Научная статья на тему 'Экологическое сознание как фактор социальной активности учащейся молодежи'

Экологическое сознание как фактор социальной активности учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
833
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / SOCIAL ACTIVITY / YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ахметова Милауша Хасановна

Статья затрагивает проблемы формирования и повышения социальной активности учащейся молодежи. Автор раскрывает особенности овладения городской молодежью знаниями о приемах социальной активности в процессе формирования экологического сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ахметова Милауша Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems of forming the students' ecological consciousness and improving their social activity. The author discloses peculiarities of acquiring knowledge on the ways of social activity by the urban youth in the process of ecological consciousness forming.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание как фактор социальной активности учащейся молодежи»

Милауша АХМЕТОВА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Статья затрагивает проблемы формирования и повышения социальной активности учащейся молодежи. Автор раскрывает особенности овладения городской молодежью знаниями о приемах социальной активности в процессе формирования экологического сознания.

This article deals with the problems of forming the students’ ecological consciousness and improving their social activity. The author discloses peculiarities of acquiring knowledge on the ways of social activity by the urban youth in the process of ecological consciousness forming.

Ключевые слова:

экологическое сознание, социальная активность, молодежь; ecological consciousness, social activity, youth.

Разрешение противоречий между человеком и природой может обеспечить только то общество, непременной характеристикой которого является высокий уровень экологического сознания и социальной активности всех его членов, особенно молодежи, готовность способствовать гармоничному развитию окружающей среды. В процессе формирования экологического сознания происходит овладение знаниями о способах деятельности в природе, приемах социальной активности в ней, что способствует формированию представления о собственной экологической деятельности. Механизм влияния экологического сознания личности на развитие ее социальной активности устроен следующим образом: знания об экологической действительности порождают источник напряженности; убеждения о нормах экологического поведения определяют осознание необходимости действия; ценности формируют соответствующую установку; рефлексия и мотивация обусловливают выбор оптимального поведения.

В ходе анкетирования, проведенного автором среди учащейся молодежи Набережных Челнов и Нижнекамска (Республика Татарстан), важно было установить мотивы эколого-познаватель-ной активности молодых людей. Для этого в анкету был включен вопрос: «Если Вы считаете необходимым углублять свои экологические знания, то для чего Вам эти знания?» 26,6% молодых людей выбрали ответ: «Экологические знания являются одним из условий здорового образа жизни». Это, скорее всего, объясняется тем, что в настоящее время в средствах массовой коммуникации много информации о здоровом образе жизни и молодые люди начали задумываться о своем здоровье, о качестве продуктов питания. На втором месте оказался мотив «необходимость общего развития» — 22,3%, что также показывает желание молодежи быть интеллектуально развитыми и не отставать от модных тенденций. В качестве других причин молодые люди отметили: «экологические знания помогают разобраться в экологической обстановке» — 11,5% и «эти знания необходимы для участия в экологической деятельности» — 7% респондентов. Такие показатели вполне объяснимы: подавляющая часть молодежи не участвует в экологической деятельности, соответственно, у них не возникает необходимости в экологических знаниях. На последнем месте оказался мотив: «эти знания входят в изучаемые мною в учебном заведении предметы и курсы», который выбрали в качестве ответа 8,2% опрошенной уча-

АХМЕТОВА

Милауша Хасановна — преподаватель кафедры географии и методики ее преподавания НГПИ,

г. Набережные Челны

МИуа_ЛИте1оуа@

mail.ru

щейся молодежи. Такой низкий показатель, скорее всего, является результатом того, что во многих учебных заведениях не организовано систематическое экологическое образование молодежи или оно не может пробудить интерес учащихся. Действительно, при изучении факторов, влияющих на осознание ими экологических проблем, учебный процесс выбрали лишь 8,1% респондентов. Такой низкий показатель отражает, скорее всего, неудовлетворительный уровень экологического образования во многих учебных заведениях, что подтверждается результатами нашего исследования: 61,7% оценили его как среднее, 17,8% — как низкое и только 10% опрошенной молодежи — как высокое.

