Научная статья на тему 'Экология человека в эпоху модернизации российского общества'

Экология человека в эпоху модернизации российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ручкина Галина Филипповна

Рассматриваются проблемы выживания человека, условия сохранения им общечеловеческих нравственных ценностей в информационном обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF MAN IN THE EPOCH OF RUSSIAN SOCIETY MODERNISATION

In this article problems of man's surviving and preserving of his moral values in information-oriented society are considered.

Текст научной работы на тему «Экология человека в эпоху модернизации российского общества»

2007

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 113

УДК 316.3:316.422

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Г.Ф. РУЧКИНА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Г араниной О.Д.

Рассматриваются проблемы выживания человека, условия сохранения им общечеловеческих нравственных ценностей в информационном обществе.

Динамика современного общества поражает воображение: процессы глобализации меняют параметры социальных процессов в вертикальном и в горизонтальном измерениях. Весьма заметные перемены ощутимы в сфере информатизации общества. Настороженные ожидания, прогнозы и предчувствия относительно перспектив информатизации российского общества, лишенные оптимизма, во многом оправдались. И вместе с тем невозможно отрицать тот факт, что сделаны решительные шаги на пути вхождения России в мировое информационное пространство. Однако процессы глобализации и информатизации общества породили ряд серьёзных проблем, связанных с пониманием необходимости объединения усилий людей в отстаивании интересов мирового сообщества. Центральной же проблемой является осознание важности сохранения общечеловеческих нравственных ценностей как ядра культуры, «сбережения» человека. Современная цивилизация, накопившая огромные знания, обострила проблему создания глобальной этики, универсальных нравственных принципов, которые смогли бы обеспечить общечеловеческую солидарность и прогресс общества.

Информационные процессы, идущие в России, имеют свою специфику, обусловленную не только кризисным состоянием российского общества, модернизирующего свои жизненно важные составляющие - (экономику, политику и власть, умонастроения людей, взаимоотношения с природой и т.д.), но и более глубокими причинами, лежащими в основании российской культуры. Известные русские философы, мыслители прошлого, размышляя о будущем России, отмечали, что важнейшие проблемы философии - онтологические, гносеологические, социальные, как в фокусе, сходятся в одной точке - это человек, его существование, духовная сущность, предназначение, нравственный потенциал. Отечественные мыслители особый акцент делали на нравственном стержне личности, уважении к традициям и культуре народа, соборности понимаемой не как всепоглощение личности, но как «всеединства» с сохранением индивидуальности (В.С. Соловьёв). Для русской философии органична тема любви к человеку. Любовь рассматривается как важнейшая, доминантная составляющая человеческого духа. А ненависть, агрессия, пренебрежение самобытным творческим началом в человеке приводит к внутреннему дисбалансу, нравственной ущербности. В конечном счёте (об этом писали и В.С. Соловьёв, и Н.А.Бердяев, и Н.Ф. Фёдоров) русская гуманистическая школа защищала базисные гуманистические ценности: право человека на жизнь, справедливость, свободу, человеческое достоинство. Сейчас гуманистические традиции, нравственные ценности во многом девальвированы (под влиянием негативных процессов переходного периода), что решительным образом отразилось на нравственном здоровье каждого человека. Испытанию подверглись важнейшие характеристики русской ментальности: жертвенность, долготерпение, готовность к любым испытаниям.

Культурные факторы в зреющем информационном обществе начинают играть все более решительную роль. В самом деле, экономика информационного общества превращает человека, владеющего технологическими знаниями, информацией в общественную силу, способную обеспечивать технический и социальный прогресс. Но это станет возможным при одном усло-

