Научная статья на тему 'Экологические условия размещения объектов городской инфраструктуры в подземном пространстве'

Экологические условия размещения объектов городской инфраструктуры в подземном пространстве Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические условия размещения объектов городской инфраструктуры в подземном пространстве»

редачи в аренду части имущества не связанного с производственной деятельностью; создание новых форм взаиморасчетов, влияющих на результативность бизнеса; ужесточение спроса с руководителей предприятий за конечную экономическую деятельность; привлечение инвесторов к реализации перспективных проектов освоения угольных ресурсов в условиях оптимизации налогообложения.

Оценку эффективности работы предприятий целесообразно проводить на основе расширенного мониторинга, включающего анализ финансового сос-тояния и определения обеспеченности предприятия оборотными средствами в границах эффективного функционирования, анализ результатов горного аудита, оценку собственных возможностей.

— Коротко об авторах ------------------------

Толченкин Ю.А. - Федеральное агентство по энергетике.

-------------------------------------------------- © Л.А. Колесникова,

А.Р. Калинин, 2005

УДК 622.014.3:502.76

Л.А. Колесникова, А.Р. Калинин

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПОДЗЕМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Семинар № 6

спользование подземного пространства в городском строительстве в настоящее время развивается весьма быстро. Спектр направлений использования городского подземного пространства практически неограничен. Использование подземного пространства для размещения объектов городской социальной

инфраструктуры является в настоящее время актуальной задачей. Это связано с высокими потребностями городских жителей в жизненном пространстве.

Городские подземные сооружения социальной инфраструктуры характеризуются в основном небольшой глубиной заложения, привязкой к конкретным по-

верхностным объектам и территориям, особой пространственной организацией, специфическим временным режимом использования и т. д. Поэтому для них создаются специальные подземные полости, отвечающие, в каждом конкретном случае, предъявляемым тре-бованиям.

Подземные сооружения и подземные части наземных зданий и сооружений характеризуются рядом общих для них санитарно-гигиенических, инженерно-

геологических, инженерно-строитель-ных, эксплуатационных, архитектурно-

художественных и других условий и требований, находящихся между собой в определенной взаимосвязи и во многом предопределяющих оптимальные для конкретных ситуаций градостроительнопланировочные и инженерно-технические решения.

Санитарно-гигиенические требова-

ния, во многом ограничивающие степень использования подземного пространства, определяются специфическим характером влияния среды подземных сооружений на самочувствие и здоровье пребывающих в них людей, в том числе обслуживающего (эксплуатационного) персонала и посетителей.

У людей, постоянно работающих в замкнутых, лишенных естественного проветривания и естественного света подземных помещениях, повышается предрасположенность к различным заболеваниям, понижается мышечный и сосудистый тонус, снижается производительность труда. В связи с этим в подземном пространстве на первую очередь строительства допускается размещение объектов, предназначенных только для кратковременной и средней продолжительности пребывания посетителей и персонала.

Геологические и гидрогеологические условия во многом предопределяют целесообразность и степень комплекс-ного использования подземного пространства городов; от этих условий зависят соответствующие инженерно-технические и конст-

руктивные решения, а также техникоэкономические показатели объектов различного назначения.

Отдельные города или даже районы нередко отличаются сложными инженерно-геологическими условиями, как, например:

• сильно сжимаемыми песчаноглинистыми толщами, иногда даже с грунтами, находящимися в плывунном состоянии;

• насыпными грунтами, а также отвалами, осыпями и карстами;

• абразиями (размывами) берегов морей, озер, водохранилищ и рек, нарушающими устойчивость склонов или даже разрушающими прибрежные территории, потенциально наиболее предпочтительными для новой застройки;

• просадочными явлениями в лесах с суффозией (размывами внутри толщи) и оврагообразованием;

• наличием подземных вод неглубокого залегания и растущим подтоплением за счет грунтовых и других вод;

• мерзлотными процессами в деятельных слоях значительной мощности и др.

Каждый город или даже его отдельные районы имеют свой спектр гидрогеологических характеристик с их специфическими сочетаниями. В связи с этим возникают задачи возможно более широких, комплексных и глубинных предпроектных инженерно-геологичес-ких исследований с суммированием ранее накопленных данных, разработкой методики прогнозирования ожидаемых изменений гидрогеологических условий во времени, составлением комплексных гидрогеологических карт, определением удельных стоимостей освоения отдельных участков и условным выявлением трех основных зон:

• наиболее благоприятных для подземного строительства;

• умеренного развития подзем-ного строительства;

• ограниченного развития подземного строительства.

