Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ И "ПЛАСТМАССОВЫМ МИРОМ" В АЛЬБОМЕ "ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ" ГРУППЫ "БИ-2"'

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ И "ПЛАСТМАССОВЫМ МИРОМ" В АЛЬБОМЕ "ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ" ГРУППЫ "БИ-2" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ РОК - ПОЭЗИЯ / ДУХОВНАЯ СВОБОДА / СИСТЕМА / "ПЛАСТМАССОВЫЙ МИР" / ПУТЕШЕСТВИЕ / РОК - ГЕРОЙ И РОК - ГЕРОИНЯ / THE RUSSIAN ROCK - POETRY / SPIRITUAL FREEDOM / SYSTEM / "PLASTIC WORLD" / JOURNEY / ROCK - HERO AND ROCK - HEROINE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кожевникова Татьяна Сергеевна

В статье на примере альбома «Горизонт событий» группы «Би-2» рассматривается основной конфликт русской рок - поэзии - противостояние героя и окружающей действительности. В публикации описаны ключевые мотивы альбома, среди которых одиссея и поиск родного дома, противостояние системе, война, духовное освобождение и обретение подлинной любви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONFLICT BETWEEN THE LYRICAL HERO AND THE “PLASTIC WORLD” IN THE ALBUM “THE EVENT HORIZON” BY THE GROUP “BI-2”

In the article consider the main conflict of Russian rock poetry - the confrontation between the hero and the surrounding reality on the example of the album “The Event Horizon” by the group “Bi-2”. In the publication describes the album’s key themes, including Odyssey and the search for home, opposition to the system, war, spiritual liberation, and finding true love.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ И "ПЛАСТМАССОВЫМ МИРОМ" В АЛЬБОМЕ "ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ" ГРУППЫ "БИ-2"»

УДК 82-192 ББК Ш301 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

Т. С. КОЖЕВНИКОВА

Карабаш

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ И «ПЛАСТМАССОВЫМ МИРОМ» В АЛЬБОМЕ «ГОРИЗОНТ СОБЫТИЙ» ГРУППЫ «БИ-2»

Аннотация. В статье на примере альбома «Горизонт событий» группы «Би-2» рассматривается основной конфликт русской рок-поэзии - противостояние героя и окружающей действительности. В публикации описаны ключевые мотивы альбома, среди которых одиссея и поиск родного дома, противостояние системе, война, духовное освобождение и обретение подлинной любви.

Ключевые слова: русская рок-поэзия; духовная свобода; система; «пластмассовый мир»; путешествие; рок-герой и рок-героиня.

Сведения об авторе: Кожевникова Татьяна Сергеевна, кандидат филологических наук, специалист по связям с общественностью ЗАО «Кара-башмедь».

Контакты: 456140, Челябинская обл., Карабаш, ул. Подлесная, 8; maneki_neko86@mail.ru.

T. S. KOZHEVNIKOVA

Karabash

THE CONFLICT BETWEEN THE LYRICAL HERO AND THE "PLASTIC WORLD" IN THE ALBUM "THE EVENT HORIZON" BY THE GROUP "BI-2"

Abstract. In the article consider the main conflict of Russian rock poetry-the confrontation between the hero and the surrounding reality on the example of the album "The Event Horizon" by the group "Bi-2". In the publication describes the album's key themes, including Odyssey and the search for home, opposition to the system, war, spiritual liberation, and finding true love.

Keywords: the Russian rock-poetry; the spiritual freedom; system; "plastic world"; journey; rock-hero and rock-heroine.

About the author: Kozhevnikova Tat'yana Sergeevna, Candidate of Philology, Manager of Public Relations of "Karabashmed" Close Corporation.

Мотив противостояния лирического героя и «системы» - «больного», искусственно навязанного мира, в котором человеку крайне сложно сберечь свою самость и духовную свободу, сохранить живой взгляд на окружающую действительность, способность видеть подлинную суть вещей и

© Кожевникова Т. С., 2020

событий, - стал одним из ведущих в русской рок-поэзии, пожалуй, с самого её зарождения.

