ISSN 1026-2237 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. NATURAL SCIENCE. 2022. No. 4-2
Научная статья УДК 631.414
doi: 10.18522/1026-2237-2022-4-2-21 -27
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЧВ ПРИДОРОЖНОЙ ПОЛОСЫ АВТОМАГИСТРАЛИ УССУРИЙСК - ПОГРАНИЧНЫЙ НА ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Елена Анатольевна Жарикова1 Ольга Михайловна Голодная2, Анастасия Дмитриевна Попова3
'-2-3 Федеральный научный центр биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН,
Владивосток, Россия
'ejarikova@mail.ru я
2omgolodnaya@mail.ru
3anastasia97@list. ru
Аннотация. Определены основные физико-химические свойства и содержание тяжелых металлов в верхнем слое почв придорожной полосы. Большинство почв являются тяжелыми суглинками, малогуму-сированы, имеют слабокислую и нейтральную среду. Выбросы автотранспорта служат главным источником загрязнения придорожных почв Co, Cu, Cr, Ni, средняя концентрация которых в 1,3-4,8 раза превышает фоновый уровень. Наибольшие значения индекса загрязнения NPI выявлены в почвах равнинного участка с высокой концентрацией большегрузного транспорта, работающего на холостом ходу. Существуют значительные различия при определении степени загрязнения почв тяжелыми металлами с использованием различных геохимических индексов.
Ключевые слова: почвы, тяжелые металлы, экологический риск, индексы загрязнения
Благодарности: работа выполнена в рамках государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (тема № 121031000134-6).
Для цитирования: Жарикова Е.А., Голодная О.М., Попова А.Д. Экологическое состояние почв придорожной полосы автомагистрали Уссурийск - Пограничный на приграничной территории // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. 2022. № 4-2. С. 21-27.
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY4.0).
Original article
ECOLOGICAL STATE OF ROADSIDE SOILS OF THE USSURIYSK-POGRANICHNY HIGHWAY ON THE BORDER TERRITORY
Elena A. ZharikovaOlga M. Golodnaya2, Anastasiya D. Popova3
'-2-3 Federal Scientific Center of the East Asia Terrestrial Biodiversity, Far Eastern Branch, Russian Academy
of Sciences, Vladivostok, Russia
'ejarikova@mail.ru ®
2omgolodnaya@mail.ru
3anastasia97@list. ru
Abstract. The main physical and chemical properties and the content of heavy metals in the topsoils of roadside's were determined. Most soils are heavy loams, low-humus, slightly acidic and neutral. Motor vehicle emissions are the main source of contamination of roadside soils with Co, Cu, Cr, Ni, average concentrations of which are '.3-4.8
© Жарикова Е.А., Голодная О.М., Попова А.Д., 2022
times higher than the background level. The highest values of the NPI pollution index were found in the soils of a flat area with a high concentration of heavy-duty vehicles operating at idle. There are significant differences in determining the degree of soil contamination with using various geochemical indices.
Keywords: soils, heavy metals, environmental risk, pollution index
Acknowledgments: the research was carried out within the state assignment of Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation (theme No. 121031000134-6).
For citation: Zharikova E.A., Golodnaya O.M., Popova A.D. Ecological State of Roadside Soils of the Us-suriysk-Pogranichny Highway on the Border Territory. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Natural Science. 2022;(4-2):21-27. (In Russ.).
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).
Введение
Выгодное географическое положение определяет значимость Приморского края как для России в целом, так и для Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Важным направлением социально-экономического развития является создание современных международных транспортно-логистических коридоров (МТК), в частности МТК «Приморье-1». Развитие транспортной инфраструктуры предусматривает обновление, расширение и модернизацию автомобильных дорог от российско-китайской границы до морских портов. В условиях увеличивающегося транзитного грузооборота ведущим фактором, определяющим экологическое состояние окружающей среды, представляется воздействие автотранспорта, способное привести к трансформации или деградации почв, прилегающих к автомагистрали, что, в свою очередь, может представлять реальную угрозу как природным комплексам, так и жизнедеятельности населения [1]. Установлено, что в атмосферных выбросах при сгорании топлива и смазочных материалов присутствуют плотные частицы с высоким содержанием тяжелых металов (ТМ) - Pb, Cd, Cr, Cu, Ni, V и др., а износ шин и коррозия металлических частей автомобилей могут вызвать загрязнение придорожных почв Zn, Cd, Co, Cr, Cu, Hg, Mn, Mo, W, Ni, Pb, Fe и др. [2].
