Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ'

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туберкулез / обучение / актуальность / студенты / фтизиатрия / медицина / болезнь

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Анвар Кодирберганович

туберкулезтяжелое заболевание. Обучение в медицинской академии предмета Фтизиатрия осуществляется на основе государственных требований Республики Узбекистан к структуре основной образовательной программы. Проводимая в Узбекистане реформа предусматривает формирование для здравоохранения высококвалифицированных врачебных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ ПРЕДМЕТА ФТИЗИАТРИЯ В МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Рахимов А.К.

Рахимов Анвар Кодирберганович - студент, лечебный факультет, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: туберкулез- тяжелое заболевание. Обучение в медицинской академии предмета Фтизиатрия осуществляется на основе государственных требований Республики Узбекистан к структуре основной образовательной программы. Проводимая в Узбекистане реформа предусматривает формирование для здравоохранения высококвалифицированных врачебных кадров.

Ключевые слова: туберкулез, обучение, актуальность, студенты, фтизиатрия, медицина, болезнь.

Туберкулез, чахотка тяжелое, но излечимое инфекционное заболевание [1, 2]. Туберкулёз продолжает оставаться одной из наиболее актуальных социально-медицинских проблем в мире [3]. Туберкулез лидирует среди инфекционных болезней и представляя опасность для здоровья людей [4]. По данным Всемирной организации здравоохранения на планете проживает более 10 млн. человек, инфицированных туберкулезом [5]. Ежегодно регистрируется около 11 млн. новых случаев туберкулеза в мире [6]. Более 3 млн. умирает от заболевания туберкулезом, занимая десятое место среди причин смертности населения в мире [7]. Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению заболеваемости туберкулезом, страны Азии занимают лидирующую позицию [8]. В 2023 году показатель заболеваемости превысил среднереспубликанский в 1,1 раза [9]. Туберкулез - инфекционное заболевание, вызываемое палочкой Коха [10]. При туберкулезе чаще поражаются легкие [11]. Но могут и другие органы почки, лимфатические узлы, кости, глаза, кожа, головной мозг [12]. Основным источником инфекции является больной туберкулезом человек [13]. Палочки Коха выделяют микобактерии при кашле, чихании, разговоре вместе с капельками мокроты и слюны [14]. Вторым по значимости источником является больной туберкулезом крупнорогатый скот [15]. Заразиться туберкулезом может практически любой восприимчивый к данной инфекции человек [16]. Его трудно выявить, оно наносит серьезные повреждения организму, а потому смертельно опасно [17]. Заражение происходит достаточно легко [18]. Однако, своевременное обращение за медицинской помощью делают полное выздоровление [19, 20]. По оценкам, около четверти населения мира инфицировано бактериями Коха [21, 22]. Вероятность того, что у инфицированных людей в конечном итоге появятся симптомы туберкулеза и разовьется заболевание, составляет примерно 5-12% [23]. Инфицированные люди, еще не заболевшие туберкулезом, не могут его передавать [24]. Туберкулез обычно лечится антибиотиками и в отсутствие лечения может привести к летальному исходу [25]. В некоторых странах для профилактики туберкулеза младенцам или детям раннего возраста вводится вакцина бациллы Кальметта-Герена [26]. Вакцина обеспечивает профилактику [27, 28]. Использование современных педагогических технологий, обеспечивающих эффективную подготовку кадров по специальности «Фтизиатрия», создает условия для дальнейшей профессиональной деятельности после окончания интернатуры. Для качественной подготовки специалистов необходимо непрерывное профессиональное образование, направленное на поддержание знаний, полученных в период додипломной подготовки, дальнейшее обновление и умножение знаний, умений, практических навыков. Подготовка в интернатуре в современных условиях, прежде всего, направлена на самообучение и самоконтроль.

Цель обучения по «Фтизиатрия» - всесторонняя подготовка выпускника медицинского вуза для самостоятельной практической работы в качестве врача-фтизиатра. Теоретическое и практическое обучение проводится в соответствии с индивидуальным планом интерна, который составляется преподавателем-куратором в начале учебного года. Процесс педагогической деятельности с интернами состоит из нескольких компонентов (лекции, семинары, самостоятельная работа), которые взаимосвязаны и дополняют друг друга. При работе с интернами используются традиционные методы обучения, направленные в основном на приобретение и углубление знаний путем сообщения информации, ее воспроизведения и конкретных действий в соответствии с готовым алгоритмом. Используя эти методы обучения, преподаватель является носителем информации, ему отведена активная роль. Обучающийся, воспринимает информацию - пассивный слушатель. В результате интерны являются носителями большого объема научной информации, но, в ряде случаев, не могут решить конкретные ситуации при самостоятельной работе. Эти методы недостаточно охватывают звено познавательной деятельности обучающихся - мышление. Поэтому для повышения качества подготовки специалиста необходимо применение современных активных методов обучения, обеспечивающих творческую активность интернов, формирование и развитие профессионального мышления, способности к освоению новых способов профессиональной деятельности. Важно, чтобы интерн обладал необходимым набором компетенций для его трудовой деятельности фтизиатром. В подготовке фтизиатрии рассматривается важным составляющим семинарские занятия. Семинары рассматриваются как одна из эффективных форм обучения. Самостоятельная подготовка к семинару развивает умение интерна ориентироваться в научной медицинской литературе, находить главное. В процессе подготовки к семинару, а

