Научная статья на тему 'Экологические проблемы республики Башкортостан'

Экологические проблемы республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
23508
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / АГРОЭКОСИСТЕМА / ГОРОДСКАЯ ЭКОСИСТЕМА / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / ОТХОДЫ / ПЛОДОРОДИЕ ПОЧВЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ / ЭТНОС / VEHICLE / AGROECOSYSTEM / URBAN ECOSYSTEM / PLANTING OF GREENERY / WASTE / FERTILITY / ECOLOGICAL EQUILIBRIUM / ETHNOS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Миркин Борис Михайлович, Наумова Лениза Гумеровна, Хазиахметов Рашит Мухаметович

Рассматриваются экологические проблемы городов и сельского хозяйства Республики Башкортостан. Главными экологическими проблемами городов являются: неконтролируемый рост числа автомобилей, отсутствие переработки отходов, недостаточное озеленение. Необходимо повысить роль общественного транспорта, организовать рециклинг отходов и увеличить площадь зеленых насаждений в городах. В настоящее время сельское хозяйство РБ обеспечивает население республики всеми основными продуктами питания (зерном, мясом, молоком, яйцом, картофелем и др.), однако главной экологической проблемой сельского хозяйства остается отсутствие системы мер по сохранению плодородия почв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Миркин Борис Михайлович, Наумова Лениза Гумеровна, Хазиахметов Рашит Мухаметович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Problems in the Republic of Bashk

The ecological problems in Bashkortostan’s cities and agriculture are considered in the article. The principal problems of the urban ecology are as follows: uncontrolled increase in traffic, a lack of waste recycling, planting not much verdure. It is necessary to increase the role of public transport, to organize waste recycling and increase an area of artificial plant vegetation in cities. Bashkortostan modern agriculture provides the population with basic foodstuffs (grain, meat, milk, eggs, potato, etc.). But the main ecological problem in the agriculture is a lack of the soil fertility conservation system.

Текст научной работы на тему «Экологические проблемы республики Башкортостан»

Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, P.M. Хазиахметов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Примерно 200 лет назад башкиры еще находились в состоянии экологического равновесия с окружающей средой, о котором писал Л.Н. Гумилев [I]: в степях с перекатывающимися волнами ковышей и буйно цветущим разнотравьем паслись косяки лошадей; площадь пашни быша невелика и использовалась в природосберегающем режиме залежно-переложной и подсечно-огневой систем земледелия; они заготавливали немного древесины, и потому в лесах сохранялся природный состав древесных пород (бышо много лиственницы, сосны, ели и пихты); охотились и ловили рыбу, но их традиции запрещали получение «сверхприбыши» от природы, и потому это не наносило вреда популяциям промыгсловыгх животных.

Начало нарушения экологического равновесия связано с периодом реформ 1860-х гг., когда на территорию Башкортостана хлынули потоки переселенцев. С этого времени одновременно начался рост площади пашни и поголовья скота, причем на смену экологичной лошади пришли коровы и овцы, которые пагубно влияли на травостой степей. Эти процессы усилились после Великой Октябрьской революции 1917 г. и особенно во времена «планово-командной» экономики и колхозно-совхозного строя. В 1950-е гг. новый удар по природе Башкортостана нанесла кампания освоения целинных и залежных земель. Площадь пастбищ еще более сократилась, но поголовье скота продолжало расти. Агроландшаф-ты республики оказались «между «молотом и наковальней», в итоге степи деградировали и на смену ковышям пришли низкие и серые травостои из типчака и полыни австрийской, а на новой пашне свирепствовала эрозия [2].

Одновременно шли процессы индустриализации и урбанизации республики. Если в начале

XIX в. доля горожан составляла 4%, перед началом Великой Отечественной войны — 17, в 1955 г.— 40, то к 2000 г. — 60% [3]. Росли старые города — Уфа и Стерлитамак, рождались и набирали силу новые — Салават, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, Туймазы, Агидель. Строились гигантские предприятия нефтехимической промышленности, увеличивалось количество нефтяных скважин, а при нефтедобыче загрязнялись грунтовые воды.