Исследование состояния почвенного покрова приграничной территории, прилегающей к автотранспортной автомагистрали, в условиях все более увеличивающейся интенсивности движения актуально для оценки экологической ситуации и выработки мер по защите окружающей среды.
В России химическое загрязнение почв оценивается по суммарному показателю (Zc), определяемому по формуле Zc =X(Kci + ... + Ксп) - (n-1), где n - число определяемых компонентов; Kci - коэффициент концентрации i-го загрязняющего компонента, равный кратности превышения содержания данного компонента над региональным фоновым значением. Величина Zc<16 указывает на допустимый уровень загрязнения [3], но этот показатель не всегда позволяет корректно определить степень загрязнения почв [4, 5].
В мире используют иные геохимические показатели (табл. 1). Коэффициент концентрации (Single Pollution Index) PI= Ci/GB применяется для установления загрязнения отдельными ТМ и вычисления комплексных показателей загрязнения (Ci - содержание элемента в поверхностном слое; GB - фоновое содержание), величина PI=Kci. PLI - индекс загрязнения (Pollution Load Index) - свидетельствует о совокупном накоплении ТМ PLI = (PIX х PI2 ... PIn)1/n, при PLI<1,0 загрязнение отсутствует. Индекс загрязнения Nemerow (NPI) используют для оценки состояния почв, поскольку он учитывает долю не только каждого ТМ, но и опасность от металла с наибольшим коэффициентом концентрации. NPI = ^0,5(PI1 max2 + PI1 ave2), где Pbmax - самое высокое
значение PI среди характеризуемых металлов; PI1ave - среднее значение PI. Показатель потенциального экологического риска (Potential Ecological Risk) указывает на уровень опасности для живых организмов: PERI = £ PI1 х T, где Ti - коэффициент токсичности i-го ТМ [6]. Целью исследований является выявление экологического состояния почв придорожной полосы участка автомагистрали на приграничной территории с использованием различных показателей загрязнения.
Таблица 1 / Table 1
Шкала значений геохимических показателей [5] / Interpretation of the values geochemical indices [5]
Коэффициент концентрации (PI) Индекс загрязнения Nemerow (NPI) Потенциальный экологический риск (PERI)
Уровень Загрязнение Уровень Загрязнение Значение Уровень риска
1<PI<2 Слабое NPI< 0,7 Отсутствует <90 Незначительный
2<PI<3 Среднее 0,7 < NPI< 1,0 Пограничное состояние 90-180 Средний
3<PI<5 Сильное 1,0 < NPI< 2,0 Слабое 180-360 Высокий
PI>5 Очень сильное 2,0 < NPI< 3,0 Среднее 360-720 Очень высокий
- - NPI> 3 Сильное >720 Чрезвычайно высокий
Объекты и методы
Исследования проводились на участке автомобильной трассы МТК «Приморье-1» Пограничный - Сергеевка, который примыкает к международному переходу Пограничный - Суйфэньхэ и испытывает на себе максимальную нагрузку со стороны транспортного потока (рисунок).
Район исследования. Топооснова https://yandex.ru/maps / The research area
На расстоянии 30 м слева и справа от автомобильной трассы на целинных участках и на расстоянии 50 м на сельскохозяйственных угодьях были заложены разрезы и отобраны образцы из поверхностного слоя почв. Физико-химический анализ выполнен по общепринятым методикам [7]. Валовое содержание ТМ определяли на спектрометре EDX-800HS (Shimadzu) методом рентгенофлуоресцентного анализа по аттестованной методике [8] в аналитическом центре ФНЦ биоразнообразия ДВО РАН.
Результаты и обсуждение
На исследуемом участке выявлен следующий состав почвенного покрова: буроземы типичные (т. 4) и глееватые (т. 3), темногумусово-глеевые (т. 6), дерново-буро-подзолистые типичные (т. 5, т. 7) и глееватые (т. 1) и агродерново-подзолистые (т. 2, т. 8). Большинство почв тяжелосуглинистые, к легкосуглинистым относятся бурозем типичный (т. 4), к среднесуглинистым - бурозем глееватый (т. 3) и дерново-буро-подзолистая почва (т. 5) (табл. 2). Почвы преимущественно слабокислые (буроземы типичные - кислые), агропочвы - нейтральные. Среднее содержание гумуса отмечено в темногумусово-глеевых почвах (т. 6), в остальных оно ниже среднего.