также в результате выступления коллег-интернов, каждый интерн расширяет кругозор по дисциплине, получает навыки самостоятельного мышления и публичного выступления. В ходе проведения семинаров преподаватель определяет исходный уровень знаний интернов, проводит их коррекцию.Семинарские занятия у интернов значительно повышают уровень логического и клинического мышления, а также побуждают к постоянному самообразованию. В процессе семинарских занятий у интернов отмечается положительная тенденция в плане накопления опыта в свободной манере высказывать свое мнение, находить факты для отстаивания своей точки зрения, предлагать идеи. На семинарском занятии используются «деловые игры». «Деловая игра» - работа в команде. Этот педагогический прием важен в подготовке врача, так как формирует навыки работы в команде, умение высказывать свои мысли, выслушивать и уважать мнение коллег, рассуждать, вести дискуссию. В подготовке применяется решение ситуационных задач - метод конкретных ситуаций. Этот вид работы активизирует мыслительно-аналитическую деятельность интерна. Кейс-метод или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения задач-ситуаций. Кейс-метод активизирует мыслительную деятельность интерна, развивает аналитические и коммуникативные способности, создавая конкретные ситуации, требующие конкретного самостоятельного решения. Большой интерес проявляют интерны при использовании в процессе обучения метода «Мозговой штурм». Этот вид деятельности требует от каждого интерна максимального внимания, быстроты реакции по определению методов обследования пациента, диагностики, дифференциальной диагностики, сопоставлению клинической симптоматики, необходимости быстро принимать решения при неотложных состояниях. Функции преподавателя при использовании педагогического приема «деловая игра», решение ситуационных задач, «мозговой штурм» - быть консультантом, коллегой, создать партнерские отношения. Такая работа преподавателя с коллегам-интернам повышает самооценку обучающихся и в тоже время помогает им выявить и оценить свои ошибки, формирует предпосылки к самостоятельной работе, постоянному повышению профессионального мастерства. Поэтому преподавателю необходимо конструировать такие ситуации в деловой игре, которые выходят за рамки стандартной ситуации. Это в большинстве случаев создает у интернов мотивацию к поиску необходимой литературы, ее изучению. Для формирования профессионально значимых компетенций используется такой вид самостоятельной внеаудиторной работы интернов как подготовка нестандартных ситуационных задач, в которых заложены ошибки в плане обследования пациента, формулировке клинического диагноза, назначения лечения, проведении дифференциально-диагностических мероприятий. Коллегам-интернам предлагается найти ошибки в действиях врача, выяснить их возможные причины. В ходе разбора представленной ситуационной задачи проводится интерпретация анамнестических данных, результатов объективного, лабораторного, рентгенологического обследования пациента. Другим видом внеаудиторной самостоятельной работы по специальности «Фтизиатрия» являются задания по подготовке алгоритмов: «Диагностика туберкулеза органов дыхания у детей, взрослых, подростков», «Диагностика инфильтративного туберкулеза легких», «Диагностика диссеминированного туберкулеза легких». Представленные виды самостоятельной работы интернов являются активным средством воспитания личностных и компетентностных качеств фтизиатра. Таким образом, современные методы обучения создают условия, которые повышают и помогают им выявить, оценить свои ошибки и создают предпосылки к самостоятельной работе, постоянному повышению профессионального уровня.

Выводы: применение современных технологий при подготовке по специальности «Фтизиатрия» позволяет формировать грамотного фтизиатра, так как обществу необходимы качественные специалисты. Для подготовки специалиста, отвечающего современным требованиям, необходима совместная деятельность преподавателя, что является важнейшей составляющей в педагогической деятельности, Данная модель способна подготовить профессионально грамотного врача.

Список литературы

1. Брюхачева Е. О. и др. КЛИНИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУБЕРКУЛЕЗНОГО ПРОЦЕССА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КУЗБАССЕ //Вестник современной клинической медицины. - 2022. - Т. 15. - №. 6. - С. 23-28.

2. Абдугаппаров Ф.Б. Диагностика туберкулезного плеврита. 2023 - repository.tma.uz

3. Латипов Ф.Ш. и др. АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОСТЕОПЛАСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕСТРУКТИВНОГО ТУБЕРКУЛЕЗНОГО ОСТИТА КОРЕННЫХ ЗУБОВ // Вестник науки и образования. - 2024. - №. 3 (146)-2. - С. 42-46.

4. А. Егкаувуа, N. 02Ьвкоу, С. Касктапвуа, В. Огаюу журнал Проблемы педагогики. 2023 г.

5. Собирова Ш.И. Научный журнал проблемы педагогики - 2023 год.

