Научная статья на тему 'Экологическое мышление личности как философская и психолого-педагогическая проблема'

Экологическое мышление личности как философская и психолого-педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
180
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / THINKING / ECOLOGY / ECOLOGICAL THINKING / PERSON / STUDENT / ENVIRONMENTAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Солтахмадова Л. Т.

В данной статье изучено экологическое мышление личности как философская и психолого-педагогическая проблема, раскрыта его специфика через термины «экология» и «мышление». Эффективное формирование экологического мышления предполагает усвоение студентами основных блоков экологических знаний. Автор делает вывод о том, что экологическое мышление способно организовывать и контролировать ход познавательной, научной деятельности в области разрешения экологических ситуаций и проблем, нахождения практического решения. Эффективное формирование экологического мышления предполагает усвоение студентами основных блоков знаний о биологических системах, среде обитания (как часть природы, окружающая живой организм и с которой личность непосредственно взаимодействует) и взаимовлиянии факторов среды и систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Солтахмадова Л. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL THINKING OF A PERSON AS PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEMS

This article studied the ecological thinking of the person as a philosophical, psychological and pedagogical problem, understand its specificity through the terms “ecology” and “thinking”. Efficient formation of ecological thinking involves teaching students basic units of environmental knowledge. The author concludes that ecological thinking is able to organize and supervise educational and research activities in the field of environmental situations and problems, finding practical solutions. Effective formation of ecological thinking presumes to teach students the basic units of knowledge about biological systems, the environment (as part of nature that surrounds a living organism with which the individual interacts directly) and the interaction of environmental factors and systems. In the definition of what thinking is, the author makes a stress on a component of future perspectives and modeling of future actions in thinking process.

Текст научной работы на тему «Экологическое мышление личности как философская и психолого-педагогическая проблема»

цесса, то результативность такого обучения будет совершенно другой, более качественной;

> Если тема и содержание программы обучения будут действительно полезны участникам, то в этом случае появляется так называемая естественная мотивация, знания усваиваются легко и позволяют в дальнейшем принимать верные управленческие решения, помогают в строительстве стратегических целей и задач, а также более широко делиться наработками с другими участниками обучения.

Библиографический список

Очевиден тот факт, что руководитель образовательного учреждения, который стремится получать новые практические знания, а также готов ими правильно распорядиться, незаменим и конкурентен. Также он является идеальным образцом для своих подчинённых. Однако далеко не все об этом помнят и готовы ценить. Только постоянное развитие и обучение является дорогой к успеху. А в достижении успеха, как и в обучении и в воспитании детей, во главе угла стоит системность, качественность и профессиональность.

1. Бука Т.Л. Психологический тренинг в группе: игры и упражнения. Учебное пособие. Москва: Институт Психотерапии, 2008.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Москва: Ось-89, 1999.

3. Чикер В.А. 18 программ тренингов: Руководство для профессионалов. Санкт-Петербург: Речь, 2007. References

1. Buka T.L. Psihologicheskij trening vgruppe: igry iuprazhneniya. Uchebnoe posobie. Moskva: Institut Psihoterapii, 2008.

2. Vachkov I.V. Osnovy tehnologii gruppovogo treninga. Moskva: Os'-89, 1999.

3. Chiker V.A. 18 programm treningov: Rukovodstvo dlya professionalov. Sankt-Peterburg: Rech', 2007.

Статья поступила в редакцию 06.04.15

УДК 378

Soltakhmadova L.T., teacher, Department of Economic and Social Geography, Chechen State University (Grozny, Russia),

E-mail: Soltakhmadova.luiza@mail.ru

ECOLOGICAL THINKING OF A PERSON AS PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEMS. This article studied the ecological thinking of the person as a philosophical, psychological and pedagogical problem, understand its specificity through the terms "ecology" and "thinking". Efficient formation of ecological thinking involves teaching students basic units of environmental knowledge. The author concludes that ecological thinking is able to organize and supervise educational and research activities in the field of environmental situations and problems, finding practical solutions. Effective formation of ecological thinking presumes to teach students the basic units of knowledge about biological systems, the environment (as part of nature that surrounds a living organism with which the individual interacts directly) and the interaction of environmental factors and systems. In the definition of what thinking is, the author makes a stress on a component of future perspectives and modeling of future actions in thinking process.

