18 (75) - 2010
КНИЖНЫЙ КОМПАС
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РЕГИОНА: ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А. Ю. ДАВАНКОВ,
доктор экономических наук, профессор, директор Института социально-экономических и региональных проблем
Челябинского государственного университета Тел.: 8 (351) 799-70-80
В монографии доктора экономических наук, профессора К. В. Павлова «Региональные эколого-экономические системы» 1 исследуется широкий спектр актуальных проблем эффективного функционирования различных региональных эколого-экономических систем при рыночных отношениях. В частности, большое значение уделяется вопросам управления экономикой с учетом оценки региональных эколого-экономических диспропорций, обеспечения экономической безопасности, определения критериев формирования структуры и элементного состава эколого-экономического ядра, а также рассмотрению принципов реализации объектно-функционального подхода к эколо-го-экономической оценке территорий.
Много внимания в книге уделяется рассмотрению эколого-экономических особенностей развития различных регионов, в том числе особенностей функционирования хозяйственной системы в глубинных (отдаленных) регионах, вопросам управления эколого-экономическими системами пригородных районов и пр. В отдельном разделе анализируются межрегиональные социально-экономические и экологические отношения.
Одними из наименее изученных проблем теории региональной экономики как в теоретическом, так и в практическом аспекте являются проблемы анализа межрегиональных социально-экономических взаимодействий, определения методов и форм эколого-экономического регулирования и управления развитием территориальных структур, а также выявления социально-экономических и
1 Павлов К. В. Региональные эколого-экономические системы: монография. М.: Изд-во «Магистр», 2009. 351 с.
экологических особенностей функционирования и развития различных регионов страны. Учитывая актуальный характер этих проблем, в данной монографии много внимания уделяется выявлению условий и факторов оптимального взаимодействия экономического и экологического аспектов развития региональных систем.
Создание условий для оптимального функционирования всей совокупности взаимодействий между различными территориальными образованиями требует системного подхода и полного учета многообразия направлений и форм межрегиональных хозяйственных связей. В частности, необходимо рассмотреть вопрос о разработке комплекса статистических показателей, на основе которых можно изучить динамику изменений в системе межтерриториальных взаимодействий, а также проанализировать проблему повышения эффективности межтерриториальных взаимодействий при переходе к рыночным отношениям и в процессе их развития. Эти и подобные им вопросы исследуются в специальном разделе, названном автором монографии «межрегиональной экономикой». Аналогично раздел теории региональной экологии, занимающейся рассмотрением и анализом вопросов экологических отношений и связей между различными регионами, целесообразно обозначить как «межрегиональная экология».
Необходимо заметить, что вопросами межрегиональной экономики отечественные и зарубежные исследователи в той или иной форме занимались и раньше, но в основном фрагментарно. Как такового целенаправленного исследования межрегиональных социально-экономических проблем до сих
- 67
пор не было. Для того чтобы восполнить этот пробел , нужно создать условия и принять необходимые меры для полноценного и комплексного развития межрегиональной экономики как особой и специализированной теоретической дисциплины.
Таким образом, межрегиональные социально-экономические (в том числе и эколого-эконо-мические) отношения представляют собой один из наименее изученных аспектов теории региональной экономики и региональной экологии. В частности, в настоящее время не приходится говорить о существовании достаточно полной системы показателей, на основе которой можно получить всестороннюю комплексную информацию о состоянии и динамике межрегиональных хозяйственных взаимодействий и связей. Во многом именно с этим обстоятельством связано отсутствие полной и достаточно достоверной статистической информации об эколого-экономических отношениях между разными регионами России в условиях формирования рыночных отношений. В связи с этим весьма актуально рассмотрение проблемы о системе показателей, характеризующих различные направления и формы межтерриториальных хозяйственных взаимосвязей.
В этой системе в особую группу следует выделить показатели, характеризующие межрегиональную торговлю. Целесообразно использовать показатели регионального экспорта и импорта, измеряемые как в стоимостной, так и в натуральной форме. В этой связи может возникнуть путаница из-за того, что многие регионы, особенно относящиеся к пограничным, непосредственно торгуют с другими государствами. Поэтому в этих случаях более правильным было бы, если под региональным импортом и экспортом понимались соответственно ввоз в регион и вывоз товаров и услуг из данного региона за границу. Для обозначения результатов собственно межрегиональной торговли целесообразно использовать показатели межрегионального ввоза и вывоза. Такое разграничение понятий позволит осуществлять более точный учет торговых отношений определенного региона как с иными регионами страны, так и с другими государствами. Если же требуется получить общее представление о торговых отношениях определенного региона (т. е. вне зависимости от того, с каким субъектом хозяйствования осуществляются торговые операции — со страной или с другим регионом), то целесообразно использовать показатели совокупного ввоза в данный регион и совокупного вывоза из региона.