6. Рахимов А.К. ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИИ ПРИАРАЛЬЯ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕГКИХ - журнал Наука, образование сегодня - 2024 г. - №2(79) - стр. 40-43.

7. Рахимов А.К. и др. Остаточные изменения в легких у детей и подростков после перенесенного инфильтративного туберкулеза (обзор литературы) // Научный аспект. - 2024. - С. 3619-3629.

8. Аскарова Р.И. Проблема заболеваний туберкулеза и хронических бронхолегочных заболеваний среди населения Приаралья. Журнал Процветание науки - 2021 год - №4(4) - стр. 53-59.

9. Аскарова Р.И. Во Фтизиатрии арт терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами. Журнал Процветание науки - 2022 год - №2(8) - стр. 43-50.

10.Аскарова Р.И. Мониторинг заболеваемости детей первичным туберкулезом в Хорезмской области. Журнал Re-health journal - 2021 г., №2(10) - стр. 238-242.

11.Аскарова Р.И. Массовое флюорографическое обследование населения Хорезмской области в целях выявления туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование - 2023 г. - №1 (89) - стр. 86-89. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://3minut.ru/images/PDF/2023/89/massovoe-.pdf.

12. Аскарова Р.И. Gеn-Expert исследование в диагностике деструктивного туберкулеза легких. Журнал Наука, техника и образование - 2021 г. - №1 (76) - стр. 45.

13. Аскарова Р.И. Социально-значимый туберкулез у детей дошкольного возраста. Журнал Наука, техника иобразование - 2022 г. - №1 (84) - стр. 82-85.

14.Аскарова Р.И. Своевременная диагностика острых респираторных инфекций у детей и подростков, а Хорезмском регионе. Журнал Вестник науки и образования - 2023 г. - №1(132) - стр. 82-85.

15.Аскарова Р.И. Проблемы обучения студентов высших учебных заведений в период пандемии covid-19. Журнал Academy - №1(74) - стр. 58-61.

16. Аскарова Р.И. Меры усиления борьбы с туберкулезом в Хорезмском регионе. Журнал кардиореспираторных исследований - 2022 год - 2(3), стр. 45-48. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.26739.2181-0974-2021-3-8

17.Аскарова Р.И. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИАРАЛЬЯ И ХОРЕЗМСКОЙ ОБЛАСТИ // Central Asian Journal of Medical and Natural Science. - 2024. - Т. 5. - №. 1. - С. 296-300.

18.Аскарова Р.И. (2023). Роль генетических факторов в развитии туберкулеза у больных. Журнал биомедицины и практики, 2021 год - том 6 №3(3/1), стр. 435-439. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.26739/2181-9300-2021-3-6620.

19. Аскарова Р.И. Задания для самостоятельной работы и контроля знаний студентов по детской фтизиатрии - 2020 г. - Москва Инфра-М^ттитхот. Стр. 42-59. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=358336.

20. Аскарова Р.И. Туберкулез почек в Хорезмской области. Журнал вестник врача, 2020 г. - 1(3), стр. 16-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/doctors_herald/article/view/1999

21. Аскарова Р.И. Проблема деструктивного туберкулеза с множественно-устойчивыми формами на современном этапе в Хорезмской области. Журнал кардиореспираторных исследований, Special issue S1-1.1; 2022 год - стр. 220-224; Doi10.26739/2181-0974.

22. Аскарова Р.И. В фтизиатрии Арт терапия как наилучший метод лечения в работе с детскими проблемами. Журнал кардиореспираторных исследований - 2022 год - Special issue S1-1.1. Стр. 496-499. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sammu.uz/uz/article/1332/download; Doi10.26739/2181-0974.

23.Аскарова Р. (2022). Применение арт-терапии у пожилых пациентов, больных туберкулезом. in Library, 22(2), 62-67. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/22046.

24. Аскарова Р. (2021). Влияние аральского кризиса на здоровье населения в Хорезмской области. in Library, 21(3), 80-87. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inlibrary.uz/index.php/archive/article/view/22043.

25. Аскарова Р.И. ВЛИЯНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ВОЗДУШНО-КАПЕЛЬНЫМИ ИНФЕКЦИЯМИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ И РЕЙТИНГ СТУДЕНТОВ. Журнал Биология и экология - Том 5№1 - стр.13 -16.

26. Аскарова Р.И. Выявление основных факторов распространения туберкулеза среди населения Хорезмской области. Журнал Scientific Practical journal. Ташкент / 2022 год - №2-стр. 42-45.

27. Аскарова Р.И. Эффективность использования арт терапии у детей, больных туберкулезом. Журнал Новый день в медицине. BSMI.1-5(37) - 2021 год - стр. 5-9.

28. Аскарова Р.И. Опасные социально-экономические факторы риска, влияющие на развитие туберкулеза у детей и подростков в Приаральском регионе. Журнал Инфекция, иммунитет и фармакология - 2023 г. -№2 часть 1 - стр. 48-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.