Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБУЧЕНИЕ / COMPETENCIES / TECHNOLOGICAL KNOWLEDGE AND SKILLS / ENVIRONMENTAL LITERACY / HEALTHY LIFESTYLE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеев Артём Юрьевич

В статье рассмотрены подходы к формированию у учащихся средних классов экологической грамотности и здорового образа жизни на уроках как важных компетенций современного человека. Определены особенности организации учебного процесса и формы работы учителя при формировании экологического воспитания у учащихся средней школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE TECHNOLOGICAL PROCESS

The article considers approaches to the formation of middle-class students in environmental literacy and a healthy lifestyle in the classroom as important competencies of modern man. The features of the organization of the educational process and the form of work of the teacher in the formation of environmental education in high school students are determined.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ»

Педагогика

УДК 371

аспирант Федосеев Артём Юрьевич

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (г. Саратов)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к формированию у учащихся средних классов экологической грамотности и здорового образа жизни на уроках как важных компетенций современного человека. Определены особенности организации учебного процесса и формы работы учителя при формировании экологического воспитания у учащихся средней школы.

Ключевые слова: компетентности, технологические знания и умения, экологическая грамотность, здоровый образ жизни, обучение.

Annotation. The article considers approaches to the formation of middle-class students in environmental literacy and a healthy lifestyle in the classroom as important competencies of modern man. The features of the organization of the educational process and the form of work of the teacher in the formation of environmental education in high school students are determined.

Keywords: competencies, technological knowledge and skills, environmental literacy, healthy lifestyle, training.

Введение. Одной из ключевых компетентностей, которые приобретут учащиеся, является экологическая грамотность, то есть «умение разумно и рационально пользоваться природными ресурсами в рамках устойчивого развития, осознания роли окружающей среды для жизни и здоровья человека» [5, с. 6]. Еще одной проблемой, связанной с экологической грамотностью и требующей неотложного решения, является сохранение молодежью собственного здоровья. Статистические данные свидетельствуют, что с каждым годом растет не только сезонная заболеваемость среди учащейся молодежи, но и количество учеников с хроническими болезнями и болезнями, требующих длительного лечения. Следовательно, одной из важнейших потребностей современной жизни человека является его экологическая грамотность и здоровый образ жизни.

Важной составляющей образовательного процесса является сохранение здоровья ребенка - это обязанность не только учителя, но и школы, семьи и всего общества. Охрана природы является важным делом государства всех граждан Российской Федерации. Руководствоваться правилами экологического гуманизма, главная идея которого - человек - частица вселенной с новой экологической этикой, которая группируется на почитании всех живых существ Земли. Так, одной из основных задач на уроках в средней школе, является максимальное приближение воспитания личности для дальнейшей социализации в обществе из-за любви к бесценному источнику знаний - родной природе.

Целью статьи является анализ и освещение особенностей формирования у учеников средней школы экологического воспитания и здорового образа жизни на уроках.

Изложение основного материала статьи. Главная роль в популяризации здорового образа жизни и формированию экологического воспитания принадлежит школьному образовании, ведь учитель определяет культуру здорового образа жизни школьника, как составной части структуры гармонично развитой и социально активной личности. Формирование экологической культуры одна из составляющих образовательно-воспитательного процесса, которая играет важную роль в современной жизни человека.

Особенностями формирования компетентности экологической грамотности и здорового образа жизни на уроках в средней школе является систематическая деятельность учителя, направленная на развитие у учащихся культуры экологического мышления. С юных лет важно закрепить в сознании каждого ребенка, что человек - часть природы, поэтому от состояния природы зависит жизнь человечества. Экологическая грамотность дает возможность раскрыть мир природы - среду обитания человека. Именно человек должен быть заинтересованным в сохранении целостности природы, не забывая о любви и бережном отношении ко всем составляющим ее компонентам [3, с. 6].

Задача воспитания положительного отношения к природе заключается в накоплении, систематизации, использовании экологических знаний, воспитании любви к природе, желание беречь и приумножать ее, в формировании умений и навыков деятельности в природе.

Формирование экологической грамотности и здорового образа жизни у учащихся реализуется на разных этапах обучения в средней школе, на каждом из которых относится определенная цель. Именно на уроках учитель убеждает учеников воспринимать себя как часть природы, обращая внимание на важность влияния собственного образа жизни.