Предложенный подход позволяет учитывать в статистике особенности торговых отношений реги-
68 -
она в зависимости от специфики его торгового партнера. Таким образом, в соответствии с подходом, предложенным К. В. Павловым, применительно к конкретному региону, под региональным экспортом понимаются товары или услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других странах. Под региональным импортом понимаются приобретенные в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Под межрегиональным вывозом понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других регионах того же самого государства. Под межрегиональным ввозом понимаются приобретенные в других регионах страны и ввезенные в данный регион товары и услуги.
Под совокупным вывозом из региона понимаются товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям как в других странах, так и в других регионах того же самого государства. Поэтому совокупный вывоз из региона равен сумме между региональным экспортом и межрегиональным вывозом. Под совокупным ввозом в регион понимаются приобретенные как в других регионах страны, так и в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Поэтому совокупный ввоз в регион равен сумме между региональным импортом и межрегиональным ввозом. В связи с необходимостью учета экологической составляющей в каждом из этих показателей следует выделить ту часть, которая приходится на экологически чистую продукцию.
Как известно, в статистике международной торговли выделяют также показатели экспортной и импортной квоты, под которыми понимаются установленные государственными организациями соответственно объемы экспорта и импорта конкретных товаров. В определенном смысле эти понятия могут использоваться и на региональном уровне, ибо устанавливаемые в целом по стране количественные ограничения на экспорт и импорт определенных товаров далее распределяются по конкретным регионам. Аналогично могут использоваться показатели квоты межрегионального ввоза или вывоза, а также квоты совокупного ввоза в регион или совокупного вывоза из региона (в том числе и экологически чистой продукции), причем такого рода квоты могут в принципе устанавливаться как на государственном уровне, так и самими региональными властными структурами. Последняя ситуация особенно часто встречается в условиях кризиса недопроизводства.
В статистике международной торговли выделяют также такой показатель, как чистый экспорт
товаров и услуг, под которым понимается разница между совокупным экспортом и совокупным импортом страны за год. Очевидно, что понятие чистого экспорта товаров и услуг может использоваться не только на национальном, но и на региональном уровне — в этом случае под чистым экспортом региона понимается разница между совокупным экспортом и совокупным импортом региона за год. Имеет смысл для более точной оценки объемов межрегиональной торговли ввести понятия чистого межрегионального вывоза и чистого совокупного вывоза из региона. При этом под чистым межрегиональным вывозом следует понимать разницу между межрегиональным вывозом и межрегиональным ввозом конкретного региона за определенный период времени (например, за год).
Учитывая высокую продуктивность использования аналогии между положениями теории международных экономических отношений и положениями теории межрегиональных экономических отношений, особое внимание следует уделить анализу такого важного показателя статистики международной торговли, каковым является внешнеторговый оборот. Как известно, под внешнеторговым оборотом понимается сумма стоимостей экспорта и импорта за определенный период: месяц, квартал, год. По аналогии можно ввести понятие внешнеторгового оборота региона, под которым следует понимать сумму стоимостей регионального экспорта и регионального импорта за определенный период. Для более точной оценки объемов межрегиональной торговли целесообразно использовать такие показатели межрегионального оборота (или товарооборота), определенного для конкретного региона и совокупного внешнеторгового оборота региона. При этом под межрегиональным оборотом региона следует понимать сумму межрегионального ввоза и межрегионального вывоза региона за месяц, квартал, год. Под совокупным внешнеторговым оборотом региона следует понимать сумму между совокупным ввозом в регион и совокупным вывозом из региона за определенный период. Все эти показатели можно использовать и для учета экологически чистой продукции.
Таким образом, группа статистических показателей, характеризующих межрегиональную торговлю, включает значительно больше показателей, чем аналогичная группа показателей, характеризующих международную торговлю. Это связано с тем, что регион как объект хозяйствования в системе торговли связан с большим числом разновидностей хозяйственных объектов, чем страна как
объект хозяйствования в системе международной торговли. Регион, как правило, имеет торговые отношения не только с другими регионами, но и с другими государствами. Именно поэтому в систему статистических показателей, характеризующих межрегиональную торговлю наряду с показателями экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (т. е. наряду с показателями, характеризующими также и международную торговлю), целесообразно включить и такие показатели, как межрегиональный оборот, совокупный внешнеторговый оборот региона и ряд других, специфичных именно для статистики межрегиональной торговли. Причем удельный вес такого рода специфичных показателей в общей группе показателей, характеризующих межрегиональную торговлю, напрямую будет зависеть от той доли, какую во внешней торговле данного региона занимает межрегиональная торговля, а какую — торговля с другими государствами.
