Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАРИЕСОМ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ'

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАРИЕСОМ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / окружающая среда / туберкулез / кариес зубов / болезнь. / ecology / environment / tuberculosis / dental caries / disease.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Рахимов Анвар Кодирберганович

экологическое образование населения не просто одна из важнейших задач современного общества. Это условие его дальнейшего выживания. Экологическое воспитание и образование предполагает формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечение экологических знаний, профилактика кариеса зубов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Рахимов Анвар Кодирберганович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF THE ENVIRONMENT AND THEIR IMPACT ON THE INCIDENCE OF DENTAL CARIES IN CHILDREN

environmental education of the population is not just one of the most important tasks of modern society. This is a condition for his continued survival. Environmental education and training involves the formation of an ecological culture, respect for the natural environment and provision of environmental knowledge, prevention of dental caries.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАРИЕСОМ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАРИЕСОМ ЗУБОВ У ДЕТЕЙ

Рахимов А.К.

Рахимов Анвар Кодирберганович- студент, лечебный факультет, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: экологическое образование населения - не просто одна из важнейших задач современного общества. Это условие его дальнейшего выживания. Экологическое воспитание и образование предполагает формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природной среде и обеспечение экологических знаний, профилактика кариеса зубов. Ключевые слова: экология, окружающая среда, туберкулез, кариес зубов, болезнь.

ENVIRONMENTAL PROBLEMS OF THE ENVIRONMENT AND THEIR IMPACT ON THE INCIDENCE OF DENTAL CARIES IN CHILDREN

Rakhimov A.K.

Rakhimov Anvar Kodirberganovich - student, MEDICAL FACULTY, URGENCH BRANCH TASHKENTMEDICAL ACADEMY, URGENCH, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: environmental education of the population is not just one of the most important tasks of modern society. This is a condition for his continued survival. Environmental education and training involves the formation of an ecological culture, respect for the natural environment and provision of environmental knowledge, prevention of dental caries.

Keywords: ecology, environment, tuberculosis, dental caries, disease.

УДК 504.75

Актуальность: деятельность человека определяет эволюцию всей живой природы, нарушая исторически сложившиеся связи природных систем в ходе производственной деятельности. Человек, изменяя состояние равновесия природных систем, все чаще испытывает агрессивную ответную реакцию со стороны природы в виде ухудшения качественных характеристик воздуха, воды, уменьшения природных рекреационных ресурсов. Это прямо сказывается на здоровье и трудоспособности человека, ставит под угрозу дальнейшее развитие общества [1]. Быстрорастущая урбанизация резко осложнила в последние десятилетия экономические и экологические соотношения между обществом и природой, предопределила появление многих социально-гигиенических, социально-психологических и санитарно-демографических проблем, связанных со здоровьем человека [l]. Современный человек не может избежать влияния внешней среды, пусть даже преобразованной его деятельностью. Окружающая среда многофакторная и весьма обширная по своим потенциальным возможностям воздействия на организм человека с момента его рождения [3]. Острота экологических проблем во всем мире и очевидная взаимосвязь человека с проблемами окружающей среды являлись главной причиной разработки международных соглашений, договоров и формирования полного комплекса прав человека, прав на окружающую среду, включая и природную окружающую среду которая стала началом планомерного законодательства в данной области [2]. В ней сформулированы три принципа политики рационального использования окружающей среды: источников загрязнения; заблаговременной подготовки; кооперации. В данной программе особое внимание уделялось вопросам профессионального обучения молодежи. В ней говорилось, что у обучаемых индивидуумов необходимо сформировать в первую очередь экологически правильное поведение в их будущей профессиональной деятельности [3]. Следовательно, экологическое образование студентов - не просто одна из важнейших задач современного общества, - это условие его дальнейшего выживания. Поэтому так важно содержание этого образования, фундамент знаний которого должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности. Экологически грамотный человек будет знать, как уменьшить экологическую угрозу, как построить свою деятельность, чтобы не допустить разрушения природы и не позволить расточительно относиться к ее ресурсам [4]. Актуальность экологического образования молодежи в вузах республики заключается в том, что студенты не умеют грамотно оценить экологическую информацию, выделить принципиальные для конкретного региона неблагоприятные условия окружающей среды, указать возможные способы минимизации влияния негативных процессов на здоровье человека. Необходимость повышения экологической направленности образования будущих специалистов актуальна не только для тех, кто в своей профессиональной деятельности широко использует факторы окружающей среды для оздоровления

