Научная статья на тему 'Эколого-географическая подготовка специалистов для предприятий атомной отрасли на основе ноосферного системно-интегративного подхода'

Эколого-географическая подготовка специалистов для предприятий атомной отрасли на основе ноосферного системно-интегративного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная Идея
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / НООСФЕРНЫЙ СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ / EKOLOGO-GEOGRAPHICAL TRAINING OF STUDENTS / NOOSPHERE SYSTEM AND INTEGRATIVE APPROACH / TRAINING OF SPECIALISTS FOR NUCLEAR INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бусыгин А.Г., Аниськин С.В.

В работе характеризуются принципы и возможности применения ноосферного системно-интегративного подхода в эколого-географической подготовке студентов вузов, в том числе ядерных, и показывается целесообразность его использования в формировании и развитии эколого-географической грамотности, компетентности и культуры у будущих специалистов предприятий атомной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бусыгин А.Г., Аниськин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EKOLOGO-GEOGRAFICHESKAYA TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE ENTERPRISES OF NUCLEAR INDUSTRY ON THE BASIS NOOSPHERE SYSTEM AND INTEGRATIVE APPROACH

In work the principles and possibilities of application of noosphere system and integrative approach in ekologo-geographical training of students of higher education institutions, including nuclear are characterized, and expediency of his use in formation and development of ekologo-geographical literacy, competence and culture in future specialists of the enterprises of nuclear industry is shown.

Текст научной работы на тему «Эколого-географическая подготовка специалистов для предприятий атомной отрасли на основе ноосферного системно-интегративного подхода»

УДК 577.4

Бусыгин А. Г., Аниськин С. В.

Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, Самара

Busygin A. G., Aniskin S. V.

Samara State University of Social Sciences and Education, Russia, Samara

E-mail: aniskinsergei@mail.ru

ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ НООСФЕРНОГО СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

EKOLOGO-GEOGRAFICHESKAYA TRAINING OF SPECIALISTS FOR THE ENTERPRISES OF NUCLEAR INDUSTRY ON THE BASIS NOOSPHERE SYSTEM AND INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация: в работе характеризуются принципы и возможности применения но-осферного системно-интегративного подхода в эколого-географической подготовке студентов вузов, в том числе ядерных, и показывается целесообразность его использования в формировании и развитии эколого-географической грамотности, компетентности и культуры у будущих специалистов предприятий атомной отрасли.

Abstract: in work the principles and possibilities of application of noosphere system and in-tegrative approach in ekologo-geographical training of students of higher education institutions, including nuclear are characterized, and expediency of his use in formation and development of ekologo-geographical literacy, competence and culture in future specialists of the enterprises of nuclear industry is shown.

Ключевые слова: эколого-географическая подготовка студентов, ноосферный систем-но-интегративный подход, подготовка специалистов для атомной отрасли.

Keywords: ekologo-geographical training of students, noosphere system and integrative approach, training of specialists for nuclear industry.

Общая естественнонаучная, в том числе и эколого-географическая, подготовка специалистов для предприятий атомной отрасли, по мнению учёных и педагогов-практиков специализированных вузов, должна быть «целостной, окончательной и полной», т.е. системно-интегративной, по сути, и происходить в рамках специально разработанной системы, обеспечивающей студентам этих вузов высокое качество получаемых знаний, умений, навыков и компетенций в области естественнонаучных дисциплин и «возможность выбора в пользу профессиональной карьеры именно в атомной промышленности» [1].

Философское осмысление места и роли человека в природе, его взаимоотношений с окружающей средой, являющееся одной из основ эколого-географического образования, а также путей развития человеческого социума как сознательной формы бытия в ноосфере («сфере разума» по В.И. Вернадскому [2]), то есть, в преобразуемой людьми биосфере, достигшей высшей степени эволюции, для гармонизации их отношений с природой, смыкания разума человека и естества биогеоценоза, уходит в далёкое прошлое [3], но, вместе с тем, оно особенно важно для современных специалистов предприятий атомной отрасли в целом и для «ядерного образования, базирующегося на высоком уровне знаний и образовательных навыков в области естественнонаучных дисциплин» [1], в частности.

По-нашему мнению, именно ноосферный системно-интегративный подход к эколого-географической подготовке студентов вузов наиболее рационален и эффективен в формировании и развитии у них одноимённой грамотности, компетентности и культуры. В основе этого подхода к естественнонаучной эко-лого-географической подготовке студентов вузов, в том числе и ядерных, гото-

вящих кадры для предприятий атомной отрасли, лежат принципы органической целостности объективного и субъективного, а также структурности и динамизма системы [4].

