Научная статья на тему 'Экологическое сознание населения старопромышленных городов Урала как объект муниципального управления'

Экологическое сознание населения старопромышленных городов Урала как объект муниципального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социологический журнал
Scopus
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СМИ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / PR / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / THE ECOLOGICAL POLICY / MASS-MEDIA / ENVIRONMENTAL CONTAMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Орешкина Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются особенности муниципального управления и экологической политики в старопромышленных городах Урала. Показано, что модель социального управления является субъект-объектной, что приводит к эскалации экологических проблем и нарастанию социального напряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological review of people ecological consciousness as a management object

This article is devoted to the municipal management peculiarities and ecological policy in old industry cities of Ural. It is shown that the model of social direction is subject and object; that leads to escalation of ecological problem and social tension increasing

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание населения старопромышленных городов Урала как объект муниципального управления»

Т.А. ОРЕШКИНА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматриваются особенности муниципального управления и экологической политики в старопромышленных городах Урала. Показано, что модель социального управления является субъект-объектной, что приводит к эскалации экологических проблем и нарастанию социального напряжения.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологическая политика, СМИ, PR, загрязнение окружающей среды.

Теоретические основы исследования

В связи с множеством теоретических подходов и определений экологического сознания в рамках исследования нас интересует, каким образом формируются разделяемые в сообществе система ценностей, отношение к природе, понимание экологических проблем, которые лежат в основе экологического сознания, как и мировоззрения в целом.

Многими авторами экологическое сознание определяется как понимание населением современной экологической ситуации [1; 11].

Наряду с термином «массовое сознание» используется и понятие «общественное сознание», которое прочно вошло в терминологию социальной психологии и философии общества. В этом же смысле иногда говорят об общественном менталитете. В ряде случаев, чтобы подчеркнуть широту такого сознания, апеллируют к «картине мира», трактуемой «не как зеркальное отображение действительности, а как одна из возможных “пристрастных” культурно-исторических моделей мира, которые создает единичный или коллективный субъект" [7; 8].

Н.П. Кириллов подчеркивает, что массовое сознание выступает как отражение действительности, однако это отражение подчинено цели иного порядка, — оно служит базой для деятельности по изменению действительности [3].

В.И. Медведев констатирует, что «экологическое сознание не является лишь фотографией, слепком с познанных законов биогеоценоза, оно включает не только импрессивную составляющую, а обязательно

Орешкина Татьяна Анатольевна — соискатель Института социологии РАН. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5. Электронная почта: Oreshkina.Tanya@gmail.com; a30004a@mail.ru

формирует на основе полученной информации планы и структуры поведения, позволяющие адекватно прореагировать на окружающую обстановку и ее изменение» [4].

Экологическое сознание населения в данной работе понимается как информированность населения об экологических проблемах своего региона, осознание степени экологической опасности и обеспокоенность состоянием окружающей среды.

Озабоченность населения состоянием среды обитания обязана быть объектом пристального внимания местных органов управления, поскольку местное самоуправление в Российской Федерации, составляя одну из основ ее конституционного строя, есть форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая решение вопросов местного значения исходя из интересов населения. По Конституции органы государственной и муниципальной власти должны гарантировать каждому гражданину России благоприятную окружающую среду; согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация городских мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения .

Наиболее важным представляется изучение экологического сознания населения и реакции на него муниципальных властей в районах со столетней работой градообразующих промышленных предприятий, что обусловливает высокий уровень загрязнения окружающей среды. Именно поэтому объектом исследования выбраны старопромышленные города Карабаш (Челябинская обл.), Ревда и Первоуральск (Свердловская обл.).

В основе анализа экологического сознания населения как объекта управления лежат теоретические разработки А.В. Тихонова [9; 10] и Т.М. Дридзе [2], в которых управление рассматривается с точки зрения субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. В предлагаемой модели управления, представляющей целостность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, систематизирующим фактором выступает проблема, требующая решения. Муниципальная власть, будучи субъектом управления, взаимодействуя с рядом акторов, вырабатывает определенную модель социального управления. В нашем случае анализируется модель социального взаимодействия органов муниципальной власти, градообразующего предприятия-загрязнителя и населения при наличии проблемы высокого промышленного загрязнения окружающей среды. Особое внимание в статье

1

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г.

