Создание современных производств требует наличия высококвалифицированных работников, которые могут работать с высокопроизводительным оборудованием. Лесной ресурс располагается в отдаленных районах страны, а высококвалифицированный персонал сконцентрирован в крупных городах, (иногда и за пределами страны), это требует развития специальных программ по обучению и подбору персонала. И эта проблема касается не только инженерно-технического, но и высшего управленческого персонала, который требуется тщательно подбирать на самых ранних стадиях реализации инвестиционного проекта.
После качественной оценки рисков реализации инвестиционных проектов в лесном секторе страны приведем результаты их статистической оценки. По данным проведенного интервьюирования1 представителей лесозаготовительной, лесопильной, деревообрабатывающей промышленности северо-западной части России и последующей статистической оценки признаков
на их однородность, вариацию и проверку фактического распределения значений признаков на близость к нормальному, были получены следующие выводы:
Наибольшая вариация по всем производствам характерна для показателя «Риск роста цен на сырье и материалы». Наиболее высокий уровень неопределенности характерен для показателя «Инфраструктурный риск», а наименьший уровень для показателя «Риск усиления конкуренции».
Основным сдерживающим фактором инвестиционной активности отрасли по данным анкетирования является недостаточный уровень развития инфраструктуры (как правило, это дороги для лесозаготовительных производств и энергетическая инфраструктура до перерабатывающих производств). В то же самое время экспертами признается высокий потенциал рынков для возможности модернизации, расширения существующих мощностей и создания новых.
Литература
1. Ежегодный обзор рынка лесных товаров 2010-2011 годы. — Женева: ЕЭК ООН / ФАО, 2011. — 214 с.
2. Лесной комплекс Российской Федерации и зарубежных стран. Статистический сборник. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. — 392 с.
3. Мосягин В.И. Проблемы экологизации лесного комплекса. — СПб.: ИПО ЛТА, 1999. — 375 с.
4. Российский рынок лесоматериалов в 2009-2010 гг., прогноз до 2013 г.. Аналитический обзор. — М.: РосБизнесКонсалтинг 2010. — 144 с.
5. Production, consumption and trade in forest products in the Russian Federation in 2008-2011. — UNECE / FAO, 2011.
6. The European Forest Sector Outlook Study II 2010-2030. — UNECE / FAO, 2011.
7. De Swaan J., A. Liubych, 1999. Determining the cost of equity in emerging markets// WP, No28, Oct. 2003, www.ksg.harvard.edu/ PAE.
8. Estrada, J. The Cost of Equity in Emerging Markets: a downside risk approach // Emerging Markets Quarterly, 2000, pp.19-30.
1 Опрос подготавливался и проводился в период 2011-2012 гг. и был реализован посредством личного общения, общения с использованием средств связи (интернет, телефон). На основе опроса был составлен массив данных, который был тестирован с использованием статистического аппарата на возможность использования этих данных в дальнейшем исследовании.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
весенних половодий на реке лена
(НА ПРИМЕРЕ разлива НЕФТИ В 2001 Г.)
О.Т. Парфенова,
соискатель Северо-Восточного федерального университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск)
В статье проведен анализ последствий загрязнения реки Лена нефтью и нефтепродуктами в результате катастрофического весеннего половодья 2001 г. Определены основные факторы, приводящие к увеличению социально-экономического ущерба от стихийного бедствия.
Ключевые слова: весеннее половодье, нефтяное загрязнение, нефтепродукты, экологический ущерб, острые кишечные инфекции, гепатит «А», арктические реки, река Лена
УДК 333.1:574(571.56) ББК 65.28(2Рос.Яку)
Весенние половодья в Республике Саха (Якутия) явление регулярное и характерное, так как большинство населенных пунктов расположены по берегам рек. Но, в последнее десятилетие, участились наводнения катастрофического характера, когда затапливаются огромные территории, под водой оказываются населенные пункты, важные промышленные и гражданские объекты, гибнут люди и домашние животные. По оценкам Росгидромета наводнения на реках занимают первое место по суммарному среднегодовому ущербу (прямые экономические потери от наводнений составляют более 50% общего ущерба от всех опасных явлений) [1, с. 9].
Начиная с 1998 г., в республике произошло 5 значительных подтоплений территорий (1998, 2001, 2007, 2008, 2010 гг.) с многомиллионным ущербом. Из них самым разрушительным было на-
воднение 2001 г., когда от стихии пострадали населенные пункты в 10 административных районах республики из 35, в том числе город Якутск и его пригородные поселки. Некоторые населенные пункты, включая город Ленск, были затоплены полностью, имелись человеческие жертвы. Суммарный ущерб от стихийного бедствия по республике в 2001 г. был самым большим за все предшествующие годы и составил более 7 млрд руб. [2].
В результате стихийного бедствия были затоплены сотни квадратных километров прибрежных участков рек, погибли тысячи домашних животных, унесены водой загрязненные различными веществами бытовые, сельскохозяйственные отходы, удобрения, мусор и т.д. В подтопленных территориях ухудшилась санитарно-эпидемиологическая обстановка, появились проблемы с подачей чистой питьевой воды потерпевшим. Из-
за употребления загрязненной воды в некоторых районах республики вспыхнули острые кишечные инфекции и дизентерия, а в Олекминском районе сразу после стихийного бедствия в несколько раз увеличилось число больных гепатитом «А», особенно среди детей [3].
