УДК 657.631
DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-32-38 Д.А. Юнусова
Экологический аудит: проблемы и перспективы развития
Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Га-джиева, 43а; [email protected]
В условиях развития рыночных отношений в России все большую остроту приобретают проблемы, связанные с воздействием на окружающую среду. Вопросы оценки наносимого ей ущерба и оценки риска от этого ущерба встают как перед самими природопользователями, так и перед государственными институтами, проводящими контроль частными и общественными организациями. Приход в Россию нового экономического порядка характеризуется необходимостью внедрения новых для нее эколого-экономических понятий, таких, как экологический аудит, а также пересмотра роли и значения старых экономических инструментов в государственной политике. В то время как в странах Запада уже существует теоретический и практический опыт его применения Россия еще только начинает внедрять многие из них. В ходе этого процесса проявляются отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка методик и отсутствие практики, острый дефицит информации, литературы и исследований по этим вопросам. В сложившейся ситуации данная работа посвященая выявлению и решению проблем охраны окружающей среды в разрезе такого субъекта, как Дагестан. В Дагестане крайне остро стоит проблема экологии. Экологические проблемы Республики Дагестан весьма разнообразны. Необходим рациональный, научно обоснованный подход к решению данной проблемы. Чтобы усовершенствовать состояние окружающей среды, необходимо улучшить системы очищения, изменить правила пользования природными ресурсами и использовать экологически безопасные технологии.
Ключевые слова: экология, охрана окружающей среды, законодательная база, аудит, проблемы развития, правовая база, нарушения, ущерб.
Проблема совершенствования отношений по природопользованию обусловлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудшением природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты совокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, материалов, топлива, составляющих элементы природной среды; в-третьих, возникает необходимость выделения значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природную среду; в-четвертых, возрастает дефицит природных условий производства. Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.
В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различного уровня эффективность подобного механизма определяется его способностью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса - предприятия и региона. Каждое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внешней средой (государством, внутренним и внешним рынками).
Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и материальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач. Во-первых, нужно сформировать его структуру, т. е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления, во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, определяющих конкретное содержание такого механизма.
В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенденции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экосистем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-экономического развития регионов. Определяющим фактором в институциолизации такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложившихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его формирование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы устойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресурсов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расширение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных инструментов экономико-экологического контроля в процессе становления рыночной экономики должен стать экологический аудит.
Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных условиях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы "зеленый имидж" вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы "смотреть далеко вперед". Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевременная политика осуществления экологически обоснованного подхода к бизнесу является своего рода капиталовложением, ориентированным в том числе и на завоевание обширного рынка. Представители многих крупных фирм осознали, что обязаны работать с большей ответственностью по отношению к окружающей среде.
Концепция устойчивого развития в равновесии с окружающей средой была выдвинута в докладе ООН. Основная мысль концепции - общество за счет производства и иных сил оказывает сильное давление на экосферу Земли, ведущее к деградации и лишь переход к устойчивому развитию поможет избежать экологической катастрофы.
В Российской Федерации остро стоят проблемы охраны окружающей среды. Одним из механизмов решения этих проблем является экологический аудит. В ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено понятие экологического аудита. Согласно данному закону под экологическим аудитом понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Таким образом, к основным принципам экологического аудита можно отнести принципы независимости, комплексности, документированности. Также очень важны-
ми являются принципы ответственности и конфиденциальности, хотя они не оговариваются в данном законе.
В стандарте ГОСТ РИСО 9000 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» дается следующее определение: экологический аудит - это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
Основной целью экологического аудита является проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности в части воздействия на окружающую среду к заранее установленным требованиям.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать данные для выявления как прошлых, так и существующих проблем;
• проанализировать данные для определения загрязненных участков окружающей среды;
• проанализировать данные с целью выявления влияния окружающей среды на состояние здоровья населения;
• оценить оборудование и технологии, связанные с охраной окружающей среды;
• проверить финансовую отчетность в части отражения информации об экологической ответственности организации.
К объекту экологического аудита относится как документация в области охраны окружающей среды, так и фактическое воздействие физических и юридических лиц на окружающую среду. Можно выделить следующие объекты экологического аудита:
• выбросы в атмосферу,
• сточные воды,
• отходы,
• материалы и сырье,
• продукты питания,
• техника безопасности.
• средства коллективной и индивидуальной защиты,
• технологические процессы.
Заказчиками экологического аудита могут быть:
• государственные органы,
• страховые компании,
• банки и инвестиционные компании.
• хозяйствующие субъекты.