Перестройку сознания ребенка нужно начинать с переосмысления своего отношения к природе, поскольку от этого зависит экологическое здоровье нашей планеты [4, с. 29].

В своих научно-педагогических трудах такие ученые, как И. Добронравова, В. Крисаченко, Л. Сидоренко, К. Корсак, Л. Нечипоренко, пытались заложить основы понимания гармоничной взаимосвязи человека и природы, ценностного отношения к ее недрам, а также стремились создать образ Земли как одной и единственной инстанции для человеческой жизни, которую нужно оберегать и поддерживать.

Личность и природа тождественны между собой. Поэтому в экологическом воспитании детей начальных классов стоит отбросить концепцию антропоцентризма, которая заключается в том, что человек выступает выше природы, все ее ресурсы он использует для удовлетворения собственных потребностей, а окружающую среду считает своей собственностью и тому подобное.

Уместно, на наш взгляд, брать за основу экоцентрическую идею, согласно которой окружающая среда, то есть природа, и человек занимают один ранг во Вселенной. Они вместе гармонично взаимодействуют и развиваются, между ними существуют взаимовыгодные отношения: человек является творцом окружающей среды, которая в свою очередь является средством ее существования.

Проанализировав обучения в начальной школе, удалось выявить проблему недостаточного количества часов для освещения экологической ситуации и природоохранной деятельности. Эколого-воспитательный процесс продолжается в основном на биологических, экологических и эстетических дисциплинах, не позволяет учителю полностью раскрыть картину правильного восприятия природы. Считаем, что экологическое воспитание должно осуществляться в течение всего учебного курса по всем дисциплинам, с

учетом внеурочного времени. В основе экологической культуры должно лежать мнение гармоничного сосуществования с природой, а также любовь к родной земле, к ее истории и народным традициям, к окружающей среде. Воспитание должно быть заключено таким образом, чтобы ребенок, опираясь на свое любопытство, самостоятельно познавал все грани окружающего мира, делал собственные выводы, осуществлял определенные исследования и открытия, то есть был субъектом естественной деятельности. В начальной школе это могут быть: интегрированные уроки, часы заботы об окружающей среде, различные наблюдения, воспитательные часы, темой которых, например, может быть «Бережное и экологическое отношение к природе», «Забота о природе начинается с тебя».

Социализация личности ребенка, как фактор формирования общей экологической грамотности и здорового образа жизни на уроках в средней школе, является одним из видов формирования и развития субъективного отношения к природе. А также личной ответственности за состояние окружающей среды на местном, а в дальнейшем на национальном и глобальном уровне.

Экологическое направление в социализация означают, что личность должна быть сформирована как компетентный субъект отношений «Я - окружающая среда», как личность, способная участвовать в природоохранной деятельности, способная принимать решения и уметь привлечь различные социальные институты для устранения проблем экологического характера, быть ответственным за природу и сохранения жизни в ней.

Процесс усвоения ребенком системы ценностей, норм и образцов поведения, обязательных в определенном обществе, а также навыков, которые дают ему возможность войти в мир общественных организаций, имеющих тесную связь с трудовым обучением, является социализацией [2, с. 41].

Для воспитания экологической культуры учебный процесс на таких уроках, как русский язык, рисование, чтение, математика и другие, должен состоять не только с теоретической, но и практической части. Дети умеют практически применять, даже в таком малом возрасте, который, на наш взгляд, является наиболее подходящим для решения поставленной проблемы, полученные знания из книг. Такой активной познавательной деятельностью могут быть наблюдения за природными явлениями в определенные периоды года, обсуждение погодных изменений, различные экскурсии, биологические и экологические викторины, конкурсы и олимпиады, создание живого уголка, творческого проекта школьного двора, художественных произведений, связанных с окружающей средой . На наш взгляд, такая урочная и внеурочная работа поможет учащимся не только любоваться всем прекрасным, то есть тем, что их окружает.

Именно в средней школе на уроках, в полной мере раскрываются вышеуказанные задачи. В частности, в средней школе, работая над формированием экологической грамотности и формированием здорового образа жизни, целесообразно отметить, что учителю необходимо учитывать следующие факторы:

- гуманистическую направленность и растущую роль экологических факторов в решении глобальных проблем человечества (рационального использования природных ресурсов, обеспечения населения экологически чистыми продуктами питания, защиты среды от загрязнения промышленными и бытовыми отходами);

- национальный и региональный подходы к выбору учебного материала экологической направленности;

- сохранение физического и духовного здоровья человека.