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

уделяется процессу информирования населения о состоянии окружающей среды и взаимодействию всех акторов со средствами массовой информации. Для анализа СМИ используется конструкционистский подход в теории массовой коммуникации, согласно которому социальная реальность интерпретируется теми или иными социальными группами в целях трансляции определенных оценок текущих актуальных событий, выгодных этим группам. Конструкционистский подход впервые сформулирован известными американскими социологами М. Спектором и Дж. Китсьюзом в книге «Конструирование социальных проблем» [12]. Авторы предложили рассматривать социальные проблемы не как ряд социальных условий, а как деятельность социальных групп, выражающих недовольство и выдвигающих утверждения-требования относительно предлагаемых условий. Кон-струкционистский подход позволяет выявить, кем и каким образом формируется «повестка дня» и какие ситуации определяются как проблемные для общества.

Экологическая ситуация в старопромышленных городах Урала

В старопромышленных городах Урала озабоченность населения по поводу состояния среды своего обитания находится на высоком уровне, и это полностью подтверждается результатами исследования 2006-2008 годов: как показал массовый опрос населения, проведенный автором, загрязнение окружающей среды является общепризнанной городской проблемой .

Сегодняшняя действительность дает все основания для беспокойства граждан — загрязнение окружающей среды на самом деле превышает установленные нормы. Суммарный показатель качества атмосферного воздуха в Ревде и Первоуральске свидетельствует о высоком уровне загрязнения и о дополнительном риске для здоровья населения, что требует активного управления охраной воздушного бассейна селитебных территорий. Уровень загрязнения почв зарегистрирован в Первоуральске как опасный, в Ревде — как умеренно опасный .

2

Анкетирование жителей трех городов проводилось методом случайной выборки с квотированием по полу и возрасту: г. Карабаш — сентябрь 2007 г., N = 1500; г. Ревда — март 2008 г, N = 500; г. Первоуральск — декабрь 2006 г., N = 800 и июнь 2008 г., N = 482.

3

См. государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2010 году», опубликованный на официальном сайте Министерства природных ресурсов Свердловской области: <www.mprso.ru>.

В Карабаше из-за неблагоприятной экологической обстановки решением коллегии Областного комитета по охране природы и приказом Министра металлургии СССР № 400 от 21.11.1989 г. старое металлургическое производство («Карабашский медеплавильный комбинат») было остановлено. В 1998 г. ЗАО «Русская медная компания» купила медеплавильное производство, и на этих производственных мощностях открылось новое предприятие — ЗАО «Кара-башмедь». Наблюдения, проведенные в 1997-2002 годах в Карабаше, показали, что после возобновления работы градообразующего предприятия концентрации загрязняющих веществ вновь быстро достигли высоких и экстремально высоких значений [5]. Оперативные наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха выявили превышения предельно допустимой концентрации (далее везде — ПДК) загрязняющих веществ. Вода в створе Аргазинского водохранилища около города Карабаша стабильно загрязнена ионами тяжелых металлов. В течение 2010 года зарегистрировано: высокое загрязнение цинком — одиннадцать случаев; высокое загрязнение марганцем — пять случаев и экстремально высокое загрязнение марганцем — один

4

случай; высокое загрязнение медью — пять случаев . (Высокое загрязнение — превышение ПДК в десять раз и более; экстремально высокое загрязнение — превышение ПДК в пятьдесят раз и более.)

Мнение городского населения о состоянии окружающей среды

По результатам уже упоминавшихся четырех социологических опросов населения старопромышленных городов (Карабаш, Ревда, Первоуральск, 2006-2008), главной городской социальной проблемой является загрязнение окружающей среды. Самой острой экологической проблемой большинство респондентов считают загрязнение воздуха. Как следует из проанализированных выше официальных данных, такая точка зрения соответствует реальной экологической обстановке в представленных городах.

