Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И КОНТЕКСТ ПЕСНИ «КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ» ГРУППЫ «МУМИЙ ТРОЛЛЬ» И ЕЁ ЭКРАНИЗАЦИИ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И КОНТЕКСТ ПЕСНИ «КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ» ГРУППЫ «МУМИЙ ТРОЛЛЬ» И ЕЁ ЭКРАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
81
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / РУССКИЙ РОК / РОК-ПОЭЗИЯ / ПОЭТИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ / РОК-ГРУППЫ / РОК-ГЕРОИ / КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ / ГИБЕЛЬ ПЛАНЕТЫ / ТУРИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ / ЗЕМЛЯНЕ / МОТИВ БОГОЯВЛЕНИЯ / ФАНТАСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кожевникова Татьяна Сергеевна

В данной статье мы рассмотрим не совсем привычную для русского рока тему экологии на примере песни и музыкального фильма «Космические силы» группы «Мумий Тролль». Эта тема в данной рок-композиции раскрывается в традиционном для рок-поэзии смысловом поле: гибель порочного мира, духовный конфликт между рок-героем и обывателями. Примечательно, что местом для съёмок клипа стал город Карабаш Челябинской области, на протяжении длительного времени считавшийся «чёрной точкой планеты» вследствие деятельности Карабашского медеплавильного комбината в советский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL TEXT AND CONTEXT OF THE SONG “COSMIC FORCES” BY THE GROUP “MUMIY TROLL” AND ITS FILM ADAPTATION

In this article consider the ecology theme, which is not familiar to Russian rock, using the example of the song and musical film “Cosmic Forces” by the group “Mumiy Troll”. This theme in this rock composition is revealed in the traditional semantic field for rock poetry: the death of the vicious world, the spiritual conflict between the rock-hero and the townsfolk. It is noteworthy that the place for filming the clip was the city of Karabash, Chelyabinsk region, which for a long time was considered the “black spot of the planet” due to the activities of the Karabash copper smelting plant during the Soviet period.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И КОНТЕКСТ ПЕСНИ «КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ» ГРУППЫ «МУМИЙ ТРОЛЛЬ» И ЕЁ ЭКРАНИЗАЦИИ»

УДК 821.161.1-192 ББК Ш33(2Рос=Рус)64-45 Код ВАК 5.9.3 ГРНТИ 17.07.25

Т. С. КОЖЕВНИКОВА

Карабаш

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ И КОНТЕКСТ

ПЕСНИ «КОСМИЧЕСКИЕ СИЛЫ» ГРУППЫ «МУМИЙ ТРОЛЛЬ»

И ЕЁ ЭКРАНИЗАЦИИ

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим не совсем привычную для русского рока тему экологии на примере песни и музыкального фильма «Космические силы» группы «Мумий Тролль». Эта тема в данной рок-композиции раскрывается в традиционном для рок-поэзии смысловом поле: гибель порочного мира, духовный конфликт между рок-героем и обывателями. Примечательно, что местом для съёмок клипа стал город Карабаш Челябинской области, на протяжении длительного времени считавшийся «чёрной точкой планеты» вследствие деятельности Карабашского медеплавильного комбината в советский период.

Ключевые слова: экология; русский рок; рок-поэзия; поэтические тексты; рок-группы; рок-герои; космические силы; гибель планеты; туристическое путешествие; земляне; мотив богоявления; фантастика

Сведения об авторе: Кожевникова Татьяна Сергеевна, кандидат филологических наук, специалист по связям с общественностью АО «Карабашмедь».

Контакты: 456140, Челябинская обл., г. Карабаш, ул. Подлесная, 8; maneki_neko 86 @mail. ru

T. S. KOZHEVNIKOVA

Karabash

ECOLOGICAL TEXT AND CONTEXT OF THE SONG "COSMIC FORCES" BY THE GROUP "MUMIY TROLL" AND ITS FILM ADAPTATION

Abstract. In this article consider the ecology theme, which is not familiar to Russian rock, using the example of the song and musical film "Cosmic Forces" by the group "Mumiy Troll". This theme in this rock composition is revealed in the traditional semantic field for rock poetry: the death of the vicious world, the spiritual conflict between the rock-hero and the townsfolk. It is noteworthy that the place for filming the clip was the city of Karabash, Chelyabinsk region, which for a long time was considered the "black spot of the planet" due to the activities of the Karabash copper smelting plant during the Soviet period.