Экологический аудит позволяет:
• оптимально расходовать финансовые средства предприятия с учетом экологических факторов;
• минимизировать или исключать причинение ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;
• улучшить взаимоотношения с природоохранными структурами;
• получать финансовые льготы, субсидии из экологических фондов;
• улучшить имидж предприятия;
• перейти на стандарты ISO 14000.
Рассмотрим проблемы охраны окружающей среды в разрезе такого субъекта, как Дагестан. Экология данной республики в ближайшие десятилетия достигнет катастро-
фической точки: бесконтрольные выбросы отходов крупных заводов, несвоевременное опустошение мусорных баков, приводящее к их переполнению и антисанитарии, неправильная ее [мусора] утилизация, выхлопные газы крупных и старых автомобилей... Список можно продолжать бесконечно. Рассмотрим, к примеру, «водное обострение», вызвавшее большой шум как в пределах республики, так и на уровне федерации. Связано оно с массовым отравлением людей водой, причиной которого послужило попадание сточных вод и крысиного яда, которым были обсыпаны мусорные баки, в водопровод. По причине продолжительных ливней и за неимением ливневых стоков, вода попала в водоканал, обеспечивающий город водой. В связи с этим было проведено внеплановые проверки водохозяйственного комплекса. По итогам деятельности Министерства природных ресурсов и экологии РД за 2016 год, в рамках выполняемых контрольных мероприятий, были проведены плановых - 136, а внеплановых - 705 проверок, выявлено 878 нарушений, из них устранены 508. По итогам проверки было вынесено 708 постановлений о наложении штрафа на сумму 8205,0 тыс. руб., возбуждено 22 административных дела. Всего за отчетный период в рамках выполняемых контрольно-надзорных мероприятий выявлено 905 экологических нарушений, из которых устранено 389. При осуществлении рейдовых мероприятий по соблюдению требований законодательства об отходах за истекший период 016 года на территории Республики Дагестан было выявлено 297 несанкционированных мусорных свалок, из которых были ликвидированы 183. В связи с мусорным завалом города, который наблюдался длительное время и не полностью ликвидирован и поныне, принят закон от 17.11. 2015 № 7 «О внесении изменений в Закон РД от 04.12.2008 № 58 «Об отходах производства и потребления в РД». Согласно бюджетной росписи на подпрограмму «Комплексная система управления отходами и вторичными материальными ресурсами в РД» было выделено 17 млн руб. Что касается водных объектов, то в целях их охраны были проведены мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос (Ак-Гёль, Большое Турали, Малое Турали, Аджи, Чарах, Сараор, Ойсор и т. п.). На данные мероприятия было выделено около 12 млн. Они реализуются за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из ФБ.
В 2016 году были начаты работы по сохранению и восстановлению водного объекта Муравейник. В настоящее время строительство дамбы протяженностью 1 км завершено на 90 %, также завершается строительство гидротехнического сооружения, предусмотренного для сброса лишней воды в реку Сулак. Окончательное завершение данных мероприятий предусмотрено на конец текущего года. Данный проект позволит восстановить и сохранить естественное нерестилище водных биологических ресурсов и улучшить экологическое состояние данного региона.
На 2017 год Правительство РД планирует масштабную работу по оздоровлению экологии.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1082-р «О проведении в Республике Дагестан Года экологии» был принят план по проведению мероприятий, который включает 40 пунктов, основными из которых являются:
• строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочных комплексов;
• разработка и принятие схем развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения РД;
• экологическая реабилитация озер Грязевое, Аджи, Ак-Гёль;
• разработка и внедрение системы сбора ртутьсодержащих отходов, отработанных источников малого тока (батареек) у населения;
• строительство водоема-накопителя в с. Нижнее Казанище;
• проведение рекультивационных работ по восстановлению земель, нарушенных при осуществлении добычи полезных ископаемых;
• проведение различных мероприятий, тематических акций, викторин, конкурсов;
• проведение межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные экологические проблемы»;
• начало работ по восстановлению, экологической реабилитации экосистемы озера Южный Аграхан;
• ежемесячные выпуски передачи «Экологический вестник»;
• организация и проведение в вузах и школах республики единого экологического урока.
На осуществление этих и других мероприятий выделено из ФБ 765 283,7 тыс. руб. Большая часть расходов запланирована на развитие водохозяйственного комплекса.
