Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
533
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / КЛИМАТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ОТЧЕТНОСТЬ / АУДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафонова Ирина Викторовна

Современный мир, переживая череду чрезвычайных ситуаций природного, социального и политического характера, живет в ожидании новых коллапсов и природных катастроф. В ответ на данную ситуацию рынки капитала требуют большей прозрачности от бизнеса в контексте устойчивого развития. Изменение окружающей среды - это реальная проблема обеспечения устойчивости биосферы, несущая уникальные риски для человечества и представляющая новые возможности для государства, бизнеса и людей. Поэтому все большее внимание обществом уделяется как фактическим, так и потенциальным рискам, связанным с экологией. Предмет исследования статьи - отчетность компаний, являющаяся важнейшим инструментом коммуникации экономического субъекта с государством и обществом и предоставляющая данные о деятельности компании, ее стратегии и рисках в экологической сфере. Цель работы - определение актуальности экологической повестки мирового сообщества в достижении целей «зеленой» экономики и выстраивании трехсторонней системы экологического взаимодействия «государство - бизнес - общество» посредством инструментов отчетности. Методология исследования основана на применении анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного и логического подхода, аналогий и группировки. В статье рассматриваются глобальные направления ведущих площадок мира в области экологии и экологических рисков. Обозначены важнейшие международные экологические инициативы, определяющие вектор экономического развития всего мирового сообщества. Определены ключевые вопросы актуальной экологической повестки и приоритеты России. Обоснована важность реализации целей экологических законодательных инициатив через применение инструментов финансовой отчетности. Сделан вывод о необходимости создания цифровой информационной экосистемы в части взаимосвязи целей и задач, поставленных в национальных проектах, и показателей финансовой и нефинансовой отчетности экономического субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сафонова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL RISKS AS A GLOBAL TREND OF INCREASING THE INFORMATION TRANSPARENCY OF COMPANIES’ REPORTING

The modern world, experiencing a series of natural, social and political emergencies, lives in anticipation of new collapses and natural disasters. In response to this situation, capital markets demand greater transparency from businesses in the context of sustainable development. Environmental change is a real problem of ensuring the sustainability of the biosphere, which carries unique risks for humanity and presents new opportunities for the state, business and society on the path of development. Therefore, society is paying more and more attention to both actual and potential risks associated with the environment. The subject of the article is the reporting of companies, which is the most important tool for communication of an economic entity with the state and society and provides data on the company’s activities, its strategy and risks in the environmental sphere. The purpose of the work is to determine the relevance of the role of the environmental agenda of the world community in achieving the goals of the «green» economy and building a tripartite system of environmental interaction “state - business - society” through a reporting tool. The research methodology is based on the use of the following methods: analysis and synthesis, induction and deduction, comparison, a systematic and logical approach, the method of analogies and grouping. The article discusses the global trends of the world’s leading sites in the field of ecology and environmental risks. The most important international environmental initiatives that determine the vector of economic development of the entire world community are identified. The key issues of the current environmental agenda and priorities of Russia in this area are identified. The importance of implementing the goals of environmental legislative initiatives through the use of financial reporting tools is justified. It is concluded that it is necessary to create a digital information ecosystem in terms of the relationship between the goals and objectives set in national projects and the indicators of financial and non-financial reporting of an economic entity.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ ТРЕНД ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ»

УЧЕТ И АУДИТ / ACCOUNTING AND AUDIT

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-121-129

УДК 657.37(045)

JEL M21, M40, Q01, Q50

Экологические риски как глобальный тренд повышения информационной прозрачности отчетности компаний

