5. Константинов А. С. Конкордантность изменения параметров метаболизма рыб при колебаниях рН воды / А. С. Константинов, В. В. Зданович, В. Я. Пушкарь // Вестн. МГУ. — Сер. 16. — 2002. — № 3. — С. 15— 19.
6. Кузнецов В. А. Влияние колебаний рН на рост, энергетику и рыбоводные качества молоди рыб : автореф. дис. ... канд. биол. наук / В. А. Кузнецов. — Саранск, 1995. — 18 с.
7. Поляков Г. Д. Экологические закономерности популяционной изменчивости рыб / Г. Д. Поляков. — М. : Изд-во АН СССР, 1975. — 157 с.
Поступила 16.02.09.
УЁ I Ё I АЁВ ААЁ I иАЁ I Ё ЁАдАВЁЁ БгапЬэ /еиеорв/в А I А Г АА Г АдАI А I Ё ЇАвЁ I А А. А. ЁйпаГеТа
— ааёТйаёТё ёа-ВапУоаёёёё 1 ТЭ-ЫоаЭау Еа+аааёа
ТЭТёоТоаоТа 1 ТЭаТаёё УТУТёТёёапи айа ТаТё! даёаоТй! аёаТ! даЭёТё. АтоТааЭТау аПОЭа+а п ааёТйаёТё ёадаЭёТё Та оаЭЭёоТЭёё аТаёу даЭааёпОЭёЭТаата а УТё1а Э. 1 Тё0а а ТёЭаПОТТПоуо п. оагиаояаапёТаТ эаёпа.
Проблема сохранения редкой орнитофауны Республики Мордовия прежде всего касается промысловых видов птиц отряда гусеобразных (Anseriformes), чаще других находящихся под прицелом охотников, особенно весной и осенью. Большинство охотников определяя этих птиц, обычно ограничиваются словами «лебедь», «гусь», «утка», редко добавляя «казарка». Орнитофауна пополняется новыми видами птиц, которые ранее на территории Мордовии не встречались. Эти виды нужно популяризировать не только среди специалистов, но и среди населения. Так, еще до осени прошлого года отряд гусеобразные включал 28 видов. 17 октября 2008 г. одна особь белощекой казарки (Branta leucopsis) была встречена на озере в пойме р. Мокши в окрестностях с. Старая Качеевка Теньгу-шевского района. Это 29-й вид отряда, зарегистрированный в нашем крае и требующий бережного отношения со стороны охотников.
Внешне белощекая казарка напоминает канадскую казарку, отличается от нее только большим распространением белого на голове (рис. 1). Птица размером почти с белолобого гуся, короткий черный клюв и черные ноги. Длина тела колеблется от 60 до 70 см, вес 1,0— 2,5 кг, длина крыла 385—430 мм. Например, самка в Тверской области имела следующие морфометрические показатели: масса тела —
242
625,0 мм, длина хвоста — 122,0, длина крыла — 389,0, размах крыльев — 1 317,0, длина цевки — 69,0, длина клюва — 30,0 мм. У молодой птицы, добытой в Мордовии, длина клюва составляла 26,7 мм, длина крыла — 377,6, длина цевки — 78,6, длина хвоста — 119,5 см. Наиболее характерные морфологические признаки: белое «лицо» (на нем бывает желтоватый или бурый налет от воды), черная шея, белый низ туловища, на спине и крыльях — чешуеобразный рисунок из чередования серого, белого и черного. Молодые особи похожи на взрослых, но окраска не столь контрастна, буроватая, от клюва через глаз к задней части темени идет нечеткая бурая полоса или неправильный ряд темных пестрин (рис. 2). Голос — хриплое и громкое «кхак, кхаг...», несколько напоминающее высокий собачий лай, реже — «грэ, грэ...» [1; 23].
Г
Рисунок 1
Тушка белощекой казарки (Бгапґа іеиеорзіз).
Фото автора
ААЯОГЁЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 1
Рисунок 2
Признак молодой особи белощекой казарки.
Фото автора
Ранее казарка была включена в Красные книги СССР как вид, восстановленный в результате охраны на пролетных путях и в местах зимовки и РСФСР как редкий, узкоареальный вид [10; 11].
