УДК 336.45:622.3 К. С. Новородцкая
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА УГЛЕВОДОРОДНЫХ ПРОПЕЛЛЕНТОВ
Обосновывается повышение эффективности функционирования и развития в России производств по получению углеводородных пропеллентов.
Ключевые слова: углеводородные пропелленты, аэрозоли, эколого-экономи-ческая оценка.
Семинар № 9
ТУ аэрозольных упаковках для парфюмерной и косметической продукции в течение длительного мени в качестве пропеллентов ли хлорфторуглеродные газы: ди- и хлорфторметан, дихлортетрафторэтан, хлордифторэтан и др., получившие щее название «фреоны», невос-няемость которых была их основным преимуществом. Однако негативное влияние фреонов на озоновый слой мосферы заставило отказаться от их использования. Широкое применение онов (хладонов) - простейших руглеводородов (пропелленты для золей, холодильные жидкости) -ло к появлению «озоновых дыр», т. е. к утончению озонового слоя атмосферы, и повышению экологических рисков. Считая это явление крайне опасным для всей органической жизни на Земле, мировое сообщество предприняло ряд беспрецедентных мер. Россия в октябре
2004 г. ратифицировала Киотский протокол, который после этого канонически вступил в законную силу с 16 февраля
2005 г. Сама суть Протокола в следующем: как международное соглашение, он упорядочивает контроль за выбросами парниковых газов в 2008-2012 гг. по
отношению к принятому за базовый 1990 году. Каждая страна-участница добровольно заявила о своей готовности сократить выбросы на определённое количество процентов. Для России этот уровень составил 100%. Несмотря на то, что на протяжении последнего десятилетия выбросы увеличивались, было достигнуто 25%-е снижение уровня выбросов в расчете на единицу ВВП. Динамика снижения по годам и отраслям промышленности России представлена в таблице.
Заменителями, или альтернативными пропеллентами, стали углеводородные газы (бутан, пропан), а также диоксид углерода и оксид азота. Емкость аэрозольного рынка в нашей стране составляет от 700 млн до 1 млрд баллонов в год. Из них только 300-350 млн баллонов производится в России, остальные - импортируются. Рынок аэрозолей сегодня развивается в пользу отечественных производителей, при этом он динамично растет вслед за ростом потребления - примерно на 20% в год. Для сравнения, 4-5 лет назад в России производилось ежегодно 150 млн баллонов.
Динамика выбросов парниковых газов в России и их распределение по секторам, тыс. т СО2-экв.
(источник: unfccc database. common reporting format. russian federation. submission 2007 vl.l www.unfccc.int)
отрасль 1990 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Энергетика 2 707 433 1 660 802 1 679 844 1 683 417 1 721 933 1 726 679 1 730 807 1 786 811
Промышленные процессы 244 508 168 256 170 673 167 347 173 034 183 897 186 846 198 567
Сельское хозяй-
ство, отходы и 374 500 209 303 211 753 213 245 210 737 209315 205 826 205 014
прочее
Всего (без Землепользования) 3 326 441 2 038 362 2 062 270 2 064 008 2 105 705 2 119 892 2 123 478 2 190 392
Процент от уровня 1990 г. 100 61 62 62 63 64 64 66
Сейчас в стране насчитывается 6 основных производителей аэрозолей. Самым крупным по объемам выпуска является «Арнест» (Невинномысск) - около 120 млн баллонов в год. Далее следует Ost-West Korporation (OWK, Новомосковск), которая выпускает около 50 млн баллонов в год. В нынешнем году она объединилась с «Арнест». К крупным производителям также относятся «Сибиар» (Новосибирск), «Хитон» (Казань), «Гармония-Плюс» (Москва), а также компания «Вел-Хим», выпускающая аэрозоли для бытовой химии. Объем выпуска продукции этих предприятий колеблется в приделах 20-30 млн т в год. Распределение объемов производства пропеллентов по производителям представлено на рисунке.
Аэрозольная индустрия в России имеет устойчивую тенденцию к росту уже на протяжении 10 лет.
Причем, не только увеличивается производство на существующих предприятиях, но и каждый год открываются новые аэро-
Производители аэрозолей в России, баллоны в год
зольные производства. Эта тенденция сохранится и на ближайшую перспективу. В прошлом году в России было произведено около 9,4 млн т сжиженных углеводородных газов, основная часть которых используется в качестве альтернативного вида топлива и сырья для нефтехимии. Из этого объема только 0,1 -0,2% пошло на производство углеводородных пропеллентов.
В результате финансового кризиса, средняя закупочная цена сырья для производства углеводородного пропеллента снизилась на 17%. Цена реализации пропеллента осталась без изменений. Это свидетельствует о хороших предпосылках для развития отрасли, что позволит достичь следующих результатов:
• получить дополнительную прибыль;
• выполнить требования международных экологических соглашений;
Среднегодо-
вая
• заместить импортные поставки;
• создать дополнительные рабочие места;
• увеличить налоговые поступления в бюджет.
В тоже время, помимо явного экологического эффекта от роста выпуска пропеллентов, который выражается в снижении использования фреон содержащих реагентов, развитие данного вида производств сопровождается значительными эколого-экономи-ческими издержками. Для их учета необходима разработка механизма экологоэкономического обоснования вариантов развития производств по получению альтернативных пропеллентов. Анализ российского и мирового опыта, экологических и экономических проблем, обусловливающих развитие производств углеводородных пропеллентов, позволил выявить необходимость систематизации факторов, оказывающих влияние на эколого-экономическую эффективность. Определив взаимосвязи между вида-
1. Журнал «Нефть и капитал» №8 август 2007 года
2. Брошюра «Экономическое развитие и решения проблемы изменения климата» А.О. Кокорин, А. Гарнак, И.Г. Грицевич, Г.В. Сафонов, Москва 2008 г.
ми используемого сырья, технологиями изготовления и эффективности производства, разработан алгоритм оптимизации технических решений по организации производства углеводородного про-пеллента и определения места размещения технологической установки.
Для обеспечения выбора экологоэкономически эффективных технических решений разработана система критериев оценки вариантов. Моделирование формирования экологоэкономических эффектов и издержек производится посредством экономикоматематической модели, исходя из параметров технических решений по получению пропеллента с учетом состава поставляемого сырья и требований к качеству выпускаемой продукции.
Разработанный механизм экологоэкономической оценки и подготовки технических решений в отношении размещения установок для получения углеводородного пропеллента в настоящее время используется при обосновании проектов производства углеводородного пропеллента в ОАО «Газэнергосеть».
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Отчетность ОАО «Газэнергосеть» за 9 месяцев 2008 г.
4. Третье Национальное Сообщение Российской Федерации, представленное в соответствии со статьями 4 и 12 рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 2002. ЕШ
г Коротко об авторе
Новородцкая К.С. - аспирантка, кафедра ЭПГП, [email protected] Московский государственный горный университет,
Moscow State Mining University, Russia, [email protected]