Научная статья на тему 'Экологический аспект обеспечения основ устойчивого развития Республики Крым'

Экологический аспект обеспечения основ устойчивого развития Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / STEADY DEVELOPMENT / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RATIONAL NATURE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова А.А.

Статья посвящена рассмотрению экологического аспекта в контексте обеспечения основ устойчивого развития Республики Крым. Определены характерные особенности современной экологической ситуации на территории Республики Крым, а также сформулированы стратегические направления в сфере экологического регулирования, а именно: государственная поддержка экологически ориентированного бизнеса; решение проблемы водного дефицита; обновление производственного оборудования и модернизация очистных сооружений; сокращение объемов образования и переработки отходов производства и потребления; расширение и стимулирование исследований в сфере экологии и рационального природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL ASPECT OF PROVIDING BASES THE STEADY DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article is sanctified to consideration of problem of providing of steady development as most widespread and supported conception in the scales of world community, and also at the level of the separate states and regions, in particular. The conducted analysis of literary sources showed that at consideration of problem aspects the ecological aspect of providing of steady development, analysis of intercommunication and interconditionality of natural factors and socio-economic position of regions, does not find a due reflection in the context of this conception. The author presents general description of conception of steady development as totality of fundamental principles an observance of that is the mortgage of achievement of balance of potential socio-economic possibilities of development and ecological limitations. In the article classification of the basic stages of forming of conception of steady development is conducted taking into account temporal scopes and short description of each of them. It is certain that modern conception of steady development continues to go into detail and acquire formalized scopes in the context of international cooperation. On changing to the stages of origin of ideas of rational nature use, and also forming of complex approach the modern stage consisting in providing of balanced and system unity of economic, social and ecological reference-points of development of society comes in the decision of global ecological problems. The modern stage of development of conception of the balanced economy of Russian Federation is described, and also the detailed analysis of ecological aspect of providing the steady development of Republic of Crimea is conducted. Considerable territorial disproportions are certain in the level of ecological assessment of separate districts and municipal districts of republic. Data of the ecological rating of subjects of Russian Federation are considered, the analysis of tendencies of change is conducted in the assessment of ecological development of territory of Republic of Crimea in a dynamics. The most meaningful modern ecological problems of steady development of Republic of Crimea are certain: contamination of atmospheric air, inefficient use of water resources, and also problem of handling wastes of production and consumption. The calculations of ecological-economical indexes of rational nature management are conducted on Republic of Crimea for 2014-2016. As a result of the conducted analysis the conclusion about substantial positive influence of the socio-economic transformations conducted on territory of Republic of Crimea for time from the moment of tacking to Russian Federation is made. In this aspect as the most meaningful events, the following is distinguished: development of corresponding conception and normatively-legal providing, increase of the state financing of nature protection events, and also toughening of control of implementation of requirements of nature protection legislation. Thus, it is certain that the realized complex of measures (taking into account their brief character) is not able to level the consequences of influence on the natural environment of the long-term technogenic loading. This fact is reflected in lower level of ecologicaleconomical indexes on Republic of Crimea in comparison with analogical middle indexes on Russian Federation, and also conditioned by absence of steady tendency to the increase in the dynamics of indexes of efficiency of rational nature management. As a result of generalization of data of the conducted analysis the conclusion, that strategically not only balance of socio-economic and ecological reference-points of national development but also concordance of events of government control comes forward the important aspect of realization of bases of steady development of republic with quality transformations at the level of separate subjects of management, forming by active nature protection position of population is made.

Текст научной работы на тему «Экологический аспект обеспечения основ устойчивого развития Республики Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2017. Т. 3 (69). № 4. С. 3-11.

