Научная статья на тему 'Эколого-экономическое образование младших школьников'

Эколого-экономическое образование младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / экономическое образование / дети младшего школьного возраста

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Анастасия Александровна

В статье обсуждаются современное состояние экологического и экономического образования детей младшего школьного возраста и возможные перспективы его улучшения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическое образование младших школьников»

А. А. Шабалина

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье обсуждаются современное состояние экологического и экономического образования детей младшего школьного возраста и возможные перспективы его улучшения.

Ключевые слова: экологическое образование, экономическое образование, дети младшего школьного возраста.

В настоящее время эколого-экономическое образование становится прообразом «образования будущего», поскольку в нем наиболее полно реализуются прогрессивные тенденции образовательного процесса:

- интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания;

- обращенность к различным сферам человеческой личности: эмоциональной, ценностной, волевой, трудовой и т. д.;

- развитие гуманистических качеств личности;

- формирование сознательного и ответственного отношения к миру.

Эколого-экономическое образование мы понимаем как «общую область экологического и экономического образования, которая обеспечивает формирование общественного сознания, на уровне отдельной личности - типа мышления и мировоззрения, основанного на понимании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости хозяйственно-экономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека» [2. С. 39].

В содержание эколого-экономического образования входят не все экологические и не все экономические знания, а только те, которые составляют общую область: взаимодействие человека и природы, условия их взаимосвязи и взаимоотношений. Таким образом, общим, единым содержанием эколого-экономического образования является идея о взаимосвязи и взаимодействии человека (общества) и природы. Такое «совместное» изучение материала способствует целостному восприятию мира, пониманию и осознанию роли и места человека в системе мироздания и характера его деятельности в социоприродной среде.

В младшем школьном возрасте у детей закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе, поэтому данный возрастной период является сензитивным для формирования основ научного мировоззрения.

Как и цель любого из видов образования, цель эколого-экономического образования (формирование нового типа мышления, глобального мировоззрения, осознанного поведения человека в окружающей его среде) достигается в течение всей жизни индивида. Поэтому, говоря об эколого-экономическом образовании младших школьников, мы определили промежуточный результат этого вида образования, который можно достичь в данный возрастной период. Обобщенным критерием результативности эколого-экономического образования младших школьников выступает эколого-экономическая грамотность младших школьников - это «интегративная характеристика личности, представляющая собой результат интегрированного эколого-экономического образования младших школьников (как начального этапа в целостном интегрированном эколого-экономическом образовании личности), отражающая содержание эколого-экономического образования младших школьников и включающая в себя знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, проявляющиеся в эколого-экономическом содержании деятельности младших школьников» [4. С. 6]. Значит, основная задача эколого-экономического образования младших школьников - формирование эколого-экономической грамотности. Согласно структуре содержания общего образования, компоненты эколого-экономической грамотности младших школьников могут быть представлены в виде следующего перечня:

1. Эколого-экономические знания, в том числе: основные экологические и экономические понятия, единство и взаимодействие человека и природы, региональные особенности края (природные, экологические, экономические и т. д.), правила и нормы поведения в природе (в т. ч. в экстремальных ситуациях), знания о сохранении и улучшении здоровья.

2. Эколого-экономические умения - такие, как умение правильно оценивать состояние среды, свои и чужие поступки в ней, умение решать задачи эколого-экономического содержания, умения грамотного поведения в природе, умения по охране природы, умение улучшать условия жизни с целью сохранения своего здоровья.

3. Эмоционально-ценностные отношения, например: интерес к проблемам и знаниям эколого-экономического характера, эмоциональная отзывчивость по отношению к природе и поступкам в ней, отношение к объектам живой природы, убеждение в ценности природы (эстетической, познавательной и т. д.), убеждение в ценности здоровья.

4. Эколого-экономическое содержание деятельности: потребность в природоохранительной деятельности и ее мотивация, соблюдение правил и норм грамотного поведения в природе, участие в деятельности по охране природы (воздуха, воды, почвы, растений, животных), деятельность по охране своего здоровья.