В период экономических реформ 1990-х гг. влияние человека на природу Башкортостана несколько снизилось: на 20% сократилась площадь пашни за счет выведения из использования малопродуктивных земель, на 30% уменьшилось поголовье скота. В зауральских степях начали восстанавливаться ковыли. Тем не менее, рыночная экономика при диспаритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию и недостаточной финансовой поддержке государства обернулась новыми бедами «борьбы за выживание». Снизились дозы внесения органических и минеральных удобрений, были завышены площади рентабельных, но почворазруша-ющих культур, таких как подсолнечник, и уменьшилась доля многолетних трав в севооборотах. Полностью прекратились работы по лесомелиорации. А в годы социалистического хозяйствования Башкортостан был признанным лидером в деле создания рукотворных лесов на сельскохозяйственных землях. Продолжалось загрязнение окружающей среды промышленными гигантами, в городах оно усилилось вследствие бурного увеличения количества автотранспорта.

Рассмотрим две главные проблемы экологии современного Башкортостана: состояние городов и сельского хозяйства.

Миркин Борис Михайлович, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ Наумова Лениза Гумеровна, кандидат биологических наук, профессор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Хазиахметов Рашит Мухаметович, доктор биологических наук, профессор Башкирского государственного университета

© Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Хазиахметов P.M., 2011

Экологические проблемы городов

Для эколога города — особый вариант экосистемы, т.к. в них есть живые организмы (главный из них — человек), окружающая среда и потоки вещества и энергии, связывающие эти составляющие в единую систему. Однако у городских экосистем, в отличие от природных лесов или степей, есть три главные особенности, которые и превращают их в «паразитов биосферы».

1. Зависимость. Города находятся не на самообеспечении, а живут за счет веществ и энергии, поступающих в них извне. В РБ на каждого горожанина работает почти 2 га сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы и пастбища);

2. Неравновесность. Идиллическая ситуация, о которой любят говорить радикальные экологи, ставящие задачу создать экологическое равновесие между городом и окружающей средой, в принципе недостижима. Можно (и нужно) лишь уменьшить степень неравновесности городов и снизить их негативное влияние на окружающие природные и сельскохозяйственные экосистемы, а также улучшить экологические условия для жизни самих горожан;

3. Аккумулирующий характер. Количество веществ, которые поступают в городскую экосистему, в 10 раз больше, чем количество веществ, покидающих ее с производимой продукцией и поступающих в атмосферу и воду как загрязнители окружающей среды. Раньше за счет этой аккумуляции повышался уровень поверхности городов и формировался так называемый культурный слой (это его исследуют археологи в Уфимском городище). Теперь поступающие в город вещества накапливаются в стенах зданий, твердых покрытиях улиц и площадей, а также оседают на полигонах твердых промышленных и бытовых отходов (а кое-где и на необустроенных городских свалках, например, в северной части Уфы, где накоплено более 7 млн м3 отходов).

Проблема городского транспорта. Главной экологической проблемой города и основным источником загрязнения атмосферы является автомобильный транспорт. В промышленных городах (Уфа, Стерлитамак, Салават), где велико загрязнение атмосферы от стационарных источников (заводов), его вклад превышает 50%, а в городах без крупных заводов (Бирск) — более 90%. В состав загрязняющих веществ, выбрасываемых автомобилем в атмосферу, входит около 200 ком-

понентов. Основными загрязнителями являются оксиды углерода, углеводороды, оксиды азота, сажа, свинец, диоксид серы. При этом диоксид углерода и пары воды способствуют усилению парникового эффекта и потеплению климата. Среди углеводородов наиболее опасны полиароматические (особенно бенз(а)пирен), а также формальдегид и бензол. При работе автомобиля в воздух поступает также резиновая пыль, образующаяся при стирании покрышек и являющаяся отличным адсорбентом для вредных веществ, включая канцерогены, вызывающие заболевания раком.

Кроме того, транспорт, особенно автомобильный, повинен в «запечатывании» значительной части поверхности земли асфальтом и бетоном. Автомобили пожирают огромное количество энергии, а на их производство затрачивается много дефицитного минерального сырья.

Мировое «поголовье» автомобилей превысило 900 млн единиц и к 2030 г. может достичь 1,5 млрд. В развитых странах число автомобилей превышает 500 единиц на 1 тыс. населения, а в развивающихся — около 200. В Башкортостане, как и во всей России, на 1 тыс. населения также приходится 200 автомобилей, в больших городах — 300. И, увы, это не предел, «автомобилизация» населения республики интенсивно продолжается.

