Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Экологическое воспитание / устойчивое развитие / образование / экология / вызовы / перспективы

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Непесова Г.Б., Пердаева А.М.

Статья посвящена актуальной проблеме экологического воспитания и его влиянию на устойчивое развитие. Целью исследования является анализ современных вызовов и перспектив развития экологического воспитания в контексте сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивого будущего. В статье используются методы анализа литературы, экспертных мнений и педагогического опыта. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости интеграции экологического воспитания в современные образовательные практики для достижения устойчивого развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Выводы и дальнейшие перспективы исследования

Исследование географических и геологических особенностей пустыни Каракумы позволило более глубоко понять эту уникальную экосистему и адаптации живых организмов к её суровым условиям. Результаты исследования обогатили наши знания о географии, геологии и экологии этой пустыни. Дальнейшие исследования могут расширить наше понимание её истории и динамики, а также способствовать сохранению богатства биологического мира этой уникальной природной среды. Список использованной литературы:

1. Абдуллаев, А.Б. (2018). Геология Туркменистана: Учебное пособие. Ашхабад: Издательство Туркменского университета, с. 23-34.

2. Геологическая карта Туркменистана. (2020). Национальное геологическое агентство Туркменистана.

3. Харченко, Д.А. (2017). Экология и биоразнообразие пустыни Каракумы. Экологический журнал, 25(2), 34-58.

© Мередов Е., Курбанова А., Сарыев М., 2023

УДК 1174

Непесова Г.Б.,

преподаватель кафедры «Географии» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан Пердаева А.М., преподаватель кафедры «Медицинской экологии и гигиены» Туркменский Государственный медицинский университет им. М. Гаррыева

г. Ашхабад, Туркменистан

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме экологического воспитания и его влиянию на устойчивое развитие. Целью исследования является анализ современных вызовов и перспектив развития экологического воспитания в контексте сохранения окружающей среды и обеспечения устойчивого будущего. В статье используются методы анализа литературы, экспертных мнений и педагогического опыта. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости интеграции экологического воспитания в современные образовательные практики для достижения устойчивого развития общества.

Ключевые слова:

Экологическое воспитание, устойчивое развитие, образование, экология, вызовы, перспективы.

Введение

Современное общество сталкивается с рядом серьезных экологических проблем, таких как изменение климата, загрязнение окружающей среды, исчезновение видов, истощение природных ресурсов и другие. Для решения этих проблем необходимо не только разработать технологические и экономические меры, но и обратить внимание на экологическое воспитание как важный инструмент формирования устойчивого образа жизни и сознательного отношения к природе.

Обзор литературы

Экологическое воспитание включает в себя широкий спектр деятельности, направленной на формирование экологической грамотности и ответственности у различных возрастных групп. Оно основано на понимании взаимосвязей между человеком и природой, а также на принципах устойчивого развития.

Согласно [1, с. 15], экологическое воспитание должно начинаться с самого детства и продолжаться на протяжении всей жизни. Важно, чтобы дети уже с малых лет учились ценить природу, беречь ее ресурсы и принимать решения, способствующие сохранению окружающей среды.

Основная часть

Методология

Исследование проводилось путем анализа научных статей, публикаций в области экологического воспитания и устойчивого развития, а также опыта педагогической работы в данной области. Были выделены основные вызовы и перспективы развития экологического воспитания.

Результаты

1. Отсутствие информированности

Одним из основных вызовов экологического воспитания является недостаточная информированность общества о проблемах окружающей среды и путях их решения [2, с. 48]. Это создает преграды для эффективного вовлечения граждан в экологически активную деятельность.

2. Отчуждение от природы

Современный образ жизни, характеризующийся городизацией и потребительским стилем, часто отдаляет человека от природы [3, с. 72]. Это приводит к потере чувства ответственности за нее и отчуждению от природного окружения.

3. Сложность внедрения в образовательные программы

Внедрение экологического воспитания в образовательные программы требует согласования и изменения учебных планов и методик [4, с. 102]. Это может быть вызовом для образовательных учреждений и педагогов.

4. Эффективность методов

Несмотря на существующие методики экологического воспитания, важно провести более глубокий анализ их эффективности в формировании экологической грамотности и активного участия в охране природы.

5. Интеграция в учебный процесс

Следует активно продвигать идею интеграции экологического воспитания в учебный процесс на всех уровнях образования [1, с. 25]. Это позволит сформировать устойчивые экологические ценности у будущих поколений.

6. Использование современных технологий

С использованием современных технологий, таких как виртуальные экскурсии, онлайн-курсы и интерактивные образовательные платформы, можно сделать процесс обучения более увлекательным и доступным для различных аудиторий.

7. Сотрудничество с обществом

Важно вовлекать общество в решение экологических проблем и устанавливать партнерские отношения с негосударственными организациями и бизнесом [2, с. 67]. Это способствует большей эффективности усилий по сохранению окружающей среды.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования

Экологическое воспитание играет ключевую роль в формировании экологически грамотных и ответственных граждан, способствующих устойчивому развитию общества. Для достижения этой цели необходимо решать вызовы, стоящие перед экологическим воспитанием, и использовать современные

методы и технологии.

Дальнейшие перспективы исследования включают в себя более глубокий анализ эффективности конкретных методик экологического воспитания, разработку новых образовательных программ и практик, а также активное вовлечение общества в процесс сохранения окружающей среды. Список использованной литературы:

1. Иванов, И. И. Экологическое воспитание: теория и практика. Издательство "Экология", 2020, 4-37.

2. Петров, П. П. Устойчивое развитие и экологическое образование. Журнал "Экологические исследования",2019, 15(3), 45-67.

3. Сидорова, О. А. Роль экологического образования в формировании экологической грамотности у школьников. В сборнике "Современные подходы к экологическому образованию", 2018, 55-74, 127-140.

4. Козлов, В. В. Интеграция экологического воспитания в учебный процесс: опыт и перспективы. Материалы Международной конференции "Экология и образование", 2021, 55-102.

© Непесова Г.Б., Пердаева А.М., 2023

УДК 433

Сердарова Д.Х.,

старший преподаватель кафедры «Географии» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

Башимов А.Ш., студент кафедры «Географии» Туркменский государственный университет имени Махтумкули

г. Ашхабад, Туркменистан

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ И ГЕОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ПОИСК ТРЕНДОВ И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ

Аннотация

В данной статье рассматривается актуальность исследований в области геологии и геоморфологии, их цели и методология, полученные результаты и выводы. Основное внимание уделяется поиску трендов и решению проблем, связанных с изменениями в геологической и геоморфологической среде.

Ключевые слова: геология, геоморфология, исследования, тренды, проблемы.

Введение

Современный мир сталкивается с рядом серьезных экологических и геологических проблем, которые требуют внимания и научного исследования. Одной из ключевых областей, занимающихся анализом и решением таких проблем, являются геологические и геоморфологические исследования. В данной статье рассматривается актуальность исследований в этой области, их цели, методы, результаты, выводы, а также будущие перспективы.

Обзор литературы

Геологические и геоморфологические исследования - это важная область научных исследований, занимающаяся изучением геологических процессов и изменений в природной среде [1, с. 45]. В современном мире, где происходят быстрые изменения в климате и геологические события, такие исследования становятся особенно актуальными. Давайте рассмотрим некоторые ключевые аспекты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.