Это островной вид, гнездящийся на восточном побережье Гренландии, на Шпицбергене [6; 9; 17] на Лофотенах у берегов Норвегии и на Южном острове Новой Земли. Таким образом, эта птица имеет особую восточноевропейскую популяцию с очень узким ареалом, а в России располагается лишь небольшая часть восточного, и без того очень маленького, ареала. В нашей стране казарка гнездится на западной оконечности острова Южный архипелага Новая Земля и острове Вайгач [8; 23; 25; 26].
Зимовки птиц расположены на западе Западной Европы. Во время весенних и осенних миграций основная масса гнездящихся в нашей стране казарок пролетает с остановками над Эстонией. В последние годы здесь были обнаружены несколько десятков гнездящихся пар. Обычно птицы зимуют у берегов Ирландии и Великобритании, Северной Франции, Голландии и Дании, иногда на устричных банках Шлезвига. Отдельные стаи и особи доходят до Средиземноморья (Италия, Испания, Марокко), Азорских островов и Северной Америки [9; 17]. Известно, что в более теплые зимы белощекие казарки останавливаются и зимуют немного севернее, на северо-западе Германии.
К средине XX в. численность белощекой казарки значительно сократилась. В нашей стране насчитывалось около 1 000 пар гнездящихся белощеких казарок. В последующие годы их количество, как и область гнездования здесь, увеличилось. Так, в 60-х гг. ХХ в. на пролете в Эстонской ССР их насчитывалось
около 20 тыс., а в конце 1980-х гг. — уже около 80 тыс. [26]. По результатам учетов, на зимовках число белощеких казарок, гнездящихся в России, к середине 1970-х гг. достигло 40—50 тыс. особей [28]. Крупнейшие поселения вида расположены на Новой Земле (около 100 тыс. птиц).
В районе Колоколковой губы (окрестности с. Тобседа) в 1999 г. численность вида составляла 10—13 тыс. особей, в 2002 г. — увеличилась вдвое [12]. За два десятилетия на Ба-ренцевоморском побережье Малоземельской тундры сформировались крупные очаги размножения белощекой казарки и происходит дальнейшее расширение области ее гнездования [13]. Пролетные пути пролегают вдоль арктического побережья (беломорско-балтийским «коридором»). Отлет их с мест гнездовий происходит в конце августа — начале сентября и по времени совпадает с отлетом гуменников и белолобых гусей.
На территории Ленинградской обл. казарок наблюдали обычно на осеннем пролете [19]. В. Е. Андреевский добывал самца 29 сентября 1861 г. под Шлиссельбургом, Н. П. Кадочников наблюдал пролетных казарок на оз. Б. Раковое 3 октября 1961 г. В 1966 г. несколько птиц наблюдали 10 октября на оз. Волоярви в южной части Карельского перешейка [16]. В конце 60-х годов ХХ столетия на постоянных наблюдательных пунктах на Финском заливе и в районе Невской губы в отдельные годы регистрировали от 20 до 30 белощеких казарок. Все встречи относятся к последним числам сентября — началу октября. В последние годы казарка стала несколько чаще встречаться осенью на Раковых озерах и в Выборгском заливе [16].
В период весенних миграций белощеких казарок наблюдают в нижнем течении Печоры и на побережье Коровинской губы. В 1996—1997 гг. мигрирующих птиц отмечали в Сыктывдинском районе Коми [13]. Характер весеннего пролета в Ленинградской обл. остается неясным. Имеется лишь указание о встрече одиночного экземпляра 20 мая 1927 г. и стаи из 80 птиц 21 мая 1939 г. под Выборгом [27].