Важно учитывать также следующее обстоятельство. Подобно тому, как мировой товарооборот определяется путем суммирования внешнеторгового оборота всех стран планеты, можно определять межрегиональный товарооборот каждой страны путем суммирования межрегионального товарооборота каждого ее региона. Именно эта величина и характеризует на макроуровне взаимосвязь всех регионов страны в сфере торговли, причем межрегиональный товарооборот государства меньше национального товарооборота на величину суммы внутрирегионального товарооборота каждого региона (очевидно, что товарооборот любого региона слагается из двух частей: межрегионального товарооборота региона и его внутрирегионального товарооборота). В группе показателей, характеризующих межрегиональную торговлю, необходимо учитывать также показатели товарной структуры и географического распределения межрегиональной торговли (в том числе и экологически чистой продукции), показатели торгового баланса региона. Причем все показатели следует учитывать в динамике. Рассматривая показатели, характеризующие межрегиональную торговлю, нельзя не коснуться и еще одного важного вопроса.
В соответствии с кейнсианской теорией экспорт оказывает множительное (мультиплицированное) воздействие на доход, подобно инвестициям и государственным расходам. Поэтому экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликативным эффектом. В связи с этим при анализе торговых отношений на теоретическом уровне существенную роль играет такой показатель, как мультипликатор внешней
- 69
торговли, который характеризует зависимость между приростом национального дохода и вызвавшим этот прирост чистым экспортом товаров и услуг. Причем ясно, что этот показатель может использоваться и на региональном уровне.
Очевидно, что по аналогии можно ввести понятие мультипликатора межрегиональной торговли, который характеризует зависимость между приростом чистого дохода региона и вызвавшим этот прирост чистым межрегиональным вывозом. Сумма мультипликатора межрегиональной торговли и мультипликатора внешней торговли региона будет равна мультипликатору совокупной внерегиональ-ной торговли. Этот показатель характеризует зависимость между приростом чистого дохода региона и вызвавшим этот прирост чистым совокупным вывозом из региона.
Наряду с межтерриториальной торговлей важнейшей формой межрегиональных экономических отношений является межтерриториальная миграция рабочей силы. Поэтому другой важнейшей группой показателей, характеризующих межрегиональные взаимодействия, является блок показателей межрегиональной миграции рабочей силы. Эта группа показателей достаточно полно разработана, рассмотрим ее подробнее.
Здесь выделяют такие показатели, как число выбывших из региона за определенный период (в том числе в трудоспособном возрасте), число прибывших в регион, сальдо миграции, отраслевая и территориальная структура миграции, доля выбывших и прибывших в общей численности жителей региона и т. д. Важнейшую роль в осуществлении межрегиональных взаимодействий играет транспорт — как грузовой, так и пассажирский. Показатели статистики транспорта включают следующую систему показателей: показатели статистики перевозок, эксплуатационной деятельности подвижного состава, материально-технической базы транспорта, статистики труда, статистики издержек производства и себестоимости перевозок, статистики финансов транспорта. Причем многие показатели из этой системы имеют непосредственное отношение к характеристике межрегиональных взаимодействий — например, показатели важнейшего раздела транспортной статистики, характеризующие результаты основной деятельности транспорта по перемещению созданного продукта или пассажиров из одного региона в другой, коэффициент равномерности перевозок по направлениям и др.
Наряду с физическими потоками товаров и перемещением населения существуют и другие типы межрегиональных связей. Такие потоки, как
70 -
денежные и коммуникационные, оставаясь большей частью невидимыми, имеют не менее важное значение. В связи с этим в систему статистических показателей, характеризующих межрегиональные эколого-экономические взаимодействия, необходимо включить те, которые отражают межтерриториальное движение капиталов и инвестиций, финансово-кредитных средств (в том числе выделенные на природоохранные мероприятия), информационных потоков. Так, показатель сальдо по движению капиталов и инвестиций учитывает приток и отток капиталов из региона. Очевидно, что инвестирование капиталов из других регионов и стран в какой-то регион означает приток капитала, равно как и размещение акций и облигаций в других регионах и странах, получение краткосрочных ссуд извне. Наоборот, инвестирование капиталов, созданных в регионе, в другие регионы и страны, покупка предприятиями и населением региона облигаций, акций в других странах и регионах, а также предоставление краткосрочных ссуд экономическим субъектам в других регионах формирует отток капитала из региона.
