Научная статья на тему 'Экологический мониторинг почв аэродромных комплексов гражданской авиации'

Экологический мониторинг почв аэродромных комплексов гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
255
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Яманчев В.А., Шапка Е.А., Кемер О.В.

Представлены результаты анализа степени закисления (защелачивания) почв аэродромного комплекса Ульяновск-Баратаевка методами экологического мониторинга, экспресс-анализа и pH-метрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Яманчев В.А., Шапка Е.А., Кемер О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологический мониторинг почв аэродромных комплексов гражданской авиации»

Секция «Экологияпромышленности»

УДК 54.064

В. А. Яманчев, Е. А. Шапка Научный руководитель - О. В. Кемер Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Ульяновск

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ПОЧВ АЭРОДРОМНЫХ КОМПЛЕКСОВ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Представлены результаты анализа степени закисления (защелачивания) почв аэродромного комплекса Уль-яновск-Баратаевка методами экологического мониторинга, экспресс-анализа и рН-метрии.

На рубеже XX и XXI столетий человечество осознало, что природные ресурсы планеты ограничены и усиление загрязнения окружающей среды вредит здоровью нынешнего поколения. Проблемы защиты атмосферы и Мирового океана от загрязнения, сохранения растительности как основного источника кислорода, рационального использования земельных и водных ресурсов, без которых невозможно существование человека на Земле, сегодня являются глобальными.

Химическое загрязнение почв авиатранспортом происходит вследствие работы двигателей (основных и вспомогательных), обеспечивающих эксплуатацию воздушных судов. В результате сжигания ископаемого топлива с целью получения энергии происходит выделение и выброс в атмосферу отработавших газов, которые через миграцию попадают в почву [1]. Обра-

зование и выделение загрязняющих веществ (ЗВ) в авиадвигателях всех типов, использующих углеводородное топливо, зависит от режима их работы. Выбросы С02 и 802 связаны с расходом углеводородного топлива двигателями на соответствующих режимах. Выбросы СО, СпНт, М0Х зависят от большого числа переменных, но общая зависимость определяется значением тяги.

Целесообразным представилось выполнение заборов проб снеговых отложений и почвенного покрова на территории аэродромного комплекса Ульяновск-Баратаевка (рисунок) и проведение качественного анализа почв и снегового покрова на основные загрязняющие вещества, выделяемые при горении авиационного топлива, а также качественного анализа на кислотность (рН) [2].

Места забора проб на ВПП аэродромного комплекса Ульяновск-Баратаевка

Для анализа кислотности почвы в почвенных пробах аэродрома и приаэродромного района, а также организации контроля почв аэродромного комплекса был использован рН-метр. Показания рН-метра выражаются величиной водородного показателя рН, который определяется как отрицательный логарифм активности ионов водорода. С помощью показателя рН можно определить кислотность почвы, воды, воздуха

и др. Значения показателя кислотности для различных видов почв показаны в таблице.

Анализ данных позволил сделать следующие выводы:

• Наибольшее количество загрязнений находится в нижней части снегового покрова, следовательно, количество загрязняющих веществ зависит от частоты полётов и обработки полосы противогололёдными средствами.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

• Наибольшее количество загрязнений находится на концах ВПП.

• Количество загрязняющих веществ зависит от частоты полетов и типа авиадвигателя ВС.

Показатели кислотности для различных видов почв

Почвы рн

Кислые: - сильнокислые 4 и менее

- среднекислые - слабокислые 4-5 5-6

Нейтральные: 6-7

Щелочные: - слабощелочные 7-8

- среднещелочные 8-8,5

- сильнощелочные 8,5 и более

По полученным данным зависимости кислотности почв от количества загрязняющих веществ можно вычислить экономические составляющие для устранения загрязнения, а также предложить рекомендации по приведению кислотности почв к приемлемому уровню [3].

Библиографические ссылки

1. Николайкина Н. Е., Николайкин Н. И., Матяги-на А. М. Промышленная экология: Инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта : учеб. пособие. М. : Академкнига, 2006. 239 с.

2. Яманчев В. А. Исследование загрязненности почвы у аэропортов с применением метода экологического мониторинга рН-метрии // Гражданская авиация: XXI век : сб. материалов II Междунар. мо-лодеж. науч. конф. 12-13 апреля 2010 г. / под общ. ред. Н. У. Ушакова. Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2010. 245 с.

3. Яманчев В.А. Исследование загрязненности почвы у аэропортов с применением метода экологического мониторинга рН-метрии // Молодежный инновационный форум Приволжского федерального округа : сб. аннотаций проектов. Ульяновск : УлГТУ, 2010. 347 с.

© Яманчев В. А., Шапка Е. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.