45 (180) - 2010
Стратегия развития региона
УДК 332.338
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
К. В. ПАВЛОВ,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента E-mail: [email protected] Ижевский филиал Российского университета кооперации
Обоснована необходимость включения в макроэкономические модели наряду с пятью известными субъектами хозяйствования еще двух: региональных и муниципальных хозяйственных субъектов. Определены практические последствия такого рода увеличения хозяйствующих субъектов, используемых в макроэкономических моделях.
Ключевые слова: субъект хозяйствования, региональные и муниципальные факторы, макроэкономическая модель, общественное воспроизводство.
В макроэкономических научных концепциях, в теоретическом аспекте отражающих функционирование современной рыночной экономики на национальном уровне, как правило, выделяют пять взаимодействующих субъектов: макропроизводитель, макропотребитель, государство (правительство), группа заграничных субъектов и социальные институты (например профсоюзы). В соответствии с этим в российской Системе национальных счетов выделяются следующие секторы национальной экономики:
1) нефинансовыекорпорации;
2) финансовые корпорации;
3) государственное управление;
4) домашние хозяйства;
5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
В составе этих секторов можно выделить следующие подсекторы [5]:
1) нефинансовые корпорации:
• государственные предприятия;
• негосударственные национальные нефинансовые предприятия (акционерные общества, товарищества, кооперативы, частные предприятия и др.);
• иностранные нефинансовые предприятия;
2) финансовые корпорации:
• банки; инвестиционные фонды;
• фондовые биржи;
• страховые компании; пенсионные фонды и
др-;
3) государственные учреждения:
• государственные учреждения и организации;
• государственные фонды социального обеспечения и другие внебюджетные фонды;
4) домашние хозяйства — отдельные домашние хозяйства и принадлежащие им некорпорированные предприятия, например подсобные хозяйства рабочих и служащих, индивидуальные крестьянские хозяйства и др.
5) некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства:
• общественные и религиозные организации (политические партии, профсоюзные организации, религиозные общества, спортивные организации, ассоциации потребителей, различные общества по интересам и др.);
• благотворительные общества и фонды;
• некоммерческие организации, создаваемые как подразделения предприятий и организаций (ведомственные больницы, поликлиники, санатории, спортивные базы, клубы идр.).
Однако, на взгляд автора, кроме перечисленных пяти субъектов в качестве самостоятельных необходимо выделить еще два: региональный и муниципальный. Объясняется это рядом причин. Одной из них является то, что уже достаточно давно наряду с различными разновидностями и моделями рынка в качестве самостоятельного феномена фигурирует региональный рынок. Другой причиной является усиление влияния региональных факторов на темпы и уровень социально-экономического развития передовых стран. В этой связи целесообразно вспомнить о характерном для развитого мира процессе регионализации, выражающемся в происходящем в последние десятилетия росте собственных доходов территориальных бюджетов западных государств, в увеличении доли региональных и муниципальных налогов в общей структуре налоговых поступлений в них и т. д.
В России, насчитывающей более 80 крупных субъектов Федерации и около 30 тыс. региональных бюджетов, проблема учета территориального фактора в эффективном развитии национальной экономики еще более актуальна. Правда, учитывая многоаспектность понятия «регион», которое используется и для обозначения крупного региона мира (например европейский, азиатский и пр.), и относительно небольшой территории, необходимо уточнить, что имеется в виду. Выделяя региональный уровень в качестве еще одного самостоятельного субъекта, автор имеет в виду лишь те территориальные образования, которые составляют часть национальной экономики и имеют определенные властные структуры, способные регулировать протекание социально-экономических процессов на соответствующей территории. В территориальном устройстве современного российского общества под данное определение подходят субъекты Российской Федерации и федеральные округа. Более того, следует напомнить, что в России уровни субъектов Федерации и федеральных округов наряду с федеральным уровнем также относятся к системе государственного управления (в отличие от муниципального уровня).