По мнению отечественных ученых М. Минкова и В.Г. Мордковича1, реальной деятельности и поведению конкретных людей всегда предшествует работа их сознания, т.е. внутренняя активность, источником которой выступают потребности (интересы) людей. Сущность социальной активности необходимо определять через «самодеятельность»: чтобы деятельность была активной, она должна обладать свойством самостоятельности, т.е. не должна быть навязана извне, а быть внутренне необходимой человеку для удовлетворения своих потребностей. При этом результаты анкетирования молодежи показали, что лишь у 4,6% респондентов участие в экологической деятельности влияет на осознание ими важности решения экологических проблем. В организации экологической деятельности участвуют только 4% молодых людей и 9,3% систематически принимают в ней участие, а 86,7% участвуют в отдельных мероприятиях, организованных различными организациями.

Нами была предпринята попытка выяснить мотивы включения молодых людей в экологическую деятельность. На первом месте оказался мотив, связанный с чувством ответственности: «Считаю, что каждый должен заботиться о состоянии окружающей среды» — 47,2% респондентов. На втором месте оказался мотив, выража-

1 См.: Минков М., Мордкович В.Г. Социальная активность: социологическая интерпретация, методика и процедура анализа// Развитие трудовой и общественно-политической активности в условиях перестройки / отв.ред. И.Т. Левыкина, А.Н.Власова. - ИС АН СССРД990, с. 71-90.

ющий стремление личности к здоровому образу жизни, общению с природой - для 14,7% опрошенной городской молодежи экологическая деятельность представляет особый интерес, так как дает возможность больше быть на природе. По отношению к 12,7% участников экологической деятельности приходится говорить не столько о внутреннем побуждении, сколько о внешнем стимулировании, так как их привлекают к экологической деятельности общественные организации, администрация. Мотив - чувство причастности к жизненно важной проблеме: «экологическое движение развертывается во всем мире, и не хочется оставаться в стороне» - выбрали 10,2% респондентов, 8,1% респондентов выделили из предложенных высказываний следующее: «Экологическая деятельность становится более популярной, и не включиться в нее - значит отстать от жизни, выглядеть несовременным», и для 7,1% опрошенных молодых людей это является выполнением профессиональных обязанностей.

Нам также важно было выяснить причины отчуждения учащейся молодежи от экологической деятельности. Более 21,1% молодых людей объяснили это личностными качествами: «Понимаю важность экологической деятельности, но включиться в нее мешает собственная пассивность». То есть, молодежи не хватает психологического и моральноволевого настроя на эту деятельность, а именно такой настрой выступает в качестве одного из самых действенных импульсов практического решения природоохранных задач. 20,5% юношей и девушек отметили вариант ответа: «Хотел бы быть полезным в решении экологических задач, но чувствую недостаток экологических знаний». Эти данные подтверждают необходимость развития экологического образования. Столько же молодых людей — 20,5% — считают, что экологической деятельностью должны заниматься специалисты. Часть респондентов — 17,5% — не участвуют в экологической деятельности, т.к. отдают предпочтение другим, более интересным занятиям. Обстоятельство, на которое указали более 16% опрошенных, — «отсутствие организационных условий для включения в экологическую деятельность» может говорить о недостаточно активной работе общественных органи-

76

ВЛАСТЬ

2011 '02

заций и о безынициативности многих молодых людей.

Таким образом, для молодежи данных городов характерна низкая степень активности, пессимизм и перекладывание ответственности в решении экологических проблем на других, отсутствие интереса (а иногда и условий) к решению экологических вопросов. Из этого следует, что основной задачей экологического образования является не просто усвоение личностью экологических знаний, а формирование соответствующих стереотипов поведения, выработка активной позиции личности в решении экологических проблем. В соответствии с этим можно определить основные направления формирования экологического сознания и повышения со-

циальной активности учащейся молодежи моногородов:

— разработка и принятие нормативноправовых актов, направленных на обеспечение экологического образования молодежи;

— создание многоуровневой системы экологической информации и массового распространения экологических знаний;

— создание условий для функционирования системы практической экологической деятельности городской молодежи, организация и проведение мероприятий, направленных на формирование экологического сознания и повышение их социальной активности, включение их в перспективный план социально-экономического развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.