И. В. Сафонова

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-6377-5936

АННОТАЦИЯ

Современный мир, переживая череду чрезвычайных ситуаций природного, социального и политического характера, живет в ожидании новых коллапсов и природных катастроф. В ответ на данную ситуацию рынки капитала требуют большей прозрачности от бизнеса в контексте устойчивого развития. Изменение окружающей среды - это реальная проблема обеспечения устойчивости биосферы, несущая уникальные риски для человечества и представляющая новые возможности для государства, бизнеса и людей. Поэтому все большее внимание обществом уделяется как фактическим, так и потенциальным рискам, связанным с экологией. Предмет исследования статьи - отчетность компаний, являющаяся важнейшим инструментом коммуникации экономического субъекта с государством и обществом и предоставляющая данные о деятельности компании, ее стратегии и рисках в экологической сфере. Цель работы - определение актуальности экологической повестки мирового сообщества в достижении целей «зеленой» экономики и выстраивании трехсторонней системы экологического взаимодействия «государство - бизнес - общество» посредством инструментов отчетности. Методология исследования основана на применении анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения, системного и логического подхода, аналогий и группировки. В статье рассматриваются глобальные направления ведущих площадок мира в области экологии и экологических рисков. Обозначены важнейшие международные экологические инициативы, определяющие вектор экономического развития всего мирового сообщества. Определены ключевые вопросы актуальной экологической повестки и приоритеты России. Обоснована важность реализации целей экологических законодательных инициатив через применение инструментов финансовой отчетности. Сделан вывод о необходимости создания цифровой информационной экосистемы в части взаимосвязи целей и задач, поставленных в национальных проектах, и показателей финансовой и нефинансовой отчетности экономического субъекта.

Ключевые слова: экология; защита окружающей среды; климат; информационная прозрачность; экономический субъект; экологическая устойчивость; отчетность; аудит

Для цитирования: Сафонова И. В. Экологические риски как глобальный тренд повышения информационной прозрачности отчетности компаний. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):121-129. DOi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-4-121-129

Environmental Risks as a Global Trend of increasing the information Transparency of Companies' Reporting

The modern world, experiencing a series of natural, social and political emergencies, lives in anticipation of new collapses and natural disasters. In response to this situation, capital markets demand greater transparency from businesses in the context of sustainable development. Environmental change is a real problem of ensuring the sustainability of the biosphere, which carries unique risks for humanity and presents new opportunities for the state, business and society on the path of development.

© Сафонова И. В., 2021

I. V. Safonova

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-6377-5936

ABSTRACT

Therefore, society is paying more and more attention to both actual and potential risks associated with the environment. The subject of the article is the reporting of companies, which is the most important tool for communication of an economic entity with the state and society and provides data on the company's activities, its strategy and risks in the environmental sphere. The purpose of the work is to determine the relevance of the role of the environmental agenda of the world community in achieving the goals of the «green» economy and building a tripartite system of environmental interaction "state - business - society" through a reporting tool. The research methodology is based on the use of the following methods: analysis and synthesis, induction and deduction, comparison, a systematic and logical approach, the method of analogies and grouping. The article discusses the global trends of the world's leading sites in the field of ecology and environmental risks. The most important international environmental initiatives that determine the vector of economic development of the entire world community are identified. The key issues of the current environmental agenda and priorities of Russia in this area are identified. The importance of implementing the goals of environmental legislative initiatives through the use of financial reporting tools is justified. It is concluded that it is necessary to create a digital information ecosystem in terms of the relationship between the goals and objectives set in national projects and the indicators of financial and non-financial reporting of an economic entity. Keywords: ecology; environmental protection; climate; information transparency; economic entity; environmental sustainability; reporting; audit.

For citation: Safonova i. V. Environmental risks as a global trend of increasing the information transparency of companies' reporting. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(4):121-129. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-121-129

ВВЕДЕНИЕ

Тенденция к увеличению количества экологических кризисов в современном мире требует адекватного реагирования со стороны государства, бизнеса и общества. Согласно экспертным оценкам западных специалистов оцененная стоимость активов, подверженных риску в результате изменения климата (по неблагоприятному сценарию), увеличится к концу столетия с 4,2 до 43 трлн долл. США от всей совокупности мировых управляемых активов1. Частота наступления природных катастроф в мире в период 1980-2018 гг. приобретает характер устойчивого растущего тренда, отражаясь на состоянии экономик государств: ущерб в 2018 г. составил около 180 млрд долл. США2. При этом для обеспечения привычного образа жизни человечества к 2050 г. могут потребоваться ресурсы трех планет3. Экономика потребления провоцирует реальные угрозы экологической безопасности.

До недавнего времени человечество чаще боролось с последствиями от наступивших событий, слабо прибегая к политике превентивных мер в части снижения потенциальных экологических рисков. Осознание остроты проблем экологии привело к четкому пониманию мировым сообществом необходимости бережного

1 The Economist Intelligence Unit, 2015, The Cost of Inaction: Recognizing the Value at Risk from Climate Change, London. URL: https://eiuperspectives.economist.com/sustainability/ cost-inaction.