В отдельный блок следует выделить группу показателей, характеризующих социальный аспект межрегиональных отношений, межтерриториальных взаимодействий. Сюда, прежде всего, следует отнести показатели, связанные с миграцией рабочей силы из одного региона в другой, что позволит уменьшить территориальную дифференциацию по уровню безработицы. В эту группу следует отнести такие показатели, как сальдо межрегионального миграционного обмена, количество уехавших из региона с высоким уровнем безработицы, количество приехавших и уехавших специалистов определенного профиля.
Таким образом, система показателей, характеризующих межрегиональные социально-экономические и экологические отношения и хозяйственные связи, должна включать различные блоки, группы показателей: показатели межрегиональной торговли, миграции населения, межтерриториального перемещения капиталов и инвестиций, финансово-кредитных средств, информации. В особую группу следует выделить сводные показатели, дающие комплексную оценку динамики межрегиональных экономических отношений — сюда следует отнести показатели платежного баланса регионов, торгового баланса и пр. В каждой из этих групп показателей особо следует выделить те, которые характеризуют природоохранную деятельность.
В книге К. В. Павлова проблема разработки системы показателей, характеризующих межре-
гиональные социально-экономические и экологические отношения, рассмотрена лишь в постановочной форме. Очевидно, дальнейшие исследования позволят создать комплексную систему показателей, характеризующих все многообразие форм и направлений межтерриториальных хозяйственных связей. Тем не менее уже сейчас ясно, что разработка такого рода системы показателей является одной из актуальных задач экономической и экологической статистики.
Учитывая, что процесс урбанизации является одним из наиболее важных и значительных социально-экономических явлений, в последнее время резко увеличилось число научных публикаций, в которых рассматриваются проблемы социально-экономического развития городов. Более того, можно говорить о появлении особого направления в общей теории региональной экономики с собственной проблематикой и специфическими методами и подходами к решению хозяйственных проблем — речь идет о так называемой городской экономике. В рамках этой теории город трактуется как полюс роста (или центр роста), располагающий комплексом отраслей. Причем в рамках территориальной единицы любого таксономического ранга можно выделить систему «ядро-периферия». В этой системе выделяют экономически развитое ядро региона и зависимую от него периферию, причем ядро и периферия составляют в целом законченную территориальную систему. Районы ядра определяются как территориально организованные подсистемы общества, обладающие способностью как генерировать, так и внедрять нововведения; районы же периферии по отношению к ядру находятся в зависимом положении.
При анализе воспроизводственных процессов в пригородных районах, экономика которых нередко носит преимущественно сельскохозяйственную направленность, использование модели «ядро-периферия» по сравнению с моделью агломерации более приемлемо в связи с тем, что она не является исключительно урбанистической, описывает процессы регионального развития вообще. Тем не менее указанная концепция во многих отношениях более точно описывает хозяйственную систему пригородных районов, чем это имеет место в концепции агломерации.
Однако некоторые аспекты функционирования пригородной экономики все же не находят должного объяснения в рамках теории регионального ядра. Так, недостаточно изучены типы и виды пригородных районов. В гораздо меньшей степени, чем это имеет место в отношении исследования влияния
города на функционирование социально-экономической системы пригородных районов, проанализировано «обратное» влияние — экономики пригородных районов (особенно сельских) на хозяйственную систему города. В очень незначительной степени исследованы особенности пригородной экономики в условиях формирования рыночной инфраструктуры и т. д. Таким образом, можно выделить весьма широкий спектр проблем — производственных, социальных, демографических, экологических, специфичных для пригородных районов и изученных в недостаточной степени.
Учитывая специфику такого рода проблем, обусловленных социально-экономическими особенностями пригородных районов, целесообразно, по мнению К. В. Павлова, в качестве особого направления общей теории региональной экономики выделить так называемую пригородную экономику (подобно тому, как существует городская экономика в качестве особого направления регионалистики). Аналогичным образом из общей теории региональной экологии целесообразно выделить пригородную экологию в качестве особого раздела, посвященного исследованию особенностей функционирования экологической системы пригородных районов. Это будет способствовать интенсификации научных исследований в сфере изучения социально-экономических и экологических проблем пригородных районов. Здесь следует особое внимание уделить анализу вопросов функционирования экономики пригородных районов при переходе к рыночным отношениям, исследованию проблем классификации и типологизации пригородных районов, изучению взаимодействия хозяйственных систем города и пригородных районов, определению методов и подходов анализа пригородной экономики в динамике.
