Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полещук Павел Валерьевич

Целью работы является определение понятия «экологическое мировоззрение», путем выделения его структурных компонентов (интеллектуальный, эмоционально-ценностный, действенно-практический), степень развития которых выступает в качестве диагностических критериев его сформированности. Методы: анализ источников информации по проблеме исследования, результатов педагогического эксперимента на предмет выявления уровней сформированности компонентов экологического мировоззрения у испытуемых. Результат. В ходе многолетней диагностики сформированности экологического мировоззрения обучающихся, выявлена тенденция, демонстрирующая относительно низкий уровень развития эмоционально-ценностного и действенно-практического компонентов, при значительном развитии интеллектуального. Вывод. Для повышения уровня развития эмоционально-ценностной и действенно-практической составляющих необходимо усилить применение в практике обучения ситуационных задач, позволяющих испытуемым выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, продемонстрировать конкретные практические действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полещук Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL WORLDVIEW AND FEATURES OF ITS FORMATION

The aim of the paper is to define the concept of "ecological worldview" by highlighting its structural components (intellectual, emotional-value, effective-practical), the degree of development of which acts as diagnostic criteria for its formation. Methods: analysis of information sources on the research issue, the results of a pedagogical experiment to identify the levels of components formation of the subjects ecological worldview. Result. During the long-term diagnostics of students’ ecological worldview formation, a trend has been revealed that demonstrates a relatively low level of development of emotional-value and effective-practical components, with significant intellectual development. Conclusion. To increase the level of development of emotional-value and effective-practical components, it is necessary to strengthen the use of situational tasks in the teaching practice, allowing the subjects to express their attitude to the problem under consideration, to demonstrate concrete practical actions.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СФОРМИРОВАННОСТИ»

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37:574.24

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-76-81

Экологическое мировоззрение и особенности его сформированности

© 2022 Полещук П. В.

Омский государственный педагогический университет Омск, Россия; e-mail: pv-poleschuk2008@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Целью работы является определение понятия «экологическое мировоззрение», путем выделения его структурных компонентов (интеллектуальный, эмоционально-ценностный, действенно-практический), степень развития которых выступает в качестве диагностических критериев его сформированности. Методы: анализ источников информации по проблеме исследования, результатов педагогического эксперимента на предмет выявления уровней сформированности компонентов экологического мировоззрения у испытуемых. Результат. В ходе многолетней диагностики сформированности экологического мировоззрения обучающихся, выявлена тенденция, демонстрирующая относительно низкий уровень развития эмоционально-ценностного и действенно-практического компонентов, при значительном развитии интеллектуального. Вывод. Для повышения уровня развития эмоционально-ценностной и действенно-практической составляющих необходимо усилить применение в практике обучения ситуационных задач, позволяющих испытуемым выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, продемонстрировать конкретные практические действия.

Ключевые слова: экология, экологическое мировоззрение, экологическое сознание, диагностика сформированности экологического мировоззрения, ситуационная задача.

Формат цитирования: Полещук П. В. Экологическое мировоззрение и особенности его сформированности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 4. С. 76-81. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-76-81

Ecological Worldview and Features of its Formation

© 2022 Pavel V. Poleshchuk

Omsk State Pedagogical University Omsk, Russia; e-mail: pv-poleschuk2008@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the paper is to define the concept of "ecological worldview" by highlighting its structural components (intellectual, emotional-value, effective-practical), the degree of development of which acts as diagnostic criteria for its formation. Methods: analysis of information sources on the research issue, the results of a pedagogical experiment to identify the levels of components formation of the subjects ecological worldview. Result. During the long-term diagnostics of students' ecological worldview formation, a trend has been revealed that demonstrates a relatively low level of development of emotional-value and effective-practical components, with significant intellectual development. Conclusion. To increase the level of development of emotional-value and effective-practical components, it is necessary to strengthen the use of situational tasks in the teaching practice, allowing the subjects to express their attitude to the problem under consideration, to demonstrate concrete practical actions.

Keywords: ecology, ecological worldview, ecological consciousness, diagnostics of the ecological worldview formation, situational task.

