Секция «Экологияпромышленности»
УДК 54.064
В. А. Яманчев, Е. А. Шапка Научный руководитель - О. В. Кемер Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Ульяновск
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПОЧВ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Представлены результаты анализа степени закисления (защелачивания) почв аэродромного комплекса Уль-яновск-Баратаевка методами экологического мониторинга, экспресс-анализа и рН-метрии.
На рубеже XX и XXI столетий человечество осознало, что природные ресурсы планеты ограничены и усиление загрязнения окружающей среды вредит здоровью нынешнего поколения. Проблемы защиты атмосферы и Мирового океана от загрязнения, сохранения растительности как основного источника кислорода, рационального использования земельных и водных ресурсов, без которых невозможно существование человека на Земле, сегодня являются глобальными.
Химическое загрязнение почв авиатранспортом происходит вследствие работы двигателей (основных и вспомогательных), обеспечивающих эксплуатацию воздушных судов. В результате сжигания ископаемого топлива с целью получения энергии происходит выделение и выброс в атмосферу отработавших газов, которые через миграцию попадают в почву [1]. Обра-
зование и выделение загрязняющих веществ (ЗВ) в авиадвигателях всех типов, использующих углеводородное топливо, зависит от режима их работы. Выбросы С02 и 802 связаны с расходом углеводородного топлива двигателями на соответствующих режимах. Выбросы СО, СпНт, М0Х зависят от большого числа переменных, но общая зависимость определяется значением тяги.
Целесообразным представилось выполнение заборов проб снеговых отложений и почвенного покрова на территории аэродромного комплекса Ульяновск-Баратаевка (рисунок) и проведение качественного анализа почв и снегового покрова на основные загрязняющие вещества, выделяемые при горении авиационного топлива, а также качественного анализа на кислотность (рН) [2].
Места забора проб на ВПП аэродромного комплекса Ульяновск-Баратаевка
Для анализа кислотности почвы в почвенных пробах аэродрома и приаэродромного района, а также организации контроля почв аэродромного комплекса был использован рН-метр. Показания рН-метра выражаются величиной водородного показателя рН, который определяется как отрицательный логарифм активности ионов водорода. С помощью показателя рН можно определить кислотность почвы, воды, воздуха
и др. Значения показателя кислотности для различных видов почв показаны в таблице.
Анализ данных позволил сделать следующие выводы:
• Наибольшее количество загрязнений находится в нижней части снегового покрова, следовательно, количество загрязняющих веществ зависит от частоты полётов и обработки полосы противогололёдными средствами.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
• Наибольшее количество загрязнений находится на концах ВПП.
• Количество загрязняющих веществ зависит от частоты полетов и типа авиадвигателя ВС.
Показатели кислотности для различных видов почв
Почвы рн
Кислые: - сильнокислые 4 и менее
- среднекислые - слабокислые 4-5 5-6
Нейтральные: 6-7
Щелочные: - слабощелочные 7-8
- среднещелочные 8-8,5
- сильнощелочные 8,5 и более
По полученным данным зависимости кислотности почв от количества загрязняющих веществ можно вычислить экономические составляющие для устранения загрязнения, а также предложить рекомендации по приведению кислотности почв к приемлемому уровню [3].
Библиографические ссылки
1. Николайкина Н. Е., Николайкин Н. И., Матяги-на А. М. Промышленная экология: Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта : учеб. пособие. М. : Академкнига, 2006. 239 с.
2. Яманчев В. А. Исследование загрязненности почвы у аэропортов с применением метода экологического мониторинга рН-метрии // Гражданская авиация: XXI век : сб. материалов II Междунар. мо-лодеж. науч. конф. 12-13 апреля 2010 г. / под общ. ред. Н. У. Ушакова. Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2010. 245 с.
3. Яманчев В.А. Исследование загрязненности почвы у аэропортов с применением метода экологического мониторинга рН-метрии // Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа : сб. аннотаций проектов. Ульяновск : УлГТУ, 2010. 347 с.
© Яманчев В. А., Шапка Е. А., 2012