Научная статья на тему 'Экологизация дорожных налогов в России'

Экологизация дорожных налогов в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНЫЕ НАЛОГИ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ / АКЦИЗЫ НА ТОПЛИВО / ROAD TOLLS / ECOLOGIZATION OF THE ECONOMY / ECOLOGIZATION OF THE TAX SYSTEM / EXCISE TAXES ON FUEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисиченко Андрей Валерьевич

В статье систематизирован мировой опыт экологических дорожных сборов, на основе которого сформулированы предложения по повышению экологической направленности налогов путем частичного изменения их элементов, что позволит создать экономический механизм компенсации негативных экологических последствий от воздействия транспорта на природную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper highlights the world experience in the field of ecological road tolls and presents proposals for improving the environmental taxes by partially changing their elements in order to create the economic mechanism of compensation of negative ecological impact of transport on the environment.

Текст научной работы на тему «Экологизация дорожных налогов в России»

128

публикации молодых ученых

УДК 336.221

Экологизация дорожных налогов в России

в статье систематизирован мировой опыт экологических дорожных сборов, на основе которого сформулированы предложения по повышению экологической направленности налогов путем частичного изменения их элементов, что позволит создать экономический механизм компенсации негативных экологических последствий от воздействия транспорта на природную среду.

Ключевые слова: дорожные налоги; экологизация экономики; экологизация налоговой системы; акцизы на топливо.

The paper highlights the world experience in the field of ecological road tolls and presents proposals for improving the environmental taxes by partially changing their elements in order to create the economic mechanism of compensation of negative ecological impact of transport on the environment.

Keywords: road tolls; ecologization of the economy; ecologization of the tax system; excise taxes on fuel.

Лисиченко Андрей Валерьевич

аспирант кафедры «Налоги и налогообложение» Финансового университета E-mail:

Andrew.Lisichenko@gmaiL.com

определение понятия «экологизация налогов»

Развитие промышленного производства, сопровождающееся увеличением добычи полезных ископаемых и ростом вредных выбросов в окружающую среду, поставило перед мировым сообществом в конце XX в. задачу обеспечения гармоничного развития человека и природы. Именно в это время стали чаще рассматриваться вопросы экологизации экономики, которая не получила до настоящего времени однозначной трактовки. Так, Е.Б. Голованов под экологизацией экономики подразумевает процесс внедрения и реализации принципов рационального природопользования и минимизации негативного воздействия на экологические объекты при осуществлении антропогенной деятельности [1, с. 14], а Б. Боске счи-

тает, что частью экологизации экономики является экологизация налоговой системы. Так, по его мнению, процесс экологизации налоговых платежей имеет целью изменение структуры налогов таким образом, чтобы налоговое бремя переносилось с социально-полезных видов экономической деятельности человека на экологически вредные сферы его деятельности, связанные с загрязнением, истощением природных ресурсов и производством отходов [2, с. 3]. Иными словами, налоги должны взиматься не с добавленной стоимости как таковой, а с продуктов деятельности организаций, к которым стоимость добавляется. В современной налоговой системе России этому критерию отвечают налог на добычу полезных ископаемых и водный налог, которыми по сути облагается деятельность по использованию природных ресурсов.

зарубежная практика компенсации негативного воздействия транспорта на окружающую среду

Крупные города характеризуются значительными экологическими экстерналиями, связанными с эксплуатацией автомобильного транспорта, которые негативно влияют на здоровье людей и экологию, и, как следствие, у государства возникают дополнительные расходы на здравоохранение и природоохранные мероприятия, которые в отсутствие целевого источника финансирования вынуждены покрываться за счет

А. В.Лисиченко Экологизация дорожных налогов в России

129

всех налогоплательщиков. Данная проблема решается в Западной Европе по-разному.

Так, во Франции взимается дополнительный ежегодный налог на выхлоп СО2 за каждый 1 г: 2 евро в случае выделения С02 в диапазоне 201-250 г на 1 км, 4 евро — в диапазоне от 350 г на 1 км. В Германии установлена единая налоговая ставка: 2 евро за каждый грамм выброса. Впрочем, налог не взимается, если автомобиль выделяет меньше 120 г С02 на 1 км. Для стимулирования приобретения экологического транспорта не облагаемый налогом минимум снижается в течение 3 лет: с 110 г в 2012 г. до 95 г — в 2014 г.

В Испании экологическая дифференциация заложена в налог на регистрацию автотранспортного средства, который не уплачивается владельцами автомобиля с выбросом менее 120 г СО2 на 1 км. С неэкологичных автотранспортных средств размер данного налога составляет 14,75% их стоимости.

В Нидерландах экологический налог включается в акциз на бензин, дизельное топливо и отопительный мазут. Ставки налога устанавливаются в зависимости от соблюдения экологических критериев.

виды экологических налогов

Опыт экономически развитых стран показывает, что экологические налоги с транспортных средств могут иметь различную природу и включать:

• налоги на приобретение (регистрационные сборы, налог на покупку автомобиля, акцизы на новые автомобили), уплачиваемые разово при приобретении транспортного средства;

• налоги на владение (транспортный налог, имущественный налог), взимающиеся на регулярной основе с владельца транспортного средства;

• налоги на выбросы (топливные акцизы), объем поступлений которых зависит от количества использованного топлива.

В соответствии с целевой направленностью можно выделить налоги, служащие преимущественно покрытию экологических издержек. Они подразделяются на налоги:

• за пользование природными ресурсами и экологическими услугами, например плата за сбор и размещение отходов и отложенные платежи, включая налоги на шумовое и атмосферное загрязнение и т.п.;

• стимулирующие экологически релевантное поведение производителей и потребителей;

• экологические, имеющие преимущественно фискальную функцию и служащие пополнению бюджета (бюджетов).