вии - владении культурным капиталом, что позволит личности выполнять творческие задачи. Однако впечатляющие достижения науки, возвысившие человеческий разум, амбивалентны по своей природе. Креативная деятельность человека связана с техногенной цивилизацией, где побочные продукты техногенного развития: экологический и антропологический кризис, все нарастающие процессы отчуждения, изобретения новых средств массового уничтожения людей и т.д. приобретают все более очевидный характер. Общества Запада стремятся реализовывать идеалы «социумов потребления», создавая тем самым дополнительную мощную антропогенную нагрузку на биосферу. В результате 5% населения Земли в США имеют 45% мировых затрат электроэнергии и 2/3 выбросов, загрязняющих окружающую среду [1, с. 21]. Такая же ситуация может быть констатирована и в отношении к другим глобальным проблемам современности - демографической, научно-технической, военной и.т.д. По оценке экологов и других исследователей, окружающий мир при сохранении существующего положения окажется в состоянии климатической катастрофы примерно через 20 лет. Этому будет сопутствовать хаос в мировом сообществе, массовая миграция населения, нехватка продовольствия, воды, сырьевых ресурсов и, как следствие, социальные конфликты. Существует ли альтернатива столь мрачным прогнозам?

Ведущей парадигмой взаимодействия человека и природы является их гармоническое развитие. Очевидно, что никакие самые совершенные, новые природосберегающие технологии не помогут, если не будут выработаны новые приоритетные ценности. Только на их основе возможно утвердить иные экологические стандарты, от реализации которых будет зависеть качество жизни (а, возможно, и сама жизнь) последующих поколений. Однако экоцентрическое сознание, призванное заменить в обозримом будущем современное экологическое мировоззрение еще не стало довлеющим в нашем обществе. В его основе лежат идеи В.И. Вернадского, а также Н.Ф.Федорова, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьёва и др. выдающихся мыслителей XIX-XX вв. Центральная идея в их наследии: ответственность за свои деяния, за разрешение конфликтных отношений между мыслящим разумом и природой, создание новой моральной парадигмы, которая могла бы быть реализована в перспективе по мере возникновения, согласно Вернадскому, ноосферы, и превращения человечества в новую преобразующую силу: «Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяет жизнь человечества, является мерилом его представлений о справедливости» [2, с. 509].

В этой связи актуальным становится вопрос об экологическом всеобуче, в особенности, если речь идёт о молодёжи. Возможно, в определённой мере проблему формирования нового экологического мышления сможет решать движение в поддержку водородной энергетики, способной стать альтернативным источником энергии в обозримом будущем. Размышляя на эту тему, академик В.А. Садовничий писал в одной из своих статей: «В перспективе, когда задача обеспечения экологической чистоты воздуха станет для человечества неотвратимой, общество, несмотря на очень высокую (по современным меркам) экологическую стоимость водородного горючего и технические опасности обращения с ним, начнёт развивать, я бы сказал, «водородную цивилизацию» [3]. Техногенная эпоха породила, помимо экологического, ещё и антропологический кризис, проявляющийся в настойчивых попытках воздействовать на геномику человека с целью её коррекции. Любые самые глобальные проблемы в мире - это проблемы человека, личности. Поэтому, когда мы констатируем факты гибели природной среды, социальные катаклизмы, либо сложные, острые межличностные отношения, то неизбежно обращаемся к основе этих явлений - деформации человека как личности. В философской литературе в последнее время обсуждается вопрос о природе человека, о возможности воздействовать на неё, причём таком, которое может вызвать её радикальные изменения. Факты такого воздействия на человеческую природу можно расценивать как вызов, который технологическая революция бросает обществу и человеку.

Существуют и объективные предпосылки антропологического кризиса, обусловленные влиянием окружающей среды: возрастание мутагенных факторов под влиянием химического и радиоактивного воздействия; появление всё новых видов болезнетворных микробов и вирусов и др., приводящих к опасным изменениям генетической основы человека. Нарушаются генотипические структуры, возникшие в результате длительной эволюции живой материи. Немаловажное значение приобретают стрессы, болезни, депрессии, лекарства, подавляющие психику. Евгенические теории прошлого были, возможно, не столь утончёнными, как современные (всё-таки XXI век!), но, как и прежде, они ставят задачу допустимости и возможности проведения «качественной демографии». Очевидно, что подобный взгляд на права неродившегося ребёнка, судьба которого решается другими, свидетельствует о большом моральном ущербе, присущем данной концепции, и необходимости правовой защиты пострадавших со стороны государства

[4].

