Научная статья на тему 'Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования'

Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4609
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание как важнейшая задача современной системы образования»

Теоретические подходы к организации взаимодействия учителя и семьи подростка, сложившиеся в процессе развития педагогики

Название подхода Представители Основные положения

Воспитательно- просветительский подход 3. П. Бушмина, Т. П. Газрилова, Б. Егощев, Л. Н. Захарова, А. Г. Калашников, Р. М. Капралова, Н. К. Крупская, В. Крупенина, Т. В. Лодкин, И. В. Мешкова, А. Маишева, И. С. Марьенко, A. С, Макаренко, Г. М. Минысов-ский, Н. А. Рыбакова, B. Н. Шульгин и др. ^ Субъект-объектный подход учителя к семье в процессе взаимодействия; - Педагогическое руководство учителем воспитанием в семье, гтси-холого-педагогическое просвещение родителей; - Ориентация учителя в планировании и организации работы с семьей на собственное преставление о воспитательных потребностях семьи.

Системно-комплексный подход Ю. К, Бабанский, И. В. Гребенников, В. Н. Гуров, В. А. Кара-ковский, И. С. Марьенко, М. М. Поташник и др. - Субъект-объектный подход учителя к семье в процессе взаимодействия; - Подчинение цели работы с родителями общешкольным воспитательным целям; - Комплексность, системность; - Ориентация учителя в работе с родителями на воспитательные потребности школы.

Социально-ориентированный подход Б. Г. Ананьев, В, Г. Бочарова, П. П. Блонский, Б. 3, Вульфов, М. А. Галагузова, В. В. Дружинин, Дж. Дьюи, А. В. Мудрик, Н. Н. Иорданский, Л. И. Новиковой, М. М. Плоткина, В. Д. Семенова, Г, С, Костюк, И. М. Шмаль-гаузен, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. Л. Селивановой, В. А, Сухом-линский, С. Т. Шацкий и др. - Субъект-объектный подход учителя к семье в процессе взаимодействия; - Создание единого воспитательного пространства учителя - среда; ~ При планировании и организации работы с семьей ориентация учителя на особенности контингента родителей и специфику окружающей среды.

УДК373. 549

К. С. Гюлушашян, О. М. Газина, А. И. Бабич

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия чело-

века и природы, воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь [1,3].

В современных условиях громадное значение приобретает экологическое воспитание и экологическое образование людей всех возрастов и профессий.

Научная основа охраны природы включает в себя разнообразные области естественнонаучных и гуманитарных знаний , среди них основное место занимает экология, которая, в свою очередь, тесно связана с другими биологическими и географическими науками. Экология из чисто биологической науки в 60-е годы трансформировалась в общую проблему. В 70-е годы произошла быстрая экологизация естествознания. Экологический подход становится всеобщим.

Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. Теория взаимосвязи экологического и нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыта не в полной мере, практика эколого-нравственного воспитания разработана недостаточно. Все это ставит перед педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания воспитанников различных типов образовательных учреждений и особенно дошкольных [4].

В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К. Д. Ушинский, В, Г. Огородников, В. А. Сухомлинский и др.

На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...», «Не ждать милости от природы...» и т. д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношений к ней.

Культивирование нового сознания по отношению к природе - процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. В обстановке ухудшения экологической ситуации в стране, снижения жизненного уровня, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченно сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, в атмосфере равнодушия и попустительства, безнаказанности за экологические правонарушения, формирование нового понимания человеком, особенно молодым, своих обязанностей перед природой непросто. И все-таки образовательное учреждение призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы [1].

Сейчас очень много экологических проблем не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того, что образование не всегда в достаточной мере уделяло внимания экологическому воспитанию и образованию. Это привело к тому, что люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т. д.

Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систем}' экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача общества в этом вопросе — обеспечить системный характер экологического воспитания населения.

Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних перевоспитаний практически всех аспектов общественной жизни.

Существенные перевоспитания должны претерпеть научные знания в плане преодоления их традиционной разобщенности и наполнения естественных наук гуманистическим содержанием, а общественных - естественнонаучным. Более органичный и полный, чем прежде, синтез наук — необходимая предпосылка формирования такой комплексной области научного знания как социальная экология, которую уже невозможно безоговорочно отнести ни к общественным, ни к естественным наукам. Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни и прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая

проблема обладает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей [5].

Первое условие успеха экологического просвещения и воспитания - достаточно высокая точность данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов, кроме того, точные данные необходимо дополнять сведениями о тех взаимосвязанных последствиях, которые может повлечь за собой то или иное частное на первый взгляд изменение какого-либо компонента биосферы.