УДК 332.14

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСНОВ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Антонова А. А.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: antonova.alena0909@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению экологического аспекта в контексте обеспечения основ устойчивого развития Республики Крым. Определены характерные особенности современной экологической ситуации на территории Республики Крым, а также сформулированы стратегические направления в сфере экологического регулирования, а именно: государственная поддержка экологически ориентированного бизнеса; решение проблемы водного дефицита; обновление производственного оборудования и модернизация очистных сооружений; сокращение объемов образования и переработки отходов производства и потребления; расширение и стимулирование исследований в сфере экологии и рационального природопользования.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экология, экономика, рациональное природопользование.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации мировых социально-экономических процессов, а также объективно обусловленной необходимости перехода от индустриального к постиндустриальному обществу особую актуальность приобретают новые концепции развития экономики. В частности, как свидетельствуют мировой опыт и практика хозяйствования, теория, базирующаяся на рассмотрении природы как «рога изобилия», обеспечивающего неограниченный экономический рост за счёт использования средств научно-технического прогресса, не соответствует реалиям современного мира. Так, несмотря на разнообразие различных классификаций глобальных проблем общественного развития, их неизменным структурным элементом выступает экологический блок, рассматриваемый в единстве и взаимосвязи с проблемами дефицитности ресурсов и экологической безопасности. Таким образом, под влиянием экологических ограничений экономического роста идеология регулирования мировой экономики переходит на принципы «предельного и нулевого роста», а также «устойчивого развития». С учётом необходимости комплексного решения имеющихся глобальных проблем в системе «общество — природная среда — экономика» концептуальные положения теории устойчивого развития приобретают статус наиболее распространённой и поддерживаемой концепции как в масштабах мирового сообщества, так и на уровне отдельных государств, в частности. Не является исключением и Российская Федерация, занимающая почётное место среди стран, избравших устойчивое развитие в качестве ориентира национальной социально-экономической стратегии развития. В существующих научных трудах отечественных учёных-экономистов в сфере устойчивого регионального азвития (О. В. Буреш, И. А. Масюто [5], Х. М. Джантаев [6], Г. А. Угольницкий [11], Ю. Н. Шедько [12] и др.) раскрываются общие теоретические положения концепции, при этом акцентируется внимание на

рассмотрении социально-экономической составляющей. В свою очередь, не находят должного отображения экологический аспект проблемы обеспечения устойчивого развития, анализ взаимосвязи и взаимообусловленности природных факторов и социально-экономического положения регионов.

Целью статьи является рассмотрение экологического аспекта в контексте обеспечения основ устойчивого развития, анализ тенденций изменения в динамике соответствующих экономико-экологических показателей по Республике Крым, а также формулировка предложений в контексте перспективных направлений рационального природопользования.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Понятие «устойчивое развитие» широко используется в научной и публицистической литературе, однако среди учёных-экономистов нет единства в трактовке данного термина. Наиболее обобщённое, абстрактное и в то же время распространённое определение содержится в докладе Комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», где устойчивое развитие характеризуется как процесс, «обеспечивающий нужды современного поколения и не подрывающий возможностей для будущих поколений удовлетворять их потребности» [11, с. 145]. В литературе также распространено и более конкретизированное определение сущности устойчивого развития в качестве некоего интегрального показателя, символизирующего комплекс проблем мирового сообщества. На наш взгляд, наиболее полно содержание концепции устойчивого развития характеризует ряд основополагающих принципов, соблюдение которых является залогом достижения баланса потенциальных социально-экономических возможностей развития и экологических ограничений (рис. 1).

Рис. 1. Формирование модели устойчивого развития экономики при соблюдении основополагающих принципов

Источник: составлено автором на основе [8; 11].

Как следствие, многие авторы в качестве синонима рассматриваемого понятия используют определение «сбалансированное (гармоничное) развитие». При этом в процессе перехода от «антиэкологичной» модели экономики к новой парадигме развития отдельных государств имеются специфические особенности, определяемые природными, ресурсными, культурными факторами, а также соответствующими национальными стратегиями и программами развития. Сложность внедрения основных положений концепции сбалансированного развития заключается в необходимости кардинальной структурной перестройки экономики в соответствии с объективно обусловленными требованиями рационального природопользования. Исторически к данному выводу мировое сообщество пришло постепенно, в процессе формирования основ природоохранной деятельности. В целом процесс развития концепции устойчивого развития характеризуется несколькими этапами, имеющими специфические особенности (табл. 1).

Таблица 1

Основные этапы формирования концепции устойчивого развития

Временные рамки этапа Ключевые события Общая характеристика этапа

1913-1947 гг. - проведена первая международная конференция по вопросам охраны окружающей среды, наметившая общие направления развития природоохранных идей (1913 г.); - создано Международное бюро защиты окружающей среды (1928 г.) Привлечение общественного внимания к существующей проблеме сбалансирования целей экономического развития и требований рационального природопользования, информационно-аналитический характер проводимых мероприятий.

1948-1991 гг. - создание первой международной организации природоохранного регулирования (1948 г.); - введение в научный оборот понятия «устойчивое развитие» (1980 г.) Признание глобального характера существующих экологических проблем. На смену концепции защиты отдельных природных объектов приходит комплексный подход к решению экологических проблем.

