Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2017. Т. 3 (69). № 4. С. 3-11.
УДК 332.14
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСНОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Антонова А. А.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: antonova.alena0909@yandex.ru
Статья посвящена рассмотрению экологического аспекта в контексте обеспечения основ устойчивого развития Республики Крым. Определены характерные особенности современной экологической ситуации на территории Республики Крым, а также сформулированы стратегические направления в сфере экологического регулирования, а именно: государственная поддержка экологически ориентированного бизнеса; решение проблемы водного дефицита; обновление производственного оборудования и модернизация очистных сооружений; сокращение объемов образования и переработки отходов производства и потребления; расширение и стимулирование исследований в сфере экологии и рационального природопользования.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, экономика, рациональное природопользование.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобализации мировых социально-экономических процессов, а также объективно обусловленной необходимости перехода от индустриального к постиндустриальному обществу особую актуальность приобретают новые концепции развития экономики. В частности, как свидетельствуют мировой опыт и практика хозяйствования, теория, базирующаяся на рассмотрении природы как «рога изобилия», обеспечивающего неограниченный экономический рост за счёт использования средств научно-технического прогресса, не соответствует реалиям современного мира. Так, несмотря на разнообразие различных классификаций глобальных проблем общественного развития, их неизменным структурным элементом выступает экологический блок, рассматриваемый в единстве и взаимосвязи с проблемами дефицитности ресурсов и экологической безопасности. Таким образом, под влиянием экологических ограничений экономического роста идеология регулирования мировой экономики переходит на принципы «предельного и нулевого роста», а также «устойчивого развития». С учётом необходимости комплексного решения имеющихся глобальных проблем в системе «общество — природная среда — экономика» концептуальные положения теории устойчивого развития приобретают статус наиболее распространённой и поддерживаемой концепции как в масштабах мирового сообщества, так и на уровне отдельных государств, в частности. Не является исключением и Российская Федерация, занимающая почётное место среди стран, избравших устойчивое развитие в качестве ориентира национальной социально-экономической стратегии развития. В существующих научных трудах отечественных учёных-экономистов в сфере устойчивого регионального азвития (О. В. Буреш, И. А. Масюто [5], Х. М. Джантаев [6], Г. А. Угольницкий [11], Ю. Н. Шедько [12] и др.) раскрываются общие теоретические положения концепции, при этом акцентируется внимание на
рассмотрении социально-экономической составляющей. В свою очередь, не находят должного отображения экологический аспект проблемы обеспечения устойчивого развития, анализ взаимосвязи и взаимообусловленности природных факторов и социально-экономического положения регионов.
Целью статьи является рассмотрение экологического аспекта в контексте обеспечения основ устойчивого развития, анализ тенденций изменения в динамике соответствующих экономико-экологических показателей по Республике Крым, а также формулировка предложений в контексте перспективных направлений рационального природопользования.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Понятие «устойчивое развитие» широко используется в научной и публицистической литературе, однако среди учёных-экономистов нет единства в трактовке данного термина. Наиболее обобщённое, абстрактное и в то же время распространённое определение содержится в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», где устойчивое развитие характеризуется как процесс, «обеспечивающий нужды современного поколения и не подрывающий возможностей для будущих поколений удовлетворять их потребности» [11, с. 145]. В литературе также распространено и более конкретизированное определение сущности устойчивого развития в качестве некоего интегрального показателя, символизирующего комплекс проблем мирового сообщества. На наш взгляд, наиболее полно содержание концепции устойчивого развития характеризует ряд основополагающих принципов, соблюдение которых является залогом достижения баланса потенциальных социально-экономических возможностей развития и экологических ограничений (рис. 1).
Рис. 1. Формирование модели устойчивого развития экономики при соблюдении основополагающих принципов
Источник: составлено автором на основе [8; 11].
Как следствие, многие авторы в качестве синонима рассматриваемого понятия используют определение «сбалансированное (гармоничное) развитие». При этом в процессе перехода от «антиэкологичной» модели экономики к новой парадигме развития отдельных государств имеются специфические особенности, определяемые природными, ресурсными, культурными факторами, а также соответствующими национальными стратегиями и программами развития. Сложность внедрения основных положений концепции сбалансированного развития заключается в необходимости кардинальной структурной перестройки экономики в соответствии с объективно обусловленными требованиями рационального природопользования. Исторически к данному выводу мировое сообщество пришло постепенно, в процессе формирования основ природоохранной деятельности. В целом процесс развития концепции устойчивого развития характеризуется несколькими этапами, имеющими специфические особенности (табл. 1).
