Научная статья на тему 'Эколого-экономические проблемы исследования Байкальского региона'

Эколого-экономические проблемы исследования Байкальского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
905
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЯ / РЕГИОН / ОЗЕРО БАЙКАЛ / СТРАТЕГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMICS OF NATURE USE / ECOLOGY / REGION / LAKE BAIKAL / STRATEGY / ECOLOGICAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сангадиева И. Г., Сангадиев З. Г.

В статье рассматриваются эколого-экономические аспекты охраны природы в Республике Бурятия. Предлагается стратегия формирования региональной экологической политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND ECONOMIC ISSUES OF BAIKAL REGION RESEARCH

Ecological and economic aspects of environment protection in the Republic of Buryatia are considered in the article. The strategy for the regional ecological policy formation is offered.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономические проблемы исследования Байкальского региона»

- включение в учебные программы высших учебных заведений курса по вопросам коммерциализации технологий и инновационного менеджмента (КрасГАУ);

- подготовку специалистов по программам профессиональной подготовки «Технологический менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление проектами», «Оценка, анализ, защита интеллектуальной собственности» на базе специальностей и направлений Красноярского государственного аграрного университета.

7. Мероприятия по поддержке межрегионального и международного научно-технического сотрудничества в сфере АПК направлены:

- на осуществление межрегиональных и международных научных и технических исследований аграрной науки;

- участие научных работников Красноярского края в межрегиональных и международных научных и научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах, форумах, посвященных проблемам развития сельского хозяйства;

- поддержку совместных публикаций красноярских ученых, ученых из других субъектов Российской Федерации и других стран.

В заключение отметим, что выявление проблем формирования и функционирования инновационной инфраструктуры АПК позволит ускорить создание высокоэффективных региональных и национальной инновационных систем. Интеграцию элементов инфраструктуры можно охарактеризовать как достаточно сложный и долговременный процесс, который во многом определяется содержанием и направлениями государственной региональной инновационной и инфраструктурной политик.

Литература

1. Семенова А. Управление инновационными процессами. - М.: Экономист, 2005.

2. Серов Д.Н. Развитая инновационная инфраструктура как основа региональной инновационной политики // Казанская наука. - 2010. - № 8. - С. 275-277.

3. Фролова О.Я. Организационно-экономические основы функционирования агропромышленных формирований. - Красноярск: Изд-во КрасГАУ, 2007. - 190 с.

---------♦'----------

УДК 338.43 И.Г. Сангадиева, З.Г. Сангадиев

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

В статье рассматриваются эколого-экономические аспекты охраны природы в Республике Бурятия. Предлагается стратегия формирования региональной экологической политики.

Ключевые слова: экономика природопользования, экология, регион, озеро Байкал, стратегия, экологическая политика.

I.G. Sangadieva, Z.G. Sangadiev ECOLOGICAL AND ECONOMIC ISSUES OF BAIKAL REGION RESEARCH

Ecological and economic aspects of environment protection in the Republic of Buryatia are considered in the article. The strategy for the regional ecological policy formation is offered.

Key words: economics of nature use, ecology, region, Lake Baikal, strategy, ecological policy.

Противостояние экономики и экологии - одна из узловых проблем охраны окружающей природной среды. До недавних пор ее пытались решить в основном путем применения административно-правовых методов воздействия на основе применения административного наказания. Такой метод регулирования отношений в области охраны окружающей природной среды не принес ожидаемого эффекта.

Процессы коренного политического и социально-экономического переустройства, происходящие в Российской Федерации, породили новые проблемы в области экономики природопользования. За последние годы возникли дополнительные факторы, негативно влияющие на экологическую ситуацию. К ним относятся разрушение единого экономического пространства, межрегиональные конфликты, проявление различных форм экоэкстремизма и т.д. Рыночные отношения также создают серьезную угрозу для состояния окружающей среды и рационального природопользования [1].

Анализ существующего состояния показывает, что наиболее острыми проблемами являются ненадежность, неполнота и несвоевременность получения исходных данных о состоянии окружающей среды, незавершенность и противоречивость, а следовательно, и неэффективность природоохранного законодательства, недостаточность бюджетных ассигнований на реализацию природоохранных мер, недостатки методик и несовершенная техническая база управления качеством воздуха, воды, опасными отходами и др.