For citation: Poleshchuk P. V. Ecological Worldview and Features of its Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Рedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 4. Pp. 76-81. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-76-81(in Russian)

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

Глобальные противоречия, сложившиеся в системе «человечество - окружающий мир» в виде экологических проблем, кризисов и катастроф, по-прежнему остаются чрезвычайно актуальными. Проявляясь во всех социальных сферах, они требуют безотлагательных разрешений.

По мнению ряда авторов [1; 5; 11], причины этих противоречий кроются не во внешней по отношению к человеку среде, а в нем самом, в его установках, ценностях, системе экологических знаний и представлений, в его активной позиции и деятельности. «Выход из кризиса - отмечает И. К. Лисеев - видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение от природы, выработать экологическое мировоззрение, осознать экологические императивы взаимодействия общества и природы» [3, с. 6-7].

Экология, как самостоятельная наука о взаимодействии организмов между собой и с окружающей средой, претендует на ведущую роль в решении сложившихся противоречий. Она должна стать родоначальницей нового мировоззрения, потому что наряду с прочими живыми организмами, изучает и человека, и его взаимодействия с окружающим миром. Область её исследований составляют не только биологические явления, но и социо-экономические процессы.

Целью работы является определение понятия «экологическое мировоззрение», путем выделения его структурных компонентов (интеллектуальный, эмоционально-ценностный, действенно-практический), степень развития которых выступает в качестве диагностических критериев его сформированности.

Методы: анализ источников информации по проблеме исследования, результатов педагогического эксперимента на предмет выявления уровней сформиро-ванности компонентов экологического мировоззрения у испытуемых.

Результаты и обсуждение. Вопросы, связанные с феноменом экологического мировоззрения и особенностями его формирования, неоднократно освещались в трудах отечественных ученых Н. Ф. Рей-мерса, Н. Н. Моисеева, Н. М. Мамедова, Н. Н. Марфенина, Ю. В. Олейникова и других [9].

Из существующих в отечественной литературе двух взаимосвязанных, но в некотором отношении различных понятий, - экологизация мировоззрения и экологическое мировоззрение, - особого внимания заслуживает второе [6].

Экологическое мировоззрение - это высшее свойство личности, возникшее вследствие её адаптации к окружающему миру, представленное системой знаний и представлений о нем, о месте в нем человека, о взаимосвязях «человек - окружающий мир», трансформирующейся во внутренний план действий в виде ценностей, взглядов, убеждений, идей, суждений и проявляющейся в активной деятельности субъекта [8].

Исходя из определения, экологическое мировоззрение представляет собой целостное единство трех составляющих [10]:

1) интеллектуального блока, представленного системой обобщенных научных и практических знаний, отражающих особенности взаимодействий человека (общества, человечества) с окружающим миром;

2) мотивационно-ценностного блока, являющегося нравственным стержнем личности, определяющим экологическое сознание личности, состоящим из суждений, убеждений и ценностных приоритетов, проявляющихся в ходе взаимодействия личности с окружающей средой;

3) действенно-практического блока, представленного повседневной деятельностью личности, при её взаимодействии с объектами и явлениями окружающей среды.

Экологическое сознание - это совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязи в системе «человек - природа», существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней [1, с. 6].

Разные приоритетные ценности взаимодействия личности с окружающим миром лежат в основе разных типов экологического сознания.

В своих трудах С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин приводят примеры двух типов экологического сознания: антропоцентрического и экоцентрического. Основной характеристикой антропоцентрического типа является противопоставленность человека, как высшей ценности, окружающему миру - его собственности. Экоцентриче-ский тип ориентируется на экологическую

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 4. 2022

целесообразность, характеризуется отсутствием противопоставления человека окружающему миру [1; 2].

Опираясь на возможные пути развития цивилизации и биосферы, которые предлагают Б. М. Миркин и Л. Г. Наумова [4], автор дополнительно выделяет приро-доцентрический тип сознания [8]. В его основе лежит приоритет мира природы, а главный лозунг - «Назад в природу». Природоцентрический тип экологического сознания определяет развитие взаимодействия цивилизации и биосферы по консервационистскому пути.

Другими возможными путями развития взаимодействия цивилизации и биосферы являются алармический, сциентистский и путь устойчивого развития. Первый предполагает неизбежную гибель человечества и биосферы. Второму и третьему путям соответствуют антропоцентрический и экоцентрический типы экологического сознания.