С 1992 г. по настоящее время - создание комиссии ООН по устойчивому развитию (1992 г.); - принятие ряда программных документов, формирующих основу международного сотрудничества в контексте обеспечения устойчивого развития (с 1992 г.) Детальная разработка и популяризация принципов концепции устойчивого развития, парламентское сотрудничество и международная координация в сфере природоохранной деятельности.

Источник: составлено автором на основе [5; 6; 12].

Таким образом, современная концепция устойчивого развития продолжает детализироваться и приобретать формализованные рамки в контексте международного сотрудничества. На смену этапам зарождения идей рационального природопользования, а также формирования комплексного подхода в решении глобальных экологических проблем приходит современный этап, заключающийся в

обеспечении сбалансированности и системного единства экономических, социальных и экологических ориентиров развития общества.

Несмотря на то что главенствующая роль в инициировании и организации данных преобразований отводится западным странам, следует отметить вклад в разработку концепции устойчивого развития также и отечественных учёных-экономистов. Так, исходя из основных положений учения о ноосфере В. И. Вернадского, следует исключительная роль охраны окружающей природной среды в цивилизационном развитии общества. В свою очередь, А. Д. Урсул отмечает: «...переход на путь устойчивого развития выступает начальным этапом трансформаций, направленных на становление ноосферы» [11, с. 147].

Согласно утверждённой Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [4], стабилизация экологической ситуации при выходе из экономического кризиса выступает первоочередной задачей общегосударственного значения. Необходимость радикальных изменений в существующей экспортно-сырьевой модели отечественной экономики подчёркивается и в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г.» [3], а также «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года» [1].

Следует отметить, что реализация общенациональных ориентиров развития может быть обеспечена лишь при условии эффективного внедрения принципов устойчивого развития на региональном уровне. В данном случае Республика Крым как субъект Российской Федерации, согласно территориальному делению входящая в состав Северо-Кавказского экономического района, также не является исключением. В течение периода с момента присоединения республики к РФ (за 2014-2016 гг.) проведены существенные реформы системы регулирования в сфере экологии и рационального природопользования, направленные на полноправное вхождение региона в общегосударственное правовое поле. В целях совершенствования законодательной базы в области экологии и природопользования разработан и утвержден ряд актов нормативно-правового регулирования, соответствующих требованиям устойчивого развития региона.

При этом, согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым за 2014-2016 гг. [7], экологическое состояние её территории в разрезе принятой градации оценки можно классифицировать как нормальное. Однако при более детальном рассмотрении в разрезе муниципальных образований наблюдаются значительные территориальные диспропорции в уровне экологической оценки. Ареалы опасных и напряжённых экологических ситуаций, обусловленные активным хозяйственным освоением территорий без учёта требований устойчивого развития, свойственны как для отдельных районов (Симферопольский и Красноперекопский), так и для городских округов (Армянский, Керченский, Феодосийский и Ялтинский).

Экологический рейтинг субъектов РФ, составленный Общероссийской общественной организацией «Зелёный патруль» [13], свидетельствует об относительной стабильности в динамике индикаторов устойчивого развития, учитываемых при расчёте итогового показателя. Так, за 2014-2017 гг. наряду с

фактическим незначительным увеличением сводного индекса (рис. 2) происходит ежегодное укрепление позиций Республики Крым в общенациональном рейтинге. Если по итогам оценивания в 2014 г. республике было присуждено 68-е место среди 85 субъектов РФ, то в 2016 г. о наличии благоприятных изменений свидетельствует повышение рейтинга на 8 пунктов соответственно.

и 1)

50

40

а 30

I20

10

0

41

42

43

-46-

2014

2015

2016

2017

годы

Рис. 2. Динамика сводного экологического индекса Республики Крым за 2014-2017 гг.

Источник: составлено автором на основе [13].

Необходимо учесть, что расчёт сводного экологического индекса, а также составление рейтинга субъектов РФ проводились на основе метода экспертных оценок. С учётом возможного негативного влияния субъективного фактора, искажающего достоверность результатов оценки интегрального показателя, рациональным является анализ аналитических эколого-экономических показателей в динамике, рассчитанных с использованием официальных статистических данных.

В частности, по мнению экспертов, среди наиболее значимых современных экологических проблем устойчивого развития Республики Крым можно выделить три основные группы: загрязнение атмосферного воздуха, нерациональное использование водных ресурсов, а также проблема обращения с отходами производства и потребления. Так, за рассматриваемый период преобладающее негативное воздействие на качество атмосферного воздуха в общей структуре выбросов оказывали передвижные источники (транспорт). Среди стационарных источников в данном аспекте наиболее весомо влияние предприятий химического производства Перекопского промышленного узла (доля выбросов загрязняющих веществ составляют около 50 % в структуре стационарных источников республики). Однако при сопоставлении со средними по стране статистическими показателями Республика Крым значительно уступает по объёму выбросов в расчёте на одного человека (80-е место в общем рейтинге регионов).

