Научная статья на тему 'Экология позитивных девиаций и раздельный сбор мусора как психолого-педагогическая проблема'

Экология позитивных девиаций и раздельный сбор мусора как психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
572
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология позитивных девиаций / экологическое воспитание / экологическое образование / раздельный сбор мусора. / ecology of positive deviations / environmental education / separate garbage picking.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горченко С. А., Попов С. М.

В статье обсуждается отношение населения к раздельному сбору мусора как психолого-педагогическая проблема. Деятельность волонтеров-активистов движения за раздельный сбор мусора рассматривается как позитивная девиация, требующая одобрения и поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF POSITIVE DEVIATIONS AND SEPARATE GARBAGE PICKING AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article discusses the attitude of the population to separate garbage collection as a psychological and pedagogical problem. The activities of volunteer activists of the movement for separate garbage picking are considered as a positive deviation that requires approval and support.

Текст научной работы на тему «Экология позитивных девиаций и раздельный сбор мусора как психолого-педагогическая проблема»

7. Панов В.И., Лидская Э.В. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2012.- № 1. - С 38-50.

8. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. - 456 с.

УДК 374.7

ЭКОЛОГИЯ ПОЗИТИВНЫХ ДЕВИАЦИЙ И РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР МУСОРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Горченко С.А., Попов С.М.

АНО Международный центр социальной адаптации и развития детей-инвалидов и детей-сирот «Свет Надежды», Санкт-Петербург, Россия E-mail: sagorchenko@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждается отношение населения к раздельному сбору мусора как психолого-педагогическая проблема. Деятельность волонтеров-активистов движения за раздельный сбор мусора рассматривается как позитивная девиация, требующая одобрения и поддержки.

Ключевые слова: экология позитивных девиаций, экологическое воспитание, экологическое образование, раздельный сбор мусора.

ECOLOGY OF POSITIVE DEVIATIONS AND SEPARATE GARBAGE PICKING AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM Gorchenko S.A., Popov S.M.

International Center for social adaptation and development of disabled children and orphans «Light of Hope», St. Petersburg, Russia E-mail: sagorchenko@mail.ru

Abstract. The article discusses the attitude of the population to separate garbage collection as a psychological and pedagogical problem. The activities of volunteer activists of the movement for separate garbage picking are considered as a positive deviation that requires approval and support.

Keywords: ecology of positive deviations, environmental education, separate garbage picking.

Мировое сообщество осознает проблему загрязнения и засорения окружающей среды продуктами антропогенной и техногенной деятельности человека или «мусорную проблему» как настоящую угрозу устойчивому развитию общества. Глобальная «мусорная» проблема сложна и многогранна. Ключевую роль в её решении играет ответственное отношение к проблеме не только властей, но и населения. В одних странах она решается достаточно успешно, в других - менее успешно, в третьих - состояние дел таково, что в обозримом будущем может привести к катастрофе [5].

На смену устаревшей социально-безответственной парадигме утилизации отходов и мусора под лозунгом «С глаз долой» приходит современная - под лозунгом «Отходы в доходы». Первичным этапом при этом подходе утилизации и дальнейшего использования мусора становится его раздельный сбор.

Один из самых ярких индикаторов проблемы - это отношение к сортировке бытового мусора населения [1, 6], в том числе со стороны экоактивистов.

При посещении «антимусорных» митингов и пикетов одним из авторов обнаружилась примечательная особенность. Даже среди экоактивистов немало людей, которые не только не практикуют в настоящий момент раздельный сбор собственного мусора, но и в будущем предпочли бы этого не делать, уповая на то, что будет внедрена технология сортировки без их личного участия, в местах переработки.

Студентка-экоактивистка из Подмосковья Мария А. наладила с помощью деканата и ректората своего педвуза раздельный сбор мусора в общежитии. Но ее однокашники, несмотря ни на что, предпочитают выбрасывать мусор несортированным, и Мария с подружками вынуждена сортировать за ними. Об их самоотверженности соседи знают, но все равно в работу по сортировке своего своего мусора включаться не хотят - и это будущие педагоги.

Другая экоактивистка, пенсионерка, которая регулярно ходит в СПб на митинги с плакатами в поддержку Шиеса, в личном разговоре высказалась категорически против разделения мусора «на дому»: пусть-де они на мусороперерабатывающих заводах сортируют, нас не утруждают.