Впрочем, число автомобилей само по себе не всегда отражает их влияние на окружающую среду. Городские экологи оценивают влияние автомобилей на окружающую среду в среднем по расходу горючего на одного жителя за год. Этот показатель во многом зависит от плотности населения города [4].

Данных о среднем расходе горючего на единицу автотранспорта в городах РБ нет, хотя известно, что плотность населения в наших городах невысокая: Уфа — 1 466, Стерлитамак — 2 503, Салават — 1 465, Октябрьский — 1 111, Бело-рецк — 1 673, Сибай — 457, Кумертау — 394 (для сравнения: Челябинск — 1 300, Москва — 10 000). Тем не менее, по данным опроса, проведенного авторами, можно считать, что в Уфе, растянувшейся с севера на юг на 50 км, расход топлива на один личный автомобиль составляет около 800— 1000 л/год, т.е. около 300 л на одного горожанина.

Очевидно, что влияние автомобилей на среду наших городов нужно снижать. Основные направления достижения этой цели следующие:

1. Развитие общественного транспорта. При поездке одного человека в автобусе окружающая среда загрязняется в 4 раза меньше, чем при использовании личного автомобиля; еще меньше — при использовании общественного транспорта на электрической тяге. В Токио основным видом общественного транспорта являются электропоезда, которые японцы называют самым «экологически дружественным» видом транспорта. Ликвидация многих трамвайных маршрутов в Уфе, вряд ли, была удачным решением. В современных городах широко используются скоростные трамваи.

В городах РБ (как и во всей России) на долю городского транспорта приходится около 50% перевозок. Если улучшить систему общественного транспорта (в т.ч. увеличить количество маршрутов в пригородные районы низкоэтажной застройки и коллективные сады), то можно повысить вклад общественного транспорта до уровня Гонконга (70%) или даже Куритибы (80%). К этому нужно стремиться. «Голубой мечтой» уфимцев является метро.

2. Снижение влияния автомобильного транспорта за счет «давления» экономических механизмов. Владелец автотранспорта в РБ несет только внутренние расходы (на приобретение автомобиля, страховку, горючее, ремонт и др.), а в европейских странах — и большие внешние расходы. При приобретении автомобиля взимается сверхвысокий налог: приходится платить практически две цены (а в Гонконге — три цены). Кроме того, установлены сверхвысокие налоги на горючее, моторное масло, пользование парковками. Во многих городах взимается плата за въезд в центр или он вообще закрыт для автомобилей. Взимаются налоги на содержание дорог и др. Таким образом, горожанин со средним достатком, который испытывает влияние пресса внешних расходов, задумывается, сесть ли ему за руль своего автомобиля или воспользоваться общественным транспортом и велосипедом. В странах Европы популярны парки коллективного пользования, в которых автомобиль берется на прокат.

Наконец, ни в одной цивилизованной стране невозможна ситуация, которая сложилась в наших городах, где тысячи автомобилей «ночуют» во дворах и при этом нарушают зеленое покрытие. В Японии, чтобы приобрести автомобиль, нужно представить справку о том, что имеется

гараж. Эти непопулярные меры по регулированию количества автомобилей и числа поездок рано или поздно придется принимать и в наших городах, которые уже начинают задыхаться от избытка автомобилей.

3. Экологизация автомобиля. Японская фирма «Тойота» и ряд американских автомобильных концернов приступили к выпуску экологичных «трехлитровых» автомобилей. А на смену автомобилям с двигателями внутреннего сгорания идут более комфортабельные — «гибриды», чем «трехлитровые» автомобили. В них традиционный двигатель сочетается с электромотором или водородным топливным элементом. Такие автомобили также расходуют 3 л горючего. Все более широкое распространение получают электромобили. Израиль планирует к 2015 г. довести долю электромобилей в своем автопарке до 50%. Совершенствуются модели водородомобилей, которые являются экологически абсолютно чистыми (их выхлопы — водяные пары). Наконец, повышается качество моторного топлива, что также снижает загрязнение, в странах ЕС уже внедрен стандарт «Евро-5». В РБ имеется опыт перевода автомобилей на газовое топливо, которое экологичнее, чем бензин и солярка. Однако этот процесс застопорился.