Keywords: ecology; Russian rock; rock poetry; poetic texts; rock groups; rock heroes; space forces; the death of the planet; tourist travel; earthlings; motive of the epiphany; fiction

About the author: Kozhevnikova Tatyana Sergeevna, Candidate of Philology, Manager of Public Relations of "Karabashmed" Corporation.

© Кожевникова Т. С., 2022

Современные авторы русского рока активно и на профессиональном уровне используют разнообразные способы и средства художественной выразительности - от переосмысления традиционной мифологии, от нестандартной постановки острых проблем своей эпохи до обращения к киноискусству. «Текст и контекст» порой настолько виртуозно дополняют друг друга, что рок-композиция превращается в многогранное произведение, в котором можно постоянно угадывать всё новые образы и смыслы.

Пожалуй, одно из самых потрясающих событий в жизни исследователя - оказаться сопричастным к созданию такого произведения. Не просто проанализировать текст, музыку и видеоряд, но и пережить саму ситуацию, в которой проходила весомая часть творческой работы. При создании этой статьи мне хочется немного отступить от привычных научных канонов и время от времени из роли исследователя переходить в роль журналиста, чтобы охватить важные детали того самого контекста.

Один из летних дней «ковидного» 2020 года начался с сообщения в мессенджере примерно следующего содержания: «К вам в город едут снимать музыкальный фильм на песню "Мумий Тролля". Нужно оказать содействие».

Оказалось, что местом для съёмок была выбрана территория в окрестностях производственных площадок заводов «Карабашмедь» и «Урал-Грит». Создавать видеоряд для будущего экологического манифеста -песни и музыкального фильма «Космические силы» - известная российская рок-группа решила в городе Карабаше Челябинской области, который в советские годы пережил экологическую катастрофу. Её причиной стала работа местного металлургического комбината и рудников, которые действовали практически без использования природоохранных технологий.

«Вместе с Ильей Лагутенко мы хотели показать, что может произойти с нашей планетой: она превратится в место, от которого останутся только выжженная земля и пески, - рассказывает об идее создания экранизации режиссёр Иван Соснин. - Тогда мы остановились на идее с инопланетным туристом, который приезжает на Землю в турпоездку, чтобы отдохнуть и подышать свежим воздухом. Но вместо этого он приземляется на поверхность, где вредные производства заставили работать всю планету на себя. И люди, которые живут в нашем фантастическом мире, работают на этих вредных производствах. <.. .>

.„мы с командой уже неоднократно ездили в Карабаш. Во времена Советского Союза там работал металлургический завод <...>, из-за которого были уничтожены вся местная почва, растительность. Мы подумали, что было бы круто снять фильм в месте, которое максимально соответствует нашей идее. Сейчас в Карабаше уже налажено другое производство, <...>, потихоньку чистят эту землю, но базовые вещи, которые нам нужны для картинки, остались, среди них» [5].

К визиту съёмочной группы в небольшом уральском городке поначалу отнеслись настороженно, ведь на современном этапе экологическая

ситуация в Карабаше действительно изменилась. Производство было модернизировано, окрестная природа стала возрождаться. Но СМИ и блоге-ры настолько растиражировали образ «самого грязного города в мире», что инерция сохранилась и до наших дней. Местных жителей такое отношение, разумеется, раздражает.

По стечению обстоятельств съёмки начались только через полтора месяца: помешал коронавирус, который в тот год у многих вызывал апокалиптические настроения. Но зато появилась ясность, что снимать музыкальный фильм - произведение киноискусства (а не просто клип) в Кара-баш приедут представители студии «Red Pepper Film» (г. Екатеринбург) во главе с молодым режиссёром Иваном Сосниным. А в главной роли выступит известный российский актёр Юрий Колокольников.

Собственно, такова историческая преамбула появления в Карабаше и на экранах «космического гостя». И далее мы обратимся уже непосредственно к анализу рок-композиции, вошедшей в альбом группы «Мумий Тролль» «Призраки завтра» (явный намёк на призрачное или мёртвое будущее человечества) (2020 год) и её экранизации.

И в тексте, и в музыкальном фильме реализуется один и тот же сюжет: инопланетный турист, представитель высокоразвитой расы, попадает на планету Земля. В общем контексте текста/фильма цель визита оказывается размытой.

В одном из эпизодов фильма мы видим, как герой с помощью телепатической связи обращается к «турагенту», в роли которого выступает Илья Лагутенко. Кстати, тема экологии близка для лидера группы «Мумий Тролль», который является амбассадором Всемирного фонда дикой природы (WWF). «Сам автор песни Илья Лагутенко <.. .> давно беспокоится о сохранении нашей планеты, и ещё до тревожных событий этого года понимал, что путь, который выбрал современный человек, представляет угрозу для всех обитателей Земли» [3], - говорится на официальном сайте группы «Мумий Тролль» в публикации, посвящённой фильму.

