Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ИТОГИ УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА'

ЭКОЛОГИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ИТОГИ УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / бытие человека / экология бытия человека / экогуманистика / экогуманистический подход / ecology / human existence / ecology of human existence / eco-humanistics / eco-humanistic approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитрий Витальевич Соломко

Представлены итоги учебного спецкурса «Экология бытия человека» для бакалавров заключительного года обучения кафедры философии Челябинского государственного университета. Отражены структура и краткое описание курса, результаты анкетирования. Анализ входного и заключительного анкетирования слушателей помог составить картину, отражающую степень освоения студентами предлагаемого материала. Курс завершился успешным выполнением творческого задания по написанию научных статей в соавторстве с преподавателем, которые были опубликованы в сборнике научных работ студенческой конференции. В основе составления и проведения спецкурса лежит экогуманистический подход, выходящий за рамки традиционной экологии как сугубо естественнонаучного знания в область междисциплинарного и трансдисциплинарного, а также на уровень философского осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGY OF HUMAN EXISTENCE: RESULTS OF A SPECIAL EDUCATIONAL COURSE

The article presents the results of the educational special course “Ecology of human existence” for bachelors of the final year of study at the Department of Philosophy of Chelyabinsk State University. The structure and brief description of the course, the results of the survey are reflected. Analysis of the input and final questioning of students helped to create a picture that reflects the degree of mastering the proposed material by students. The course ended with the successful completion of the creative task of writing scientific articles in co-authorship with the teacher, which were published in the collection of scientific papers of the student conference. The compilation and implementation of the special course is based on an eco-humanistic approach that goes beyond traditional ecology as purely natural science knowledge into the field of interdisciplinary and transdisciplinary, as well as the level of philosophical reflection.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ИТОГИ УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА»

Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 7 (477). С. 79-86. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online)

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(7(477):79-86. ISSN 1994-2796 (print). ISSN 2782-4829 (online) Научная статья УДК 101.2

doi: 10.47475/1994-2796-2023-477-7-79-86

ЭКОЛОГИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА: ИТОГИ УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА Дмитрий Витальевич Соломко

Челябинский государственный университет; Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Россия, dimiurg85@mail.ru, ORCID 0000-0002-2318-7643

Аннотация. Представлены итоги учебного спецкурса «Экология бытия человека» для бакалавров заключительного года обучения кафедры философии Челябинского государственного университета. Отражены структура и краткое описание курса, результаты анкетирования. Анализ входного и заключительного анкетирования слушателей помог составить картину, отражающую степень освоения студентами предлагаемого материала. Курс завершился успешным выполнением творческого задания по написанию научных статей в соавторстве с преподавателем, которые были опубликованы в сборнике научных работ студенческой конференции. В основе составления и проведения спецкурса лежит экогуманистический подход, выходящий за рамки традиционной экологии как сугубо естественнонаучного знания в область междисциплинарного и трансдисциплинарного, а также на уровень философского осмысления.

Ключевые слова: экология, бытие человека, экология бытия человека, экогуманистика, экогуманистиче-ский подход

Благодарность. Автор выражает благодарность доктору философских наук, профессору Вере Сергеевне Невелевой за научное консультирование проводимого исследования.

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда, конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».

Для цитирования: Соломко Д. В. Экология бытия человека: итоги учебного спецкурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 7 (477). С. 79-86. doi: 10.47475/1994-2796-2023-477-7-79-86.

Original article

ECOLOGY OF HUMAN EXISTENCE:

RESULTS OF A SPECIAL EDUCATIONAL COURSE

Dmitry V. Solomko

Abstract. The article presents the results of the educational special course "Ecology of human existence" for bachelors of the final year of study at the Department of Philosophy of Chelyabinsk State University. The structure and brief description of the course, the results of the survey are reflected. Analysis of the input and final questioning of students helped to create a picture that reflects the degree of mastering the proposed material by students. The course ended with the successful completion of the creative task of writing scientific articles in co-authorship with the teacher, which were published in the collection of scientific papers of the student conference. The compilation and implementation of the special course is based on an eco-humanistic approach that goes beyond traditional ecology as purely natural science knowledge into the field of interdisciplinary and transdisciplinary, as well as the level of philosophical reflection.

Keywords: ecology, human existence, ecology of human existence, ecohumanistics, eco-humanistic approach

Acknowledgments. The author expresses gratitude to the doctor of philosophical sciences, Professor Vera Ser-geyevna Neveleva for the scientific counseling of the study.

