Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА'

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
184
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОФИЛОСОФИЯ / ECOPHILOSOPHY / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ECOLOGICAL THINKING / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ECOLOGIZATION OF AGRICULTURE / БИОДИНАМИКА / BIODYNAMICS / ОРГАНИЧЕСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ORGANIC AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Савицкая Марина Тимофеевна

Статья посвящена философскому осмыслению возможности и необходимости перехода на альтернативное сельскохозяйственное производство. Именно сельское хозяйство оказывает огромное негативное воздействие на окружающую среду. Употребляя продукты, выращенные с помощью современных традиционных технологий, человек наносит вред своему организму. Необходимо развивать у людей экологическое мышление. В этом должна помочь экофилософия. Каждый должен осознать необходимость переходить на органическое сельское хозяйство, чтобы сохранить природу и само человечество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECOLOGIZATION OF AGRICULTURE AS A SUBJECT OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Article is devoted to philosophical judgment of an opportunity and need of transition to alternative agricultural production. Agricultural industry makes huge negative impact on the environment. Using the products which are grown up by means of modern traditional technologies, the person does harm to the organism. It is necessary to develop ecological thinking at people. The ecological philosophy shall help with it. Everyone shall realize need to pass to organic agricultural industry to keep the nature and mankind.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА»

целостным мировосприятием, ориентированным на гармонизацию социоприродного бытия, компьютеризация образования начинает работать на повышение его эффективности [9].

Итак, мировоззренческий вектор социальной экологии сегодня еще не осмыслен во всей своей значимости для повышения эффективности отечественного образования. Но современные исследования в сфере социальной экологии, философии образования, экологии коммуникаций, философии культуры, педагогики показывают, что здесь усиливается статус мировоззрения, что и подтверждает актуальность и общественную востребованность проблематики, которой посвящена данная статья.

Литература и источники

1. Горелов А.С. Социальная экология: учеб. пособие. 2-е изд.: Флинта: МПСИ; Москва; 2008. 276 с.

2. Баркова Э.В. Экофилософия как ответ на гуманитарные вызовы эпохи: к вопросу о предпосылках становления «зеленой» культуры России и мира // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. 2014. Т.3. C110.

3. Баркова Э.В. Экофилософская картина мира в проблемном поле современного познания // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2016. № 4 (88). С. 180-186.

4. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры// Фундаментальные исследования. № 3 (часть 2). 2012. С.300-304.

5. Хабарова Е., Орлова И., Соломонов В. Экологизация образования в многоуровневой системе // Высшее образование в России. 2002. №2.

6. Цит. по: Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1997.

7. Сикорская Г.П. Ноосферный вектор в образовательной парадигме XXI века. // Научный диалог. 2012. Педагогика. Вып. 5. С. 71-80.

8. Баркова Э.В. Творческая природа человека как проблема реконструктивной философской антропологии // Общество и человек. 2014. № 2 (8). С. 121-127.

9. Бузская О.М. Экология коммуникаций в обеспечении устойчивого развития современной России // Материалы ежегодных Моисеевских чтений. М.: МНЭПУ, 2015. Т. 4. С. 126-131.

ИВАНЕЕВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Университета "СИНЕРГИЯ" (sivaneev@mail.ru)

IVANEEV, SERGEY V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Constitutional and International Law, University «Synergy»

УДК 101.3:631.95

САВИЦКАЯ М.Т. ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

Ключевые слова: экофилософия, экологическое мышление, экологизация сельского хозяйства, биодинамика, органическое сельское хозяйство.

Статья посвящена философскому осмыслению возможности и необходимости перехода на альтернативное сельскохозяйственное производство. Именно сельское хозяйство оказывает огромное негативное воздействие на окружающую среду. Употребляя продукты, выращенные с помощью современных традиционных технологий, человек наносит вред своему организму. Необходимо развивать у людей экологическое мышление. В этом должна помочь экофилософия. Каждый должен осознать необходимость переходить на органическое сельское хозяйство, чтобы сохранить природу и само человечество.

SAVITSKAYA, M.T.

THE ECOLOGIZATION OF AGRICULTURE AS A SUBJECT OF PHILOSOPHICAL ANALYSIS

Keywords: ecophilosophy, ecological thinking, ecologization of agriculture, biodynamics, organic agriculture.

Article is devoted to philosophical judgment of an opportunity and need of transition to alternative agricultural production. Agricultural industry makes huge negative impact on the environment. Using the products which are grown up by means of modern traditional technologies, the person does harm to the organism. It is necessary to develop ecological thinking at people. The ecological philosophy shall help with it. Everyone shall realize need to pass to organic agricultural industry to keep the nature and mankind.