Большое значение при этом имеет изучение теоретических и практических аспектов управления пригородными районами. Так, учитывая тесную взаимосвязь социально-экономических систем города и пригородного района, целесообразно придать этому району официальный, особый статус пригородного района с вытекающими отсюда изменениями в системе налогообложения, финансово-кредитной сфере и иных сегментах экономики. Этому будет способствовать разработка социально-экономической модели пригородного района.
Модель функционирования и управления какой-либо социально-экономической системы включает несколько элементов, среди которых, прежде всего, следует выделить стратегию ее развития, многовариантный прогноз и нормативно- 71
правовые документы, определяющие особенности ее функционирования. В книге К. В. Павлова весьма подробно рассматриваются социально-экономические и экологические взаимоотношения между городом Ижевском и окружающем его пригородным Завьяловским районом. Выявлено, что на функционирование экономики Завьяловс-кого района Удмуртской Республики существенное влияние оказывает фактор близости крупнейшего в республике города, ее столицы — г. Ижевска. Пригородный статус района порождает множество специфических социально-экономических и экологических проблем, не характерных для большинства других районов республики. Так, фактор близости столицы способствует созданию в районе исключительно неблагоприятной экологической ситуации, что проявляется в повышенной загрязненности атмосферного воздуха, сказывается на состоянии водных ресурсов, на уровне эрозии и засолении почв и сельскохозяйственных угодий.
Однако влияние фактора близости г. Ижевска на эффективность функционирования экономики Завьяловского района сказывается не только на экологии, но и в других аспектах и отношениях: производственных, трудовых, торговых. Существенное влияние на районную экономику оказывают и расположенные на территории района многочисленные автогаражные товарищества, лечебно-оздоровительные учреждения, садово-огородные участки, принадлежащие горожанам и предприятиям Ижевска.
Эффективность и успешное завершение экономических реформ в России во многом будут зависеть от учета в стратегии рыночных преобразований территориальной специфики и особенностей развития различных регионов страны, в частности районов зоны Севера. Это связано с тем, что зона Севера занимает примерно 64 % общей площади России, и именно здесь в значительных объемах добываются важнейшие сырьевые ресурсы страны. В монографии К. В. Павлова на примере Северного экономического района выявлены региональные особенности развития рыночных отношений и формирования оптимальной структуры форм хозяйствования в зоне Севера.
В состав Северного экономического района (СЭР) входят Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Карелия и Коми. Регион, являющийся наиболее молодым из всех экономических районов (создан в соответствии с постановлением Совета Министров СССР в ноябре 1982 г.), имеет третью по величине площадь территории среди экономических районов страны.
72 -
Северный экономический район имеет ряд особенностей, определяемых его географическим положением и природно-климатическими условиями. Одной из важнейших особенностей является то, что почти 70 % территории региона относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним. Хотя этот регион неоднороден по природно-климатическим факторам, по степени освоенности, включение в европейский Север всего СЭР оправдано как с экономических позиций, так и с исторических: Вологодчина всегда считалась и была базой освоения европейского и азиатского Севера России. В регионе сконцентрированы большие запасы разнообразных видов природных ресурсов. Здесь сосредоточено около 30 % запасов фосфатного сырья СНГ, свыше 60 % слюды-мусковита и вермикулита, титановых руд, около половины запасов алюминиевого сырья, более 10 % лесных ресурсов, 4,5 % железных руд, около 30 % прогнозных топливно-энергетических ресурсов европейской части СНГ. Значительны запасы цветных и редких металлов, перспективны нефтегазовые ресурсы шельфа северных морей.
Использование этих ресурсов в народном хозяйстве определяет производственную специализацию района как крупной лесной, минерально-сырьевой, топливной и рыбной баз страны. В СЭР производится 70 % фосфатного сырья страны, около 40 — целлюлозы, 36 — бумаги, 24 — картона, 16 — пиломатериалов, 8 % — деловой древесины, а также добывается 17 % рыбы, 10 — угля, свыше 6 % — железного концентрата, изготавливается значительная часть оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности и машин для лесозаготовок.
