РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Д-р экон. наук И. М. Потравный Л. И. Старкова д-р экон. наук М. В. Терешина
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «КУРШСКАЯ КОСА»: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ1
В статье рассматриваются эколого-экономические аспекты реализации инвестиционных проектов и программ по развитию экологической инфраструктуры национальных парков, дана общая оценка природного капитала Куршской косы по видам природных ресурсов и экосистемных услуг для регулирования процессов природопользования.
Ключевые слова и словосочетания: Куршская коса, инвестиционный проект, особая экономическая зона, туристско-рекреацион-ный объект, экологическое сопровождение проектирования и строительства, экологическая экономика.
В настоящее время в России реализуются программы по обустройству особо охраняемых природных территорий на период до 2020 г. в целях развития экологического туризма. На эти цели из бюджетных средств ежегодно выделяется 800 млн рублей. Отметим, что сейчас в России действует около 12 тыс. различных природоохранных зон (федеральных и региональных), которые занимают более 200 млн гектаров, т. е. свыше 11% территории страны. Ранее для увеличения экономической эффективности развития туризма Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 76-ФЗ было предусмотрено создание и функционирование особых экономических зон туристско-рекреационного типа на особо охраняемых природных территориях.
Одна из основных проблем развития особо охраняемых природных территорий - это отсутствие современной туристско-рекреационной инфраструктуры, позволяющей без ущерба для сохранения природных комплексов осуществлять экологический туризм и просвещение. Во всем мире экологический туризм приносит существенную прибыль: в США ежегодный совокупный доход от посещения таких территорий составляет более 14 млрд долларов, в Австралии - 3,5 млрд, в Кении - 450 млн долларов. В России этот показатель не достигает и 12 млн долларов.
Куршская коса в Калининградской области по решению правительства Российской Федерации попала в перечень семи территорий, получивших в 2007 г. статус особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В то же время развитие данных туристско-рекреационных зон сталкивается с
1 Исследование проведено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 12-02-00178а.
определенными трудностями, так как размещение основных объектов предполагается осуществить на особо охраняемых природных территориях и на территориях национальных парков, что сопряжено с определенными экологическими ограничениями и рисками при проектировании, строительстве и эксплуатации таких объектов.
Согласно современным представлениям национальные парки помимо сохранения природы должны способствовать благосостоянию местного населения, осуществлять экологическое просвещение и обеспечивать возможности для развития туризма и отдыха в природной среде. В связи с этим большое внимание уделяется включению национальных парков в индустрию туризма. Особую актуальность этот вопрос приобретает в условиях практики включения участков национальных парков в состав особых экономических зон ту-ристско-рекреационного типа.
Национальный парк «Куршская коса» расположен в Зеленоградском районе Калининградской области и занимает южную (российскую) часть Куршской косы. Его площадь составляет 6621 гектар, в том числе 351 гектар земель сторонних собственников и пользователей, включенных в границы национального парка без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. С северной стороны к национальному парку «Куршская коса» примыкает национальный парк «Куршю Нерия», вместе с которым они образуют единый объект, включенный ЮНЕСКО в 2000 г. в список Всемирного наследия.
Для создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа и рекреационного использования территории в границах национального парка в 2008 г. были выбраны четыре участка общей площадью 317 гектаров. Начало строительства объектов в рамках турзоны в национальном парке «Куршская коса» было намечено на 2010 г., вложения в инфраструктуру потребовали бы около 6 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов. Однако до последнего времени отсутствуют четкий план и стратегия развития данной территории. Это связано в значительной мере с противоречиями задач и функций, которые осуществляет собственно национальный парк, на территории которого намечено развитие данной туристско-рекреационной зоны, с ожиданиями муниципальных органов управления, населения по развитию инфраструктуры на данной территории и задачами бизнеса, предпринимателей по привлечению инвестиций на развитие экологически ориентированных проектов.
Утвержденная концепция планировки и развития данной зоны на сегодняшний день отсутствует, что сдерживает реальный приток инвестиций. В то же время, как показывает опыт проектирования и строительства олимпийских объектов «Сочи-2014» на территории Сочинского национального парка, существуют опасения, что реализация крупномасштабных инвестиционных проектов на Куршской косе без соответствующего учета экологических факторов, требований государственной экологической экспертизы, гарантий компенсации причиненного экологического вреда может вызвать нежелательные экологические последствия, хотя опыт использования национального парка на Куршской косе в Литве (курорты Нида, Клайпеда и др.) говорит о возможности сохранения уникальной природы, культурного наследия и развития рекреационной деятельности на международном уровне.