Key words: thinking, ecology, ecological thinking, person, student, environmental knowledge.

Л.Т. Солтахмадова, ст. преп. каф. экономической и социальной географии ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный

университет», E-mail: Soltakhmadova.luiza@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В данной статье изучено экологическое мышление личности как философская и психолого-педагогическая проблема, раскрыта его специфика через термины «экология» и «мышление». Эффективное формирование экологического мышления предполагает усвоение студентами основных блоков экологических знаний. Автор делает вывод о том, что экологическое мышление способно организовывать и контролировать ход познавательной, научной деятельности в области разрешения экологических ситуаций и проблем, нахождения практического решения. Эффективное формирование экологического мышления предполагает усвоение студентами основных блоков знаний - о биологических системах, среде обитания (как часть природы, окружающая живой организм и с которой личность непосредственно взаимодействует) и взаимовлиянии факторов среды и систем.

Ключевые слова: мышление, экология, экологическое мышление, личность, студент, экологические знания.

Резкое ускорение научно-технического прогресса вызвало необратимое давление человека на природу, на все стороны жизни общества, что привело к изменению окружающей среды. Противоречия между природой и человеком, столетиями сложившееся потребительское отношение к природе привели к угрозе мирового экологического кризиса. Поэтому важнейшим направлением работы по минимизации экологической катастрофы является формирование у людей нового экологического мышления по отношению к окружающему миру.

Анализируя многочисленные последствия необдуманных действий человека в отношении природы (истребление живых существ, наращивание объемов производства материальной продукции), учёные пришли к пониманию необходимости переоценки ценностей. Данное акцентирование требует формирования новых понятий, которые раскрыли бы новое содержание сформированных связей "человек - человек", "человек - природа", "природа - общество". Таким образом, сформированное

экологическое мышление должно быть характерно для каждого человека и тем более для педагогов, осуществляющих экологическое воспитание школьников. Всё это требует определённого уровня профессиональной подготовки студентов, развития способностей к пониманию и осознанию современной экологической ситуации.

Развитие экологического мышления определяется такими чертами, как опора на научные разработки и закономерности, соединение науки с гуманистическими и гуманитарными ценностями, желание жить и действовать во имя сохранения природы и окружающей среды, понимание и осмысление остроты мирового экологического кризиса и необходимость смены мировоззренческих и ценностных ориентиров как широких масс населения, так и лиц, принимающих ответственные решения -политиков, руководителей предприятий и крупных корпораций, учёных, руководителей общественных организаций, педагогов и воспитателей.

Сам термин "мышление" в Толковом словаре русского языка трактуется как «высшая ступень познания - процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [1]. Говоря языком философов, "мышление - это процесс творческого созидания новых идей, умение прогнозировать будущие события и действия". Психологический подход к пониманию сути термина «мышление» предполагает, что мыслительная деятельность может относиться только к человеку, который с помощью понятий устанавливает связи и отношения между познаваемыми феноменами.

Важную роль в формировании мышления личности отводил великий русский педагог К.Д. Ушинский окружающей природе и природным объектам. Непосредственное наблюдение, изучение окружающей природы, по мнению педагога, составляют систематические тренировки мыслительной деятельности. Умения человека наблюдать, анализировать, прогнозировать, вырабатываемые в ходе познания окружающей природы, рождают привычку делать выводы, анализ, формируют логику рассуждений [2].

Известный российский психолог РС. Немов определял мышление как «высший познавательный процесс, который порождает новое знание и активную форму творческого отражения» [3, с. 51]. Другими словами, мышление - это преобразование человеком действительности, а сам мыслительный процесс можно понимать как действие или деятельность человека, направленные на разрешение определённой задачи.

Если говорить о формировании экологического мышления личности, то нужно отметить, что для экологического мышления немаловажное значение имеет направленность мыслительных операций человека на разрешение экологических задач или проблем, возникающих в результате потребительской политики человека.

Если перейти к пониманию экологического мышления, то уяснить его специфику можно только через термин "экология". В «Биологическом энциклопедическом словаре» термин «экология» определяют как науку о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой [4, с .99].