«Пластмассовый мир победил», - эта известная строчка из песни Егора Летова как нельзя точно отражает духовное состояние героя-романтика, пережившего крах в открытой борьбе с системой. И неважно, в какой исторической маске она предстала перед ним. Ведь для рок-героя разных эпох одинаково неприемлемы и тоталитарные запреты советского периода, и правила игры, продиктованные современным рынком и массовой культурой.

«Как показывает практика, едва только система становится жёсткой, она уничтожает всё живое. И нет никакой разницы между умершим социализмом и строящимся капитализмом» [3, с. 291], - отмечает бывший виолончелист «Аквариума» Всеволод Гаккель ключевое сходство между культурными ситуациями, в которых существовал и продолжает существовать русский рок.

«"Подлинные" художники поглощены главным образом самовыражением, увлечены процессом своей работы. Они отдают предпочтение темам, значительным для них, создают художественные формы, предназначенные разрешить проблемы, поставленные ими для себя. <...>. "Массовый" писатель нацелен на немедленный успех, который оценивают по производительности, размеру тиража, покупательской реакции аудитории и прежде всего - по прибыли или показателям убытка» [6, с. 46]. Эти слова, характеризующие современную литературную ситуацию, отлично подходят и для того, чтобы показать различия между творчеством рок-автора и поп-исполнителя.

С другой стороны, невольно напрашивается мысль о том, что именно эта культурно-историческая преемственность в плане ограничения свободы творчества то рамками государственной идеологии, то законами рыночной экономики позволила русской рок-поэзии сохранить своё духовное ядро, окружив его современными реалиями.

Конфликт между рок-героем и «пластмассовым миром» отчётливо выражен в песнях альбома «Горизонт событий» группы «Би-2» (2017 г.). Сама структура этого альбома подчёркивает идейное единство между двумя продолжительными периодами существования русского рока. «На СБ альбом выпущен в формате двойного издания. Первый диск - это оригинальный материал альбома, второй - бонус-треки» [1]. Около трети альбома - авторские тексты группы «Би-2», исполненные только её составом. Несколько песен также принадлежат перу «Би-2», но записаны совместно с другими исполнителями. К третьей группе мы можем отнести «несобственные» песни - кавер-версии произведений рок-групп «перестроечной» эпохи и одну песню на стихи Иосифа Бродского.

В плане литературоведческого анализа для нас важно то, что все песни, вошедшие в альбом, объединены общей тематикой поиска героем духовной свободы и ключевыми мотивами одиссеи и поиска родного дома, войны, противостояния системе, ложной и подлинной любви.

Границы пространства, в котором существует герой, задаются уже в названии альбома - «Горизонт событий». Это понятие из современной астрофизики вводит в альбом «космическое», мифологическое измерение и в то же время подчёркивает одиночество и неопределённость бытия человека, оказавшегося перед линией вечно убегающего горизонта, лицом к лицу с чёрной дырой - символом неведомого. Что происходит там, за чертой, откуда никто ещё не возвращался, герою не узнать. А здесь, в реальном мире, его зачастую окружает враждебная действительность.

«Горизонт событий можно описать как точку невозврата - [это] космическая тюрьма, из которой не может выбраться даже сам свет, порог, за которым никакие события не могут повлиять на наблюдателя» [5], - приводится расшифровка этого термина в одном из сетевых научно-популярных изданий.

Есть и такая трактовка: «[Горизонт событий] - граница области пространства-времени, начиная с которой информация не может достичь наблюдателя из-за конечности скорости света, с которой может распространяться физический сигнал. <...> образование [горизонта событий] для наблюдателя означает появление чёрной дыры» [4].

В первой песне альбома - «Лётчик» - актуализуется мотив гибели главного героя. Свободно парящий в небе лётчик оказывается «торжественно расстрелян». Сюжет песни представляет собой размышления героя о причинах внезапной гибели: ошибка в расчётах, собственная вина, участие неких враждебных сил («я вижу тех, кем этот праздник был заказан»).

