Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ ДЛЯ СТИВИДОРОВ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ ДЛЯ СТИВИДОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИВИДОРЫ / СТАНДАРТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / АРЕНДАТОР / АРЕНДОДАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филичева Татьяна Петровна

Национальное природоохранное законодательство не раскрывает, какие именно требования контролирующих и надзорных органов, а также отраслевые правила и нормы в сфере охраны окружающей среды обязан соблюдать арендатор-стивидор, осуществляя открытую перевалку опасных грузов (угля, химикатов) в морском порту, и какую разрешительную документацию он должен получать. Договором аренды между стивидорами и дирекцией морского порта предусмотрена обязанность соблюдения в морском порту требований внутренних правил эксплуатации порта, распоряжений контролирующих органов, однако среди множества правил, регламентирующих различные аспекты деятельности стивидора, отсутствуют какие-либо экологические требования. Обычно они являются предметом дополнительных соглашений, которые в случае их неисполнения служат поводом для досрочного расторжения договора аренды по решению суда. Однако дополнительные соглашения не раскрывают, какие именно экологические требования должен соблюдать стивидор, и являются скорее формальностью, чем руководством к исполнению. Форматом локального правового акта, в котором были бы прописаны единые экологические требования перевалки опасных грузов в морском порту и который стал бы обязательным приложением к договору аренды, может стать экологический стандарт, разработанный в произвольной форме, но утвержденный всеми сторонами договора аренды. Экологический стандарт может использоваться как регламентирующий, методический и справочный документ для эффективного обеспечения экологических требований в морском порту, устанавливая типовые правила, унифицируя подход к принятию арендаторами дополнительных экологических условий в рамках договора аренды, фиксируя экологические аспекты каждого этапа процесса перевалки опасных грузов в морском порту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL STANDARD FOR STEVEDORES

The national environmental legislation does not disclose which requirements of regulatory and supervisory authorities, as well as industry rules and regulations in the field of environmental protection, the lessee stevedore is obliged to comply with when carrying out open transshipment of dangerous goods (coal, chemicals) at the seaport, and which environmental permits he must receive. The lease agreement between the stevedores and the seaport directorate provides for the obligation to comply with the requirements of the internal port regulations, the orders of regulatory authorities in the seaport. However, there are no environmental requirements among many rules governing various aspects of the stevedore's activities. They are usually the subject of additional agreements, which, in case of non-fulfillment, serve as grounds for early termination of the lease agreement by a court decision. However, the additional agreements do not disclose which environmental requirements the stevedore must comply with and are more a formality not a guide to execution. The format of a local legal act, which would prescribe uniform environmental requirements for the transshipment of dangerous goods at the seaport, and become a mandatory annex to the lease agreement, could be an environmental standard developed in any form, but approved by all parties to the lease agreement. The Environmental Standard can be used as a regulatory, methodological and reference document for the effective provision of environmental requirements in the seaport. It can establish model rules, unifying the approach to the acceptance of additional environmental conditions by tenants under the Lease Agreement, fixing the environmental aspects of each stage in the process of transshipment of dangerous goods at the seaport.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ ДЛЯ СТИВИДОРОВ»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2022. Т. 14, № 4. С. 23-34 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2022. Vol. 14, № 4. Р. 23-34

Научная статья УДК 332.1

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/023-034

Экологический стандарт для стивидоров

Филичева Татьяна Петровна

Владивостокский государственный университет Владивосток. Россия

Аннотация. Национальное природоохранное законодательство не раскрывает, какие именно требования контролирующих и надзорных органов, а также отраслевые правила и нормы в сфере охраны окружающей среды обязан соблюдать арендатор-стивидор, осуществляя открытую перевалку опасных грузов (угля, химикатов) в морском порту, и какую разрешительную документацию он должен получать. Договором аренды между стивидорами и дирекцией морского порта предусмотрена обязанность соблюдения в морском порту требований внутренних правил эксплуатации порта, распоряжений контролирующих органов, однако среди множества правил, регламентирующих различные аспекты деятельности стивидора, отсутствуют какие-либо экологические требования. Обычно они являются предметом дополнительных соглашений, которые в случае их неисполнения служат поводом для досрочного расторжения договора аренды по решению суда. Однако дополнительные соглашения не раскрывают, какие именно экологические требования должен соблюдать стивидор, и являются скорее формальностью, чем руководством к исполнению. Форматом локального правового акта, в котором были бы прописаны единые экологические требования перевалки опасных грузов в морском порту и который стал бы обязательным приложением к договору аренды, может стать экологический стандарт, разработанный в произвольной форме, но утвержденный всеми сторонами договора аренды. Экологический стандарт может использоваться как регламентирующий, методический и справочный документ для эффективного обеспечения экологических требований в морском порту, устанавливая типовые правила, унифицируя подход к принятию арендаторами дополнительных экологических условий в рамках договора аренды, фиксируя экологические аспекты каждого этапа процесса перевалки опасных грузов в морском порту.