Таблица 1
Основные этапы формирования концепции устойчивого развития
Временные рамки этапа Ключевые события Общая характеристика этапа
1913-1947 гг. - проведена первая международная конференция по вопросам охраны окружающей среды, наметившая общие направления развития природоохранных идей (1913 г.); - создано Международное бюро защиты окружающей среды (1928 г.) Привлечение общественного внимания к существующей проблеме сбалансирования целей экономического развития и требований рационального природопользования, информационно-аналитический характер проводимых мероприятий.
1948-1991 гг. - создание первой международной организации природоохранного регулирования (1948 г.); - введение в научный оборот понятия «устойчивое развитие» (1980 г.) Признание глобального характера существующих экологических проблем. На смену концепции защиты отдельных природных объектов приходит комплексный подход к решению экологических проблем.
С 1992 г. по настоящее время - создание комиссии ООН по устойчивому развитию (1992 г.); - принятие ряда программных документов, формирующих основу международного сотрудничества в контексте обеспечения устойчивого развития (с 1992 г.) Детальная разработка и популяризация принципов концепции устойчивого развития, парламентское сотрудничество и международная координация в сфере природоохранной деятельности.
Источник: составлено автором на основе [5; 6; 12].
Таким образом, современная концепция устойчивого развития продолжает детализироваться и приобретать формализованные рамки в контексте международного сотрудничества. На смену этапам зарождения идей рационального природопользования, а также формирования комплексного подхода в решении глобальных экологических проблем приходит современный этап, заключающийся в
обеспечении сбалансированности и системного единства экономических, социальных и экологических ориентиров развития общества.
Несмотря на то что главенствующая роль в инициировании и организации данных преобразований отводится западным странам, следует отметить вклад в разработку концепции устойчивого развития также и отечественных учёных-экономистов. Так, исходя из основных положений учения о ноосфере В. И. Вернадского, следует исключительная роль охраны окружающей природной среды в цивилизационном развитии общества. В свою очередь, А. Д. Урсул отмечает: «...переход на путь устойчивого развития выступает начальным этапом трансформаций, направленных на становление ноосферы» [11, с. 147].
Согласно утверждённой Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [4], стабилизация экологической ситуации при выходе из экономического кризиса выступает первоочередной задачей общегосударственного значения. Необходимость радикальных изменений в существующей экспортно-сырьевой модели отечественной экономики подчёркивается и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г.» [3], а также «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» [1].
Следует отметить, что реализация общенациональных ориентиров развития может быть обеспечена лишь при условии эффективного внедрения принципов устойчивого развития на региональном уровне. В данном случае Республика Крым как субъект Российской Федерации, согласно территориальному делению входящая в состав Северо-Кавказского экономического района, также не является исключением. В течение периода с момента присоединения республики к РФ (за 2014-2016 гг.) проведены существенные реформы системы регулирования в сфере экологии и рационального природопользования, направленные на полноправное вхождение региона в общегосударственное правовое поле. В целях совершенствования законодательной базы в области экологии и природопользования разработан и утвержден ряд актов нормативно-правового регулирования, соответствующих требованиям устойчивого развития региона.
При этом, согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым за 2014-2016 гг. [7], экологическое состояние её территории в разрезе принятой градации оценки можно классифицировать как нормальное. Однако при более детальном рассмотрении в разрезе муниципальных образований наблюдаются значительные территориальные диспропорции в уровне экологической оценки. Ареалы опасных и напряжённых экологических ситуаций, обусловленные активным хозяйственным освоением территорий без учёта требований устойчивого развития, свойственны как для отдельных районов (Симферопольский и Красноперекопский), так и для городских округов (Армянский, Керченский, Феодосийский и Ялтинский).
Экологический рейтинг субъектов РФ, составленный Общероссийской общественной организацией «Зелёный патруль» [13], свидетельствует об относительной стабильности в динамике индикаторов устойчивого развития, учитываемых при расчёте итогового показателя. Так, за 2014-2017 гг. наряду с
фактическим незначительным увеличением сводного индекса (рис. 2) происходит ежегодное укрепление позиций Республики Крым в общенациональном рейтинге. Если по итогам оценивания в 2014 г. республике было присуждено 68-е место среди 85 субъектов РФ, то в 2016 г. о наличии благоприятных изменений свидетельствует повышение рейтинга на 8 пунктов соответственно.
и 1)
50
40
а 30
I20
10
0
41
42
43
-46-
2014
2015
2016
2017
годы
Рис. 2. Динамика сводного экологического индекса Республики Крым за 2014-2017 гг.
Источник: составлено автором на основе [13].
Необходимо учесть, что расчёт сводного экологического индекса, а также составление рейтинга субъектов РФ проводились на основе метода экспертных оценок. С учётом возможного негативного влияния субъективного фактора, искажающего достоверность результатов оценки интегрального показателя, рациональным является анализ аналитических эколого-экономических показателей в динамике, рассчитанных с использованием официальных статистических данных.
