Научная статья на тему 'Экология детства: полнота бытия и проблемные пространства в обществе риска. XXV международная конференция "ребёнок в современном мире. Экология детства". Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 г'

Экология детства: полнота бытия и проблемные пространства в обществе риска. XXV международная конференция "ребёнок в современном мире. Экология детства". Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 г Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданов Сергей Игоревич, Султанов Константин Викторович, Романенко Инна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экология детства: полнота бытия и проблемные пространства в обществе риска. XXV международная конференция "ребёнок в современном мире. Экология детства". Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 г»

НИШИ

С.И. Богданов, К.В. Султанов, И.Б. Романенко

Экология ДЕТСТВА: ПОЛНОТА БЫТИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В ОБЩЕСТВЕ РИСКА*

XXV международная конференция «Ребёнок в современном мире. Экология детства». Санкт-Петербург, 18-20 апреля 2018 г.

© Богданов Сергей Игоревич - доктор филологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, ректор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: rector® herzen.spb.ru

© Султанов Константин Викторович - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Российский

государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Романенко Инна Борисовна - доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; профессор Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; e-mail: in_ [email protected]

Международная конференция «Ребенок в современном мире» проходит ежегодно в РГПУ им. А.И. Герцена, начиная с 1993 года. На состоявшейся очередной XXV конференции был масштабно поставлен вопрос о том, как ребенок в современной России может не только выжить, но и реализовать свое неотъемлемое право на счастье? Как можно противостоять стихиям и рискам общества потребления? Как ребенок может осознать и осуществить свои возможности, - реализовать многообразие творческих потенций? Именно так формулируют проблемы исследователи экологии детства, обращаясь к разным сторонам и возможностям культуры, показывая, что именно здесь, в конечном счете, лежат ключи творческого самоосуществления вновь вступающих в жизнь поколений. Организаторы конференции поставили перед собой новаторскую задачу - на единой площадке охватить, по возможности, бесконечное многообразие проблем по экологии детства. Организующим пространством данного мероприятия явились концепты многообразия пространств и жизненных сред образования и воспитания.

Ценным достижением в организации данного мероприятия являются состоявшиеся дискуссии, посвященные экзистенциальной стороне детства, (чистота и радость детства, стихия художественного творчества, музей, и др.), а также обсуждения, касающиеся проблемных сторон развития современного общества, его опасностей, социальных рисков, подстерегающих как детей, так и родителей, и педагогов.

С приветственным обращением к членам конференции выступили ректор РГПУ им. А.И. Герцена С.И. Богданов, консул по образованию Генконсульства КНР в Санкт-Петербурге Сунь Лайлинь, сопредседатель оргкомитета, проф. К.В. Султанов. С.И. Богданов отметил: «Вот уже четверть века проводится эта конференция, что впечатляет, поскольку только очень содержательное, нужное, важное, нравственное может существовать так долго. Нет, пожалуй, для нас сейчас более актуальной темы, чем та, которая обсуждается на конференции с вашим участием. Мы видим, какое большое внимание сейчас уделяется темам, связанным с воспитанием молодого поколения, а по существу - с формированием будущей России... Понимание того, кто такой современный ребенок, что ему нужно, что мы ему должны дать, является залогом успеха реализации всех программ. Я уверен, что работа конференции внесет большой вклад в решение многих проблем«. Консул Сунь Лайлинь подчеркнул важность защиты детства, рассказал о системе заботы о детстве в Китайской народной республике. Выступления докладчиков на конференции можно тематизировать по следующим основным направлениям, которые были представлены в качестве названия секции:

- экология детства и образовательная среда;

- манипулятивные технологии в образовательном пространстве России;

- ребенок в сфере культуры и образования;

I—

и о ш о

* Исследование поддержано грантом РФФИ № 18-011-00759а «Формирование постматериальных ценностей молодежи в образовательном пространстве и молодежных субкультурах: социокультурная аналитика состояний развития и прогностика социальных рисков».

о

3

ю О

- жизнь в социальных сетях: этические предпочтения и амбивалентность коммуникации;

- здоровьесберегающие технологии как экологический тренд сегодняшнего образования и естественнонаучное мировоззрение ребенка;

- социокультурные аспекты детства особого ребенка;

- актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- экология общественной среды: социальные, правовые, образовательные и социокультурные аспекты и др.