В агрогенных почвах (т. 2, 8) содержание обменных катионов очень высокое, в естественных -высокое, в их составе в наибольшем количестве содержится кальций. Степень насыщенности основаниями низкая в буроземах типичных (т. 4) и повышенная и высокая - в остальных. В большинстве образцов содержание подвижного фосфора варьирует от очень низкого (т. 3) до повышенного (т. 6, 7), и только в пахотном слое т. 8 оно очень высокое. Все почвы хорошо обеспечены подвижным калием, его содержание повышено только в т. 3, в остальных оно высокое и очень высокое.
Таблица 2 / Table 2
Основные свойства почв / Basic soil properties
Разрез, Мощность, рН Гумус, Гк Са++ V, Р2О5 К2О Фракция
горизонт см Н2О KCl % смоль (экв)/кг почвы % мг/100 г <0,01 мм, %
1AY 0-23 6,5 5,3 2,5 3,4 18,2 7,8 88 3,7 19,3 47
2P 0-35 6,5 5,3 2,7 2,2 23,2 21,1 95 4,7 24,5 42
3 AY 0-20 5,8 4,6 3,6 5,1 12,1 8,9 77 1,3 12,5 31
4 AY 0-16 4,8 3,5 3,8 9,9 22,8 7,6 60 3,4 18,0 24
5 AY 0-17 5,5 4,5 3,6 5,8 10,3 9,3 77 2,1 25,3 31
6 AY 0-18 6,0 4,8 4,8 4,8 15,6 9,9 84 5,6 26,5 53
7 AY 0-24 6,2 5,1 3,4 3,6 17,7 7,3 87 5,3 25,6 43
8 P 0-30 6,7 5,6 3,1 2,2 25,7 8,2 94 26,8 26,0 41
Примечание. Гк - гидролитическая кислотность; V - степень насыщенности основаниями.
Хотя содержание ТМ во всех исследованных пробах не превышает ОДК [2], в большинстве случаев оно выше фонового [9] (табл. 3). При этом содержание Cr и Ni сравнимо, содержание V и Co превышает, а содержание Cu, Zn, и Pb ниже, чем содержание этих ТМ в городских почвах Приморья и близлежащих городов Китая (за исключением содержания Cr в Шеньяне) [10, 11]. Содержание Cr, Ni, Cu, Zn и Pb в почвах сельскохозяйственных угодий приграничной китайской провинции Хейлудзян намного выше, чем в исследованных почвах [12]. Содержание Cr, Co, Mn повсеместно, Cu (т. 1, 2, 5, 6, 7), Zn (т. 4, 6, 7), Pb (т. 1, 5) превышает кларк [13].
Значения геохимических индексов PLI и NPI свидетельствуют о значительной деградации поверхностного слоя почв придорожной территории и сильной степени загрязнения ТМ (табл. 3). Наибольшие значения индекса загрязнения NPI получены на участке с равнинным рельефом от госграницы с Китаем до низкогорного участка, служащего своеобразным барьером для переноса поллютантов воздушными массами (точки 4-8). Кроме того, именно здесь регулярно отмечается высокая концентрация работающего на холостом ходу большегрузного транспорта, а при данном режиме работы в окружающую среду выделяется наибольшее количество ТМ от неполного сгорания топлива и от более интенсивного износа деталей в двигателе [14].
Значения показателя химического загрязнения Zc повсеместно не превышает 16, что указывает на допустимый уровень загрязнения почв придорожной полосы на исследуемом участке автотрассы, согласно российским нормативным документам. При этом значения показателя потенциального экологического риска PERI также характеризуют экологическую опасность почв как незначительную (табл. 3).