© Соломко Д. В., 2023.

Funding. The research was carried out with the support of the Russian Scientific Fund, the competition "Conducting fundamental scientific research and search research by individual scientific groups" (regional competition) 22-18-20011 "Digital literacy: interdisciplinary research (regional aspect)".

For citation: Solomko DV. Ecology of human existence: results of a special educational course. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2023;(7(477):79-86. (In Russ.). doi: 10.47475/1994-2796-2023-477-7-79-86.

Введение

Термин «экология» был введён Эрнстом Гек-келем ещё в 1866 г. и означает учение о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой, а также об отношении «человек — природа». Сегодня экология вышла на уровень междисциплинарного, трансдисциплинарного и философского знания, расширив своё понимание и применение. Различные направления экологии занимаются решением актуальных проблем, связанных с сохранением природы и биоразнообразия, борьбой с загрязнением окружающей среды и изменением климата. Экологический подход применяется в решении проблем, связанных не только с взаимодействием человека и природы (область естествознания), но и с культурой — антропо-социо-технизиро-ванным миром — всем, что создано человеком и влияет на его существование (социально-гуманитарное и техническое знание). Расширение экологии выводит её на философский уровень, объединяющий в непротиворечивости все уровни человеческого знания. Здесь экология может пониматься как экология бытия человека.

Экология бытия человека исследует уникальные характеристики человека как родового существа, основополагающие феномены его бытия, антропологические константы [3; 4], определяющие качество и смысл человеческой жизни. Изучает все формы и виды отношения человека к его миру. Таким образом, экология бытия человека — это экология человека самого по себе и экология взаимодействия человека со всеми компонентами мира.

Материалы и методы исследования

Отражены результаты проведённого спецкурса «Экология бытия человека», представлено его краткое описание, осуществлён анализ основных результатов освоения курса студентами. По результатам входного и заключительного анкетирования слушателей составлена картина, отражающая степень освоения предлагаемого материала. Курс завершён представлением результатов творческого задания по написанию в соавторстве с преподавателем научных статей, успешно опубликованных в сборнике студенческой конферен-

ции [5-7; 10-13; 20]. В исследовании использованы методы анкетирования, проведения групповых занятий, выполнения заданий в малых группах. В основе составления и проведения спецкурса лежит экогуманистический подход.

Цель, задачи, структура спецкурса «Экология бытия человека»

Актуальность темы обусловила организацию и проведение на базе кафедры философии Челябинского государственного университета учебного спецкурса «Экология бытия человека» для бакалавров-философов заключительного года обучения в 2022/23 учебном году. Спецкурс «Экология бытия человека» ориентирован на студентов высшей школы, бакалавров, магистрантов и аспирантов. Состоит из лекций, семинаров, вопросов и заданий для самостоятельной работы слушателей. Курс нацелен на формирование экологической культуры и грамотности, а также на развитие рефлексивного мышления. Это позволит студентам рассматривать ценности сохранения окружающей среды (природа, социум, культура), заботы о своём мире и самом себе как одни из приоритетно значимых в их жизнедеятельности. Основные задачи курса включают в себя формирование готовности и способности применять полученные знания, наработанные умения и навыки для усиления экологического вектора мышления и практики в профессиональной деятельности. В результате обучения студенты станут более осознанными и ответственными гражданами, готовыми принимать активное участие в сохранении нашей планеты для будущих поколений.

В качестве методического обеспечения спецкурса выступает одноимённое учебное пособие [16], которое содержит курс лекций, хрестоматию, вопросы и задания, словарь. Словарный указатель составлен из основных терминов первых двух частей словаря «Экология человеческого бытия» [17; 18]. Курс делится на семь взаимосвязанных тем. Освоение каждой темы предполагает лекционный формат занятий как в классической форме проведения, так и в интерактивных формах, например, лекция-дискуссия, интерактивная лекция и др., а также формат семинарских зада-

ний, при подготовке к которым предлагаются отрывки из текстов первоисточников и ряд вопросов и заданий к ним. Вопросы и задания служат основным базисом и ориентиром для живого обсуждения и анализа текстов на семинарских занятиях в формах деловых игр, групповых дискуссий, полемик, дебатов, мозговых штурмов.

