зволил сделать следующие выводы: учащиеся технического лицея, попав в новый тип учебного заведения (из обычной школы в лицей), на первом году обучения (10 класс) снижают показатели успеваемости в среднем на 20%; на втором году обучения (11 класс) уровень успеваемости выравнивается, что позволяет говорить о завершении адаптационного периода в условиях обучения в техническом лицее. Из рис.1 следует, что уровень успеваемости студен-тов-лицеистов снижается в среднем на 10% (второй адаптационный период в условиях вуза, длительность которого в среднем составляет два семестра), в то время как студенты, пришедшие в вуз из других учебных заведений, проходят адаптационный период с худшими показателями (снижение уровня успеваемости в среднем на 20%, длительность адаптационного периода в среднем 3-4 семестра). Выборка, по которой проводился статистический анализ, составляет 400 человек и включает периоды с 1994 по 1998 годы, что позволяет судить о его достоверности.
Уровень реализации личностных смыслов. За 15 лет функционирования технического лицея как структуры, ра-
Н. ЦЕРЦЕК, гл. специалист Министерство природнъх ресурсов РФ
Н. ПОНОМАРЕВ, профессор Министерство образования РФ Е. ХАБАРОВА, доцент Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова В. КОНСТАНТИНОВ, профессор Московский педагогический государ-ственнъ й университет
В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.) - «в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специ-
ботающей в составе и под научным руководством факультета довузовской подготовки ДГТУ, лицей закончили 932 лицеиста (13 выпусков), 427 человек окончили ДГТУ: это 80% по отношению к количеству первых восьми выпусков лицея (1991-1998 гг.).
В частности, наблюдается тенденция переориентации части лицеистов из сферы науки в сферу бизнеса. Макровоздействие на систему «лицей-вуз», которое ответственно за этот процесс, по существу, выявило ее достаточную гибкость: высокий уровень достижения первичной цели (развитие навыков научной деятельности) позволяет формировать и стремление к творческой, высокоинтеллектуальной деятельности в областях, непосредственно не связанных с наукой.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориенти-
рованное образование: опыт разработки парадигмы. — Ростов н/Д, 1997.
2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М., 1999.
3. Дьюи Д. Психология и педагогика мыш-
ления. — М., 1997.
Экологическое образование в высшей школе
алистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и выс-
ших учебных заведениях, повышение их квалификации, а также распространение экологических знаний через средства массовой информации».
Однако длительное время при изучении законов природы и общества рассмотрение особенностей взаимодействия общества и природы как целостной коэволюционирующей системы фактически отсутствовало. В результате экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о природе, ориентированное узко прагматически и потребительски, не могло переломить природопотребительские мотивы в мировоззрении людей, приводящие к экологическим бедствиям.
Несмотря на очевидную потребность отраслей экономики в профессионалах по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, продолжительное время плановая подготовка специалистов экологического профиля в системе высшего образования страны практически отсутствовала.
В Перечне специальностей высшего профессионального образования, утвержденном Минвузом СССР в 1987 г., была указана лишь одна профильная специальность - «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», по которой готовились химики-техноло-ги-экологи. Первым вузом, открывшим подготовку специалистов по этому профилю, стал Московский государственный химико-технологический институт (теперь Российский химикотехнологический университет) им. Д.И. Менделеева.
За прошедшие 15 лет ситуация кардинально изменилась [1]. Естественно, что дисциплины экологического профиля всегда были представлены в системе высшей школы, но их объем, содержание и наименование менялись. В государственных стандартах высшего
профессионального образования первого поколения (1994 г.) экологические дисциплины были унифицированы:
■ для специальностей естественнонаучного профиля была включена дисциплина «Биология с основами экологии» (объем - 120 часов),
■ для групп специальностей «Техника и технология» и «Сельское хозяйство» была включена дисциплина «Экология» (70 часов),
■ отдельный раздел, посвященный вопросам экологии, охране окружающей среды и рациональному природопользованию во всех других специальностях предусматривался в дисциплине «Концепции современного естествознания».
В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования (1994 г.) впервые были представлены два новых направления подготовки бакалавров и магистров: 511100 - «Экология и природопользование»
5 5 3500 - «Защита окружающей среды».