В толковом словаре «Охрана ландшафтов» экология трактуется следующим образом: с одной стороны, экология - наука, изучающая живые системы в их взаимодействии с окружающей средой обитания; с другой стороны, экология - это комплексная наука, соединяющая в себе данные естественных и общественных наук о природе, а также о взаимодействии, отношении её с обществом; данные отношения отражают практические проблемы взаимоотношений человека с природой [5]. Большое значение формированию экологического мышления и экологическому образованию придавал А.Г. Асмолов. В работе «Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя» известный психолог определяет красную линию - «Учусь экологическому мышлению» - которая должна пронизывать всё содержание современного экологического образования [6, с. 56 - 59].

Библиографический список

Таким образом, для понимания экологического мышления большое значение имеет направленность мыслительных операций личности на разрешение экологических ситуаций или проблем, возникающих в результате потребительской политики человека к природе. Эффективное формирование экологического мышления предполагает усвоение студентами основных блоков знаний - о биологических системах, среде обитания (как часть природы, окружающая живой организм и с которой личность непосредственно взаимодействует) и взаимовлиянии факторов среды и систем.

Система экологических знаний вузовского уровня неразрывно связана с системой усвоения студентами приёмов экологического мышления. Усвоение экологических знаний об охране окружающей среды будет результативным, если студент грамотно интерпретирует причину катастрофических изменений в природе и способен делать прогноз результатов деятельности человека. Изучение студентами знаний современной экологии как комплексной науки предполагает овладение предметом биосферы земли во всех её функциях и формах проявления, охватывая и политико-экономические, и социально-правовые функции в ней человека, что обеспечит объективное и верное формирование экологического мышления в дальнейшем. Ряд авторов отмечают, что ядром понятия «экологическое мышление» являются причинно-следственные связи. Поэтому процесс формирования экологического мышления должен сопровождаться пониманием и осознанием студентами причинно-следственных отношений и зависимостей в современной экологической науке, а также осознанием ими внутренней связи между современными природными явлениями и процессами.

Заключая вышеизложенное, можно сделать вывод, что экологическое мышление личности предполагает её умение анализировать какую-либо экологическую проблему в многоаспектном социальном диапазоне с учётом приоритета общечеловеческих ценностей, синтезировать взаимоотношения, связи общества и природы в мировом, региональном и муниципальном масштабах, предугадывать, прогнозировать ближайшие и дальние последствия влияния человека на окружающую среду. Данный стиль экологического мышления будет способствовать выработке нестереотипных, оригинальных, творческих, вариативных решений, что очень важно при разрешении многочисленных экологических катастрофических ситуаций. Сформированное экологическое мышление будет способствовать принятию личностью оригинальных способов мышления; незаурядному видению проблемы; своеобразному высказыванию идей; устремлению к интеллектуальной новизне; собственным, личным решениям, отличающимся от других; способности видеть новые возможности. Экологическое мышление способно осмысленно организовывать и контролировать ход познавательной, научной деятельности; это деятельностный механизм разрешения экологических ситуаций и проблем, нахождение практического решения.

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. РАН. Москва: Азбуковник, 1999.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Москва. Ленинград: АПН РСФСР, 1958; Т.10.

3. Немов РС. Книга 2: Психология образования. Москва: «Просвещение», 1995.

4. Перешкольник С.А. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия. Москва: Росмэн-Пресс, 2006.

5. Охрана ландшафтов. Толковый словарь. Под редакцией В.С. Преображенского. Москва: Прогресс, 1982.

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2011.

References

1. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. RAN. Moskva: Azbukovnik, 1999.

2. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij. Moskva. Leningrad: APN RSFSR, 1958; T.10.

3. Nemov R.S. Kniga 2: Psihologiya obrazovaniya. Moskva: «Prosveschenie», 1995.

4. Pereshkol'nik C.A. Biologiya. Sovremennaya illyustrirovannaya 'enciklopediya. Moskva: Rosm'en-Press, 2006.

5. Ohrana landshaftov. Tolkovyj slovar'. Pod redakciej V.S. Preobrazhenskogo. Moskva: Progress, 1982.

6. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Pod redakciej A.G. As-molova. Moskva: Prosveschenie, 2011.

Статья поступила в редакцию 06.04.15

УДК 378

Tupichkina Ye.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dean of Faculty of Preschool and Elementary Education, Armavir State Pedagogical Academy (Armavir, Russia), E-mail: tupelena@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.