4. Муниципальное управление транспортом. Главной проблемой управления является предотвращение образования пробок на улицах городов. В пробках происходит наиболее сильное загрязнение атмосферы автомобильными выхлопами. Для этого строятся скоростные магистрали (проспект Салавата Юлаева в Уфе), транспортные развязки, расширяется дорожное полотно городских улиц. Однако, как показывает опыт американцев, с одной стороны, действительно, движение по скоростным магистралям ускоряется, но с другой — они способствуют росту числа автомобилей.

Опыт расширения улиц в Уфе иллюстрирует эту двойственность скоростных магистралей: за них город заплатил потерей значительной части озеленения улиц, сужением пешеходных тротуаров, что осложнило перемещение горожан, особенно в зимние месяцы. А пробки, между тем, в центре города не исчезли.

Таким образом, проблем с городским транспортом в РБ много и они продолжают обостряться. Без регулирования стихийного роста автотранспорта не обойтись (хотя автопром — это рабо-

чие места, налоги в казну от продажи, ремонта и заправки автомобилей). Должен развиваться общественный транспорт и повышаться экологич-ность автомобилей. Не случайно, известный американский экономист-эколог Лестер Браун в своей последней монографии о возможностях преодоления климатической катастрофы назвал главу об экологии города будущего весьма символично — «Город для людей» [5].

Проблема твердых бытовых отходов (ТБО). Человечество «производит» огромное количество отходов. Лидирует в этом горно-добывающая промышленность (так, при производстве одного золотого обручального кольца остается 3 т отходов), за ней — коммунальное хозяйство. На каждого жителя города в среднем приходится 300 кг ТБО в год.

ТБО по своему составу не относятся к опасным отходам, таким как отходы химической промышленности или атомной энергетики. Тем не менее, наряду с бумагой, стеклом, пластиками, цветными и черными металлами, в их состав входят органические отходы, в первую очередь остатки пищи. При попадании на свалку эта органика разлагается и выделяет метан, который является парниковым газом, способствующим потеплению климата. В наше время существует несколько вариантов обращения с ТБО.

1. Депонирование (накопление). Теперь вместо необорудованных свалок создаются специальные полигоны. В РБ их более 30 и строятся новые. Они представляют собой глубокие «ванны» с водоупорным покрытием. Мусор, который поступает на полигон, уплотняется тракторами и переслаивается почвой. Один полигон работает 10—15 лет, после заполнения «ванны» она засыпается почвой и засаживается деревьями. Разумеется, полигон экологичнее, чем обычная свалка (из него не вытекают загрязненные инфильт-рационные воды), метан, однако, все равно выделяется.

2. Сжигание. В России мусоросжигательные заводы (МСЗ) оказались антиэкологичными [6], т.к. в атмосферу попадают высокотоксичные вещества, такие как диоксины. Кроме того, остается достаточно большое количество золы, которую надо захоронить. Во всех странах такие заводы закрывают, не планируется строительство новых МСЗ и в Москве. Несколько лет назад обсуждались перспективы строительства МСЗ в Уфе, к счастью, дело не пошло дальше

общих разговоров. Будем надеяться, что эти антиэкологичные предприятия не будут построены в РБ.

3. Сортировка. Это одно из самых перспективных направлений обращения с ТБО. Наиболее эффективный вариант сортировки мусора — сбор разных фракций ТБО в отдельные контейнеры, что облегчает их переработку.

Некоторый опыт раздельного сбора ТБО имеется в Башкортостане (города Стерлитамак, Бе-лебей, Октябрьский). В ряде районов Стерлита-мака устанавливались контейнеры, в которые собирались разные фракции отходов (бумага и картон, пластик, металлические и алюминиевые банки). Однако этот вариант сортировки ТБО в России, в т.ч. в РБ, реализуется крайне сложно, т.к. большая часть населения проживает в небольших квартирах, где нет места для размещения нескольких емкостей для сбора разных фракций отходов. Да и российский менталитет не располагает к раздельному сбору отходов.