Эти принципы наиболее целесообразны в обновлении и развитии системы эколого-географического образования и её специализированной адаптации к условиям ядерного образования. При этом основными объективными факторами будут формирование и развитие экологической культуры студентов, определение наиболее оптимального содержания и методов эколого-географической подготовки, а также сами эколого-географические знания (информация) и их специализированные варианты, применимые к ядерному образованию. Субъективные факторы эколого-географической подготовки студентов сводятся к взаимодействию субъектов эколого-географического образования с субъектами взаимодействия с природой в целостном педагогическом процессе.

С учётом этого, допустимо, что принцип единства объективного и субъективного будет ориентировать субъектов образовательного процесса на необходимость трансформации и развития содержания процесса формирования и развития их экологической культуры, способов и методов её развития в системе эколого-географического образования и определять направления единства теории и практики, в том числе и практико-ориентированного дуализма системы высшего ядерного образования.

Основная цель практико-ориентированной эколого-географической подготовки студентов в системе ядерного образования будет заключаться в том, что, определяя содержание и методы формирования экологической культуры обучающихся, преподаватель опирается на теоретические положения об экологической культуре субъектов учебно-воспитательного процесса и строит на их основе свою практическую деятельность [5].

Очевидно, что решать задачи обучения и приобщения студентов к ценностям природы, формирования у них способностей к выражению ценностного отношения к ним и к человеку, взаимовыгодно взаимодействующему с природой, развития способности обучающихся к решению экологических проблем с позиций конструктивного и эффективного мировоззрения сотворчества, может такой преподаватель, который не только имеет свой конструктивно-эффективный взгляд на экологию и географию природы, но и может формировать и развивать экологическую культуру своих учащихся не только в соответствии с нормативно-обусловленными действиями, а и с логическими общечеловеческими (земными) ценностями.

Современные эколого-географические, социокультурные и миграционные проблемы общества требуют поиска новых подходов и способов их решения. Целостный характер экологических проблем, порожденных деятельностью человека, его взаимодействием с природой и взаимодействием людей в обществе, делает необходимым интеграцию усилий всех людей по их решению. При этом субъективный фактор является одним из ведущих в разрешении противоречий, присущих конструктивно-эффективному взаимодействию общества и человека с природной средой. Взаимодействие человека с природой - это неравновесный процесс в том смысле, что преобразование природы осуществляется деятельностью человека. Вмешательство Человека в природу требует от общества брать на себя задачу компенсации возмущающих природу действий.

В таком взаимодействии с природой, как отмечает М.Б. Туровский, человек «представлен одновременно и возмущающим, и регулирующим началом по отношению природе» [6]. При этом он предстает и как участник и как свидетель такого взаимодействия. Соответственно, может возникать такая проблемная ситуация, снятие противоречий которой осуществляется только человеком, а основным критерием этого является критерий «этично - неэтично», служа-

щий одной из основ ноосферного системно-интегративного подхода к эколого-географической подготовке студентов вузов, в том числе и ядерных, и призван сыграть свою ведущую роль, в развитии нынешней системы высшего профессионального образования.

Как уже было отмечено выше, экологические проблемы целостны по своей природе, а потому их решение требует поиска природно-сообразных и эффективных подходов, среди которых ноосферный системно-интегративный подход, наиболее адекватен целостной природе взаимоотношений человека с природой в целом, и формированию экологической культуры обучающихся, в частности. При этом одна из главных задач эколого-географической подготовки студентов в специализированных ядерных вузах может состоять в том, чтобы данные подходы к формированию эколого-географической культуры обучающихся органически проецировались на ту целостность, которая закреплена соответствующей интегративной функцией философии.

Анализ научной литературы показывает, что всестороннее исследование проблемы целостности (интеграции - авторы) проведено И.В. Блаубергом. В результате анализа различных точек зрения относительно соотношения понятия «целое» и «часть», «целостность» и «система», а также «системность» ученый делает вывод о том, что целостность есть представление о полноте охвата явлений и, вместе с тем, интеграции, структурных уровней, иерархической организации процессов и явлений, существующих в философском и научном познании

[7].