В ходе конференции состоялись круглые столы: «Инновационная среда университета и постматериальные ценности молодежи»; «Информация как визуальное: каким видит мир молодежь?»; «Детство как особая социокультурная реальность»; «Экология детства и гигиена культуры в современном обществе». Значимые позиции по актуальным проблемам экологии детства были обозначены в докладах на пленарном заседании, которые и задали общий тон и направленность последующим дискуссиям.

В докладе К.С. Пигрова «Генезис полноты бытия в детстве: путь терпения» была затронута проблема формирования экологического сознания современности, ценностная система которой предполагает не только экстенсивно-пространственное, но и интенсивно-темпоральное измерение. Ребенок учится практически овладевать временем и приспосабливаться к нему. Детство как феномен интересно и в теоретическом плане: оно служит условием возможности антропологического освоения времени, а также является важнейшей моделью для научно-философской аналитики самого концепта времени как интенсивной формы человеческого бытия. Исследование становления отношения ребенка со временем необходимо для осмысления и понимания темпоральности вообще, ибо предстает во всей своей фундаментальной наивности, незамутненности и кажущейся простоте. Полнота бытия предполагает устойчивость, продолжительность во времени, определенную гарантированность, но не абсолютную, а принципиально относительную. Она имеет форму некоего ритма взлетов и падений. Полнота бытия немыслима без колебаний, без «перебоев» в сердце и душе. Полнота бытия включает такты не только веселья, но и грусти. Правда, полнота бытия в измерении упомянутой относительной гарантирован-ности предполагает способность радоваться, но она лишена глубокой тревожности и непреодолимых страхов. Ребенок в состоянии пол-

ноты бытия уверен в надежности семьи: мать и отец никогда не бросят, - всегда поддержат. Он уверен, что в школе учат «безусловно хоро-шему«. Ребенок уверен в настоящих друзьях. Вот в этой спокойной глубинной уверенности и обнаруживаются истоки вековой культуры.

В докладе В.И. Стрельченко «Образование как культурно-цивилизационный проект» было акцентировано внимание на том, что начиная с середины прошлого столетия вплоть до сегодняшнего дня прослеживаются тенденции лавинообразного роста интересов и максимальной концентрации внимания научного сообщества, направленных на изучение собственно человеческого, личностного измерения таких жизненно важных типов социальной активности, как образование и воспитание. Это объясняется, во-первых, усилением кризисных тенденций в их развитии, обнаруживающихся в фактах беспрецедентного обострения социальных антагонизмов (терроризм, преступность, межэтнические и региональные конфликты и др.), во-вторых, не прекращающимся ростом отрицательных антропологических последствий «модерниза-ции« образования на основе принципов идеологии либерализма (нравственно-этическая деградация, обострение межличностных конфликтов и т.д.), в-третьих, неясностью и неопределенностью содержания самих понятий образования и воспитания, претерпевающих в настоящее время существенные концептуальные трансформации, и, наконец, в-четвертых, настоятельной потребностью изучения состояния и оценки культурно-цивилизаци-онных перспектив отечественной системы образования в условиях ее реформирования за счет приведения в соответствие со стандартами так называемого «болонского процесса«.

О. Сюч (Будапешт, Венгрия) обратила внимание на то, как часто мы слышим: мир стал не предсказуем. Почему мы перестали доверять надежности собственного познания, нашей - выработанной за последние несколько тысяч лет уверенности в собственных силах? За последние полвека появилось несколько таких явлений в реальной жизни различных сфер функционирования общественной жизни, которые своей неадекватностью потребностям логического саморазвития общества по алгоритмам гуманизма вносят деформации в онтологическую сферу, и тем самым, в значительной мере препятствуют созданию эпистемологических моделей, способных адекватно описать состояние мира. Докладчик с сожалением констатировала исчезновение базовых, тесно связанных с оценочными процессами эпистемологических категорий. В западном мире, к которому причисляет себя и Венгрия, в повседневных практиках из обихода выхо-

дят такие понятия как истина, ложь, факт, реальность, справедливость, идея, смысл, коллективизм, закон и закономерность, объективное, совесть. Исчезновение базовых философских понятий, обеспечивающий инструментарий адекватного мировосприятия, сулит угрозы глубочайшей некомпетентности в понимании глубинных процессов и тенденций, происходящих в мире, обществе и в нас самих.