Наиболее перспективна для наших городов сортировка ТБО на мусопоперерабатывающих заводах (МПЗ). С 1970 г. мусопоперерабатываю-щее предприятие работает в Санкт-Петербурге. Строительство таких заводов планируется и в Москве. В 2007 г. в Алма-Ате пущен в строй крупный МПЗ мощностью 450 тыс. т в год при глубине переработки 90%. Мощности этого завода хватило бы для переработки всех ТБО Уфы. Сортированные фракции ТБО направляются на переработку, несортированный остаток сжигается или захоранивается. Переработка стекла, бумаги и картона, лома цветных и черных металлов экономически выгодна, при этом затрачивается в 2—3 раза меньше энергии, чем при использовании первичного сырья. Органические отходы компостируются, и из них готовят органические удобрения.

В «социалистическом прошлом» в городах РБ было много пунктов приема вторичного сырья. Залоговая стоимость стеклянной посуды была высокой, и хозяйки охотно сдавали стеклотару. Пункты ее приема были многочисленными. Сегодня, к сожалению, стеклотара идет прямиком в мусорные контейнеры, т.к. ее залоговая стоимость крайне низкая, а пунктов приема нет. Сдача макулатуры стимулировалась «натуральной» оплатой: сдающий получал дефицитные в то время книги. Большой вклад в сбор макулатуры вносили пионеры. В настоящее время интенсивность

сбора вторсырья резко снизилась, хотя в Уфе работает коммерческое предприятие «Чистый город». Полезно было бы вернуться к прошлому опыту заготовки вторсырья. Нужно решать и новые задачи, например, утилизация энергосберегающих ламп. Пока эти ртутьсодержащие опасные отходы поступают в обычные мусорные контейнеры. Нужна специальная система сбора этих ламп с материальным стимулированием (например, за сдачу 4 использованных получать одну новую).

Проблема озеленения. Озеленение является наиболее универсальным способом улучшения состояния городской среды. По санитарным нормативам на одного жителя в черте города должно приходиться 50 м2 древесных насаждений, а в зеленой зоне — еще 300 м2. К сожалению, ни в одном из городов РБ, впрочем как и в России, этот норматив не соблюдается. Более того, в последние годы под натиском автомобилей площадь зеленых насаждений снижается. Все новые тор-гово-развлекательные комплексы и административные здания окружены «мертвыми» асфальтированными парковками, никаких насаждений в этих архитектурных ансамблях не предусмотрено (пример тому ТДК «Гостиный двор» в г. Уфа).

В городах по-прежнему практикуется точечное строительство, когда новые здания втискиваются в уже застроенные районы, где нет не только деревьев, но и травинки не увидишь. Надо отметить, что расширение уфимских улиц сплошь и рядом сопровождается уничтожением деревьев и газонов. Слов нет, вырубались старые деревья, которые «выдыхивали» углекислого газа столько же, сколько производят кислорода. Однако все другие полезные экологические функции эти деревья выполняли. И, наконец, на место спиленных никто не спешит посадить новые деревья.

Сады и парки имеют саванноидный характер: невысокие редко стоящие деревья на фоне газонов и твердых покрытий. Такие «саванны» не годятся для наших загазованных городов. Полог деревьев в парках должен быть плотным, а сами деревья — высокими.

Помнится, что во времена СССР в Тарту (а это очень зеленый город) работала городская комиссия, которая выискивала места, где можно посадить еще одно дерево. Наши градостроители ищут место, куда можно «всунуть» очередную многоэтажку, а автовладельцы — куда поставить свою машину.

Оставляют желать лучшего и газоны. Возле респектабельных офисов на газонах высевают дорогие импортные травосмеси. Однако они не подходят для нашего сурового климата и требуют постоянного полива. На прочих газонах высеваются травы, которые используются для создания искусственных пастбищ. Такие травяные покрытия быстро изреживаются, культурные травы замещаются рудеральными растениями. Эти газоны неэстетичны. Давно назрела необходимость создания в республике специального хозяйства по селекции и размножению газонных трав, адаптированных к особенностям континентального климата городов.

