Научная статья на тему 'Развитие профессионального экологического образования в России'

Развитие профессионального экологического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального экологического образования в России»

---------------------------------------- © Е.И. Хабарова, Н.Ф. Церцек,

2005

К вопросу об экологическом образовании

Часть 1

УДК 378:622.014.3:502.76

Е.И. Хабарова, Н. Ф. Церцек

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

~П период рыночных преобразований, происходящих в России, особенно актуальны проблемы устойчивого эколого-экономического развития страны. Между тем, наблюдается увеличение чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся значительными негативными последствиями для общества и природы. Виновниками возникающих экологических бедствий становятся не только непредсказуемость действия сложных технических средств или природных стихий, но и непродуманная деятельность человека. Предотвращение экологических катастроф и минимизация их последствий требует умелого хозяйствования, что невозможно обеспечить при отсутствии экологически грамотных членов общества.

«В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов в стране устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышение их квалификации, а также распространение экологических знаний через средства массовой информации» - записано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.).

Однако, ситуация сложилась таким образом, что длительное время при достаточном апробировании и выверенности преподавания знаний о законах природы и

о законах общества, преподавание знаний о законах совместимости, взаимодействия общества и природы как целостной коэво-люционирующей системы фактически отсутствовало. В результате, экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не могло переломить природоразрушительные мотивы в мировоззрении значительной части населения.

Несмотря на очевидную потребность отраслей экономики в профессионалах в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, продолжительное время плановая подготовка специалистов такого профиля в системах начального, среднего и высшего профессионального образования страны практически отсутствовала.

В Перечне специальностей высшего профессионального образования, утвержденном Минвузом СССР в 1987 г., была указана лишь одна профильная специальность - «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», по которой готовились химики-технологи-экологи.

За прошедшие после этого годы ситуация кардинально изменилась на всех ступенях подготовки специалистов: неуклонно формировался корпус профессионалов-экологов, увеличиваясь и диверсифицируясь [1].

Таблица 1

Перечень специальностей и профессий начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих экологического профиля [2]

Специальность №№ п/п Профессия

Лаборант-эколог 1. Дозиметрист

2. Лаборант-микробиолог

3. Лаборант-полярографист

4. Лаборант спектрального анализа

5. Лаборант химического анализа

6. Лаборант химико-бактериологического анализа

7. Пробоотборщик

8. Лаборант по анализу газов и пыли

9. Лаборант пробирного анализа

Аппаратчик-оператор 1. Аппаратчик газоразделения

экологических устано- 2. Аппаратчик нейтрализации

вок 3. Аппаратчик обессоливания воды

4. Аппаратчик осаждения

5. Аппаратчик осушки газа

6. Аппаратчик отстаивания

7. Аппаратчик очистки газа

8. Аппаратчик очистки жидкости

9. Аппаратчик очистки сточных вод

10. Аппаратчик перегонки

11. Аппаратчик переработки отходов химического производства

12. Аппаратчик фильтрации

13. Аппаратчик химводоочистки

14. Оператор по обслуживанию пылеулавливающих установок

1. Система начального профессионального образования

В очередном, утвержденном в 1994 г. постановлением Правительства РФ (от 21.04.94 № 384) перечне профессий и специальностей начального профессионального образования с подготовкой квалифицированных рабочих экологического профиля были связаны 2 специальности и 23 профессии, включенные в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (табл. 1).

Выпуск лаборантов-экологов, занимающихся одновременно контролем загрязнения почв, состоянием сточных вод и водных экосистем, объемами и качеством газовых выбросов в атмосферу, а также аппаратчиков-опера-торов экологических установок, призванных предотвращать загрязнение окружающей природной среды, увеличивался из года в год (табл.2).

В новом перечне профессий и специальностей начального профессионального образования (утвержденном постановлением Правительства РФ от 08.12.99 № 1362) вместо лаборанта-эколога появилась специальность более широкого профиля

Таблица 2

Выпуск рабочих по специальностям экологического профиля в период с 1995 по 2002 гг. [2]

Специальность Год выпуска

1995 1997 1999 2000 2001 2002

Лаборант-эколог 2871 3395 3205 3478 3656 3675

Аппаратчик-оператор экологических установок - 119 - - 1345 1394

«Лаборант-анали-тик», предусматривающая подготовку только по 7 профессиям лаборантов. Выпуск рабочих по новой специальности в 2001 г. составил 1345 человек, в 2002 г. - 1460 человек.