Следует отметить, что во время пролета у ряда видов птиц некоторые особи могут отклоняться от основных трасс, залетая на сотни километров в стороны от них. Это поведение во время миграций характерно и для белощеких казарок. Единичные залеты их в
Йабёу «АёТёТаёч-йпеёй Гаоеё»
243
пределах России и стран ближнего зарубежья зарегистрированы специалистами в Литве, Латвии, Калининградской, Псковской, Калужской, Кировской, Нижегородской обл., Татарстане и других регионах. Так, в Татарстане достоверные встречи известны в долине Волги в 1925 г. в окрестностях д. Займище и в 1929 г. в устье р. Белой [2]. Стайка из восьми особей была встречена на головном пруду Арского рыбхоза 11 мая 1994 г. [3]. Здесь белощекая казарка — редкий залетный вид [20]. В Тверской обл. одна особь (самка) найдена мертвой на полях озимых около д. Иевцево Вышневолоцкого района 11 июня 2005 г. [15]. Весной 2005 г. в районе оз. Вервижское в «Смоленском Поозерье» обнаружена белощекая казарка. Группа орнитологов Экологобиологического центра «Караш» Ленинского района под руководством директора А. А. Ла-стухина наблюдала 03 августа 2005 г. особь на пруду около д. Большая Шатьма. Белоще-
кая казарка на территории Москвы и Московской обл. — редкий залетный вид [21]. В Тавдинском районе Свердловской обл. пара птиц в скоплении серых гусей отмечена 17 сентября 1991 г. Наблюдалась в августе 1988 г. на р. Малая Сосьва в 100 км северо-восточнее Свердловской обл. Белощекая казарка зарегистрирована в Нижегородской обл. в конце ХХ в., статус — случайно залетный вид [4]. В Кировской обл. взрослая казарка добыта в мае 1981 г. [24]. Хотя Финский залив и лежит на пути пролета вида, основная масса белощеких казарок весной и осенью пролетает значительно западнее Ленинграда. К тому же на территории Ленинградской обл. вид встречается очень редко и только в западных районах. Исключительно редка белощекая казарка на пролете в Карелии [14], а также на Белом море [5]. Лишь в последние годы встречи пролетных казарок на Ладоге и Карельском перешейке несколько участились.
АЁАЁЁ I АВАОЁхАМЁЁЁ N Ї ЁN I Ё
1. Андреев В. А. Редкие виды птиц острова Вайгач / В. А. Андреев // М-лы 10-й Всесоюз. орни-тол. конф. — Минск : Наука и техніка, 1991. — Ч. 2. — С. 21.
2. Артемьев Ю. Т. Отряд Гусеобразные / Ю. Т. Артемьев, В. А. Попов // Птицы Волжско-Камского края (Неворобьиные). — М. : Наука, 1977. — С. 43—75.
3. Аськеев И. В. Орнитофауна Республики Татарстан (конспект современного состояния) /
И. В. Аськеев, О. В. Аськеев, Казань, 1999. — 124 с.
4. Бакка С. В. Орнитофауна Нижегородской области / С. В. Бакка, Н. Ю. Киселева // Орнитол. вестн. Поволжья [Казань]. Вып. 1. 2002. — С. 10—21.
5. Белопольский Л. О. Некоторые данные о пролете птиц осенью 1954 г. на побережье Белого моря и перспективы организации наблюдений за миграцией птиц в Карело-Финской ССР / Л. О. Белопольский // Ежегодн. О-ва естествоиспыт. при АН ЭССР. — 1956. — Т. 49.
6. Исаков Ю. А. Отряд гусеобразные / Ю. А. Исаков, Е. С. Птушенко // Птицы Советского
Союза. — М. : Советская наука, 1952. — Т. 4. — С. 247—635.
7. Калякин В. Н. О распространении и экологии белощекой казарки на о-ве Вайгач и Югорском полуострове / В. Н. Калякин // Актуальные проблемы орнитологии. — М. : Наука, 1986. — С. 93— 104.
8. Карпович В. Н. Фауна птиц острова Вайгач и северо-востока Югорского полуострова /
В. Н. Карпович, В. Д. Коханов // Тр. Кандалакш. гос. запов. — 1967. — Вып. 5. — С. 268—355.
9. Кищинский А. А. Миграции белощекой казарки — Вгапіа 1еисор8І8 / А. А. Кащинский // Миграции птиц Восточной Европы и Северной Азии. Аистообразные — пластинчатоклювые под ред. В. Ильичева. — М. : Наука, 1979.
10. Красная книга РСФСР (животные) / АН СССР. Гл. упр. хоз-ва и заповедников при Совете Министров РСФСР ; гл. редкол. : Н. В. Елисеев (пред.) [и др.] ; сост. В. А. Забродин, А. М. Колосов. — М. : Росссельхозиздат, 1983. — 454 с.
