Научная статья на тему 'Экология тундряной куропатки Lagopus mutus на Командорских островах'

Экология тундряной куропатки Lagopus mutus на Командорских островах Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
104
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Андреев Александр Владимирович

Второе издание. Первая публикация: Андреев А.В. 1971. Особенности экологии тундряной куропатки (Lagopus mutus) на Командорских островах // Зоол. журн. 50, 8: 1260-1262.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экология тундряной куропатки Lagopus mutus на Командорских островах»

повальной компьютеризации и пожалеть о том, что утомительные многодневные экскурсии энтузиастов по пескам или болотам уже не могут служить основной базой для выявления общих биологических закономерностей. Конечно, нет! Можно только радоваться, что современные методы сбора и компьютерного анализа зоологических данных позволили вскрыть важнейшие механизмы развития ведущих компонентов биоты. Но мы уверены, что любые наблюдения за жизнью животных в их естественной среде обитания всегда будут служить ценнейшим материалом для понимания общих тенденций развития экологических систем.

С этой точки зрения ещё более ясна уникальность научного и педагогического вклада А.Н.Формозова в развитие русской и зарубежной экологии.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 764: 1304-1308

Экология тундряной куропатки Lagopus mutus на Командорских островах

А. В. Андреев

Второе издание. Первая публикация в 1971*

Тундряная куропатка Lagopus mutus населяет всю группу Алеутских островов, куда входят и Командорские острова, и образует там семь подвидов (Peters 1934). Командорский подвид - Lagopus mutus ridgwayi Stejneger 1884 — отличается от материковых популяций более тёмной окраской и несколько меньшими размерами. Относительно этого подвида в литературе имеются лишь краткие сведения (Иоган-зен 1934; Мараков 1962). Почти отсутствуют данные об особенностях поведения разных подвидов тундряной куропатки. Между тем, формы поведения могут служить хорошим дополнительным критерием для установления систематических категорий и филогенетических связей.

Наши наблюдения проведены на острове Медный в июле-августе 1969 года. Площадь острова 186 км2. На острове можно выделить четыре основных типа биотопов: 1) луговой — в нижних частях склонов, в долинах речек и ручьёв; характерен высокий и густой травяной покров; 2) тундры, развитые обычно выше луговых участков, а также на

* Андреев А.В. 1971. Особенности экологии тундряной куропатки (Lagopus mutus) на Командорских островах // Зоол. журн. 50, 8: 1260-1262.

крутых склонах в нижних частях сопок; 3) гольцы с разреженной растительностью; характерны для вершин сопок и седловин; 4) болота — на горизонтальных, переувлажнённых участках.

В разное время суток и во все сезоны тундряных куропаток можно встретить в любом из перечисленных биотопов. В период токования и насиживания они большую часть времени проводят в тундре. В первой половине дня они посещают гольцы, добывая гастролиты, или устраивают там порхалища. В период линьки (с середины августа) птицы, напротив, более обычны на гольцах. Кормятся куропатки, как правило, на границе луговых и тундровых или на болотистых участках. Таким образом, тундряная куропатка использует все основные биотопы острова.

Самцы начинают токовать в марте-апреле (Иоганзен 1934). Более или менее постоянно токование можно наблюдать до середины июля. Столь длительный период токования, по-видимому, связан, во-первых, с растянутой весной и, во-вторых, с нередкой гибелью кладок от песцов А1орех lagopus, регулярно посещающих внутренние части острова. Токование самца складывается из ряда элементов, среди которых наиболее видное место занимает токовый полёт, который совершается следующим образом. Взлетев со склона, птица набирает высоту и скорость, а затем начинает планировать. В планирующем полёте, не работая крыльями, она делает своеобразную воздушную фигуру: крутой подъём и пике (рис. 1). Такой полёт чаще всего заканчивается почти вертикальной посадкой, но иногда несколько фигур периодически следуют одна за другой. При этом птица летает над долиной по кругу. Токовый полёт обязательно сопровождается песней (см. ниже). Описанная фигура — кульминационный момент токового полёта. Совершая её, птица имеет характерную позу: она распускает веером хвост и крылья, белые маховые которых особенно заметны при посадке. Токовый полёт белой куропатки Lagopus lagopus имеет примерно такую же траекторию (Михеев 1948).

После посадки птица принимает основную токовую позу, характерную для всех тетеревиных при токовании на субстрате (рис. 2, Д). Шея при этом вытягивается, распущенный веером хвост поднят почти вертикально, крылья полураспущены, так что белые маховые хорошо заметны, красные брови становятся особенно яркими. В этой позе птица медленно расхаживает и периодически (через 3-5 с) издаёт односложный позыв, являющийся продолжением токовой песни. Подобным образом ведёт себя самец и без токового полёта, если увидит поблизости самку.

Токовая песня самца, сопровождающая фигуру полёта, состоит из трёх частей: двух «долгих» односложных звуков и «трели». Длительность песни определяется «трелью», так как она варьирует у разных

особей и в разных ситуациях. Характерная черта этой песни состоит в том, что звук мало затухает с расстоянием. Птица, которая, казалось бы, поёт рядом, оказывается в 150-200 м от наблюдателя. Другая особенность песни - ею сопровождается любой перелёт самца, даже не токовый. Чаще всего она звучит при посадке, иногда на взлёте, иногда в начале и конце полёта. Названные особенности голоса куропаток при частых на острове туманах и сильно изрезанном рельефе имеют, вероятно, значение для внутривидового общения. Крик самца компенсирует недостаток видимости и информирует соседних птиц о взаимных перемещениях.