Но наиболее сильно на экологическую обстановку в республике повлияла экологическая катастрофа, связанная с разливом нефти и нефтепродуктов при разрушении Ленской нефтебазы. Расположенный в среднем течении реки город Ленск является крупным речным портом. Доставляемые в город по водной артерии грузы, далее отправляются в крупные промышленные города юга Якутии.
Нефтебаза наиболее сильно пострадала из-за своего близкого расположения к прибрежной зоне, так как доставляемые по реке из центральных регионов России нефтепродукты всегда выгружали из танкеров сразу в емкости, экономя средства на доставку.
Весной 2001 г. при отступлении талых вод заторными льдами были повреждены трубопроводы с нефтепродуктами — 89 вертикально стоящих резервуаров с нефтепродуктами из 148 имеющихся. В результате этого, по официальным данным, в течение недели в реку Лена было разлито 9390 тонн нефтепродуктов, в том числе 7942 тонн светлых нефтепродуктов [2, с. 245]. В районе нефтебазы и ниже города Ленска наблюдались плавающие на воде нефтяные пленки. По оценкам экспертов, это был самый крупный сброс загрязняющих веществ в реку Лена.
После разрушения Ленской нефтебазы течения перенесли и рассеяли нефтепродукты по значительной речной акватории — это показывают данные проб воды, взятые на гидрологических постах, расположенных по всей длине реки. Дальше, образовывая комплексы с взвешенными в воде частицами грунта, эти соединения осели на дне в виде донных отложений. Так как температура воды в придонных слоях арктических регионов низкая, то процессы самовосстановления и самоочищения от углеводородов нефти идут чрезвычайно медленно, что приводит к значительному накоплению в них химических компонентов [4]. Осевшие на дно тяжелые фракции нефтепродуктов долгое время вредят всему живому, поскольку накопление нефтепродуктов происходит по цепи питания простейших животных и рыб.
Кроме водных обитателей возможно воздействие и на водоплавающих птиц. Особенно уязвимы к разливам нефти птицы, обитающие и проводящие большую часть жизни на воде. Птицы могут погибнуть при прямом контакте с нефтью, ухудшаются условия обитания и размножения на участках, загрязненных нефтью. При непосредственно прямом контакте нефть разрушает изоляционные и водоотталкивающие свойства перьевого покрова птиц.
Загрязненная нефтью вода представляет угрозу не только для водной экосистемы, но и для человека. У человека, употребляющего загрязненную рыбу с высокой концентрацией углеводородов, поражается центральная нервная система, снижается сопротивляемость организма к болезням. По мнению ряда ученых, загрязненная нефтепродуктами вода влияет на сердечно-сосудистую систему и на показатели крови (снижение содержания гемоглобина и эритроцитов), проявляются неврастенические симптомы, также возможно поражение печени, нарушение деятельности щитовидной железы [3, 5].
По данным карты районов с разной чувствительностью поверхностных вод к загрязнению нефтью и нефтяными (сточными) водами, составленной Н.Ф. Реймерсом [6, с. 134], наша республика относится к районам чрезвычайно чувствительным к подобным загрязнениям. Арктические регионы Российской Федерации слабо защищены от воздействия загрязнения нефтью и нефтепродуктами и другими химическими соединениями. Это обусловлено тем, что из-за низких температур процессы бактериологического распада нефтепродуктов снижаются, а осевшие на дне водоемов нефтяные соединения с большим трудом поддаются удалению, и тем самым еще длительное время сохраняют свое вредное токсическое воздействие.
Условия проживания человека на Крайнем Севере весьма тяжелы. А в сочетании с высокой антропогенной нагрузкой на экологические системы, приводит к быстрому истощению адаптационных резервов организма человека и, таким образом, к ускоренному развитию патологий, осложнению течения хронических заболеваний, преждевременному старению населения и омоложению показателей смертности [5].
С целью изучения зоны вероятного загрязнения нефтепродуктами вод реки Лена при повреждении резервуарного парка Ленской нефтебазы, с 25 июля по 15 августа 2001 г. работала специально организованная, экологическая экспедиция, которая подтвердила факт локального загрязнения нефтепродуктами пойменных почв островов, их внутренних вод, донных осадков [4]. Контрольно-измерительные пробы воды, проведенные Якутской лабораторией мониторинга загрязнения поверхностных вод, показали, что нефтепродукты постепенно растворились и их смыло льдами в море Лаптевых (табл. 1).
Таблица 1
Содержание в воде нефтепродуктов в гидрологических постах, май-июнь 2001 г.