Ситуация с обеспечением и использованием водных ресурсов обстоит несколько сложнее: с одной стороны, Республика Крым среди прочих регионов РФ имеет наиболее низкий уровень обеспеченности населения ресурсами речного стока, с другой — занимает лидирующие позиции по уровню загрязнения сточных вод. При

этом основным источником, оказывающим неблагоприятное влияние на состояние водных ресурсов полуострова, является жилищно-коммунальный комплекс, на долю которого приходится более 90 % загрязнённых стоков.

По данным Министерства экологии и природных ресурсов за 2016 г. [7], на территории Республики Крым расположено 28 объектов размещения твёрдых бытовых отходов, при этом состояние 26 из них не соответствуют установленным эколого-экономическим требованиям. Усугубляет сложившуюся ситуацию и тот факт, что в разрезе субъектов Российской Федерации Республика Крым занимает третье место по показателю интенсивности образования отходов потребления. Главным источником образования отходов производства выступают предприятия обрабатывающей, а также строительной отрасли (58,4 % и 15,8 % в общей структуре соответственно). Расчётные значения величин, характеризующих в динамике вышеперечисленные аспекты природопользования, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Эколого-экономические показатели природопользования по Республике Крым

в качестве субъекта в составе Российской Федерации

Наименование показателя Годы Темп роста

2014 2015 2016 (снижения),

%

1. Показатели загрязнения атмосферного воздуха

- интенсивность выбросов в расчёте на 1 человека, кг; 10,4 11,6 16,4 57,7

- интенсивность выбросов в расчёте на единицу 108,5 91,1 99,3 -8,5

валового регионального продукта (ВРП), кг/млн. руб.;

- доля уловленных и обезвреженных загрязняющих 87,8 69,8 64,0 -27,1

атмосферу веществ, %

2. Показатели водопользования

- объём сброса загрязнённых сточных вод в расчёте 27,4 3,7 3,7 -86,5

на 1 чел., м3;

- удельный расход воды на единицу ВРП 1,4 1,4 1,4 -

(водоёмкость), тыс. м3/млн. руб.;

- доля оборотной и последовательно используемой 78,1 67,4 69,8 -10,6

воды, %

3. Показатели обращения с отходами производства и потребления

- интенсивность образования отходов, м3/чел.; 2,8 3,3 3,8 35,7

- масса отходов в расчёте на единицу ВРП 6,8 8,4 10,1 48,5

(отходоёмкость), т/млн. руб.;

- доля использованных и обезвреженных отходов, % 3,9 0,9 9,4 141,0

Источник: рассчитано автором на основе [7; 9; 10].

Поскольку период 2014-2016 гг. характеризовался наращиванием темпов экономического развития региона, а соответственно и интенсификацией использования природных ресурсов, данные изменения пагубно отразились на интенсивности выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также масштабах образования отходов производства и потребления. О низкой эффективности регионального управления устойчивым развитием свидетельствует тенденция

снижения доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ (на 27,1 % за рассматриваемый период). Следует также отметить, что при среднероссийском уровне 75 % по Республике Крым аналогичный показатель составляет значительно меньшую величину — 64 %.

Сокращение сброса загрязнённых сточных вод (на 86,5 %) за 2014-2016 гг. преимущественно обусловлено резким сокращением водозабора. В свою очередь, уменьшение доли оборотной и последовательно используемой воды на 10,6 % характеризует снижение эффективности водопользования за данный период. Помимо прочего на территории Республики Крым остро стоит вопрос модернизации существующих канализационных очистных сооружений и сетей, не обеспечивающих должной очистки стоков и пагубно влияющих на состояние окружающей природной среды. Также, по оценкам экспертов, 58 % от общей протяжённости водопроводных сетей полуострова нуждаются в замене.

Несмотря на существенное увеличение доли использованных и обезвреженных отходов по Республике Крым (в 1,4 раза по сравнению с уровнем 2014 г.), значение данного показателя существенно уступает среднему по РФ уровню (54,2 %). Как следствие, дальнейшее накопление отходов производства и потребления без модернизации производств и внедрения новых технологий повлечёт усиление техногенной нагрузки на окружающую среду и снижение эффективности использования природно-ресурсного потенциала.

