российский портфель инвестиционных проектов, предполагаемых к регистрации в секретариате РКИК в качестве проектов совместного осуществления.
Накопленный зарубежный опыт в реализации проектов по утилизации шахтного метана, а также существенное изменение показателей экономической эффективности и инвестиционной привлекательности таких проектов, реализуемых в рамках рыночных механизмов Киот-ского Протокола, позволяет предполагать существенное увеличение проектов по утилизации шахтного метана в России. - СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бердин В.Х. Существующий статус и будущее Совместного Осуществления в России, материалы Форума по карбоновому финансированию в Узбекистане, Ташкент, 29 -30 октября, 2007 г.
2. Голуб А.А, Струкова Е.Б., Дудек Д., Сафонов Г.В. Рыночные методы управления окружающей средой, Москва 2002
3. Юлкин М. "Право на выброс" журнал Международная энергетика 2005 г.
4. Кокорин А.О., Грицевич И.Г., Сафонов Г.В. Изменение климата и Киот-ский Протокол - реалии и практические возможности. WWF, 2004 г.
5. Аверченков А.А. "Проблемы и перспективы управления сокращениями выбросов углерода, рассматриваемые в качестве национального актива Российской Федерации «Нефть, газ и бизнес», №5, 2005.
6. Киотский Протокол к конвенции об изменении климата, ЮНЕП. 1998.
7. Пучков Л.А., Сластунов С.В., Коликов К.С. Извлечение метана из угольных пластов.- М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2002. ГГЩ
— Коротко об авторе -
Аверченков Ан.А. - аспирант кафедры ЭП, Московский государственный горный университет.
© Н.М. Боднарук, 2008
Н.М. Боднарук
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПОДМОСКОВНОГО УГОЛЬНОГО БАССЕЙНА
227
~П соответствии с энергетической стратегией России на пе-
-М-Р риод до 2020 года рост энергопотребления будет происходить при частичном замещении в балансе используемых энергоресурсов природного газа на энергетический уголь. Добыча угля в европейской части страны в период с 2005 по 2010 годы должна возрасти с 21,4 до 35-40 млн т.
Предстоящие изменения в соотношении цен (в условном топливе) на природный газ и энергетический уголь с единицы, в настоящее время, до 1,4 в 2010 г., и до 2 к 2020 г., для многих предприятий Центрального экономического района России, использующих в качестве энергоносителя природный газ, будет стоять задача заключающаяся в необходимости оценки целесообразности продолжения потребления газа или перехода на энергетический уголь. А поскольку основные производства по добыче угля расположены на значительном расстоянии от центра страны и транспортная составляющая в цене поставляемых ими углей становится соизмеримой с себестоимостью добычи самого привозного угля, то становится актуальным рассмотрение вопросов связанных с оценкой возможности и целесообразности увеличения добычи бурых углей в Подмосковном угольном бассейне.
В соответствии с прогнозом предприятий входящих в РАО ЕЭС России, являющихся наиболее крупными потребителями энергоресурсов Центрального региона, потребность в бурых углях Подмосковья в предстоящие годы будет расти. Однако расширение производства по добыче бурых углей в Подмосковье может привести к обострению экологических проблем в Центральном регионе и, прежде всего Тульской области относящейся к наиболее неблагополучным в экологическом отношении.
Поэтому наряду с экономической оценкой целесообразности расширения угледобычи в Подмосковном угольном бассейне необходимо также проведение оценки неизбежного увеличения негативного влияния на окружающую природную среду. Добыча бурых углей приводить к различным видам загрязнения природной среды. Доминирующим видом загрязнения являются выбросы и сбросы взвешенных веществ. Поэтому для ограничения степени загрязнения угледобывающими предприятиями окружающей среды в работе приняты показатели величины предельно допустимых выбросов и сбросов взвешенных веществ в атмосферу и водную среду (ПДС; ПДВ), а так-
228
же показатель предельно допустимой концентрации взвешенных веществ в шахтных водах (ПДК). Применение данных показателей необходимо для ограничения воздействия на окружающую природную среду как непосредственно от каждого из угледобывающих предприятий в местах их расположения, так в целом по Центральному региону от их суммарного воздействия. Последнее ограничение необходимо в связи с тем, что это регион является экологически неблагополучным и нуждается в ограничении суммарного воздействия на него от различных по происхождению источников загрязнения.
Проведение оценки прироста потребности в бурых углях Подмосковья, в свою очередь, позволяет приступить к поиску наиболее рационального варианта развития угледобывающих предприятий обеспечивающего необходимый объем добычи угля. При этом рациональность искомого варианта развития угледобывающих предприятий региона предполагает учет следующих условий. Во-первых, рациональный вариант развития угледобывающих предприятий должен обеспечить возможность получения угледобывающими предприятиями региона наибольшей прибыли от добычи и реализации бурого угля. Во-вторых, при выборе вариантов развития угледобывающих предприятий необходимо учитывать различные подходы к расчету прироста экологических затрат в зависимости от способа увеличения производственной мощности угледобывающего предприятия.
В-третьих, при подготовке вариантов развития угледобывающих предприятий необходимо учитывать условия допустимости воздействия на окружающую среду как непосредственно в районе расположения каждого из создаваемых производственных мощностей, так и Центральном регионе от их суммарного влияния. При этом необходимо учитывать различия в воздействии на окружающую среду от различных способов увеличения производственных мощностей по добыче бурых углей в Подмосковье. В-четвертых, при оценке вариантов развития угледобывающих предприятий необходимо исходить из допустимости использования только тех из них, при которых эффективность использования привлекаемых для развития производства средств будет выше нормативной. Поиск рационального варианта развития угледобывающих предприятий Подмосковья, с учетом приведенных выше условий, может быть выполнен с использованием методов математического моделирования. Поэтому для решения поставленной задачи разработана экономико-математическая модель позво-
229
ляющая производить оценку и выбор вариантов развития угледобывающих предприятий Подмосковья.