11. Красная книга СССР : Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения видыживотных и растений. Т. 1 / гл. редкол. : А. М. Бородин, А. Г. Банников, В. Е. Соколов [и др.]. — Изд. 2-е, пере-раб. и доп. — М. : Лесн. пром-сть, 1984. — 392 с.
12. Минеев Ю. Н. Орнитофауна бассейна р. Нерута и Колоколковой губы / Ю. Н. Минеев, О. Ю. Ми-
неев // Рус. орнитол. журн. [СПб.]. — 1999. —№ 112. — С. 10—18.
244
ААПОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ бГёааЭпёоаоа | 2009 | і 1
13. Минеев Ю. Н. Совресеппое состояппе малоземельной популяции белощекой казаркп Branta leucopsis /Ю. Н. Мппеев, О. Ю. Мппеев // Рус. орнитол. журп. [Спб.]. — 2004. — № 267. — С. 6SS— бб 1.
14. Нейфельдт И. А. Обзор орпптологпческпх псследоваппй в Карелпп / И. А. Нейфильдт // Зоол. Ин-та АН СССР. — 1970. — Т. 47.
15. Николаев В. И. О новых находках редких впдов птиц Тверской области / В. И. Николаев, А. Ю. Шмитов // Вестп. ТвГУ. Сер. Бпологпя п экология. — 200B. — Вып. 7. — С. 100S—100B.
16. Мальчевский А. С. Птицы Ленинградской области п сопредельных территорий і История, бпологпя, охрана. Т. 1 / А. С. Мальчевский, Ю. Б. Пукппскпй. — Л. і Изд-во Ленингр. уп-та, 19B3. — SG4 с.
17. Птицы Советского Союза. Т. IV / Г. П. Дементьев [п др.]. — М. і Советская паука, 19S1. — 4B7 с.
1B. Зауэр Ф. Птицы — обитатели озер, болот и рек / Ф. Зауэр — М. і АСТ, 2GG2. — 2B7 с.
19. Раснер А. Г. Охота па Маркпзовой луже. Морская охота под Петербургом / А. Г. Распер //
Наша охота. — СПб., 1912. — Кн. 1S. — С. 23—47.
20. Рахимов И. И. Авпафаупа Республики Татарстан по данным па 2002 год / И. И. Рахпмов // Орнитол. вестп. Поволжья [Казань]. — 2002. — Вып. 1. — С.
21. Редкие виды птиц Нечерпаземпого центра Росспп і материалы совещания «Редкие птицы
центра Европейской частп Росспп (Москва, 2S—2б января 199S г. — М. і МГПУ, 199S. — 339 с.
22. Романов А. А. К распределению п чпслеппостп некоторых впдов гусеобразных па о. Вайгач /
А. А. Вайгач // Растительный п животный мпр заповедных островов. — М, 19B9. — С. 7B—B2.
23. Рябицев В. К. Птицы Урала, Приуралья п Западной Спбпрп і справочник-определитель / В. К. Ря-
бпцев // Екатеринбург і Изд-во Урал. уп-та, 2001. — б08 с.
24. Сотников В. Н. Птицы Кировской области. Каталог орнитологических коллекций. Киров,
199B. — 72 с.
25. Успенский С. М. Гнездовья белощекой казарки на Новой Земле / С. М. Успенский // Охрана природы. — 19S1. — С. 124—127.
26. Успенский С. М. Белощекая казарка / С. М. Успенский // Охота и охотничье хозяйство. — 1990. — № 10. — С. 41.
27. Putkonen T. A. Tiedonantj (Chlidonias n. nigra, Locustella naevia, Branta leucopsis, Tadorna
tadorna) / T. A. Putkonen // Ornic fenn. — 1940. — Vol. 17, № 2.
2B. Timmermann A. Winterverbreitung der paloaktischen Ganse in Europa. West-Asien und Nord-Africa, ihre Anzahlen und ihr Management in West-Europa. — Vogelweit, 197б. — № 97 (3).
Поступила 22.12. Q8.
ЙаЗёу «AёTётаёvaneёa ^aбeё»
245