Ключевые слова: стивидоры, стандарт, экологические аспекты, экологические требования, разрешительная документация, идентификация, арендатор, арендодатель.

Для цитирования: Филичева Т. П. Экологический стандарт для стивидоров // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. 2022. Т. 14, № 4. С. 23-34. DOI: https://doi.org/. https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/023-034.

Original article

Environmental standard for stevedores Tatyana P. Philicheva

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Abstract The national environmental legislation does not disclose which requirements of regulatory and supervisory authorities, as well as industry rules and regulations in the field of environmental protection, the lessee-stevedore is obliged to comply with when carrying out open transshipment of dangerous goods (coal, chemicals) at the seaport, and which environmental permits he must receive. The lease agreement between the stevedores and the seaport directorate provides for the obligation to comply with the requirements of the internal port regulations, the orders of regulatory authorities in the seaport. However, there

© Филичева Т.П., 2022

23

are no environmental requirements among many rules governing various aspects of the stevedore's activities. They are usually the subject of additional agreements, which, in case of non-fulfillment, serve as grounds for early termination of the lease agreement by a court decision. However, the additional agreements do not disclose which environmental requirements the stevedore must comply with and are more a formality not a guide to execution. The format of a local legal act, which would prescribe uniform environmental requirements for the transshipment of dangerous goods at the seaport, and become a mandatory annex to the lease agreement, could be an environmental standard developed in any form, but approved by all parties to the lease agreement. The Environmental Standard can be used as a regulatory, methodological and reference document for the effective provision of environmental requirements in the seaport. It can establish model rules, unifying the approach to the acceptance of additional environmental conditions by tenants under the Lease Agreement, fixing the environmental aspects of each stage in the process of transshipment of dangerous goods at the seaport.

Keywords: stevedores, lessee, lessor, transshipment of dangerous goods at the seaport, environmental aspects, criteria, environmental impact, identification, significance criteria, responsibility. For citation: Philicheva T. Р. Environmental standard for stevedores // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University. 2022. Vol. 14, № 4. P. 23-34. DOI: https://doi.org/-10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/023-034.

Введение

В связи с ростом объемов грузооборота морских портов Российской Федерации и с учетом их специализации, развития портовых мощностей, а также расположения в черте городской застройки особую актуальность приобрела проблема перевалки пылящих опасных грузов (угля, химикатов), связанная с ростом негативного воздействия на окружающую среду от деятельности стивидорных компаний (далее - стивидоры). Некоторые стивидоры для организации перевалки пылящих опасных грузов используют территории и объекты инфраструктуры морских портов (здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории и акватории морского порта, морские терминалы), зачастую не предназначенные для этих целей. Порядок сдачи в аренду объектов инфраструктуры в морских портах устанавливают правила сдачи в аренду объектов инфраструктуры морского порта, а также порядок выдачи и условия действия заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, являющихся объектами федерального недвижимого имущества, находящимися в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта. Государство в лице ФГУП «Росмор-порт» (организация-арендодатель) сдает стивидорам (арендаторам) в аренду землю, на которой находится терминал, отвечает за состояние причальных стенок, акваторию и дноуглубительные работы в море, в том числе за негативное воздействие на окружающую среду в результате деятельности арендаторов [1].

В соответствии с условиями заключенных договоров аренды в числе обязанностей стивидоров предусмотрено соблюдать на арендованных объектах требования контролирующих и надзорных органов, внутренних правил, норм и стандартов организации-арендодателя, действующих в отношении арендуемого им объекта [2]. Среди множества внутренних документов, регламентирующих различные аспекты деятельности организации-арендодателя в морском порту, в настоящее время отсутствуют какие-либо экологические стандарты или правила.