2 NatCatSERVICE. Munich. URL: https://natcatservice. munichre.com.

3 Цели в области устойчивого развития. URL: https://www.

un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-

production (дата обращения: 10.05.2021).

использования природных ресурсов, а также принятия неотложных мер по борьбе с изменением климата.

Таким образом, актуальная экологическая политика большинства стран мира сегодня строится на основе двух международных инициатив: 17 целей устойчивого развития (далее — ЦУР), которые государства — члены ООН согласились достичь к 2030 г., и Парижского соглашения по климату, принятого в ходе конференции по климату взамен Киотского протокола в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Несколько ЦУР предусматривают выполнение задач по обеспечению рационального использования водных ресурсов, чистого и безопасного топлива, а также применение современных источников энергии, переход к низкоуглеродной и «зеленой» экономике, рациональным моделям потребления и производства и др. (ЦУР 6, 7, 12, 13, 14 и 15)4. Базовыми целями Парижского соглашения являются снижение выбросов С02 в атмосферу и переход на безуглеродную экономику для недопущения увеличения среднемировой температуры более чем на 2 °С, или на 1,5 °С выше доиндустриального уровня5.

С учетом особой значимости данных инициатив для общества тематика изменения климата и «зеленой» экономики включена в повестку самых обсуждаемых вопросов всех авторитетных площадок мира, включая

4 Цели в области устойчивого развития. URL: https://www. un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-consumption-production (дата обращения: 10.05.2021).

5 Парижское соглашение по климату. Цель, структура и история документа. URL: https://tass.ru/info/6917170 (дата обращения: 01.05.2021).

Климатический саммит ООН (декабрь 2020 г.); Саммит по адаптации к изменению климата (25-26 января 2021 г.); «Давосская неделя» в рамках Всемирного экономического форума (25-29 января 2021 г.); Саммит лидеров государств по вопросам климата (22-23 апреля 2021 г.); Петербургский международный экономический форум (2-5 июня 2021 г.) и др.

В докладе «О глобальных рисках 2021» на Всемирном экономическом форуме стратегия «зеленого» роста и перехода к низкоуглеродной экономике рассматривается как ключевой вызов нового тысячелетия. Климатические риски и неспособность человечества справиться с ними декларированы угрозой номер один по силе воздействия и номер два — по степени вероятности (на первое место поставлены инфекционные заболевания). Все лидеры ведущих стран мира придерживаются единого мнения в том, что курс на «зеленую» экономику является определяющим вектором развития, и подтвердили свои намерения в достижении нетто-нулевых показателей выбросов и углеродной нейтральности. Председатель Евроко-миссии Урсула фон дер Ляйен в докладе «Зеленый курс ЕС» сообщила о европейских договоренностях в отношении сокращения выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 г. Евросоюз уже выделил на экологические цели 37% бюджета плана восстановления экономики под названием «Новое поколение ЕС» совокупным объемом 750 млрд евро6.

Президент Российской Федерации В. В. Путин на Саммите лидеров государств по вопросам климата подчеркнул, что Россия всецело поддерживает все инициативы по контролю и сокращению эмиссии парниковых газов, экологической модернизации и повышению энергоэффективности во всех секторах экономики и открыта к международной кооперации для их решения. Он отметил, что «по сравнению с 1990 г. Россия сократила выбросы парниковых газов ... с 3,1 млрд тонн эквивалента СО2 до 1,6 млрд тонн. Как результат, сейчас 45% нашего энергобаланса составляют низкоэмиссионные источники энергии, включая атомную генерацию. Так, в Сахалинской области запущен пилотный проект по формированию системы углеродного ценообразования и торговли углеродными единицами, осуществление которого позволит достичь углеродной нейтральности этого российского региона уже к 2025 г.»7.

6 Сайт Всемирного экономического форума. URL: https://www. weforum.org/agenda/2021/01/ursula-von-der-leyen-european-commission-davos-agenda (дата обращения: 02.05.2021).