Эксплуатационные требования, предъявляемые к подземным сооружениям, связанным с пребыванием в них посетителей и персонала, заключаются в обеспечении более высоких, чем это имеет место в наземных сооружениях аналогичного назначения, санитарно-гигиенических условий и стандартов и соответствующего оборудования. В первую очередь это относится к системам вентиляции и освещения.

Все подземные сооружения (за исключением автотранспортных тоннелей протяженностью менее 300 м и пешеходных тоннелей протяженностью до 100 м) должны быть оборудованы системой механической приточно-вытяж-ной вентиляции. Требования к вентиляции определяются назначением объекта, особенностями технологии, численностью работающих и посетителей или характером и интенсивностью движения транспорта.

Проектирование систем освещения должно способствовать снятию или снижению отрицательных ощущений от спуска под землю и пребывания в помещениях, лишенных естественного света и изолированных от смены погодных условий и времени суток. Использование разнообразных и контрастных систем освещения -открытого, рассеянного или, напротив, праздничного яркого - может чрезвычайно разнообразить облик интерьеров подземных сооружений и помещений, предназначенных для пребывания в них людей.

Уровни освещенности в подземных помещениях должны быть на две или более ступени выше (по шкале освещенности СНиП 11-А.9-71), чем в обычных наземных помещениях того же назначения с естественным освещением.

В сооружениях метрополитена, пешеходных и автотранспортных тоннелях должна быть обеспечена аварийная система удаления ливневых вод с автоматической регулировкой. Устройство поглощающих колодцев не допускается. Особое внимание должно быть уделено канализи-

рованию подземных помещений с устройством, где это необходимо, станций перекачки сточных вод.

В подземных сооружениях, в которые требуется въезд транспортных средств, необходимо обеспечить полную изоляцию транспортных коммуникаций от помещений, предназначенных для пребывания людей. Подземные пешеходные переходы должны быть отделены стенами или перегородками от транспортных тоннелей.

Помещения для длительного пребывания персонала должны быть полностью изолированы от помещений, в которых размещено оборудование, являющиеся источником шума и вибрации. При этом следует предусматривать специальные мероприятия по вибро- и звукоизоляции с обеспечением предельно допустимых их уровней в соответствующих производственных и общественных помещениях. Выбор вибро- и шумозащитных мер (в том числе выбор конструкций и ограждений) должен быть подтвержден акустическими расчетами, учитывающим и повышенный резонанс звука в замкнутых подземных помещениях. Для предотвращения усиления звука вследствие его многократных отражений при выборе конструкций для ограждения и способов оформления интерьеров подземных помещений следует отдавать предпочтение материалам и деталям с повышенными звукопоглощающими характеристиками, а также устройству звукопоглощающих поверхностей с использованием звукорассеивающих ограждений и подвесных потолков.

Художественно-эстетические требования, предъявляемые к подземным сооружениям, связанным с массовым пребыванием в них людей, определяются в основном задачами устранения отрицательного психологического воздействия замкнутого пространства на человека и ликвидации ощущения физической и психофизиологической усталости, возникающей при относительно длительном отсутствии непосредственной связи с внешней городской и природной средой.

Таким образом, при размещении объ- быть учтены санитарно-гигиенические, ектов городской социальной инфраструк- геологические, эксплуатационные и худо-туры в подземном пространстве должны жественно-эстети-ческие требования.

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------

Колесникова Л.А. - аспирант, кафедра «Безопасность жизнедеятельности и гражданской обороны»,

Калинин А.Р. - кандидат технических наук, доцент, кафедра «Экономика природопользования», Московский государственный горный университет.

-------------------------------------------------- © Е.П. Пилова, 2005

УДК 338.45:[622.7:622.333:621.311.22]

Е.П. Пилова

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НА ТЭС ОБОГАЩЕННЫХ УГЛЕЙ

Семинар № 6

ТЪ производстве электрической энергии топливная составляющая производственной себестоимости является основной. Она превышает две трети всех издержек. Издержки на технологическое сырье (топливо) растут по абсолютной величине по мере увеличения расхода топлива на производство энергии, его цены, тарифов за перевозки и дальности, объемов его переработки на складах и в самом технологическом процессе.

При производстве электрической энергии затраты на топливо слагаются из себестоимости добычи угля или его цены в случае его покупки у производителя Су,

затрат на обогащение Соб, на транспортирование Стр, погрузочно-разгрузочные работы Сп, складирование Сск, а также подготовку топлива к сжиганию (на измельчение и сушку) Си. При этом величины Стр, Сп Сск, Си зависят от количества транспортируемого и обрабатываемого топлива.

Затраты ТЭС на топливо, получаемого из одной тонны угля составляют:

с = С + С б +у (С + С + С + С ).

т у об / к \ тр п ск и /

В обобщенном виде затраты, связанные с топливом, можно разделить на свя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.