Таким образом, трем путям развития взаимодействия цивилизации и биосферы соответствуют три типа экологического сознания: консервационистскому - при-родоцентрический тип сознания, сциентизму - антропоцентрический, устойчивому развитию - экоцентрический. При этом антропоцентрический и приро-доцентрический типы является реакционным, ставящим под угрозу существование цивилизации.

Каждый тип экологического сознания выступает в качестве идеологического фундамента (лидирующей установки и системы ценностей), на основе которого формируется экологического мировоззрение.

Одним из важных моментов является диагностика уровня сформированности экологического мировоззрения (подбор критериев и показателей, разработка контрольно-измерительных материалов). Определить конкретный тип экологического сознания личности помогут методы длительного наблюдения, позволяющие определить особенности ее взаимодействия с окружающей средой. В рамках учебных занятий, можно предложить испытуемому решить нескольких ситуационных задач и обосновать варианты их решения. Так, автор предлагал респондентам несколько высказываний, отражающих разные типы отношения человека к

природе, из которых испытуемый выбирал одно, с которым он наиболее согласен и приводил обоснования своего выбора.

Выявление особенностей развития экологического мировоззрения личности предполагает определение уровня сфор-мированности каждой из его составляющих (поэлементная диагностика): интеллектуальной, мотивационно-ценностной и действенно-практической. Каждая составляющая выступает в виде отдельного критерия, для которого разработаны показатели, отражающие высокий, средний или низкий уровень ее развития (табл. 1). Число возможных комбинаций уровней развития компонентов экологического мировоззрения соответствует 28 вариантам [8].

В качестве инструмента (средства) с помощью которого можно проводить диагностику уровня сформированности экологического мировоззрения автор предлагает использовать ситуационные задачи.

Ситуационные задачи представляют собой вид учебного задания, имитирующий какое-либо обстоятельство, которое может произойти в реальной действительности [7]. Предполагаемый вариант решения ситуационной задачи представляет собой развернутый ответ с обоснованиями, демонстрирующий систему ценностей испытуемого, позволяющую определить тип экологического сознания, а также степень развития каждой составляющей экологического мировоззрения.

Рассмотрим пример ситуационной задачи и возможные варианты ее решения. В летний период Вы со своей семьей выезжаете на отдых в лес (море, горы, степь и пр.). Гуляя, Ваш трехлетний ребенок находит яркое, цветущее растение (можно указать любой краснокнижный вид, здесь встречающейся). Он протягивает руку, чтобы сорвать цветок. Каковы будут Ваши действия? Изложите свои варианты объяснения ребенку.

Предполагаемые варианты решения проблемы:

1) категорический запрет и информирование ребенка о редкости данного вида растения (примечание автора: информирование трехлетнего малыша не способствует его осознанию правомочности запрета);

2) разрешение совершить действия (в данном случае - сорвать растение). Как

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

правило, этот вариант, наиболее распространенный в практике, не сопровождается какими-либо разъяснениями;

3) запрет с опорой на чувственное восприятие: разъяснение, что растение будет вырвано из привычной среды (дома) и погибнет без почвы, воды и пр. Предложение некой альтернативной замены живому объекту, удовлетворение потребности ребенка. Например, запечатлеть цветок на фото в его естественной среде, по

Уровни развития компонентов

возвращению домой выполнить его зарисовку, придумать совместно историю, отражающую сложные взаимодействия объекта с факторами среды, закрепляющие правомочность совершенного поступка. Это действие направлено на сохранение объекта живой природы. Здесь знания, имеющие в основе эмоциональную включенность в решение проблемы, способствуют формированию экоцентрического типа сознания.