Приведенные классификации показывают, что повышение экологизации дорожных налогов в России может идти в направлении совершенствования сразу нескольких существующих налоговых платежей:

• акциза на новые автомобили;

• транспортного налога;

• топливного акциза.

Развивать экологическую направленность каждого налога необходимо исходя из его природы и влияния на характер пользования транспортным средством.

Так, величина акциза на новый автомобиль как разового налога влияет на доступность экологичных автомобилей и на их востребованность на рынке. Ввиду того что при прочих равных условиях производства экологичный автомобиль стоит дороже обычного автомобиля (из-за высокой стоимости комплектующих изделий и затрат на исследования и разработки), акциз должен выравнивать, как минимум, стоимость обычного автомобиля и автомобиля эко-класса. В случае с более агрессивной природоохранной политикой государства возможно создание режима большей доступности эко-автомобилей за счет отмены (снижения) акциза на них и повышения акциза на обычные автомобили. Эта мера позволит сделать эко-автомобили доступными для широкого круга покупателей, что актуально для нашей страны.

В свою очередь, ставку транспортного налога также целесообразно дифференцировать в зависимости от экологичности автомобиля. От объема выбросов СО2 согласно паспорту транспортного средства зависит величина корректирующего коэффициента к начисленной сумме транспортного налога. Этот коэффициент может быть как повышающим (для автомобилей, особо загрязняющих природную среду), так и понижающим (для транспортных средств с выбросами ниже нормы). Транспортный налог формирует объем налоговых регулярных платежей, снижение которых позволяет повысить востребованность эко-автомобилей у пользователей с малой частотой передвижения или передвижением сезонного характера. Высокий транспортный налог, зависящий от экологичности автомобиля, может стимулировать обновление автомобильного парка, что особенно действенно для коммерческих организаций. В совокупности с пониженными ставками акцизов на новые автомобили у предпринимателей возникнет экономический стимул для обновления автопарка экологически чистыми транспортными средствами.

№ 6/2014

130

А. В.Лисиченко Экологизация дорожных налогов в России

В силу того что загрязнение окружающей среды в значительной степени коррелирует с расходом топлива, целесообразно сделать так, чтобы основная роль топливных акцизов состояла в компенсации экологических экстерналий. Для этого в текущих топливных акцизах необходимо выделить отдельный сбор на охрану окружающей среды, дифференцированный по различным сортам бензина в зависимости от степени экологической опасности топлива. За счет влияния на конечную цену топлива акциз может выровнять рыночную стоимость экологически грязных и чистых видов топлива, нивелировав повышенные издержки производства последних. Как меру поддержки коммерческого транспорта, себестоимость эксплуатации которого закладывается в стоимость продукции, предлагается не облагать экологическим сбором пропан и бутан, во-первых, как экологически чистые виды топлива, во-вторых, востребованные в сегменте грузовых и пассажирских перевозок.

Таким образом, формируется система налогов и сборов, определяющих основные аспекты пользования автотранспортом: приобретение, владение и эксплуатацию, одной из задач которой является стимулирование использования экологически чистых автомобилей.

создание фондов охраны окружающей среды

В настоящее время экологические сборы поступают в бюджеты бюджетной системы России без какой-либо привязки к целевым программам по охране окружающей среды. Это снижает их потенциал в качестве компенсирующего причиненного природе вреда механизма, позволяющего финансировать государственные расходы в целом.

Для полноценной реализации налогового механизма финансирования природоохранных затрат, связанных с эксплуатацией транспортных средств, возможно создание целевых фондов охраны окружающей среды и здоровья человека, аккумулирующих экологические сборы, которые должны расходоваться на проведение мероприятий по охране окружающей среды и минимизации вреда, наносимого природе и человеку строительством и использованием автомобильных дорог. Среди направлений расходования средств можно выделить:

• восстановление или создание полос древесно-кустарниковых насаждений на территориях, примыкающих к дорожной сети;

• возведение шумопоглощающих конструкций на магистралях в черте плотной городской застройки для минимизации шумового загрязнения агломерации;

• проведение научных исследований, направленных на минимизацию экологического вреда от использования автотранспорта;

• софинансирование программ лечения заболеваний, вызванных влиянием автомобильного транспорта.

Объем фонда следует определять на период 3-5 лет, исходя из которого будут утверждаться ставки экологического сбора. С точки зрения административного управления расходование средств фонда возможно как в рамках отдельных направлений федеральных целевых программ, так и посредством создания собственной целевой программы.

выводы

Процесс экологизации дорожных налогов потребует от законодателя внесения существенных изменений в налоговый механизм, касающихся транспортного налога, топливных акцизов и акцизов на новые автомобили. Однако, помимо изменений налогов, важно обеспечить выполнение соответствующих им мер в таможенной, промышленной и природоохранной политике, чтобы не допустить негативного влияния экологизации на экономику. Так, если на рынке будет отсутствовать достаточное количество эко-автомобилей бюджетного или среднего класса, введение предложенных автором повышающих коэффициентов транспортного налога или акциза на новые автомобили приведет к общему росту цен на рынке, ограничивая возможности граждан и организаций по приобретению и использованию транспортных средств. Вместе с тем при разумной имплементации экологической функции в существующие налоги с автовладельцев уменьшится влияние экологических экстерналиев, обеспечится экономия на расходах по медицинскому обслуживанию и проведению природоохранных мероприятий, появятся стимулы для производства экологической продукции и осуществления научных исследований.

литература

1. Голованов Е.Б. Экономика природопользования: текст лекций. Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2009. 138 с.

2. Бенуа Боске. Экологизация налоговой системы в России. М.: Российский университет, 2001. 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.