Основная причина экологических проблем, по мнению жителей Карабаша, Ревды и Первоуральска, — это пассивная позиция местных властей. Население Карабаша возлагает ответственность за решение городских проблем в первую очередь на городские власти (32,7% опрошенных) и на дирекцию ЗАО «Карабашмедь» (25% опрошенных). В Ревде среди опрошенных лидирующими оказались следующие ответы: «бездеятельность власти» (15%) и «технологическая

4

См. комплексный доклад о состоянии окружающей природной среды в Челябинской области в 2010 г.:

<Шр://штесо 174. т/Ше s/media/doklad/2010/index. Ыш1>.

4 «Социологический журнал», № 4

отсталость предприятий» (15%). В Первоуральске первое место занимает ответ «пассивность местной власти» (16%).

Жители Карабаша считают, что для улучшения экологической обстановки в городе необходимо, во-первых, провести реконструкцию и модернизацию ЗАО «Карабашмедь», во-вторых, реабилитировать территорию от последствий длительного периода загрязнений, в-третьих, построить полигон для хранения твердых бытовых отходов. Важно отметить, что желание закрыть ЗАО «Карабашмедь» высказали лишь небольшое число респондентов (4%), так как жители понимают всю значимость существования предприятия, пусть даже на фоне его постоянного негативного воздействия на окружающую среду. С проводимой модернизацией производства на ЗАО «Карабаш-медь» связаны надежды на улучшение экологической обстановки довольно высокого процента населения города. В Ревде, по мнению респондентов, главный способ исправить ситуацию — модернизация предприятий (39%); ответ «закрыть предприятия» оказался непопулярным (2% опрошенных). В Первоуральске варианты улучшения экологической ситуации распределились следующим образом: технологическая модернизация производства (23%), закрытие предприятия (8%).

Таким образом, главным средством разрешения проблем жители трех городов считают технологическую модернизацию предприятий и основную роль в этом отводят руководству заводов. Предложений закрыть предприятия ничтожно мало (2-8%). Подобные результаты опросов свидетельствуют, что граждане осознают полную зависимость экономики своих городов от промышленных предприятий, являющихся главными виновниками загрязнения окружающей среды. Они отдают себе отчет, что, с одной стороны, возникновение многих социальных, а главное экологических проблем обусловлено деятельностью предприятий, но с другой — именно заводы обеспечивают им относительное благополучие, высокий уровень занятости и стабильность доходов. Более того, с промышленными предприятиями местные жители связаны и исторически и культурно, а промышленные условия являются для большинства горожан привычной и нормальной средой обитания, которую нужно сделать экологически приемлемой.

Реакция муниципальных властей

на экологическую озабоченность населения

Урегулирование городских проблем — задача муниципальной власти, но, несмотря на обеспокоенность населения состоянием окружающей среды, экологические проблемы исследуемых городов не решаются. Возникает вопрос: почему экологическое сознание населения не становится значимым фактором социального управления на муниципальном уровне, не воздействует на процесс принятия

решений в природоохранной сфере?

Экологическое состояние промышленных городов и реакция на это местных жителей становятся одним из факторов социальной напряженности в городах с высоким уровнем загрязнения всех компонентов окружающей среды. Органы муниципального управления как форма самоорганизации общества в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами РФ № 131-ФЗ и № 7-ФЗ должны отстаивать конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В связи с этим следовало бы ожидать, что процесс управления будет включать согласование интересов различных акторов для снижения социальной напряженности, связанной с озабоченностью населения высоким уровнем промышленного загрязнения. Однако этого не наблюдается. Органы муниципальной власти не используют в полной мере своего права осуществлять экологический контроль — самостоятельно или совместно с федеральными надзорными органами и общественными организациями — над состоянием окружающей среды и работой промышленных предприятий.

Муниципальные власти исследуемых городов являются учредителями общественно-политических городских газет, с помощью которых может проводиться информирование населения о состоянии окружающей среды. Контент-анализ местной прессы, проведенный автором в 2008-2009 годах, позволяет констатировать, что в прессе отсутствует адекватная оценка существующей экологической ситуации. В газетах преобладают материалы, утверждающие, что загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями ниже установленных норм, и формирующие восприятие экологических проблем города на уровне вопросов жилищно-коммунального хозяйства и замусоренности территорий. Роль средств массовой информации в организации собственной информационной политики невелика, а общественность, как и отдельные граждане, не в состоянии выдвигать на страницах печати свои требования по улучшению состояния окружающей среды.