Таким образом, с учётом масштабности имеющихся экологических проблем, важным условием для обеспечения устойчивого развития Республики Крым выступает государственное регулирование, основанное на методах прогнозирования и планирования процесса сбалансированного развития экономики. В частности, примером подобного рода воздействий может служить успешно реализованная Государственная программа «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым на 2015-2017 годы» [2]. Так, согласно данным Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, эффективность реализации мероприятий данной программы за указанный период оценивается экспертами на высоком уровне. Однако, если мероприятия, финансируемые за счёт средств федерального и республиканского бюджета, были выполнены в полном объёме согласно запланированному значению, то наиболее нереализованными остались мероприятия, финансируемые, согласно плану, за счёт средств предприятий-загрязнителей (ПАО «Крымский содовый завод», ПАО «Бром» и др.). О несоблюдении требований рационального природопользования на уровне отдельных предприятий свидетельствует и ежегодное увеличение числа выявленных госинспекторами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым нарушений природоохранного законодательства.

Как следствие, стратегически важным аспектом реализации основ устойчивого развития республики выступает не только баланс социально-экономических и экологических ориентиров национального развития, но и согласование мероприятий государственного регулирования с качественными преобразованиями на уровне отдельных субъектов хозяйствования, формирование активной природоохранной позиции населения.

ВЫВОДЫ

Как свидетельствует проведенный анализ, за время с момента присоединения к Российской Федерации на территории Республики Крым проведены существенные социально-экономические преобразования, положительно сказавшиеся на экологической составляющей устойчивого развития. В частности, сформирована соответствующая концепция, реализуются основные направления государственной политики в области экологического развития, увеличено государственное финансирование природоохранных мероприятий, а также ужесточён контроль выполнения требований природоохранного законодательства. Однако реализованный комплекс мер (с учётом их кратковременного характера) не способен нивелировать последствия влияния на природную среду многолетней техногенной нагрузки. Данный факт отражается в более низком уровне эколого-экономических показателей по Республике Крым в сопоставлении с аналогичными усреднёнными показателями по РФ, а также обусловлен отсутствием устойчивой тенденции к повышению в динамике показателей эффективности природопользования.

Таким образом, среди основных стратегических ориентиров в сфере экологического регулирования, требующих особого контроля и поддержки со стороны органов государственной власти, необходимо выделить следующие:

- обеспечение развития экологически ориентированного бизнеса, внедрения в практику хозяйствования экологических инноваций;

- замена изношенных коммунальных сетей, решение вопроса водного дефицита;

- содействие в реализации процессов обновления производственного оборудования и модернизации очистных сооружений;

- стимулирования процессов разработки и внедрения технологий по сокращению объемов образования и переработке отходов производства и потребления;

- активизация научной и общественной работы в сфере экологии и рационального природопользования.

Последовательная реализация данных мероприятий позволит не только повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала территории Республики Крым, но и обеспечит переход на новую устойчивую модель развития экономики в целом.

Список литературы

1. «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 30.04.2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения: 05.10.2017).

2. Государственная программа «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым на 2015-2017 годы» от 03.10.2014. URL: https://meco.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_249667.pdf (дата обращения: 10.10.2017).

3. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» от 17.11.2008. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ 28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 05.10.2017).

4. Указ Президента РФ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01.04.1996 г. № 440. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/9120 (дата обращения: 05.10.2017).

5. Буреш О. В., Масюто И. А. Управление устойчивым развитием экономики: зарубежный опыт и российская практика // Вестник ОГУ. 2014. № 4. С. 53-59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Джантаев Х. М. Вклад отечественных ученых в концепцию устойчивого развития // Актуальные проблемы современной науки. 2013. № 1. С. 42-46.

7. Доклад «О состоянии и охране окружающей среды на территории Республики Крым в 2016 г.». Ижевск: ООО «Принт-2», 2017. 300 с.

8. Кузнецова Ю. А. Этапы формирования и развития концепции устойчивого развития // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 337-339.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Стат. сб. М.: Росстат, 2017. 1432 с.

10. Республика Крым в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. С.: Крымстат, 2017. 143 с.

11. Угольницкий Г. А. Управление устойчивым развитием активных систем: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. 940 с.

12. Шедько Ю. Н. Система индикаторов и мониторинг устойчивого развития региона // Вестник Московского университета им. С. Ю. Витте. 2016. № 3 (18). С. 20-26.

13. Экологический рейтинг субъектов РФ. URL: http://greenpatrol.ru/ru/stramca-dlya-obshchego-reytinga/ekologicheskiy-reyting-subektov-rf?tid=338 (дата обращения: 07.10.2017).

Статья поступила в редакцию 11.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.