В самой песне путешествие представлено как командировка - рабочая поездка, предполагающая выполнение определённых задач, миссии:

Космические силы, отправьте домой к милой, Командировка стала слишком радиоактивной.

Время действия - недалёкое будущее, в котором на планете идёт экологический апокалипсис. Его основная причина - сами люди, которые не смогли перестроить свою жизнь и погубили свой общий дом.

Уже в первом куплете от лица героя актуализуются мотивы усталости и зацикленности, выраженные, в том числе, повторами в тексте:

Я подустал от вас, Я подустал от вас от всех, земляне.

Мне нужен перерыв.

Самим не надоел,

Самим не надоел

Один и тот же танец и мотив?

В припеве герой обращается к «космическим силам» - песенному прообразу высших, разумных сил, упорядочивающему началу. «Космос <.. .> - мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); <...> Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нём порядок и гармонию» [6, с. 224]. Они, в определённом смысле, выступают в качестве антипода разрушительному хаосу, который происходит на Земле:

Космические силы, спасай мои седины. Тут прочихали эту красивую планету <. > Космические силы. Кретины, некрофилы, Что прочихали эту здоровую планету. Космические силы, не доведите до могилы.

Планету Земля люди «прочихали». Этот глагол, содержащий семантику болезни (чих как симптом простуды, аллергии) противопоставлен прилагательному «здоровую». Как мы видим, антонимия является одним из основных приёмов художественного выражения данного произведения.

Из припева мы узнаём, что герой смертен («не доведите до могилы») и может погибнуть на этой планете. Существительные, которыми он называет землян - «кретины, некрофилы» - несут в себе семантику сумасшествия и смерти (кретинизм - в психиатрии буквально «малоумие», психологическая и физическая недоразвитость; «некрофилия» дословно переводится с греческого как «любовь к мёртвому»).

Второй куплет приводит нас к тому, что однообразный и трагический «концерт» на погибающей планете подходит к концу. Герой становится невольным свидетелем процесса, из цикличного ставшего конечным:

Сор вышел из избы,

Не выносили бы,

Его ещё сто лет вы покрывали.

Но виться больше нет

Верёвкам сил в обед.

Аккорд финален,

Завершён концерт.

Перефразированная автором пословица «сор вышел из избы» в контексте песни сочетает в себе несколько смыслов. В оригинале выражение звучит «выносить сор из избы» и означает «рассказывать о ссорах, неприятностях, царящих между близкими людьми» [7, с. 92]. Обычно для реали-

зации этого действия требуется живой человек - субъект. В данном же случае действие реализуется стихийно: «сор» (неодушевленный объект) «вышел из избы» волей случая. К тому же, слово «сор» указывает на заму-соренность планеты вредными отходами.

Смысл второй переформулированной пословицы, использованной в этом куплете («Но виться больше нет / Верёвкам сил в обед»), также приводит нас к мысли о финале дурных дел. В оригинале («Сколько верёвочке не виться, а конец будет») она означает, что, сколько бы ни продолжалось порочное поведение и беззаконие, оно будет прекращено.

Как мы видим, автор гармонично сочетает в тексте рок-композиции как футуристические образы, так и фольклорные элементы. В произведении особым образом раскрывается и мотив «песни творения», характерный для мифологии разных народов и неоднократно воплощённый в мировой литературе.

Яркий пример тому мы можем найти у одного из самых известных авторов двадцатого века. В легендариуме Дж. Р. Р. Толкиена айнуры творят мир, создавая и исполняя прекрасные мелодии. Прототипом для создания этого мотива послужило как ангельское пение в христианской традиции, так и карело-финский эпос, в котором боги используют слово и пение в акте создания мира.

Традиционное столкновение Добра и Зла мы можем наблюдать и в рок-композиции «Космические силы». Причём, этот мотив реализуется во многом за счёт сценария музыкального фильма.

Экранизация песни выполнена в чёрно-белом цвете. С одной стороны, этот кинематографический приём помогает подчеркнуть мрачные и угрюмые образы землян и окружающей их реальности. С другой стороны, чёрно-белый мир (Свет vs Тьма) - это мир контраста. Такие «визуальные мотивы» помогают режиссёру выстраивать и дополнять логику рок-композиции.

Второй художественный приём, который стоит отметить, - использование световой графики. Так, инопланетный гость в фильме обладает сверхспособностью творить с помощью света, и свет сопровождает его на всём протяжении «земного» пути.