Таблица 3 / Table 3
Содержание ТМ, мг/кг, и оценка загрязнения / Heavy metal content, mg/kg, and pollution assessment
Разрез, горизонт V Cr Co Ni Cu Zn Mn Pb Zс PLI PERI NPI
1 АУ 107 88 26 20 49 54 1060 33 8 1,4 43 3,4
2 Р 116 90 26 21 39 51 697 13 6 1,4 52 3,4
3 АУ 109 86 25 22 30 70 1014 20 6 1,5 43 3,2
4 АУ 93 79 31 21 33 82 797 19 7 1,5 47 4,0
5 АУ 99 87 29 20 51 55 882 34 9 1,5 54 3,8
6 АУ 102 97 29 26 44 74 836 19 8 1,5 51 3,7
7 АУ 102 85 31 22 58 76 929 14 8 1,6 48 3,9
8 Р 104 83 30 32 32 60 820 25 8 1,3 52 4,0
ОДК [2] 150 - - 40 66 110 1500 65 - - - -
Фон [9] 129* 59,5* 6 18 13 63 895 21 - - - -
Кларк [13] 129 59,5 11,3 29 38,9 70 488 27 - - - -
Уссурийск [10] 89 94 15 29 81 156 - 61 - - - -
Владивосток[ 10] 94 92 16 29 81 259 - 89 - - - -
Шеньян [11] - 481 - - 81 334 - 106 - - - -
Чанчунь [11] - 95 - - 68 416 - 93 - - - -
Агропочвы, Китай [12] - 235 7 102 76 960 588 216 - - - -
* - поскольку фоновые данные отсутствуют, в расчетах использовали кларк.
Согласно полученным коэффициентам концентрации PI придорожные почвы характеризуются как чистые в отношении V по всему участку, Zn - в точках 1, 2, 5, 8, Mn - в точках 2, 4-6, 8 и Pb - в точках 2-4, 6, 7 (табл. 4). Как слабозагрязненные характеризуются почвы в отношении Cr и Ni повсеместно, а Zn, Mn и Pb - в остальной части трассы. Загрязнение от среднего до сильного выявлено в отношении меди, а сильное и очень сильное - в отношении кобальта. Установлен следующий ряд элементов по степени загрязнения: Co>Cu>Cr>Ni>Zn>Mn>Pb>V. Наибольшие значения PI для двух элементов (Co и Zn) выявлены в среднесуглинистых сильнокислых буроземах, что подтверждает их слабую устойчивость к загрязнению [15].
Таблица 4 / Table 4
Значения коэффициента концентрации PI для разных ТМ / The values of the PI for different HM
Разрез, горизонт V Cr Co Ni Cu Zn Mn Pb
1AY 0,83 1,48 4,33 1,13 3,75 0,86 1,18 1,56
2P 0,90 1,51 4,38 1,15 2,99 0,82 0,78 0,63
3 AY 0,84 1,44 4,18 1,22 2,33 1,12 1,13 0,94
4 AY 0,72 1,32 5,23 1,15 2,55 1,30 0,89 0,90
5 AY 0,76 1,46 4,87 1,09 3,91 0,87 0,99 1,63
6 AY 0,79 1,64 4,83 1,46 3,38 1,18 0,93 0,92
7 AY 0,79 1,43 5,18 1,21 4,45 1,20 1,04 0,07
8 P 0,81 1,39 5,07 1,77 2,47 0,96 0,92 1,20
Заключение
В составе почвенного покрова участка приграничной территории преобладают различные буроземы, дерново-буро-подзолистые почвы и их агрогенные варианты. Большинство почв относятся к тяжелым суглинкам, имеют слабокислую и нейтральную среду и низкое содержание гумуса. Почвы обеспечены подвижным калием, содержание подвижного фосфора в них сильно варьирует. Использование различных показателей загрязнения выявило неоднозначную картину в оценке экологического состояния почв придорожных участков. Судя по величине геохимических индексов PI, PLI и NPI, в придорожных почвах выявлена сильная степень загрязнения ТМ, особенно Co. Показатель химического загрязнения Zc, напротив, позволяет оценить уровень загрязнения как допустимый, а значения потенциального экологического риска PERI характеризуют уровень опасности для живых организмов как незначительный. Но планируемое увеличение транспортной нагрузки способно ухудшить сложившуюся ситуацию.