Особая экономическая зона «Куршская коса» имеет целью формирование благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности региона путем реализации либеральных, адаптированных к европейским стандартам хозяйственных механизмов, а также активизации развития экологического туризма в регионе. В рамках проекта должны быть построены объекты сферы отдыха, туризма и объекты сферы услуг. В перспективе с учетом допустимой нагрузки на пляжи учреждения туризма и отдыха района могут насчитывать до 40 тыс. мест летом и 10 тыс. зимой. Эффект от реализации данного проекта может быть достигнут благодаря созданию инфраструктуры для пляжного, делового, экологического, оздоровительного туризма и активного отдыха.
В числе преимуществ в развитии региона, которые способствуют достижению конкурентоспособности в туристско-рекреационном секторе, можно отметить такие, как географическая и транспортная близость к зарубежной Европе; наличие развитой сети образовательных учреждений, способной обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации; возможность привлечения дополнительной рабочей силы; сравнительная дешевизна электроэнергии, топлива и услуг по сравнению с зарубежными европейскими странами. Кроме того, район обладает такими активами конкурентных преимуществ в туристско-рекреационной сфере, как морское побережье, национальный парк «Куршская коса», рыбные ресурсы моря и Куршского залива, близость курортных центров балтийского побережья (Светлогорск, Пионерский, а также курортов Литвы), пограничный переход Морское - Нида. К преимуществам развития данной зоны можно отнести и довольно развитую транспортную инфраструктуру. К примеру, через Зеленоградск и Куршскую косу проходит международный маршрут Калининград - Клайпеда. Перспективно открытие морского пограничного перехода в Зеленоградске для развития круизных линий и в поселке Рыбачий, что обеспечит заход иностранных яхт в российский сектор Куршского залива. Для России данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с планами отмены визового режима со странами ЕС, прироста туристского потока и связанного с этим привлечения дополнительных инвестиций.
Наиболее характерным элементом ландшафта Куршской косы являются гигантские песчаные дюны, представляющие собой уникальное явление в масштабах не только Калининградской области и Прибалтики, но и России в целом. Биологическая ценность территории национального парка определяется присутствием здесь видов растительного и животного мира, занесенных в Красные книги Международного союза охраны природы и Европы, Красную книгу России. Кроме того, уникальную ценность представляют облесенные дюнные комплексы, которые могут рассматриваться и как ассоциативные культурные ландшафты - свидетельства преодоления экологического кризиса, и как примеры возможного гармоничного взаимодействия человека и природы.
Территория национального парка чрезвычайно привлекательна с точки зрения развития туризма и рекреации. Экономический эффект может формироваться по следующим направлениям: увеличение объема средств, вложенных в регион; увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; привлечение
платежеспособного туристского потока; создание дополнительных рабочих мест в сфере туризма и в смежных отраслях. Кроме того, парк имеет значение для области по следующим аспектам: нормализация экологической обстановки; сохранение природных и историко-культурных ценностей; социальная направленность деятельности парка; создание потенциала для развития туристической отрасли как одной из перспективных для экономики региона.
На территории национального парка установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных, хозяйственных и иных особенностей. В национальном парке выделены 5 функциональных зон: заповедная зона (занимает 783 га, или 12% территории парка), особо охраняемая зона (3815 га, или 57% территории парка), рекреационная зона (1284 га, или 19% территории парка), зона познавательного туризма (388 га, или 6% территории парка), зона обслуживания посетителей (351 га, или 6% территории парка). Для обоснования инвестиционной привлекательности территории данного национального парка целесообразно осуществлять социально-экономическую оценку расположенных здесь природных ресурсов, природного капитала и выполняемых им экосистемных функций. Попытки осуществления таких оценок предпринимались применительно к отдельным видам природных ресурсов. В таблице приведена общая экономическая ценность природного капитала Куршской косы.
Общая экономическая ценность природного капитала Куршской косы по видам природных ресурсов и экосистемных услуг (2011 г.)*
Природные ресурсы и услуги, предоставляемые природными комплексами Экономическая ценность природных ресурсов и экосистемных услуг природного капитала
млн руб. млн долл.