В сознании рок-героя проносятся образы мира, утратившего связь с Богом, с осмысленными основами бытия. В тексте сквозит ироничное отношение к современному человеку, требующему для всего неведомого научных доказательств. Если же он не получает таковых, то просто приспосабливается к жизни.

Рок-герой, напротив, не может выжить в мире, в котором даже религия приобрела черты массовой культуры. Он предстаёт перед слушателем в образе распятого в небе Христа:

Потеряв надежду взвесить душу в граммах, Все апостолы уходят на рекламу.

Но если верить не понятиям, Кусок металла - моё распятие, Ночные звёзды - мои медали. Я сбитый лётчик, меня достали! («Лётчик»)

Примечательно, что для рок-мессии-одиночки в приоритете оказывается собственное спасение. А смерть для него, как и для многих классических героев русского рока, становится освобождением от «пластмассового мира».

Насколько важен результат моей работы?

Теперь на это мне плевать с высокой ноты. («Лётчик»)

Мотив вселенской войны, характерный для русской рок-поэзии, получает развитие в композиции «Чёрное солнце». Пока что герой и человечество не вовлечено в это апокалипсическое действо, но оно неумолимо «притягивается» к землянам. Ницшеанские «мёртвые боги» глухи к этому наваждению. Лишь «призрак свободы» ещё предупреждает людей о грядущем катаклизме:

В соседней Вселенной случилась война. Магнитное поле неравного боя Смертельной войной приближается к нам.

Если взорвется чёрное солнце, Всё в этой жизни перевернётся. Привычный мир никогда не вернётся. <...>

В колокол бьёт, объявляя тревоги, Печальный призрак нашей свободы. Но не услышат и не помогут Мёртвые боги. («Чёрное солнце»)

Финал песни, впрочем, не категоричен. «И каждый получит счастливый билет». Но вот как человек им воспользуется? В любом случае, мир, оказавшийся на грани катастрофы, уже не будет прежним. А, возможно, его и вовсе поглотит неведомое - «чёрное солнце» (чёрная дыра). И вопрос о том, как именно он изменится - благодаря доброй воле людей или вследствие разрушения - остаётся открытым.

Мотив противостояния эпохи и героя воплощается в песне «Тема века». Причём, герой не находится в реальной оппозиции к своему времени, к миру. Он не боец, не воин, а сам по себе, мыслящий одиночка, взявший на себя ответственность за собственную судьбу.

Этот мир мне не должен, но не в силах мне помешать. Что нельзя, а что можно - я привык за себя решать. Этот мир мне не должен, но тебя не сломать, пока Все нити своей судьбы ты держишь в своих руках.

Тема века всегда неизменна -

Что нет человека, а правит система. («Тема века»)

Окружающая действительность фальшива, гротескна, чувства обывателей искусственны. Даже реальные исторические события неожиданно предстают перед героем театральным действом, а любовь запрещена. В такое время как никогда важно сохранить себя, то, «что внутри», - по сути, спасти собственную душу:

Дошли до Рейхстага, но праздник окончен. И брошены флаги вдоль пыльных обочин. <...>

Тема века становится страшной. <...>

Когда маршируем в дизайнерских касках, С фасадов домов осыпается краска. Важно то, что внутри, если всё под запретом. Виноватых в любви привлекают к ответу. («Тема века»)

Мотивы пути, судьбы, спасения души, сохранения себя настоящим реализуются в песне «Философский камень». Их дополняет мотив уничтожения волшебства, мистического измерения - «треснул пополам философский камень». Магический артефакт, обладающий массой чудесных свойств, включая не только превращение неблагородных металлов в золото и серебро, но и исцеление, возвращение молодости [8, с. 15], разрушается на глазах героя. А тот, в свою очередь, осознаёт тщетность происходящего вокруг и расставляет приоритеты:

В потоках слов, что с экранов льются, Я не нашёл никаких инструкций По выживанию моей души. <...>

Я всегда испытываю счастье

Там, где я могу быть настоящим. («Философский камень»)

Осознавая иллюзорность, «ненастоящесть», разобщённость окружающего мира, рок-герой, по сути, становится антигероем по отношению к другим людям. Он, одиночка, «не готов на подвиги» ради спасения симу-лякров, населяющих «больную» действительность. Об этом лирический герой открыто заявляет в песне «Пофигу»:

Трудно быть со всеми искренним, опираясь на мораль, Если правды реки высохли, опустел Святой Грааль. <...>

Я одинок, хотя мы все одна семья.

