Н. Г. Вовченко, О. И. Кузубова
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Статья нацелена на исследование влияния ESG-концепции на обеспечение финансовой стабильности, включая анализ мирового опыта и меры, принимаемые государственными органами власти, для развития финансовой индустрии. Для перехода к ESG-принципам представляется необходимым: обозначить дефиницию ESG-концепции; выявить ее влияние на финансовую и экономическую систему; отметить роль государства в экологизации финансовой индустрии. Информационную основу статьи составили результаты исследования в области развития финансовой устойчивости и ESG-принципов Международного валютного фонда, данные информационно-аналитического обозрения Ассоциации банков России, рейтинговых агентств, анализ и прогнозы министерств и Центрального банка, а также ведущих экономистов и финансистов. Анализ показал актуальность развития финансовой системы в сторону экологичности, необходимость перехода российской экономики к социальным и экологическим принципам. Обозначена важность государственной поддержки и разработки законодательства, а также предпосылки для установления финансовой стабильности в рамках ESG-концепции, описан международный опыт. В ходе исследования структурированы базовые компоненты ESG-факторов по каждому из ESG-параметров для возможности оценки степени внедрения и эффективности проведения ESG-политики.
Ключевые слова
Финансовая индустрия, ESG-концепция, ESG-банкинг, экологизация, финансовая устойчивость, глобальная нестабильность.
N. G. Vovchenko, O. I. Kuzubova
ECOLOGIZATION OF FINANCIAL INDUSTRY IN CONDITIONS OF GLOBAL INSTABILITY AND ENSURING SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Annotation
Article is aimed at studying the impact of the ESG concept on ensuring financial stability, including an analysis of world experience and measures taken by state authorities for the development of financial industry. For the transition to ESG principles, it seems necessary: firstly, to define ESG-concept; secondly, to identify its impact on the financial and economic system; thirdly, to note the role of the state in greening of financial industry. Information basis of article is the results of a study on development of financial stability and ESG-principles of International Monetary Fund, data from the information and analytical review of the Association of Banks of Russia, rating agencies, analysis and forecasts of ministries and Central Bank, as well as leading economists and financiers. Analysis showed the relevance of development of financial system in terms of environmental friendliness, need for transition of Russian economy to social and environmental principles, importance of state support and development of legislation, as well as prerequisites for establishing financial stability within ESG-concept, international experience is described. Study structured the basic components of ESG-factors for each of ESG-parameters to assess the degree of implementation and effectiveness of ESG-policy.
Keywords
Financial industry, ESG-concept, ESG-banking, ecologization, financial stability, global instability.
Введение
Глобальная финансовая нестабильность на сегодняшний день является одной из важных проблем экономики и социума, риски которой стараются максимально учитывать и контролировать. Своевременное реагирование и адаптация политики под реалии позволяет не допустить развитие кризиса и иных неблагоприятных ситуаций для финансовой системы. Поэтому так важно следить за мировым финансовым положением и современными новациями и актуальными течениями.
В соответствии с докладом по вопросам глобальной финансовой стабильности Международного валютного фонда в план мер финансовой политики после всемирной самоизоляции необходимо включать следующие меры:
- зеленый подъем — следует стимулировать компании и государства к переходу на социально-экологические методы управления и ориентацию на зеленые инвестиции;
- необходимость перехода к новым цифровым технологиям и повышения инвестирования в них с целью достижения эффективно функционирующей финансовой системы;
- совершенствование методов регулирования финансовой системы для недопущения повторения кризисного периода вызванного пандемией COVID-19;
- мировое сотрудничество, пере-нятие положительного опыта и финансовая поддержка мировыми лидерами стран с развивающейся экономикой [1].
Мир все больше обращает внимание на взаимоотношения между людьми, человечность, толерантность, уважение к окружающему миру, заботу о природе, животных и экологии. Таким образом, сформировалась тенденция к внедрению ESG-концепции, которая основана на принципах экологической (E — environmental, показывает отношение компании к охране природы), социальной (S — social, показывает качество управления коллективными и партнерскими взаимоотношениями) и
управленческой (G — governance, отвечает за руководящие должности, их заработную плату и внутренний контроль, а также права акционеров) ответственности, а также направлена на сокращение отрицательного влияния на экологию и социальную сферу.
Материалы и методы
В качестве материалов исследования выступают отчеты и доклады отечественных и международных организаций, правительственные распоряжения, а также научно-практические пособия в ESG, экономической и финансовой сферах. Методами исследования являются анализ, сравнение и классификация.
Результаты
Ухудшение мировой экологической обстановки, изменение климатических условий в конечном итоге влияет на качество жизни населения. Так, внедрение ESG-принципов нацелено на экологизацию всех сфер общества. Важным критерием повышения качества жизни общества является устойчивое развитие, в том числе экономическое и финансовое.