Бард-экоактивист, выступающий с зажигательными песнями против властей с их неправильной экологической политикой, сам лично не готов ни петь про раздельный сбор мусора, ни сортировать его перед тем, как выбросить. И так далее. Даже журналисты высказывают энтузиастам-«раздельносборщикам» своё удивление: требовать от властей - понятно и привычно, начать с себя - утомительно. Сами журналисты, за редким исключением, сортировать мусор не готовы, а, например, главный редактор серьезной радиостанции, известный либеральными взглядами, в эфире неоднократно и резко отстаивал своё право на психологическую неготовность к этой работе.

Естественно, ещё труднее перестроить себя «простым обывателям», потому что сортировка домашних твёрдых бытовых отходов требует не только энтузиазма и терпения, но и знаний, а также отказа от прежних привычек, доведённых до автоматизма, и приобретения новых навыков, новых автоматизмов.

Даже самое простое разделение мусора представляет психологическую проблему. Многие ли не перепутают контейнеры для пищевых отходов, пластика, стекла, бумаги, «железа», смешанных отходов - и вредных, которые должны утилизироваться совершенно особым способом? Многие ли помнят, что нельзя ни в коем случае кидать батарейки ни в «железо», ни в «смешанные»?

А уж правильная сортировка разных видов пластика, часть которого вообще не подлежит переработке, другая часть - готовое вторсырьё, третья имеет особенности в доперера-боточной подготовке (отделение одного вида пластика от другого, потому что их совместная переработка невозможна) - это даже для многих энтузиастов недоступная высшая математика.

На объективные сложности сортировки накладываются субъективные особенности сортирующего, а также других членов семьи и близкого окружения. Даже когда вся семья едина - в какой-то момент появляется дорогой гость с совершенно другими представлениями в обращении с мусором, и система выходит из равновесия.

Коммерческая политика «продавцов» и «производителей», особенно крупных игроков на продовольственном и промтоварном рынках, также отнюдь не способствует расширению практики раздельного сбора мусора. Вредная тара удобна и привлекательна, привычное поведение покупателей запрограммированно и отработано до автоматизма, включение экологической составляющей замедляет и осложняет рутинный процесс продажи товаров.

Зачастую и законодатель играет на «антиэкологичной» стороне, вольно или невольно усугубляя психологи-педагогические сложности перехода к качественному раздельному сбору мусора. Прежде всего это касается налогового регулирования: полезная, легкоперераба-тываемая тара объективно дороже, вредная дешевле, и законодатели должны содействовать минимизации ущерба поставщикам, поддерживать их экологически ответственное поведение. То же относится и к поощрению использования многоразовой тары.

Словом, психолого-педагогических проблем много, и обычными нравственно-просветительским методами экологического воспитания их не решить, хотя оно настоятельно необходимо для формирования общих экологических установок у новых поколений. Но нравственно-просветительский этап не такой уж сложный. С ним справится любой педагог и родитель: природу надо беречь, причём не на словах, а на деле. Сажать деревья, убирать хлам на субботниках и т. п.

Но дальше начинаются сложности. Чтобы человек, взявший из дому на «перекус» банан в пакете, выбросил шкурку от банана в один контейнер, а пакет в другой, недостаточно, чтобы эти разные контейнеры стояли рядом в шаговой доступности - при том, что у нас с обычными урнами не так уж благополучно. Надо, чтобы его психология поменялась коренным образом - настолько, что, если ему соответствующие контейнеры не подвернутся под руку, он бы привёз мусор домой и рассортировал как положено.

Во многих городах энтузиасты сортировки мусора уже продумывают всю логистику жизни по новым правилам, объединяются и успешно реализуют свои экологичные проекты, чтобы жить с чистой совестью, хотя это сильно осложняет повседневное бытие. Для начала они активно обмениваются информацией о том, что пойдёт в переработку, а от чего лучше отказаться - например, никогда без крайней необходимости не покупать ничего на пластиковых подложках, в тетрапаках. Заказывают многоразовые мешочки и используют их вместо полиэтиленовых пакетов для взвешивания овощей и фруктов. Приносят свою тару для покупки полуфабрикатов и готовой еды. Находят компании, специализирующиеся на доставке еды на дом с оборотной тарой. Делятся советами по стирке пакетов, графиком работы волонтеров, собирающих рассортированный мусор, расписанием передвижения экомобиля, специализирующегося на сборе батареек и других вредных отходов.

Вовлечение населения в грамотную сортировку мусора невозможно без таких компетентных, конструктивно настроенных и действующих энтузиастов, которых уже немало.

