УДК 502.5: 502.4 (470.56)
Ковтун С.Ю.
Учреждение Российской академии наук Институт степи Уральского отделения РАН Е-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «БУЗУЛУКСКИЙ БОР»
Статья посвящена проблеме экологических рисков уникального лесного массива «Бузулукс-кий бор».Предложено установить особые требования к оптимизации природопользования в условиях режима национального парка.
Ключевые слова: экологические риски, Бузулукский бор, ландшафт.
Общая площадь бора без прилегающих дубрав составляет 86,6 тыс. га, в т. ч. 56,6 тыс. га приходится на территорию Оренбургской области. В связи с созданием на территории бора национального парка важное значение приобретает проблема функционального зонирования в соответствии с естественными ландшафтами рубежами внутри этого реликтового соснового массива.
Уникальность Бузулукского бора определяется следующими аспектами:
- это один из крупнейших в степной зоне Северной Евразии и единственный в степном Заволжье островной сосново-широколиствен-ный массив с реликтовыми перигляциальны-ми ландшафтами;
- бор являлся важнейшим в России объектом опытной лесокультурной деятельности, где, начиная с 80-х годов XIX столетия, создавались эталонные лесонасаждения, обогатившую мировую лесную и лесомелиоративную науку;
- располагаясь в регионе интенсивного сельскохозяйственного и промышленного освоения, боровые ландшафты располагают уникальными для степной зоны рекреационными ресурсами, которые открывают широкие возможности для региональной ландшафтотерапии.
Согласно районированию сосновых лесов, разработанной А.М.Семеновой-Тян-Шанской, Бузулукский сосновый бор относится к группе восточно-европейских широколиственно-сосновых лесов.
Бузулукский бор - уникальный лесной массив, расположенный на крайней южной границе распространения лесов Восточно-Европейской равнины, на границе Оренбургской и Самарской областей. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года №1952-р принято решение создать федеральное
государственное учреждение «Национальный парк «Бузулукский бор», площадью 106788,28 га и отнести его к ведению Росприроднадзора.
Морфологическая сложность и неоднородность ландшафтов связаны с тремя основными генетическими типами рельефа:
- пластово-ярусной сыртово-увалистой Общесыртовской возвышенностью, окаймляющей собственно бор с северо-запада и востока;
- флювиально-эоловой бугристо-волнистой песчаной равниной, занимающий плоскую Боровско-Самарскую котловину;
- днищем долины р. Самары и низовьев р. Боровки с пойменными формами рельефа.
Урочища Бузулукского бора обладают неповторимой ландшафтно-эстетической ценностью, которая, в конечном счете, определяет рек-реационно-туристическую привлекательность этой территории.
Антропогенные факторы формирования ландшафтных геосистем Бузулукского бора проявляются в форме:
- крупных массивов искусственных насаждений сосны с чрезмерной плотностью древостоя (до 10-12 тыс. стволов на гектар), высокой фаутностью древесины (пораженностью различными заболеваниями) и значительной долей сухостойных и упавших деревьев;
- значительных по площади вырубок преимущественно с сукцессионными сообществами ру-дералов вокруг законсервированных и ликвидированных эксплуатационных скважин на нефть и газ, обладающих потенциальной аварийной опасностью ввиду давнего периода проведения буровых работ и отсутствия мониторинга за состоянием скважин на протяжении почти 30 лет;
- сохранившейся высокой пожароопаснос-ти сосняков Бузулукского бора, которые на про-
Ковтун С.Ю.
Экологические риски в национальном парке «Бузулукский бор»
тяжении 200 лет испытали свыше 30 крупных пожаров, в результате которых выгорало до j площади лесного массива;
- наличии значительных селитебных территорий внутри лесного массива - поселков и сел - Колтубанский, Партизанский, Опытный, Заповедный, Паника, население которых является источником пожароопасности, несанкционированных рубок, замусоривания территории.
Пространственный охват воздействия указанных факторов позволяет выделить три категории боровых ландшафтов, которые отличаются по характеру, масштабам и глубине антропогенной трансформации.
Техногенные вырубки вокруг нефтегазовых скважин обладают целым комплексом деструктивных процессов:
- химическое загрязнение растительности, почв, горизонтов грунтовых вод, вследствие капельных выпотов и вытеков нефти, а также за счет существования поныне заброшенных амбаров нефтешламов;
- загрязнение атмосферного воздуха при газации законсервированных скважин вследствие аварийного состояния запорных превентеров;
- механическое нарушение почвенного и растительного покрова, в результате расчистки участков вокруг скважин, в т. ч. при повторной консервации;
- загрязнение околоскважинных участков металлическими конструкциями и строительным мусором.