С целью развития финансовой индустрии в условиях глобальной нестабильности мировое экономическое сообщество стало все больше ориентироваться на ESG-принципы, поэтому большую актуальность и внимание приобретает оказываемое ими влияние на финансовую устойчивость.
ESG-принципы на сегодняшний день все больше привлекают внимание не только компаний, но и государственных органов власти, особенно Министерства финансов, Министерства экономического развития и Центрального банка РФ. Учитывая данный фактор, а также то, что ESG-принципы касаются многих звеньев финансовой системы, в данной статье обратим внимание на банковскую систему, которая взаимодействует и с коммерческим сектором, и с сектором государственных финансов.
В соответствии с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 г.
и период 2023 и 2024 гг. Центральный Банк России выделяет необходимость обеспечения устойчивого развития и ставит такие задачи, как развитие инструментов и инфраструктуры рынка финансирования устойчивого развития и создание возможностей для компаний по ESG-трансформации бизнеса в ответ на спрос инвесторов, трудовых коллективов и внешние вызовы, а также учет ESG-факторов в регулировании финансового рынка для адаптации рынка к новым видам рисков [2].
Банки неразрывно связаны с финансовой системой, оказывая ей поддержку, и в рамках углеродного регулирования, которое вводят с целью развития и установления устойчивого развития ESG, и все большего перехода к экологичности выступают источником дополнительных средств для реализации вышеуказанных целей. Так развивается ESG-банкинг, учитывая в деятельности партнеров, инвесторов, кредиторов ESG-факторы, мотивируя их сокращать отрицательное влияние на окружающую среду.
По международной статистике в сфере ESG-банкинга инвестиции в ESG-фонды увеличились в 2020 г. в 2 раза и составили более 50 млрд долл. и продолжают увеличиваться от года к году. ESG-заимствования в 2020 г. составили 730 млрд долл. [3].
Возможный объем российского рынка зеленого финансирования к концу 2023 г. составит около 3 трлн руб. При удержании темпов роста и развития ESG направления объем зеленых и ЦУР-ориентированных кредитов в России к 2030 г. может составить около 1,3 трлн руб. [3]
В российской практике не все банки компетентны в прогрессирующем направлении ESG, не более 20 % ориентируется в качественном информационном содержании, предоставляемом кредиторам и инвесторам. Вместе с тем внедрили ESG-концепцию только 10 % банков и не более 1 % составляют отчеты по реализации ESG-концепции [4].
В банковской практике на сегодняшний день уже осуществляется управление рисками в рамках ESG-банкинга по таким направлениям, как: сбалансирование рентабельности и органического роста; нацеленность на долгосрочную прибыль; формирование клиентской базы и активное управление рисками в рамках подробного анализа бизнеса кредиторов; обеспечение прозрачности сделок и операций; непрерывная адаптация к быстро меняющейся операционной и регуляторной среде и др. [5]. Вместе с тем с целью проведения исследований и оценки ESG-факторов необходимо по каждому обозначать переменные и компоненты для эффективности реализации ESG-концепции и анализа стран по каждому ESG-параметру (табл. 1).
Рейтинговое агентство RAEX составило ESG-рейтинг российских банков, в котором стал лидером по всем трем показателям ESG Московский кредитный банк, немного уступает ему Сбер и на третьем месте Группа ВТБ [6]. Российская финансовая система имеет все необходимые факторы для формирования ESG-концепции. Однако существует необходимость на начальном этапе в разработке единой системы государственного регулирования и его включения в российское законодательство. В связи с этим пока не произошло полноценное введение ESG-принципов в банковскую деятельность. Кроме того, важно совершенствовать методы регулирования ESG-концепции и формировать эффективные инструменты устойчивого финансового развития.
Обсуждение
Государственная поддержка является опорой для развития финансовой сферы и экономики в целом, в том числе информационная огласка на государственном уровне о положительных сторонах ESG-концепции, что будет способствовать переходу большого количества компаний к практикам устойчивого развития. Вместе с тем Ассоциация банков России провела опрос компаний,
который показал, что для стимулирования перехода к ESG-принципам необходимы меры государственной поддержки: оказание госгарантий по ESG-кредитам; субсидирование при кредитовании ESG-проектов; разработка механизмов финансирования для адаптаци-
онных ESG-проектов; обеспечение преимуществ организациям, внедряющим ESG ориентированные процессы; помощь малому и среднему ESG-бизнесу; сокращение налоговой нагрузки (содействует мобилизации капитала) [3].