В качестве целевой функции модели принято условие максимизация величины суммарного дохода получаемого за счет выбора наиболее рациональных вариантов развития угледобывающих предприятий Подмосковья в заданный период времени.
T N(c) 1
I K(U6(n)t-3n(c),j) AQ^ +АФп(с)Г И)-----------> max,
t t n(c) (1+Eh)1
где AQ^^ - прирост добычи бурого угля при j-ом варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с - й способ увеличения производственной мощности в t-й период времени, т; 3n(C)j - затраты на добычу бурого угля при j - от варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с-й способ увеличения производственной мощности в t-й период времени, руб.; АФп(с^ - прирост стоимости фондов при j - от варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с - й способ увеличения производственной мощности в t-й период времени, руб.; t - номер года, соответствующий периоду времени начиная с 2006 года, лет. В качестве ограничений модели приняты:
1. Условие не превышения увеличения объемов добываемого бурого угля на всех угледобывающих предприятиях Подмосковья величине прироста потребительского спроса на бурый уголь в Центральном регионе в рассматриваемом интервале времени.
T N(c)
v- V- г»д°б <-• Пб(П)
, Aq n(c),j,t — Aq ЦР,t ,
4 п(с)
где дОб(П)цр,1 - величина прироста потребительского спроса на бурый уголь Подмосковья в Центральном регионе 1-й период времени, т.
2. Условие необходимости оценки прироста экологических затрат в зависимости от принятого способа увеличения производственной мощности угледобывающих предприятий Подмосковья. \ЗЭК (ивв А\Л/ + ивв А\л/вв +
lAy■'t ,п (с) _ А-1А.1 { вод ,п (с вод,п Ш ^ п апм, п (с 'апм, п (с),( "г
1
эк
+Зкап п (с 11 (1 + Ен?' где ДЗэ\п(с) - прирост экологических затрат при _)-ом варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с - й способ
230
увеличения производственной мощности в 1-й период времени, руб.; Чвввод,п(ф - норматив платы за загрязнение водной среды при _)-ом варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с-й способ увеличения производственной мощности в 1-й период времени, руб. за т; ^ ввюд,п(ф - прирост загрязнения водной среду при _)-ом варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с-й способ увеличения производственной мощности в 1-й период времени, т в год; Чвв,атм, п(ф - норматив платы за загрязнение атмосферы при _)-ом варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с-й способ увеличения производственной мощности в 1-й период времени, руб. за т; д^ватм п(ф — прирост загрязнения атмосферы при _)-ом варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с-й способ увеличения производственной мощности в 1-й период времени, т в год; Зэккап, п(ф - величина капитальных затрат на создание средозащитных мероприятий при _)-ом варианте развития п(с) - угледобывающего предприятия использующего с-й способ увеличения производственной мощности в 1-й период времени, руб. в год.
3. Условие не превышения предельно допустимых выбросов, сбросов и концентрации загрязняющих веществ при _)-х вариантах развития п(с) - х угледобывающих предприятий использующих с-й способ увеличения производственной мощности, как для каждого предприятия в отдельности, так и для Центрального региона в целом.
N (с)
в<$т < ПДВП, О^о < ПДСП, 2 едг < пдВцр,
п (с)
N (с)
2 опс)Г < пдсцр .
п (с )
СГвв) атм
п, - величина взвешенных веществ поступающих в атмосферу при _)-ом варианте развития от п-го угледобывающего пред-
СГвв) вод
ч - величина взвешенных веществ поступающих в водную среду при _)-ом варианте развития от п- го угледобывающего предприятия, т; ПДВп - величина предельно допустимых выбросов в атмосферу от п-го угледобывающего предприятия, т; ПДСп - величина предельно допустимых сбросов в водную среду от п-го угледобывающего предприятия, т; ПДВцР - количество допустимых выбросов в атмосферу от угледобывающих предприятий Подмосковья, т; ПДСцР -
231
количество допустимых сбросов в водную среду от угледобывающих предприятий Подмосковья, т.
4. Соблюдение условий прибыльности угледобычи и своевременности возврата инвесторам заемных средств в период развития Подмосковного угольного бассейна.
К(с)
0 > I (Ц-З^О дОп(с),.а > И
п(с)
Разработанные модели развития потребительского спроса на бурые угли Подмосковья и оценки варианта развития угледобывающих предприятий позволяют своевременно и обоснованно принимать решения по развитию производственной базы для обеспечения энергетическими ресурсами Центрального региона в соответствии с «Энергетической стратегией развития России до 2020 года». Разработанная, в экономико-математической модели оценки варианта развития угледобывающих предприятий Подмосковья, система ограничений позволяет осуществлять решение поставленной задачи с учетом влияния на окружающую среду различных способов повышения производственных мощностей. Кроме того, указанная система ограничений предусматривает установление допустимых пределов в воздействии на окружающую среду угледобывающих предприятий не только в местах их расположения, но и в целом по Центральному региону России.
Таким образом, разработанная экономико-математическая модель позволяет решать не только задачи по поиску экономически наиболее рационального варианта развития угледобывающих предприятий Подмосковья, но и позволяют осуществлять при этом эколого-экономическую оценку развития добычи бурых углей в условиях Цеигрального региона страны, гт^тз
— Коротко об авторе -
Боднарук Н.М. - кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет. --© Г.П. Выходцева, 2008
Г.П. Выходцева
УЧЁТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРИ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
232