В докладе «Роль манипулирования в условиях профессионально-педагогической деятельности» Ю.В. Пую обратила внимание на то, что манипуляция как вид общения в школе используется, чаще всего, как способ контроля, причем контроль может осуществляться как учителями над учениками, так и самими учениками над своими сверстниками или ребятами более младшего возраста, а старшеклассники пытаются манипулировать и учителями. Педагогические манипулятивные приемы представляют собой приемы косвенного педагогического воздействия и направлены во благо учащихся. Они проявляются как намеренно создаваемая ситуация или проблема, в ходе решений которой ученик принимает позицию учителя как свою собственную. В создании таких ситуаций выражается мастерство стимулирования учащихся с опорой на их сильные личностные качества. Педагогические манипулятивные приемы способствуют построению конструктивного взаимодействия педагога и учащихся, стимулируют творческое личностное развитие учащихся.

А.А. Грякалов в докладе «Экология и эко-софия детства: стратегии утверждения« вводит концепт экософии как содержащего нормы, правила, постулаты, приоритеты и гипотезы, касающиеся состояния дел во Вселенной. Направление интересов экософии вариативны -включают факты загрязнения, разведанные и еще не разведанные природные ресурсы, население, потоки миграций, проблемы социального и экономического неравенства - с одной стороны, а с другой - ценностные приоритеты, значения и смыслы. Таким образом, нужно говорить о «трех экологиях« - природной, социальной и ментальной. Для конститу-ирования такого множественного и сложного пространства нужна новая наука, объединяющая природно-органическую, научно-когнитивную, экономическую, городскую, социальную и интеллектуальную экологии - которую уместно назвать экософия.

и.Б. Романенко в докладе «Место социогу-манитарных наук в формировании межличностной и межкультурной коммуникации» обосновывает идею о том, что территория гуманитарного знания - это «территория духа». Исторически сложилось так, что в системе европейского просвещения гуманитарное

знание выступает в двойственной роли - оно и транслирует знание о духе, и пробуждает дух, будит его в новых поколениях. Гегель данную функцию гуманитарного образования по духовному пробуждению, связанную с освобождением сущностных сил человека, считал «священной». Сфера гуманитаристи-ки - это сфера абсолютного духа, включающая в себя религию, философию и искусство. В этой связи уместно поставить вопросы: как соотносится с этой функцией система гуманитарного образования, сложившаяся в России? Присутствует ли в отечественном гуманитарном образовании в той или иной форме специфическая направленность на пробуждение сущностных сил человека? Пробуждает ли оно дух благородства и доблести в отстаивании истины, или оно пробуждает иной дух? Способствует ли оно освобождении созидательной активности личности или, наоборот, оно формирует человека внешне образованного, но внутренне разрушенного, неуверенного, шаткого, подражательного и покорного господствующим заблуждениям, безличного и надменного, т.е. ничем не отличимого от полуобразованного «массового человека»? Бесчисленные неудачи реформ, проводимых в нашей стране за последние десятилетия, говорят о специфической, укорененной в гуманитарном мышлении российских реформаторов гносеологической установки на непродуктивное абстрактное теоретизирование, оторванное от действительности, как в области исследования социальных процессов, так и в области их проектирования.

Доклады Е. Хайнер (Хьюстон, США) и А. Гриво-Романенко (Париж, Франция) были посвящены проблеме комфортного и благоприятного обучения ребенка музыке по интерактивному методу обучения музыке «Soft Way to Mozart», http://www.softmozart.com/), базирующегося на развитии самоуважения детей, принимающего уникальность ребенка и его пути в мир музыки. Данная программа обучения ориентирована на приобщение к музыке широких социальных и возрастных кругов людей. Это путь к пониманию красоты и глубины произведений, культивирования любви к музыке. Первое, чему необходимо научиться самому педагогу музыки - это наблюдать и слушать. Второе - уметь находить и опираться на то, что ребенок уже знает, умеет и с удовольствием делает.

В рамках конференции также прошли теоретические семинары: «Восприятие нового в подростковой среде и возможности социальных лифтов» (мод-р - к.ф.н., доц. А.А. Воскресенский); «Подростковые ценности и технологии личностного роста» (мод-р - д.ф.н., проф. Ю.В. Пую).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.