Список источников
1. Добровольский Г.В., Куст Г.С., Чернов И.Ю., Добровольская Т.Г., Лысак Л.В., Андреева О.В., Степанов А.Л., Ковалева Н.О., Макеев А.О., Федотов Г.Н., Шалаев В.С., Соколов М.С., Розов С.Ю., Сма-гин А.В., Ковалев И.В., Медведева О.Е., Бессонова Е.А., Попова Л.В., Рыхликова М.Е., Рахлеева А.А., Мар-тыненко И.А. Почвы в биосфере и жизни человека. М.: МГУЛ, 2012. 584 с.
2. Krailertrattanachai N., Daojarus K., Worachart W. The Distribution of Trace Metals in Roadside Agricultural Soils, Thailand // Int. J. of Environmental Research and Public Health. 2019. Vol. 16, № 5. P. 714. Doi: 10.3390/ijerph16050714.
3. СанПиН 2.1.3684-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. М., 2021. 75 с.
4. Богданов Н.А. Анализ информативности интегральных показателей химического загрязнения почв при оценке состояния территорий // Гигиена и санитария. 2012. № 1. С. 10-13.
5. Кунаков К.О. Противоречия в законодательстве и оценка категорий загрязнения почв тяжелыми металлами на стадии инженерно-экологических изысканий // Вестн. гос. экспертизы. 2017. № 3. URL: https://gge.ru/upload/iblock/ef3/VestnikGGE-2017-3-August_Electron.pdf (дата обращения: 04.04.2022).
6. Kowalska J. B., MazurekR., GasiorekM., Zaleski T. Pollution indices as useful tools for the comprehensive evaluation of the degree of soil contamination. A review // Environmental Geochemistry and Health. 2018. Vol. 40. P. 2395-2420.
7. Агрохимические методы исследования почв. М.: Наука, 1975. 656 с.
8. М-02-0604-2007. Методика выполнения измерений массовой доли кремния, кальция, титана, ванадия, хрома, бария, марганца, железа, никеля, меди, цинка, мышьяка, стронция, свинца, циркония, молибдена в порошковых пробах почв и донных осадков рентгеноспектральным методом с применением энергодисперсионных рентгенофлуоресцентных спектрометров типа EDX фирмы Shimadzu. СПб., 2007. 17 с.
9. Загрязнение почв России токсикантами промышленного происхождения в 2015 году. Обнинск: Тайфун, 2016. 112 с.
10. Kabata-Pendias A. Trace Elements in Soils and Plants. 4th ed. Boca Raton: CRS Press, 2011. 548 p.
11. Жарикова Е.А. Тяжелые металлы в городских почвах: оценка содержания и экологического риска // Изв. Томского политехн. ун-та. Инжиниринг георесурсов. 2021. № 1. С. 164-173.
12. Yang L., Zhu G., Pan H., Shi P., Li J., Liu Y., Tong H. Surface dust heavy metals in the major cities, China // Environmental Earth Science. 2017. Vol. 76. P. 757-771. Doi: 10.1007/s12665-017-7084-9.
13.Xia X., Yang Z., Cui Y., Li Y., Hou O., Yu T. Soil heavy metal concentrations and their typical input and output fluxes on the southern Song-nen Plain, Heilongjiang Province, China // J. of Geochemical Exploration. 2014. Vol. 139. P. 85-96. Doi: 10.1016/j.gexplo.2013.06.03.
14. Орлов В. Холостой - это плохо. URL: https://os1.ru/article/20604-esli-vasha-tehnika-rabotaet-na-ho-lostom-hodu-ona-sjigaet-dengi-holostoy-eto-ploho (дата обращения: 25.04.2022).
15. Колесников С.И., Кузина А.А., Евстегнеева И.А., Казеев К.Ш. Оценка устойчивости бурых лесных оподзоленных почв Черноморского побережья Кавказа к химическому загрязнению // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Естеств. науки. 2016. № 1. С. 66-70.
References
1. Dobrovolsky G.V., Kust G.S., Chernov I.Yu., Dobrovolskaya T.G., Lysak L.V., Andreeva O.V., Stepanov A.L., Kovaleva N.O., Makeev A.O., Fedotov G.N., Shalaev V.S., Sokolov M.S., Rozov S.Yu., Smagin A.V., Ko-valev I.V., Medvedeva O.E., Bessonova E.A., Popova L.V., Rykhlikova M.E., Rakhleeva A.A., Martynenko I.A. Soils in the Biosphere and Human Life. Moscow: Moscow State Forest University Press; 2012. 584 p. (In Russ.).