Учитывая, что более 2/3 территории России, включая Байкальский регион, по всем известным критериям относится к зоне с экстремальными природно-климатическими условиями, необходимо отметить наличие повышенного экономического риска и больших издержек в производственной сфере. Ретроспективный анализ освоения этих территорий показал все недостатки, присущие планово-административной модели хозяйствования, усиленные к тому же ресурсной ориентацией экономики. В результате экономика обширнейшего региона оказалась высокозатратной и губительной для природы, вызвала обострение экологической обстановки и тотальное разрушение традиционной среды жизнедеятельности и бытового уклада коренных народов территорий.

Причиной такого глобального экологического кризиса явилось развитие современного производства и стремление людей к удовлетворению своих возрастающих потребностей как и в целом мире. На этой основе возникла концепция несовместимости высоких темпов промышленного развития с охраной окружающей среды и ряд западных специалистов и ученых-экономистов выступили с предложением об ограничении темпов экономического роста с целью сохранения окружающей среды. При этом оставалось и другое мнение, что современное производство, если оно целенаправленно и планово организовано, не должно наносить вред природе, а наоборот, обязано воспроизводить природные ресурсы. Следовательно, природные ресурсы и природная среда вместе с господствующими промышленными отношениями составляют единую эколо-го-экономическую систему, включающую в себя природу и производство [2].

Нарушение экологической ситуации в связи с неправильным подходом в организации производства, которое повлекло за собой нарушение природоустройства территории, вызывает эколого-экономические проблемы. Особенно остро эти проблемы проявились в Байкальском регионе, несмотря на относительно небольшие масштабы промышленной деятельности человека. Вызванные этим противоречия обуславливают сложность познания экологических проблем и возможность их своевременного разрешения [3].

Решение проблем экономического роста и охраны окружающей среды в краткосрочной перспективе является сложной задачей. Если, благодаря инвестициям, на охрану окружающей природной среды в числе прочего сохраняются невозобновляемые ресурсы, окружающая среда выступает уже как фактор производства. Экологическая ситуация, в которой приходится функционировать современной экономике, вызывает необходимость комплексного рассмотрения хозяйственных проблем под углом зрения требований экономического развития.

Эколого-экономический аспект охраны природы сформировался относительно недавно и его развитие обусловлено бурным ростом производства и научно-техническим прогрессом. Современные темпы экономического развития обострили проблему ограниченности природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость обеспечить такое взаимодействие экономики и экологии, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы не только с сохранением, но и непрерывным улучшением и развитием как отдельных компонентов, так и всей окружающей среды. Частично эти вопросы рассматриваются в экономике природопользования, которая освещает две группы связанных между собой проблем: во-первых, как наиболее экономически эффективно использовать необходимые в производстве и потреблении ресурсы и, во-вторых, каковы экономически наиболее целесообразные методы предотвращения или ликвидации загрязнения окружающей среды.

Определение эколого-экономического региона предусматривает органически целостное образование взаимосвязанных элементов хозяйства, населения и природы, функционирующее в определенных пространственно-временных параметрах. Особенности такого региона заключаются, прежде всего, в том, что снижение загрязнения природной среды за счет указанных средств приводит к улучшению здоровья населения, уменьшению износа основных фондов, повышению урожайности и экологической чистоты сельскохо-

зяйственной продукции и улучшению других показателей состояния растительного и животного мира. В итоге это уменьшает экономический ущерб от загрязнения природной среды и увеличивает национальный доход, то есть, улучшая экологическую обстановку, мы тем самым обеспечиваем повышение эффективности общественного производства, так как в большинстве случаев вложение средств в решение проблем экологии с избытком окупается экономией их в народном хозяйстве за счет сокращения ущерба.

Комплексные эколого-экономические системы, к которым относится исследуемый объект, представляют собой суперпозицию основных составляющих экологических образований: это биологические, географические, геологические, экономические и другие системы подобного уровня, которые могут быть положены в основу создания единой теории эколого-экономических исследований. В соответствии с масштабами комплексных эколого-экономических систем (глобальные, региональные, локальные) объекты изучения должны рассматриваться во взаимной связи. Экологизация экономики - концепция, которая позволит устранить эко-лого-экономические противоречия и обеспечить гармоничное сочетание цивилизованного проживания человека и сохранения качества природной среды.

Таким образом, решение глобальных эколого-экономических проблем подразумевает оптимизацию процессов природопользования и интенсификацию природоохранной деятельности. Однако вместо этого происходит все большая интенсификация промышленного производства, хотя традиционные виды использования ресурсов становятся все менее эффективными, а масштабы негативных экологических последствий все возрастают.