Для всестороннего понимания и решения проблем экологического кризиса недостаточно только усилий экологов. В экологии изначально присутствовала идея

гармоничного сосуществования живых организмов между собой и окружающей их средой. Но человек своей бездумной и бесконтрольной эксплуатацией природы разрушает ее защитные механизмы и лишает ее возможности восстановления, ставя под угрозу тем самым и сохранение самого человечества. Именно поэтому, для целостного осмысления этой проблемы людям необходимо экофилософское мышление. Экофилософия - относительно молодая область философского знания, призванная развить экологическое сознание и экологическое мышление человека. По мнению Э.В. Барковой: «экофилософия - такой тип мировоззрения и культуры, который открывает возможности оздоровления человека и всего многообразия его связей - культурных, социальных, связей с природой, со своей собственной душой, а значит, возрождает его связи с объективной реальностью и формами ее проявления» [1]. Одним из объектов экофилософского анализа должна стать возможность и необходимость перехода на экологическое сельское хозяйство.

Сельское хозяйство - одна из важнейших отраслей материального производства, направленная на обеспечение населения продовольствием и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Основным средством производства в сельском хозяйстве является земля, но, помимо этого в нем используется вода, тепло, свет, а также живые организмы (растения и животные). Поэтому сельское хозяйство представляет собой комплексную отрасль биологического природопользования, в задачи которой входит рациональная эксплуатация и воспроизводство сельскохозяйственных объектов -растительных и животных.

Роль сельского хозяйства в истории человечества огромна. Именно зарождение земледелия позволило людям сделать решающий шаг в своем культурном и экономическом развитии. Людские группы, которые до этого выступали как верхнее звено биоценозов, превратились в силу, противостоящую природе. Приспособление к естественным ландшафтам сменилось все более целенаправленным воздействием на них, что постепенно, но неуклонно преобразовывало поверхность Земли.

Еда, производимая человеком, в своей первооснове относящаяся к элементам природы, выступает уже как продукт культуры. «Взаимоотношения живого организма с окружающей природой - есть взаимоотношения, опосредствованные вопросами питания», -писал И.П. Павлов [2, с.97]. Например, термины «цивилизация риса», «цивилизация маиса», «цивилизация пшеницы» указывают на культуры, в которых рису, маису, пшенице принадлежит ведущее место не только в пищевом рационе людей, но и во всей системе духовных связей между человеком и природой.

Сельскохозяйственному производству уделяется серьезное внимание во всех странах мира, т.к. проблемы в его сфере приводят к социальной напряженности и нестабильности в обществе. Ведь людям нужно получать продукты питания каждый день и не один раз в сутки.

Продовольственная проблема является сегодня одной из острейших проблем, стоящих перед человечеством. По данным Организации объединенных наций около 795 миллиона жителей планеты (девятая часть населения) испытывали дефицит продовольствия в период 2014-2016 годов. Это означает, что каждый девятый человек в мире не получает достаточного питания для поддержания здорового и активного образа жизни. Фактически голод и недоедание являются главной угрозой здоровья во всем мире и в этом отношении опережают СПИД, малярию и туберкулез [3]. Страны, испытывающие недостаток продовольствия, вынуждены импортировать его, но это дает незначительный и кратковременный эффект в борьбе с голодом и, кроме того, ставит эти страны в зависимость от экспортеров. Зерно, таким образом, превращается в эффективный инструмент социально-экономического, политического давления и становится, по сути, «продовольственным оружием», прежде всего против наиболее бедных стран.

Но именно сельское хозяйство производит большее воздействие на природную среду, чем любая другая отрасль народного хозяйства. Причина этого в том, что оно постоянно требует огромных площадей. В результате сельскохозяйственной деятельности человека

изменились ландшафты целых континентов, что привело к ряду локальных и региональных экологических катастроф. Сельскохозяйственная деятельность человека привела к загрязнению поверхностных и грунтовых вод и деградации водных экосистем, уничтожению лесов, нарушению водного режима на значительных территориях (при осушении или орошении), опустыниванию в результате комплексного нарушения почв и растительного покрова. Уничтожаются природные места обитания многих видов живых организмов, следствием чего является их вымирание и исчезновение. Механизация и химизация сельскохозяйственного производства приводит к нарушению состояния окружающей природной среды, уплотнению почв и разрушению их структуры, уничтожению полезной почвенной фауны. Неумеренное увлечение гидромелиорацией сопровождается заболачиванием сельхозугодий, засолением почв, общим ухудшением гидрологического режима открытых ландшафтов [4].