В новую группу специальностей 320000 «Экология и природопользование» были включены 8 специальностей экологического профиля:
013100 - «Экология»
320100 - «Природопользование» 320200 - «Биоэкология»
320300 - «Геоэкология»
320500 - «Мелиорация, рекультивация и охрана земель»
320600 - «Комплексное использование и охрана водных ресурсов»
320700 - «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
320800 - «Природоохранное обустройство территорий».
В группе специальностей 330000 «Безопасность жизнедеятельности» была создана специальность 330200 «Инженерная защита окружающей среды» для подготовки специалистов-
экологов отраслевого профиля в технических вузах.
Таким образом, Классификатором
1994 г. была установлена новая, разветвленная структура подготовки специалистов экологического профиля. Специальности, по которым готовились профессиональные экологи, были дополнены инженерными специальностями со специализацией в области защиты атмосферы, гидросферы, литосферы и т.д. Кроме того, появились должности специалистов-экологов на промышленных предприятиях.
В 1995-1997 гг. учебно-методическими объединениями вузов (УМО) по экологии и безопасности жизнедеятельности были разработаны государственные стандарты в части минимальных требований к содержанию и уровню подготовки специалистов по направлениям и специальностям высшего профессионального образования в экологической сфере и утверждены примерные программы дисциплин, включенных в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.
Система подготовки кадров экологического профиля строилась таким образом, чтобы будущий специалист овладевал необходимыми знаниями, умениями и навыками в области природопользования и охраны природы, способностью к совместной деятельности со специалистами смежных отраслей науки и практики для решения важных экологических проблем. В содержание фундаментальных и обязательных дисциплин (учебные планы и программы) при подготовке экологов была внесена информация об изменениях, происходящих в природной среде и в обществе на глобальном, региональных и локальных уровнях. В этих дисциплинах были отражены новые сведения о естественной или антропогенно-стимулированной динамике и
эволюции природы, ее реакции на техногенные воздействия, об изменениях в численности народонаселения и главнейших социально-экономических проблемах мирового сообщества и России. Большое внимание уделено вычислительным, аналитическим, лабораторным, натурным и прочим методам исследования.
При подготовке экологов учитывались две основные формы их будущей деятельности - научная и производственная, требующие разработки и включения различных дисциплин в учебные планы. В первом случае значительный объем учебного времени отводился на фундаментальные и теоретические дисциплины не только в области экологии, но и естествознания, и обществоведения. Во втором случае при подготовке инженеров-экологов была усилена роль технических, методических и аналитических курсов, большое внимание уделено приобретению студентами навыков работы с измерительной аппаратурой, проведению натурных исследований, решению системных задач охраны природы и природопользования.
Разработка новой структуры и содержания подготовки кадров экологического профиля обеспечило создание экологических факультетов и отделений в вузах (рис.1, табл.1), что, в свою очередь, привело к росту числа кафедр экологического профиля в высших учебных заведениях.
Причина роста заключалась в том, что кафедры экологического профиля преобразовывались из общепрофессиональных в специальные кафедры, отвечающие за выпуск специалистов. Специальности экологического профиля стали пользоваться у молодежи популярностью, что объясняет постоянный конкурс на экологические направления и специальности в последние годы.
Прием, контингент обучаемых и, соот-
ветственно, выпуск специалистов экологического профиля начал расти из года в год по всем направлениям и специальностям экологического профиля {табл. 2).
Новая система подготовки кадров позволила со-
ных стандартов высшего профессионального образования учебно-мето- 61
113
98
здать не только факультеты в вузах, но и самостоятельные специализированные учреждения высшего профессионального образова-
I Число вузов
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Рис.1. Число вузов, открывших подготовку специалистов-экологов по университетским специальностям
Таблица 1
Количество государственных учебных заведений высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям экологического профиля
Наименование направления и специальности 1996 1998 2000 2002
Направления подготовки
Экология и природопользование 10 15 18 20
Защита окружающей среды 8 13 18 22
Специальности
Экология 17 29 55 63
Природопользование 6 9 15 30
Биоэкология 5 8 9 16 15 19 17 21
Геоэкология
Агроэкология 17 23 26 29
Мелиорация, рекультивация и охрана земель 10 16 17 18
Комплексное использование и охрана водных ресурсов 11 19 22 24
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 27 46 53 59
Природоохранное обустройство территорий 7 11 12 14
Инженерная защита окружающей среды 29 45 59 70
ния, осуществляющие подготовку кадров экологического профиля. Среди них - Московский государственный университет природообустройства, Московский государственный университет прикладной экологии, негосударственный Международный независимый эколого-политологический университет, ставший первым в стране экологическим вузом, и другие.