Признание озера Байкал участком мирового природного наследия определяет новые подходы к экономическому развитию Республики Бурятия и на нее ложится груз экологических проблем, связанных с так называемым «байкальским фактором». Это приводит к жестким экологическим ограничениям в использовании природных ресурсов республики, что проявляется, с одной стороны, в прямом запрете на некоторые виды хозяйственной деятельности, а с другой стороны - в необходимости осуществления серьезных природоохранных мероприятий, которые являются капиталоемкими и ведут к удорожанию производимой в республике продукции.

Осознание безнадежности эффективного решения в кратчайшие сроки целого ряда экологических проблем заставляет ученых, политиков и управленцев отдавать предпочтение стратегии консервации природной среды. Безусловно, эту линию можно трактовать как механизм защиты природной среды. Общественным движением региона в последнее десятилетие делались усилия придать территории бассейна

оз. Байкал статуса участка мирового природного наследия как высшей формы организации особо охраняемых природных территорий. Только благодаря этому, в конце 1996 г. озеро Байкал и его прибрежная территория включены в список мирового наследия. Эта стратегия преследует благородные цели. Однако при современной форме организации хозяйства она является компромиссом, который полностью не может решать круг экономических и экологических проблем, а представляет, напротив, замаскированную экспансию старых форм природопользования и хозяйственной деятельности в условиях отсутствия правовых норм функционирования таких территорий.

В этих условиях необходимо изменить существующую потребительскую концепцию развития общества на другую, которая называется концепцией «устойчивого развития» и предусматривает поддержание равновесия между потреблением природных ресурсов и их воспроизводством. Наиболее полно этой концепции соответствует принцип адаптивного природопользования, заключающийся в щадящем использовании естественных богатств региона и внедрении ресурсосберегающих технологий, при этом особое значение придается праву человека на проживание в благоприятных природных условиях без ущерба для будущих поколений.

Республика Бурятия относится к зоне бассейна оз. Байкал, где существует ряд объективных факторов, способных ухудшить и без того неудовлетворительное состояние экологической ситуации.

Во-первых, промышленность представлена экологически грязным производством, активность которого рискованна для сохранения комфортного состояния окружающей среды.

Во-вторых, экосистема Бурятии обладает малой мощностью биологически активного слоя, низкой продуктивностью, замедленностью процессов обмена и высокой неустойчивостью. Она способна выдерживать лишь небольшую нагрузку. Технологическая отсталость и несостоятельность экономического механизма (штрафные санкции, плата за природные ресурсы, нормативные отчисления от прибыли) тормозят решение экологических проблем в регионе.

В-третьих, современные природоохранные мероприятия в Республике Бурятия носят экстенсивный характер, при этом львиная доля всех средств расходуется на строительство дорогостоящих очистных сооружений. Однако, несмотря на принимаемые меры, не всегда удается полностью прекратить выбросы вредных ве-

ществ, так как в промышленности, в основном секторе экономики республики, затраты резко возрастают с последними процентами очистки. Внедрение замкнутых бессточных и безводных технологий, имитирующих природные циклы, - это более экономичный и эффективный путь решения экологических проблем.

Для преодоления сложившихся негативных тенденций при разработке стратегии регионального развития необходим решительный переход к новым, более рыночным принципам региональной экологической политики. Речь идет об экологическом финансировании - экономическом поощрении предприятий, сокращающих объекты воздушного и водного загрязнения, а также о низкопроцентных ссудах, кредитах, премиях. В настоящее время складываются лишь первые элементы будущего рыночного механизма экологического менеджмента в зоне оз. Байкал путем введения налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы и штрафов за выбросы вредных веществ в воздушную и водную среду. На наш взгляд, дальнейшими мерами по стимулированию экономизации природопользования могут быть:

- формирование рынков прав на загрязнение;

- программы торговли выбросами;

- системы экологических фондов.

Задача сохранения экосистемы озера Байкал и рационального использования природных ресурсов его бассейна является проблемой международного значения. Меры по ее решению определены в широком круге соответствующих нормативно-правовых актов, важнейшим из которых является Федеральный закон «Об охране озера Байкал».