Таблица 1

экологического мировоззрения

Уровни КомпонентЫ^^^ Низкий Средний Высокий

Показатели

Интеллектуальный 1) недостаточное владение основными экологическими категориями, наличие ошибок при использовании понятий и их определений; 2) рассуждения бессистемны и непоследовательны; 3) затруднения при установлении причинно-следственных связей; 4) аргументация без опоры на научные знания, с обыденной точки зрения 1) владение экологическими понятиями на теоретическом уровне, но наличие ошибок при их использовании при решении задач; 2) допускаются отдельные ошибки при определении экологических категорий; 3) ошибки при установлении причинно-следственных связей 1) безошибочное владение экологическими понятиями; 2) умелое применение понятий при решении задач; 3) отсутствие ошибок, при установлении причинно-следственных связей; 4) богатый словарный запас

Мотивационно-ценностный 1) в решениях отсутствуют суждения, отражающие индивидуальную систему ценностей; 2) рассуждения ведутся не от первого лица; 3) демонстрация антропоцентрического или природоцен-трического подхода 1) рассуждения ведутся от первого лица, предприняты попытки отражения личного отношения к проблеме; 2) демонстрация антропоцентрического или приро-доцентрического подхода 1) основу рассуждений составляют индивидуальные ценностные аспекты; 2) демонстрация личностной сопричастности к рассматриваемым объектам, явлениям (рассуждения ведутся от первого лица); 3) демонстрация экоцен-трического подхода

Действенно-практический 1) разрешения экологических проблем видится только на глобальном уровне, без непосредственного личного участия, демонстрация личной отчужденности. 1) предложение 1-2 вариантов решения проблемы; 2) отражение личностной роли в разрешении противоречия; 3) применение многоуровневого подхода при решении проблемы (глобального, регионального, локального). 4) демонстрация приоритета одной из сторон взаимодействия (человека или Природы) 1) предложение более 2 вариантов решения; 2) использование разных уровней при решении задач в (глобальный, региональный, локальный); 3) отражение личностной роли в разрешении противоречия индивидуальные действия); 4) вариативность экологического мышления (рассмотрение проблемы с разных позиций, их анализ, выбор и обоснование одного варианта)

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 4. 2022

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 4. 2022

Заключение

Многолетняя практика работы в образовательных организациях разных типов позволила сделать следующие выводы:

1. В большинстве случаев в ходе диагностики, обучающиеся демонстрируют высокий интеллектуальный уровень экологического мировоззрения. Это объясняется тем, что в образовательных организациях повышенное внимание уделяют зна-ниевой составляющей.

2. Сравнительно низкие результаты развития демонстрируют респонденты для действенно-практического компонента экологического мировоззрения и крайне незначительные для мотивационно-ценностного.

Такие результаты отражают существенный разрыв между теоретическими знаниями и представлениями, и умениями их практического применения. Эти результаты объясняются тем, что современные дети, да и взрослые, в повседневной жизни крайне редко сталкиваются с объектами естественной среды, отличаются низкой наблюдательной способностью, невозможностью проявить и описать свои чувства и отношения к природным объектам. Даже простое созерцание осеннего

леса или цветущего ландыша для современного человека эпохи техногенеза становятся редкостью. В век неумолимых скоростей повседневная жизнь потеряла привычный для старших поколений размеренный ритм. Все большее число жителей современных мегаполисов удаляются от реалий окружающего мира, проводя большую часть своей жизни в виртуальных измерениях, живут по законам этой иллюзионной с повышенном риском среды, подвергая не только свое естественное окружение, но и собственную жизнь и здоровье серьезным опасностям. Поэтому так важно способствовать научению пути устойчивого развития, основу которого составляет экоцентрический тип экологического сознания, проявляющийся в ко-эволюционном взаимодействии человека с окружающим миром, ощущении единения и сопричастности с ним. Особо важна при этом целенаправленная и систематическая работа над мотивацонно-ценностным компонентом экологического мировоззрения, начинающаяся с ранних этапов развития ребенка. В противном случае экологический коллапс не заставит себя долго ждать.

Литература

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.

2. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 310 с.

3. Лисеев И. К. В поисках новой парадигмы цивилизационного развития // Философия экологического образования / Под ред. И. К. Лисе-ева. М.: Прогресс традиции, 2001. С. 5-21.

4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Устойчивое развитие: вводный курс. Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2006. 312 с.

5. Моисеев Н. Н. Экологическое мировоззрение // Философия экологического образования / Под ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс традиции, 2001. С. 21-30.

6. Олейников Ю. В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций // Философия экологического образования / Под ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс традиции, 2001. С. 30-49.