Ведь дни летят, а вам всё пофигу. («Пофигу»)

Оценив свою вселенную и свою эпоху, осознав свои приоритеты, рок-герой решает отправиться в одиссею, на поиски своего подлинного мира, родного дома. Можно с уверенностью отметить, что хронотоп альбома и сознание лирического героя приобретают мифологическую окраску.

Здесь нам кажется уместным привести описание авантюрного времени, которое приводит М. Бахтин. На наш взгляд, оно достаточно точно подходит для характеристики хронотопа и, в том числе, духовных стран-

ствий лирического героя альбома: «.. .в таком времени человек может быть только абсолютно пассивным <...>. С человеком здесь <...> всё только случается. <.> игру ведёт "судьба", - но он претерпевает эту судьбу. И не только претерпевает - он сохраняет себя и выносит из этой игры, из всех превратностей судьбы и случая неизменный своё абсолютное тождество с самим собой» [2, с. 142].

Первая отправная точка на пути героя - воспоминания о детстве (песня «Детство») и об его окончании. По своей сути, повзрослев, герой покидает «потерянный рай» и оказывается в «пластмассовом мире». Но он не становится пассивным обывателем, а остаётся человеком ищущим, мыслящим. Однако поиски сопровождают мотивы подлога, утраты корней - отца, Бога. С ним остаётся лишь наследие ушедшего детства - рок-н-ролл:

Днём и ночью, как одержимый

Я искал своего отца.

Мне сказали, что папа в Риме

Заменяет собой творца.

Когда закончилось детство, я понял одно:

Что мне досталось в наследство почти ничего.

А для разбитого сердца - сплошной рок-н-ролл. («Детство»)

Мотивы утраты и поиска подлинного дома развиваются в композициях «Пора возвращаться домой» (feat. Oxxxymiron), «Алиса» и «Родина». Путь героя извилист, порой он вынужден блуждать по кругу, ошибаться, разочаровываться. В этой ситуации единственное спасение - найти выход из «ложного» мира, завершив духовную одиссею:

Извилистый путь затянулся петлёй.

Когда все дороги ведут в никуда,

Настала пора возвращаться домой («Пора возвращаться домой»)

Образ дома вновь тесно переплетается с мотивами детства, волшебства. Однако судьба уносит их от героя всё дальше. Герой прощается с собой-ребёнком, обнаруживает, что «здесь Алиса [сказочная героиня зазеркалья, девочка из прошлого] не живёт». Вокруг лишь холодные бетонные стены. Даже звёзды утрачивают свою путеводную, светлую функцию, превращаясь в безучастные огоньки на тёмном небе.

Шумная толпа заполонила перрон.

И мальчик за окном всё машет мне рукой.

<...>

И в памяти живой давно снесённый дом.

(«Пора возвращаться домой»)

Ты ошибся - дом не тот.

Здесь тебя никто не ждёт.

204

<...>

Здесь, средь бетона и стекла

Жизнь иная - без тепла.

Ни добра к тебе, ни зла.

Взгляд. Сотни звёзд в тиши горят.

И никто не виноват, что дороги нет назад. («Алиса»)

Герой-странник испытывает усталость, но ему удаётся напасть на след своей Родины, ощутить «бесплатную», подлинную любовь к родной земле. Хотя это чувство и сопровождается иронией, навеянной «рыночной» действительностью:

Я бродяжничать устал. <...>

Я по дивным песням соловьёв нахожу Сердцу близкие места.

Милый дом - в поле брошенный вагон. Видеть не могу без слёз фотографии берёз. Ты моя до последнего рубля.