населения, при подготовке спортсменов, в педагогической работе в школе [5]. Туберкулез, вызываемый комплексом Mycobacterium tuberculosis, стал одной из ведущих причин смертности людей и животных [6]. Текущие исследования показывают, что передача туберкулеза в окружающей среде косвенно передается людям и животным с последующим воздействием на их благополучие [7]. Поэтому очень важно придерживаться единого подхода к охране здоровья для понимания роли туберкулеза не только во взаимодействии людей и животных, но и в окружающей среде, включая почву, воду, пастбища, воздух, пыль [8]. Экологическое образование как часть общей культуры в целом призвано способствовать формированию экологического сознания [9]. Основой является соблюдение норм общения с природой и природоохранная деятельность [10]. Знание экологических проблем позволит им полноценно участвовать в решении задач по формированию здорового поколения людей [11]. Главной проблемой, стоящей перед системой экологического образования является недостаточное обеспечение этой области знаний населения [12]. Это обусловлено как спецификой экологического образования и воспитания [13]. Вызванными недостатками организации и управления образованием населениях [14]. В настоящее время практически во всех странах мира принято считать, что основной методологической предпосылкой переориентации экологического сознания является переход от антропоцентризма к эгоцентризму и соблюдение условий устойчивого развития. Формирование нового типа экологического сознания осуществляется в процессе обучения и воспитания. Именно образование, понимаемое как обучение и воспитание, играет ведущую роль в осознании проблем окружающей среды, способствует установлению рационального и бережного отношения к ней [15]. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень заболеваемости и смертности по причине туберкулеза превышает аналогичные показатели в странах Европы в несколько раз [16]. В последние годы в нашей стране сложилась крайне опасная ситуация по туберкулезу[17]. Имеющая признаки эпидемии в отдельных регионах Хорезмской области [18]. Инфицированность микобактериями туберкулеза в регионах повышают участившиеся этнические конфликты и миграция населения [19,20]. В государственной политике по охране окружающей среды и рациональному природопользованию одним из условий осуществления стратегии устойчивого развития, оздоровления окружающей среды рассматривается экологическая грамотность природопользователей и всего населения.