24

Как правило, организация-арендатор подписывает дополнительные соглашения к договорам аренды, предусматривающие дополнительные основания для их досрочного расторжения за несоблюдение требований природоохранного законодательства [3]. Однако не все стивидоры соглашаются на подписание дополнительных соглашений. Из 33 стивидорных компаний, осуществляющих деятельность при перегрузке угля в морских портах ФГУП «Росморпорт», дополнительные соглашения к договорам аренды подписали только пять.

В работе [4] применительно к деятельности стивидоров в морском порту отмечалась необходимость разработки локального правового акта (экологического стандарта), в котором были бы прописаны единые требования по охране окружающей среды и который стал бы обязательным приложением к договору аренды. Разработка и внедрение такого экологического стандарта позволят повысить уровень экологической безопасности на арендуемых территориях и объектах в морском порту, распределить ответственность между сторонами договора аренды, а также создать дополнительное основание для досрочного расторжения договора аренды с арендаторами, не соблюдающими требования природоохранного законодательства.

Экологический стандарт является внутренним документом организации-арендодателя и должен использоваться им как регламентирующий, методический и справочный документ для эффективного обеспечения охраны окружающей среды. Экологический стандарт на всех стадиях производственного процесса обеспечивает контроль:

• за исполнением арендаторами условий договора аренды в части исполнения требований экологического законодательства;

• за соблюдением технических регламентов и обеспечением экологической безопасности объектов инфраструктуры морского порта;

• за своевременным исполнением предписаний органов экологического и санитарно-гигиенического надзора.

Экологический стандарт устанавливает типовые правила, унифицирует подход к принятию арендаторами дополнительных экологических условий в рамках Договора аренды; фиксирует экологические аспекты каждого этапа процесса перевалки опасных грузов в морском порту:

• при изменении технологических процессов;

• при реконструкции, капитальном, текущем ремонтах и модернизации технологического оборудования;

• в случае аварийных ситуаций на различных этапах перевалки груза;

• при изменениях совокупного объема перевалки, т;

• в случае изменения условий договора аренды по инициативе арендатора;

• в случае изменения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в части, касающейся деятельности арендатора;

• при получении предписаний государственного экологического и санитарно-эпидемиологического надзора;

25

• в случае возникновения требований третьей стороны, могущих стать предметом гражданско-правовых исков.

Формат экологического стандарта не регулируется законодательством, поэтому разрабатывается в произвольной форме и вводится в действие приказом руководителя организации-арендодателя. Его основными разделами могут стать:

1. Назначение и область применения. Цели и задачи экологического стандарта.

2. Нормативные ссылки.

3. Термины и определения, обозначения и сокращения.

4. Экологические аспекты перевалки опасных грузов.

5. Требования к арендатору.

6. Ответственность.

Основная часть

Рассмотрим основные положения экологического стандарта:

Назначение и область применения, цели и задачи экологического стандарта. Экологический стандарт разрабатывается в целях: регулирования отношений с арендаторами объектов инфраструктуры морского порта при перевалке опасных насыпных грузов; экологического контроля деятельности арендаторов; установления оснований досрочного расторжения договора аренды при невыполнении арендаторами экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Экологический стандарт используется как регламентирующий, методический и справочный документ при перевалке опасных грузов в морском порту; взаимоувязан со всеми этапами (стадиями) технологичного процесса перевалки опасных грузов в морских портах; применяется в сфере управления и осуществления деятельности по контролю за исполнением арендаторами условий договора аренды объектов инфраструктуры в морском порту.

Нормативные ссылки. Правовой основой экологического стандарта являются федеральные законы и подзаконные акты Российской Федерации, ГОСТы, СанПИНы, методики и другие нормативные акты в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, внутренние правила организации-арендодателя.

Термины и определения. В экологическом стандарте могут использоваться как законодательно принятые термины и их определения, так и произвольные, связанные с деятельностью организации-арендодателя и арендатора. Например, в стандарте используется «внутреннее понятие» («экологический аспект - элемент деятельности арендатора, связанный с негативным воздействием на окружающую среду) и понятие, закреплённое в законодательстве («экологические требования - требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) и экологической безопасности», предъявляемые к арендатору объектов недвижимости морского порта и др.) [5].

