Научная статья на тему 'Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы'

Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЛИЧНОСТЬ ЭКОЛОГОСООБРАНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Людмила Александровна, Быстрова Зоя Владимировна, Цыпнятова Ксения Михайловна

В статье рассмотрены интегративные направления экоцентрической образовательной среды: экологическая культура и экология здоровья, а также перспектива их использования в средних общеобразовательных учреждениях на примере школы №9 города Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Людмила Александровна, Быстрова Зоя Владимировна, Цыпнятова Ксения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF HEALTH AND ECOLOGICAL CULTURE AS THE PERSPECTIVE DIRECTIONS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO THE SCHOOL

In article the integrative directions of the ecocentric educational environment are considered: ecological culture and health ecology, and also prospect of their use in average educational institutions on the example of school No. 9 of the city of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 1 (27) 2014. с. 97-100.

УДК: 37.031

ЭКОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ

Людмила Александровна Сорокина Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена».

Зоя Владимировна Быстрова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением французского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Ксения Михайловна Цыпнятова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением французского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга. al soluxory@mai l. ru

экология здоровья, экологическая культура, образовательная среда, личность экологосообраного типа поведения.

в статье рассмотрены интегративные направления экоцентрической образовательной среды: экологическая культура и экология здоровья, а также перспектива их использования в средних общеобразовательных учреждениях на примере школы №9 города Санкт-Петербурга.

ECOLOGY OF HEALTH AND ECOLOGICAL CULTURE AS THE PERSPECTIVE DIRECTIONS IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT TO THE SCHOOL

Lyudmila A. Sorokina, Zoya V. Bystrova, Ksenia M. Tsypnyatova Federal public budgetary educational institution of higher education "Herzen state pedagogical

university of Russian", St. Petersburg The public budgetary educational institution high comprehensive school No. 9 with profound studying of French of Vasileostrovsky district of St. Petersburg

health ecology, ecological culture, the educational environment, the personality ecologically expedient like behavior.

in article the integrative directions of the ecocentric educational environment are considered: ecological culture and health ecology, and also prospect of their use in average educational institutions on the example of school No. 9 of the city of St. Petersburg.

На сегодняшний день в связи со стремительными изменениями, происходящими в мире, школьное образование нуждается не только в пересмотре существующих подходов к учебно -воспитательному процессу, но и в модернизации системы обучения в целом. При этом формирование взгляда на организацию мировой системы как на глобальное единство многообразных форм, основанной на углубляющейся взаимозависимости различных компонентов окружающей реальности, где от действий каждого зависит благополучие всех, остается основной задачей в рамках построения новой образовательной парадигмы. Таким образом, актуализируется целеполагание в области решения глобальных цивилизационных проблем, во многом связанных, на наш взгляд, с консервативностью и неспособностью образовательной системы воспитать человека способного грамотно взаимодействовать с окружающим миром на современном этапе развития социума.

Происходящие сегодня в России и в мире изменения диктуют необходимость выработки новых целей и задач образования, ориентированных на решение проблем вхождения человека в

97

социальный мир и его продуктивную адаптацию в нем. Таким образом, современная образовательная система должна обеспечивать формирование более полного, личностно ориентированного и социально интегрированного результата обучения.

В рамках школьного образования ответом на новые требования к подготовке выпускников средних общеобразовательных учебных учреждений является внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС ООО) 2-го поколения, позволяющих разработать систему объективной оценки уровня образования учащихся на ступени среднего и полного общего образования. Разработанные с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации стандарты, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и ориентация на становление личностных характеристик выпускника, направлены на обеспечение ряда условий необходимых для качественного усвоения основных общеобразовательных программ. Одной из основных личностных характеристик формирующих «портрет выпускника основной школы» является то, что «учащийся осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды», что не представляется возможным без формирования целостного мировосприятия [6].