Учитывая специфику функционирования региональной экономики, целесообразно при осуществлении теоретического анализа из государственного управления (государства) как одного
из пяти взаимодействующих субъектов вычленять региональное управление в качестве еще одного самостоятельного (иначе говоря, шестого) субъекта. Действительно, ведь для эффективного функционирования экономики многих стран большое значение имеет оптимальное использование региональной собственности, территориальных бюджетов и налогов. На территории субъектов Российской Федерации выделяют следующие разновидности объектов собственности: федеральную собственность, исключительную собственность самого субъекта, а также собственность, находящуюся в совместном ведении как федерального центра, так и органов власти самого субъекта Российской Федерации. Каждый субъект имеет также и так называемые закрепленные (собственные) доходы, не зависящие от федерального центра, кроме этого, как правило, формируются и региональные внебюджетные фонды.
Наряду с региональным в качестве отдельного субъекта целесообразно выделить также и муниципальный уровень. Правда, нередко в специальной литературе можно встретить мнение о том, что муниципалитеты являются разновидностью регионов и поэтому логично, что в этом случае нет необходимости в макроэкономической теории помимо регионального выделять еще и муниципальный уровень. Однако на это можно возразить следующее. В России в соответствии с ее Конституцией, принятой в декабре 1993г., муниципальный уровень существенно отличается от регионального, отождествляемого здесь с уровнем субъекта Российской Федерации. Как уже отмечалось, в России региональный уровень (т. е. уровень субъекта Федерации) является наряду с федеральным уровнем разновидностью системы государственного управления. Муниципальный же уровень в соответствии с Конституцией России не относится к этой системе.
Это в значительной мере объясняется тем, что в процессе формирования системы муниципалитетов в России была взята на вооружение так называемая англосаксонская модель, которая характеризуется более глубокой автономией местных органов и отсутствием выраженного подчинения их государственным властным структурам. Англосаксонская система зародилась в Великобритании. Ее важнейший признак — отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих выборные органы [4]. Здесь имеет место двухступенчатая система местного управления — страна поделена на графства, а графства — на округа. Основу системы
составляют графства, им переданы все важнейшие функции, которые по закону могли осуществлять местные выборные органы. Округа, за исключением метрополитенских, наделены второстепенными функциями.
Для США, где также используется англосаксонский тип местного самоуправления, характерна высокая степень децентрализации функций государства в социально-экономической сфере. Федеративная система предоставляет штатам определенную экономическую автономию и широкие полномочия, местные органы в правовом отношении непосредственно зависят от них. Каждый штат имеет свою конституцию, в которой закреплены основные принципы и формы его государственного устройства и устройства местных органов.
Таким образом, в системе взаимоотношений между муниципалитетами (т. е. органами местного самоуправления) и государственными структурами, в том числе региональными органами власти, российская практика (в основе которой лежит, как уже указывалось, преимущественно использование англосаксонской модели) характеризуется существенной автономией каждой из этих двух подсистем. В этих условиях вполне оправдано при проведении теоретического анализа выделение муниципального уровня в качестве отдельного субъекта. Это объясняется значительными объемами муниципальной экономики, включающей муниципальную собственность, муниципальные предприятия, муниципальные бюджеты и налоги, а также внебюджетные фонды. Правда, следует отметить, что наряду с англосаксонским типом местного самоуправления, который наиболее характерен для таких стран, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, существуют и иные модели и системы муниципалитетов. В развитых странах рыночной ориентации кроме англосаксонского типа выделяют также французский (континентальный) и смешанный типы местного самоуправления.
Французский (континентальный) тип местного управления впервые зародился во Франции [6]. Статусом местных органов во Франции обладают департаменты и коммуны, причем основные административно-территориальные структуры являются одновременно и местными образованиями, и органами государственного управления. В стране насчитывается 95 департаментов и свыше 36тыс. коммун. Кроме них в качестве государственных единиц управления выступают также административные округа и региональные органы.