Экономическая оценка лесных земель 2,8 0,1
Экономическая оценка земель поселений** 960,0 33,1
Рекреационные услуги 3467,0 123,8
Лов рыбы 969,9 34,6
Потребление недревесных ресурсов (сбор грибов, ягод, лекарственных растений) домашними хозяйствами 481,0 17,2
Поглощение углерода 205,7 7,4
Потребление древесины домашними хозяйствами 5182,4 185,1
Всего 11268,8 401,3
Комплекс экосистемных услуг Куршской косы в субъективном восприятии (стоимость существования, сохранения, наследования и т. д.) 322,7 11,5
Итого 11591,5 412,8
* Составлено по: Ходжаев Р. Ш., Василевич И. Ю. Денежная оценка лесных ресурсов при многоцелевом использовании (на примере национального парка «Куршская коса») // Региональная экономика. - 2009. -№ 10. - С. 48-53; Фоменко Г. А., Фоменко М. А. Эколого-экономическая оценка природных ресурсов Калининградской области // Горный журнал. - 2010. - № 3. - С. 21-24.
** Экономическая оценка земель поселений является высокой относительно других видов оценки природного капитала, так как основывалась на учете ажиотажного спроса на участки в условиях их ограниченности. Относительно низкая оценка земель лесного фонда связана с несовершенством существующих методик их определения и необходимостью учета экосистемных функций лесов.
При расчетах авторы исходили из того, что земли лесного фонда составляют 7800 тыс. гектаров, или 89,9% площади национального парка; земли поселений без изъятия их из хозяйственного использования (поселки Лесное, Рыбачий, Морское) - 0,8 тыс. гектаров, или 10,1% площади национального парка; покрытые лесом площади - 4,8 тыс. гектаров (60,8%). Нелесные земли, включая пастбища, водоемы, дороги, занимают 30% рассматриваемой территории. Пески занимают 18% территории, это песчаные дюны и прибрежная пляжная полоса. Для экономической оценки лесных земель использовались нормативы платы за лесные земли, утвержденные постановлением Калининградской областной Думы от 12 февраля 1998 г. № 8 «Об утверждении размеров платы за земли гослесфонда при переводе лесных земель в нелесные, а также при передаче лесных земель в аренду» в размере 263000,0 рублей за гектар. Также учитывался чистый капитализированный доход с 1 квадратного метра лесных земель в год от всех видов лесопользования, который определен ВНИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства для Калининградской области в размере 92922,9 рублей за гектар в год. Оценка земель поселений производилась по рыночному методу. По нашему мнению, для полноты экономической оценки природного капитала данной территории следовало бы также оценивать воспроизводство кислорода существующими экосистемами национального парка.
Социальный эффект от реализации данного проекта заключается в создании новых рабочих мест в высокодоходном секторе экономики. Важным социальным аспектом проекта станет улучшение качества инфраструктурного обеспечения коммунального хозяйства. Сюда относятся строительство очистных сооружений сточных вод в поселках на территории косы, ливневая канализация; строительство газовых котельных; берегоукрепительные сооружения, устройство деревянных переходов через авандюну; строительство водозаборных сооружений и др. К примеру, для теплоснабжения объектов предусмотрены строительство станции тепловых насосов с морским водозабором, установка солнечных коллекторов. Для водоснабжения объектов предусмотрено как строительство магистрального водовода Зеленоградск - Рыбачий, так и бурение дополнительных скважин. В сфере обеспечения электроэнергией региона наблюдается тенденция по развитию возобновимых источников энергии. Так, в 2001 г. в Зеленоградском муниципальном районе вблизи поселка Куликово была введена в эксплуатацию самая крупная в России ветроэлектрическая станция, состоящая из 21 ветроэлектроустановки датского производства суммарной мощностью 5,1 МВт.
Очевидно, что инвестиционная активность, сопровождающаяся увеличением рекреационных потоков, должна осуществляться на основе оценки последствий туристической деятельности для природных комплексов, соблюдения международных принципов с учетом опыта развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях. По мнению экспертов Международного института леса, строительство в границах национального парка «Куршская коса» крупных туристических объектов, размещение и проживание здесь планируемого количества туристов могут привести к опреде-
ленным потерям ландшафтного и биологического разнообразия1. Стратегия развития национального парка «Куршская коса» на 2009-2013 годы, разработанная данной организацией, состоит в преодолении имеющихся угроз сохранению природных комплексов и культурного наследия территории на основе устойчивого развития парка и сотрудничества заинтересованных сторон с учетом интеграции парка в программы развития муниципального образования. В меньшей мере данная стратегия отражает вопросы бизнес-природопользования и развития экологического туризма.