Экологические аспекты. К экологическим требованиям организации-арендодателя относятся экологическая политика и экологические аспекты дея-

26

тельности арендатора. Экологическая политика - определенная совокупность намерений и принципов, связанных с отношениями между организацией-арендодателем и арендаторами в области охраны окружающей среды. Экологическая политика организации-арендодателя доводится до сведения всех арендаторов объектов инфраструктуры морского порта, а также заинтересованных сторон, работающих как на арендатора, так и от его имени. Экологические аспекты - это элементы деятельности арендатора, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Экологические аспекты деятельности стивидоров идентифицируются (выявляются и оцениваются) совместно организацией-арендодателем и арендатором.

В процессе идентификации экологических аспектов рассматриваются все виды воздействия на окружающую среду (экологическое воздействие) и обеспеченность деятельности арендатора разрешительной документацией. Матрица идентификации экологических аспектов для экологического стандарта представлена в табл.1.

Таблица 1

Матрица идентификации анализа экологического аспекта

Наименование компании арендатора

Наименование экологического аспекта

Показатели Нормативы, установленные в разрешительной документации Фактические данные, полученные при проведении производственного экологического контроля

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Сбросы загрязняющих веществ в водный объект

Сбросы сточных вод на рельеф

Образование отходов производства и потребления

Шум

Уничтожение биоразнообразия, растительности

Загрязнение почв

Локальные экологические проблемы (экологические проблемы, связанные с деятельностью иных арендаторов в морском порту)

27

Окончание табл. 1

Масштаб воздействия

Продолжительность во времени

Площадь распространения

Отсутствие обязательной природоохранной документации, подготовленной и утвержденной (согласованной) в установленном порядке

Неисполнение предписаний органов экологического контроля (надзора)

Иски о возмещении экологического вреда

Предписания

Основание для досрочного расторжения договора аренды

Одностороннее предписание предприятия об устранении воздействия в установленный срок

Принятие срочных мер по ликвидации неблагоприятного воздействия

Выявленные экологические аспекты и воздействия фиксируются в Рабочем листе (табл. 2).

Таблица 2

Рабочий лист экологических аспектов на_терминале

(в технологическом цикле)

№ рабочего листа Этап техноло-гическо-го процесса Экологический аспект Оценка значимости воздействия

Воздействие на окружающую среду Наличие/отсутствие разрешительной документации незначительное значительное

1 2 3 4 5 6

В случае, если объект негативного воздействия на окружающую среду отнесен к I, II категориям опасности для окружающей среды [6], при оценке воздействия рассматриваются:

• данные по нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ на объектах арендатора (угольная пыль, метан, оксиды азота, диоксид серы, сажа и

28

др.) в соответствии с утвержденными нормативами допустимых выбросов [7] и пределов их превышения;

• данные по нормативам допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами, если сброс осуществляется в соответствии с Разрешением на сброс сточных вод [8] и Решением о предоставлении водного объекта в пользование [9], и об их превышении;

• сведения об образовываемых и размещаемых отходах производства и потребления в соответствии с утвержденным проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [10];

• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой неблагоприятные воздействия на окружающую среду, за прошедший год.

При оценке воздействия на окружающую среду учитываются такие показатели, как масштаб воздействия; продолжительность воздействия и площадь распространения воздействия. Каждому из этих показателей присваивается категория значимости. Все воздействия оцениваются как незначительные, значимые и значительные.

При оценке правовых аспектов деятельности арендатора-стивидора рассматривают:

• наличие обязательной разрешительной документации, утвержденной в установленном законодательством порядке;

• наличие отчетов о выполнении программ природоохранных мероприятий и программы производственного контроля;

• наличие оформленной санитарно-защитной зоны (или отчет об ее установлении);

• информацию о наличии сертификатов обучения в области охраны окружающей среды, экологической безопасности;

• информацию о наличии сертификатов обучения лиц, допущенных к обращению с отходами 1-1У класса опасности; лиц, ответственных за допуск работников к работе с отходами 1-ГУ класса опасности;

• предписания органов экологического контроля (надзора) и санитарно-эпидемиологического надзора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• административные штрафы и судебные иски по поводу неисполнения предписаний органов экологического и санитарно-эпидемиологического надзора и арендатора;

• судебные иски по вреду, нанесенному окружающей среде;

• обращения граждан, общественности по вопросам охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия. Конфликты с общественностью и иными заинтересованными сторонами.