В различных регионах СЭР имеются специфические особенности и условия территориального воспроизводства. В Вологодской области, имеющей наибольший удельный вес и производящей более четверти всей валовой продукции СЭР, наибольшее развитие получили металлургическая, химическая и машиностроительная отрасли промышленности, сельское хозяйство. Отраслями специализации Архангельской области являются лесная и деревообрабатывающая, рыбная, машиностроительная отрасли промышленности. В Мурманской области наибольшее развитие получили горнодобывающая и рыбная промышленность, цветная металлургия, транспорт, в Республике Коми — лесная и деревообрабатывающая, топливная промышленность, транспорт. Несколько меньший удельный вес в структуре производимой в СЭР продукции имеет Республика Карелия, здесь наиболее развиты лес-
ная и деревообрабатывающая промышленность и обслуживающее ее машиностроение, горнодобывающая промышленность.
Создание развитой экономической среды в большой степени будет зависеть от концепции развития Севера России в переходный период и при развитых рыночных отношениях. В основу концепции социального и экономического развития Севера заложены следующие принципы:
• комплексный многофункциональный подход к устойчивому развитию Севера, основанный на сочетании общенациональных и региональных интересов;
• возрастание роли природно-ресурсного потенциала Севера в переходный период, поскольку этот потенциал имеет большое значение для национальных интересов России;
• приоритеты государственного регулирования процессов адаптации Севера к рыночной экономике при одновременном создании конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, развитии малого бизнеса, усилении территориального начала в управлении региональным воспроизводственным процессом. Реализация данных принципов предполагает выполнение широкого круга разработанных в программе развития регионов Севера мероприятий. Так, предполагается существенно повысить долю прироста эффективности регионального производства за счет увеличения комплексности использования ресурсов, например, на Кольском полуострове более 70 % прироста продукции горнопромышленного и рыбопромышленного комплексов в ближайшие 15 лет должно быть получено за счет повышения уровня комплексного использования уникальных природных ресурсов. Что касается второго из рассмотренных принципов, здесь следует отметить, что в соответствии с концепцией разведанные запасы позволяют поддерживать и даже при определенных условиях увеличивать объемы добычи в пределах прогнозного периода (25 лет) такого важного ресурса, как нефть (заметим, что в начале XXI в. на Севере в среднем за год добывалось 368,7 млн т нефти и 574 млрд м3 газа, что составляло соответственно 77,3 и 89,1 % от общероссийского производства). Кроме того, по имеющимся оценкам, наибольшие перспективы прироста запасов нефти и газа также связаны с Севером России и с его Арктическим шельфом. Запасы других природных ресурсов Севера также остаются самыми значительными в стране, а по отдельным видам — и в мире. Однако следует добавить, что действие
этого принципа существенно корректируется соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, где отмечается, что в целях сохранения окружающей природной среды и создания благоприятных условий для развития традиционных отраслей хозяйствования как основы жизнедеятельности малочисленных народов Севера целесообразно ограничивать промышленную деятельность в районах Севера, особенно в его арктической части. Предполагается обеспечивать добычу и комплексную переработку только тех ресурсов, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет других регионов.
Важнейшим условием перехода северной региональной экономики к развитым рыночным отношениям является государственное регулирование переходных процессов. В частности, оптимальное соотношение рыночных и государственных методов регулирования экономики может существенно различаться в разных регионах, определяясь территориальными особенностями воспроизводственного процесса. В условиях Севера роль и значение государственных регуляторов в переходный период значительно выше, чем для российской экономики в целом. Это связано с такими факторами, как необходимость осуществления повышенных затрат на выпуск единиц продукции, непомерно высокий удельный вес отраслей промышленности и, прежде всего, добывающих отраслей, ограниченность возможностей в связи с экстремальностью природно-климатических условий развития сельскохозяйственного производства и пр. К важнейшим сферам государственного регулирования следует отнести разработку политики природопользования, социальной политики, налоговой и кредитной политики.
Значительное место в монографии уделяется изучению оптимальной структуры форм собственности и форм хозяйствования, а также процессу интенсификации регионального производства как фактору повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Таким образом, в данной книге рассматривается широкий спектр актуальных проблем функционирования и развития территориальных эколого-экономических систем в условиях формирования развитых рыночных отношений. Многие из этих проблем недостаточно исследованы в специальной отечественной литературе. В связи с этим монография К. В. Павлова вносит существенный вклад в развитие теории и практики региональной экономики и экологии и поэтому будет интересна широкому кругу читателей.