Исследование по изучению уровня эколого-экономической грамотности младших школьников проводилось среди 1000 учащихся вторых и третьих классов 10 школ города Челябинска. По результатам исследования был сделан ряд выводов:

1) учащиеся начальных классов проявляют интерес к знаниям эколого-экономического характера и готовы к их восприятию (87 % опрошенных правильно определяют понятие природы, относя к ней человека);

2) уровень сформированности эколого-экономической грамотности младших школьников преимущественно низкий: более половины опрошенных (69 %) имеют нулевой (14 %) или низкий (55 %) уровень эколого-экономической грамотности, при этом:

- у учащихся не сформирован ряд программных понятий, им не хватает знаний краеведческого характера (например, не сформировано понятие Красной книги, поскольку к ней относят зайцев, динозавров);

- у части младших школьников не сформировано мировоззренческое отношение к природе (около 50 % опрошенных считают ее в первую очередь источником природных богатств);

3) несоответствие процесса формирования естественнонаучных понятий принципу преемственности негативно сказывается на эффективности эколого-экономического образования;

4) использование межпредметных и интегративных связей положительно влияет на понимание эколого-экономических знаний и обеспечивает прочность их усвоения.

Данные, полученные в разных классах различных школ, практически не отличаются, что позволяет говорить об их достоверности. Как видим, исходный уровень экологоэкономической грамотности младших школьников недостаточно высок, поэтому процесс ее формирования необходимо специальным образом организовывать.

В практике современной начальной школы, в отсутствие предметов экологии и экономики в федеральном компоненте базисного учебного плана, может быть несколько способов организации эколого-экономического образования:

- включение элементов формирования эколого-экономической грамотности в преподавание различных предметов;

- ведение факультативных интегрированных курсов эколого-экономической направленности.

Интегрированные курсы - курсы, содержание которых построено на межпредметном материале, отобранном по определенным педагогическим основаниям (целостность восприятия детей младшего школьного возраста; учет региональных особенностей и т. п.). Такие курсы позволяют решать следующие задачи: знакомство с основными явлениями

и фактами соответствующих наук, развитие научной интуиции, включение в содержание образования новейших сведений об открытиях и изобретениях, акцентирование внимания на межпредметных связях, усиление связи обучения с жизнью, дифференциация глубины изучения предмета.

Примерами интегрированных курсов для младших школьников могут служить следующие программы экологического образования, имеющие программное и учебнометодическое обеспечение: «Естествознание» Е. В. Чудиновой и Е. В. Букваревой (в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова), «Загадки природы» (в модели «Школы диалога культур»), «Окружающий мир» О. Т. Поглазовой и В. Д. Шили-на, «Человек и природа в народной культуре» М. Ю. Новицкой. Наибольшего внимания в данном отношении, на наш взгляд, заслуживают следующие программы.

«Мир вокруг нас» 1 кл., «Природоведение» 2 (3) и 3 (4) кл. в программе «Зеленый дом»

А. А. Плешакова [1]. Идеи: экологической целостности природы, единства природы и человека. Принципы: интеграции, экологизации, краеведения, природоохранный, обще-землеведческий. Интегрируются знания экологии, биологии, географии, физики, химии, астрономии, обществоведения.

«Окружающий мир» 1, 2 кл. в модели «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова [3]. Идеи: единства мира, единства природы и человека, эстетического восприятия окружающей среды. Принципы: непрерывности, системности, интегративно-гуманитарного подхода. Интегрируются знания биологии, географии, физики, химии, астрономии, обществоведения, техники.

Наиболее эффективным, на наш взгляд, является ведение курсов, в содержании которых интегрируются знания не только перечисленных естественных наук и экологии, но и экономики. Взаимосвязь и единство изучаемых проблем в экологии и экономике не требует доказательств.

Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, изучение окружающей социоприродной среды необходимо начинать с ближайшего окружения детей. Поэтому нами была разработана программа факультативного интегрированного курса «Край, в котором мы живем» (основы экологии и экономики для младших школьников), реализуемая в рамках регионального компонента базисного учебного плана. Программа рассчитана на 68 часов (по 34 часа во 2 (3) и 3 (4) классах, по одному часу в неделю). С целью отражения реального многообразия объектов и явлений природы в курсе сбалансированы элементы не только природоведческих знаний, но и знания из области биологии, географии, физики, химии, обществоведения, краеведения, литературы и других наук, в отличие от традиционного курса природоведения, где доминируют биологические и географические аспекты. При отборе содержания курса также учитывались новизна и практическая значимость материала.