Результаты и их обсуждение. Современные методы экологического мониторинга, изучение процессов, происходящих в окружающей среде, исследование биологических объектов предполагают широкое использование информационных технологий как для обработки результатов измерений, анализа накопленных данных, так и для информационной поддержки принятия решений, что создает предпосылки для моделирования процесса экологического образования в процессе физического воспитания. Полученные в процессе моделирования результаты позволяют построить динамическую модель системы физического воспитания в регионе с учетом субъективных и объективных факторов внешней среды Экологические факторы разнообразны и изменчивы, но в их воздействии на живой организм можно установить общие закономерности. Влияние различных состояний окружающей среды зависит от силы их воздействия. При оптимальной интенсивности воздействия каждый вид растений и животных живет нормально, развивается и размножается (экологический оптимум). Оптимальные значения состояния среды не одинаковы не только для организмов различных видов, но и для особей одного и того же вида, но разных по возрасту. При значительных отклонениях от оптимума, как в сторону повышения, так и в сторону понижения, жизнедеятельность организма угнетается, причем большинство индивидуумов существуют только при строго определенных значениях экологических факторов и с большим трудом приспосабливаются к их изменениям Доказано, что в связи с меняющимися экологическими географическими условиями окружающей среды изменяется состояние здоровья и физическое развитие не только детей, но и других слоев населения. Поэтому взаимосвязь экологической обстановки в городах и состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности учащийся молодежи представляет значительный интерес для изучения как экологами так работниками сферы здравоохранения и физической культуры. Экологические проблемы регионального и локального уровня ряда промышленных центров связаны с нарушением стабильности природных экосистем. Комплексная экологическая нагрузка на население Беларуси в результате радиационного заражения, увеличения транспортных потоков в городах, не снижающийся уровень химического загрязнения природной среды предприятиями нефтехимической промышленности привела не только к ухудшению состояния здоровья у почти 20% жителей, но и снижению общего уровня физической подготовленности. Увеличение заболеваемости взрослого населения в свою очередь привело к тому, что в Беларуси только 4% новорожденных появляются на свет без каких-либо отклонений, а 6% - с небольшими отклонениями в состоянии здоровья, 40% детей имеют большие отклонения от нормы, а остальные значительные отклонения и патологические изменения. Изменение состояния здоровья школьников под влиянием негативных факторов окружающей среды показали, что за последние 20 лет в у детей, приступающих к обучению в школе, в структуре морфофункциональных отклонений увеличилось число нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата (с 9,7 до 19,9%), сердечно-сосудистой системы (с 5,1 до 9,0%), нервной системы (с 15,2 до 21,2%); прибавились нарушения со стороны эндокринной системы (с 0,3 до 5,1%), болезней органов пищеварения. У каждого четвертого школьника, среди обследованных в отмечались проявления синдрома дезадаптации. Данные медицинских осмотров показывают, что продолжает увеличиваться число старшеклассников и первокурсников с различными отклонениями в здоровье, заболеваниями хронического характера. Около 40% юношей призывного возраста по состоянию здоровья не

могут нести воинскую службу. Данные медосмотра более ю о о первокурсников, ежегодно поступающих в Полоцкий государственный университет позволили заключить, что 12% студентов по состоянию здоровья относятся к специальной медицинской группе, 20% - к подготовительной и 2% освобождены полностью от обязательных занятий по физическому воспитанию. Анализ уровня и характера заболеваемости всех студентов ПГУ показал, что 34% из них имеют различные отклонения в состоянии здоровья от нормы. Наибольшее распространение среди студентов имеют заболевания органов дыхания, из чего можно заключить, что экологически неблагоприятная среда в виде загазованного атмосферного воздуха значительно влияет на состояние здоровья учащийся молодежи, причем в большей степени на функции дыхательной системы. Однако за последние годы характер заболеваемости студентов изменился. Так в учебном году у 43% студентов выявлены нарушения осанки и сколиозы, а в последующие годы этот показатель вырос до 59%-Далее следуют заболевания миопией слабой, средней и высокой степени и глазные патологии; которые в 2004/ 05 учебном году составляли 20,2% от общего числа заболеваний; а в дальнейшем увеличилось до 24%. Кроме названных, выявлено повышение количества желудочнокишечных заболеваний и мочеполовой системы; соответственно с 12% до 19,2%. Увеличение отклонений от нормы зафиксированы в состоянии сердечнососудистой (на 9,7%) и дыхательной систем (на 11,8%). В ходе дальнейшего исследования нами определялась зависимость между уровнем состояния здоровья и физической подготовленностью студентов, поступивших на первый курс из контролируемых регионов.

Выводы: студенты не умеют грамотно оценить экологическую информацию, выделить принципиальные для конкретного региона неблагоприятные условия окружающей среды, указать возможные способы минимизации влияния негативных процессов на здоровье человека. Одним из компонентов экологического образования будущих специалистов является повышение экологического сознания, экологического поведения. Знание экологических проблем позволит им полноценно участвовать в решении задач по формированию здорового поколения людей. Одним из компонентов теоретической подготовки студентов должна быть информация об индексе загрязнения атмосферного воздуха и других климатических условиях. Существует зависимость между уровнем физической подготовленностью студентов, состоянием здоровья и индексом загрязнения атмосферного воздуха в регионах, из которых они поступили.