Департамент как местный орган в лице генерального совета наделен следующими полномочиями:
• создавать и организовывать определенные департаментские публичные службы и управлять ими;
• управлять имуществом департамента;
• принимать бюджет департамента и контролировать его исполнение;
• осуществлять функции совещательного органа департамента, хозяйственного планирования и регионального программирования. Высший орган коммуны — муниципальный
совет, избирающий из своего состава мэра и его заместителей. Мэр представляет исполнительную власть коммуны и выступает в двух качествах — как глава самоуправления и как представитель центральной власти (в связи с тем, что коммуна является одновременно и государственным округом, и местным образованием).
В ряде других государств система местного самоуправления относится к тому же типу, что и во Франции, что, однако, не означает абсолютного дублирования. В Италии, например, имеет место трехзвенная система — в областях, провинциях и общинах. Области — это автономные структуры с самостоятельной ответственностью и функциями, провинции и общины — единицы местного управления в рамках территориального деления государства и областей. Как правило, область делегирует часть административных функций провинциям и общинам, выделяя им соответствующие финансовые средства (как областные, так и государственные).
Смешанный тип местного управления наиболее характерен для Германии и Японии. В Японии местное управление двухзвенное: высшее звено — префектура, второе звено — города, поселки, деревни. Здесь действует Закон о местном самоуправлении, в котором содержится детальная регламентация его структуры, а также внутренней организации и компетенции местных органов всех уровней, что в определенной степени ограничивает свободу системы местного управления [2].
В Германии выделяют пять уровней территориального управления — федерация, земли, округа, районы и города в ранге районов, общины. Базовые единицы коммунального управления — общины, районы и города. Среди многообразия общин, являющихся низшими звеньями коммунальной системы, различают городские и сельские, однако во всех случаях в качестве представительного ор-
гана общины выступает совет. В стране не унифицированы требования к структуре коммунального управления и имеется много местных управляющих органов, обладающих индивидуальными чертами. Выделяют несколько типов муниципальной администрации, которые характеризуются определенными особенностями функциональных связей между выборными и исполнительными органами. Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой наблюдается широкий диапазон типов и форм местного управления.
При осуществлении теоретического анализа национальной экономики выделение муниципального уровня в качестве самостоятельного субъекта целесообразно, на взгляд автора, лишь для тех стран, где реализуются англосаксонская и смешанная модели местного самоуправления, тогда как в случае французской модели муниципальный уровень просто станет составным элементом регионального уровня. Может сложиться впечатление, что вопрос о количестве взаимодействующих субъектов, необходимых и в то же время достаточных для адекватного отражения в теории эффективного функционирования макроэкономики, при рыночных отношениях не имеет большого практического значения.
Однако это мнение глубоко ошибочно. Так, использование в макроэкономических моделях семи взаимодействующих субъектов вместо пяти позволит не только глубже понимать происходящие социально-экономические процессы в системе общественного воспроизводства, но и внести серьезные изменения в Систему национальных счетов. В последней следует предусмотреть появление отдельных новых секторов национальной экономики, связанных с региональным и муниципальным уровнями.
Предложенный подход позволит также усилить взаимосвязь между экономической теорией и региональной экономикой, что должно позитивно сказаться на развитии обеих научных дисциплин. В этой связи нужно помнить о том, что одной из важнейших причин весьма неэффективного реформирования российской экономики в 1990-х гг. являлся недостаточный учет территориальных особенностей различных регионов страны при разработке стратегии общественного развития.
