УДК 577.4
Бусыгин А. Г., Аниськин С. В.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, Самара
Busygin A. G., Aniskin S. V.
Samara State University of Social Sciences and Education, Russia, Samara
E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ НООСФЕРНОГО СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
EKOLOGO-GEOGRAFICHESKAYA TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE ENTERPRISES OF NUCLEAR INDUSTRY ON THE BASIS NOOSPHERE SYSTEM AND INTEGRATIVE APPROACH
Аннотация: в работе характеризуются принципы и возможности применения но-осферного системно-интегративного подхода в эколого-географической подготовке студентов вузов, в том числе ядерных, и показывается целесообразность его использования в формировании и развитии эколого-географической грамотности, компетентности и культуры у будущих специалистов предприятий атомной отрасли.
Abstract: in work the principles and possibilities of application of noosphere system and in-tegrative approach in ekologo-geographical training of students of higher education institutions, including nuclear are characterized, and expediency of his use in formation and development of ekologo-geographical literacy, competence and culture in future specialists of the enterprises of nuclear industry is shown.
Ключевые слова: эколого-географическая подготовка студентов, ноосферный систем-но-интегративный подход, подготовка специалистов для атомной отрасли.
Keywords: ekologo-geographical training of students, noosphere system and integrative approach, training of specialists for nuclear industry.
Общая естественнонаучная, в том числе и эколого-географическая, подготовка специалистов для предприятий атомной отрасли, по мнению учёных и педагогов-практиков специализированных вузов, должна быть «целостной, окончательной и полной», т.е. системно-интегративной, по сути, и происходить в рамках специально разработанной системы, обеспечивающей студентам этих вузов высокое качество получаемых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественнонаучных дисциплин и «возможность выбора в пользу профессиональной карьеры именно в атомной промышленности» [1].
Философское осмысление места и роли человека в природе, его взаимоотношений с окружающей средой, являющееся одной из основ эколого-географического образования, а также путей развития человеческого социума как сознательной формы бытия в ноосфере («сфере разума» по В.И. Вернадскому [2]), то есть, в преобразуемой людьми биосфере, достигшей высшей степени эволюции, для гармонизации их отношений с природой, смыкания разума человека и естества биогеоценоза, уходит в далёкое прошлое [3], но, вместе с тем, оно особенно важно для современных специалистов предприятий атомной отрасли в целом и для «ядерного образования, базирующегося на высоком уровне знаний и образовательных навыков в области естественнонаучных дисциплин» [1], в частности.
По-нашему мнению, именно ноосферный системно-интегративный подход к эколого-географической подготовке студентов вузов наиболее рационален и эффективен в формировании и развитии у них одноимённой грамотности, компетентности и культуры. В основе этого подхода к естественнонаучной эко-лого-географической подготовке студентов вузов, в том числе и ядерных, гото-
вящих кадры для предприятий атомной отрасли, лежат принципы органической целостности объективного и субъективного, а также структурности и динамизма системы [4].
Эти принципы наиболее целесообразны в обновлении и развитии системы эколого-географического образования и её специализированной адаптации к условиям ядерного образования. При этом основными объективными факторами будут формирование и развитие экологической культуры студентов, определение наиболее оптимального содержания и методов эколого-географической подготовки, а также сами эколого-географические знания (информация) и их специализированные варианты, применимые к ядерному образованию. Субъективные факторы эколого-географической подготовки студентов сводятся к взаимодействию субъектов эколого-географического образования с субъектами взаимодействия с природой в целостном педагогическом процессе.
С учётом этого, допустимо, что принцип единства объективного и субъективного будет ориентировать субъектов образовательного процесса на необходимость трансформации и развития содержания процесса формирования и развития их экологической культуры, способов и методов её развития в системе эколого-географического образования и определять направления единства теории и практики, в том числе и практико-ориентированного дуализма системы высшего ядерного образования.
Основная цель практико-ориентированной эколого-географической подготовки студентов в системе ядерного образования будет заключаться в том, что, определяя содержание и методы формирования экологической культуры обучающихся, преподаватель опирается на теоретические положения об экологической культуре субъектов учебно-воспитательного процесса и строит на их основе свою практическую деятельность [5].
Очевидно, что решать задачи обучения и приобщения студентов к ценностям природы, формирования у них способностей к выражению ценностного отношения к ним и к человеку, взаимовыгодно взаимодействующему с природой, развития способности обучающихся к решению экологических проблем с позиций конструктивного и эффективного мировоззрения сотворчества, может такой преподаватель, который не только имеет свой конструктивно-эффективный взгляд на экологию и географию природы, но и может формировать и развивать экологическую культуру своих учащихся не только в соответствии с нормативно-обусловленными действиями, а и с логическими общечеловеческими (земными) ценностями.
Современные эколого-географические, социокультурные и миграционные проблемы общества требуют поиска новых подходов и способов их решения. Целостный характер экологических проблем, порожденных деятельностью человека, его взаимодействием с природой и взаимодействием людей в обществе, делает необходимым интеграцию усилий всех людей по их решению. При этом субъективный фактор является одним из ведущих в разрешении противоречий, присущих конструктивно-эффективному взаимодействию общества и человека с природной средой. Взаимодействие человека с природой - это неравновесный процесс в том смысле, что преобразование природы осуществляется деятельностью человека. Вмешательство Человека в природу требует от общества брать на себя задачу компенсации возмущающих природу действий.
