Научная статья на тему 'Экологическое развитие в системе стратегических приоритетов государства'

Экологическое развитие в системе стратегических приоритетов государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устьянцева О.В.

В представленной работе на основе правового анализа действующего российского законодательства рассматриваются вопросы экологического развития современного государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Устьянцева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое развитие в системе стратегических приоритетов государства»

УДК 342.4

Устьянцева О.В.

канд. юрид. наук, доцент.

СГУ им. Н.Г. Чернышевского

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В представленной работе на основе правового анализа действующего российского законодательства рассматриваются вопросы экологического развития современного государства

Ключевые слова: экологическое развитие, экологическая безопасность, государственная экологическая политика

Ustyantseva О. V.

Candidate of law sciences, Associate Professor,

Saratov State University of N. G. Chernyshevsky

ECOLOGICAL DEVELOPMENT IN THE SYSTEM OF PRIORITIES OF THE STATE

Abstact. In the presented work on the basis of the legal analysis of the acting Russian legislation questions of ecological development of the modern state are considered

Keywords: ecological development, ecological safety, state environmental policy

Реализация конституционного положения, направленного на формирование благоприятных социально-экономических условий жизнедеятельности общества актуализирует многие вопросы обеспечения экологической сферы в современном российском государстве, развивающиеся на основе сформулированных конституционных экологических ценностей. По признанию специалистов, «провозглашенное в ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную (достойную, здоровую, качественную - в конституциях зарубежных государств) окружающую среду представляется виртуальным, в значительной мере лишь прообразом будущего, поскольку 16 % территории страны, по данным Государственного доклада о состоянии окружающей среды в Российской Федерации, принадлежит к зонам экологического неблагополучия» [1]. Полагаем, обращение к теме экологического развития на длительную перспективу является своевременным шагом на пути к экологическому благополучию.

В справочной литературе термин «экологическое развитие» определяется как «процесс социально-экономического развития, при котором имеет приоритет устойчивое использование природных ресурсов и охрана окружающей среды; оказывает, как определяется в научной литературе, наименьшее негативное воздействие на окружающую природную среду и, следовательно, наносит наименьший экологический ущерб» [2]. Нормативное закрепление термин «экологическое развитие Российской Федерации» получает в Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [3] Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологические развитие Российской Федерации предполагает охрану окружающей среды и

обеспечение экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития (п. 4, 5); основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, документах долгосрочного стратегического планирования (п. 6).

К таким документам относятся: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. [4], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5], Концепция внешней политики Российской Федерации [6], Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. [7], Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г. [8], Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. [9], Стратегия развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации на период до 2030 г. [10], Транспортная стратегия Российской Федерации [11], Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. [12], Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 г. [13], Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г. [14], Стратегия инновационного развития российской Федерации на период до 2020 г. [15], Стратегии социально-экономического развития федеральных округов.

Другим значимым документом, определяющим направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, является прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. [16] В разделе 8 «Охрана окружающей среды. Развитие ресурсного потенциала экономики» разработаны показатели экологического развития Российской Федерации, предусматривающие определенные достижения по следующим направлениям: объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников, количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, объем образованных отходов всех классов опасности, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, объем выбросов парниковых газов.

Необходимо учитывать положения стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года как официально признанной системы стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу (далее - Стратегия). В конституционном контексте Стратегия обобщает принципы успешного действия России, нацеленной на благополучное и безопасное будущее личности, общества и государства, основанные на инновационной модернизации и защите прав человека. Выделены приоритеты, определяющие задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.

Стратегические национальные приоритеты распадаются на основные приоритеты и приоритеты устойчивого развития. К числу последних, концентрирующих управляющие стратегии, позволяющие преодолеть кризисное состояние в направлении устойчивого развития, отнесены стратегические задачи, направленные на повышение качества жизни российских граждан, экономический рост, экологию живых систем и рациональное природопользование. Этот стратегический уровень целеполагания ориентирует на достижение оптимального качества жизни, на разумный баланс экологического и экономического факторов в осуществлении экологической безопасности.

Антропогенное воздействие на окружающую природную среду в основном носит разруши-

121

тельный характер, влечет нарушение естественного состояния природных систем и накоплению экологических, социальных, экономических ущербов. Обоснованно выделение в разделе 8 «Экология живых систем и рациональное природопользование» стратегических целей обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования - сохранение и защита окружающей природной среды, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Стратегия рассматривает проблемы национальной безопасности в контексте процессов глобализации, и подчеркивает роль угроз национальной безопасности в экологической сфере - истощение мировых запасов минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов и наличие в Российской Федерации экологически неблагополучных регионов. В качестве рисков национальной безопасности в экологической сфере выделены: а) сохранение значительного количества опасных производств, ведущие к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды; б) слабое нормативное проработка проблемы радиационных отходов, образованных в неядерных отраслях промышленности; в) исчерпание запасов минерально-сырьевых ресурсов страны.