Тема первая «Понятие экологии бытия человека» — преимущественно вводная, здесь содержательно раскрывается, что именно понимается под экологией бытия человека, намечаются и кратко поясняются основные идеи данной области знания, даются бытийные, сущностные характеристики человека, характеристика его антропологических констант, нуждающихся сегодня в сохранении через активное воспроизводство в технико-технологизированном мире. Производится аксиологическая, культурологическая, герменевтическая интерпретация человеческого бытия-в-мире. Для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию предлагается знакомство с текстом речи М. Хайдеггера «Отрешённость» [14].

Вторая тема «Технико-технологизированный мир: концептуально-методологический анализ» отражает разработки отечественных и зарубежных философов в области науки и техники, являясь логическим продолжением намеченных идей в первой теме. Осуществляется философская рефлексия технизированного мира, предлагается и обосновывается экогуманистический подход в решении основных проблемных вопросов бытия человека в этом мире. В историко-философском аспекте раскрываются основные подходы в оценке технико-технологизированного мира: технооптимизм, технопессимизм, технический реализм, нейтральный подход к технике, идеи технологической сингулярности и др. Для самостоятельной подготовки к семинару предложен текст М. Хайдеггера «Вопрос о технике» [15].

В третьей теме «Человек и технико-техноло-гизированный мир: проблема отношения и соотношения» очерчивается периметр современного философского осмысления взаимоотношения человека и техники двумя диаметральными позициями философов В. А. Кутырёва [8] и М. Н. Эп-штейна [19]. Позиция Кутырёва резко технопес-симистична и отличается воинственной критикой технизированного мира. Позиция Эпштейна, наоборот, предлагает позитивный и оптимистичный взгляд на развитие техники, с которой связывается будущее человеческой цивилизации, где дальнейшая эволюция человека представляется в форме несколько иных существ, видоизменив-

шихся протолюдей: биороботов, киборгов и т. п. Отмечается и актуальность формирования и развития нового знания о человеке в новом технизированном мире. К семинарскому занятию предлагается отрывок из труда В. А. Кутырёва «Философский образ нашего времени» [9].

Четвёртая тема «Экологический вектор философского осмысления бытия человека в технико-технологизированном мире» основана на определении мира человека преимущественно как технико-технологизированного мира, в условиях которого обостряется проблема утраты человеком самого себя, своего живого начала, человеческого в человеке под давлением технически нагруженных форм его существования, предполагающих повсеместную алгоритмизацию, схематизацию, стандартизацию, формализацию. Уникальность человека как родового существа ставится под сомнение и даже отрицание. В технизированных условиях бытия человека отмечается снижение его активного участия и вовлечённости в жизнедеятельность, ответственной субъектной позиции. В этой теме осуществляется набросок нового знания о человеке — экогуманистики, которое определяется как экология человеческого бытия, его сущностных характеристик и всех форм отношения с миром. На семинарском занятии разбирается и анализируется словарная статья М. Н. Эп-штейна «Техногуманистика» [19].

В пятой теме «Экогуманистический подход и его основные принципы» обосновывается необходимость смены общей парадигмы мышления, жизни и деятельности современного человека, утверждение так называемой экологической парадигмы человеческого существования в целом. Говорится о ценности и значимости живого начала в человеке. Технико-технологизированный мир определяется как дом, экзистенциальное жизненное пространство человека и для человека, которое ориентировано на поддержание его как живого существа, а не бездушного кибернизиро-ванного организма. Формулируются и содержательно раскрываются основные принципы экогу-манистического подхода, направленные на сохранение в активном воспроизводстве живого начала в человеке: принцип приоритета целостности по отношению к частям, оптимальности, координации, экосистемности. Семинарское занятие проводится с учётом самостоятельного внеаудиторного прочтения отрывка из текста Ж. Бодрий-яра «Ксерокс и бесконечность» [2].

Шестая тема «Роль технического в сохранении и воспроизводстве живого начала в челове-

ке» логически продолжает обозначенный в предыдущих темах аспект, связанный с вопросом сохранения и активного воспроизводства живого начала в человеке в технико-технологизирован-ном мире. Даются дефиниция и рабочее определение понятию живого начала в человеке как непосредственного сцепления в единство всех природных и социокультурных свойств человека, всякий раз воспроизводящееся в уникальной форме; обозначаются и содержательно раскрываются его основные атрибутивные характеристики: непосредственность, открытость миру, целостность, несводимость, универсальность. На семинаре анализируется заранее прочитанный студентами труд Н. А. Бердяева «Человек и машина» [1].