Пункты Нефтепродукты (в ПДК)
Хт^ Хтах
0,7 км выше г. Ленск 0 4,0
4 км ниже г. Ленск 0 18,4
1 км выше пос. Покровск 0,2 16,2
1,3 км выше с. Табага 0 5,6
2 км ниже г. Якутск 0 4,4
4 км ниже от полярной станции Хабарова 0,6 4,2
Помимо разрушения Ленской нефтебазы, талые воды разрушили десятки котельных, использующих мазут, и дополнительные десятки тонн мазута также попали в Лену.
По данным Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), стихией унесены 3 резервуара (объем 6,60 тыс. м3). Суммарный объем поврежденных 89 резервуаров составляет 216,600 тыс. м3. Пустыми оказались еще 6 резервуаров общим объемом 20 тыс. м3. По замерам наличия нефтепродуктов в резервуарах нефтебазы установлено, что всего при наводнении в реку Лена сброшено 12,814 тыс. тонн нефтепродуктов. Предположительный ущерб водным ресурсам составил 2 млрд 500 млн 523 тыс. руб. При расчете за каждую тонну сброшенных нефтепродуктов был принят норматив денежной компенсации в 195 тыс. руб. [2, с. 245]. По оценкам экспертов, это был самый крупный сброс загрязняющих веществ в реку Лена.
Но данную сумму не стали взыскивать с ОАО «Саханефте-газсбыт» (владелец Ленской нефтебазы), так как утечка нефтепродуктов произошла не по вине акционерного общества, а из-за чрезвычайно высокого уровня воды, из-за природного фактора. По распоряжению Правительства РС (Я) компании предписывалось только зачистить территорию Ленской нефтебазы от нефтепродуктов, собрать с поверхности воды нефтепродукты и утилизировать загрязненный грунт. Силами студенческих отрядов с места аварии было собрано 215 тонн нефти и масел с поверхности воды, извлечено 5104 тонн загрязненной воды, 537 бочек из-под нефтепродуктов. Для отсыпки территории нефтебазы было завезено 7,5 тысяч тонн грунта [2, 7].
Но была собрана только малая часть разлитых нефтепродуктов, остальная часть распространилась по всей акватории реки Лена, где по берегам расположены крупные населенные пункты. Наверняка, загрязненная вода попала в организм многих якутян. Как уже говорилось ранее, у нефтесодержащих продуктов есть особенность накапливаться в организме человека, и со временем они могут стать катализаторами опасных хронических заболеваний.
Таким образом, проблема защиты и реабилитации водных объектов, загрязненных нефтепродуктами в результате стихийных бедствий и других ситуаций, стоит достаточно остро. Во всем мире широкое использование нефти и нефтепродуктов привело к постоянному увеличению уровня нефтяного загрязнения водных объектов. А по прогнозам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды [1] в ближайшее десятилетие на территории Российской Федерации будет наблюдаться изменение климата в сторону потепления. Это повлечет за собой увеличение повторяемости экстремальных, в том числе опасных, гидрометеорологических явлений (наводнения, паводки и т.д.) и, как следствие, приведет к огромному социально-экономическому и экологическому ущербу.
В связи с этим, из проведенного анализа последствий стихийного бедствия можно сделать следующие выводы:
— для рассматриваемой территории необходимо провести выделение зон риска затопления при различных уровнях обеспеченности. Составить каталог населенных пунктов, попадающих в зону затопления с данными о количестве населения, гражданских и промышленных объектах;
— в зонах, где риск и повторяемость затоплений высок, необходимо переместить гражданские и промышленные объекты с паводкоопасных территорий на более высокие безопасные места;
— обеспечить государственный контроль при антропогенной деятельности на паводкоопасных территориях, в первую очередь, при прокладке трубопроводов, строительстве мостов,
дорог и других объектов с целью поддержания естественной зарегулированности стока на водосборах;
— усовершенствовать предупредительные меры, связанные с налаживанием системы мониторинга, системы оповещения населения и его эвакуации. На наиболее паводкоопасных территориях проводить учебные мероприятия по эвакуации населения из зон затопления;
— усовершенствовать систему возмещения экономического ущерба населению в результате стихийного бедствия через создание Регионального резервного фонда помощи пострадавшим и усовершенствования программы страхования от наводнений.
Литература
1. Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период с 2010 по 2015 гг. и их влияние на отрасли экономики России // Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). — М.: 2005. — 30 с.
2. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Катастрофические наводнения начала XXI века: уроки и выводы. — М: ДЭКС-ПРЕСС, 2003. — 352 с.
3. Протодьяконов А.П. Эпидемиологические и организационные основы системы мероприятий по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в период ликвидации последствий наводнений (на модели наводнения 2001 г. в г. Ленске): автореф. дисс. докт. мед. наук. — М., 2007. — 45 с.
4. Ежегодник качества поверхностных вод и эффективности проведенных водоохранных мероприятий по территории деятельности Якутского УГМС за 2001 год. — Якутск, 2002. — 24 с.
5. Корчина Т.Я., Кушникова Г.И. Эколого-медицинские последствия загрязнения нефтепродуктами геологической среды // Гигиена и санитария. — 2008. №4. — С. 23-26.
6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. — 637 с.
7. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2001 № 935-р «Об экологической ситуации на реке Лена, мерах по утилизации разлитых нефтепродуктов и восстановительных работах»