7 Сайт Кремля. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/654251.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Экологическую устойчивость России планируется обеспечить прежде всего за счет реализации мероприятий в рамках национального проекта «Экология» (2018-2024 гг.), направленного на охрану окружающей среды и ведущегося по пяти направлениям:

1) утилизация и переработка отходов;

2) сохранение водоемов и повышение качества питьевой воды;

3) уменьшение загрязнения воздуха;

4) защита природы и животных;

5) внедрение наилучших природоохранных технологий.

Для достижения обозначенных целевых индикаторов предусмотрена реализация 12 федеральных проектов: ликвидация свалок; утилизация и переработка мусора; обезвреживание опасных отходов; обеспечение чистого воздуха; сохранение рек и озер; национальные парки и заповедники; мониторинг окружающей среды и др.8

Необходимо отметить, что в национальном проекте «Экология» не предусмотрено решение задачи уменьшения выбросов парниковых газов в России, хотя Президентом Российской Федерации эта цель обозначена как важнейшая в Стратегии социально-экономического развития до 2050 г. Ее планируется выполнить в рамках отдельного закона, проект которого принят Государственной Думой во втором чтении 1 июня 2021 г. Модель углеродного регулирования должна действовать на территории всей страны с 2022 г. По мнению председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды В. Бурматова, принятие данного закона «защитит интересы национальных производителей и позволит реализовывать климатические проекты в стране»9. В противном случае в ситуации, когда многие европейские страны выступают за реализацию трансграничного углеродного регулирования, в отношении наших экспортеров может быть введен трансграничный углеродный сбор, что может повлечь снижение конкурентоспособности углеводородов, извлекаемых из российских недр.

Важность реализации целей экологических законодательных инициатив обуславливает возрастающий запрос общества к государству, а государства — к бизнесу. Только при трехстороннем ответственном подходе и открытом взаимодействии можно говорить

8 Сайт «Национальные проекты России». URL: https:// xn-80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn — p1ai/projects/ekologiya.

9 Сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: http://duma.gov.ru/news/51658.

Рис. 1 / Fig.1. Экологизация взаимодействия государств, бизнеса и общества / Ecologisation of the interaction of state, business and society

Источник/Source: разработано автором / compiled by the author.

о достижении важнейших экологических показателей (снижение объема выбросов; применение экологически чистых технологий производства; ликвидация несанкционированных свалок и др.) и сохранении окружающей среды (рис. 1).

Бизнес выступает центральным звеном в системе отношений «государство — бизнес — общество». С одной стороны, представители бизнес-сообщества должны ощущать свою непосредственную сопричастность и подотчетность в достижении конкретных целевых значений всех экологических госпрограмм. С другой стороны, не менее важным является оценка:

1) влияния потенциальных экологических рисков как со стороны бизнеса на окружающую среду, так и окружающей среды на бизнес;

2) потенциального экологического ущерба от осуществления деятельности в будущем10.

Для этого необходимо, чтобы все целевые индикаторы, установленные национальным проектом «Экология» в его федеральных программах и других законодательных документах по вопросам экологии,

10 Статьи 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

нашли адекватное отражение в показателях отчетности экономического субъекта (рис. 2).

В настоящее время в работах российских и иностранных ученых вопросы реализации международных и национальных инициатив по достижению экологической устойчивости рассматриваются в части:

1) контроля и оценки рисков национальных проектов [1];

2) экологической ответственности и стоимостной оценки экологического ущерба для целей учета влияния риска на стоимость компании [2, 3];

3) развития системы экологического учета и экологической отчетности [4, 5];

4) анализа потребностей инвесторов и рисков воздействия климатических факторов [6-8];

5) управления экологическими рисками [9-11].

Несмотря на большое количество публикаций в данной области, вопросы отражения различных аспектов экологической политики компании в количественной оценке влияния потенциальных экологических рисков экологического ущерба на финансовое положение, результативность участия в международных и национальных проектах, отраженной в показателях финансовой отчетности, за редким исключением, остается за

Рис. 2 / Fig. 2. Информационная экосистема по реализации экологических инициатив / Information ecosystem for the implementation of environmental initiatives

Источник/Source: разработано автором / compiled by the author.

рамками исследований. Ключевым становится вопрос обязательного раскрытия информации об экологических рисках, а также эффективности мер и действий экономического субъекта в реализации экологической политики государства.

УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ

С точки зрения учета и раскрытия информации в отчетности первостепенной считается задача идентификации и типизации видов экологических рисков. Для ее решения, по нашему мнению, целесообразно применять типизацию экологических рисков, предложенную в работе [9, с. 61-62], где деление экологических рисков предлагается осуществлять в зависимости от причины их возникновения — на природные и связанные с переходом на устойчивое развитие. В свою очередь природные риски подразделяются на:

1) климатические;

2) геологические, геофизические;

3) экосистемные, связанные с изменениями, происходящими с морскими, пресноводными, наземными экосистемами.

Негативное влияние изменения окружающей среды, признание экологических рисков и потенциального вреда от осуществления деятельности в будущем могут обуславливать обесценение активов, расходы, финансовые потери (убытки), появление оценочных и других видов обязательств, изменение собственного

капитала. Кроме того, экологические риски могут влиять на денежные потоки от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Согласно действующей учетной практике ряд международных и национальных стандартов в определенной степени регулируют степень раскрытия информации по экологическим аспектам, в частности в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» / ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»; МСФО (IAS) 2 «Запасы» / ФСБУ 5 «Запасы»; МСФО (IAS) 16 «Основные средства» / ФСБУ 6 «Основные средства», ФСБУ 26 «Капитальные вложения»; МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные активы, условные обязательства» / ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства, условные активы»; МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»; МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»). Однако они не обуславливают необходимость использования такой информации при формировании финансовой отчетности или ее раскрытии, а также целесообразность ссылок на соответствующее раскрытие информации в нефинансовой отчетности [12, с. 9-10]. Причем проблема экологических угроз разработчиками стандартов не выделяется в самостоятельный значимый фактор [11, с. 22]. По этой причине ценность финансовой информации и ее полезность для пользователей снижаются. Очевидно, что в ближайшей перспективе учетный инструментарий

получит свое дальнейшее развитие, обусловленное необходимостью удовлетворения возрастающих потребностей заинтересованных сторон в формировании «парадигмы жизнеобеспечения» [13]. Соответственно будут разрабатываться новые стандарты, отражающие вопросы раскрытия информации в части экологических рисков, порядка их идентификации, типизации, признания и оценки, а также влияния экологических рисков на стоимость компании.

Таким образом, связи между международными и национальными целями и показателями бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также между показателями бухгалтерской (финансовой) и нефинансовой отчетности пока очень слабые. В настоящее время более очевидна связь показателей между отражением международных и национальных целей и нефинансовой отчетности (см. таблицу).

Практика раскрытия информации об экологических рисках реализуется в настоящее время в основном через показатели нефинансовой отчетности. Однако она неоднозначна по ряду причин:

1) нормативное регулирование в части раскрытия финансовой информации, связанной с экологическими рисками и изменением климата, на государственном уровне находится на этапе своего становления. Эту нишу сегодня занимают профессиональные сообщества и некоммерческие организации, разрабатывающие стандарты в инициативном порядке. Множественность и неоднозначность их подходов находят отражение в содержании представляемой информации, что обуславливает возникновение проблем с точки зрения сопоставимости данных.

Так, Совет по стандартам раскрытия информации о климате (Climate Disclosure Standards Board, CDSB) на примере отчетности 80 европейских компаний проанализировал практику раскрытия информации об изменении климата и окружающей среде. Согласно его результатам компании способны адекватно раскрывать информацию, однако самой большой проблемой оказалась согласованность данных этих отчетов в силу применения различных стандартов11;

2) нефинансовая отчетность, в отличие от финансовой отчетности, может проходить общест-

11 Climate Disclosure Standards Board and CDP Europe, 2018a, First Steps: Corporate Climate and Environmental Disclosure under the E[uropean] U[nion] Non-Financial Reporting Directive, URL: https://www.cdsb.net/first-steps-corporate-climate-environmental-disclosure-under-eu-non-financial-reporting-directive.

венное заверение, но не подлежать обязательному аудиту. В связи с этим степень ответственности за подтверждение данных нефинансовой отчетности несопоставима;

3) анализ практики применения нефинансовых отчетов демонстрирует определенную «избирательность» со стороны бизнеса в части полноты раскрытия экологических показателей, а также отсутствие за это какой-либо ответственности, что вносит определенный субъективизм в оценку реальной ситуации.