К 1998 г.обеспечение государствен-
дической документацией было завершено: подготовлены сборники примерных программ по всем дисциплинам, входящим в федеральный компонент, вышли в свет более 120 учебников и учебных пособий.
В 2000 г., при введении государственных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, все действовавшие ранее специальности экологического профиля
Таблица 2
Выпуск студентов в государственных учебных заведениях высшего профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям экологического профиля
Наименование направления и специальности 1996 1998 2000 2002
Направления подготовки
Экология и природопользование 0 215 310 398
Защита окружающей среды 0 85 195 402
Специальности
Экология 62 184 277 796
Природопользование 0 16 95 266
Биоэкология 0 0 0 50 29 210 160 382
Геоэкология
Агроэкология 0 193 499 849
Мелиорация, рекультивация и охрана земель 325 535 564 574
Комплексное использование и охрана водных ресурсов 93 199 366 1539
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 397 800 1108 1539
Природоохранное обустройство территорий 0 94 264 421
Инженерная защита окружающей среды 85 98 598 1460
сохранились, были по-новому сгруппированы и дополнены новыми (табл.3).
К началу 2003 г. многоуровневая экологическая подготовка кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях РФ реализована в двух вариантах.
1. В программы стандартов высшего профессионального образования нового поколения (2000 г.) всех направлений и специальностей включены новые дисциплины - по природоохранным технологиям, управлению окружающей средой, экологическому мониторингу и др.
Экологизация профессионального образования предполагает переход от репродуктивного обучения к инновационному, в рамкахкоторого экологическое просвещение специалистов постепенно сменяется освоением экологически оптимальных технологий решения конкретных задач рационального природопользования и охраны окружающей среды.
2. На базе 239 государственных и 17 негосударственных вузов создана система подготовки кадров экологического профиля (14 наименований специаль-
ностей подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 1994 г. и 13 наименований специальностей и 6 наименований направлений подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 2000 г.), предусматривающая подготовку системных и отраслевых специалистов-экологов. В эти образовательные программы включены такие дисциплины, как «Экологический аудит», «Экологическая сертификация и экспертиза», «Экологическое страхование», «Экологическая безопасность», «Лицензирование» и т.д.
Однако экологическое образование - это не только область практической деятельности, но и сфера научного анализа и обобщений, позволяющая оценивать эффективность прилагаемых усилий и планировать дальнейшие шаги в формировании экологической культуры населения. Поэтому принципиально важное значение имеют научные исследования в области экологического образования, обобщенные в диссертационных работах.
За период с 1992 по 2001 годы было
Таблица 3
Сравнение направлений и специальностей высшего профессионального образования по Классификаторам 1994 г. и 2000 г.
Код и наименование специальности подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 1994 г. Код и наименование направления и специальности подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 2000 г.
511100 Экология и природопользование 511100 Экология и природопользование
553500 Защита окружающей среды 553500 Защита окружающей среды
013100 Экология 013100 Экология
320000 Экология и природопользование 010000 Гстественнонаучные специальности 650000 Техника и технологии 660000 Сельское хозяйство
320100 Природопользование 013400 Природопользование
320200 Биоэкология 013500 Биоэкология
320300 Геоэкология 013600 Геоэкология
320400 Агроэкология 660100 Агрохимия и агропочвоведение 320400 Агроэкология
320500 Мелиорация, рекультивация и охрана земель 656400 Природоообустройство 320500 Мелиорация, рекультивация и охрана земель
320600 Комплексное использование и охрана водных ресурсов 656800 Водные ресурсы и водопользование 320600 Комплексное использование и охрана водных ресурсов
320700 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 656600 Защита окружающей среды 320700 Охрана окружающей средыг и рациональное использование природных ресурсов
320800 Природоохранное обустройство территорий 656400 Природоообустройство 320800 Природоохранное обустройство территорий
330000 Безопасность жизнедеятельности 650000 Техника и технологии
330200 Инженерная защита окружающей среды (по отраслям) 656600 Защита окружающей среды 330200 Инженерная защита окружающей средыг
защищено 166 кандидатских и 33 докторских диссертаций по темам, связанным с экологическим образованием: из них 4 работы на соискание степени кандидата наук - одновременно по двум специальностям.