2. Krailertrattanachai N., Daojarus K., Worachart W. The Distribution of Trace Metals in Roadside Agricultural Soils, Thailand. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2019;16(5):714, doi: 10.3390/ijerph16050714.
3. SanPiN 2.1.3684-21. Sanitary and epidemiological requirements for the maintenance of the territories of urban and rural settlements, for water bodies, drinking water and drinking water supply, atmospheric air, soils, living quarters, the operation of industrial, public premises, the organization and conduct of sanitary and anti -epidemic. Moscow, 2021. 75 p. (In Russ.).
4. Bogdanov N. A. Analysis of the informative value of integral indicators of chemical soil contamination in the evaluation of the status of areas. Gigiena i sanitariya = Hygiene and Sanitation. 2012;(1):10-13. (In Russ.).
5. Kunakov K. O. Contradictions in legislation and assessment of categories of soil pollution by heavy metals at the stage of engineering and environmental surveys. Vestn. gos. ekspertizy = Bulletin of State Expertise. 2017;(3). Available from: https://gge.ru/upload/iblock/ef3/VestnikGGE-2017-3-August_ Electron.pdf [Accessed 4th April 2022]. (In Russ.).
6. Kowalska J. B., Mazurek R., Gasiorek M., Zaleski T. Pollution indices as useful tools for the comprehensive evaluation of the degree of soil contamination. A review. Environmental Geochemistry and Health. 2018;40:2395-2420.
7. Agrochemical methods of soil study. Moscow: Nauka Publ.; 1975. 656 p. (In Russ.).
8. M-02-0604-2007. Methods for measuring the mass fraction of silicon, calcium, titine, vanadium, chromium, barium, manganese, iron, nickel, copper, zinc, arsenic, strontium, lead, zirconium, and molybdenum in powder samples of soils and bottom. St. Petersburg, 2007. 17 p. (In Russ.).
9. Contamination of Russian soils with toxicants of industrial origin in 2015. Obninsk: Taifun Publ.; 2016. 112 p. (In Russ.).
10. Kabata-Pendias A. Trace Elements in Soils and Plants. Boca Raton: CRS Press; 2011. 548 p.
11. Zharikova E. A. Assessment of heavy metals content and environmental risk in urban soils. Izv. Tomskogo politekhn. un-ta. Inzhiniring georesursov = Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering. 2021;(1):164-173. (In Russ.).
12. Yang L., Zhu G., Pan H., Shi P., Li J., Liu Y., Tong H. Surface dust heavy metals in the major cities, China. Environmental Earth Science. 2017;76:757-771, doi: 10.1007/s12665-017-7084-9.
ISSN 1026-2237 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. NATURAL SCIENCE. 2022. No. 4-2
13. Xia X., Yang Z., Cui Y., Li Y., Hou O., Yu T. Soil heavy metal concentrations and their typical input and output fluxes on the southern Song-nen Plain, Heilongjiang Province, China. Journal of Geochemical Exploration. 2014;139:85-96, doi: 10.1016/j.gexplo.2013.06.03.
14. Orlov V. Single is bad. Available from: https://os1.ru/article/20604-esli-vasha-tehnika-rabotaet-na-ho-lostom-hodu-ona-sjigaet-dengi-holostoy-eto-ploho [Accessed 25th April 2022]. (In Russ.).
15. Kolesnikov C.I., Kuzina A.A., Evstegneeva I.A., Kazeev K.Sh. Assessment of stability of brown forest acidic podzolized soils of Black Sea coast of the Caucasus to chemical pollution. Izv. vuzov. Sev.-Kavk. region. Estestv. nauki = Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Natural Science. 2016;(1):66-70. (In Russ.).
Информация об авторах
Е.А. Жарикова - кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник. О.М. Голодная - научный сотрудник. А.Д. Попова - инженер.
Information about the authors
E.A. Zharikova - Candidate of Science (Biology), Associate Professor, Senior Researcher. O.M. Golodnaya - Researcher. A.D. Popova - Engineer.
Статья поступила в редакцию 11.05.2022; одобрена после рецензирования 01.09.2022; принята к публикации 15.11.2022. The article was submitted 11.05.2022; approved after reviewing 01.09.2022; accepted for publication 15.11.2022.