За последние три года проведено много исследований авторитетными профессиональными сообществами в части полноты раскрытия экологических и климатических показателей в нефинансовой отчетности, которые привели к неоднозначным выводам. Например, Целевая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (ГСГО), провела мониторинг отчетов 1000 компаний из 142 стран в десяти отраслях за 20162018 гг. на предмет соответствия 11 рекомендациям о раскрытии информации (без оценки качества). В настоящее время данные рекомендации признаны самыми авторитетными в мире и получили поддержку большинства профессионального сообщества. В результате лишь часть компаний их реально выполняют, из которых 25% раскрывали информацию по пяти и более из 11 рекомендаций, а большинство компаний — три из 11 рекомендаций12.

Не менее важным аспектом отчетности является избирательность раскрытия данных. Часто наблюдается противоречие между позиционируемой отчетной информацией и лентами новостей. Завуалированный способ отражения отдельных фактов позволяет камуфлировать отдельные события о пагубном воздействии компании на окружающую среду. Для этого достаточно ознакомиться с обзорами экологических катастроф в России за ряд последних лет13. В нефинансовой отчетности этих компаний, как показал проведенный анализ, сведения носят общий характер и не позволяют представлять объективную картину всей ситуации.

ВЫВОДЫ

Экологический подход к защите окружающей среды становится элементом мировоззрения населе-

12 Climate Disclosure Standards Board and Sustainability Accounting Standards Board, 2019b. URL: https://www.cdsb. net.

13 Недавние экологические катастрофы в России. Бедствия 2020 года. URL: https://dprom.online/unsolution/nedavnie-ekologicheskie-katastrofy-v-rossii-bedstviya-2020-goda.

Таблица / Table

Раскрытие информации по экологическим вопросам в нефинансовой отчетности / Disclosure of information on environmental issues in non-financial reporting

Международные инициативы / Стандарты / international initiatives/Standards Название отчета / цели и характеристики раскрытия / Report title / objectives and characteristics of disclosure

Глобальная инициатива по отчетности / GRI (Global Reporting Initiative) Отчетность в области устойчивого развития представляет практику раскрытия экономических, экологических и социальных показателей. Цель - отражение информации о вкладе бизнеса в достижение отдельных целей устойчивого развития. В составе показателей экологической устойчивости отражаются показатели отходов, воды, сточных вод и др.

Международный совет по интегрированной отчетности / IIRC (International Integrated Reporting Council) Интегрированная отчетность, обеспечивающая взаимосвязь финансового, производственного, интеллектуального, человеческого, социального и природного капиталов. Отражает корпоративную стратегию компании, направленную на создание стоимости в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. В составе экологических показателей показывается процесс создания ценности компании в рамках природного капитала и его составляющих

Совет по стандартам учета в области устойчивого развития / SASB (Sustainability Accounting Standards Board) Отчет об устойчивом развитии представляет структурированную информацию по ключевым показателям в области ЦУР (окружающей среды, человеческого капитала и бизнес-модели). Цель - раскрытие информации по ESG-факторам в разрезе краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных финансовых показателей с учетом специфики отрасли. В отношении экологических показателей стандарт предусматривает оценку влияния климатических рисков: классификацию по 3 типам риска (физический, переходный, нормативный); каналы финансового воздействия на деятельность компании; набор целевых показателей по 77 отраслям

Целевая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата / TCFD (The FSB Task Force on Climate-related Financial Disclosures) Рекомендации по раскрытию финансовой информации в годовой отчетности в части климатических рисков и их влияния на бизнес в количественных оценках Рекомендуется раскрывать показатели, характеризующие эффективность мер управления климатическими рисками; показатели выбросов парниковых газов; показатели, характеризующие реализацию целей по декарбонизации и повышения доли инвестиций в «зеленые» технологии и биоэнергетику. Раскрытие информации отражается по четырем направлениям: корпоративное управление, стратегия, управление рисками, метрики и цели - в разрезе двух типов рисков (физический и переходного периода) с применением сценарного анализа устойчивости компании