Невозможно запретить бесплатно Родину любить. («Родина»)

В ключе подлинности и искусственности в текстах альбома раскрываются тема любви и образы героини и антигероини. Местом бытования высокого чувства в современном мире становится Интернет. Любовь существует буквально на грани. Герои вроде бы и переживают это чувство, но оно выставлено напоказ в Сети:

Ты так прекрасна, моя любовь.

Как много лайков у нас с тобой. («Лайки»)

Сходный образ бесчувственной героини присутствует и в кавер-версии песни группы «Агаты Кристи» «Хали Гали Кришна»:

Я ведь сам дал тебе это море любви, А оно превратилось в лёд. («Хали Гали Кришна»)

В композиции «Птица на подоконнике», созданной на стихи Ильи Кормильцева, напротив, возникает образ подлинной героини, обладающей духовным родством с рок-героем. В «пластмассовом мире» эту героиню боятся, создают вокруг неё ореол из «страшилок», «фейков»:

Когда я пришёл к тебе, Я ожидал увидеть Наркотическую пантеру, Неоновую Венеру, Мурлыкающую на шкурах,

Лижущую кровь

Последней невинной жертвы. («Птица на подоконнике»)

Но героиня оказывается «маленькой смелой птицей с ясными, как небо глазами», и целый город «слишком мал» для её любви. В финале альбома происходит долгожданная встреча между «небожителями» - рок-героем-лётчиком и свободолюбивой героиней-птицей. И, возможно, именно так, через встречу с родной душой, происходит обретение подлинности и настоящего дома.

Крайне символично и место, где герой видит птицу. Это подоконник, который представляет собой границу между замкнутым пространством дома или квартиры и небом. Достаточно порыва ветра - и она взлетит в свободном полёте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У героя получается переступить черту, заглянуть за горизонт, перешагнуть границу между фальшивым и истинным. «Граница - в функции разделителя между мирами - является знаковым образным мотивом и, шире, центральным тематическим элементом в творчестве поэта» [8, с. 209], -отмечает Т. Хуттунен в своей статье, посвящённой творчеству Б. Гребенщикова.

Даже если границей оказывается непроницаемый и физически недосягаемый «горизонт событий», для героя появляется надежда преодолеть его, обрести возможность подлинного бытия.

Одиссея рок-героя «Би-2» сложна, тяжела, но не безнадёжна. Для него характерно трагическое мироощущение, но справиться с ним отчасти помогают ирония и достижение духовной целостности. Конфликт между лирическим героем и «пластмассовым миром» разрешается в путешествии, в ходе которого герой анализирует детали окружающей действительности, вспоминает «потерянный рай» детства, окончательно становится самим собой и оказывается у подоконника со свободной птицей - у реальной, осязаемой границы, которую можно пересечь в полёте и вернуться в небо.

Литература

1. Альбом «Горизонт событий» [Электронный ресурс] // Сайт Репродуктор. - Режим доступа: https://reproduktor.net/gruppa-bi-2/albom-gorizont-8оЬуй,|/ (дата обращения: 11.02.2020).

2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике [Текст] / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М. : Художественная литература, 1975. - С. 121-290.

3. Гаккель В. Аквариум как способ ухода за теннисным кортом [Текст] / В. Гаккель. - СПб. : Амфора, 2007. - 415 с.

4. «Горизонт событий» [Электронный ресурс] // Портал «Астронет». -Режим доступа: http://www.astronet.ru/db/msg/1162182 (дата обращения: 11.02.2020).

5. «Горизонт событий» [Электронный ресурс] // Портал «Новая наука». - Режим доступа: https://new-science.ru/chto-takoe-gorizont-sobytij/ (дата обращения: 12.02.2020).

6. Купина Н. А. Массовая литература сегодня [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Купина, М. А. Литовская, Н. А. Николина. - М. : Флинта ; Наука, 2009. - 424 с.

7. Философский энциклопедический словарь [Текст] / сост. Е. Ф. Губ-ский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 576 с.

8. Хуттунен Т. К семиотике границы в поэзии Б. Гребенщикова [Текст] / Т. Хуттунен // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. - Екатеринбург ; Тверь, 2008. - Вып. 10. - С. 209-216.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.