7. Полещук П. В., Арбузова Е. Н. Межпредметные связи биологии и основ безопасности жизнедеятельности при конструировании ситуационных задач по оказанию первой помощи пострадавшим // Биология в школе. 2019. № 8. С. 73-78.

8. Полещук П. В. Методика развития экологического мировоззрения у школьников: авто-реф... дис. кан. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.

9. Полещук П. В. О соотнесении категорий «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание» и «экологическая культура» // Омская биологическая школа. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Омск, 2005. С. 118-122.

10. Полещук П. В., Токарев Д. Б. Формирование экологического мировоззрения как основополагающая цель экологического образования // Естественные науки и экология. 2003. Вып. 7. С. 298-304.

11. Реймерс Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

Психолого-педагогические науки ••• S1

Psychological and Pedagogical Sciences •••

References

1. Deryabo S. D., Yasvin V. A. Ekologicheskaya T. Poleshchuk P. V., Arbuzova E. N. Interdisci-

pedagogika i psikhologiya [Ecological pedagogy and psychology]. Rostov-on-Don, 1996. 480 p. (In Russian)

2. Deryabo S. D. Ekologicheskaya psikhologiya: diagnostika ekologicheskogo soznaniya [Ecological psychology: diagnostics of ecological consciousness]. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute Publ., 1999. 310 p. (In Russian)

3. Liseev I. K. (ed.) In search of a new paradigm of civilizational development. Filosofiya eko-logicheskogo obrazovaniya [Philosophy of environmental education]. Moscow, Tradition Progress Publ., 2001. Pp. 5-21. (In Russian)

4. Mirkin B. M., Naumova L. G. Ustoychivoe razvitie: vvodnyy kurs. Uchebnoe posobie [Sustainable development: an introductory course. Tutorial]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2006. 312 p. (In Russian)

5. Moiseev N. N. Ecological outlook. Filosofiya eko-logicheskogo obrazovaniya [Philosophy of environmental education]. Liseeva I. K. (ed.) Moscow, Tradition Progress Publ., 2001. Pp. 2130. (In Russian)

6. Oleinikov Yu. V. Ecological conditionality of worldview transformations. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of environmental education]. Liseeva I. K. (ed.) Moscow, Tradition Progress Publ., 2001. Pp. 30-49. (In Russian)

plinary connections of biology and the basics of life safety in the design of situational tasks for providing first aid to victims. Biologiya v shkole [Biology at school]. 2019. No. 8. Pp. 73-78. (In Russian)

8. Poleshchuk P. V. Metodika razvitiya ekologicheskogo mirovozzreniya u shkol'nikov: avto-ref... dis. kan. ped. nauk [Methodology for the development of an ecological worldview among schoolchildren: Author's abstract of Ph.D. (Pedagogy)]. Ekaterinburg, 2004. 22 p. (In Russian)

9. Poleshchuk P. V. On the correlation of "ecological outlook", "ecological consciousness" and "ecological culture" categories. Omskaya biolog-icheskaya shkola. Mezhvuzovskiy sbornik nauch-nykh trudov. Vyp. 2 [Omsk biological school. In-teruniversity collection of scientific papers. Iss. 2]. Omsk, 2005. Pp. 118-122. (In Russian)

10. Poleshchuk P. V., Tokarev D. B. Formation of ecological outlook as a fundamental goal of ecological education. Estestvennye nauki i ekologiya [Natural sciences and ecology]. 2003. Iss. 7. Pp. 298-304. (In Russian)

11. Reimers N. F. Prirodopol'zovanie. Slovar'-spravochnik [Nature management. Dictionary reference]. Moscow, Mysl Publ., 1990. 637 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT AUTHOR

Принадлежность к организации Affiliations

Полещук Павел Валерьевич, кандидат Pavel V. Poleshchuk, Ph.D. Sciences (Peda-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогических наук, доцент кафедры основ gogy), assistant professor, the chair of Life Safe-

безопасности жизнедеятельности и методики ty Fundamentals and Methods of Teaching Biol-

обучения биологии, Омский государствен- ogy, Omsk State Pedagogical University, Omsk,

ный педагогический университет, г. Омск, Russia; e-mail: pv-poleschuk2008@yandex.ru Россия; e-mail: pv-poleschuk2008@yandex.ru

Принята в печать 04.10.2022 г.

Received 04.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.