Крайне важные и чрезвычайно дорогостоящие решения по улучшению экоситуации должны быть приняты на федеральном уровне и далее вниз по вертикали. Они должны сопровождаться высокопрофессиональной, тонкой и эффективной просветительской работой [7]. Обязательно в теснейшем партнёрстве с гражданским обществом.

По отношению к сортировке мусора население может быть условно разделено на три группы: сортирующие, саботажники и остальные, кто был бы готов играть по новым, экологичным правилам, если для этого им создадут условия или возникнет угроза наказания за нарушение.

Саботажники сортировать мусор не захотят, поэтому какая-то часть мусора окажется либо не отсортированной вообще, либо испорченной в той или иной степени, потому что среди тщательно рассортированных отходов могут оказаться опасные (чаще всего батарейки) или «неправильные». В местах переработки мусор может и должен быть досортирован, хотя это и ведет к дополнительным затратам.

Сортирующие и саботажники это положительные и отрицательные девиации на шкале экологических установок по отношению к раздельному сбору мусора, где норму составляют «остальные». С психолого-педагогической точки зрения очень важно сдвинуть эту норму к более экологичному поведенческому полюсу. То есть чем дальше, тем больше должно становиться людей, правильно сортирующих мусор с учетом всех сложных тонкостей и нюансов (например, в пищевые отходы для «вермикомпостеров» не выбрасывать цитрусовые и животные остатки, отделять жестяные банки от алюминиевых, разделять многочисленные виды пластика и т.п.).

Одним из способов такого сдвига экологического сознания может стать поддержка властями энтузиастов вроде вышеупомянутой Марии А. и ее подружек, сортирующих или досортировывающих мусор по месту сбора. Их деятельность должна стать социально-одобряемой, а их работа из волонтерской - оплачиваемой Крайне полезным было бы создание в педвузах студенческих отрядов экологической (сортировочной) направленности с предоставлением им грантовой помощи. Участие в них для студентов, во-первых, будет источником дохода (подработка), а во-вторых, чем-то вроде курсов повышения квалификации. Если в школы придут выпускники педвузов, умеющие выполнять, обучать, организовывать раздельный сбор мусора, если школы станут центрами эковоспитания, включающего решение мусорно-сортировочных проблем, это будет способствовать оздоровлению общества.

Но тут мы сталкиваемся с отдельной психологи-педагогической проблемой: непрестижностью позитивно-девиантного поведения в нашем обществе. К альтруистам, аскетам,

трезвенникам, праведникам, сортировщикам и т.п. группам многие относятся негативно [2, 3, 4]. Изменение этого негативного отношения нуждается в комплексном рассмотрении, и правильная организация экологического воспитания и образования населения с одной стороны может стать частью изменения общественного сознания в целом от патологичного к более здоровому, а с другой стороны приблизит решение вопросов, касающихся сортировки мусора.

Опорочить оппонента в глазах его сторонников, нынешних и потенциальных. - не сегодняшнее изобретение. Активистам, защищающим правое дело, приписывают корысть, сумасшествие, криминальные проступки и преступления, отталкивающие особенности в глазах некритически мыслящего большинства. Большинство охотно откликается, потому что людям не очень нравится чья-то добродетель, служащая им живым укором. А так можно и не напрягаться, следуя доброму примеру, раз пример и его носитель оказываются скомпроментиро-ванными.

В ситуации с российскими экоактивистами деятельность по их компрометации разворачивается на общем неблагоприятном для экоактивности фоне. У властей всех уровней нет тщательно разработанной, последовательно реализуемой стратегии оздоровления среды, нет провластных персон - экозащитников, компетентных, авторитетных, известных всей стране и поддерживаемых Правительством, нет пиар-программы по изменению сознания граждан в экологически правильную сторону. Но есть множество ошибок, вызывающих протесты населения.

В точках стихийных протестов активизируются «самопровозглашенные» лидеры, часть из которых давно и серьезно занимается теми или иными экологическими проблемами, а другая часть через экологию реализует свои лидерские амбиции.

Что такое экология позитивных девиаций применительно к данному вопросу? Лица, принимающие решения на соответствующем уровне, должны находить наиболее конструктивно настроенных экоактивистов, поддерживать их, искать совместно наилучшие подходы к решению проблем, поднимать авторитет своих общественных помощников за счет совместной работы на благо территории, помогать строить сетевое горизонтальное взаимодействие, использовать к общему благу ресурсы СМИ.