Программа построена на принципах интегративности, региональности, преемственности. Согласно принципу интегративности все содержание образования данного курса является интегративным, более полно данный принцип реализуется в содержательных линиях «Взаимоотношения между природой и человеком», «Влияние деятельности человека на окружающую среду», «Влияние окружающей среды на здоровье человека», «Охрана природы». Принцип региональности отражен в содержательных линиях «Природные особенности Челябинской области», «Хозяйственные особенности Челябинской области» и отдельных темах других линий: «Экологическая ситуация в Челябинской области», «Редкие и исчезающие виды растений и животных Челябинской области». Принципу преемственности отвечают все темы курса.

С целью раскрытия интегрированности курса приведем пример занятия факультативного курса «Край, в котором мы живем» в 3 классе по теме «Причины исчезновения, сокращения численности видов животных Челябинской области» из блока «Влияние деятельности человека на окружающую среду».

Все редкие и исчезающие виды животных Челябинской области делятся на группы (классы), самая многочисленная группа птиц делится на подгруппы по месту обитания:

1. Млекопитающие: выхухоль.

2. Птицы.

A. Птицы водоемов: белый журавль, савка обыкновенная.

Б. Птицы степей: степной орел, орел-могильник, орлан-белохвост; кречетка, стрепет, дрофа.

B. Птицы лесов: глухарь.

3. Рыбы: подкаменщик обыкновенный.

4. Насекомые.

A. Аполлон, махаон.

Б. Дыбка степная.

B. Усач дубовый.

Для каждой группы и подгруппы животных выясняются условия места обитания, его особенности, какие из этих условий могут послужить общей неблагоприятной причиной, вызывающей сокращение численности видов. Чаще всего этими причинами выступают загрязнение воздуха, воды и почвы (для всех), загрязнение водоемов (для выхухоли, птиц водоемов и рыб), распашка степей и превращение их в обрабатываемые поля (для птиц степей) и другие.

Затем для каждого отдельного вида выясняются специфические причины исчезновения, исходя из особенностей данного вида, например:

Глухарь (крупная птица с вкусным мясом) причина исчезновения - охота.

Усач дубовый (живет и питается на дубах, которые редки для Челябинской области) причина исчезновения - нехватка пищи.

При обобщении делается вывод о том, что большинство причин исчезновения и сокращения численности видов животных в Челябинской области вызваны непродуманной хозяйственной деятельностью человека: загрязнение воздуха - деятельностью тепловых электростанций, металлургических и химических предприятий; сокращение площади степей - деятельностью предприятий сельского хозяйства и так далее. Поэтому, чтобы численность этих видов животных не уменьшалась, а увеличивалась, нужно сделать условия их обитания благоприятными.

Для закрепления материала учащимся на дом дается задание нарисовать одно из редких животных и придумать способ прекращения исчезновения данного вида (то есть способ улучшения условий его обитания).

Программа данного курса была апробирована в практике начальной школы МОУ СОШ № 80 города Челябинска в 1999-2002 учебных годах во вторых и третьих классах среди 142 учащихся. В результате работы по данной программе количество учащихся с высоким уровнем эколого-экономической грамотности увеличилось в среднем на 25 %, с низким уровнем уменьшилось на 21 %. Поэтому можно говорить об обоснованности и достаточной эффективности курса при формировании эколого-экономической грамотности младших школьников.

Список литературы

1. Плешаков, А. А. Теоретические основы нового учебного курса «Мир и человек» // Нач. школа. 1989. № 1-2.

2. Рябинина, Н. П. Эколого-экономическое образование учителя : проблемы и перспективы : монография. Челябинск, 1997. 152 с.

3. Тарасов, Л. В. Окружающий мир : метод. рекомендации / Л. В. Тарасов, Т. А. Пуш-карева. М., 1992.

4. Шабалина, А. А. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2002. 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.