Таблица 1 — Базовые компоненты Е8С-факторов [5, с. 12]
Экологический
Социальный
Управление
Парниковые выбросы
Оценивает влияние на изменение климата
Потребление энергии, материалов и воды
Оценивает стоимость энергии, материалов и воды и их расход
Энергетический баланс
Цель: анализ энергетических источников, переход на возобновляемые источники и разумное
использование ископаемого топлива
Климатический надзор
Определяет порядок и его осуществление по управлению климатическими _рисками_
Индекс экологической эффективности Йельского _университета_
Показывает достижения государства в улучшении
состояния экологии и управлении природными _ресурсами_
Глобальное здоровье и безопасность
Анализирует безопасность и коэффициент здоровья населения, продолжительность жизни и смертность, процент бедности
Права человека
Оценивает политику и действия по улучшению человеческого капитала, уровень расслоения общества, уровень равенства
полов и меньшинств, политику противодействия харассменту/дискриминации
Показатели рынка труда Оценивают уровень занятости населения и степень охраны труда, риски несправедливого вознаграждения по закону Dodd-Frank (США)
Разнообразие и структура правления компании
Цель: увеличение разнообразия и эффективности работы, в том числе за счет доли женщин
Права и обязанности
Оценивает: наличие права
голоса; соответствие обязанностей должности, подотчетности
Государственное управление Цель: установление политической стабильности, эффективной деятельности органов государственной власти, достижение эффективного регулирования государственной политики
Стимулирование труда
Анализ наличия финансовых стимулов и степень вовлечения для выполнения Е8в
Борьба с коррупцией и взяточничеством
Установление политики по предотвращению незаконных действий
Конфиденциальность данных
Установление политики по защите данных
Раскрытие информации и отчетность
Анализирует наличие, общедоступность и открытость информации о реализации ЦУР и ESG
Рисунок 1 наглядно показывает, как оценивают банки различные виды поддержки. Опрос проводился среди 31 банка, которые были объединены в
группы: СЗКО — 9 системно значимых кредитных организаций; БУЛ — 16 банков с универсальной лицензией; ББЛ — 6 банков с базовой лицензией [3].
Рисунок 1 — Сравнение оценки мер поддержки разными группами банков [3]
Государственная поддержка имеет большое значение в развитии ESG-направленных компаний, особенно в развитии малого и среднего бизнеса. Понимая тот факт, что в отличие от крупных компаний, не весь малый и средний бизнес (МСБ) может позволить себе соответствовать ESG-стандартам, общероссийская общественная организация «Деловая Россия» разработала проект национального стандарта ESG, приспособленный под МСБ, в основу которого легли международные стандарты нефинансовой отчетности с учетом рекомендаций Центробанка и зеленой таксономии [7].
Государственные органы власти на данный момент уже провели достаточно обширный пласт работы, а также были созданы рабочие группы по финансированию устойчивого развития при Министерстве экономического развития [6] и Центральном Банке. В рамках поддержки ESG-ориентированных компаний государство разработало ряд мероприятий. Например, проект «Наилучшие доступные технологии», на которые в рамках национального проекта «Экология» до 2024 г. должна перейти вся промышленность, оказывающая экологическое воздействие [9].
В экспертной палате бизнес-объединения в середине третьего квартала 2021 г. был открыт экспертный центр ESG с целью обеспечения устойчивого развития и формирования зеленой экономики, а также стимулирования развития ESG-практик в отечественных организациях, что способствовало бы достижению целей устойчивого развития ООН в рамках целой страны [7]. Вместе с тем в России несколько лет активно выпускаются зеленые облигации, рынок которых в конце 2020 г. составил 186 млрд руб., а мировой рынок в начале 2021 г. составлял 1,05 трлн. долл. [10].
Российская экономика и финансовые организации только начинают переход к зеленым финансам, в то время как зарубежные компании работают в данном направлении не один десяток лет. В этом состоит трудность для отечественных компаний — высокий уровень конкуренции на международном рынке.
Анализ опыта зарубежных государств содействия ESG-проектам, проведенный Ассоциацией банков России, показал, что активно разрабатываются и вводятся меры поддержки для обеспечения устойчивого развития, такие как инвестирование в международные зеле-
ные облигации, рост государственных отчислений, сознание организаций для инвестиционного привлечения устойчивое развитие. Введенное льготное налогообложение показало стимулирующее воздействие на инвестиционный рост и мобилизацию капитала и имеет положительный опыт в США, ЕС, Китае, Японии и Бразилии.
Выводы
Стоит серьезно подходить к изучению и внедрению ESG-концепции для обеспечения финансовой стабильности. Сегодня если компания не экологически и социально ориентирована, то она может лишиться потенциальных инвестиций и быть ограниченной во вступление в определенные сообщества. Наличие или отсутствие приверженности к концепции помогает инвесторам определять компании с целью инвестирования в них и отсекать те компании, которые потенциально представляют финансовые риски из-за возможности наступления экологической аварии или катастрофы в результате своей деятельности. Так, некоторые российские банки уже применяют методы оценивания партнеров и заемщиков на приверженность к ESG-концепции. Тенденция приверженности к ESG-принципам с каждым годом будет приобретать все большую популярность и востребованность. Поэтому в российской финансовой и экономической системе направление экологизации является приоритетным с целью присутствия на международном рынке как достойного конкурента.
