УДК 338.22.01
А. В. Неверов, д-р экон. наук, профессор (БГТУ);
О. Н. Сипач, руководитель группы (НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь);
С. Я. Холяво, аспирант (БГТУ)
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются актуальные теоретические аспекты формирования экологоэкономической политики предприятия. Основное внимание уделяется категориям «экологические издержки», «экологическая рента», «эколого-экономическая стоимость предприятия» и их роли в раскрытии содержания эколого-экономической политики предприятия.
This article is about actual theoretical aspects of eco-economic policy formation at the enterprise. The main attention is aims to such categories as «eco-economical expenditures», «ecological rent», «eco-ecological cost of enterprise», and its role in opening the contents of eco-ecological policy of enterprise.
Введение. В настоящее время существует множество трактовок понятия политика. Согласно одной из них, политика - это всякая программа действий по самостоятельному руководству чем или кем-либо.
Понятие «политика» может использоваться в разных контекстах, но для целей устойчивого развития следует обратить внимание, прежде всего, на содержание таких категорий, как экологическая и экономическая политики.
Их интеграция в единую экологоэкономическую политику - сложный и долговременный путь. Ясность в решении данной проблемы определяют теоретические аспекты исследуемой категории, которые представлены ниже.
Основная часть. Содержание экономической, равно как и экологической, политики государства следует рассматривать в двух аспектах: общем (фундаментальном) и прикладном.
При рассмотрении фундаментального аспекта экономической политики необходимо отметить, что экономическая политика - это система ценностей, определяющих содержание и направление экономического развития государства. В прикладном же аспекте экономическая политика - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социальноэкономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии.
С фундаментальных позиций экологическая политика - это система ценностей, формируемая государством и определяющая отношение человека (общества) к Природе [1].
В прикладном аспекте экологическая политика государства - это целенаправленная деятельность государства по обеспечению экологической безопасности и сохранению естественных ресурсов. Детализированно такую деятельность следует ассоциировать с системой организационно-правовых и эколого-экономических мероприятий общенационального характера, направленной на решение проблем экологии
человека и экологизации экономики на основе утверждения в материально-духовной жизни общества ценностных отношений устойчивого природопользования.
Следует учитывать: экономика Республики Беларусь является социально ориентированной, что подчеркивает важность социальной, в том числе экологической, политики государства.
Эколого-экономическая политика всесторонне учитывает интересы государства и общества. Рассмотрение эколого-экономической политики особенно актуально на уровне предприятия. Объединение экономической и экологической политик в одну должно носить далеко не формальный характер, а выражаться в конкретном взаимном влиянии одной на другую. По своей сути она должна соответствовать основным целям Концепции устойчивого развития общества и детально иллюстрировать их как на уровне государства, так и на более низких уровнях.
Основным понятием, используемым в теории и практике функционирования экологоэкономической политики предприятия, является понятие экологических издержек.
«Экологические издержки» - это комплексная экономическая категория, выражающая систему экономических отношений, связанных с оценкой воздействия производства на окружающую среду и способствующих реализации экологических интересов общества.
Экологические издержки включают:
- ущерб, связанный с использованием элементов окружающей природной среды;
- затраты на воспроизводство и охрану экологических систем, повышение их продуцирующей способности и сохранение биоразнообразия;
- затраты, связанные с защитой элементов природной среды и предотвращающие негативные экологические последствия.
На уровне отдельно взятого предприятия издержки загрязнения входят в состав многих
элементов и не имеют самостоятельного учетного статуса. Наиболее достоверно эти издержки определяются по балансу производственных фондов, в котором выделяются основные фонды на охрану окружающей среды: затраты на их текущий и капитальный ремонт, фонд заработной платы (с начислениями) персонала, занятого в подразделениях, обслуживающих природоохранное оборудование.
В связи с загрязнением окружающей среды предприятия несут косвенные и прямые издержки. Косвенные издержки:
- повышенные затраты на текущий ремонт основных производственных фондов (ускоренный физический износ и порчу, более частые остановки на текущий ремонт);
- повышенные затраты на капитальный ремонт, в т. ч. за счет сокращения длительности межремонтного цикла;
- снижение объема выпускаемой продукции и прибыли в связи с дополнительными издержками, обусловленные ухудшением использования фонда рабочего времени, ускоренным износом конструкционных материалов, досрочным выбытием основных производственных фондов, снижением или частичной утратой трудоспособности работающих и неявками на работу в связи с необходимостью ухода за больными;
- порча товарно-материальных ценностей, относящихся к исходному сырью и материалам, которые находятся на хранении или в производстве с длительным циклом.
К прямым издержкам относится плата за загрязнение окружающей среды как альтернативное выражение экологической ренты.
На уровне предприятия необходимо иметь в виду возможность модификации экологической ренты на основе:
1) материальных затрат;
2) экологических инвестиций и природоохранных затрат;
3) предотвращенного ущерба окружающей природной среде;
4) экологического налога (специальных экологических платежей).
Экологическая рента есть интегрированная стоимостная категория, которая может иметь разные аспекты своего выражения. В реальной хозяйственной жизни экологическую ренту выражает действующая система экологических платежей. Плата за загрязнение окружающей среды - это плата за «потребление» экологических ресурсов в рамках предельно допустимых норм их использования. По своей экономической природе эта плата носит рентный характер, и она должна дифференцироваться в зависимости от экологической опасности вещества
и характеристики природных сред. Она носит стимулирующий и компенсационный характер, являясь финансовым источником решения природоохранных задач.