Второе условие успеха экологического воспитания - необходимость комплексного характера освещения экологических явлений. Важно воспроизвести не только сложную совокупность природных процессов, но и дать их в отношении к событиям в человеческом обществе. Приоритет природных ценностей важно подчеркивать еще и потому, что всей прежней теорией борьбы с природой (вспомним ныне печально знаменитое: «Мы не можем ждать милости от природы...») люди воспитывались в духе ожесточенно, непримиримой конфронтации с природной средой, природными условиями, которые нередко выставлялись именно как косная сила, как препятствие на пути к достижению практических целей: благосостояния, изобилия и т. д. Теперь уже всякий умеющий видеть реальное положение видит: опасность угрожает природе со стороны бесконечно возросшей мощи человека. Необходимость дать людям целостную систему экологических знаний как в области общих вопросов социально-экологической теории, так и в аспектах, соответствующих профилю определенной профессиональной деятельности [6, 9].

Важно иметь в виду, что если «растворить» экологический аспект в учебном материале, тем более если «растворять» систематически, то эффект окажется куда меньше желательного, а эколого - нравственные убеждения воспитанников, которые и есть цель работы, вряд ли удастся сформировать.

Главная же проблема, которую решить просто необходимо - это воздействие на сознание, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (современному) пониманию.

Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем воспитания и культуры. Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям.

Особая сложность заключается в том, что процесс формирования экологического сознания должен охватить все возрастные группы воспитанников, а ведь им свойственны далеко не одинаковые возможности восприятия

знаний. Вот почему необходим самый широкий спектр методических и дидактических приемов.

Кроме того, экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий человека, если охватит как рациональную, так и эмоциональную его сферу, если научные доводы взволнуют его и буду им восприняты, как собственные, только тогда станет возможным убеждение, которое всегда сугубо личностно [2, 4].

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы [10].

Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.

Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и восстановления. Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека.

Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у обучающихся вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение обучающимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированное™ их нравственного облика,

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносят и занятия естественно - научного характера, на которых они обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы, диафильмы и т. д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды [7, 8].

Таким образом, содержание занятий естественно - научного характера способствует экологическому воспитанию и имеет для этого огромные возможности, В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит педагогу, его творческой инициативе.

Этапы экологического воспитания и образования, возрастные возможности воспитанников, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений обучающихся к природе.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же — это процесс взаимодействия педагога и обучающегося, в ходе которого осуществляется воспитание личности.

Как известно на занятиях решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому занятие дает больше возможности для воспитания у обучающихся нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

На занятиях, способствующих экологическому воспитанию на доступном обучающимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений воспитанники изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи [12].

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую при-

рода играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как занятия посвященного изучению нового материала, так и обобщающему занятию.

Получая определенную систему знаний на занятиях по «Естествознанию» и «Природоведению», ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие — экологическое воспитание должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов учебного материала.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать обучающихся в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение образовательного учреждения, сквера, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет обучающимся усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Библиографический список

1. Букин, А, П. В дружбе с людьми и природой. -М., 1991.

2. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. / Составитель Л. Ф. Мельчаков - М., 1981.

3. Захлебный, А. Н. На экологической тропе. - М., 1986.

4. Захлебнын, А. Н. Школа и проблемы охраны природы. - М., 1981.

5. Зверев, И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое воспитание школьников. - М., 1983.

6. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980.

7. Кучер, Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М., 1990.

8. Пакулова, В. М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. - М., 1990.

9. Экологическое воспитание школьников. / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Сура-вегиной - М., 1983.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ,..

10. Деревянко, В. А,, Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества. // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С, 40—44.

11. Дерим-Оглу, Е. Н., Томилина Н. Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. // Начальная школа. - 1990. -№ 5, - С. 28-34.

12. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников. // Начальная

школа,- 1992,-№ 11-12.-С. 19-22. .

УДК 378

М. Т. Рахимова

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ К РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие «условие» в науке рассматривается достаточно активно. О нем пишут М. Е. Дуранов. А, Я. Найн, Н. М. Яковлев, Л. И, Савва, Е, В. Бонда-ревская, Н. В. Бордовская, А. В. Вербицкий, В, Г. Гайфуллин, Г. П. Гордиен-ко, А, В. Мудрик, А. А. Реан, В. А, Сластенин, В. Д. Шадриков, В. И. Андреев, Р. А. Низамов, М. А. Ушанов, А. С. Фриш и др.

Несмотря на различные толкования в целом условие объясняется как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может» [6, с. 497].

Ученые выделяют «педагогические», «организационно-педагогические» условия.

Мы не делим условия на «педагогические», «организационно-педагогические». Для нас они просто «условия эффективного функционирования модели формирования у будущих педагогов-психологов готовности к работе с родителями школьников». Для функционирования данной модели нужны не только педагогические факторы, но и материально-технические, ме-дицииские, социально-психологические и др. «Организация практической деятельности — сложный процесс, требующий наличия не только профессиональных знаний и умений, но и определенных социально-психологических, материально-технических и других условий», - пишет Р. В. Овча-рова [4, с. 70].

К основным условиям, как показывает наше исследование, относятся:

1) учет региональных особенностей в подготовке будущих педагогов-психологов к работе с родителями школьников;

2) введение спецкурса «Работа педагога-психолога с родителями учащихся»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.