Подход, когда регион рассматривается как полноценный хозяйствующий субъект рыночной экономики, позволит также существенно развить систему статистического учета межрегиональных взаимодействий [3]. Региональная экономика как отрасль научных знаний достаточно давно и продуктивно разрабатывается отечественными
и зарубежными исследователями. Интересные наработки имеются в теории территориального разделения труда, моделировании регионального развития, разработке схем и прогнозов развития и размещения производительных сил, исследовании территориальных закономерностей, циклов производства и т. п. Целесообразно из всей совокупности проблем теории региональной экономики в особую группу выделить вопросы выявления общего и особенного в осуществлении хозяйственных процессов в различных районах страны, а также проблемы межрегиональных социально-экономических взаимодействий (межрегиональных технолого-про-изводственных взаимосвязей, межрегионального товарообмена и т.п.), вопросы сравнительного анализа перехода к рынку в разных районах страны и т.д. Раздел же теории региональной экономики, который специализируется на рассмотрении и анализе такого рода проблем, имеет смысл обозначить как «межрегиональная экономика». Аналогично раздел теории региональной экологии, занимающейся рассмотрением и анализом вопросов экологических отношений и связей между различными регионами, целесообразно обозначить как «межрегиональная экология».
Выделение межрегиональной экономики в качестве специального раздела экономической теории вполне оправдано, ибо тем самым акцентируется внимание на существовании особой группы проблем выявления общего и особенного в реализации экономических процессов в различных регионах, что в конечном счете должно интенсифицировать процесс их разрешения. Следует добавить, что раскрытие такого рода проблем может существенно повлиять на эффективность общественного воспроизводства в целом. Необходимо заметить, что вопросами межрегиональной экономики и отечественные, и зарубежные исследователи в той или иной форме занимались и раньше [1], правда, происходило это в основном спорадически. Как такового целенаправленного исследования межрегиональных социально-экономических проблем до сих пор не было и поэтому, для того чтобы восполнить этот пробел, нужно создать условия и принять необходимые меры для полноценного и комплексного развития межрегиональной экономики как особой и специализированной теоретической дисциплины.
Таким образом, межрегиональные социально-экономические (в том числе и эколого-экономи-ческие) отношения представляют собой один из наименее изученных аспектов теории региональной
экономики и региональной экологии. В частности, не приходится говорить о существовании достаточно полной системы показателей, на основе которой можно получить всестороннюю комплексную информацию о состоянии и динамике межрегиональных хозяйственных взаимодействий и связей. Во многом именно с этим обстоятельством связано отсутствие полной и достаточно достоверной статистической информации об эколого-экономичес-ких отношениях между разными регионами России в условиях формирования рыночных отношений. В связи с этим весьма актуально рассмотрение проблемы системы показателей, характеризующих различные направления и формы межтерриториальных хозяйственных взаимосвязей.
В этой системе в особую группу следует выделить показатели, характеризующие межрегиональную торговлю. Целесообразно использовать показатели регионального экспорта и импорта, измеряемые как в стоимостной, так и в натуральной формах. Правда, в этой связи может возникнуть путаница из-за того, что многие регионы, особенно относящиеся к пограничным, непосредственно торгуют с другими государствами. Поэтому в этих случаях более правильным было бы понимать под региональным импортом и экспортом соответственно ввоз в регион и вывоз из него за границу товаров и услуг, а для обозначения результатов собственно межрегиональной торговли использовать показатели межрегионального ввоза и вывоза. Такое разграничение понятий позволит осуществлять более точный учет торговых отношений определенного региона как с иными регионами страны, так и с другими государствами. Если же мы хотим получить общее представление о торговых отношениях определенного региона (т. е. вне зависимости от того, с каким субъектом хозяйствования осуществляются торговые операции — со страной или с другим регионом), то целесообразно использовать показатели совокупного ввоза в данный регион и совокупного вывоза из него.
Предложенный подход позволяет учитывать в статистике особенности торговых отношений региона в зависимости от специфики его торгового партнера (т. е. иного региона той же самой страны или другого государства). Таким образом, в соответствии с подходом, предложенным автором применительно к конкретному региону, будут иметь место следующие определения.
Региональный экспорт — товары или услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других странах.
Региональный импорт — приобретенные в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги.