Проект углеродного раскрытия (международная некоммерческая организация) / CDP (Carbon Disclosure Project) Отчетность об экологических рисках и управлении ими. Затрагивает вопросы раскрытия информации о степени влияния бизнеса на окружающую среду -климат, водные и лесные ресурсы. Основные показатели охватывают оценку эффективности мер по управлению водными и лесными ресурсами, а также снижение климатических рисков и стимулирование в этой части деятельности сотрудников компании. Проводится оценка влияния сценарного анализа в части климатических рисков на формирование бизнес-стратегии по использованию водных и лесных ресурсов

Совет по стандартам раскрытия информации о климате / CDSB (Climate Disclosure Standards Board) Стандарты о раскрытии информации об изменении климата, окружающей среде, природном капитале и их влиянии на результаты деятельности / финансовое положение компании в финансовой / корпоративной отчетности. Цель - дополнение финансовой отчетности показателями в части экологической информации. Раскрытие должно отражать экологическую политику, стратегию и целевые показатели компании, включая планы и сроки их выполнения; результаты оценки воздействия бизнеса на окружающую среду, а также влияния рисков на будущие результаты деятельности и финансовое положение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник/Source: разработано автором / compiled by the author.

ния, определяя его базовые потребности не просто комфортного проживания, но самой жизненной необходимости [5, с. 54]. Очень важно сегодня найти оптимальный баланс между интересами экономического развития общества и сбережением окружающей среды.

Недостаток информации об экологических рисках может приводить к неправильной оценке активов и ошибкам в распределении капитала, что может становиться причиной финансовой нестабильности и уязвимости рынков. На первый план выходит вопрос объективной оценки различных видов экологических рисков для принятия взвешенных решений различным группам заинтересованных сторон.

Для этого необходимо понимать, как экологические риски влияют на финансовое положение организации, выраженное в показателях баланса,

отчета о финансовых результатах. Актуальным является вопрос создания цифровой информационной экосистемы взаимосвязи целей и задач, поставленных в национальных проектах, и показателей финансовой и нефинансовой отчетности экономических субъектов на базе современных технологий (облачных сервисов, блокчейна, искусственного интеллекта и Machine Learning, инструментов BI, формата XBRL).

В дальнейшем требуется проведение более детальных исследований в части практического опыта компаний по подготовке данных финансовой и нефинансовой отчетности, соответствия раскрываемых данных требованиям стандартов. Важно осмыслить взаимосвязь целей и задач, поставленных в национальных проектах, и показателей финансовой и нефинансовой отчетности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гасанов Т. Я., Пашнин И. В., Ветрова И. Ф. Контроль и оценка рисков национального проекта «Экология». Учет. Анализ. Аудит. 2020;7(6):75-83. DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-6-75-83

2. Jones M. Accounting for the environment: Towards a theoretical perspective for environmental accounting and reporting. Accounting Forum. 2010;34(2):123-138. DOI: 10.1016/j.accfor.2010.03.001

3. Медведева О. Е. Интегрированная нефинансовая корпоративная отчетность в области устойчивого развития. Научный вестникЮИМ. 2017;(4):45-51.

4. Еремеева О. С. Бухгалтерский экологический учет в системе теорий бухгалтерского учета. Аудиторские ведомости. 2016;(7):37-42.

5. Токарева Е. В., Гончарова О. А. Формирование учетно-информационного обеспечения управления рисками в системе экологического учета и составления отчетности. Научно-агрономический журнал. 2018;103(2):71-74.

6. Richard J., Altukhova Yu. V. Proposals on reforming the fundamental principles of the enterprise, joinstock company and social interest through environmental accounting (part 1). International Accounting. 2017;20(22):1318-1335. DOI: 10.24891/ia.20.22.1318

7. Trotman A. J., Trotman K. T. Internal audit's role in GHG emissions and energy reporting: Evidence from audit committees, senior accountants and internal auditors. Auditing: A Journal of Practice and Theory. 2015;34(1):199-230. DOI: 10.2308/ajpt-50675

8. Трясцина Н. Ю. Формирование информации в интегрированной отчетности для оценки инвестиционной привлекательности компаний. Международный бухгалтерский учет. 2018;21(3):281-296.