В заключительной седьмой теме «Экогумани-стика как методология и новый вид гуманитарного знания» представлена новая стратегия экологизации бытия человека и его мира — экогумани-стика. Главной задачей экогуманистики является сохранение в активном воспроизводстве человека как родового существа его живого начала, целостности и полноценности бытия в технико-тех-нологизированном мире. Экогуманистика выступает не только как теоретическое знание, но и как совокупность практических способов жизнедеятельности человека — экокультурных практик.

В результате освоения курса предполагается достижение сформированности у студентов современных представлений о взаимоотношениях между человеком и технологизированным миром, культурой и природой, искусственным и естественным, живым и неживым. В рамках курса рассматривается экология человеческого бытия, особенно в контексте взаимодействия человека с техникой и технологиями. Особое внимание уделяется живому началу в человеке, проблеме его сохранения и активного воспроизводства, а также субъективным переживаниям в процессе существования в технизированном мире на уровнях общественного и индивидуального бытия. В условиях всеобщей технизации жизни и деятельности человека сохранение и активное воспроизводство его живого начала и непосредственного переживания становятся основными задачами.

Успешность освоения студентами материала курса демонстрируют результаты анкетирования: входного и заключительного.

Результаты анкетирования

Анкета состоит из 36 разноплановых вопросов. Предлагаются вопросы с вариантами отве-

тов на выбор анкетируемого, вопросы-задания на указание ассоциаций, творческие вопросы по составлению дефиниций, вопросы в виде таблиц по выбору степени актуальности и значимости различных направлений экологии и др. В вводном и заключительном анкетировании приняло участие 15 человек в возрасте от 20 до 23 лет. На основе ответов анкетируемых участников составлена картина уровня подготовленности для вхождения в дисциплину. Обработка полученных данных проводилась методами ма-тематико-статистического анализа, интерпретации и систематизации результатов анкетирования. На основе этого сформулированы общие выводы и заключение.

Гипотетически предполагалось, что картина по результатам входного анкетирования будет отражать высокую степень осведомлённости студентов об экологии (экология сегодня стала своеобразным трендом), однако недостаточную степень информированности о специфике темы и основных положениях спецкурса, поскольку представленная область знания — экология бытия человека (экогуманистика) — находится пока на стадии своего формирования и вхождения в философско-научное поле. Актуальность поднимаемых в курсе вопросов предположительно не должна вызывать сомнения, их значимость будет отмечена анкетируемыми.

Анкетные вопросы составлены для определения осведомлённости (входное анкетирование) и освоенности (заключительное анкетирование) основных аспектов, идей и положений курса: 1) вопросы, связанные с понятиями экологии и экологии бытия человека — об экологической культуре, грамотности, экологических компетенциях и основных направлениях экологии; 2) блок вопросов о технике, технологиях и технико-тех-нологизированном мире, отношении антропологического и технического; 3) вопросы об экогума-нистике и экогуманистическом подходе; 4) человек как живое существо, живое начало в человеке; 5) экокультурные практики.

Делая выводы по входному анкетированию, можно сказать, что по первому аспекту темы, представленному вопросами об экологии, показатели ответов у студентов, за исключением некоторых моментов, практически не отличаются.

В вопросе об ассоциациях к слову «экология» бакалавры-философы приводят весьма близкие ответы. Они связывают его с такими понятиями, как природа, окружающая среда, чистота, сохранение, забота — это вполне устойчивые и частот-

ные термины-маркеры, отражающие основные ориентации традиционной экологии.

В вопросе о наиболее подходящем определении современной экологии студенты остановили свой выбор на трёх из пяти представленных. Четыре студента выделили, что экология — это междисциплинарная область знания. Пять студентов остановили свой выбор на том, что экология — область научного знания, исследующая вопросы сохранения и сбережения природы и её ресурсов, человеческой уникальности, социокультурного многообразия в контексте заботы о будущем. Шесть человек выбрали самое широкое в смысловом плане определение экологии как дисциплины, основанной на некоторых теоретико-методологических принципах философии, находящихся в синергии с основными положениями теоретической и практической экологии. Таким образом, отмечается наличие у студентов представления о различиях между современной и традиционной (естественнонаучной) экологии.