С 2002 г. согласно государственным образовательным стандартам второго поколения в учебные планы всех 292 наименований действующего перечня профессий начального профессионального образования в обязательном порядке были включены предметы экологического профиля, как элемент упреждения негативных последствий любой антропогенной деятельности.

2. Система среднего профессионального образования

В 1990-е годы в Перечне специальностей средних специальных учебных заведений в группе специальностей «Окружающая среда и обеспечение жизнедеятельности» были предусмотрены специальности, имеющие экологические составляющие, по которым готовились экологи и техники-технологи:

0601 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов,

0602 - Охрана атмосферы на предприятиях,

0604 - Экология,

3110 - Гидромелиорация.

При создании Классификатора специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Госкомвуза России от 25.05.94 № 4, специальности экологического профиля были укрупнены. Так, специальности: «0601 Охрана окружающей среды и рациональ-

ное использование природных ресурсов», «0602 Охрана атмосферы на предприятиях», «0604 Экология» были объединены в специальность «3201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», специальность «3110 Гидромелиорация» преобразована в специальность «3202 Мелиорация и охрана земель». Впоследствии указанные укрупненные специальности были включены в Классификатор специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобразования России от 02.07.01 № 2572.

Сегодня из 81 государственных учреждений среднего профессионального образования РФ, ориентированных на подготовку специалистов экологического профиля, 72 осуществляют выпуск профессионалов по специальности «3201 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», а 9 -по специальности «3202 Мелиорация и охрана земель».

Помимо этого, требованиями государственных образовательных стандартов повышенного уровня по ряду специальностей среднего профессионального образования были предусмотрены программы дополнительной подготовки в различных областях экологического образования.

3. Система высшего профессионального образования

Подразумевается, что дисциплины экологического профиля всегда были представлены в системе высшего профессионального образования, но их объем, содержание и наименование менялись от специальности к специальности.

Таблица 3

Сравнение направлений и специальностей

высшего профессионального образования по классификаторам 1994 г. и 2000 г. [2]

Код и наименование специальности подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 1994 г. Код и наименование специальности подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 2000 г.

511100 Экология и природопользование 511100 Экология и природопользование

553500 Защита окружающей среды 553500 Защита окружающей среды

013100 Экология 013100 Экология

320000 Экология и природопользование 010000 Естественнонаучные специальности 650000 Техника и технологии 660000 Сельское хозяйство

320100 Природопользование 320100 Природопользование

320200 Биоэкология 320200 Биоэкология

320300 Геоэкология 320300 Геоэкология

320400 Агроэкология 660100 Агрохимия и агропочвоведение 320400 Агроэкология

320500 Мелиорация, рекультивация и охрана земель 656400 Природообустройство 320500 Мелиорация, рекультивация и охрана земель

320600 Комплексное использование и охрана водных ресурсов 656800 Водные ресурсы и водопользование 320600 Комплексное использование и охрана водных ресурсов

320700 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 656600 Защита окружающей среды 320700 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

320800 Природоохранное обустройство территорий 6556400 Природообустройство 320800 Природоохранное обустройство территорий

330000 Безопасность жизнедеятельности 650000 Техника и технологии

330200 Инженерная защита окружающей среды (по отраслям) 656600 Защита окружающей среды 330200 Инженерная защита окружающей среды

- во всех других специальностях предусматривалась дисциплина «Концепции современного естествознания», в которой отдельный раздел был посвящен вопросам экологии, охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

В одновременно сформулированном Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования (1994 г.) впервые были представлены два новых направления подготовки бакалавров и магистров:

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования первого поколения (1994 г.) экологические дисциплины были унифицированы:

- для специальностей естественнонаучного профиля была включена дисциплина «Биология с основами экологии» объем (120 часов),

- для групп специальностей «Техника и технология» и «Сельское хозяйство» была включена дисциплина «Экология» (70 часов),

511100 - Экология и природопользование,

553500 - Защита окружающей среды.

В новую группу специальностей «320000 Экология и природопользование» были включены 8 специальностей экологического профиля:

013100 - Экология,

320100 - Природопользование,

320200 - Биоэкология,

320300 - Геоэкология,

320500 - Мелиорация, рекультивация и охрана земель,

320600 - Комплексное использование и охрана водных ресурсов,

320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов,

320800 - Природоохранное обустройство территорий.