В таком взаимодействии с природой, как отмечает М.Б. Туровский, человек «представлен одновременно и возмущающим, и регулирующим началом по отношению природе» [6]. При этом он предстает и как участник и как свидетель такого взаимодействия. Соответственно, может возникать такая проблемная ситуация, снятие противоречий которой осуществляется только человеком, а основным критерием этого является критерий «этично - неэтично», служа-
щий одной из основ ноосферного системно-интегративного подхода к эколого-географической подготовке студентов вузов, в том числе и ядерных, и призван сыграть свою ведущую роль, в развитии нынешней системы высшего профессионального образования.
Как уже было отмечено выше, экологические проблемы целостны по своей природе, а потому их решение требует поиска природно-сообразных и эффективных подходов, среди которых ноосферный системно-интегративный подход, наиболее адекватен целостной природе взаимоотношений человека с природой в целом, и формированию экологической культуры обучающихся, в частности. При этом одна из главных задач эколого-географической подготовки студентов в специализированных ядерных вузах может состоять в том, чтобы данные подходы к формированию эколого-географической культуры обучающихся органически проецировались на ту целостность, которая закреплена соответствующей интегративной функцией философии.
Анализ научной литературы показывает, что всестороннее исследование проблемы целостности (интеграции - авторы) проведено И.В. Блаубергом. В результате анализа различных точек зрения относительно соотношения понятия «целое» и «часть», «целостность» и «система», а также «системность» ученый делает вывод о том, что целостность есть представление о полноте охвата явлений и, вместе с тем, интеграции, структурных уровней, иерархической организации процессов и явлений, существующих в философском и научном познании
[7].
Особенно наглядно объективно и субъективно-жизнеутверждающее значение естественнонаучной эколого-географической подготовки студентов на основе ноосферного системно-интегративного подхода подтверждается спиралью базовых потребностей личности Маслоу-Бусыгина [8], которая приведена на рисунке.
а носсфэрком здоровье и удовлатвораммости жизнью
любаи
Рисунок. Спираль базовых потребностей Маслоу-Бусыгина
Проблема определения базовых потребностей личности студента исследовалась нами не только применимо к проблеме оптимизации его эколого-географической подготовки на основе ноосферного системно-интегративного подхода, а и с позиции методологической идеи А. Маслоу о том, что «интегра-тивный способ мышления должен стать мировоззрением» человека [9]. По утверждению ученого в эпоху глобализирующегося мира особенно ощутима потребность общества в специалистах-интеграторах (интеграторах-экологах, интеграторах-географах - авторы), способных жизнеутверждающе видеть явление целиком, то есть, по выражению А. Маслоу, видеть мир холистично (инте-гративно) [10].
Эта идея развивается в работе «Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или строил когда-нибудь Абрахам Маслоу "Пирамиду потребностей Маслоу?"» [8], которая служит весьма убедительным доказательством того, что уровень эколого-географической подготовки личности
является своего рода панацеей в решении жизненно-важных проблем не только конкретного индивида, а и всего человечества.
По сути, целостность эколого-географической подготовки студентов ядерных вузов является тем ориентиром познавания проблем окружающего мира и возможности причинения ему дополнительного вреда, который направлен на совершенствование общей практической деятельности будущих специалистов атомной отрасли.
Особенно наглядно основоопределяющее значение ноосферного систем-но-интегративного подхода к эколого-географической подготовке будущих специалистов атомной отрасли подтверждается отмеченной выше ноосферной концепцией В.И. Вернадского, которая стала предшественницей идеи устойчивого развития общества на основе методологического принципа стратегии выживания человечества [11].
Ноосферная гармония как «модель желаемого будущего» [12] и ведущая роль человеческого разума в системе «человек - общество - природа» определяют новый этап эволюции жизни на Земле и предоставляют большие возможности для конструктивного и эффективного обновления системы образования, в которой эколого-географические императивы подготовки должны составлять не только основу жизненной стратегии каждого человека, а и национальной и региональной образовательной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Буйновский, А. С. Естественнонаучная подготовка будущих специалистов для предприятий атомной отрасли / А. С. Буйновский, М. К. Медведева, Н. Ф Стась // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2614 (дата обращения: 07.04.2017).
2. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. - М., 1991.
3. Богословский, В. И. Холизм как философия природной и социальной целостности мировоззрения субъектов экологического образования / В.И. Богословский, В. Н. Аниськин, С. В. Аниськин // Научное мнение. - № 3, 2017.
4. Аниськин, С. В. Ноосферный системно-интегративный подход к эколо-го-географическому образованию и воспитанию обучающихся как способ обновления системы образования [Электронный ресурс] / С. В. Аниськин, А. Г. Бусыгин // Об изменении парадигмы образования: обновления, проблемы, опыты. - Атырау : Филиал АО «НЦПК "Эрлеу"», 2017. - Режим доступа: ог1еи-а^.кх (дата обращения: 07.04.2017).
5. Аниськин, С. В. Формирование экологической культуры учителя географии : учебное пособие / С. В. Аниськин. - Самара : СГПУ, 2007.
6. Туровский, М. Б. Философские основания культурологии / М. Б. Туровский. - М., 1997.
7. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. - М.,1997.
8. Бусыгин, А. Г. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «Пирамиду потребностей Маслоу?» / А. Г. Бусыгин, А. Л. Бусыгина. - Самара : СамГПУ, 2003.
9. Маслоу, Абрахам Г. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу. -СПб. : Евразия, 1999.
10. Бусыгин, А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга I / А. Г. Бусыгин. - Симбирск : Симбирская книга, 2003.
11. Глазачев, С. Н. Ноосферные идеи Вернадского и современное образование / С. Н. Глазачев // Социально-экологические технологии. - Вып. № 2. -Том 2, 2012.
12. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) / А. Д. Урсул. - М., 1993.