Помимо отрицательного воздействия на окружающую среду сельское хозяйство также отрицательно воздействует на результаты собственного производства. Как писал философ -космист Рудольф Штейнер: «Именно сельское хозяйство совершенно определённым образом, серьезным образом пострадало в ходе всей духовной жизни современности. Видите ли, духовная жизнь нашего нового времени именно в хозяйственной области приняла разрушительные формы, всё разрушительное действие которых еще очень многими людьми не ощущается» [5, с.7]. Дело в том, что примерно во второй половине XX века в сельском хозяйстве появилась еще одна проблема - уменьшение в продукции растениеводства содержания витаминов и микроэлементов и накопление в продукции как растениеводства, так и животноводства вредных веществ (нитратов, пестицидов, гормонов, антибиотиков и т. п.). Причина - деградация почв, которая ведёт к снижению в них уровня микроэлементов и интенсификация производства, особенно в животноводстве. О возникновении этой проблемы Р. Штейнер писал еще в 1924 году: «Почему, например, невозможно в настоящее время поесть такого картофеля, который мне случалось есть в юности? Это действительно так, я пробовал картофель повсюду. Нет такого картофеля даже там, где в те времена он был. В ходе времени многие пищевые продукты ухудшились по своей внутренней питательной силе» [5, с.12].

Одним из путей рационализации взаимоотношений между сельским хозяйством и окружающей природной средой является расширение сферы альтернативного сельского хозяйства. Альтернативное или экологическое сельское хозяйство в настоящее время - одна из самых модных и динамично развивающихся тенденций.

Разрушение плодородной почвы, а также снижение качества сельскохозяйственной продукции и ее питательных свойств, влекущее за собой ухудшение здоровья людей, стало очевидным уже к концу XIX века. Основоположником почвозащитной системы земледелия можно считать И.Е. Овсинского - русского агронома, пионера бесплужного земледелия, ставшего основой возобновляемого органического растениеводства. Сегодня «новая система земледелия» Овсинского называется Системой нулевой обработки почвы (No-Till), при которой почва не обрабатывается, а её поверхность укрывается специально измельчёнными остатками растений - мульчей. Поскольку верхний слой почвы не рыхлится, такая система земледелия предотвращает водную и ветровую эрозию почвы, а также значительно лучше сохраняет воду. Необходимо отметить, что за двадцать лет до И.Е. Овсинского Д.И. Менделеев подробно описал роль органической мульчи и необязательности пахоты [6]. На сегодняшний день в странах, занимающих лидирующие позиции в производстве сельскохозяйственной продукции, таких как Канада, США, Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия, Австралия на площадях, составляющих от 12 до 78 % пахотных земель, применяется система No-Till.

Все множество альтернативных технологий ведения сельского хозяйства условно можно объединить в три группы: биологическое, органическое и биодинамическое сельское хозяйство.

Органическое сельское хозяйство в настоящее время развито в отдельных странах Европы, США и Канаде. Оно предполагает, что весь технологический цикл производства, переработки и хранения продукции протекает без применения пестицидов, синтетических препаратов и регуляторов роста. Разрешается применение микроорганизмов, бордосской жидкости, золы водорослей, известняка, серы, навоза и т.д. Большое значение отводится правильному севообороту.

Биологическое сельское хозяйство применяется преимущественно в германоязычных странах, в Скандинавии и во Франции. Его ключевые технологические принципы также основаны на отказе от использования синтетических препаратов. Основным удобрением является навоз. Для борьбы с излишней кислотностью почвы используется специальная обработка почвы, повышающая ее биологическую активность. Стержнем данного направления является севооборот с применением сидератов. В качестве средств борьбы с вредителями и болезнями биологическое сельское хозяйство использует механические и огневые средства, а также нетоксичные препараты.

Биодинамическое сельское хозяйство - одно из наиболее развитых и перспективных направлений альтернативного сельского хозяйства в Европе. Его главной отличительной особенностью является согласование производственных циклов сельского хозяйства не только с земным, но и с космическим ритмом.

Биодинамика по-гречески означает «энергия жизни». Биодинамическое земледелие возникло в 20-е годы ХХ века. Оно стало началом всех органических направлений в сельском хозяйстве. Это метод ведения сельскохозяйственного производства, предполагающий отношение к ферме как к живой системе, которая взаимодействует с окружающей средой, для создания здоровой, живой почвы и производства продовольствия. Согласно определению Ассоциации биодинамического земледелия и садоводства Сан-Франциско, биодинамика - это комплекс научных и практических технологий для оживления почвы.