Проведенный в 2010-2012 годах мониторинг местной прессы не выявил каких-либо изменений в городском информационном пространстве Карабаша; единственная местная газета, отвлекая внимание жителей от основных источников загрязнения, лишь поднимает вопросы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Две газеты Ревды: «Информационная неделя» (орган ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод») и «Городские вести. Ревда» (независимое издание) — по-прежнему дают противоположную оценку боль-

шинству экологических ситуаций в городе. В Первоуральске с января 2010 года распространяется газета «Городские вести. Первоуральск», которой удалось занять серьезную позицию на газетном рынке города за счет реальной независимости от финансово-промышленной группы и муниципальной власти. Выход «Городских вестей» в Первоуральске и Ревде — действительно уникальный случай для современной провинциальной прессы.

Фактически единственная реакция муниципальной власти на экологическую озабоченность населения — это манипулирование потоками информации о состоянии окружающей среды в целях снижения уровня осведомленности граждан об экологических проблемах.

Взаимодействие муниципальной власти с контрагентами — СМИ, общественными организациями, промышленными холдингами

Почему муниципальные власти реагируют на экологическую озабоченность населения столь однонаправленным способом, и что дает им такую возможность? Проанализируем следующие вопросы, связанные с властными структурами: с кем они осуществляют взаимодействие; какие институты и почему находятся за пределами их внимания; на кого они оказывают давление; кто влияет на них самих.

Как показано выше, местные газеты представляют собой полностью зависимые и подконтрольные органы, которым не позволяют самостоятельно участвовать в формировании экологической повестки дня. Более того, они вынуждены создавать определенную картину «экологического благополучия».

Общественные экологические организации в условиях небольших городов не являются ни массовыми, ни постоянно действующими. Однако проблемами загрязнения окружающей среды занимаются не только экологические, но и другие организации: казачьи, детские, молодежные, женские, а также большое число официально не зарегистрированных и работающих время от времени. В Первоуральске есть общественные организации «Зеленый город» и «Первоуральский центр экологической безопасности». В Ревде официально не зарегистрировано ни одной общественной экологической организации. Однако строительство нового электросталеплавильного цеха, предпринятое ЗАО «Нижнесергинский метизно-металлургический завод» в черте города, спровоцировало протестные настроения среди населения, проживающего в непосредственной близости от завода, и на этой волне возникли организации «Чистый воздух» и «Чистая Ревда». А захоронение отходов металлургического производства, учиненное Среднеуральским медеплавильным заводом рядом с жилым районом, вызвало протест жителей и создание организации «Экозабота». Местные экологические общественные организации не находят под-

держки у широких слоев населения, не имеют постоянных источников финансирования и работают исключительно на энтузиазме своих лидеров. Муниципальная власть не только не стремится к установлению взаимосвязей и сотрудничеству с некоммерческими природоохранительными организациями, но часто своими действиями или даже бездействием подавляет их экологические инициативы.

Упомянутые выше предприятия входят в состав крупных промышленных холдингов, которые в свою очередь являются субъектом управления и взаимодействуют с органами муниципальной власти. Данное взаимодействие имеет весьма сложный характер. Холдинг, осуществляя контроль над промышленными предприятиями, стремится распространить его и на городскую администрацию. Рассмотрим механизм такого влияния.

В Карабаше в 2000-2005 годах городская администрация была полностью подконтрольна ЗАО «Карабашмедь», поскольку ее возглавлял член совета директоров этого градообразующего предприятия. ЗАО «Карабашмедь» вошло в состав холдинга «Русская медная компания» в 2003 году, а в 2005-м представитель завода не был избран на пост мэра, и последующие четыре с половиной года влияние предприятия на жизнь города значительно уменьшилось. Холдинг такое положение вещей не устраивало. В сентябре 2009 года правоохранительные органы задержали действующего мэра за получение взятки. Вскоре губернатор Челябинской области назначил заместителя директора по социальным вопросам ЗАО «Карабашмедь» своим представителем в Карабаше. После состоявшихся в марте 2010 года выборов главой города был избран представитель завода, который сумел за счет административного ресурса обогнать всего на 287 голосов основного конкурента, выдвинувшего экологическую программу «Дадим Карабашу вздохнуть свободно». Таким образом ЗАО «Карабашмедь» вернуло себе непосредственное влияние на городское руководство.