Мотивационная система ресурсосбережения, основанная на экологической ренте, позволяет увязывать интересы роста конкурентоспособности предприятия и экологизации производства, что выражает действенность проводимой экономической (эколого-экономической) политики субъекта хозяйствования.
Определяющим структурным элементом эколого-экономической политики предприятия является конкурентоспособность [2].
Для целей эколого-экономической политики предлагается использовать определение: экологическая конкурентоспособность - это совокупность свойств объекта, характеризующаяся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности и степенью воздействия на экологическое равновесие окружающей среды в течение всего жизненного цикла, по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
В настоящее время между понятиями «эко-лого-экономическая» эффективность деятельности предприятия и «конкурентоспособность» предприятия можно поставить знак равенства в том случае, если предприятие, соблюдая экологические нормы и ограничения, способно функционировать эффективно с экономической точки зрения.
Конструктивная основа функционирования эколого-экономической политики предприятия представлена на рисунке.
Как показано на рисунке, в концентрированном виде эколого-экономическая политика предприятия реализуется в стоимости предприятия, учитывающей экологический, фактор его социально-экономического развития. Для целей формирования и реализации экологоэкономической политики предприятия определение его стоимости целесообразно осуществлять на основе «доходного подхода», учитывающего стоимость будущих эффектов, «очищенных» от экологического вреда, наносимого окружающей природной среде при том или ином сценарии развития производства, изменения его конкурентоспособности и инновационного потенциала.
Поскольку рост стоимости предприятия с учетом экологического фактора играет ключевую роль в реализации эколого-экономической политики, необходимо особое внимание обратить на методику расчета этой стоимости, научная основа которой определяет уровень достоверности полученных результатов, а следовательно, принятия управленческих решений.
Эколого-экономическая политика предприятия
Цели политики
Методы и инструменты реализации
политики
Система ресурсосбережения и снижения экологических рисков
Добавленная стоимость (чистая продукция)
Материальные затраты, включая отходы
Инвестиции
Система
конкурентоспособности
производства
Эколого-экономическая стоимость капитала (предприятия)
Физический
капитал
Человеческий
капитал
Экологические риски
Социально «авансированный» капитал
Платное и нормативное природопользование
Инновационное экологоориентированное развитие
Основные структурные элементы эколого-экономической политики предприятия
Данная методика должна учитывать как метод прямой капитализации, основанный на капитализации будущих доходов, так и метод дисконтированных денежных потоков, моделирующий характерные черты их поступления в будущем.
Однако в любом случае необходимо предусмотреть по крайней мере два способа учета экологического фактора
- на основе стоимостной оценки экологического ущерба, наносимого окружающей природной среде;
- на основе пониженной нормы дисконта, обеспечивающей эколого-экономический путь развития производства.
Сравнение разных подходов позволяет выбрать наиболее практичный и одновременно эффективный способ определения экологоэкономической стоимости предприятия.
Экологически чистая стоимость предприятия выполняет конструкционную основу формирования эколого-экономической политики предприятия.
Эколого-экономическая политика предприятия - это политика ресурсосбережения и экологизации производства на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и роста его эколого-экономической стоимости, обеспечивающей органическое сочетание текущих и долгосрочных целей инновационного развития.
Цель эколого-экономической политики
предприятия, выражающая максимизацию эко-лого-экономической эффективности его функционирования, можно формализовать следующим образом:
Ц - М
Э=
М + Ос
max,
где Э - экологически чистая «эффективность деятельности предприятия; Ц - цена продукции; М - материальные затраты; Ост - стоимость отходов.
Эколого-экономическая политика реализуется с помощью специальной системы инструментов и методов:
1) эколого-экономический анализ и эколо-го-экономическая оценка хозяйственной деятельности предприятия;
2) система производственного и экологического менеджмента;
3) система эколого-экономического роста капитала предприятия;
4) система конкурентоспособного экологоориентированного производства.
Одним из важнейших инструментов реализации эколого-экономической политики предприятия, наряду с выстроенной системой мотивационных отношений ресурсосбережения, является обязательное экологическое страхование, основанное на экономической оценке экологических рисков, представляющих собой вероятность нанесения вреда окружающей среде и связанной с ней жизнедеятельности человека. Экономическая сущность экострахования состоит в аккумулировании денежных средств в фондах страховых организаций или в специально создаваемых страховых фондах и распределении их между третьими лицами для
компенсации причиненных им убытков при наступлении страховых случаев, что позволяет минимизировать негативные последствия экологически деструктивной деятельности субъектов хозяйствования [3].
Заключение. Формирование эколого-эконо-мической политики предприятия призвано способствовать повышению экологической конкурентоспособности предприятия, что, в свою очередь, позволит увеличить конкурентоспособность национального экспорта.
Литература
1. Неверов, А. В. Экономика природопользования: учеб. пособие / А. В. Неверов. -Минск: Выш. шк., 1990. - 216 с.
2. Гринин, А. С. Экологический менеджмент / А. С. Гринин, Н. А. Орехов, С. Шмид-хейн. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 201 с.
3. Бобылев, С. Н., Экономика природопользования / С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев. - М., 2003. - 567 с.
Поступила 25.08.2010