Проектно-технологическая деятельность предоставляет возможность самостоятельно принимать решение во время практических и творческих задач, вступать в открытый диалог с учителем (например, во время круглых столов вносить предложения по решению экологических проблем), формировать активную гражданскую позицию. Все это и способствует формированию экологической грамотности.

Проектная технология предусматривает системное и последовательное моделирование решения проблемных ситуаций, требующих от участников учебного процесса самостоятельных поисковых усилий, направленных на исследование и разработку оптимальных путей создания проектов, их защита и анализ итогов. Метод проектов позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В ходе работы над проектом дети приобретают опыт индивидуальной самостоятельной деятельности [5, с. 54].

Итак, экологическое образование и воспитание, социализация личности ребенка являются основными формирующими факторами экологической грамотности и здорового образа жизни учащихся средних классов. Так, одним из видов социализации личности ребенка является практическая экологическая деятельность, которая рассчитана на учеников именно средней школы. Современная школа решает задачи развития экологической компетентности в процессе социализации учащихся путем ознакомления с природой родного края, во время поисково-исследовательской деятельности. Приобретенные знания, личностные ориентиры, установки, нормы поведения дают возможность ученикам:

- формировать представление об основах экологической культуры на примере поведения в быту и в природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- развить познавательный интерес к окружающей среде;

- пробуждать у учащихся желание заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации учебной деятельности и общения, которые имеют здоровье сберегающий характер;

- знакомиться с основами здорового питания;

- формировать умение организовывать свою работу, создавая необходимые условия, выбирая наиболее благоприятные для этого средства и приемы решения задач; при этом обязательно учитывать индивидуальные особенности ученика [2, с. 1].

Педагогическая деятельность учителя состоит в проведении надлежащей работы по формированию всесторонней экологической грамотности и популяризации здорового образа жизни школьников и как результат - определение высокого качества экологического образования и воспитания.

В средней школе уместно проводить уроки творческого отслеживания и наблюдения за изменениями в окружающей среде. Эти уроки целесообразно проводить один раз в месяц в течении года. Например, на уроке, который касается весеннего пробуждения всего живого, дети делятся своими открытиями об образовании бутонов на деревьях, о появлении первых ручейков, или о пении птиц, прилетевших из теплых краев, или о расположении солнца на небосклоне и тому подобное. Учитель готовит новую, интересную и неизвестную информацию о природных явлениях этого периода, читает детям народные поверья, приметы и загадки, которые касаются. Такой подход расширяет кругозор школьников, воспитывает всесторонне

осведомленную личность. Именно в средней школе, на наш взгляд, дети должны вести самостоятельное наблюдение за сезонными явлениями природы, которые умеют записывать в тетради по природоведению или в ежедневные записные книжки. Каждый день вносятся сведения о погоде, климатические изменения, подбирая к ним примеры художественного воплощения, например, стихотворение о дожде, радуге и так далее. Благодаря этому ученики научатся самостоятельно собирать информацию, обрабатывать, творчески систематизировать и оформлять ее, уметь пользоваться ею.

На таких уроках, литература и рисование, прослеживаются мотивы экологического ощущение мира, которые дают возможность воспитать экологическое сознание личности.

В средней школе обучение и воспитание базируется на познавательной сфере ребенка. Поэтому учитель во время ознакомления учеников с новой для них информации должен использовать и наглядно-демонстративные примеры. Это позволит вызвать у учащихся интерес и энтузиазм к обучению и активной работы на уроке, сосредоточить их внимание на теме. Например, на уроке географии учитель к основному содержанию добавляет рисунки, иллюстрации, презентацию или видео атмосферные осадки, заповедники, реки или истории о редких растениях.

Одним из эффективных способов, влияющих на экологическое воспитание, являются экскурсии и экспедиции в заповедные территории или места зеленого туризма. Например, во время классного часа, ученики средней школы посещают заповедник, где обогащаются новыми знаниями о культурном и природном наследии своего края. Таким образом, такое творческое проведение внеурочного времени позволяет детям развиться, отдохнуть и овладеть ранее неизвестной информации, открыть для себя новые горизонты.