Создателем биодинамики является Рудольф Штейнер. Свою научную и философскую концепцию биодинамического земледелия он разрабатывал на протяжении всей жизни. В основе биодинамики лежит самообеспечиваемость и самодостаточность хозяйства, где полеводство должно снабжать животноводство кормами, а животноводство - давать полеводству удобрения. Учение Р. Штейнера на полвека опередило модное ныне на Западе движение «назад к земле» и появившиеся в 60-е годы ХХ века основные направления органического земледелия.

Биодинамика обращает особое внимание на конкретные условия каждого маленького хозяйства, каждой фермы, прежде всего, на характер и особенности существующей там экосистемы, которые должны максимально учитываться и использоваться на практике. Для этого нужен определенный минимум знаний, как в области биологии, так и астрономии. Биодинамическое сельское хозяйство впервые в мировой практике отказалось от применения внешних и чуждых природе веществ - минеральных удобрений, ядохимикатов и появившихся позднее гормональных препаратов и антибиотиков. Взамен оно применяет натуральные методы и средства повышения плодородия почвы - экскременты животных, севообороты, мульчирование и т.д. Для борьбы с вредителями используется методика разведения и стимулирования их естественных врагов. Как и во всех системах органического земледелия, основным средством повышения урожайности в биодинамике является компост, но его приготовление существенно отличается от других видов органической агрикультуры. Для обогащения компоста используются гомеопатические дозы некоторых природных компонентов, которые служат для активации полезных микроорганизмов. Особое внимание уделяется фазам Луны. Например, полнолуние является временем наиболее интенсивного движения воды в земле. А это приводит к огромному увеличению прорастаемости семян, правда, при этом происходит и рост грибковых заболеваний из-за излишнего увлажнения [7].

Можно критически относиться к системе Штейнера, однако все, кто знаком с продуктами биодинамического земледелия, признают их превосходные вкусовые качества,

цвет и запах. Эти продукты не только вкуснее производимых традиционным сельским хозяйством, но и в значительно большей степени стимулируют жизненную активность людей.

Технология ведения хозяйства при альтернативных методах рассчитана на постепенное восстановление участвующих в производственном процессе элементов природы. Традиционный же подход к сельскому хозяйству основан на сиюминутном выкачивании из земли максимально больших урожаев, что не только истощает почву, но и всем комплексом современных мер разрушает связи в природной системе. Многие считают биодинамическое земледелие откатом сельского хозяйства от индустриального производства к мануфактурному. Но органическое и особенно биодинамическое земледелие - это виртуозная технология сельскохозяйственного производства. И в этом смысле это не откат, а скорее переход к новому качеству, к технологии будущего [8].

Но возможна ли всеобщая экологизация сельского хозяйства? Экологизация в промышленных масштабах? Ведь население нашей планеты катастрофически увеличивается. Если во времена Р. Штейнера численность населения Земли составляла около 2 млрд. человек, то сегодня на планете проживает чуть менее 7,5 млрд. Ежедневный прирост населения - 160593 человека в день или 6691 человек в час. В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 млрд. человек [9], что для производства продуктов питания, в общем-то, не критично, так как в развитых странах в сельскохозяйственном производстве занято 2-5 % населения, кормящих свою страну и производящих продукты на экспорт.

Возможно ли производство экологически чистой и безопасной продукции для такого количества людей? При поиске ответа на этот вопрос мы сталкиваемся с существованием большого количества проблем, на первый взгляд, исключительно экономического характера.

Экологически чистые продукты питания намного дороже, чем произведенные традиционным способом, и причин здесь несколько. Виртуозные технологии альтернативного сельского хозяйства требуют больших затрат и времени, и человеческого капитала, и, соответственно, экономически невыгодны. Эти продукты быстро портятся, т.к. при переработке в них не добавляют консерванты, а фрукты, ягоды и овощи ничем не обрабатывают для увеличения срока хранения. Риски предполагаемых убытков от нереализованного товара закладываются продавцами в стоимость продуктов. Продавать такие продукты можно только в маленьких магазинчиках с небольшими объемами товара, поэтому сетевым супермаркетам эта продукция совершенно не интересна. В условиях глобализации, когда продукты питания огромными партиями перемещаются с одного материка на другой, период хранения продукции имеет очень большое значение.