Еще одна проблема — состояние лесопарков Уфы, которые захламлены и вытоптаны. В весеннее время в них устремляется поток «любителей природы», которые безжалостно уничтожают первоцветы. Много лет ведется разговор о создании специального лесничества, которое будет регулировать состояние городских лесов. В Москве «зеленые острова» — парки и лесопарки — имеют статус особо охраняемых природных территорий и находятся под защитой муниципальных властей. Неплохо нам перенять этот опыт и придать лесопаркам столицы статус памятников природы.

В завершение краткого очерка состояния городских экосистем республики остается сделать вывод, что оно неблагополучно. По данным медицинской статистики, онкозаболеваемость в Уфе за последние 30 лет выросла в 12 раз, причем преобладает рак легких. Здоровье населения — это лучший индикатор общего состояния экологической среды города. И потому ее нужно улучшать, в первую очередь, за счет снижения загрязнения атмосферы — снизить влияние городского транспорта и увеличить площадь и качество зеленых насаждений.

Экологические проблемы сельского хозяйства

Продовольственная безопасность является важной составляющей экологической безопасности и обеспечения устойчивого развития регионов, стран и всего мира, которая включает обеспечение продовольствием ныне живущего поколения и создание условий (сохранение агроре-сурсов) для обеспечения продовольствием поколений потомков.

В социалистический период вложения в сельское хозяйство увеличивались, но его эффектив-

ность оставалась низкой. Например, с 1960 по 1980 год затраты на сельское хозяйство увеличились в 4 раза, а роста производства зерна и продуктов животноводства практически не было. Причина тому — командно-затратный стиль управления сельским хозяйством. Отдельно учитывались затраты на сев, внесение удобрений, уборку урожая, корма, но рентабельность получаемой продукции не оценивалась. В пахотном фонде значительную часть составляли неплодородные земли, на которых посев и обработка не окупались урожаем. Кроме того, пшеницу сеяли в северных районах республики, где она просто не вызревала.

В животноводстве хронически не хватало кормов, в зимние месяцы солому на автомашинах везли с Украины (и вместе с ней завезли колорадского жука). Дефицит кормов вел к тому, что в животноводстве практически проводился «масштабный эксперимент» с цыганской лошадью, которую приучали не есть. Завышенное поголовье скота как-то удавалось сохранять, но удои были «козьими» (2000—2500 л на 1 корову), а привесы коров — низкими (400 г/сутки).

В период экономических реформ под влиянием механизмов рыночной экономики агроэко-логическая ситуация в Башкортостане улучшилась и структура агроэкосистем стала более оптимальной. На 20% была сокращена площадь пашни за счет малопродуктивных эродированных земель. Эти земли при больших затратах энергии практически не давали урожая. Они были засеяны травами или переведены в залежи. Таким образом увеличилась площадь кормовых угодий. На одну треть было сокращено поголовье избыточного скота, который не был обеспечен кормом, что снижало удои и привесы. Это приблизило пастбищные нагрузки к емкости пастбищ и улучшило обеспечение сеном. Процесс пастбищной дигрессии сменился постпастбищной демутацией.

Эти перемены к лучшему мы проиллюстрируем на примере агроэкосистем Зауралья Башкортостана (табл. 1).

Очевидны различия изменений структуры аг-роэкосистем в разных районах. Наибольшее снижение площади пашни произошло в районах с неблагоприятными условиями для земледелия — в Учалинском (горный рельеф) и Хайбуллин-ском (острый дефицит влаги). Наименьший сброс поголовья скота произошел в Учалинском райо-

Т а б л и ц а 1 Динамика экологически значимых параметров агроэкосистем Зауралья РБ в период перехода к рыночной экономике (1990—2006)

Кол-во Снюке-ние площади пашни. % Снижение поголовья скота. % Количество естественных

Административный район осадков, мм/год кормовых угодий на 1 усл. голову КРС

1992 2006

Учалинский 500 32 20 1.6 2.8

Абзелштовский 400 22 35 1.2 2.5

Баймакский 350 21 31 1.7 3.3

Хайбуллинский 300 33 34 2.2 5.1

не, где вследствие более влажного лесостепного климата выше урожайность естественных кормовых угодий. Таким образом, под влиянием рыночной экономики структура агроэкосистем стала более экологичной, т.е. адаптивной, приспособленной к конкретным экологическим условиям. Пастбищные нагрузки снизились почти в 2 раза, что вызывало уже отмеченную восстановительную сукцессию и способствовало повышению продуктивности и видового богатства степных пастбищ.