Особенно наглядно объективно и субъективно-жизнеутверждающее значение естественнонаучной эколого-географической подготовки студентов на основе ноосферного системно-интегративного подхода подтверждается спиралью базовых потребностей личности Маслоу-Бусыгина [8], которая приведена на рисунке.

а носсфэрком здоровье и удовлатвораммости жизнью

любаи

Рисунок. Спираль базовых потребностей Маслоу-Бусыгина

Проблема определения базовых потребностей личности студента исследовалась нами не только применимо к проблеме оптимизации его эколого-географической подготовки на основе ноосферного системно-интегративного подхода, а и с позиции методологической идеи А. Маслоу о том, что «интегра-тивный способ мышления должен стать мировоззрением» человека [9]. По утверждению ученого в эпоху глобализирующегося мира особенно ощутима потребность общества в специалистах-интеграторах (интеграторах-экологах, интеграторах-географах - авторы), способных жизнеутверждающе видеть явление целиком, то есть, по выражению А. Маслоу, видеть мир холистично (инте-гративно) [10].

Эта идея развивается в работе «Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или строил когда-нибудь Абрахам Маслоу "Пирамиду потребностей Маслоу?"» [8], которая служит весьма убедительным доказательством того, что уровень эколого-географической подготовки личности

является своего рода панацеей в решении жизненно-важных проблем не только конкретного индивида, а и всего человечества.

По сути, целостность эколого-географической подготовки студентов ядерных вузов является тем ориентиром познавания проблем окружающего мира и возможности причинения ему дополнительного вреда, который направлен на совершенствование общей практической деятельности будущих специалистов атомной отрасли.

Особенно наглядно основоопределяющее значение ноосферного систем-но-интегративного подхода к эколого-географической подготовке будущих специалистов атомной отрасли подтверждается отмеченной выше ноосферной концепцией В.И. Вернадского, которая стала предшественницей идеи устойчивого развития общества на основе методологического принципа стратегии выживания человечества [11].

Ноосферная гармония как «модель желаемого будущего» [12] и ведущая роль человеческого разума в системе «человек - общество - природа» определяют новый этап эволюции жизни на Земле и предоставляют большие возможности для конструктивного и эффективного обновления системы образования, в которой эколого-географические императивы подготовки должны составлять не только основу жизненной стратегии каждого человека, а и национальной и региональной образовательной политики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Буйновский, А. С. Естественнонаучная подготовка будущих специалистов для предприятий атомной отрасли / А. С. Буйновский, М. К. Медведева, Н. Ф Стась // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2614 (дата обращения: 07.04.2017).

2. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. - М., 1991.

3. Богословский, В. И. Холизм как философия природной и социальной целостности мировоззрения субъектов экологического образования / В.И. Богословский, В. Н. Аниськин, С. В. Аниськин // Научное мнение. - № 3, 2017.

4. Аниськин, С. В. Ноосферный системно-интегративный подход к эколо-го-географическому образованию и воспитанию обучающихся как способ обновления системы образования [Электронный ресурс] / С. В. Аниськин, А. Г. Бусыгин // Об изменении парадигмы образования: обновления, проблемы, опыты. - Атырау : Филиал АО «НЦПК "Эрлеу"», 2017. - Режим доступа: ог1еи-а^.кх (дата обращения: 07.04.2017).

5. Аниськин, С. В. Формирование экологической культуры учителя географии : учебное пособие / С. В. Аниськин. - Самара : СГПУ, 2007.

6. Туровский, М. Б. Философские основания культурологии / М. Б. Туровский. - М., 1997.

7. Блауберг, И. В. Проблема целостности и системный подход / И. В. Блауберг. - М.,1997.

8. Бусыгин, А. Г. Спираль потребностей как основа теории здоровья здорового человека или строил ли когда-нибудь Абрахам Маслоу «Пирамиду потребностей Маслоу?» / А. Г. Бусыгин, А. Л. Бусыгина. - Самара : СамГПУ, 2003.

9. Маслоу, Абрахам Г. Мотивация и личность / Абрахам Г. Маслоу. -СПб. : Евразия, 1999.

10. Бусыгин, А. Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга I / А. Г. Бусыгин. - Симбирск : Симбирская книга, 2003.

11. Глазачев, С. Н. Ноосферные идеи Вернадского и современное образование / С. Н. Глазачев // Социально-экологические технологии. - Вып. № 2. -Том 2, 2012.

12. Урсул, А. Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации) / А. Д. Урсул. - М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.