В целом, важно отметить постепенное увеличение числа защищаемых диссертаций (рис.2), их фундаментальность, расширение тематики.
Представляет особый интерес распределение диссертационных работ по отраслям наук (табл.4).
Тематика диссертаций довольно разнообразна. Она отражает национальные и исторические особенности регионов, соответствует основным направлениям развития системы непрерывного экологического образования в России.
Подавляющее большинство диссертаций, касающихся различных аспектов экологического образования, защищено по педагогическим наукам. Больше всего работ подготовлено по проблемам школьного экологического
Рис.2. Динамика успешной защиты кандидатских и докторских диссертаций в период 1992-2001 гг.
образования, проблемам непрерывного экологического образования, теории и методики формирования знаний, умений и ценностного отношения школьников к природе, по содержанию экологического образования, экологизации школьных учебных дисциплин, школьных интегрированных курсов естественно-экологической направленности, экологического образования при обучении различным предметам: биологии, географии, физике, по внеклассной работе и др. Есть диссерта-
ции, посвященные специфике экологического образования в сельской школе. Несколько таких диссертаций посвящено проблеме дополнительного экологического образования.
Особую актуальность приобретает проблема преемственности в образовании и необходимость создания системы непрерывного экологического образования на каждой образовательной ступени, в том числе в регионах страны. Активно исследуется взаимодействие экологического об-
Таблица 4
Распределение исследований по экологическому образованию, отраженных в докторских и кандидатских диссертациях, по отраслям наук
Шифр отрасли Отрасль науки, группа специальностей Кол-во кандидатских диссертаций (%) Кол-во докторских диссертаций (%)
09. Философские науки 5 (3.0 %) 2 (6.0 %)
10. Филологические науки - 1 (3.0 %)
13. Педагогические науки 149 (89,8 %) 29 (88.0 %)
17. Искусствоведение 1 (0.6 %) -
19. Психологические науки 3 (1.8 %) -
22. Социологические науки 5 (3.0 %) 1 (3.0 %)
23. Политические науки 1 (0.6 %) -
24. Культурология 2 (1.2 %) -
Итого: 166 (100 %) 33 (100 %)
разования с другими направлениями воспитательного процесса: нравственным, эстетическим, трудовым, физическим и др. Проведены исследования по экологическому воспитанию детей в условиях летних оздоровительных лагерей. Среди тем диссертаций появился и эколого-валео-логический аспект экологического образования.
Значительное число диссертационных исследований посвящено профессиональной экологической подготовке учителя. Их можно разделить на следующие группы. Первая - посвящена подготовке школьных учителей различных предметов и ступеней школьного образования; вторая -подготовке специалистов-экологов; третья - экологическому образованию специалистов неэкологических профессий (квалифицированных рабочих, кадров государственного управления, инженерно-технических работников и др.); четвертая - доп-рофессиональному экологическому образованию; пятая - системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров...
В 1990-х годах разрабатывался психологический аспект экологичес-
кого образования. Изучены особенности формирования ценностного отношения школьников к природе, разработаны психодиагностические методики, подходы к психологической коррекции отношения к природе в процессе экологического образования. Возникает интерес к социальному аспекту экологического образования, что связано с усилением внимания педагогической науки и практики к проблемам социальной работы с молодежью.
Пока остались еще области знаний, обойденные вниманием: почти неисследованными в педагогической науке остаются философский, исторический аспекты развития экологического образования, ограничено число сравнительно-педагогических исследований, посвященных зарубежному опыту экологического образования и общественному экологическому движению детей и молодежи.
Литература
1. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002 годах / Информационноаналитический обзор - М.: Государственный центр экологических программ, 2002.
ПЕРЕЧЕНЬ
периодических научных изданий, рекомендованных ВАК
Минобразования РФ для публикации результатов диссертационных исследований (на
соискание ученой степени доктора наук)*
...18. Альма Матер (Вест- ... 344. Народное образование
ник высшей школы) ... 368. Общественные науки
... 96. Вопросы истории и современность
... 103. Вопросы психологии ... 385. Педагогика
... 105. Вопросы философии ... 441. Психологическая на-
... 112. Высшее образование ука и образование
в России ...510. Социологические ис-
... 238. Известия Россий- следования
ской академии образования ... 512. Социология образо-
... 251. Информатика и об- вания
разование ... 610. Человек
* Из бюллетеня ВАК Минобразования РФ.