На планете Земля герой появляется, оставив светлый след в облаках. Он обладает вполне человеческой внешностью. Исключение - «космические» знаки на теле и чёрные белки глаз. «Космическое турагентство» заселяет его в крохотный грязный домик возле железнодорожных путей. Там его ожидает испачканный комплект земной одежды и обуви.

Некоторое время герой находится в домике, куда проникают клубы удушающего дыма. Привыкнув к тяжёлой атмосфере, «пришелец» начинает исследовать окрестности. Перед ним предстают «лунные пейзажи» с растрескавшейся почвой и чёрными отвалами под серым дождевым небом.

«Инопланетный гость» пытается представить, каким был этот мир до экологической катастрофы. Он опускает руки в загрязнённую реку, и на её берегах возникает световой рисунок - травяной луг, косуля у воды, из

пней на пустоши «вырастают» световые деревья. Но видение быстро исчезает, а пальцы рук героя чернеют.

Герой пытается принести в этот мир частичку живой природы, но для этого ему приходится совершить жертвенный акт. Семечком для ростка, пробившегося на мёртвой земле, становится его ноготь, который он вырывает сам у себя.

Путешествуя по территории прибытия, герой встречает её обитателей - рабочих в касках и спецодежде. Многие из них уже в солидном возрасте, лица у них хмурые, грязные, изнеможённые. Из строений в кадре -трубы безымянного завода и бытовки.

Далее в музыкальном фильме разворачивается поистине библейское действо. Домик героя окружают подростки. Если взрослые просто со страхом и любопытством наблюдали за «пришельцем», то юные земляне начинают кидать камни в грязное окно и выбивают стекло. Этот мотив «побие-ния камнями» отсылает нас к главной духовной книге христиан.

«Побиение камнями - самый распространенный способ казни в Библии <...>. Побиение камнями было чрезвычайно жестокой казнью. <...> человека сбрасывали со скалы и разбивали ему грудь большим камнем. Если после этого жертва была ещё жива, её потом забрасывали до смерти мелкими камнями. <...> Это было изгнание из общества в его самой страшной форме. <.>

В большинстве своём преступления, за которые полагалось побиение камнями, были преступлениями против веры народа, <...>» [4].

Далее в экранизации реализуется ключевой эпизод христианской религии. Причём, со здравой долей иронии, присущей «Мумий Троллю» и его лидеру, избавляющей рок-композицию от излишне депрессивного тона.

Здесь несколько слов хочется добавить и о музыке - еще одной неотъемлемой составляющей рок-произведения. Композиция выполнена в присущем группе жанре поп-рока с его заводным, «драйвовым» гитарным звучанием, привносящим всё тот же элемент авторской иронии.

Итак, герой решает завершить свою «командировку». Для этого он с помощью телепатии выходит на связь с «космическим турагенством». И перед ним появляется искажённое «эфирными помехами» лицо «безалаберного турагента, отправившего клиента туда, где жизнь совершенно не похожа на рекламные картинки» [3].

Здесь стоит процитировать вынесенный в титры диалог между ту-рагентом и героем:

- Я хочу выбрать другую планету.

- Но вы уже выбрали тур на Землю.

- Земля сильно изменилась с момента моей последней поездки.

Из этого диалога мы узнаём несколько важных фактов. Во-первых, герой мог выбрать для путешествия другое место. Во-вторых, на Земле он

бывал и раньше, очевидно, в то время, когда планета была в гораздо лучшем состоянии. И ему и впрямь надоел «один и тот же танец и мотив».

Турагент даёт герою инструкции по отбытию, и тот направляется прямиком на гору, на вершине которой виднеется огромный крест. К слову, это реальная Поклонная гора в городе Карабаше, на которой силами местной православной общественности полтора десятилетия назад был установлен охранный крест.

Обитатели планеты идут следом за «инопланетным гостем» на гору. Добравшись до вершины, герой разрывает на своей груди земную рубаху и вскоре возносится в небо, превратившись в световой след на фоне креста. Пожилая женщина в рабочей одежде крестится, увидев эту картину.

В этом можно увидеть мотив «падения вверх» - один из типичных для русской рок-поэзии. Аналогичный пример приводит Е. Э. Никитина в статье «"Падение вверх" и самоубийство Бога в русской рок-поэзии»: «.здесь нет намеков на самоубийство героя. "Падать пора" в данном случае больше похоже на "пора уезжать", "пора домой". Кроме того, падая вверх, в небо, герои попадают не в обитель Богов, не в высший мир, а в космос» [2, с. 225].