Высокий уровень осведомлённости опрашиваемых обнаруживается при ответах на вопросы об экологической культуре, грамотности и экологических компетенциях. Большинство студентов связывают их с культурой сохранения и заботы человека об окружающей среде, ответственного и бережного к ней отношения, их гармоничного сосуществования. Из представленных основных актуальных направлений экологии (экология природы, экология социума, экология человека, экология культуры) по значимости и актуальности большинством аудитории приоритет отдаётся экологии природы, затем экологии культуры и экологии человека.

Принципиально не отличаются и показатели второго аспекта темы, связанного с понятиями техники и технического. Большинство опрашиваемых студентов определяют технику и технологии как средство, значительно упрощающее и облегчающее жизнь и деятельность человека, направленное на удовлетворение его основных потребностей. Техническое связывается практически всеми студентами с процессами алгоритмизации, стандартизации, схематизации и т. п. Наиболее приемлемым вариантом отношения к технике сегодня большинство анкетируемых (13 человек) выбрало технический реализм, выступающий некой золотой серединой между технооптимиз-мом (1 человек) и технопессимизмом (1 человек). Эти ответы коррелируют и с ответами студентов на вопрос, связанный с характеристикой современного мира человека, который представляется

преимущественно как технико-технологизиро-ванный мир (позиция человекомерности отступает перед идеологией техноцентризма, процесс технизации затрагивает практически все сферы жизни и деятельности человека), однако пока ещё соразмерный человеку (развивается по логике заданной человеком, процесс технизации временный этап в развитии человеческой цивилизации).

Как и ожидалось, с третьим, четвёртым и пятым аспектами темы опрашиваемые не сталкивались, соответственно, не знакомы с такими терминами, как экогуманистика и экогуманистический подход, живое начало в человеке и эко-культурные практики. Это ещё раз подтверждает их научную новизну. После прослушивания курса гипотетически картина должна измениться в противоположную сторону — по завершении студенты будут не только осведомлены о новом для них знании и методологическом подходе, но и содержательно освоят его, научатся применять на практике.

Что показало заключительное анкетирование? Можно отметить явное повышение степени осведомлённости об основных положениях спецкурса, что подтверждает высокий уровень освоенности преподаваемого материала, следовательно, оптимальный выбор форм, методов и методик проводимых занятий.

В вопросе об определении экогуманисти-ки и экогуманистического подхода, четвёртый аспект темы, студенты предлагают определения не буквально дословные предлагаемым дефинициям во время обучения, но смыслово коррелирующие, что соответствует духу проводимого спецкурса. Обобщая, экогуманистика в студенческом варианте интерпретации выступает как междисциплинарное новое знание о человеке, базирующееся на философских основаниях и являющееся формой сохранения и воспроизводства человека и человеческого в нём в технизированном мире. Экогуманистический подход определяется студентами как поиск оптимальных путей взаимоотношения человека с его миром, их взаимосоразмерность, взаимозависимость и взаимообусловленность, но не противостояние и противоборство.

В ответах на анкетные вопросы обнаруживается содержательное соответствие и в понимании человека как живого существа, определении живого начала в человеке и выборе его основных характеристик — пятый аспект темы. Если человек как живое существо по итогам входного анкетирования понимался студентами

преимущественно в биологическом и физиологическом смыслах, то по результатам заключительного анкетирования к этим аспектам добавился ещё и онтологический смысл, связанный с такими экзистенциалами человеческого бытия как любовь, сострадание, творчество, спонтанность, иррациональность и др. Живое начало в человеке определяется бакалаврами-философами несколько иначе, нежели предлагаемое определение этого понятия в курсе, однако некоторые моменты отражены студентами точно, а именно, живое начало в человеке связывается опрашиваемыми с открытостью человека миру, непредзаданно-стью и творческой активностью, экзистенциальными переживаниями и способностью чувствовать. Большинство студентов обязательно включили бы в понимание о живом человеке и живом начале в нём такие характеристики, как целостность, несводимость, органичность, спонтанность, непосредственность. То есть все те характеристики, на которых и был сделан упор в процессе реализации курса.

В шестом аспекте темы в числе актуальных экокультурных практик по сохранению и активному воспроизводству живого начала в человеке анкетируемыми выделяются в первую очередь образование, затем создание малых культурно-исторических заповедников и агломераций, занятия физической культурой, спортом и йогой, творческие формы ручного труда, волонтёрство, различные формы саморазвития и т. п. Во всех этих практиках студенты отмечают возможность проявления человека как существа целостного, ответственного, нравственного, духовного, спо-

собного позаботиться об окружающем мире и самом себе, сохраняя и активно воспроизводя все способы своего человеческого отношения к миру.