Во время обучения и воспитания экокультуры учитель должен использовать не только учебники и пособия, но и справочную экологическую литературу, привлекая к этому естественную, историческую, научно-популярную литературу и другие материалы, а также пользоваться средствами массовой информации и Интернет. В структуре учебного процесса следует проводить экологические недели творческого характера, например, выставки, конкурсы или рисунки и стенгазеты на тему: «Земля - это мой дом», «Влияние человека на Планету» или «Глобальные проблемы природной среды». Они имеют творческий, важный и воспитательный потенциал для школьников, привлекают их к самостоятельной и просветительской работе, формируют задатки победителя.

Для реализации указанных направлений экологической грамотности и на уроках, следует использовать активные формы работы: конкурсы, конференции, спортивные игры, тематические вечера. В воспитательной работе происходит формирование навыков для дальнейшей социализации личности через проведение обучающих тренингов, социологических опросов, взаимодействие со средствами массовой информации, участие в форумах, семинарах, квестах, работе в сети Интернет.

Цель такой работы учителя в средней школе - обеспечить ученику возможность реализовать одно из этих качеств: экологическая грамотность и здоровый образ жизни, сохранение здоровья за период обучения в школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать знания в повседневной жизни. Экологическая деятельность играет важную роль в формировании готовности ученика средней школы к эффективному решению собственных жизненных проблем, в частности проблем окружающей среды, которые формируют личность как полноценного и активного члена общества.

Для формирования экологической грамотности и здорового образа жизни на уроках, педагог может использовать следующие действенные формы работы:

- решение экологических ребусов, загадок и кроссвордов;

- подготовка и презентация проектов на экологическую тематику;

- работа с визуальными материалами (видеофильмами, ментальными картами и т.п.);

- проведение эколого-краеведческих экскурсий и акций; создание экологических стенгазет и буклетов, подготовка материалов на экологическую тематику для местного телевидения; внешкольная работа (увеличение площади зеленых насаждений, изготовление кормушек и скворечников, уход за растениями, проведение толок и т.д.).

Выводы. Следовательно, формирование экологической грамотности и здорового образа жизни у учащихся средней школы - это сложная, скоординированная, длительная работа последовательных действий и мероприятий, которая открывает ребенку возможности взаимодействия с миром природы, побуждает его самого стать непосредственным участником общего саморазвития и самореализации личности.

Итак, учителю нужно ориентироваться не на передаче знаний, а именно на формировании соответствующих представлений, которые в сознании учащихся имеют непосредственное отношение к их собственной жизни. При этом информация, которая транслируется ученикам, должна связываться с удовольствием их потребностей. Такая работа учителя не будет удачной без связей со всеми социальными структурами а именно: родительским обществом, представителями государственной власти, общественными и благотворительными организациями, правоохранительными органами и учреждениями системы здравоохранения, причастными к имеющемуся экологическому состоянию, а также с теми структурами, которые способны помочь в решении экологических проблем. Перспективы дальнейших поисков в направлении исследования связаны с разработкой и совершенствованием методического обеспечения формирования компетентности экологической грамотности и здоровой жизни у учащихся средней школы.

Литература:

1. Агейкина Р.В. Экологическое воспитание: опыт организации / Р.В. Агейкина // Воспитательная работа в школе. - 2017. - № 1. - С. 28-29.

2. Баева Т. Формирование здорового образа жизни в личностно-ориентированном воспитательном процессе жизни / Т. Баева // Социально-педагогические проблемы современного среднего и высшего образования. - Житомир: ЖДПУ, 2019. - С. 172-173.

3. Буджак Т.В. Экологическое воспитание учащихся средней школы / Т.В Буджак // Биология и химия в школе. - 2017. - №1. - С. 34-41.

4. Экологическое образование и воспитание: опыт и перспективы. - Материалы научно-практической конференции. - М.: Центр экологического образования и информации, 2018. - 248 с.

5. Свириденко С.А. Пути формирования сознательного отношения к собственному здоровью / А.С. Свириденко Теоретико-методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи: Сборник научных трудов. - №. 16 книга 3. - Каменец-Подольский: Издатель ЧП Зволейко Д.Г., 2017. - С. 164-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.