В условиях жесткой рыночной конкуренции производители хотят сделать производственные циклы как можно короче. Для этого в промышленном животноводстве используют гормоны роста, антибиотики и т.д. В результате сельскохозяйственные животные содержатся в условиях, очень далеких от естественной среды обитания. Когда-то курятина была диетическим мясом, а куриным бульоном лечили больных. Теперь же курицу категорически запрещено есть детям и людям, страдающим аллергией. Нанося вред природе, человек вредит самому себе. Для получения экологически чистой продукции животноводства скот должен пастись на лугах, птица - гулять на улице, а не сидеть в клетках. «Счастливая курица» несет вкусные яйца, а ее мясо полезно для здоровья. Но все эти мероприятия ведут к удорожанию конечного продукта. Получается, что альтернативное сельское хозяйство - элемент элитарной аграрной культуры и массовым оно быть не может. Если на планете каждый девятый человек не в состоянии позволить себе вдоволь покупать даже дешевые продукты питания, что же тогда говорить о дорогих экологически чистых?

Миром правят крупные корпорации, в том числе, производящие и продающие продукты питания. Благодаря своему финансовому могуществу и политическому лоббированию своих интересов, они могут влиять на формирование мировоззрения людей. Отказаться от сверхприбылей нелегко, а, может быть, и невозможно, но пока каждый

человек на Земле не поймет, что природу нужно срочно спасать, экологические проблемы решены не будут. Видимо поэтому, «на всякий случай», ученые ведут поиск планеты, подходящей для колонизации людьми.

Как было сказано выше, экологические проблемы, в целом, и проблемы альтернативного сельского хозяйства - в частности, носят экономический характер. Но решить их можно только полностью поменяв мировоззрение людей. Помочь в этом может экофилософия. По мнениию Э.В. Барковой, задачи экофилософии «связаны с поиском таких идеалов и целеполагающих стратегий, которые, в перспективе, позволят на основе бытиеутверждающих принципов решить проблему человека в органической связи с миром на основе категорий истины, целостности, гармонии сознания и материи, добра и красоты, на новом уровне, возвращающем нас к высоким традициям философской, научной и художественной классики» [10].

Литература и источники

1. Баркова Э.В. Экофилосфия как всеобщая форма культуры XXI века // Вестник Московского гор. педагог. унта. Сер. Филос. науки. 2016. № 4 (20). С.39-48.

2. Павлов И.П. Полн. собр. соч. в 6-ти т. Т.3. Кн.1. Изд. 2-е, доп. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 439 с.

3. Питание // ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un. org

4. Савицкая М.Т. К вопросу об истории и философии сельского хозяйства // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2011. № 10 (15). С.26-30.

5. Штейнер Р. Духовно - научные основы процветания сельского хозяйства: сельскохозяйственный курс. Калуга: Духовное познание, 1997. 90 с.

6. Самородов В., Поспелов С. Пространство и время Ивана Овсинского // Зерно. 2011. Ноябрь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zerno-ua.com.

7. Савицкая М.Т. Рудольф Штейнер - основатель биодинамического метода ведения сельского хозяйства // Вестник РГАЗУ. 2008. Вып.3

8. Савицкая М.Т. О перспективах развития производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения России // Вестник международной общественной академии экологической безопасности и природопользования. М., 2008. Вып.1(8). С.39-49.

9. Население Земли // Счетчик населения Земли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countymeters.info

10. Баркова Э.В. Экологический аспект нормативности права // Человеческий капитал. 2015. № 10 (82). С. 8385.

САВИЦКАЯ МАРИНА ТИМОФЕЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философии и истории Российского государственного аграрного заочного университета

SAVITSKAYA, MARINA T. - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of philosophy and history, Russian State Agrarian Correspondence University (marinasavitskaya@yandex.ru).

УДК 165.12:165.81

БОДРОВ А.А., ЗАЙЦЕВА Н.В., ТИХОНОВ В.А., ХОДЫКИН В.В. В ПОИСКАХ СМЫСЛА: ПОРОЖДЕНИЕ МИРА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ОПОСРЕДОВАНИЯ ТЕКСТОМ

Ключевые слова: субъект, сознание, интерпретатор, субъективность, познание, язык, рациональность, интерпретация, понимание, знак, смысл, символ, текст.

В работе ставится задача раскрыть опыт герменевтической традиции в поиске смысла посредством таких приемов, как интерпретация и понимание. Иногда подобное явление трактуется как «трансцензус», иначе говоря, некий возможный выход за пределы непосредственно данного сознанию субъекта. В предлагаемом исследовании решается задача, связанная с интерпретацией содержания сознания интерпретатора, включая возможность проверки его соответствия действительности.

BODROV, A.A., ZAITSEVA, N.V. TIKHONOV, V.A., KHODYKIN, V.V. IN THE SEARCHING OF MEANING: A SPAWNING OF THE WORLD THROUGH THE PRISM OF

MEDIATING BY TEXT

Keywords: subject, consciousness, the interpreter, subjectivity, cognition, language, rationality, interpretation, understanding, sign, meaning, symbol, text.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.