9. Богачева О. В., Смородинов О. В. Управление экологическими рисками в организациях финансового сектора стран Группы двадцати. Финансовый журнал. 2018;(2):59-72. DOI: 10.31107/2075-1990-2018-2-59-72

10. Жуков В. В. Законодательный аспект экономического стимулирования по раскрытию достоверной информации предприятиями. Экологический вестник России. 2015;(8):54-55.

11. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков. Часть 1. Учет. Анализ. Аудит. 2020;7(3):18-25. DOI: 10.26794/2408-93032020-7-3-18-25

12. Ефимова О. В., Рожнова О. В. Стратегия гармонизации финансовой и нефинансовой отчетности в области раскрытий климатических рисков. Часть 2. Учет. Анализ. Аудит. 2020;7(4):6-17. DOI: 10.26794/2408-93032020-7-4-6-17

13. Рожнова О. В., Лесина Т. В. Парадигма жизнеобеспечения — новая идея развития учета и отчетности. Учет. Анализ. Аудит. 2021;8(2):24-37. DOI: 10.26794/2408-9303-2021-8-2-24-37

REFERENCES

1. Hasanov T. Ya., Pashnin I. V., Vetrova I. F. Control and assessment of risks of the national project «Ecology». Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Audit. 2020;7(6):75-83. DOI: 10.26794 / 2408-9303-2020-7-6-75-83

2. Jones M. Accounting for the environment: Towards a theoretical perspective for environmental accounting and reporting. Accounting Forum. 2010;34(2):123-138. DOI: 10.1016/j.accfor.2010.03.001

3. Medvedeva O. E. Integrated non-financial corporate sustainability reporting. Nauchnyy vestnik YUIM = Scientific Bulletin of YM. 2017;4:45-51.

4. Eremeeva O. S. Accounting ecological accounting in the system of accounting theories. Auditorskiye vedomosti = Audit statements. 2016;(7):37-42.

5. Tokareva E. V., Goncharova O. A. Formation of accounting and information support for risk management in the environmental accounting and reporting system. Nauchno-agronomicheskiy zhurnal = Scientific and agronomic journal. 2018;2(103):71-74.

6. Richard J., Altukhova Yu. V. Proposals on reforming the fundamental principles of the enterprise, joinstock company and social interest through environmental accounting (part 1). International Accounting. 2017;20(22):1318-1335. DOI: 10.24891/ia.20.22.1318

7. Trotman A. J., Trotman K. T. Internal audit's role in GHG emissions and energy reporting: Evidence from audit committees, senior accountants and internal auditors. Auditing: A Journal of Practice and Theory. 2015;34(1):199-230. DOI: 10.2308/ajpt-50675

8. Tryastsina N. Yu. Presentation of information in integrated reporting to assess the investment attractiveness of companies. international accounting, 2018;21(3):281-296. DOI: 10.24891/ ia. 21. 3.281

9. Bogacheva O. V. Smorodinov Environmental risk management in financial sector of G20 countries Finansovyi zhurnal. 2018;(2):59-72. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2018-2-59-72

10. Zhukov V.V. The legislative aspect of economic incentives for the disclosure of reliable information by enterprises. Ekologicheskiy vestnik Rossii = Ecological Bulletin of Russia. 2015;8:54-55.

11. Efimova O. V., Rozhnova O. V. The strategy for harmonizing financial and non-financial reporting on climate risk disclosures. Part 1. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2020;7(3):18-25. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-3-18-25

12. Efimova O. V., Rozhnova O. V. The strategy for harmonizing financial and non-financial reporting on climate risk disclosures. Part 2. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2020;7(4):6-17. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-2020-7-4-6-17

13. Rozhnova O. V., Lesina T. V. Life support paradigm — a new idea for the development of accounting and reporting. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing. 2021;8(2):24-37. (In Russ.). DOI: 10.26794/2408-9303-20218-2-24-37

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ирина Викторовна Сафонова — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента аудита и корпоративной отчетности Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансовый университет, Москва, Россия ISafonova@fa.ru

ABOUTTHE AUTHOR

Irina V. Safonova — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Audit and Corporate Reporting, Faculty of Taxes,

Audit and Business Analysis, Financial University, Moscow, Russia

ISafonova@fa.ru

Статья поступила 06.06.2021; принята к публикации 10.08.2021. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 06.06.2021; accepted for publication 10.08.2021. The author read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.