Ответственным за идентификацию экологических аспектов является уполномоченный специалист организации-арендодателя. Каждому показателю присваивается категория значимости: незначительное, значимое и значительное (табл. 3).

29

Таблица 3

Показатели правовых аспектов деятельности арендатора-стивидора

в морском порту

Показатели значимости Категория значимости

Незначительное Значимое Значительное

Продолжительность Незначительная Длительное время Постоянное

Конфликты с населением и общественностью Отсутствуют Единичные конфликты Постоянные

Штрафы, судебные иски по поводу неисполнения предписаний Отсутствуют Отсутствуют, но были отмечены повторные предписания об устранении нарушений Административные штрафы и судебные иски

Судебные иски по нанесенному вреду ОС Отсутствуют Отсутствуют Судебные иски по нанесенному вреду ОС

Наличие обязательной разрешительной документации Все разрешения получены В процессе подготовки разрешение на сброс загрязняющих веществ В течение двух лет нет разрешения на сброс загрязняющих веществ

Обучения лиц, допущенных к обращению с отходами 1-1У класса опасности Все специалисты прошли обучение Обучение прошло лишь 15 % специалистов, обязанных пройти обучение Сведения об обучении не представлены

По всем значимым и значительным экологическим аспектам организация-арендодатель принимает решение о дальнейших переговорах с арендатором с целью выполнения им экологических требований при эксплуатации объектов морского порта (табл. 4). Незначительные аспекты контролируются организацией-арендодателем.

Таблица 4

Реестр значительных экологических аспектов

Воздействие на окружающую среду Правовые аспекты деятельности арендатора-стивидора Действия организации-арендодателя

В случаях изменения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, внутренних норм и правил, выявления новых экологических аспектов в процессе эксплуатации арендуемых аспектов, рекон-

30

струкции арендуемых объектов, строительства новых объектов (производств и участков) и смены технологий, внедрения новых технологий перевалки грузов проводится актуализация экологических аспектов. Актуализация проводится по графику, установленному приказом организации-предприятия. В случаях публичных конфликтов арендатора с населением и общественностью возможно проведение внеплановой идентификации экологических аспектов.

Общие требования к арендатору при проведении работ на арендуемых объектах. Арендатор полностью отвечает за экологическую безопасность на арендуемых объектах и обязуется:

• перед заключением договора аренды ознакомить всех работников с экологическим стандартом;

• иметь всю природоохранную документацию, разработанную и согласованную в соответствии с требованиями законодательства;

• своевременно, в установленные законодательством сроки, предоставлять в уполномоченные природоохранные органы экологическую отчетность, в том числе статистическую отчётность (2ТП-воздух, 2ТП-отходы, 2ТП-вода);

• своевременно вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, оформлять Декларацию о плате;

• обучать руководителей и сотрудников, ответственных за охрану окружающей среды на предприятии, требованиям обеспечения экологической безопасности на специализированных площадках;

• организовать системы автоматизированного контроля выбросов загрязняющих веществ;

• при необходимости проводить дополнительные природоохранные мероприятия (например, устанавливать пылеветрозащитные экраны, стационарные и мобильные водяные/снегогенераторные установки и другое оборудование, препятствующее распространению угольной пыли за пределы пром-площадки).

Арендатор полностью отвечает за экологическую безопасность при проведении подрядчиками строительно-монтажных работ на арендуемой территории и обязуется:

• перед получением акта-допуска на выполнение работ пройти инструктаж по экологической безопасности всем работникам, участвующим в проведении работ;

• осуществлять деятельность на основании проектной документации с учетом оценки воздействия на окружающую среду в случае, если эта процедура предусмотрена для данного вида деятельности;

• по требованию организации-арендодателя предоставлять природоохранную документацию, разрешающую выполнение работ.

При производстве строительно-монтажных работ арендатор обязуется применять материалы, соответствующие действующим ГОСТам, СНиПам, ТУ и другим нормативным документам. Арендатор обязуется незамедлительно при-

31

остановить поставку и использование материалов, которые могут нанести вред окружающей среде.

Заключение

Разработка и внедрение экологического стандарта позволят повысить уровень обеспечения экологической безопасности на объектах организации-арендодателя в морских портах с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, распределить ответственность между сторонами договора аренды, а также создать дополнительное основание для досрочного расторжения договора аренды с арендаторами, не соблюдающими требования природоохранного законодательства.