Межрегиональный вывоз — товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям в других регионах того же самого государства.
Межрегиональный ввоз — приобретенные в других регионах страны и ввезенные в данный регион товары и услуги.
Совокупный вывоз из региона — товары и услуги, произведенные в данном регионе и проданные покупателям как в других странах, так и в других регионах того же самого государства. Поэтому совокупный вывоз из региона равен сумме регионального экспорта и межрегионального вывоза.
Совокупный ввоз в регион — приобретенные как в других регионах страны, так и в других государствах и ввезенные в данный регион товары и услуги. Поэтому совокупный ввоз в регион равен сумме регионального импорта и межрегионального ввоза.
В связи с необходимостью учета экологической составляющей в каждом из этих показателей следует выделить ту часть, которая приходится на экологически чистую продукцию, т. е. в статистическом учете следует использовать и такие показатели:
• региональный экспорт и импорт экологически чистой продукции;
• межрегиональный ввоз и вывоз экологически чистой продукции;
• показатели объемов экологически грязных ингредиентов, движущихся из одного региона в другой, в том числе и объемы выбросов веществ, загрязняющих окружающую среду и т. д. (этими вопросами должна заниматься межрегиональная экология).
В статистике международной торговли выделяют также показатели экспортной и импортной квот, под которыми понимают установленные государственными организациями объемы соответственно экспорта и импорта конкретных товаров. В определенном смысле эти понятия могут использоваться и на региональном уровне, ибо устанавливаемые в целом по стране количественные ограничения на экспорт и импорт определенных товаров далее распределяются по конкретным регионам. По аналогии могут использоваться показатели квоты межрегионального ввоза или вывоза, а также квоты совокупного ввоза в регион или совокупного вывоза из региона (в том числе и экологически чистой продукции), причем такого рода квоты могут в принципе устанавливаться как на государственном
уровне, так и самими региональными властными структурами. Последняя ситуация особенно часто встречается в условиях кризиса недопроизводства.
В статистике международной торговли выделяют также такой показатель, как чистый экспорт товаров и услуг, под которым понимается разница между совокупным экспортом и совокупным импортом страны за год. Очевидно, что понятие чистого экспорта товаров и услуг может использоваться не только на национальном, но и на региональном уровне — в этом случае под чистым экспортом региона понимается разница между совокупным экспортом и совокупным импортом региона за год. По аналогии имеет смысл для более точной оценки объемов межрегиональной торговли ввести понятия чистого межрегионального вывоза и чистого совокупного вывоза из региона. При этом под чистым межрегиональным вывозом следует понимать разницу между межрегиональным вывозом и межрегиональным ввозом конкретного региона за определенный период времени (обычно за год). В свою очередь под чистым совокупным вывозом из региона следует понимать разницу между совокупным вывозом из региона и совокупным ввозом в регион за год.
Учитывая высокую продуктивность использования аналогии между положениями теории международных экономических отношений и положениями теории межрегиональных экономических отношений, особое внимание следует уделить анализу такого важного показателя статистики международной торговли, каковым является внешнеторговый оборот. Как известно, под внешнеторговым оборотом понимается сумма стоимостей экспорта и импорта за определенный период: месяц, квартал, год. По аналогии можно ввести понятие внешнеторгового оборота региона, под которым следует понимать сумму стоимостей регионального экспорта и регионального импорта за определенный период. Для более точной оценки объемов межрегиональной торговли целесообразно использовать показатели межрегионального оборота (или товарооборота), определенного для конкретного региона и совокупного внешнеторгового оборота региона. При этом под межрегиональным оборотом региона следует понимать сумму межрегионального ввоза и межрегионального вывоза региона за определенный период: месяц, квартал, год. Под совокупным внешнеторговым оборотом региона следует понимать сумму между совокупным ввозом в регион и совокупным вывозом из региона за определенный период. Все
эти показатели можно использовать и для учета экологически чистой продукции.