И одной из главных тем повестки сделать вовлечение населения в раздельный сбор мусора, в том числе с поддержкой межрегиональных и международных контактов. Тогда вырастет влияние людей с правильно расставленными экоприоритетами, активность удастся перевести из митинговой в просветительскую.

Разумеется, экологически опасные для конкретных территорий проекты следует держать под контролем. Широко обсуждать, подвергать высококвалифицированным экспертизам, корректировать, искать альтернативы. Но для этого жизненно необходима вторая сторона диалога - с представителями властей должны на равных дискутировать ответственные представители гражданского общества. То есть социальная среда тоже должна экологически (социоэкологически) оздоравливаться.

Развивающееся человечество должно будет заниматься сортировкой мусора, в том числе бытового, альтернативы этому нет. Уже в следующем поколении взрослых данное направление деятельности должно перестать быть проблемой. Отсюда следует острая актуальность освоения этого процесса, молодежью, подростками, детьми и их родителями. Систематизация данной работы, предложение и поддержка эффективных подходов - одна из приоритетных задач государства и гражданского общества.

Позитивные девианты являются нередко депривантами. Изменение отношения к ним на более положительное приносит заметную пользу в решении проблемы, будь то отрезвление микросоциума [8] или сортировка мусора.

Список литературы

1. Головина Д.Д. Новый этап в обращении с отходами: восприятие реформы населением в городском округе «Город Белгород» // СКИФ. Вопросы студенческой науки. Белгород, 2019, т. 5-1 (33), с. 231-237.

2. Горченко С.А. Трезвенничество как социальное явление: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04. М.: ИС РАН, 1992. - 130 с.

3. Горченко С.А. Экология позитивных девиаций // Актуальные вопросы теории и практики в социологии: Материалы Всесоюзн. науч.-практ. конф. аспирантов-социологов «Социологические исследования: теоретические и практические проблемы. - М.: Институт социологии АН СССР, 1991.

4. Горченко С.А. Экология позитивных девиаций, чукотская специфика //Сборник по итогам Международной научно-практической конференции «Наука нового времени: от идеи к результату». С-Пб.: Культ-Информ-Пресс, 2017. С. 182-183.

5. Гусилетов А.А., Огородников С. С. Тенденция развития в России раздельного сбора мусора и результаты опыта европейских стран // Естественные и технические науки. М.: «Спутник». 2019. Т.7. С.41-43.

6. Дьяченко С.А., Вылегжанина Е.А., Москвин А.С. Отношение к раздельному сбору бытового мусора населения города Кирова (на примере жителей «квартала 119») // «Общество. Наука. Инновации». Сборник статей XIX Всероссийской научно-практической конференции, Вятский государственный университет, 2019. С.237-241.

7. Хвостов А.А. Пропаганда раздельного сбора отходов в учебных заведениях // Сб.статей Международной научной конференции «Современные проблемы медицины и естественных наук», Йошкар-Ола, Марийский государственный университет. С. 318-320.

8. Ярзуткина А.А. Алкоголь в микросоциуме чукотского села: социальная репутация групп трезвости // Культура и цивилизация, 2016, т. 6. № 6А. С. 162-174.

УДК 159.99:504

ПСИХОЛОГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 6

Ермаков Д.С.

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия

E-mail: ermakov-ds@rudn.ru

Аннотация. Доклад посвящён обзору проблем и перспектив в области нового научного направления - психологии устойчивого развития. Представлены основные методологические подходы, теоретические концепции и практические проблемы.

Ключевые слова: устойчивое развитие, психология, методология, теория, практика.

PSYCHOLOGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS Ermakov D.S.

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia E-mail: ermakov-ds@rudn.ru

Abstract. The report is devoted to the review of problems and prospects in the field of psychology of sustainable development as a new scientific direction. The main methodological approaches, theoretical concepts and practical problems are presented.

Keywords: sustainable development, psychology, methodology, theory, practice.

На предыдущей 8-й Российской конференции по экологической психологии (Пермь, 2018 г.) автором был представлен доклад «Очерк психологии устойчивого развития», в котором охарактеризованы сущность концепции устойчивого развития (УР), важность психологических аспектов и значительный (хотя и не мало востребованный) потенциал психологического знания в теоретическом осмыслении и практической реализации УР, основные исследовательские проблемы в данной области (определение субъекта УР и методологических ос-

6 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-013-00722.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.