Особой чертой вырубок вокруг скважин является присутствие «техногенных солончаков» площадью от 10 до 120 м2 Их образование связано со сливом нефтешламов. минерализованных пластовых вод и буровых растворов в амбары при бурении скважин, которые образуют водоупорный слой, благоприятствующий накоплению солей. Резко контрастирующая на фоне изумрудного полога соснового бора, растительность техногенных вырубок представлена антропогенно-сукцессионными сообществами - вейниковыми, пырейными, белополынны-ми, тонконогово-песчаннополынными, которые существенно различаются по возрасту зарастания (от 1 года до 40 лет).
Присутствие объектов недропользования в Бузулукском бору и длительный характер их воздействия на геосистемы бора позволяют определить вырубки вокруг нефтяных скважин
как техногенные ландшафты, на формирование которых повлияли как буровые и эксплуатационные работы, так и последующее отсутствие мониторинга.
Анализ расположения гарей на территории бора показывает, что они, как правило, вытянуты с юго-запада на северо-восток, тем самым, повторяя направление ветров, господствующих в летний период.
По масштабам распространения можно выделить 3 вида гарей: 1) крупные (площадью более 10000 га - пожары 1831 и 1879 гг.); средние (площадью 1000-10000 га - пожары 1800, 1809, 1843, 1860, 1921 гг); мелкие (площадью менее 1000 га -например пожары 1870, 1911, 1942, 1975, 1995 гг). Крупные пожары (1831 и 1879 гг) имели источник возгораний за пределами бора и распространяясь в северо-западном направлении на10-15 км в ширину. В результате этих грандиозных пожаров выгорела сначала северо-восточная часть, а затем юго-западная часть бора. Река Боровка при этом не служила для них преградой. Средние и мелкие пожары возникали и распространялись во внутренних частях соснового массива, локализуясь на лево- или правобережье Боровки.
В целом площади гарей неуклонно сокращались в геометрической прогрессии (на 30% в 18511900 гг по сравнению с предыдущим периодом; на 60% в 1901-1950 гг; почти на 90% в 1951-2000 гг).
Учитывая высокое значение пирогенного фактора для формирования Бузулукского бора, следует признать ландшафтообразующее значение пожаров для боровых геосистем, поскольку пирогенез является основной причиной широкого распространения искусственных насаждений в бору.
В настоящее время пирогенный фактор продолжает тревожить боровые ландшафты - за период с 1987 по 1996 год, на территории бора зарегистрировано 357 пожаров, охвативших 469,8 га.
Таким образом, в результате антропогенной трансформации под воздействием пожаров и лесовосстановления, буровых и эксплуатационных работ при добыче углеводородного сырья, а также вследствие формирования сети поселений и транспортных путей, размещения воинской части, в Бузулукском бору сформировалась сложная система природно-антропоген-ных ландшафтов, экологическое состояние которых варьирует от квазиестественного до деградирующего. Поэтому одним из первых шагов
Биология, экология
при организации национального парка «Бузулукский бор» должна стать оценка степени устойчивости боровых ландшафтов к различным видам антропогенных воздействий и разработка системы экологического мониторинга.
Способы функционального зонирования охраняемых природных территорий, рассматриваемые как экологическая технология, должны исходить в первую очередь из экологической емкости ландшафтов, включающей нормирование хозяйственной и рекреационной нагрузки. Различные типы ландшафтных урочищ бора в разной степени отвечают задачам функционирования национального парка.
Высокая степень ландшафтной дифференциации Бузулукского бора на уровне урочищ является отражением климатически обусловленных изменений интенсивности и направленности ландшафтообразующих факторов - флювиаль-ных и эоловых процессов, формирующих сложный полигенетический ландшафтный комплекс.
Особенности морфодинамической структуры ландшафтов Бузулукского бора и низкая устойчивость боровых геосистем к антропогенным нагрузкам предъявляют особые требования к оптимизации природопользования в условиях режима национального парка.
10.03.2011
Список литературы:
1. А.Г. Гаель, А.В. Хабаров. Особенности почвообразования на песках Бузулукского бора в связи с их минералогическим составом. Почвоведение. Второй том. Издательство «Наука» Москва, 1971 г.
2. Я. Даркшевич. Бузулукский бор. Научно-популярная монгорафия. Чкаловское книжное издательство, 1953 г.
3. Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области. - М.; Оренбург, 1999. С. 65.
4. Положенцев П.А. Результаты работ Борового опытного лесничества по изучению майского хруща (M.hyppocastani Fabr.) и других вредителей леса. Сб. «Итоги опытно-исследовательских работ Борового опытного лесничества за 25 лет (1903-1928 гг.)». Боровая ЛОС, Огиз, М.-Самара, 1932, с.34-74.
5. Закономерности современной динамики природно-антропогенных ландшафтов РОССИИ Казаков Л.К. МГУ им. М.В. Ломоносова, г. Москва.
Работа выполнена в рамках гранта «Разработка системы геоэкологического мониторинга национального парка «Бузулукский бор»
Сведения об авторе:
Ковтун С.Ю., научный сотрудник лаборатории ландшафтного разнообразия и заповедного дела Института степи Уральского отделения РАН, к. г. н. 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11, тел. (3532) 776247, е-mail: [email protected]