Ревда стала одним из первых городов России, где были отменены прямые выборы мэра. Городского главу выбирают депутаты городской думы из своего числа, а большинство их традиционно связаны с ОАО «Среднеуральским медеплавильным заводом», одним из трех предприятий Уральской горно-металлургической компании, расположенных в Ревдинском городском округе.

Данная схема стала возможна после того, как депутаты городской думы приняли поправки в устав города. Суть поправок заключалась в том, что главой города становился один из депутатов — председатель городской думы, который сам назначал главу муниципальной администрации. Таким образом градообразующее предприятие (а заодно и весь УГМК-холдинг) с 2008 года установило полный контроль над

муниципалитетом, что не удавалось сделать с 2001 года при наличии прямых выборов мэра.

В Первоуральске в марте 2008 года на должность главы города был избран самовыдвиженец, сменивший представителя партии «Единая Россия», занимавшего этот пост в течение восьми лет. Пробившись во власть, вновь избранный мэр не смог сформировать вокруг себя единой команды и в результате многочисленных конфликтов оказался в оппозиции к депутатам городской думы и руководителям некоторых промышленных предприятий. В январе 2011 года глава городского округа досрочно сложил с себя полномочия. Формально отставка выглядела добровольной, но многие эксперты признали, что он покинул пост под давлением. В последний рабочий день он подписал приказ о назначении первым заместителем главы Первоуральска (фактически преемник главы города) директора ОАО «Первоуральский новотрубный завод», входящего в промышленную группу «Челябинский трубопрокатный завод». Однако последний не успел вступить в должность, поскольку лидер городского экологического движения сумел опротестовать в суде его назначение по формальному признаку: отсутствие у претендента высшего образования. Летом 2011 года погибает сложивший с себя полномочия глава городского округа — по одной из версий, накануне он был жестоко избит неизвестными. В сложившейся ситуации завод отказался от выдвижения своего кандидата, и выборы выиграл член КПРФ. Очевидно, что Группа ЧТПЗ была заинтересована в возврате контроля над городской властью, утерянного в 2008 году при избрании независимого кандидата.

За последние два года, с марта 2010 по март 2012 года, в исследуемых городах завершились избирательные циклы, которые привели к полному обновлению корпуса глав городских администраций. В каждом городе промышленные холдинги продвигали своих кандидатов, и в настоящее время муниципальная власть находится либо под прямым влиянием финансово-промышленных групп (как в Карабаше и Ревде, где главами стали руководители высшего звена заводов), либо под их давлением (как в Первоуральске, где новый глава города вынужден учитывать последствия независимой позиции своего предшественника). В обоих случаях муниципальная власть оказывается бессильной и не в состоянии требовать от предприятий нормализовать уровень промышленного загрязнения.

Чтобы снизить социальную напряженность, вызванную обеспокоенностью жителей высоким уровнем загрязнения окружающей среды, промышленные холдинги через органы муниципальной власти и средства массовой информации конструирует свою социальную реальность, в которой промышленное загрязнение не является экологической проблемой [6].

Благодаря этому промышленные холдинги откладывают модернизацию предприятий и решение многолетних экологических проблем. В Карабаше к модернизации медеплавильного производства приступили в 2007 году, но она до сих пор не завершена. Местные сообщества лишены достоверной информации не только об уровне загрязнения окружающей среды, но и о скорости проводимой на предприятии реконструкции. Несмотря на протесты населения, в Первоуральске в 2010 году был запущен в эксплуатацию электросталеплавильный комплекс Первоуральского новотрубного завода «Железный озон-32», оказывающий серьезное влияние на состояние окружающей среды в городе. В Ревде Среднеуральский медеплавильный завод закончил строительство сернокислотного цеха, что позволило снизить объемы выброса диоксида серы. Однако продолжается отсыпка отходов медеплавильного производства в один из городских карьеров, и конечно, это вызывает протесты жителей.