В РБ создано 20 крупных молочно-товарных комплексов на основе импортных высокопродуктивных пород скота с удойностью 6000—8000 тыс. л/год. На этих комплексах в качестве подстилки используются солома и опилки, что позволяет быстро компостировать навоз и вносить его на поля.

В целом, сельское хозяйство республики укрепляется, причем в животноводстве растет доля частного сектора, который более эффективно использует корма. За последние 5 лет удои коров возросли с 2600 до 3300 кг, суточные привесы свиней — с 220 до 350 г (впрочем, привесы крупного рогатого скота остаются низкими — около 400 г в сутки).

Продовольственная безопасность Башкортостана в целом обеспечивается за счет богатства природных ресурсов: на каждого жителя республики приходится более 1 га пашни, а также 0,7 га естественных кормовых угодий. В республике ежегодно производится 700—900 кг зерна на душу населения, что позволяет развивать свиноводство и птицеводство. Зерно используется при изготовлении комбикормов для крупного рогатого скота. В табл. 2 показана величина производства в РБ основных продуктов питания в сравнении с данными по России и некоторым зарубежным странам [7].

Т а б л и ц а 2 Обеспеченность основными продуктами питания жителей РБ в сравнении с Россией и некоторыми зарубежными странами (в среднем в год)

Продукт РБ Россия США Япония Великобритания

Зерно, кг 700 500 1600 90 300

Мясо, кг 70 61 120 44 83

Молоко, л 300 243 273 92 311

Яйца шт 300 254 251 300 216

Картофель, кг 300 111 64 25 119

Масло растительное. кг 6 12.7 32 13.5 15

Сахар, кг 31 40 28 20 42

Овощи, кг 50 100 100 95 92

Рыба, кг 15 15 11 50 23

На одного жителя республики производится около 70 кг мяса в год (медицинская норма — 90 кг). Республика полностью обеспечивает себя куриным яйцом, молока производится пока недостаточно — 300 кг на человека в год (норма — 450 кг). Растительного масла производится 6 кг на душу населения (норма — 10 кг), недостающие 4 кг обеспечиваются за счет импорта из южныгх регионов России и из-за рубежа. Республика почти обеспечивает себя сахаром (31 кг при нормативе 40 кг), а вот овощей мы производим только 50 кг (медицинская норма — 150 кг). Картофеля производится в 3 раза больше, чем необходимо (300 кг при нормативе 100 кг). Фруктами республика обеспечивает себя за счет импорта, т.к. наш климат «нефруктовый».

Рыбы в Башкортостане производится очень мало, ресурсы рыбоводства недоиспользуются. В настоящее время существенный вклад в обеспечение населения рыбой вносит только Карма-новский рыбопромышленный комплекс, первое в нашей республике высокомеханизированное хозяйство с автоматическим кормлением. Ежегодно этот комплекс дает 1 тыс. т рыбы, причем разводится не только карп и толстолобик, но и в ограниченном количестве осетр сибирский. В последние годы значительное количество озер взято предпринимателями в аренду для производства пресноводной рыбы. Сегодня эти хозяйства производят более 500 т рыбы в год, в них разводятся карп, белый амур, белый и пестрый толстолобик, а также форель радужная, канальный сомик и сиговые (пелядь, сиг). В естественных водоемах Башкортостана ежегодно вылавливается около 100 т рыбы.

Ресурсный потенциал республики высокий и возможность обеспечить продовольственную бе-

зопасность за счет производства своей продукции сомнений не вызывает. Однако возможности создания условий для обеспечения продовольствием поколения потомков вызывают опасения. Необходимо усилить внимание к вопросам сохранения плодородия почв. Для этого нужны финансовые дотации аграриям, т.к. пока горючее, удобрения, техника, пестициды стоят намного дороже, чем продукты сельского хозяйства. По этой причине очень низки дозы вносимых минеральных удобрений (20—30 кг/га) и навоза (I т/га). Для получения высоких урожаев и обеспечения скота кормами дозы минеральных удобрений должны быть утроены (это не нанесет ущерба природе), а навоза — увеличены в 5—7 раз.