Основной проблемой экологического аудита является отсутствие правовой базы. В ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дано только определение экоаудита, используются общие принципы аудита, нет каких-либо указаний к конкретным действиям. Необходимо законодательно закрепить процедуры проведения экоаудита, выработать единую методику его осуществления, которые гарантировали бы качество этой проверки. Хотя на протяжении нескольких лет в Государственной Думе разрабатывался проект Федерального закона «Об экологическом аудите», он так и не был принят поне ясной причине. На сегодняшний день законодательство в области экоаудита включает:
• Федеральный закон от 10.01.1002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в 1 статье дано только определение экологического аудита);
• Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 27 предусмотрено использование экоаудита по требованию государственных инспекторов);
• Указ Президента РФ № 511 от 15.03.2000 «О классификаторе правовых актов» (предусматривает экоаудит как вид деятельности);
• Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 № 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»;
• Стандарты серии ГОСТ Р ИСО 14000 по формированию системы экологического аудита, принятые Госстандарт России
Таким образом, мы все понимаем, какое значение имеет экология для дальнейшего процветания нашей планеты, и постоянно строящиеся заводы, предприятия так или иначе загрязняют окружающую среду, и бесконтрольные выбросы отравляющих веществ, загрязнение вод - все это в недалеком будущем приведет к экологической катастрофе. И чтобы не допустить этого, необходим экологический аудит. По сравнению с зарубежными странами у нас законодательная база очень слаба: нет отдельного закона и никакой конкретики, как именно, какими способами, как часто проводить проверки, какие меры наказания предусмотрены и т. д. Необходимо принять закон, в котором будет поэтапно и детально расписано, как именно осуществлять контроль в области экологии, какие способы, методы и применять меры наказания за нарушение законодательства. За 2016 год было проведено большое количество проверок водохозяйственного комплекса, касающихся массового отравления населения. Были найдены нарушения, вынесены постановления о наложении крупных штрафов... В общем, на этом вся рабо-
та и завершилась. Не было принято никаких конкретных действий по предупреждению проблем, хотя бы строительство ливневых стоков (несмотря на то, что потребность в них появилась очень давно). 2017 год объявлен Годом экологии, и Правительством РД утвержден план, который включает 40 пунктов. Работа предстоит колоссальная.
Литература
1. Aliev B.K., SuleymanovM.M., Sultanov G.S. Monitoring of consumer lending in the region // Life Science Journal. - 2014. - Т. 11, № 9. - С. 328-332.
2. Ахмедова Л.А., Булгарова А.А. Управление налоговыми рисками предприятия в современных экономических условиях // Сб. материалов Всерос. научно-практической конференции «Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов», г. Махачкала, 22 апреля 2016 г. - Махачкала, 2016.
3. Гаджиев Н.Г. Влияние договорных отношений на выполнение налоговых обязательств и обеспечение экономической безопасности современного бизнеса // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2015. - Т. 30, вып. 5. - С. 7-15.
4. Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
5. Колесников С.И. Экологические основы природопользования: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 304 с.
6. Серов Г.П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы. - М.: Экзамен, 2008. - 448 с.
7. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Контроллинг качества аудита в современных условиях // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. - 2015. - № 3. - С. 207-210.
8. Толчинская М.Н., Гаврилова Э.Н. Финансовый аудит как система контроля качества всего процесса управления организацией // Финансы и кредит. - 2015. - № 37.
- С. 31-45.
9. Юнусова Д.А. Роль аудита в антикризисном управлении предприятием // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 4-2 (45-2). - С. 597-600.
10. Юнусова Д.А. Налоговый аудит как средство снижения налоговых рисков: проблемы и перспективы // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2 (56-2).
- С. 564-567.
Поступила в редакцию 31 июля 2017 г.
UDC 657.631
DOI: 10.21779/2500-1930-2017-32-4-32-38
Environmental audit: problems and development prospects
D.A. Yunusova
Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
In the conditions of development of market relations in Russia the problems connected with the influence on the environment become more acute. In particular, the issues of assessing damage to it and assessing the risk from this damage arise both for the users of natural resources and for public in-
stitutions that control private and public organizations. The new economic order in Russia is characterized by the need to introduce new ecological and economic concepts for it, such as environmental auditing, as well as a review of the role and significance of old economic instruments in public policy. While Western countries already have a theoretical and practical experience of its application, Russia is just beginning to introduce many of them. In the course of this process, the absence of a regulatory and legal basis is manifested in the lack of methods and the lack of practice of an acute shortage of information on literature and research on these issues. In the current situation, this work is devoted to identifying and solving environmental problems in the context of a subject such as Dagestan. The problem of ecology is extremely acute in Dagestan and ecological problems of the Republic of Dagestan are very diverse. A rational, scientifically sound approach is necessary to solve this problem. To improve the environment, it is necessary to improve the purification systems, change the rules for the use of natural resources and use environmentally friendly technologies.
Keywords: ecology, environmental protection, legislative framework, audit, development problems, legal framework, violations, damage.
Received 31 Jule, 2017