Рис. 1. Схема токового полёта тундряной куропатки Lagopus шМш. А-Б — активный полёт; Б-В — фигура, сопровождаемая песней; В-Г — посадка.

Рис. 2. Различные позы самца тундряной куропатки Lagopus mutus.

А — поза спокойной птицы; Б — поза лёгкого возбуждения; В — «поза места»;

Г — «поза угрозы»; Д — основная токовая поза.

Территориальная привязанность наиболее сильно выражена у птиц до начала августа. Самцов в это время можно часто видеть сидящими неподвижно на каком-либо возвышении рельефа. В этот период и самцы и самки не очень осторожны. На приближающегося наблюдателя они реагируют «лёгким возбуждением». Поза, соответствующая этому состоянию, отличается от позы спокойно сидящей птицы (рис. 2, А. Б).

Такое поведение характерно для птиц, встреченных вне гнездового участка.

Примечательным моментом поведения самцов является «поза и сигнал места». Находясь на хорошо заметном месте, птица время от времени наклоняется, изгибает шею, перья которой в этот момент топорщатся, а хвост опускается вниз (рис. 2, В). Такое поведение свидетельствует об агрессивном состоянии и в данном случае является, по-видимому, более ритуалом, чем устрашающей позой. Описанная поза сопровождается специальным звуком. Это видоизменённые «долгие» колена песни: первый звук очень короток (десятые секунды), второй — более долгий и более низкий, слышен 1-2 с. Часто после такого крика с разных сторон слышны ответные сигналы соседних птиц.

Командорские тундряные куропатки — моногамы. Самец и самка, окольцованные мной в начале июля, встречались вместе до середины августа. Откладка яиц, по наблюдениям Г.Х.Иоганзена (1934), происходит в третьей декаде июня. Гнёзда располагаются, по-видимому, в верхних частях тундр, так как в дневные часы, свободные от кормёжки, птицы встречаются именно здесь на высоте более 200 м н.у.м. На гнездовом участке поведение птиц своеобразно. О том, что находишься на таком участке, свидетельствует особенное поведение самца, который обычно сидит на возвышении, а при появлении человека поспешно слетает к нему. Этот перелёт сопровождается песней. Подлетев, птица горизонтально вытягивает шею со взъерошенными перьями, распускает в горизонтальной плоскости хвост и бегает поблизости, бросаясь из стороны в сторону. При этом слышен шипящий звук, совершенно не похожий на все другие сигналы, издаваемые куропаткой. Такое же поведение можно наблюдать у самца, изгоняющего другого самца со своего участка. Подобную «позу нападения» (рис. 2, Г) принимает и самка, беспокоящаяся возле птенцов.

Выводки появляются в конце июля — августе. 28 июля 1969 был встречен выводок, состоявший из 7 пуховых птенцов. Выводки с птенцами такого же возраста я находил 3 августа (6 птенцов) и 22 августа (2 птенца). Последний выводок появился, видимо, в результате повторной кладки. Второй из названных выводков был вновь встречен 15 августа. Птенцы уже были способны перелетать значительные расстояния (до 200 м).

С началом линьки (вторая декада августа) поведение птиц заметно меняется. Характерные для брачного периода агрессивность и терри-ториализм угасают. Самцов по одному и стайками (до 6 птиц) можно встретить на гольцах, где они устраивают порхалища. Только в сумерках можно наблюдать перелёты петухов и слышать их крики. Днём затаившуюся птицу лишь случайно можно увидеть в нижних частях тундр. Такому изменению поведения соответствует изменение физио-

логического состояния: у 2 самцов, добытых 8 июля и 6 августа, отношение веса гонад к весу тела было соответственно 0.6 и 0.08%.

Командорская популяция тундряной куропатки обитает в своеобразных условиях: типичный морской климат островов, многоснежные зимы, растянутая весна, ограниченная территория, сосуществование с многочисленной популяцией песцов и др. Относительная простота экологического комплекса, компонентом которого является данная популяция куропаток, делают её удобной моделью для решения ряда биологических проблем. Практическое значение командорской тундряной куропатки как объекта охотничьего промысла, несомненно, меньше научной ценности этого живого памятника природы островов.

Литература

Иоганзен ГХ. 1934. Птицы Командорских островов // Тр. Томск. ун-та 86: 222-266. Мараков С.В. 1962. Командорская тундряная куропатка и её промысел // Рационализация охотничьего промысла. М., 10: 88-90. Михеев А.В. 1948. Белая куропатка. М.: 1-180. Peters J.L. 1934. Check-list of Birds of the World. New York, 7: 1-401.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2012, Том 21, Экспресс-выпуск 764: 1308-1311

История палеоорнитологии в России

Е. Н. Курочкин

Второе издание. Первая публикация в 2010*

Начало познания ископаемых птиц России связано с именами

и

А.Нордманна, Э.Эйхвальда, А.Брандта, А.С.Роговича и И.Видхальма (1847, 1850, 1862, 1875, 1886), сообщивших первые сведения о находках остатков птиц в её пределах. Самое первое упоминание об ископаемых птицах России мы находим у А. Нордманна — датчанина, занимавшегося современной фауной, в его статье 1847 года об ископаемых находках на юге России, в которой сообщается о птицах из третичных отложений окрестностей Одессы.

Затем было известное огромное ископаемое яйцо страуса из Херсонской губернии, описанное А.Брандтом (1873), которым, очевидно, был другой Брандт, а не Ф.Ф.Брандт - директор Зоологического музея Академии наук, как везде принимается.

* Курочкин Е.Н. 2010. История палеоорнитологии в России //Орнитология в Северной Евразии. Оренбург: 13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.