Список источников

1. Луговец А. А., Фисенко А.И. Трансформация экономических интересов и перспективы развития морских портов Дальнего Востока // Морские интеллектуальные технологии. 2016. № 3-1 (33). С. 344-350.

2. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54523-2011 «Национальный

стандарт Российской Федерации. Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200088533 (дата обращения: 25.10.2022).

3. Рекомендованная форма договора аренды объектов инфраструктуры морского порта, являющихся объектами федерального недвижимого имущества, находящихся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта, п. 1.2. URL: mintrans.gov.ru>file/409333 (дата обращения: 25.10.2022).

4. Филичева Т.П. Регулирование деятельности стивидоров по выполнению ими требований природоохранного законодательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. Т. 13, № 4. С. 189-198.

5. Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390/ (дата обращения: 02.11.2022).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373399/ (дата обращения: 02.11.2022).

7. Приказ Минприроды России от 6 июля 2020 г. № 776 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов и выдаче разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных)». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=378136 (дата обращения: 18.10.2022).

32

8. Приказ Минприроды России от 17 августа 2020 г. № 1022 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты». URL: https://docs.cntd.ru/document/565911162 (дата обращения: 02.11.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 19 января 2022 г. № 18 «О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование». URL: https://docs.cntd.ru/document/727930101 (дата обращения: 02.11.2022).

10. Приказ Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/-0001202012280007?index=0&rangeSize= 1 (дата обращения: 26.10.2022).

References

1. Lugovets A.A., Fisenko A.I. Transformation of economic interests and prospects for the development of seaports of the Far East. Marine intelligent technologies. 2016; 3-1 (33): 344-350.

2. National Standard of the Russian Federation GOST R 54523-2011 "National Standard of the Russian Federation. Port hydraulic structures. Rules for inspection and monitoring of technical condition". URL: https://docs.cntd.ru/document/1200088533 (accessed date: 25.10.2022).

3. Recommended Form of Lease Agreement for Seaport Infrastructure Facilities that are Objects of Federal Real Estate under the Economic Jurisdiction of Federal State Unitary Enterprises Subordinate to the Federal Agency for Sea and River Transport, Clause 1.2. URL: mintrans.gov.ru>file/409333 (accessed date: 25.10.2022).

4. Filicheva T.P. Regulation of stevedoring activities in compliance with the requirements of environmental legislation. Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. 2021; 13 (4): 189-198.

5. Federal Law of 08.11.2007 no. 261-FZ "On Seaports in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72390/ (accessed date: 02.11.2022).

6. Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2020 no. 2398 "On approval of the criteria for classifying objects that have a negative impact on the environment as objects of I, II, III and IV categories". URL: http://www.consultant.ru/document/-cons_doc_L AW_3 73399/ (accessed date: 02.11.2022).

7. Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated July 6, 2020 no. 776 "On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Service for Supervision of Environmental Management for the Provision of State Services for the Establishment of Standards for Permissible Emissions, Temporarily Permitted Emissions and Issuing a Permit for Emissions of Pollutants into the Atmosphere (excluding radioactive air)". URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=378136 (accessed date: 18.10.2022).

8. Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated August 17, 2020 no. 1022 "On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Service for Supervision of Environmental Management for the Provision of State Services for Issuing Permits for Dis-

33

charges of Pollutants (Excluding Radioactive Substances) and Microorganisms into Water Bodies". URL: https://docs.cntd.ru/document/565911162 (date of appeal: 02.11.2022).

9. Decree of the Government of the Russian Federation of January 19, 2022 no. 18 "On the preparation and adoption of a decision on the provision of a water body for use". URL: https://docs.cntd.ru/document/727930101 (accessed date: 02.11.2022).

10. Order of the Ministry of Natural Resources of Russia dated December 7, 2020 no. 1021 "On approval of methodological guidelines for the development of draft standards for waste generation and limits for their disposal". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/-View/0001202012280007?index=0&rangeSize= 1 (accessed date: 26.10.2022).

Информация об авторе:

Филичева Татьяна Петровна, канд. геогр. наук, доцент, доцент Института международного бизнеса, экономики и управления ВВГУ, г. Владивосток. E-mail: Tat-yana.Filicheva@vvsu.ru.

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2949-1258/2022-4/023-034

Дата поступления: 15.11.2022

Одобрена после рецензирования: 17.11.2022

Принята к публикации: 28.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.