Научная статья на тему 'Экологические проекты как фактор воспитания подростков'

Экологические проекты как фактор воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические проекты как фактор воспитания подростков»

- лучшие педагогические прак

отметить, что и верстка газеты - дело рук самих учащихся. За это непростое дело в этом учебном году с энтузиазмом взялась учащаяся 1-го курса Светлана Алимбаева. Ранее газету верстал Артем Ковальчук, учащийся 3-го курса.

В работе над изданием принимает участие не только редколлегия, но и ребята, проявляющие интерес к такому виду деятельности. При сборе информации члены редколлегии не отказываются от помощи педагога-психолога, социального педагога, мастеров производственного обучения, преподавателей. Эти люди всегда в курсе происходящих в лицее событий, они помогают в выборе темы, комментируют уже подготовленный материал.

Газета «Лицейский квартал» получила положительные отзывы от директора Сообщества выпускников Президентской программы Кемеровской области, главного редактора журнала «Лидер Кузбасса» О. В. Гилевой и от редактора городской газеты «Мой город» Ю. М. Михайлова: ««Лицейский квартал» - отличный

источник информирования не только студентов, но и школьников, которые оказываются перед выбором профессии и жизненного пути». Газета подробно рассказывает о профессиях, которые можно получить в лицее, о самих учащихся, она объединяет коллектив на решение общих задач, рассказывает о перспективах учреждения профессионального образования, о дальнейшей судьбе наших выпускников, объявляет различные конкурсы, радует читателей сообщениями о наших победах - образовательных, профессиональных, спортивных, творческих.

Возможно, кто-то думает, что учащиеся не смогут длительное время участвовать в издании газеты, что это дано не каждому. Наверное, основания для таких мыслей есть. Но мы живем «здесь и сейчас», и важно быть востребованными сегодня, и сегодня выполнять работу, которая по душе. Молодые люди и девушки пришли в редколлегию со своими идеями. И нам, взрослым, важно поддержать в них эту искру, сделать так, чтобы она не погасла.

экологические проекты как фактор воспитания подростков

н. А. наумова, заместитель директора по УВР ПЛ № 79, пгт Тяжинский

Одной из форм экологического воспитания в нашем лицее является участие ребят в экологических проектах.

Проекты могут быть разными по содержанию, но обязательно социально значимыми. Это проведение акций экологической тематики, направленных на благоустройство территорий парка Победы в поселке Тяжинский и территории учебного комплекса, разбивка цветников и уход за ними. С целью озеленения посёлка только за два последних года ребятами посажено 245 саженцев сосны.

Не менее важны проекты по волонтерскому движению. Наши ребята мастерят кормушки и скворечники для детских садов посёлка, рассказывают дошкольникам о необходимости заботы о птицах. Не менее интересен проект по сооружению снежных фигур и горок в детских садах в зимний период.

Как показывает практика, вышеперечисленные проекты воспитывают у подростков не только уважение к окружающему миру, но и побуждают к раздумьям о смысле жизни, о том, что можно сделать, чтобы окружающий его мир был чище и добрее.

Экологическое воспитание можно рассматривать не только как участие ребят в охране окружающей среды, но и как воспитание природой. Это организация походов в различных формах: сплавы, многоднев-

ные пешие походы, походы, направленные на изучение истории края, природных особенностей и т. д. Уже несколько лет в лицее организуются сплавы по таёжной реке Кия, многодневные походы по озёрам Красноярского края. В них участвуют ребята, оказавшиеся в сложной социальной ситуации: состоящие на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних, «трудные» подростки, дети-сироты, воспитывающиеся в асоциальных, малообеспеченных, неполных семьях. Экстремальные условия: непредсказуемая погода, крутые пороги, когда лодка может перевернуться, если кто-то из гребцов зазевался, - всё это даёт возможность раскрыть положительные и отрицательные личностные качества, а обострённое чаще всего мнение коллектива способствует коррекции поведения отдельных подростков.