Таким образом, группа статистических показателей, характеризующих межрегиональную торговлю, включает значительно больше показателей, чем аналогичная группа показателей, характеризующих международную торговлю. Это связано с тем, что регион как объект хозяйствования в системе торговли связан с большим числом разновидностей хозяйственных объектов, чем страна как объект хозяйствования в системе международной торговли, поскольку регион, как правило, имеет торговые отношения не только с другими регионами, но и с другими государствами. Именно поэтому в систему статистических показателей, характеризующих межрегиональную торговлю наряду с показателями экспорта, импорта, внешнеторгового оборота (т. е. наряду с показателями, характеризующими также и международную торговлю), целесообразно включить и такие показатели, как межрегиональный оборот, совокупный внешнеторговый оборот региона и ряд других, специфичных именно для статистики межрегиональной торговли. Причем доля такого рода специфичных показателей в общей группе показателей, характеризующих межрегиональную торговлю, напрямую будет зависеть от того, какую долю во внешней торговле данного региона имеет межрегиональная торговля, а какую — торговля с другими государствами.
Важно учитывать также следующее обстоятельство. Подобно тому, как мировой товарооборот определяется путем суммирования внешнеторгового оборота всех государств планеты, можно определять межрегиональный товарооборот каждой страны путем суммирования межрегионального товарооборота каждого ее региона. Именно эта величина и характеризует на макроуровне взаимосвязь всех регионов страны в сфере торговли, причем межрегиональный товарооборот государства меньше национального товарооборота на величину суммы внутрирегионального товарооборота каждого региона (очевидно, что товарооборот любого региона слагается из двух частей: межрегионального товарооборота региона и его внутрирегионального товарооборота). В группе показателей, характеризующих межрегиональную торговлю, необходимо учитывать также показатели товарной структуры и географического распределения межрегиональной торговли (в том числе и экологически чистой продукции), показатели торгового баланса региона, причем все показатели следует учитывать не только в статике, во и в динамике. Заканчивая рассмот-
рение вопросов о группе показателей, характеризующих межрегиональную торговлю, нельзя не коснуться и еще одного.
В соответствии с кейнсианской теорией экспорт оказывает множительное (мультиплицированное) воздействие на доход, подобно инвестициям и государственным расходам. Поэтому экспорт и импорт, как и другие составляющие совокупных расходов, действуют с мультипликационным эффектом. В связи с этим при анализе торговых отношений на теоретическом уровне существенную роль играет такой показатель, как мультипликатор внешней торговли, который характеризует зависимость между приростом национального дохода и вызвавшим этот прирост чистым экспортом товаров и услуг. Понятно, что этот показатель может использоваться и на региональном уровне. Очевидно, что по аналогии можно ввести понятие мультипликатора межрегиональной торговли, который характеризует зависимость между приростом чистого дохода региона и вызвавшим этот прирост чистым межрегиональным вывозом. Сумма мультипликатора межрегиональной торговли и мультипликатора внешней торговли региона будет равна мультипликатору совокупной внерегиональной торговли данного региона. Этот показатель характеризует зависимость между приростом чистого дохода региона и вызвавшим этот прирост чистым совокупным вывозом из региона.
Наряду с межтерриториальной торговлей важнейшей формой межрегиональных экономических отношений является межтерриториальная миграция рабочей силы. Поэтому другой важнейшей группой показателей, характеризующих межрегиональные взаимодействия, является блок показателей межрегиональной миграции рабочей силы. Эта группа показателей достаточно полно разработана, рассмотрим их подробнее. Здесь выделяют такие показатели:
• число выбывших из региона за определенный период (в том числе в трудоспособном возрасте);
• число прибывших в регион;
• сальдо миграции;
• отраслевая и территориальная структуры миграции;
• доли выбывших и прибывших в общей численности жителей региона и т. д. Важнейшую роль в осуществлении межрегиональных взаимодействий играет транспорт, как грузовой, так и пассажирский. Показателями статистики транспорта являются следующие:
• показатели статистики перевозок,
• эксплуатационной деятельности подвижного
состава,
• материально-технической базы транспорта,
• статистики труда,
• статистики издержек производства и себестоимости перевозок,
• статистики финансов транспорта.
