Состав и объем ТБО значительно различаются в районах города в зависимости от вида застройки. Так, в частном секторе домовладений с печным отоплением основным компонентом ТБО является зола — до 40%, а бумага и дерево практически не содержатся. В районах индивидуальных домов с отоплением на газе и жидком топливе доля уличного смета и растений доходит до 30%. В целом в связи с увеличением числа административных зданий, а также вводом нового жилья, расширением газо- и электроснабжения и централизованного отопления в составе ТБО прогнозируется повышение доли бумажной фракции и снижение количества золы. Доля полимерных отходов в общем объеме городских ТБО за последнее время возросла более чем в 3 раза.
По сведениям ГКП "Горкоммунхоз" Астаны, отходы, образующиеся в учреждениях здравоохранения, расцениваются как неопасные и транспортируются в едином потоке с ТБО. Ежегодный объем отходов, поступающих из 57 лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) Астаны, составляет 7800 м3, или 2000 т. По оценке исследовательской группы японского агентства по международному сотрудничеству, в 2003 г. количество опасных медицинских отходы составляло 600 т от общего объема отходов ЛПУ Астаны. Количество медицинских отходов к 2030 г. возрастет до 19 000 м3 в год (или 4,8 тыс. т), в том числе количество инфицированных отходов достигнет 1,5 тыс.т. В настоящее время биологические отходы (операционные, патолого-анатомические) вывозятся для захоронения на городское кладбище и частично утилизируются в низкопроизводительных муфельных печах.
В области санитарной очистки Генплан развития Астаны предусматривает ряд приоритетных инженерно-технических мероприятий. В настоящее время на северо-востоке от города завершено строительство 1-й очереди полигона по испанской технологии, отвечающего современным строительным нормам и правилам по проектированию и эксплуатации полигонов по обезвреживанию и захоронению ТБО. Планируется введение 2-й очереди полигона в северо-восточной части города во избежание транспортировки отходов через новый центр столицы, начато строительство еще одного полигона в северо-западной части по тому же испанскому проекту. С 2011 по 2030 г. планируется увеличить парк спецавтотранспотра на 280 единиц техники вместимостью 16 м3.
Наряду с запланированными первоочередными мероприятиями на период до 2030 г. по реализации
Генплана развития Астаны, на наш взгляд, для обеспечения санитарной и экологической безопасности столицы и разработки Концепции управления отходами необходимо ввести такие позиции, как подготовка пакетов нормативных документов в сфере государственных санитарной и экологической экспертиз и контроля за управлением опасными отходами; разработка городской схемы сбора, транспортировки и обезвреживания отходов; строительство полигона для захоронения промышленных отходов; отвод земельного участка под строительство скотомогильника; создание эффективной региональной системы селективного сбора и утилизации опасных видов отходов (медицинских, ртутьсодержащих и др.); создание комплексов по селективному сбору и рециклингу отходов бумаги, пластмассы, металлолома, лома электронной техники, авторезины, аккумуляторов; строительство мусороперерабатывающего предприятия вместо полигона для захоронения отходов; ликвидация и рекультивация неорганизованных свалок и отработанного полигона ТБО; организация региональной системы производства и дезинфекции спецавтотранспорта и мусорных контейнеров с учетом местных климатических особенностей.
В результате реализаций перечисленных предложений предполагается: высвобождение более 200 га площадей в Астане (вследствие построения мусороперерабатывающего комплекса взамен очередного полигона); устранение опасности загрязнения подземных вод питьевого качества; переработка индустриальными методами 1,5—2,0 млн ТБО; обезвреживание всего объема опасных медицинских и других биологических отходов; ликвидация эпидемиологически и экологически опасных зон вокруг отработанных полигонов и сливных станций.
Таким образом, реализация комплекса предусмотренных в Генплане Астаны и предлагаемых нами санитарных и природоохранных мероприятий позволит полностью ликвидировать критические и кризисные зоны санитарно-эпидемиологического и экологического риска, обеспечить комфортность жилой среды, устранить факторы окружающей среды, негативно влияющие на состояние здоровья населения.
Выводы. 1. Выявленные недостатки в организации санитарной очистки и мероприятиях, предусмотренных Генпланом города, являются следствием отсутствия единой системы управления отходами.
2. Количество и состав образующихся ТБО в основном зависят от степени благоустройства жилых домов и вида применяемого в них топлива.
3. Многотипность эксплуатируемого жилья и многообразие видов отходов, образующихся в условиях крупного города, требуют усиления роли единого органа по планированию и организации системы мероприятий по санитарной очистке, охватывающей весь населенный пункт.