Заключение

Для решения обозначенной проблемы и достижения поставленных задач спецкурса «Экология бытия человека» предлагается экогуманистиче-ский подход, предполагающий единство и непротиворечивость, сопряжённость антропологического и технического, природного и культурного, естественного и искусственного, живого и неживого. Поэтому отношение человека с его миром предлагается рассматривать как уникального рода экосистему, целостное образование, в котором различные и даже противоположные элементы находятся во взаимосвязанном и взаимозависимом сопряжении. Важным является сохранение востребованности друг в друге каждого элемента, человека как живого существа и мира вокруг него, так как их естественное отношение — это отношение взаимообусловленности и взаимоопосредования. Отношение «человек — мир» понимается как целостная экосистема, комплекс взаимодействующих и усиливающих друг друга элементов, находящихся в закономерной связи, синергии, согласии и сотрудничестве. Поэтому ресурсно технический мир может и должен быть соразмерным человеку, ориентированным на него как родовое существо. При этом техника и технологии не должны становиться самоценными и самодостаточными, так как это категории человеческие.

Список источников

1. Бердяев Н. А. Человек и машина: (Проблема социологии и метафизики техники) // Путь. 1933. № 38. С. 3-38.

2. Бодрийяр Ж. Ксерокс и бесконечность // Прозрачность зла. C. 75-88. URL: http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_01.php (дата обращения: 25.08.2022).

3. Губин В. Д. Жизнь как метафора бытия. М. : РГГУ, 2003. 205 с.

4. Гуревич П. С. Философия культуры : учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов. 2-е изд., доп. М. : Аспект-пресс, 1995. 286 с.

5. Дюков Е. В., Соломко Д. В. Философия трансгуманизма и её проявление в кинематографе // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 93-99.

6. Кравцова А. А., Коханович А. Ю., Соломко Д. В. Проблема целостности в философии Ф. Пэтитта и Дж. Фодора // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 12-17.

7. Крыжановская В. С., Суюнбаева А. Т., Соломко Д. В. Актуальные экологические практики // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 73-80.

8. Кутырёв В. А. Сова Минервы вылетает в сумерки. СПб.: Алетейя, 2018. 526 с.

9. Кутырёв В. А. Философский образ нашего времени (безжизненное пространство постчеловечества). Смоленск, 2006. 301 с.

10. Лавелин В. Д., Терновский К. Д., Соломко Д. В. Проблема взаимоотношения естественного и искусственного, природного и культурного в философии // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 17-22.

11. Медведев М. А., Марченко И. А., Соломко Д. В. Человек в виртуальной реальности: на примере философских взглядов Д. Чалмерса // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 38-44.

12. Морозюк К. П., Гиляжетдинова А. Р., Соломко Д. В. Трансгуманизм как идейное течение XX-XXI вв. // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 54-59.

13. Москова А. Д., Токмакова П. В., Соломко Д. В. Идея «органического целого» в истории философии // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 7-12.

14. Хайдеггер М. Отрешённость. URL: http://lib.ru/HEIDEGGER/gelassen.txt (дата обращения: 25.08.2023).

15. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем., коммент. В. В. Бибихина. М. : Республика, 1993. С. 221-238 (Мыслители ХХ в.). URL: http://philosophy.ru/library/heideg/technic.html (дата обращения: 25.08.2023).

16. Экология бытия человека : учебное пособие / отв. ред. Д. В. Соломко, Е. В. Гредновская. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2023. 150 с.

17. Экология человеческого бытия: информационно-вводный словарь / отв. ред. В. С. Невелева, Д. В. Соломко ; пер. Е. Г. Миляевой, Р. В. Пеннер, К. Е. Резвушкина. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2020. 364 с.

18. Экология человеческого бытия : словарь Ч. II. Медиаэкология / отв. ред. Д. В. Соломко, Е. П. Ем-ченко ; пер. Е. Г. Миляевой, Р. В. Пеннер, К. Е. Резвушкина и др. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022. 462 с.

19. Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 616 с.

20. Яковлев К. В., Шумаков А. Ю., Соломко Д. В. Человек и техника: проблема отношения и соотношения // Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: цифровая грамотность и экология цифровой среды : сборник научных статей. Челябинск, 2023. С. 23-30.

References

1. Berdyaev NA. Chelovek i mashina. (Problema sotsiologii i metafiziki tekhniki). [Man and machine. (The problem of sociology and metaphysics of technology)]. Put'. 1933;(38):3-38. (In Russ.).