И ещё одна деталь: сбившиеся в толпу рабочие затаптывают по пути пробившийся из мёртвой земли росток, посаженный «пришельцем».

В фильме образы «космического гостя» и «космических сил» получаются многогранными и не могут обладать однозначной трактовкой. Это классическая черта мастерски выполненного рок-произведения, в котором каждый волен найти свой смысл.

С одной стороны, в песне и фильме явственно прослеживается христианский мотив богоявления, появления на Земле высшего существа, несущего с собой гуманность, стремление спасти мир. Люди в большинстве своём воспринимают его отчуждённо, враждебно, губят его благие начинания (затоптанный росток). Но кто-то видит в его явлении чудо (перекрестившаяся в кадре женщина).

С другой стороны, избежать «тяжеловесного» религиозного догматизма авторскому коллективу помогают уже упомянутая ирония и вариативность возможных значений художественных образов. Вполне возможно, что высшие «космические силы», к которым герой обращается в тексте песни как с молитвой, способны творить чудеса, спасать погибающие души и цивилизации. Но не стоит забывать о том, что в данном произведении им присущи и вполне практические функции: та же организация футуристического «космического туризма».

«.религиозная символика, библейские образы, сюжеты являются в рок-поэзии одним из способов раскрытия общечеловеческих, нравственных, эстетических проблем, то есть обращение к библейским реминисценциям носит эстетический и в наименьшей степени религиозный характер, -пишет в своей научной статье Н. К. Нежданова. - Хотя утверждение Люб-

ви и Добра, а значит, стремление к Богу, были свойственны лучшим рок-поэтам» [1, с. 232].

Ключевая для рок-композиции «Космические силы» тема экологии органично раскрывается на стыке религиозных и фантастических образов. Виновниками разрушения своего мира оказываются сами люди. Человечество предстаёт перед нами как горстка безразличных, но в то же время измученных своим тяжёлым существованием обывателей, не замечающих последнего проблеска красоты и света возле себя.

Финал экранизации однозначен:

- Добро пожаловать на необитаемую планету земного типа. Атмосфера и климат стабильны. Приятного отдыха.

Но, как нам кажется, игровое начало, заданное авторами, оставляет «щёлочку» для надежды. Хотя в заключительных кадрах перед нами предстаёт всё та же «техногенная» местность, её не называют конкретно «планета Земля». Хочется верить, что появление «инопланетного гостя» не только позволило землянам соприкоснуться с чудом, но заставило кого-то из них переосмыслить своё существование и спасти свою планету.

P.S. Эту статью мне хочется закончить своеобразным постскриптумом. Рок-композиция «Космические силы» группы «Мумий Тролль», как и многие другие фантастические произведения, заставляет нас погрузиться в тревожное будущее умирающего мира. Финал можно назвать открытым с большой натяжкой.

Однако примечателен и в определённой мере символичен тот факт, что на месте съёмок фильма сегодня происходят позитивные экологические перемены. В Карабаше реализуют программу рекультивации, в ходе которой будет восстановлено более 260 гектаров земель и водоёмов, нарушенных в результате промышленной деятельности. Мрачные пейзажи, ставшие фоном для «путешествия» нашего героя, уже частично зазеленели. И это даёт надежду на то, что человечество может исправиться и не допустить гибели своей планеты.

Литература

1. Нежданова Н. К. Библейские реминисценции в рок-поэзии / Н. К. Нежданова // Дергачёвские чтения-2000. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности: сб. мат. науч. конф. Ч. 2. -Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001. - С. 232.

2. Никитина Е. Э. «Падение вверх» и самоубийство Бога в русской рок-поэзии / Е. Э. Никитина // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сб. науч. тр. Вып. 5. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - С. 225.

3. Новое видео «Космические силы». Экологический // Официальный сайт группы «Мумий Тролль». - URL: https://mumiytroll.com/news/3162/ (дата обращения: 18.05.2022).

4. Словарь библейских образов. Побиение камнями // Православный портал «Азбука веры». - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/ slovar-biblejskih-obrazov/496/ (дата обращения: 03.06.2022).

5. «Чистить зубы, выключив воду, - достаточно eco-friendly?» // Электронный журнал «Сноб». - URL: https://snob.ru/entry/200281/ (дата обращения: 19.05.2022).

6. Философский энциклопедический словарь / сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва, В. А. Лутченко. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 224.

7. Фразеологический словарь русского языка / сост. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. - М.: Астрель, 2002. - С. 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.