Современная наука открывает перед нами широкие возможности манипулирования человеком. Об этом свидетельствуют молекулярная биология, психология, популяционная генетика, медицина и другие виды знаний о человеке. Так, в литературе приводится факт попытки родителей заручиться поддержкой педагогов, которые бы согласились по специально разработанной программе психологически воздействовать на группу детей, дабы привить им определенные личностные качества (целеустремленность, индивидуализм, лидерство и т. д.) вместо воспитываемых в обычных школах и являющихся прямо противоположными. Речь идет, таким образом, о социально-психологическом конструировании личности. Автор отмечает особенность современного подхода к этой проблеме: его технологический характер. Ребенок воспринимается в данном случае как объект манипуляций, в результате которых должна быть реализована определенная цель. При этом роль о правах, достоинстве личности ребенка не идет [5, с. 24-25].

Экологию человека в современном мире невозможно втиснуть только в рамки биосоциальной природы человека. Она выходит далеко за ее пределы, в сферу духовного, личностного, в сферу культуры. И здесь она может быть реализована в виде духовных, общечеловеческих ценностей как ядра культуры, среды, питающей личность. И именно культура является тем средством, которое способно преодолеть отчуждение человеческой сущности, проявляющееся в самых разных направлениях жизнедеятельности человека.

Классические образцы анализа проблематики отчуждения представлены в творчестве Г еге-ля и Маркса, правда, решена эта проблема с диаметрально противоположных позиций. Если у Гегеля отчуждение выглядит как отчужденное сознание, то снятие отчуждения рассматривается им как последовательное возвышение самосознания в процессе освоения человеческой культуры и социальной истории. Но при этом Гегель не мог отрешиться от своих взглядов на объективную действительность как отчужденную духовную сущность[6]. Критикуя гегелевскую позицию, Маркс утверждает иное понимание природы отчужденных форм сознания и совсем иных путей их изживания: «Эта материальная, непосредственно чувственная частная собственность является материальным, чувственным выражением отчужденной человеческой жизни... Поэтому положительное упразднение частной собственности, как утверждение человеческой жизни, есть положительное упразднение всякого отчуждения, т.е. возвращение человека из религии, семьи, государства и т.д. к своему человеческому, т.е. общественному бытию» [7, с. 117].

Современные проявления отчуждения наиболее явны в политической и духовной сферах. Неразвитые структуры гражданского общества не могут должным образом противостоять правовому нигилизму, продиктованному неуважительным отношением к человеческому достоинству. Власть не всегда может противостоять также оккультному знанию, различным отчужденным формам культуры, более всего распространенным в молодежной среде. Негативный опыт взаимоотношений человека и власти подрывает человеческий ресурс, не способствует «сбережению» человека. Угрозой экологии человека является внутренняя политическая нестабильность общества, распространение радикальных взглядов, циркулирование в обществе национа-

листических настроений, а также заторможенная реакция власти на те или иные выпады политической оппозиции. В этих условиях формируется питательная среда для возникновения политического отчуждения, складываются настроения безысходности, незащищенности, подозрительности.

Наиболее губительным является духовное отчуждение, не дающее возможности морального самосохранения человека. Состояние нравственности - один из самых важных индикаторов качества жизни общества. Снижение нравственного уровня в нашем обществе во многом обусловлено проведением неудачных реформ, вызвавших резко критическое отношение общества. Формирование «человеческого капитала», вкладывание средств в образование и воспитание молодых есть показатель позитивного решения нравственных проблем общества, это важнейший национальный ресурс. Гуманитарное образование, находящееся не на должном уровне, утрачивает возможность формировать мировоззренческий багаж человека, систему его нравственных ценностей. В этой связи глубоко ошибочными являются некоторые образовательные программы в высшей школе, направленные на сжатие гуманитарного цикла дисциплин (сокращение часов, изменение структур курсов и т. д.).

Проблема экологии человека находится, в том числе и на стыке психологоэкзистенциальных проблем человека. Речь идет не только о немотивированной агрессии и разного рода видов девиантного поведения людей, преимущественного молодых. Речь идет о трагедиях гораздо большего масштаба, нередко приводящих к необратимым последствиям. Традиция экзистенциализма предусматривает рассмотрение общества как экзистенциальной реальности. В этом случае актуальной становится тема свободного выбора. Технизация, виртуализация жизни удовлетворяет не всех, а именно тех, кто озабочен поисками собственной личностной идентичности, стремлением к самореализации. Отчужденное состояние, вызванное неприятием реальности с ее конформизмом, становится психологической основой героизации деструктивных идей, смерти, огромных потерь, принесенных в жертву. Задача огромной важности - влиять на умонастроения людей, в основном молодых, которые могут стать пособниками, либо исполнителями страшных по силе, разрушительных идей.