С целью повышения прибыльности сельского хозяйства повсеместно нарушаются севообороты, доля почворазрушающих культур (пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и др.) достигает 70%, что намного превышает экологический норматив. Планируется расширение площади поливных земель в условиях южной части засушливого Зауралья республики, что может привести к засолению почв.

Сельское хозяйство Башкортостана пока решает проблемы продовольственной безопасности за счет естественного высокого плодородия черноземов и темно-серых лесных почв. Однако при сложившейся системе эксплуатации почв потенциал их плодородия может быть исчерпан, что приведет к трагическим последствиям. Должна неукоснительно выполняться заповедь: почвы — это капитал и нужно жить только на проценты с него, сохраняя и преумножая сам капитал. Пока позиция нашего поколения безнравственна — мы растрачиваем капитал и ведем сельское хозяйство по принципу «Д2ПР» (давай, давай, после разберемся). В социалистический период была развита служба «Гипрозем», в функции которой входило регулярное обследование состояния почв и естественных кормовых угодий. В Республике Башкортостан, как и в России, специальные службы, которые осуществляют мониторинг состояния почв, теперь отсутствуют. Мы забыли о том, что при любой форме собственности земля остается важнейшим общенациональным достоянием, которое государство обязано охранять.

Таким образом, мы рассмотрели две экологические проблемы Башкортостана — состояние городов и сельского хозяйства. В обоих случаях

ситуация пока неблагополучная. В городах продолжается рост автомобильного транспорта, который загрязняет атмосферу, отсутствует система рециклинга ТБО, недостаточна площадь зеленых насаждений. В сельском хозяйстве, несмотря на внешне благополучную ситуацию, нависла угроза над состоянием пахотных почв, плодородие которых не возобновляется.

Есть много других экологических проблем, в т.ч. сохранение биологического разнообразия, однако этот вопрос будет темой отдельной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1989.

2. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология и устойчивое развитие Республики Башкортостан. — Уфа: ИП Хабибов И.З, 2010.

3. Галин P.A. Население РБ: тенденции и особенности развития на пороге нового тысячелетия. — Уфа, 1998.

4. Нъюман П., Кенуорти Дж. Экологизация городского транспорта // Россия в окружающем мире: 2007 (Аналитический ежегодник). — М.: МНЭПУ, 2007. — С. 147—180.

5. Браун Л. Как избежать климатических катастроф?: План Б 4.0: спасение цивилизации / пер. с англ. — М.: Эксмо, 2010.

6. Мюррей P. Цель — Zero Waste / пер. с англ. — М.: ОМНОО «Совет Гринпис», 2004.

7. Россия в окружающем мире: 2010 (Аналитический ежегодник). — М.: МНЭПУ, 2010.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, агроэкосистема, городская экосистема, озеленение, отходы, плодородие почвы, экологическое равновесие, этнос.

Key words: vehicle, agroecosystem, urban ecosystem, planting of greenery, waste, fertility, ecological equilibrium, ethnos.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваются экологические проблемы городов и сельского хозяйства Республики Башкортостан. Главными экологическими проблемами городов являются: неконтролируемый рост числа автомобилей, отсутствие переработки отходов, недостаточное озеленение. Необходимо повысить роль общественного транспорта, организовать рециклинг отходов и увеличить площадь зеленых насаждений в городах. В настоящее время сельское хозяйство РБ обеспечивает население республики всеми основными продуктами питания (зерном, мясом, молоком, яйцом, картофелем и др.), однако главной экологической проблемой сельского хозяйства остается отсутствие системы мер по сохранению плодородия почв.

Boris М. Mirkin, Leni^a G. Naumova, Kashit M. Kha^iahmetov ECOLOGICAL PROBLEMS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The ecological problems in Bashkortostan's cities and agriculture are considered in the article. The principal problems of the urban ecology are as follows: uncontrolled increase in traffic, a lack of waste recycling, planting not much verdure. It is necessary to increase the role of public transport, to organize waste recycling and increase an area of artificial plant vegetation in cities. Bashkortostan modern agriculture provides the population with basic foodstuffs (grain, meat, milk, eggs, potato, etc.). But the main ecological problem in the agriculture is a lack of the soil fertility conservation system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.