Причем многие показатели из этой системы имеют непосредственное отношение к характеристике межрегиональных взаимодействий — например показатели важнейшего раздела транспортной статистики, характеризующие результаты основной деятельности транспорта по перемещению созданного продукта или пассажиров из одного региона в другой, коэффициент равномерности перевозок по направлениям и др.
Наряду с физическими потоками товаров и перемещением населения существуют и другие типы межрегиональных связей. Другие потоки, например денежные и коммуникационные, оставаясь большей частью невидимыми, не менее важны. Поэтому в систему статистических показателей, характеризующих межрегиональные социально-экономические и экологические взаимодействия, необходимо включить группы показателей, отражающих межтерриториальное движение капиталов и инвестиций, финансово-кредитных средств (в том числе на природоохранные мероприятия) и информационных потоков. Например, показатель сальдо по движению капиталов и инвестиций учитывает приток и отток капиталов из региона. Очевидно, что инвестирование капиталов из других регионов и стран в какой-то регион означает приток капитала, равно как и размещение акций и облигаций в других регионах и странах и получение краткосрочных ссуд извне. Наоборот, инвестирование капиталов, созданных в регионе, в другие регионы и страны, покупка предприятиями и населением региона облигаций, акций в других странах и регионах, а также предоставление краткосрочных ссуд экономическим субъектам в других регионах формируют отток капитала из региона.
В отдельный блок следует выделить группу показателей, характеризующих социальный аспект межрегиональных отношений, межтерриториальных взаимодействий. Сюда следует отнести показатели, связанные с миграцией рабочей силы из одного ре-гионав другой, что позволит уменьшить территориальную дифференциацию по уровню безработицы. В эту группу следует отнести такие показатели, как сальдо межрегионального миграционного обмена, количество уехавших из региона с высоким уровнем
безработицы, количество приехавших и уехавших специалистов определенного профиля и др.
Таким образом, система показателей, характеризующих межрегиональные социально-экономические и экологические отношения и хозяйственные связи, должна включать различные блоки и группы показателей: показатели межрегиональной торговли, миграции населения, межтерриториального перемещения капиталов и инвестиций, финансово-кредитных средств, информации. В особую группу следует выделить сводные показатели, дающие комплексную оценку динамики межрегиональных экономических отношений — сюда следует отнести показатели платежного баланса регионов, торгового баланса и пр. В каждой из этих групп показателей следует выделить те показатели, которые характеризуют природоохранную деятельность.
Очевидно, что увеличение количества используемых в макроэкономических моделях субъектов хозяйствования окажет положительное влияние не только на развитие экономической теории, но и позитивно скажется на практике хозяйствования, особенно на региональном и муниципальном уровнях.
Список литературы
1. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах: сокр. перев. с англ. М.: Прогресс, 1968. 659 с.
2. Ильин И. А. Экономика городов: региональный аспектразвития. М.: Наука, 1982. 208 с.
3. Павлов К. В. Региональные эколого-экономи-ческие системы. М.: Магистр, 2009. 351 с.
4. Павлов К. В. Система местного управления в регионах России и опыт развитых стран // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 81—83.
5. Сингизова Н. Б. Основные характеристики экономики региона как системы // Воспроизводственный потенциал региона: материалы IV Межд. науч. -практ. конференции, 3—5 июня 2010г., г.Уфа.Ч. 1./Отв.ред. проф. К. Н. Юсупов. Уфа: РИД БашГУ, 2010. С. 300-306.
6. Территориальное управление общественным производством. Словарь-справочник / под ред. А. П. Сысоева и Д. Г. Черника. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1993. 176 с.