В республике установлен особый режим хозяйствования, накладывающий жесткие ограничения на ведение здесь любой хозяйственной деятельности, требующий значительных дополнительных затрат. Так, удельный вес основных производственных фондов природоохранного назначения в общем объеме основных производственных фондов республики превышает среднероссийские показатели в 3 раза, а платежи за пользование водными ресурсами в бассейне озера Байкал превышают единый тариф на водохозяйственных системах страны в 4,3 раза. Основная тяжесть экологических затрат в экономике Республики Бурятия, занимающей 80 % площади водосборной зоны озера Байкал, лежит на предприятиях промышленности, сельского и коммунального хозяйства.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране озера Байкал» в Республике Бурятия разработан комплекс мероприятий, которые будут осуществляться по следующим направлениям:

- укрепление экологической инфраструктуры республики для предотвращения вредного антропогенного воздействия на основные экоресурсы региона - атмосферный воздух, водные ресурсы, почву;

- реализация мероприятий по уничтожению бытовых и промышленных отходов;

- широкий комплекс мероприятий по поддержке одного из важнейших достояний республики - ее охраняемых природных территорий - заповедников «Байкальский», «Баргузинский», «Тункинский», а также Забайкальского национального парка.

Для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, воспроизводству природных ресурсов, компенсации причиненного природопользователем вреда, а также на случай непредвиденных расходов, создается единая система экологических фондов. Источниками формирования фондов являются: платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнений; суммы, полученные по искам о возмещении вреда, и штрафов за экологические правонарушения; средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции; средства, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фонда в деятельности предприятий и юридических лиц; инвалютные поступления от иностранных юридических лиц и граждан.

В то же время, несмотря на ряд природоохранных мер, в Республике Бурятия экономический механизм природопользования не обеспечивает экологических требований территории Байкальского региона и требует новых эколого-экономических подходов [3].

Для разработки региональной стратегии развития на основе эколого-экономической концепции, на наш взгляд, целесообразно применение формальных методов, основанных на использовании ассимиляционного потенциала и интегральных показателей.

Для использования показателя ассимиляционного потенциала природной среды территории предлагается принимать во внимание экологическую оценку этого показателя, то есть ограниченное количество загрязнителей, которое мы можем позволить себе выбрасывать в окружающую среду, занимая определенную часть ассимиляционной емкости, и осуществлять плату за такое использование природной среды. Этот

фактор должен стать регулятором развития производства в регионе, стимулирующее воздействие которого будет усиливаться по мере развития рыночных отношений.

Для российских условий при подсчете эффективности хозяйственного решения целесообразно принимать во внимание экономический ущерб от загрязнения окружающей среды, оценка которого должна стать ценообразующим фактором, а величине ущерба должен соответствовать платеж, взимаемый с загрязнителя за конкретное загрязнение.

На основе предлагаемого подхода можно понимать загрязнение окружающей среды как расход ассимиляционного потенциала, определяющего то ограниченное количество загрязнений, которое можно позволить выбрасывать в атмосферу и водоемы в каждый конкретный момент времени для каждой конкретной территории. При использовании ассимиляционного потенциала занимается определенная часть ассимиляционной емкости, за которую необходимо платить. В условиях возрастания масштабов антропогенной нагрузки, когда ограниченность ассимиляционной способности природы начинает сдерживать развитие производства, этот вид ресурса получает потенциальную оценку.

Ассимиляционный потенциал может быть объектом собственности, распоряжение которой выражается в предоставлении хозяйственным объектам права на выбросы, и подчиняться системе отношений двойной собственности: с одной стороны, обществу в целом, с другой - каждому административнотерриториальному образованию, которое должно иметь право распоряжаться своим ассимиляционным потенциалом.

Однако в условиях развития рыночных отношений в России чрезмерное использование ассимиляционного потенциала территории может обеспечить быстрое обогащение регионов, но при этом оно значительно ухудшит экологическую ситуацию.

Поэтому необходимо, чтобы платежи за выбросы отражали экономическую оценку ассимиляционного потенциала всей территории и направлялись в региональные бюджеты. Кроме того, подход, основанный на передаче прав на загрязнение в пределах ассимиляционного потенциала территории отдельных предприятий, имеет локальное применение и не учитывает проблемы трансграничного переноса загрязнений в пределах всего региона. Поэтому необходимо этот подход реализовать на региональном уровне с глубокой проработкой необходимых экономических механизмов и принятием их на всех уровнях власти. Формирование таких отношений собственности на ассимиляционный потенциал и системы хозяйственных отношений по поводу его использования приведут, в конечном счете, к интернационализации внешних (экстернальных) издержек, которые трансформируются в дифференциальные затраты (дифференциальную ренту).