Дефицит гуманитарной культуры в эпоху информатизации общества - серьезная проблема социального масштаба. Идея о единстве знания и нравственности, высказанная еще в глубокой древности и развитая отечественными и современными философами, гласит: знание, не опирающееся на нравственный опыт человечества, не сопряжённое с мудростью, общечеловеческими ценностями, не будет способствовать решению проблем, связанных с сохранением Человека. Нравственные императивы гуманного общества предусматривают сбережение универсальных нравственных принципов, обеспечивающих общечеловеческую солидарность и прогресс. Современное общество России, вступившее на путь информационных перемен, вновь оказалось перед необходимостью решать эту проблему. Только теперь она оказалась более сложной, поскольку опирается на огромный объём знаний, многострадальный человеческий опыт, а также наличие укоренившихся стереотипов.

Дискурс о нравственности общества всегда связан с формированием определенного мировоззрения, базирующегося на определенном философском содержании. Философия как глубинное самосознание эпохи, как сфера духовной жизни, обладающая высокой рефлексивностью, является неотъемлемой частью культуры. Без нее невозможен прогресс цивилизации. Судьба философии в общественной жизни тревожит многих и не только гуманитариев. И более всего тревожит факт существования разрушительных процессов в философском образовании. Идёт процесс сокращения часов по философии, исчезли из образовательных стандартов курсы этики, эстетики, религиоведения и других философских дисциплин. Поскольку философия по самой своей природе демократична и гуманистична, она призвана развивать самостоятельное мышление студента, активизировать поиск им аргументов, истины. А поиск истины - это глубоко личностный процесс, связанный с саморазвитием каждого индивида. Конечно, это пред-

полагает также совершенствование методов интерактивного обучения, широкое применение передовых современных компьютерных технологий, что уже используются в вузовской педагогической практике. Вузовские образовательные системы должны внедрять в сознание молодого поколения гуманистические идеи. Одна из главных идей гуманизма: человек есть высшая ценность. Человек - творец самого себя, его путь - это путь постоянного совершенствования. Гуманизм ориентирован на науку, критически относясь к паранормальным, мистическим и оккультным явлениям.

Очень серьезная проблема, связанная с экологией человека - проблема ответственности за результаты разработок и применение компьютерных систем. Здесь речь идет, прежде всего, о биолого-психологическом воздействии на человеческую природу, экологическом загрязнении территории, вовлеченной в эксперимент, использование военной техники, опасной для людей. Вопрос встает о пограничной области (нравственной и профессиональной) участников эксперимента. Остается актуальной и эргономическая проблематика. Специалисты должны владеть знаниями психологии, этики, антропологии, философии при создании эффективных социотех-нических и человеко-машинных систем.

Нравственность как сущность социального является стержнем всех общественных преобразований, направленных на оптимизацию общественного устройства. Эти преобразования совершает человек, личность. Но это может быть только та зрелая личность, которая на длительном пути своего нравственного созревания может стать готовой к сотрудничеству, солидарности, справедливости, толерантности. Не последнюю роль в этом процессе нравственного взросления принадлежит философии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизационных перемен // Вопросы философии. №2.- 2006.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1998.

3. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вестник РФО. №5.-2006.

4. Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствования человеческой породы // Вопросы философии. №5.- 2006.

5. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. №2. - 2004.

6. Гегель. Соч., Т. 7. - М.-Л., 1934.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

ECOLOGY OF MAN IN THE EPOCH OF RUSSIAN SOCIETY MODERNISATION

Ruchkina G.F.

In this article problems of man’s surviving and preserving of his moral values in information-oriented society are considered.

Сведения об авторе

Ручкина Галина Филипповна, окончила МГУ (1959), член Российского философского общества; кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии, социологии и политологии МИРЭА (ТУ), автор более 60 научных работ, область научных интересов - проблемы информационного общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.