Таким образом, если вопросы экологической безопасности являются экономически выгодными, то предприятия стараются в процессе модернизации решить их наиболее оперативно. В противном случае руководство предприятий изыскивает возможности отложить их решение. Подобная политика становится возможной вследствие того, что муниципальная власть не является самостоятельным актором, требующим скорейшего решения экологических проблем.

Заключение

Устойчивой стратегии развития никогда не существовало и до сих пор на этой территории не создано. Промышленные предприятия с момента своего образования существовали как самостоятельные экономические акторы, стремились к получению максимальной прибыли. Органы муниципальной власти не ставили своей целью наладить коммуникацию с городским сообществом, таким образом, исторически сложившаяся модель социального взаимодействия является субъект-объектной.

Сегодня анализ социального взаимодействия органов муниципальной власти, градообразующего предприятия-загрязнителя и населения показал, что под воздействием экономических акторов модель социального управления на муниципальном уровне является субъект-объектной. Экономический актор колонизирует субъект управления и игнорирует требования населения к качеству среды обитания.

Для снижения социальной напряженности, вызванной озабоченностью граждан экологическими проблемами, органы муниципальной власти минимизируют доступ населения к достоверной информации о состоянии окружающей среды. Конструирование социальной реальности, где высокий уровень промышленного загрязнения не является проблемой, осуществляется через средства массовой инфор-

мации, которые находятся под контролем промышленных холдингов и органов местного самоуправления. Однако информированность общества об экологических проблемах города и озабоченность населения по поводу состояния среды своего обитания находится на высоком уровне, поскольку каждый человек больше доверяет своим органолептическим ощущениям, чем информационному конструкту. Загрязнение окружающей среды, как показал проведенный автором массовый опрос населения, — общепризнанная городская проблема.

Субъект-объектная модель социального управления для решения проблемы высокого уровня промышленного загрязнения является ущербной, так как приводит к эскалации экологических вопросов, нарастанию социального напряжения, связанного с нерешенной проблемной ситуацией, — все это ведет к несостоятельности системы управления в целом. Для решения проблем, относящихся к среде обитания человека, необходимо научиться выстраивать на муниципальном уровне субъект-субъектную модель управления, включающую в себя согласование интересов акторов социального действия на основе свободной коммуникации. Иными словами, необходимы как общественные экологические организации, которые представляют интересы населения и участвуют в принятии экологически значимых решений на городском уровне, так и средства массовой информации, имеющие собственную информационную политику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдонин А.Н., Камаев Р.Б., Рыжевская Д.С. Экологическое сознание: состояние и причины пассивности // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 88.

2. Дридзе Т.М. Социальное управление и социальная коммуникация на рубеже XXI века: к преодолению парадигмального кризиса в социологии // В контексте конфликтологии: проблемы коммуникации и управленческого консультирования / Отв. ред. Т.М. Дридзе, Л.Н. Цой. М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 1999. Вып. 2. С. 8-17.

3. Кириллов Н.П. Массовое сознание как объект социологического анализа: вопросы теории и методологии. Автореф. дисс. ... докт. филос. наук. Томск, 1995.

4. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание: Учебное пособие. М.: Логос, 2001.

5. Обзор загрязнения природной среды в Российской Федерации за 2004 г. М.: изд-во Росгидромета, 2005. С. 158-159.

6. Орешкина Т.А. Экологическое сознание населения старопромышленных городов Урала: основные конструкторы информационной политики региона // Власть. 2012. № 4.

7. Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М.: Изд-во МГУ, 1983.

8. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988.

9. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2010.

10. Тихонов А.В. Социология управления. Теоретические основы. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2009.

11. Яницкий О.Н. Экологическая социология. программа курса // Социологические исследования. 1997. № 2. С. 122-132.

12. Spector M., Kitsuse J. Constructing social problems. Menlo Park: Cummings, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.