В частности, по мнению экспертов, среди наиболее значимых современных экологических проблем устойчивого развития Республики Крым можно выделить три основные группы: загрязнение атмосферного воздуха, нерациональное использование водных ресурсов, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Так, за рассматриваемый период преобладающее негативное воздействие на качество атмосферного воздуха в общей структуре выбросов оказывали передвижные источники (транспорт). Среди стационарных источников в данном аспекте наиболее весомо влияние предприятий химического производства Перекопского промышленного узла (доля выбросов загрязняющих веществ составляют около 50 % в структуре стационарных источников республики). Однако при сопоставлении со средними по стране статистическими показателями Республика Крым значительно уступает по объёму выбросов в расчёте на одного человека (80-е место в общем рейтинге регионов).
Ситуация с обеспечением и использованием водных ресурсов обстоит несколько сложнее: с одной стороны, Республика Крым среди прочих регионов РФ имеет наиболее низкий уровень обеспеченности населения ресурсами речного стока, с другой — занимает лидирующие позиции по уровню загрязнения сточных вод. При
этом основным источником, оказывающим неблагоприятное влияние на состояние водных ресурсов полуострова, является жилищно-коммунальный комплекс, на долю которого приходится более 90 % загрязнённых стоков.
По данным Министерства экологии и природных ресурсов за 2016 г. [7], на территории Республики Крым расположено 28 объектов размещения твёрдых бытовых отходов, при этом состояние 26 из них не соответствуют установленным эколого-экономическим требованиям. Усугубляет сложившуюся ситуацию и тот факт, что в разрезе субъектов Российской Федерации Республика Крым занимает третье место по показателю интенсивности образования отходов потребления. Главным источником образования отходов производства выступают предприятия обрабатывающей, а также строительной отрасли (58,4 % и 15,8 % в общей структуре соответственно). Расчётные значения величин, характеризующих в динамике вышеперечисленные аспекты природопользования, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Эколого-экономические показатели природопользования по Республике Крым
в качестве субъекта в составе Российской Федерации
Наименование показателя Годы Темп роста
2014 2015 2016 (снижения),
%
1. Показатели загрязнения атмосферного воздуха
- интенсивность выбросов в расчёте на 1 человека, кг; 10,4 11,6 16,4 57,7
- интенсивность выбросов в расчёте на единицу 108,5 91,1 99,3 -8,5
валового регионального продукта (ВРП), кг/млн. руб.;
- доля уловленных и обезвреженных загрязняющих 87,8 69,8 64,0 -27,1
атмосферу веществ, %
2. Показатели водопользования
- объём сброса загрязнённых сточных вод в расчёте 27,4 3,7 3,7 -86,5
на 1 чел., м3;
- удельный расход воды на единицу ВРП 1,4 1,4 1,4 -
(водоёмкость), тыс. м3/млн. руб.;
- доля оборотной и последовательно используемой 78,1 67,4 69,8 -10,6
воды, %
3. Показатели обращения с отходами производства и потребления
- интенсивность образования отходов, м3/чел.; 2,8 3,3 3,8 35,7
- масса отходов в расчёте на единицу ВРП 6,8 8,4 10,1 48,5
(отходоёмкость), т/млн. руб.;
- доля использованных и обезвреженных отходов, % 3,9 0,9 9,4 141,0
Источник: рассчитано автором на основе [7; 9; 10].
Поскольку период 2014-2016 гг. характеризовался наращиванием темпов экономического развития региона, а соответственно и интенсификацией использования природных ресурсов, данные изменения пагубно отразились на интенсивности выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также масштабах образования отходов производства и потребления. О низкой эффективности регионального управления устойчивым развитием свидетельствует тенденция
снижения доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ (на 27,1 % за рассматриваемый период). Следует также отметить, что при среднероссийском уровне 75 % по Республике Крым аналогичный показатель составляет значительно меньшую величину — 64 %.
Сокращение сброса загрязнённых сточных вод (на 86,5 %) за 2014-2016 гг. преимущественно обусловлено резким сокращением водозабора. В свою очередь, уменьшение доли оборотной и последовательно используемой воды на 10,6 % характеризует снижение эффективности водопользования за данный период. Помимо прочего на территории Республики Крым остро стоит вопрос модернизации существующих канализационных очистных сооружений и сетей, не обеспечивающих должной очистки стоков и пагубно влияющих на состояние окружающей природной среды. Также, по оценкам экспертов, 58 % от общей протяжённости водопроводных сетей полуострова нуждаются в замене.