2. Bodriyyar J. Kseroks i beskonechnost'. Prozrachnost' zla [Xerox and infinity. Transparency of evil]. 2000. Available at: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_01.php (accessed 28.08.2023). (In Russ.).

3. Gubin VD. Zhizn' kak metafora bytiya [Life as a metaphor for being]. Moscow, RGGU; 2003. 205 p. (In Russ.).

4. Gurevich PS. Filosofiya kul'tury. 2nd ed. [Philosophy of culture]. Moscow, Aspect press; 1995. 286 p. (In Russ.).

5. Dyukov YeV, Solomko DV. Filosofiya transgumanizma i eyo proyavlenie v kinematografe. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. "Homo digital": tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023. Pp. 93-99. (In Russ.).

6. Kravtsova AA, Kohanovich AYu, Solomko DV. Problema celostnosti v filosofii F. Petitta i Dzh. Fodora. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. "Homo digital": tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023.12-15. (In Russ.).

7. Kryzhanovskaya VS, Suyunbaeva AT, Solomko DV. Aktual'nye ekologicheskie praktiki. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. "Homo digital": tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023. 73-80. (In Russ.).

8. Kutyryov VA. Sova Minervy vyletayet v sumerki [Owl of Minerva takes off at dusk]. St. Petersburg, Aleteyya; 2018. 526 p. (In Russ.).

9. Kutyryov VA. Filosofskiy obraz nashego vremeni (bezzhiznennoye prostranstvo postchelovechestva) [Philosophical image of our time (lifeless space of post-humanity)]. Smolensk; 2006. 301 p. (In Russ.).

10. Lavelin VD. Ternovskij KD, Solomko DV. Problema vzaimootnosheniya estestvennogo i iskusstven-nogo, prirodnogo i kul'turnogo v filosofii. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. "Homo digital": tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023. 17-22 (In Russ.).

11. Medvedev MA, Marchenko IA, Solomko DV. Chelovek v virtual'noj real'nosti: na primere filosofskih vzglyadov D. Chalmersa. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. "Homo digital": tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023. 38-44 (In Russ.).

12. Morozyuk KP, Gilyazhetdinova AR, Solomko DV. Transgumanizm kak idejnoe techenie XX-XXI ve-kov. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. "Homo digital": tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023. 54-59(In Russ.).

13. Moskova AD, Tokmakova PV, Solomko DV. Ideya "organicheskogo celogo" v istorii filosofii. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. «Homo digital»: tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023. 7-12 (In Russ.).

14. Khaydegger M. Otreshennost' [Detachment]. 1991. Available at: http://lib.ru/HEIDEGGER/gelassen.txt (accessed 28.08.2023) (In Russ.).

15. Khaydegger M. Bytiye i vremya [Being and time]. Kharkov, Folio Publ.; 2003. 503 p. (In Russ.).

16. Ekologiya bytiya cheloveka: uchebnoye posobiye. Chelyabinsk; 2023. 150 p. (In Russ.).

17. Ekologiya chelovecheskogo bytiya: informatsionno-vvodnyy slovar'. Chelyabinsk; 2020. 364 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Ekologiya chelovecheskogo bytiya: slovar'. Part II. Mediaekologiya. Chelyabinsk; 2022. 462 p. (In Russ.).

19. Epshteyn MN. Proyektivnyy slovar' gumanitarnykh nauk [Projective Dictionary of the Humanities]. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye; 2017. 949 p. (In Russ.).

20. Yakovlev KV, Shumakov AYu, Solomko DV. Chelovek i tekhnika: problema otnosheniya i sootnoshe-niya. In: Homo holistic: chelovek tselostnyy. «Homo digital»: tsifrovaya gramotnost> i ekologiya tsifrovoy sredy. Chelyabinsk; 2023. 23-30 (In Russ.).

Информация об авторе

Д. В. Соломко — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии Челябинского государственного университета, доцент кафедры философии Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).

Information about the author

D. V. Solomko — Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy in Chelyabinsk State University, Associate Professor of the Department of Philosophy in South Ural State University (National Research University).

Статья поступила в редакцию 28.08.2023; одобрена после рецензирования 01.09.2023; принята к публикации 05.09.2023.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The article was submitted 28.08.2023; approved after reviewing 01.09.2023; accepted for publication 05.09.2023.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.