О переменах в себе говорят и сами ребята, когда в последний вечер похода беседуют у костра, отвечают на вопросы: сумели ли вы в походе посмотреть на себя со стороны? Что понравилось / не понравилось в походе? Какие пожелания хотелось бы высказать членам команды? Повлияли ли условия природы на ваш внутренний мир? В походе ребята становятся командой, объединённой общим интересом и маленьким приключением.

лучшие педагогические практики

Занимаясь экологическим воспитанием на протяжении семи лет, могу сказать, что приобщение обучающихся лицея к экологическим проектам всегда дает положительный результат. Если до периода организации сплавов, многодневных походов в каникулярный период количество совершённых правонарушений обучающимися лицея увеличивалось, то на протяжении семи последних лет оно значительно снизилось: в

2001 году в летний период совершено 28 правонарушений, в 2007 - 7, в 2008 году - 5.

Следовательно, используя различные формы и методы экологического воспитания во внеурочное время, можно добиться положительных результатов в социализации личности обучающегося, формировании нравственного компонента экологической культуры.

социализация обучающихся через проектную деятельность

О. А. Желтухина, преподаватель спецдисциплин ПУ № 3, г. Кемерово

Метод проектов не является принципиально новым, он возник в 1920-е годы в США и был нацелен на гуманизацию образования. Этот метод предполагает определенный алгоритм образовательных процедур, которые позволят решить ту или иную проблему при взаимодействии учащихся и педагога в учебном процессе и внеурочных мероприятиях. Проектная деятельность является отличным средством самореализации учащихся, развития их личности, способом овладения социальным опытом. Я использую метод проектов во внеурочной деятельности учащихся.

Проект мы назвали «Радуга», он практико-ориен-тированный, нацеленный на социально значимую деятельность. Аудитория проекта - учащиеся, проживающие в общежитии (дети-сироты, иногородние подростки).

В литературе описаны структуры содержания проектов. Я ориентируюсь на структуру, которую предложил М. И. Поташник, как наиболее приемлемую для реализации нашей проектной идеи.

Начали мы работу с изучения социальной среды поселка. Профессиональное училище № 3 располагается на окраине города в Предзаводском поселке, в так называемой санзоне, рядом с химическим предприятием КОАО «Азот». Инфраструктура поселка слабо развита, нет культурно-спортивных и досуговых центров для детей и подростков. Условия для развития и самореализации подрастающего поколения (по сравнению с условиями города) практически отсутствуют. В поселке имеются три семейных общежития и комплекс двухэтажных домов, построенных в начале 50-х годов. Большинство детей поселка проживает в неблагоприятных социально-бытовых и морально-психологических условиях. Участники проекта провели социологическое исследование, анкетный опрос школьников 3-5-х классов школы № 47. Выяснили, что большинство школьников не вовлечены в досуго-вую деятельность, не имеют возможность посещать спортивные секции, Дома творчества, предоставлены «сами себе». На основании социологического иссле-

дования обосновали актуальность идеи и выработали концепцию проекта.

Концепция проекта предусматривает преобразование культурно-образовательного пространства Предзаводского посёлка города Кемерово через вовлечение детей школьного возраста в различные виды досуговой деятельности в условиях социально неблагоприятной среды.

Организация досуговой деятельности школьников, проживающих в нашем посёлке, предполагается через создание клуба по интересам «Радуга». Учредителями клуба выступили профессиональное училище № 3 и МУК ЦБС библиотека «Радуга».

Социальное партнерство повышает статус проекта, позволяет решать задачи во взаимодействии. Отличительная особенность проекта - участие в работе клуба волонтеров, учащихся 1-го курса, проживающих в общежитии.

С целью выявления досуговых потребностей детей был проведён анкетный опрос. Анализ анкетной информации позволил нам определить организационную структуру «Радуги», направления в работе с учётом интересов подростков, разработать план-график реализации проекта.

Организационная структура клуба по интересам «Радуга»:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.