Несмотря на существенное увеличение доли использованных и обезвреженных отходов по Республике Крым (в 1,4 раза по сравнению с уровнем 2014 г.), значение данного показателя существенно уступает среднему по РФ уровню (54,2 %). Как следствие, дальнейшее накопление отходов производства и потребления без модернизации производств и внедрения новых технологий повлечёт усиление техногенной нагрузки на окружающую среду и снижение эффективности использования природно-ресурсного потенциала.
Таким образом, с учётом масштабности имеющихся экологических проблем, важным условием для обеспечения устойчивого развития Республики Крым выступает государственное регулирование, основанное на методах прогнозирования и планирования процесса сбалансированного развития экономики. В частности, примером подобного рода воздействий может служить успешно реализованная Государственная программа «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым на 2015-2017 годы» [2]. Так, согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, эффективность реализации мероприятий данной программы за указанный период оценивается экспертами на высоком уровне. Однако, если мероприятия, финансируемые за счёт средств федерального и республиканского бюджета, были выполнены в полном объёме согласно запланированному значению, то наиболее нереализованными остались мероприятия, финансируемые, согласно плану, за счёт средств предприятий-загрязнителей (ПАО «Крымский содовый завод», ПАО «Бром» и др.). О несоблюдении требований рационального природопользования на уровне отдельных предприятий свидетельствует и ежегодное увеличение числа выявленных госинспекторами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым нарушений природоохранного законодательства.
Как следствие, стратегически важным аспектом реализации основ устойчивого развития республики выступает не только баланс социально-экономических и экологических ориентиров национального развития, но и согласование мероприятий государственного регулирования с качественными преобразованиями на уровне отдельных субъектов хозяйствования, формирование активной природоохранной позиции населения.
ВЫВОДЫ
Как свидетельствует проведенный анализ, за время с момента присоединения к Российской Федерации на территории Республики Крым проведены существенные социально-экономические преобразования, положительно сказавшиеся на экологической составляющей устойчивого развития. В частности, сформирована соответствующая концепция, реализуются основные направления государственной политики в области экологического развития, увеличено государственное финансирование природоохранных мероприятий, а также ужесточён контроль выполнения требований природоохранного законодательства. Однако реализованный комплекс мер (с учётом их кратковременного характера) не способен нивелировать последствия влияния на природную среду многолетней техногенной нагрузки. Данный факт отражается в более низком уровне эколого-экономических показателей по Республике Крым в сопоставлении с аналогичными усреднёнными показателями по РФ, а также обусловлен отсутствием устойчивой тенденции к повышению в динамике показателей эффективности природопользования.
Таким образом, среди основных стратегических ориентиров в сфере экологического регулирования, требующих особого контроля и поддержки со стороны органов государственной власти, необходимо выделить следующие:
- обеспечение развития экологически ориентированного бизнеса, внедрения в практику хозяйствования экологических инноваций;
- замена изношенных коммунальных сетей, решение вопроса водного дефицита;
- содействие в реализации процессов обновления производственного оборудования и модернизации очистных сооружений;
- стимулирования процессов разработки и внедрения технологий по сокращению объемов образования и переработке отходов производства и потребления;
- активизация научной и общественной работы в сфере экологии и рационального природопользования.
Последовательная реализация данных мероприятий позволит не только повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала территории Республики Крым, но и обеспечит переход на новую устойчивую модель развития экономики в целом.
Список литературы
1. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30.04.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения: 05.10.2017).
2. Государственная программа «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым на 2015-2017 годы» от 03.10.2014. URL: https://meco.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_249667.pdf (дата обращения: 10.10.2017).
3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» от 17.11.2008. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ 28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 05.10.2017).
4. Указ Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 05.10.2017).
5. Буреш О. В., Масюто И. А. Управление устойчивым развитием экономики: зарубежный опыт и российская практика // Вестник ОГУ. 2014. № 4. С. 53-59.
6. Джантаев Х. М. Вклад отечественных ученых в концепцию устойчивого развития // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 1. С. 42-46.
7. Доклад «О состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2016 г.». Ижевск: ООО «Принт-2», 2017. 300 с.
8. Кузнецова Ю. А. Этапы формирования и развития концепции устойчивого развития // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 337-339.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.: Росстат, 2017. 1432 с.
10. Республика Крым в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. С.: Крымстат, 2017. 143 с.
11. Угольницкий Г. А. Управление устойчивым развитием активных систем: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 940 с.
12. Шедько Ю. Н. Система индикаторов и мониторинг устойчивого развития региона // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. 2016. № 3 (18). С. 20-26.
13. Экологический рейтинг субъектов РФ. URL: http://greenpatrol.ru/ru/stramca-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=338 (дата обращения: 07.10.2017).
Статья поступила в редакцию 11.10.2017