Однако, задачи развития интеллектуальных способностей, системного стиля мышления, коммуникативных умений, а также представлений о системной организации природы требуют поиска путей сохранения и поддержания высокого уровня умственной работоспособности школьников в процессе обучения, что неразрывно связано с использованием

здоровьесберегающих образовательных технологий. При всей актуальности и многоаспектности использования здоровьсберегающих технологий в школе, хочется

подчеркнуть, что все они распределяются во временном промежутке образовательного

процесса не равномерно, занимая нишу того или иного направления: воспитательного,

развивающего и т.п. Такая практика использования не способствует реализации в полной мере целей и задач здоровьсберегающего образования [5].

Решение обозначенной проблемы видится нам в создании адекватной современным цивилизационным условиям образовательной среды. Такой средой является экоцентрическая образовательная среда (ЭЦОС далее), которая позволит сформировать у школьников системное видение мира, обосновывающее стратегию развития человечества соответственно эволюции глобальной экосистемы (биосферы), обуславливая нравственный выбор личного жизненного пути и осознание пути развития общества.

ЭЦОС определяется как личностно-ориентированная открытая гуманитарная система творческого взаимодействия между субъектами образовательного процесса, позволяющая сформировать личность экологосообразного типа поведения.

В обозначенном контексте успешность реализация ФГОС 2 -го поколения достигается за счет интеграции направлений деятельности ЭЦОС:

- экологическая культура - это направление деятельности, реализуемое через создание организационно-методических условий (структур), способствующих формированию целостного мировосприятия, основанного на экологическом и системном мышлении.

- экология здоровья - это направление деятельности, реализуемое через создание организационно-методических условий (структур), способствующих диагностике, укреплению и популяризации здоровья среди участников образовательного процесса.

Понятие культура экологично само по себе, так как подразумевает рациональное возделывание земли. Взаимодействие человека и природы должно быть экологично, то есть обеспечивать взаимосвязанное и устойчивое развитие системы, в условиях которого деятельность и поведение отдельного человека и всего человечества подстраивается к природным процессам. В результате обозначенной формы взаимодействия у человека формируется экологическая культура как интегративное личное качество. Объективно, что ведущую роль в формировании экологической культуры должны брать на себя семья и школа, первичные институты социализации личности.

В рамках общеобразовательной школы феномен экологической культуры будет раскрываться через призму формирования системного мышления, экологического мировоззрения, экологосообразной деятельности, характеризующих личность экологосообразного типа поведения. Достижение обозначенных качеств возможно путем реализации направлений деятельности школьных объединений воспитания, обучения и развития.

Выделение в структуре экологической культуры направления экологии здоровья, как отдельного феномена, обусловлено переходом к парадигме устойчивого развития (« sustainable development»), подразумевающей гармонию взаимоотношений человека и окружающей среды в целях удовлетворения жизненных потребностей настоящего и будущего поколений. Учитывая, что первичными потребностями индивида, в соответствие с пирамидой А. Маслоу, являются потребности физиологические, то сохранение, укрепление и популяризация здоровья лежит в основе sustainable development a priori.

На основе приведенных выше научных концепций в государственном бюджетном образовательном учреждении средней школе № 9 с углубленным изучением французского языка Василеостровского района города Санкт-Петербурга реализуется ЭЦОС, целью которой является воспитание личности экологосообразного типа поведения. Представленная модель структурных объединений и проектов школы в рамках ЭЦОС (рис. 1) позволяет детально рассмотреть направление деятельности при воспитании личности школьника.

УПРАВЛЕНИЕ

директор школы

координирование

1 1 1 1

ВОСПИТАНИЕ Зам. дир. по ВР ОБУЧЕНИЕ Зам. дир. по УВР РАЗВИТИЕ Зам. дир. по ОЭР ЗОНИРОВАНИЕ Зам. дир. по АХР ПИТАНИЕ Зам. дир. по питанию

|| координирование || координирование || координирование || координирование || координирование ||

1. Отряд ЮИД 1. «Русский язык» 1. Культурный 1. «Зоны 1. Служба питания

2. ШНО 2. Балльно- проект «наследие» экологического 2. Отряд «Чистые

«Академики» рейтинговая система 2. Культурный комфорта» руки»

3. Радио «Школьное оценки деятельности проект 2. «Зоны З. Проект

эхо» учащихся сотрудничества с психоэмоционального «Здоровый класс!»