Социальная защищенность членов общества является приоритетным направлением государства, и экологическая сфера в этом смысле не является исключением. Концептуальные положения в области обеспечения экологического развития Российской Федерации базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция). Согласно Концепции, цель экологической политики состоит в значительном улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формировании сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. В Концепции закреплены основные направления обеспечения экологической безопасности экономического развития и улучшения экологической среды жизни человека, намечены целевые ориентиры экологического развития:

- Экология производства (поэтапное сокращение уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников). Создание новой системы нормирования допустимого воздействия на окружающую среду, развитой индустрии утилизации отходов, расширение использования возобновляемых источников энергии, внедрение экономических стимулов для модернизации производства; целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли.

- Экология человека (создание экологически безопасной и комфортной обстановки в местах проживания населения, его работы и отдыха). Предусмотрено установление нормативов качества воздуха, воды, почвы и других важных экологических характеристик, а также нормативов допустимой антропогенной нагрузки, ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, обеспечение эффективной санитарии, управление бытовыми отходами, пропаганда здорового образа жизни, разработка специальных экологических медико-биологические норм безопасности и комфортности среды проживания человека; целевыми показателями являются сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз, и сокращение количества жителей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях, не менее чем в 4 раза.

- Экологический бизнес (создание эффективного экологического сектора экономики). Формирование правил осуществления экологического аудита, требований к разработке технологий, создании условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия, организация монито-122

ринга динамики экологических показателей экономики; целевыми показателями прогресса в этом направлении являются рост рынка экологического девелопмента, товаров и услуг в 5 раз и расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест.

- Экология природной среды (сохранение и защита природной среды). Разработка новых методов территориального планирования, землепользования и застройки, создание системы особо охраняемых природных территорий, обеспечивающих сохранение естественных экосистем во всех природно-климатических регионах страны, делая их центрами сохранения генетического фонда, инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия; целевыми показателями прогресса в этом направлении должны стать сокращение региональных различий в сети особо охраняемых природных территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных уровней, восстановление видового разнообразия.

Система стратегических приоритетов государства выстроена с учетом экологической сферы, в целях достижения состояния защищенности окружающей среды и природопользования, устойчивого развития личности, общества и государства. Экологическое развитие современного государства происходит в рамках территориальных стратегий социально-экономического развития, экологических угроз наиболее вероятных для конкретных территорий, ресурсного потенциала, иных особенностей региональных территорий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Официальный сайт: Информационно-правовая система Гарант: Боголюбов С.А. Экологический фактор социального развития / Андриченко JI.B., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография (под ред. Т.Я. Хабриевой). -М.: «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ», ИД «Юриспруденция», 2013 г. [Электронный ресурс] // http://base.garant.ru/57565188/ (дата обращения 25 апреля 2015 г.).

2. Андреева, Ю. Барсегов, А. Вылегжанин. Правовой глоссарий по комплексному управлению прибрежными зонами. Рига: BKI, 2005. 135 с.

3. Официальный сайт: Консультант Плюс: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc;base=LAW;n= 129117;dst=0;ts=FE9C3F4E642A530EB5D720B23 83 590F0;rnd=0.04946194 030344486 (дата обращения 25 апреля 2015 г.).

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 01 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444; 2014. №27. Ст. 3754.

5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 08 августа 2009 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489; 2009. № 33. Ст. 4127.

6. Официальный сайт: Министерство иностранных дел РФ: Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс] // http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/info/c32577ca0017434944257bl60051bi7f (дата обращения 25 апреля 2015 г.).

7. Сайт Институт стратегического развития Севера: Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ от 13 февраля 2013 г.) [Электронный ресурс] // http://spp.nrd. ru/programs/arctika_strategiya.pdf (дата обращения 25 апреля 2015 г.).

8. Распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р (ред. от 17 апреля 2012 г.) «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 36. Ст. 4362; 2012. 2012. № 17. Ст. 2096.

9. Распоряжение Правительства РФ от 02 февраля 2015 г. № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 1014.

10. Распоряжение Правительства РФ от 03 июля 2014 г. № 1216-р «Об утверждении Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года» // СЗ РФ. 2014. №28. Ст. 4107.

11. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 11 июня 2014 г.) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 50. Ст. 5977; 2014. №25. Ст. 3349.

12. Распоряжение Правительства РФ от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2014. № 24. Ст. 3105.

13. Распоряжение Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 927.

14. Распоряжение Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2013. №31. Ст. 4255.

15. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

16. Официальный сайт: Консультант Плюс: Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) [Электронный ресурс] //http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW;n=144190;dst=0;ts=FE9C3F4E642A530EB5D720B2383590F0;rnd=0.82212513 59209418

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.