Список литературы /References

1. Акимова Т.А. Экология. Человек - Экономика - Биота - Среда / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 566 с.

2. Акимова, Т. А. Экология. Природа - Человек - Техника / Т.А. Акимова, А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

3. Калыгин В.Г. Промышленная экология / В.Г. Калыгин. - М.: Академия, 2004. - 432 с.

4. Коробкин В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с. 6. Природопользование

5. Мазур И.И. Курс инженерной экологии / И.И. Мазур, О.И. Молдованов; под ред. И.И. Мазура. - М.: Высш. шк., 1999. - 447 с. 8. Экологические основы природопользования, С.П. А

6. А.К. Рахимов ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИИ ПРИАРАЛЬЯ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕГКИХ. Наука и образование сегодня2024, №2(79) - стр. 42-45. DOI 10.24411/24145718-2024-10204.

7. Рахимов А.К., Рахимова Г.К., Аскарова Р.И. Остаточные изменения в легких у детей и подростков после перенесенного инфильтративного туберкулеза (обзор литературы) // Научный аспект. - 2024. №2 том 29 -С. 3619-3629.

8. А.К. Рахимов и др. Арт терапия и исследование стилей литературных авторов с применением в творчестве и в живописи темы туберкулеза / Журнал Научный аспект 2024 год №4, том 36.

9. А.К. Рахимов Особенности течения туберкулеза с коморбидной соматической патологией среди жителей Хорезмской области / European research, 2024 г. - №2(84) стр. 34-37.

10.А.К. Рахимов Актуальность применения новых подходов к обучению студентов предмета фтизиатрия в медицинской академии / Проблемы педагогики 2024 г.№3(67).

11. Аскарова Р.И. Главные опасности заражения людей туберкулезом от домашних животных // European research. - 2023. - №. 3 (81). - С. 58-61.

12. Аскарова Р.И. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19/ журнал ACADEMY 1 (74) - 2023 - Стр. 58-61.

13. Аскарова Р.И. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по детской фтизиатрии/.2020гСерия высшее образование. Москва Инфра-М.2папшт.сот. - Стр. 42-59; DOI: 10.12737/1082951.

14. Аскарова Р.И. Социально-значимый туберкулез у детей дошкольного возраста. Журнал Наука, техника и образование - 2023 г. - №1 (84) - стр. 82-85.DOI: 10.24411/2312-8267-2022-10104.

15. Аскарова Р.И. Во Фтизиатрии арт терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами. Журнал Процветание науки. 2022 год - №2(8) - стр. 43-49

16.Аскарова Р.И. Мониторинг заболеваемости детей первичным туберкулезом в Хорезмской области. Журнал Re-health journal 2021 г, №2(10) стр. 238-242. DOI: 10.24411/2181-0443.

17.Аскарова Р.И. Gen-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование - 2021 г. - №1 (76) - стр. 45. DOI: 10.24411/2312-8267-2021-10101.

18. Аскарова Р.И. МАССОВОЕ ФЛЮОРОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ / Журнал Наука, техника и образование 2023 г. №1 (89) - стр. 86-89. DOI: 10.24411/2312-8267-2023-10110.

19. Аскарова Р.И. ПРОБЛЕМА ЗАБОЛЕВАНИЙ ТУБЕРКУЛЕЗА И ХРОНИЧЕСКИХ БРОНХОЛЕГОЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИАРАЛЬЯ / журнал Процветание науки 2021 год - №4(4) - стр. 53-59.

20.Аскарова Р.И. ЗАРАЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ОТ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ // International scientific review. - 2023. - №. XCII. - С. 26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.