4. Школьная газета Финляндией комфорта»

«Девяточка» «Зеркало» З. «Зоны активного

5. Отряд волонтеров 3. Проект отдыха»

6. ОДОД «Толерантность» 4. «Зоны

7. Служба по 4. Программа релаксации»

профилактике обмена «Французский

травматизма язык»

8. Школьный 5. Медицинская

методический совет служба

9. Методическое 6. Допризывная

объединение подготовка проект

10. Социальная «Зарница

служба 7. Профориентация 8. Объектовые тренировки

Рис. 1. Модель структурных объединений и проектов школы в рамках ЭЦОС

Идеология ЭЦОС и ее интегрируемых направлений прослеживается в деятельности всех школьных объединений, проектов и иных структур образовательной среды. Также следует подчеркнуть, что «экология здоровья» как интегративное направление ЭЦОС, реализуется на благо не только учеников, но и учителей, так как образовательная парадигма среды гласит:

99

«учитель и ученик не являются составными частями в сложном механизме образовательной системы. На первый план выходит проблема взаимодействия систем: образовательной и организма человека». В этом контексте в своих трудах профессор Л.Г. Буйнов пишет: «сохранение здоровья участников образовательного процесса на сегодняшний день является вектором новой образовательной парадигмы. Связно это в первую очередь с пролонгированной интенсификацией учебной деятельности, при которой исчерпываются функциональные ресурсы организма, следствием чего является срыв адаптационных механизмов организма человека и в итоге болезнь» [4]. Разработанные коллективом авторов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена под руководством профессора Л.Г. Буйнова, способы повышения умственной работоспособности человека нашли свое достойное применение в образовательной деятельности школы, позволяя не только диагностировать, но и корректировать функциональное состояние субъектов образовательного процесса [1; 2; 3].

Таким образом задача интегрируемого направления ЭЦОС «экология здоровья» не подстроить образовательную систему под индивида и наоборот, а скорректировать процесс взаимодействия систем таким образом, чтобы реализация целей образования не вызывала функционального нарушения в организме человека. В таких условиях воспитания экологической культуры становиться процессом не противоречащих sustainable development, позволяя без существенных затрат человеческого и природного потенциала обеспечить устойчивое гармоничное развитие субъекта в образовательной среде, ориентированной на экоцентризм.

В заключении хочется подчеркнуть, что целостность и интегративность ЭЦОС, а также ее идеология, основанная на культурных и здоровьесозидающих ценностях, является условием формирования функциональной константы поведения индивида в обществе, его способностей, потребностей, интересов и сознания, что позволяет рассматривать личность в равной мере как носителя и как представителя позиционируемой среды. Таким образом, создание адекватной современным социальным условиям и запросам ЭЦОС позволит субъектам взаимодействовать с ней по принципам единства и равноправия, позиционируя здоровье и культуру как основополагающие ценности в потенциале будущего поколения.

Литература

1. Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Н.Н. Плахов, Л.П. Макарова, Л.И. Сыромятникова и др. RUS 2435617 23.03.2010

2. Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л.Г. Буйнов, Н.Н. Плахов, Л.П. Макарова, Д.В. Сухоруков и др. RUS 2437689 04.06.2010

3. Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, П.В. Станкевич, М.С. Матусевич RUS 2453346 27.04.2010

4. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования №4, Пенза, 2012 - стр.242.

5. Сыромятникова, Л.И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375-377.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897] / [Текст] -М., 2010 - 67 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.