Мероприятия, направленные на развитие туристической сферы, должны обеспечить увеличение продаж туристских услуг, рост на этой основе доходов населения и бюджетных поступлений; разработку и внедрение нового туристического продукта; обеспечение занятости населения; активизацию других отраслей экономики, сопряженных с развитием туристского комплекса. В конечном итоге это позволит найти реальный компромисс между задачами сохранения природы, развития туризма, содействия экономическому развитию региона, создания рабочих мест для местного населения.
В настоящее время финансирование деятельности национального парка происходит за счет средств федерального бюджета (30% бюджета национального парка), областного бюджета, доходов от туризма, экологического просвещения и рекреации, поступлений от лесохозяйственной деятельности (например, доходы от реализации дров населению от проведения рубок ухода и санитарных рубок). Следует отметить, что около 70% доходной части бюджета формируется за счет оказания платных услуг, основную часть которых (95%) составляет плата за посещение (въезд) на территорию парка.
В настоящее время объективно существует ряд угроз развитию национального парка и его деятельности. В области сохранения природного наследия наиболее явной угрозой является хаотичное рекреационное освоение территории. В результате парки теряют свой культурно-исторический ландшафт. Остается дискуссионным вопрос и о том, в какой мере следует осуществлять строительство данной туристско-рекреационной зоны за счет уплотнения уже существующей застройки или, наоборот, следует осуществлять данную застройку за счет изъятия участков из состава национального парка «Куршская коса». По мнению экспертов, застройка должна допускаться в пределах территориальных резервов населенных пунктов или в виде уплотнения или реконструкции уже освоенных существующими турбазами участков.
Реализация проекта по развитию туристско-рекреационной зоны на территории Куршской косы должна основываться на использовании «зеленых» стандартов в целях сбалансированного социально-экономического развития данной территории с учетом имеющихся экологических ограничений.
Строительство в границах национального парка «Куршская коса» крупных туристических объектов, размещение и проживание здесь планируемого количества туристов способно привести к невосполнимой потере ландшафт-
1 См.: Отчет о НИР по базовому проекту «Разработка научно-методических основ развития национальных парков в условиях создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа». - М. : НИ АНО «Международный институт леса», 2008.
ного и биологического разнообразия. Разрушение хрупкого почвенно-растительного покрова мгновенно приводит к раздуванию и движению песков и прорывам морских вод, что уже неоднократно в истории Куршской косы приводило к катастрофическим последствиям.
Среди основных проблем развития туризма в национальном парке «Куршская коса» можно отметить следующие: наследство стандартов организации отдыха советского времени; интенсивная хаотичная застройка последнего десятилетия, которая приводит к высокой плотности населения в поселках, снижению рекреационной привлекательности, потере историко-культурного облика поселений; конфликтная ситуация между национальным парком и муниципалитетом в вопросе о земле; отсутствие современной экологической инфраструктуры, дефицит обустроенных мест пляжного и пикникового отдыха, отсутствие инфраструктуры познавательного и экологического туризма; преобладание в структуре туристского потока неорганизованных туристов и др.
В настоящее время на землях поселений идет активная скупка земли и застройка территории поселков. Это порождает целый ряд проблем, с которыми сейчас сталкивается большинство национальных парков России. Уже в настоящий момент из-за архитектурного разнобоя нарушен архитектурный облик рыбацких поселков Куршской косы; застроена водоохранная зона; поселки превращаются из единого архитектурного пространства в отдельные участки частного пользования, разделенные непроницаемыми заборами.
Так, в поселках Лесное и Морское застройка перегородила выходы к побережью залива. В поселке Рыбачий планируемое увеличение площади застройки приведет к уничтожению единственного ландшафта древнего моренного острова. При этом застройкой могут быть уничтожены все присущие только ему сообщества растений и животных, что в итоге приведет к невосполнимым утратам видового и ландшафтного разнообразия Куршской косы.
Таким образом, основной задачей развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на данной территории должно стать такое взаимодействие органов власти и бизнеса в сфере социально-экономического развития региона, которое обеспечит привлечение инвестиций, активный выход на международный рынок туристских услуг, в том числе на рынок экологически чистых продовольственных товаров, усиление кооперации в сфере туризма с литовскими Нерингой и Палангой и развитие связей со шведскими, немецкими, польскими и латвийскими партнерами, а также совместное решение экологических проблем Балтийского моря.
Список литературы
1. Старкова Л. И. Инвестиционная привлекательность территории национального парка в контексте экологической экономики // Экономика природопользования. - 2011 - № 6.
2. Тяглов С. Г., Краснокутский П. А. Проблемы реализации кластерной политики как стратегического направления долгосрочного социально-экономического развития регионов // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2011. - № 5 (41).