Учитывая это, можно предложить использовать понятие предельной экологической емкости (ПЭЕ) территории как нормативной величины. Существует гипотеза о том, что регулярные антропогенные нагрузки приводят к уменьшению ассимиляционного потенциала окружающей среды, если эти нагрузки превышают ассимиляционную емкость территории. Если данная гипотеза подтвердится, то в качестве ПЭЕ необходимо рассматривать величину ассимиляционной емкости территории. В большинстве регионов России фактические выбросы сегодня существенно превышают ассимиляционные способности территорий.

Для решения этих природоохранных проблем, по нашему мнению, необходимо произвести оценку ассимиляционного потенциала для каждой территории с учетом возможного трансграничного переноса загрязнений и обеспечить в дальнейшем механизм поддержания этого показателя в нормативном состоянии.

Для оценки природно-ресурсной системы можно также предложить использовать интегральные показатели, характеризующие влияние антропогенного развития на окружающую среду, здоровье и состояние природных ресурсов. В качестве основы для оценки таких интегральных показателей предлагается использовать:

1. Критерии состояния природной среды, определяемые продуктивностью и видовым разнообразием экосистем.

2. Критерии состояния населения, определяемые демографическими (средняя продолжительность жизни, уровень смертности и рождаемости), медицинскими (суммарный показатель заболеваемости, иммунный статус, изменение генофонда) и экономическими (валовой продукт, доходы, капитальные вложения, амортизационные отчисления, характер товарообмена и зависимость от завоза продукции) показателями.

Тогда общий интегральный показатель должен учитывать экологические, экономические и социальные факторы последствия воздействий на окружающую среду.

В международной практике используются три показателя:

1. Индекс общественного развития (Human Development Index, HDI), равный комбинации трех показателей (средней продолжительности жизни, грамотности и уровня потребления).

2. Индекс устойчивого экономического процветания (Index of Sustainable Economic Welfare, ISEW), определяющий потребление на душу населения и учитывающий ряд показателей ущерба от деградации природной среды (рыбы, пашни и т. д.), а также ряд показателей долговременного ущерба от климатических изменений.

3. Интегральный индекс, предложенный Институтом охраны природы:

4.

Интегралън ый индекс =---------------- ,

RxPxD

где Н - индекс здоровья (обратный индекс заболеваемости); R - индекс ресурсов (разница между суммарными запасами и суммарным изъятием); Р - индекс загрязнения; D - доходы на группу населения.

Средняя величина интегрального индекса должна определяться как по стране, так и по каждому региону, с целью дальнейшего контроля отклонений текущих значений интегрального индекса от их средних величин.

Таким образом, использование ассимиляционного потенциала и интегральных показателей при проведении различных экспертиз с целью принятия решений о размещении или реконструкции предприятий ресурсной экономики позволит обеспечить экологическую безопасность территории. Проверке на экологическую допустимость должно подлежать любое хозяйственное мероприятие независимо от источников его финансирования и других экономических и политических обстоятельств. При этом необходимо осуществлять следующий комплекс мер:

- во-первых, исходя из целевых установок экологической стратегии России и регионов-субъектов федерации, для каждой административно-территориальной единицы (не меньше региона) должен быть установлен общий лимит выбросов;

- во-вторых, руководствуясь принятым на конкретной территории уровнем экологической безопасности, этот лимит корректируется в сторону уменьшения, либо остается на прежнем уровне, если указанное ограничение менее жестко, чем первое;

- в-третьих, любое хозяйственное мероприятие, приводящее к превышению лимита, является недопустимым и на этом основании не может рассматриваться возможным для реализации.

В настоящее время в нормативно-правовых документах платежи за загрязнение устанавливаются на основе нормативов, рассчитываемых по концентрациям веществ-загрязнителей. В основе системы платежей за загрязнения лежат около 400 нормативов платежей, система громоздка и малоэффективна по количеству собираемых средств. Общая сумма этих платежей на порядок ниже величины ресурсных платежей. В существующей системе хозяйствования, не ориентированной на экологичность, платежи за загрязнение являются способом смягчения отрицательных последствий экономической деятельности. В этой связи использование ассимиляционного потенциала и интегральных показателей приобретает особое значение в таких регионах, как Республика Бурятия.

Литература

1. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: учеб. - М.: МарТ,

2003. - 224 с.

2. Холина В.Н. Основы экономики природопользования. - Л.: Питер, 2005. - 672 с.

3. Тулохонов А.К. Байкальский регион: проблемы устойчивого развития. - Новосибирск: Наука, 1996. -

198 с.

---------♦-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.