В группе специальностей «330000 Безопасность жизнедеятельности» была организована специальность «330200 Инженерная защита окружающей среды» для подготовки специалистов-экологов отраслевого профиля.

Таким образом, Классификатором 1994 г. была установлена новая, достаточно разветвленная структура подготовки специалистов экологического профиля. Специальности, по которым готовились системные специалисты-экологи, дополнились специальностями инженерного профиля со специализацией в области защиты атмосферы, гидросферы, литосферы и т.д. Кроме того, появились отраслевые специалисты-экологи для работы на предприятиях.

В 2000 г., при введении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, все действовавшие ранее специальности экологического профиля сохранились, но были по-новому сгруппированы и дополнены новыми (табл. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня многоуровневая экологическая подготовка кадров высшей квалификации в высших учебных заведениях России реализована в двух вариантах.

1) В программы стандартов высшего профессионального образования нового поколения (2000 г.) всех направлений и специальностей включены новые дисциплины - по природоохранным технологиям, управлению окружающей средой, экологическому мониторингу и др. Экологизация профессионального образования предполагает переход от репродуктивного обучения к инновационному, в рамках которого экологическое просвещение специалистов постепенно сменяется освоением экологически оптимальных технологий решения конкретных задач рационального природопользования и охраны окружающей среды.

2) На базе 239 государственных и 17 негосударственных вузов создана система подготовки кадров экологического профиля (14 наименований специальностей подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 1994 г. и 13 наименований специальностей и 6 наименований направлений подготовки дипломированных специалистов по Классификатору 2000 г.), предусматривающая подготовку системных и отраслевых специалистов-экологов. В эти образовательные программы включены уже такие дисциплины как экологический аудит, сертификация, экспертиза, страхование, экологическая безопасность, лицензирование и т.д.

Система подготовки кадров экологического профиля строится таким образом, чтобы будущий специалист обладал необходимыми знаниями, умениями и навыками в области природопользования и охраны природы, а также способностью к совместной деятельности со специалистами смежных отраслей науки и практики для решения неотложных экологических проблем. В содержание фундаментальных и обязательных дисциплин учебных планов и программ подготовки экологов внесена информация об изменениях, происходящих в природной среде и в мировом сообществе на глобальном уровне, региональных и локальных уровнях. В них отражены новые сведения о естественной

или антропогенно стимулированной динамике и эволюции природы, ее реакции на оказываемые техногенные воздействия, изменения в численности народонаселения, и главнейшие социальноэкономические проблемы мирового сообщества и России. Большое внимание уделено вычислительным, аналитическим, лабораторным, натурным и прочим методам исследования.

При подготовке экологов учитываются две формы деятельности будущих экологов - научная и производственная, требующие разработки и внедрения различ-

1. Церцек Н., Пономарев Н., Хабарова Е., Константинов В. Экологическое образование в высшей школе // Высшее образование в России, 2004, № 6. - стр. 30-37.

ных дисциплин в учебные планы. В первом случае значительный объем учебного времени отводится на фундаментальные и теоретические дисциплины, причем не только в области экологии, но в целом естествознания и обществоведения. Во втором случае при подготовке инженеров-экологов усилена роль технических, методических и аналитических курсов, большое внимание уделено приобретению студентами навыков работы с измерительной аппаратурой, проведению натурных исследований, решению системных задач охраны природы и природопользования.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002 годах // Информационноаналитический обзор. - М.: Государственный центр экологических программ, 2002. - 448 с.

— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------

Хабарова Е.И. - кандидат химических наук, Московский государственный горный университет, ЦерцекНФ. - Министерство природных ресурсов России.

---------------------------------------------------- РУКОПИСИ,

ДЕПОНИРОВАННЫЕ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

1. Козлов В.А. «Капиллярно-вакуумный механизм проникновения воды в поверхностный слой мерзлой песчано-глинистой горной породы при ее контакте с водной средой» (420/11-05 —

18.07.05) 9 с.

2. Козлов В.А. «Исследование и разработка технологии инструментального контроля зольности угля в транспортных потоках в условиях изменения химического состава золы» (421/11-05 —

18.07.05) 19 с.

-------Ф

^--------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.