Несмотря на то что в России только начинается активный переход к ESG-процессам, в отечественной финансовой системе уже имеются все необходимые предпосылки для роста в данном направлении, среди которых наличие развитой инфраструктуры; разрабатываются ESG-проекты, а также стандарты и методология соответствия финансовых инструментов проектам устойчивого развития; работа сектора устойчивого развития Московской биржи для обеспечения финансовыми ресурсами ESG-проектов, а также специальных площадок для обме-
на опытом и обсуждения актуальных вопросов; сформированы и представлены рекомендации и доклады Банка России; банки переходят на ESG-принципы, учитывая опыт зарубежных компаний [3].
Анализируя период последних лет, когда мир столкнулся с пандемией, глобальной изоляцией, вводимые ограничения и кризис имели негативное влияние на экологию со стороны предприятий (уровень экодеятельности), а также из-за уменьшения инвестиционной активности в области ESG-проектов. Могут сократиться темпы перехода к политике углеродного регулирования. Обеспечение устойчивости финансовой индустрии, эффективности финансовой политики, инвестиционный рост имеют потенциальное воздействие на развитие ESG-концепции и, следовательно, на устранение ограничений, в том числе финансовых.
Библиографический список
1. Краткий обзор октябрьского Доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности 2020 г. Международного валютного фонда [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imf.org/-/media...
2. Проект от 19.11.2021 Банка России об Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 г. и период 2023 и 2024 г.
3. Информационно-аналитическое обозрение Ассоциации банков России. Финансовая индустрия в условиях глобальной нестабильности: Россия и международная практика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asros.ru/ upload/iblock...
4. ESG-банкинг в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www2.deloitte .com.
5. Высокое, В. В. Гибкая цифрови-зация ESG-банкинга : науч.-практ. пособие. — Ростов-на-Дону, 2021.
6. ESG-рэнкинг российских компаний RAEX-Europe [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://raex-a.ru/rankings...
7. «Деловая Россия» создала проект национального стандарта ESG для малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika.
8. О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ : [Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р].
9. ESG: что это такое и зачем это российским компаниям? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ecolo gyofrussia.ru/egs.
10. В России развивается рынок зеленых облигаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ac.gov.ru.
11. Отчет CFA Institute и Ассоциации принципов ответственного инвестирования (PRI). ESG-интеграция: рынки, методы и данные. 2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https ://www.unpri. org/download? ac=9522.
Bibliographic list
1. Brief overview of October Report on Global Financial Stability 2020 of International Monetary Fund. October 2020 [Electronic resource]. — Mode of access: https://www.imf.org.
2. Draft dated 19.11.2021 of Bank of Russia on the Main directions of development of financial market of Russia for 2022 and the period 2023 and 2024.
3. Financial industry in conditions of Global Instability: Russia and International Practice [Electronic resource]. — Mode of access: https://asros.ru.
4. ESG-banking in Russia [Electronic resource]. — Mode of access: https://www2.deloitte.com
5. Vysokov, V. V. Flexible digitaliza-tion of ESG banking : scient.-pract. textbook. — Rostov-on-Don, 2021.
6. ESG-ranking of Russian companies RAEX-Europe [Electronic resource]. — Mode of access: https://raex-a.ru/rankings...
7. Delovaya Rossiya has created a draft of national ESG-standard for small businesses [Electronic resource]. — Mode of access: https://tass.ru.
8. On coordinating role of Ministry of economic development of Russia on development of investment activities and extrabudgetary funds in sustainable business (including green) development in RF : [Decree of Government of Russian Federation from 18.11.2020 № 3024-R].
9. ESG: what is this and why do Russian companies need it? [Electronic resource]. — Mode of access: https:// ecologyofrussia.ru/egs.
10. Market of green bonds is developing in Russia [Electronic resource]. — Mode of access: https://ac.gov.ru.
11. Report of CFA Institute and Association of Principles of Responsible Investment (PRI). ESG integration: markets, methods and data. 2019 [Electronic resource]. — Mode of access: https://www. unpri.org/download? ac=9522
Э. А. Исраилова, Э. Д. Рубинская
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИЮ: МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Аннотация
Структура трудовой миграции в России (отток высококвалифицированных специалистов и приток низкоквалифицированной рабочей силы) оказывает крайне негативное влияние на ее социально-экономическое и научно-техническое развитие. В статье, на основе анализа нормативно-правовых документов, рассматриваются направления миграционной политики России по привлечению иностранных высококвалифицированных специалистов. Выявлены ключевые проблемы, предложены пути решения.